Свое лжеучение иудействующие прикрывали авторитетом апостолов, хотя последние не поручали им учить так (ст. 24). Поэтому Церковь Антиохийская за решением возбужденного вопроса и положила отправиться в Иерусалим, во-первых, Павлу и Варнаве, как главным проповедникам и в слове, и в деле свободы христиан от ига законного и потому лично заинтересованным в исходе открывшейся борьбы внутри самой христианской Церкви; во-вторых, некоторым другим членам Антиохийской Церкви, которые бы могли быть беспристрастными свидетелями для своих братий о том, что произойдет с их приходом в Иерусалим и что скажут по возбужденному вопросу иерусалимские апостолы и вся Иерусалимская Церковь с своими предстоятелями-пресвитерами 30 . 3 Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях. 4 По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам. 5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев. 3–5. Павел и его спутники отправились в Иерусалим и, проходя Финикию и Самарию, во всех братиях основанных там Церквей производили радость великую вестью об обращении язычников, совершенном их апостольскими трудами. С тою же вестью они прибыли к апостолам и пресвитерам Иерусалимской Церкви, которою и были радушно приняты. Но некоторые уверовавшие из фарисейской секты восстали, слушая рассказ об обращении язычников, и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев. Такая встреча учения о свободе христианской религии внушила апостолу Павлу действовать осмотрительно. Прежде нежели предложить вопрос на рассмотрение общего церковного собрания, апостол Павел (как об этом он говорит в Послании к Галатам. 2, 2) предложил наедине первейшим апостолам благовествование, которое он проповедовал язычникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Такое покаяние заклинателей, чародеев и гадателей произвело огромное впечатление на их сограждан. Так что множество эфесян обратилось ко Христу. Устроив Эфесскую Церковь, апостол Павел стал помышлять о новых путешествиях, желая вновь посетить Македонию и Ахаию, впоследствии намереваясь, вновь посетив Иерусалим, отправиться в Рим. Но как раз в это время в Эфес из Коринфа возвратился Аполлос; он рассказал апостолу Павлу и его сотрудникам о нестроениях в Коринфской Церкви. Слова Аполлоса подтвердили и другие коринфские христиане, приехавшие в Эфес. Кроме того, по предположениям исследователей, от лица Коринфской Церкви апостолу Павлу было направлено некое послание, содержавшее в себе ряд вопросов. Следствием всего этого стало первое Послание к Коринфянам. Языческое возмущение в Эфесе Отправив в Македонию своих учеников Тимофея и Эраста, Павел решил сам на некоторое время задержаться в Эфесе. Как раз в это время в городе случилось языческое возмущение. Местные ювелиры делали серебряные макеты храма Артемиды и продавали их почитателям этой богини. Но с началом христианской проповеди в Эфесе число таких почитателей и паломников значительно уменьшилось. Возмущенный таким положением дел, серебряных дел мастер по имени Димитрий, делавший серебряные модели храма Артемиды и имевший много работников, собрал своих коллег и сказал им: Друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная (Деян. 19, 25–27). Другие ремесленники поддержали Димитрия; они толпой вышли на улицу и начали кричить: «Велика Артемида Эфесская!» Возмущение тотчас распространилось по всему городу. Толпа захватила двоих спутников апостола Павла, Гая и Аристарха, и потащила их в театр, служивший местом сборищ для народа. Апостол Павел хотел было сам выйти к разяренной толпе, дабы защитить своих спутников, но верующие не пустили его. Местные начальники, уважая апостола, также просили его не показываться толпе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

– Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился: Рим, эта столица мира, давно предносилась взору Павла, как вожделенная цель деятельности его апостольской ( Деян.19:21 ; Деян.23:11 ; Рим.1:9 и дал.), и вот теперь он приближается к нему, но – как узник. Как естественно, что в таком положении, при виде братий, пришедших из этого самого Рима встретить его, свидетельствуя тем свою любовь и уважение к нему, он исполнился чувством благодарности к Богу! Он может быть опасался, что узничество его смутит братий римских и послужит препятствием его апостольской деятельности в столице мира, и – вот эти братья простирают к нему свою любовь еще тогда, когда он не пришел в город: апостол ободрился, увидев в этом добрый залог, что узничество его не будет большим препятствием к деятельности его здесь. «Смотри, как и он испытал при этом некоторое человеческое чувство. Тот, кто совершил столько чудес, при виде братий ободрился. Отсюда мы видим, что он по-человечески получал и утешения и огорчения» (Злат.). – Сотник передал узников военачальнику: т.е. одному из так называемых префектов преторианцев (таковых обыкновенно было два), на обязанности которых между прочим лежало принимать и сохранять прибывавших из провинций на суд Кесарев лиц. – Павлу позволено было жить особо: отдельно от других узников, в особом помещении и свободно (ср. ст. 30–31), только с воином, стерегущим его, вероятно, преторианцем, который надзирал за ним по обычаю римскому (ср. прим. к Деян.24:27 ). Такая свобода предоставлена была узнику Павлу, вероятно, вследствие добрых отзывов о нем Феста ( Деян.25:26–27 )и сотника Юлия. Двукратная беседа Павла с римскими иудеями (17–29) 17. Чрез три дня, Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян. 18. Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти. 19. Но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у Кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Христианство внесло в мир новый взгляд на человека и его предназначение. При этом одни идеи были родом из Ветхого Завета, другие – специфически новозаветные. Особое место в изложении этих новых идей принадлежит апостолу Павлу, затронувшему в своих 14-ти Посланиях ряд антропологических тем. Отметим, что ветхозаветному пониманию личности чужды платонически-спиритуалистические настроения. Библейский взгляд на человека как некое психофизическое единство противоположен во многом дуалистическому противопоставлению души и тела. «Абстрактному, аналитическому и дуалистическому пониманию Греков Иудейство противополагает теистическое, конкретное, религиозное. Греческий интеллектуализм сталкивается с ветхозаветным волюнтаризмом». 227 Ап. Павел был, как известно, фарисеем и большим знатоком Закона, но его язык выходит за рамки иудейской традиции. Нельзя однозначно определить был ли ап. Павел дихотомистом? Многие его выражения, да и вся ветхозаветная традиция свидетельствуют об этом. Но известный его текст: 1 Фесс. 5, 23 говорит об обратном: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится...». Апостол, признавая плоть орудием греха, никогда не дает повода считать телесное начало в человеке греховным по существу: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа...? ...Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божие». ( 1Кор. 6, 19 – 20 ); «...представьте тела ваши в жертву , святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего...» (Рим., 12, 1). Это светлое отношение к телу навсегда освободило восточнохристианскую аскетику от спиритуалистического гнушения плотью, хотя соблазн к этому никогда не умирал вполне. Согласно Павлу, центром внутренней жизни человека является сердце – наиболее близкий ветхозаветный аналог нашего понятия «личности». Говоря о человеке, апостол использует также термины: «дух», «душа», «плоть», «тело», «ум», «совесть», проводя при этом разделение человека на «внутреннего» и «внешнего» ( 2Кор. 4, 16 ). В конечной судьбе человека ап. Павел различает смерть физическую ( Рим. 5, 12; 6, 21 – 23 ; 2Кор. 1, 9 – 10 ) от смерти духовной ( Рим. 7, 10; 8, 6 ) и от смерти вечной как окончательного разрыва с Богом ( 2Кор. 2, 15 – 16 ). Он учит также о будущем прославленном состоянии твари ( Рим. 8, 18 – 23 ), когда будет Бог «всяческая во всем» ( 1Кор. 15, 28 ). Это дает возможность последующим писателям развивать темы апокатастасиса твари и теозиса человека.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

«Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф. 5: 25 ). Не подтверждают ли эти слова, что в послании к Ефесянам есть некоторое обособление (objectivation) Церкви по отношению ко Христу, которое уже содержится в учении о Христе как «Главе»? Если это так, то тогда, конечно, надо искать источник учения «посланий из уз» в гностицизме. А это разрешило бы вопрос о принадлежности этих посланий апостолу Павлу, духу которого гностицизм был полностью чужд; чужд еще больше, чем греческая философия. Гностицизм, даже в той форме, в какой он существовал в иудаизме, совершенно не соответствовал мышлению апостола Павла. Я не ставлю себе целью определить здесь различия между апостолом Павлом и гностицизмом и ограничусь по этому поводу лишь несколькими словами. Дуализм отсутствует в мысли апостола Павла. «...Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит ( Кол. 1: 16–17 ). Эта мысль находится в полной гармонии с прологом евангелия от Иоанна: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин. 1: 3 ). Такие совпадения между различными текстами не могут быть приписаны случаю, но доказывают, что содержащееся в них учение было общим достоянием первоначальной Церкви. Им было все создано в первом творении, и Он же творит все во втором творении. Начало этого нового творения было положено в смерти, воскресении и вознесении Христа. Как побег и «первенец из мертвых», Он Спаситель: «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель ( σωτρ) тела» ( Еф. 5: 23 ). Спасителем, по апостолу Павлу, был Иисус, который родился в правление Августа, который пострадал при Понтии Пилате, который воскрес и вознесся на небо, где Он сидит одесную Отца, но это вовсе не «небесный человек». Церковь – не эон, ниспавший из плеромы: она создана Христом и стала Его Телом после Пятидесятницы. 4 . Будучи членами Церкви, мы – «члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» ( Еф. 5: 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Человеколюбие сотника Юлия к Павлу (27:3) уже открывает смягченность его сердца в отношении апостола. Конечно, «кормчему и начальнику» малого корабля он еще доверял «более, нежели словам Павла» (ст. 11), знавшего тайны Небесного Кормчего жизни. Этого Кормчего Юлий не знал, и оттого много трудного пережил на своем пути. Чрез сотника Юлия Рука Божия удержала взволнованных, во время крушения корабля, воинов от пролития крови, и апостола, и других узников. Час Божий еще не настал для них. Снова Юлий, «желавший спасти Павла», является его ангелом, помощником того Ангела Божьего (ст. 24), который ночью явился Павлу и сказал ему: «не бойся, Павел; тебе должно предстать пред Кесаря». Жители острова (гл. 28). Мало интересно изыскивать, к какому племени принадлежали жители острова Мелита (Мальты), когда кораблекрушение выбросило на этот остров ап. Павла и его спутников. Достойна примечания религиозность жителей этого острова. Она проявляется двояко: во-первых, эти «иноплеменники» (28:2) «оказали немалое человеколюбие», по свидетельству Луки. «Они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас, всех путников, выброшенных на их берег». У костра, во время происшествия с ядовитой змеей (ст. 36), выявилась другая сторона религиозности этих язычников. Увидав «висящую на руке» ап. Павла змею, они говорили друг другу: «верно этот человек убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить..». Какое ясное понятие о законе Божьего Правосудия. В своей детской вере в близость и реальность суда Божьего над человеком, во всех обстоятельствах его земной жизни, эти примитивные люди ближе к Богу, чем многие последователи современного отвлеченного христианства, отдаляющего силу Божию от земли на небо, оставляющего земле только законы природы или одинокую самость человека. Публий (28:7-10). Начальник острова Мальты принял потерпевших аварию «и три дня дружелюбно угощал», не подозревая, конечно, кто находится в числе безвестных и наименее почетных путешественников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1902...

