священник Александр Кандарицкий Отдел четвёртый. Об учении поповщинских толков 63. Примерный план вступительной речи о церкви Поповщинские толки по своему церковному устройству не имеют ни полноты трёхчинной иерархии, ни святых седми спасительных церковных таинств. Беглопоповцы совершенно не имеют епископского чина и довольствуются священниками, бежавшими от православной церкви; а приемлющие австрийскую иерархию, выделившуюся из среды беглопоповцев в 1846 году при переходе к ним греческого митрополита Амвросия, также должны признаться, что в продолжение 180 лет у них не было епископского чина, а с ним и присвоенных званию епископа действий; прекратилось таинство хиротонии, освящения мира, антиминсов, храмов и прочее. При собеседовании с поповцами необходимо поэтому всегда ставить на вид им, что в истинной церкви Христовой от времён апостольских преемственно и непрерывно должна существовать трёхчинная иерархия и что без этого церковь не могла бы именоваться неодолённой вратами адовыми. Это необходимо для того, чтобы ослабить силу их доказательств, что будто бы церковь временно может существовать без епископа – толкование приемлющих австрийское священство, или – с двумя последними чинами – толкование беглопоповцев. Для опровержения таких заблуждений следует сказать приблизительно следующее: Священная иерархия церкви Христовой, по свидетельству святого апостола Павла, ведёт своё начало от Самого Господа: бо инаг никтоже можетъ положити паче лежащаг, хртосъ ( 1Кор.3:11 ). Он есть первый Иерарх и единый по существу Архиерей. Но так как никтоже самъ себ честь, но званный бга, коже и аарнъ. Так и хртосъ не себ прослави быти первосщенника, но главый къ нем: снъ мой ты, азъ днесь родихъ т: коже и инд глетъ: ты сщенникъ во вкъ по чин ( Евр.5:4–6 ). Сей Первосвященник, «отходя на небеса, не восхоте достояние свое (святую церковь ) оставити на земли неустроенно», но поручил оное истинным пастырям – апостолам и по них преемникам их служения – архиепископам и епископам, – «имъ же и спребывати даже до века сотвори» («Книга о вере», лист 59; у Озерского часть 1, с.78).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Скачать epub pdf Глава 33. Проповедь Евангелия – долг и призвание пастыря ...И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк. 16:15 ). Эти слова Христа Спасителя обращены непосредственно к апостолам. Точно так же обращены они к тем, кто берет на себя апостольское служение, прежде всего к епископам и поставленным ими священникам. В более широком смысле обращены они ко всем христианам. Всякий человек, просвещенный светом Христовым, должен нести его другим. Но любой человек вправе спросить себя: могу ли я проповедовать, достоин ли я говорить о Боге, не беру ли я на себя задачи, которая мне не по силам? Однако тот, кто дерзает принять благодать Священства, уже не может задавать себе такие вопросы. Их следовало решать раньше, до принятия сана. Проповедь Евангелия всему миру – одна из непосредственных его обязанностей. Но как проповедовать всему миру, когда священник связан своим служением с одним храмом, и его проповедь ограничена его стенами? Пусть так, но ведь мир, желающий слушать Евангелие, сам приходит в храм. Он собирается отовсюду – от разных семей, разных домов, разных улиц, разных деревень. И до этого мира нужно донести пастырю евангельское слово, и здесь, в храме, предстоит ему исполнить неотмененную и неотменимую заповедь Христову. Ни на одном из его служений эта заповедь не должна оставаться лишь благим, но забытым пожеланием. Конечно, в широком толковании всякое действие в храме, которое совершает священник, уже есть проповедь. Проповедь – Божественная Литургия. Проповедь – Всенощное бдение. Проповедь – таинство Крещения. Проповедь – слово перед исповедью и сама исповедь. Проповедь – молебен. Проповедь – само одеяние священника и крест на его груди. Но все эти проповеди совершаются как бы независимо от личности священника, от его человеческой воли, которая должна быть едина с волей Божией, от его разума, который должен служить Богу, от его вдохновения, которое свидетельствует о его вере. Здесь проповедуют: чин, устав, обряд, Таинство, внешние знаки священнического сана. Такая проповедь – проповедь всей Церкви, к которой пастырь должен добавить и свой собственный человеческий голос. Здесь речь идет об одном конкретном и необходимом пастырском деле – проповеди Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Сочинения Н. Д. Тальберга. Святая Русь. «Приложи ухо к родной земле, русский человек, – что она говорит тебе? От праведной княгини Ольги, от равноапостольного князя Владимира и до дней Серафима Саровского , и до дня настоящего и на будущие века – все мудрые вожди народа думают и говорят одно... Они учили своих современников и их потомков одинаково: и князья, и цари, и святители, сидевшие на церковных кафедрах, и отшельники, скрывавшиеся среди лесов и островов морских, и военачальники, и воины, и бояре, и простецы. Все они учили взирать на жизнь эту, как на проходной двор к жизни будущей; охранять неповрежденною апостольскую веру; блюсти чистоту нравов и правдивость слова; чтить царей и ими поставленных... не перенимать развратного обычая иноземцев, но хранить чин отеческий, исполненный смиренномудрия, простоты и любви евангельской; стоять безбоязненно за родную землю». Митрополит Антоний (Храповицкий) . Неведомы те пути, по которым Промысл Божий ведет нас, грешных людей, и целые народы. Особенно жестоким и наиболее продолжительным было десятое гонение против христиан во время совместного правления римских императоров Диоклетиана и Максимилиана. В 306 г. импер. становится Kohcmahmuh I. В 321 г. он двинулся из Галлии освобождать Италию, стонавшую под гнетом злого и корыстолюбивого Максентия. Последний противоставил Константину огромныя силы. Когда освободительная рать приблизилась к Риму, вдруг среди белого дня, Константин и его воины ясно увидели на небе сияющий крест, изображенный звездами, с надписью «сим побеждай». Все устрашились. Крест употреблялся у римлян, как самое безчестное орудие казни. Видение креста признано было дурным предзнаменованием. В ту же ночь Константину явился Христос и велел сделать знамя на подобие креста, изобразив таковой на оружии, щитах и шлемах воинов. Константин уверовал и дал соответствующее распоряжение. Войско Максентия было разбито: сам он, спасаясь бегством, утонул в Тибре. Когда, позднее, в Риме была воздвигнута статуя в честь Константина, то он велел утвердить в руке стоявшего длинное копье, кончавшееся крестом, и сделал надпись «Сим спасительным знамением истинного мужества я освободил град ваш от власти тиранов, возвратил сенату и народу римскому свободу, честь и великолепие». Крест был прославлен. Волею Господнею именно Константину определено было начать новую эру в истории человечества. Началось свободное исповедание христианами их спасительной веры. Создался христианский мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Словарь терминов для журналистов Духовенство, церковная иерархия Алтарник – см. пономарь. Апстол (греч. «посланник») - ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. В узком смысле термин апостол относится к двенадцати непосредственным ученикам Христа; в более широком - также и к 70 ближайшим сподвижникам Его Церкви, называемым также апостолами от семидесяти. Архидиáкон - старший диакон в монашествующем духовенстве, то есть старший иеродиакон. Звание архидиакона дается в качестве награждения. В Русской православной церкви архидиакон, служащий при патриархе, именуется Патриаршим архидиаконом, он единственный из архидиаконов принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях старший диакон также имеет сан архидиакона. Архиепископ (греч. «старший среди епископов») - первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархии. Епископы, управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. Впоследствии архиепископами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул " архиепископ " является почетным, предшествует титулу " митрополит " . Архиерéй (греч. старший священник, начальник священников) - священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. Имеет благодать совершать все таинства и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. Согласно учению Церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен, таким образом, в Церкви осуществляется благодатная преемственность. Согласно 12 правилу VI Вселенского собора (680-681 гг.), архиерей должен быть безбрачен; в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства. Архимандрúт - монашеский чин. В настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству, соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. Благочúние  -  часть епархии, объединяющая группу приходов и церквей, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга. Возглавляется благочúнным - священником, назначенным епархиальным архиереем для наблюдения за церковноприходской жизнью храмов благочиния.            