1 . Небо и земля состязаются между собою в настоящем торжестве, (посвященном) памяти апостолов. С одной стороны, небесные силы почтительными голосами прославляют возращенное апостольскими трудами учение, так как через апостолов же стало известно им таинство домостроительства, как восклицает Павел: «дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Ефес.3:10 ). С другой – и люди на земле усиливаются сложить достойную хвалу в честь первоверховных, трудами которых устроилось их спасение. Что выше Петра? Что равно Павлу? Они и словом и делом превзошли всякое создание небесное и земное. Облеченные бренным телом, они оказались выше ангелов. Что же скажем мы в похвалу этим наставникам земных и небесных? Не нахожу для похвалы слов, достойных тех, которые составляют похвалу рода нашего, которые обошли всю земли и море, истребили самые корни греха и в сердцах неверных людей насадили семена благочестия. Петр – вождь апостолов; Павел – учитель вселенной и соучастник небесных сил. Петр – узда ослепленных иудеев; Павел – наставник язычников. И заметь превосходящую все мудрость Владыки. Петр избрал Он из рыбаков, Павла – из делателей палаток. И это сделано было на пользу: через это возвышалась слава иудеев. И вот что поручил Господь этому рыбаку: «пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир « ( Мф.17:27 ). Море здесь в словах Спасителя означает непостоянство беззаконных иудеев, улица – искусное слово учения, под рыбой же разумеется закон; отверсти уста его – значит истолковать его, а найти в нем статир – значит духовно осудить его. Павлу, как делателю палаток, Господь поручил язычников, чтобы их, лишенных покрова закона и благодати, он облек в одежду, окрашенную водою и кровью Господнею: »иди, – говорит ему сам Господь, – Я пошлю тебя далеко к язычникам» ( Деян.22:21 ). О, блаженная двоица, верно уловившая души всего мира! Петр – начало правой веры, великий священноделатель Церкви, наставник христиан, сокровище вышних сил, апостол, облеченный честью от самого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1 Петр 1:3–9 29 июня, св. Апостолам Петру и Павлу, паримия 1. Первое послание Петра, зачало 58В Возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, трезвясь, возложите совершенную надежду на благодать, подаваемую вам в откровении Иисуса Христа. Как послушные дети, не применяйтесь к прежним похотям, бывшим в неведении вашем, но, подобно призвавшему вас Святому, и сами будьте святы во всем поведении, ибо написано: “Будьте святы, потому что Я свят”. И если вы призываете как Отца Того, Кто нелицеприятно судит каждого по делам, – то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом вы были искуплены от суетной вашей жизни, унаследованной от отцов, но драгоценной кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца. 1 Петр 1:13–19 29 июня, св. Апостолам Петру и Павлу, паримия 2. Первое послание Петра, зачало 58Г Возлюбленные, прошу вас, как странников и пришельцев, удаляться от плотских похотей, воюющих против души, проводя добрую жизнь вашу между язычниками, чтобы они за то, за что злословят вас, как делающих злое, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. Подчиняйтесь ради Господа всякому человеческому установлению: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания делающих злое и для похвалы делающим доброе, потому что такова воля Божия, чтобы вы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, как свободные, и не как прикрывающие свободою зло, а как Божии рабы. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя почитайте. Слуги, подчиняйтесь со всяким страхом господам не только добрым и снисходительным, но и суровым. Ибо это благодать, если кто по совести ради Бога переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо какая слава, если вы будете терпеть, подвергаясь ударам за проступки? Но если делая добро и страдая, вы будете терпеть, это благодать пред Богом. Ибо на то вы были призваны, потому что и Христос пострадал за вас, оставив вам пример, чтобы вы следовали по стопам Его: Он греха не сотворил и не было найдено лукавства в устах Его; будучи злословим, Он не злословил в ответ; страдая, не угрожал, но предавал Судящему праведно; Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, чтобы мы, умерши для грехов, жили для праведности.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

22:35). Итак, теперь уже приобретайте. Но что следовало (делать), скажи мне? Иметь один хитон? Что же? Если нужно было вымыть его, то ужели надобно было сидеть дома нагому? Или, в случае нужды, ходить нагому и нарушать благопристойность? Подумай, каково бы было Павлу, для столь важных дел обходившему вселенную, сидеть дома за неимением одежды, и при столь многих делах встречать препятствие? Что же, если бы настала сильная стужа, и пошел сильный дождь, или заморозило, то как бы можно было обсушиться? Опять нужно было сидеть нагому? Что же, если бы холод расстроил тело, пришлось бы чахнуть, и не проповедовать? А что им даны были не адамантовые тела, — послушай, что сказано Тимофею: « Употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов » (1 Тим. 5:23); и еще касательно другого: « Впрочем, я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только » (Флп. 2:25–27). Следовательно, и они подвержены были всяким болезням. Что же? Нужно было гибнуть? Никак. Для чего же тогда (Христос) заповедал так? Для того, чтобы показать Свою силу, что и после Он мог сделать так, но не сделал? Почему же не сделал? Апостолы были гораздо важнее израильтян, у которых не истерлась ни обувь, ни одежда, хотя они и проходили по такой пустыне, где солнечные лучи настолько жарки, что могли разрушать и самые камни. Почему же сделал это? Для тебя. Так как ты не (всегда) мог быть здоровым, но мог быть больным, то (Бог) дал тебе способ врачеваться. И это очевидно из следующего. Скажи мне, ужели Он сам не мог их пропитать? Если Он (все нужное) дал тебе, оскорбителю, то не тем ли более дал бы Павлу? Кто дал израильтянам — ропотникам, блудникам, идолослужителям, Тот не тем ли более дал бы Петру, который все для Него оставил? Кто попустил иметь (нужное) беззаконникам, Тот не тем ли более даровал бы Иоанну, который для Него оставил и отца? Но Он не захотел, а питает их через тебя, чтобы ты освятился.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2:9). И смотри, как благовременно нужда от голода произвела общение (чрез милостыню), посланную от язычников к бывшим во Иерусалиме; эти принимают посланное от тех; и те не так, как мы, встречающие несчастья со слезами, — не поступали так, но переносили с великим благодушием, как находившиеся вдали от гонителей и жившие между людьми, не боявшимися иудеев, — что также не мало к тому способствовало. Но отходили и в Кипр, где была большая безопасность и большее спокойствие. « Никому не проповедуя слово », говорит (писатель), « кроме Иудеев ». Делали это не по страху человеческому, который считали за ничто, а желая соблюсти закон и еще снисходя к ним. « Прошли до Финикии и Кипра и Антиохии ». Эти не слишком заботились об иудеях. « Придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса ». Может быть потому, что они не умели (говорить) по–еврейски, называли их эллинами. « Он (Варнава), прибыв », говорит (писатель), « и увидев благодать Божию », а не старание человеческое, « и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем ». Похвалив и одобрив народ, он, вероятно, обратил этим еще больше. И почему они не пишут к Павлу, а посылают Варнаву? Они еще не знали добродетели этого мужа; потому и устрояется так, что отправляется один только Варнава. А так как (там) было множество народа, и никто не препятствовал, то вера произрастала благоуспешно, а в особенности потому, что там не терпели никакого искушения, и что проповедовал Павел, уже не подвергаясь необходимости обращаться в бегство. Хорошо и то, что не они сами предсказывают о голоде, а пророки, чтобы (иначе) не показаться каким–либо образом тягостными. И достойно удивления, как антиохийцы не негодовали на то, что были как бы презрены (апостолами), но довольствовались своими учителями. Так все они пламенели к слову (евангельскому)! Они даже не ожидали, чтобы наступил голод, но прежде него послали, « каждый по достатку своему ». 3. И смотри: от апостолов другим вверяется это (попечение о бедных), а здесь — Павлу и Варнаве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010