http://old.sinfo-mp.ru/123.html

Содержание " ЭКЗОРЦИЗМ " Алексей ОСИПОВ, профессор Московской духовной академии Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его в христианской практике – крещение, причащение, венчание или монашеский постриг по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом говорит Господь (Мк. 16,16).      Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (например, в Московской епархии) благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. (Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется благословение епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитывание превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного.) Лаодикийский собор (364) постановил: " Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах... " (пр. 26). Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный характер имеет новая практика, так и о духовном состоянии отчитывающих. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: " А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения... Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями... " [ 1 ]      Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. " Постановлени апостольские " (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что " славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, наитием Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем " . В V в. экзорцисты уже не упоминаются [ 2 ]. Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра Могилы (XVII в.) католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Соответственно понятию о Теле и Крови, православною Церковью принято за правило, 1) чтобы в литургии для евхаристии хлеб был чистый, квасный, пшеничный, 2) чтобы вино было виноградное, красное, чистое, не смешанное ни с какою другою жидкостью, и только во время совершения самого таинства к вину присоединена была вода. Еще в одном из правил апостольских замечено, что священнослужитель, приносящий к таинству евхаристии, вместо вина, какой-либо другой напиток, подлежит извержению (апост. 3). О соединении же вина с водою положено было особое правило на VI вселенском трулльском соборе. «До сведения нашего дошло, сказано в правиле его, что в армянской стране совершающие безкровную жертву, приносят на святой трапезе едино вино, не растворяя онаго водою, приводя в свое оправдание учителя Церкви Иоанна Златоустаг о, который в толковании на евангелие от Матфея глаголет сие: чего ради не воду пил воскресший Господь, но вино? для того, да с корнем исторгнет иную нечестивую ересь. Ибо как суть некие, употребляющие в таинстве воду: того ради указует, яко вино употребил и тогда, когда таинство преподавал, и по воскресении, когда предлагал простую трапезу, без таинства, и, указуя на сие, глаголет: от плода лознаго ( Мф.26:29 ), лоза же виноградная вино, а не воду производит. Из сего выводят, якобы сей учитель отвергает присоединение воды во святом жертвоприношении. Того ради, дабы таковые не были отныне одержимы неведением, мы открываем православное разумение сего отца. Понеже существовала древняя злая ересь идропарастатов, то есть, водоприносителей, которые в своем жертвоприношении, вместо вина, употребляли единую воду: то сей богоносный муж, опровергая беззаконное учение таковой ереси, и показуя, что они идут прямо против апостольского предания, употребил вышеприведенныя слова. Ибо и он своей Церкви, над коею вверено было ему пастырское правление, предал, присоединяти к вину воду, когда надлежит совершати безкровную жертву, указуя на соединение крови и воды, из пречистаго ребра Искупителя нашего и Спасителя Христа Бога истекшее, к оживотворению всего мира и ко искуплению грехов. И во всех церквах, где сияли духовныя светила, сей богопреданный чин сохраняется. Понеже и Иаков, Христа Бога нашего по плоти брат, коему первому вверен престол иерусалимския Церкви, и Василий кесарийския Церкви архиепископ, коего слава протекла по всей вселенной, писменно предав нам таинственное священнодействие, положили в божественной литургии, из воды и вина составляти святую чашу. И в Карфаген собравшиеся, преподобные отцы, сии точно слова изрекли: да не приносится во святом таинстве ничто более, точию Тело и Кровь Господня, якоже и сам Господь предал, то есть, хлеб и вино, водою растворенное. Аще же кто, епископ, или пресвитер, творит, не по преданному от апостолов чину, и воду с вином не соединяя, сим образом приносит пречистую жертву: да будет извержен, яко несовершенно таинство возвещающий, и преданное нововведением повреждающий» (VI вселенск. пр. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Так святой Игнатий и был назван Богоносцем, потому что он был носим руками Воплощенного Бога, а также и потому, что он носил Бога в сердце своем и в устах 8578 , будучи сосудом, подобным святому Апостолу Павлу, сосуду избранному, чтобы носить имя Божие перед народами и царями. Он был сначала учеником святого Иоанна Богослова 8579 , вместе со святым Поликарпом , епископом Смирнским 8580 . Затем советом всех святых апостолов он был поставлен епископом в Антиохии, где ранее, чем в других местах, появилось имя христианское 8581 . Приняв управление церковью, он не щадил сил своих для проповеди благочестия, являя во всем апостольскую ревность. Сей святой иерарх установил в церкви петь божественные песни на два лика или хора, подобно ликам ангельским, ибо сподобившись Божественного откровения, он видел, как ангельские лики пели попеременно: когда один пел, то другой молчал, когда же пел другой, то первый слушал, когда один кончал песни, другой начинал, таким образом ангельские лики прославляли Святую Троицу, как бы передавая друг другу песнопения. Получив такое откровение, святой Игнатий установил сей порядок священных песнопений сначала в своей Антиохийской церкви, а отсюда сей прекрасный чин был принят и во всех церквях 8582 . Сей Богоносный архиерей был добрым правителем церковных чинов, совершенным служителем Христовых таинств 8583 , а после и мучеником, отданным на съедение зверям, о чем будет сказано далее. В тяжелой войне со скифами 8584 царь Траян одержал победу. Полагая, что он стал победителем врагов при помощи своих языческих богов, Траян пожелал за это возблагодарить их повсеместными жертвами, дабы и в будущее время боги благополучно устроили его войны и царствование. Тогда воздвиглось сильное гонение на христиан. Царь узнал, что христиане не только не желают принести жертвы языческим богам, но и хулят их, обличая их ложность, и потому повелел повсюду убивать христиан, не повинующихся его повелению. Когда же сей царь отправился на другую войну против армян и парфян, то пришлось быть ему в Антиохии, и тут святой Игнатий Богоносец был оклеветан перед ним за то, что Христа, осужденного Пилатом на смерть и распятого на кресте, он почитает как Бога и устанавливает законы о сохранении девства, о презрении к богатству и всему, что приятно в жизни 8585 . Услыхав о сем, Траян призвал святого и перед всем своим синклитом сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Колоссаям, читаемый в двадцать девятую неделю (Кол.3:4–11) Всякое вещественное здание тогда бывает непоколебимо и твердо, когда архитектон положит под оное твердое и незыблемое основание. Нравственный архитектон Павел твердое и незыблемое основание положил духовному зданию нравственного своего наставления – истину и верность второго Иисус Христова явления, и что предстанут тогда люди пред Божественною Его славою. На сем крепчайшем основании устроил и утвердил он весь состав спасительного своего нравоучения, исчислив виды греха, наименовав оные ветхим человеком и завещав нам, совлекшись оного ветхого, облещись в человека нового, который есть истинный образ Божий. Убеждает же таковое учение всякий ум и подкрепляет всякое сердце человека. Ибо ежели никто не дерзает предстать пред лице земного Царя в одеждах измаранных, но одевается сперва в одежды чистые, и украшается сколько возможно лучше, потом предстает лицу его: то как мы дерзнем явиться пред лицем Царя царствующих Иисуса Христа, ежели прежде не омоем нечистоту греховную и не украсимся светлостию добрых дел? А что сие одеяние делает нас достойными предстать лицу Спасителя нашего, то подтвердил, сказав, что ни на род, ни на достоинство, ни на чин, ни на другое что-либо, что мир почитает великим или малым, не взирает Бог, но только на дела добродетели. Послушайте, братия мои, толкование сих Богодухновенных слов, чтобы силою Божественной благодати просветившись, сложить с себя скверную одежду греха и воспринять чистое и брачное одеяние добродетели, и таким образом чтобы явиться вам в день суда пред лице Иисус Христово в позлащенные ризы благих дел одеянными и преукрашенными, явиться достойными стать в лик Святых и приобщиться вечного Царствия. Кол.3:4 . Братия, егда Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе. До страдания и воскресения Иисус-Христова души человеческие по причине прародительского греха мертвы были, яко лишенные Божественной благодати: и тела их по смерти не восставали, но пребывали вечно мертвыми и разрушившимися.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Фото: Служба коммуникации ОВЦС 25 февраля 2013 г. 16:00 Состоялась интронизация Патриарха Болгарского Неофита Патриарший Избирательный Церковно-народный Собор, состоявшийся вчера в Софии, избрал Митрополитом Софийским и Патриархом Болгарским митрополита Русенского Неофита . Выбор был сделан из трех кандидатов, определенных Священным Синодом Болгарской Церкви. Кроме избранного иерарха на трон претендовали митрополиты Старозагорский Галактион и Ловчанский Гавриил. По результатам голосования митрополит Неофит во втором туре набрал 90 голосов, сообщает официальный сайт Болгарской Православной Церкви . После процедуры избрания в соборе святого благоверного князя Александра Невского в Софии состоялась интронизация нового Патриарха. Секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископ Стобийский Наум огласил Акт о состоявшемся избрании, после чего на митрополита Неофита были возложены знаки Патриаршего достоинства и был совершен чин интронизации нового Патриарха Болгарского. На интронизацию в Софию прибыли представители всех Поместных Православных Церквей. Русскую Православную Церковь представляла делегация в составе председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова и секретаря ОВЦС по межправославным отношениям протоиерея Игоря Якимчука. В храме присутствовал также настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев). «Я, недостойный, был выдвинут на патриарший престол, чтобы встать на путь высокоответственного служения Болгарской Православной Церкви. Высокий церковный пост предрасполагает к проявлению гордости, но осознание слабости сил человека приводит нас к смиренной молитве. Тяжел крест, который Господь и Святая наша Церковь водрузила на скромные мои плечи. Но с упованием на апостольские слова молю о Божьей силе, которая в немощи проявляется, поскольку когда я немощен, тогда я силен», — приводит ИТАР-ТАСС слова первого послания новоизбранного Патриарха Неофита.

http://e-vestnik.ru/news/sostoyalas_intr...

ЦВ 20 (441) октябрь 2010 /  7 октября 2010 г. Состоялось наречение архимандрита Геннадия (Гоголева), настоятеля Вознесенского кафедрального собора г. Алма-Аты, во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии. 7 октября в канун дня памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, в Тронном зале Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Геннадия (Гоголева), настоятеля Вознесенского кафедрального собора г. Алма-Аты, во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии. Слово архимандрита Геннадия (Гоголева) при наречении в епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри! Благоволением человеколюбивого Бога, избранием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви надлежит мне, грешному, слабому телом и духом человеку, воспринять от ваших рук огненную благодать Пятидесятницы, призывающую меня к архиерейскому служению. Сердце мое смятеся во мне, страх и трепет прииде на мя... (Пс. 54, 5–6) — именно эти слова Псалтири передают нынешнее мое состояние духа. В трепет приводят меня мысли о моем недостоинстве, о моих душевных немощах и физических болезнях. Со смущением и страхом предстою я ныне пред вами, милостивые архипастыри. Но едва подниму глаза и обращу взор на святыню предстоящего мне служения, как смущаюсь и переживаю еще более — ибо апостольская благодать, даруемая в сем таинстве, столь велика и значительна, что простое осознание этого факта способно привести в крайнее смущение самую бесстрашную душу. «Люди, живущие на земле и еще принадлежащие ей, поставлены распоряжаться небесным», — свидетельствует святитель Иоанн Златоуст о высшем таинстве священства. Где найти подкрепление, вступая на поприще столь ответственного служения? Слово Божие и опыт Церкви дают ответ на этот вопрос. И ответ этот состоит в следующем: душевные и физические немощи наши, располагая нас ко смирению и пробуждая в нас непрестанное покаянное чувство, могут послужить нам во благо, чтобы совершая служение, не уповать на свои силы и таланты, но стремиться быть послушным орудием Бога и Его Святой Церкви. Осознавая эту простую и высокую истину, найду ли сегодня силы произнести вместе со святым апостолом Павлом столь утешительные и ободряющие слова: Сладко да похвалюся в немощех моих, да вселится в мя сила Христова (2 Кор. 12, 9)?

http://e-vestnik.ru/church/441sostoyalos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010