Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах [за] благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе. Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен. Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой мое сердце в Господе. Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю. В следующей части письма апостол переходит к ходатайственным доводам в пользу Онисима, частично озвученным ранее. Положение беглых рабов, как уже было сказано выше, представлялось очень опасным, и они не без основания находились в страхе за свою жизнь. Апостол Павел понимал это, поэтому ему нужно было не просто отправить Онисима обратно, но и сделать все возможное, чтобы ему не угрожала опасность в дальнейшем, предупредить все возможные недоумения. Он употребляет различные доводы, чтобы показать, что не стоит автоматически отождествлять бежавшего от хозяина раба-преступника и новообращенного христианина Онисима. С этим человеком произошли в короткий срок большие перемены, в результате которых он стал совсем другим. Здесь можно выделить следующие побуждения к исполнению просьбы: 1 . Возможное служение апостолу со стороны Онисима (13 стих). 2 . Обнаружение действия Промысла Божия во временном отлучении раба (15 стих). 3 . Перемена статуса Онисима из негодного раба в возлюбленного брата (16 стих). 4 . Отношение Филимона к апостолу Павлу (17 стих). 5 . Готовность апостола возместить причиненный ущерб (18–19 стихи). 6 . Послушание Филимона апостолу Павлу (20–21 стихи). В 13 стихе апостол выражает свое желание оставить Онисима при себе в качестве верного помощника, чем снова подтверждает его благонадежность. Если Онисим может быть действительно хорошей опорой для великого проповедника веры Христовой, то тем более, он способен честно и усердно служить своему хозяину. Апостол добавляет: «Дабы он вместо тебя послужил мне». Это добавление сильно повышает репутацию раба, если, по мнению Павла, он способен справиться с обязанностями не хуже, чем сам Филимон. Эти слова «порождают мысль: ты сам не лучше бы послужил мне. Так незаметно святой Павел возвысил Онисима до уровня с господином его Филимоном» 291 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

13. Мы пошли вперед на корабль, и поплыли в Асс, чтобы взять оттуда Павла: ибо он так приказал нам, намереваясь сам идти пешком. 14. Когда же он сошелся с нами в Ассе, то, взяв его, мы прибыли в Митилину. 15. И отплыв оттуда, в следующий день мы остановились против Хиоса, а на другой пристали к Самосу, и, побывав в Трогиллии, в следующий день прибыли в Милит. 16. Ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день пятидесятницы быть в Иерусалиме. Мы, спутники Павла без него самого, поплыли в Асс: Асс – приморский город в Мисии, к югу от Троады (ср. прим. к Деян.16:8 ), милях в десяти римских (около 15 верст) от нее, напротив острова Лесбоса. – Путь от Троады до Асса апостол прошел пешком, и кажется один, без спутников; причина не указана и догадки излишни; вероятно, впрочем, что причина сего лежала в каких-нибудь особенных благовестнических целях апостола (ср. Злат.). – В Митилину: главный город острова Лесбоса, на восточном его берегу. – Отплыв оттуда, они плыли к югу, между островами и западным берегом Малой Азии. – Хиос, Самос: острова в виду малоазийских берегов. – Трогиллий: прибрежный город недалеко от Эфеса, который они миновали на пути от Самоса в Трогиллий. – В Милит: тоже приморский город к югу от Трогиллия и Эфеса, милях в девяти (верст около 14) от сего последнего. – Причину, почему они миновали Эфес, дееписатель указывает ясно: чтобы не замедлить Павлу в Асии, так как он поспешал к празднику Пятидесятницы (см. прим. к Деян.2:1 ) в Иерусалим. В этом главном малоазийском христианском обществе, с которым апостол стоял в особенно тесных отношениях и где он имел много и противников ( 1Кор.16:9 ), он опасался задержки для себя (Злат.), а между тем спешил в Иерусалим, и вот, миновав Эфес, он для свидания с предстоятелями этой церкви вызывает их к себе, и даже не в близлежащий Трогиллий, а в более отдаленный Милит. Прощальная речь Павла к пресвитерам Эфесским (17–38) 17. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Апостол прожил подлинно исповедническую жизнь, а кончина его была мученической. В его жизни исполнилось все предсказанное ему Господом, о чем повествует нам святой евангелист Иоанн в последней главе своего Евангелия: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21.18). Так была предсказана мученическая кончина святого первоверховного апостола. Совсем другая судьба была у апостола Павла. Он не был из числа рыбаков, не являлся учеником или последователем Спасителя при Его жизни. Напротив, будущий апостол Павел – Савл – был гонителем христиан, разделяя то негативное отношение, которое проявляли книжники и фарисеи к Спасителю. Но Господь неожиданным образом вмешался в его жизнь. На пути в Дамаск, куда Савл шел, чтобы продолжить гонение на христиан, Господь ослепил его Своим Божественным светом и призвал к апостольскому служению. И Савл из ярого гонителя Церкви превратился в Павла – ревностнейшего апостола Христова. Не сразу ученики Христовы приняли его в свою общину. Им трудно было понять, как этот человек, который только что был открытым гонителем Церкви, вдруг становится апостолом Христовым. Павлу неоднократно приходилось доказывать, что он не хуже других апостолов. Мы сегодня слышали слова, которые он писал, доказывая, что не меньше других трудится, и что имеет право называться апостолом, несмотря на то, что не был среди учеников Спасителя во время Его земной жизни. Апостолу Павлу пришлось больше других потрудиться в проповеди Евангелия Христова. Именно апостол Павел, вместе с апостолом Иоанном Богословом, стал, по сути, создателем христианского богословия. Свидетели слов и деяний Спасителя могли рассказать о том, что делал и говорил Иисус Христос. Они могли рассказать о его чудесах. И они передали Его слова так, как запомнили. Но для того, чтобы все это осмыслить богословски, чтобы понять, что Иисус Христос был не просто учителем нравственности, не просто великим пророком, но Воплотившимся Богом – для этого понадобился ум апостолов Иоанна и Павла. Именно они создали ту основу, на которой развивалось и до сих пор развивается все христианское богословие. И заслуга апостола Павла была настолько велика, что в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал, что через Павла Господь нам сказал больше, чем успел сказать во время Своей короткой земной жизни.

http://pravoslavie.ru/80621.html

Апостол упоминает, например, о том, как фарисеи, искушая Господа, спрашивали Его, позволительно ли давать подать кесарю, или нет ( Мф. 22:17  и сл.), так как он очень определенно и сходно с ответом Господа учит отдавать всякому должное, – подчиняться власти и давать подати ( Рим. 13:6–7 ; той же главы ст. 1 и д.). На вопрос: какое было евангелие у ап. Павла и знал ли он частные случаи из жизни Господа, ответ находится в его первом послании к Коринфянам. «Напоминаю (γνωρζω) вам, говорит апостол, Евангелие (το ευαγγελιον), которое я благовествовал вам, которое вы и приняли (παρελαβετε), в котором и утвердились (уже), которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам; если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал (παρεδωχα γαρ – εν πρωτοις) вам, что и сам принял (о και παρελαβον), то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати. Потом явился более, нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили. Потом явился Иакову, также всем апостолам. А после всех явился и мне ( 1Кор. 15:1–8 )». Следовательно, ап. Павел прежде своего послания к Коринфянам передал им Евангелие, которое и сам принял, а оно заключало в себе не только главные факты из истории Спасителя, но и, так сказать, второстепенные, – не только воскресение Христа, что составляет основное доказательство Христианской веры ( 1Кор. 15:14 ), но и некоторые явления Воскресшего пятистам братиям, Иакову и самому Павлу. И если об этих явлениям говорит апостол в своем послании, где он только отчасти напоминает свое устное Евангелие, то несомненно, что его личная, устная проповедь передавала и другие подобные факты. Следовательно, по посланиям ап. Павла еще нельзя строго судить о его устном Евангелии, а если уже судить, то скорее и вернее приходится заключить, что оно содержало историю Иисуса Христа с её подробностями, как она была «передана» Павлу очевидцами – слушателями Господа, знавшими, как «Иисус из Назарета ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых Диаволом», знавшими, что «сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме ( Деян. 10:38–39 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Деян.20:14. Когда же он сошелся с нами в Ассе, то, взяв его, мы прибыли в Митилину. Деян.20:15. И, отплыв оттуда, в следующий день мы остановились против Хиоса, а на другой пристали к Самосу и, побывав в Трогиллии, в следующий день прибыли в Милит, Деян.20:16. ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. Деян.20:17. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви    Апостол Павел решил, что сам он отправится пешком до «Асс», с тем, чтобы спутники его, отправившись вперед морем, взяли его там. «Асс» — приморский город в Мисии, к югу от Троады в 10 рим. милях (около 15 в). от нее, против острова Лесбоса. Путь от Троады до Асса Апостол прошел пешком и, кажется, один без спутников: причина не указана. От Асс они уже все вместе прибыли в Митилену, главный город острова Лесбоса, расположенный на восточной его стороне. Проведя там ночь, и отплыв, остановились против Хиоса, а на другой день пристали к Самосу, и побывав в Трогиллии, прибережном городе недалеко от Ефеса, на следующий день прибыли в Милит , приморский город к югу от Трогиллии и Ефеса, милях в 9-ти (около 14 верст) от последнего. Причину, почему они миновали Ефес, Дееписатель указывает ясно: чтобы не задерживаться Павлу в Асии, так как он спешил к празднику Пятидесятницы в Иерусалим. В этом главном малоазийском христианском обществе Апостол совершенно естественно опасался задержки для себя. Но миновав сам Ефес, он тем не менее пожелал проститься с предстоятелями Ефесской церкви, и вызвал их к себе в Милит. Прощальная речь Павла к пресвитерам Ефесским (Деян. 20:18—38)    Вызванные Павлом предстоятели Ефесской церкви названы в 20«пресвитерами» («старейшими»), а святой Апостол в 20называет их «епископами» («блюстителями»).    Кто же они были? Пресвитеры или Епископы?    Оба этих названия употреблялись в государстве для обозначения сословий чиновников или сановников, прежде, чем они были усвоены в Церкви. Ни по своей этимологии, ни по своему первоначальному значению, они не имели ничего, что указывало бы на превосходство одних над другими.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Здесь в этих автобиографических строках особенно важны слова: " я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью " , то есть с людьми, в данном случае, надо полагать, с другими Апостолами, " и не пошел в Иерусалим, к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию " , где, видимо, святой Павел и был посвящен во все тайны христианского учения Самим Господом в многократных явлениях, что можно видеть например, из Ефес. 3:3 [ 2 ]. Только спустя три года святой Павел ходил в Иерусалим " видеться с Петром " — только видеться или познакомиться со знаменитым Апостолом, а не учиться у него. В Иерусалиме святой Павел пробыл всего " дней пятнадцать " , во время которых он никого из Апостолов не видел, " кроме Иакова, брата Господня " . Все это святой Павел подчеркивает, дабы показать, что не от других Апостолов почерпнул он свои знания евангельского учения. " А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу " — в этих словах мы видим новое подтверждение законности клятвы в важных случаях. Далее Апостол говорит, что он " после сего отошел в страны Сирии и Киликии " ; то есть опять не мог видеться с Апостолами, ходившими тогда с проповедью по Палестине, и что церквам Христовым в Иудее лично он не был известен. Цель сих слов Апостола все одна и та же: " у Петра я не учился, а только видел его, — как бы так говорил Апостол, — у Иакова не учился, и его только видел, не учился ни у кого другого низшего их, не так знатного лица. Возможно ли было мне учиться у тех, кои даже лица моего не видали? " (Фотий у Экумения). Вторая глава представляет собою продолжение той же защитительной речи Апостола. Здесь в первых 10 стихах ее святой Павел рассказывает, как он, " по откровению " , ходил на Апостольский собор в Иерусалиме, как раз на тот самый собор, на котором было постановлено о необязательности для христиан соблюдения обрядов Моисеева закона. Ходил туда святой Павел в сообществе с своим учеником крещеным, но необрезанным Титом, которого представил Апостолам, и его не принуждали обрезаться. Павлово благовестие получило здесь на соборе полное одобрение старейших Апостолов. Старейшие Апостолы признали, что Апостолу Павлу вверено благовествование для необрезанных, как Петру — для обрезанных. В знак полного согласия, Иаков и Кифа и Иоанн, " почитаемые столпами " , подали святому Павлу и Варнаве руку общения. Как поясняет эти слова святой Иоанн Златоуст: " В деле проповеди, говорит (святой Павел), мы разделили между собою всю вселенную; и я взял язычников, а они Иудеев, потому что так угодно было Богу. В попечении же о нищих из Иудеев и я им помогал " . Среди верующих из Иудеев было много бедных, которые лишились всего, что имели, и были повсюду гонимы неверующими. О них-то, как мы видим, действительно очень заботился святой Павел, собирая для них милостыню среди уверовавших язычников (ст. 1-10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И сказал Фест и пр.: правитель, представляя собранию узника, изложил и побудительную к сему причину. – Все множество Иудеев: несколько преувеличено, по сравнению со сказанным в ст. 2 и 15. Но нет ничего невероятного, что указанных там лиц сопровождала большая толпа народа и подкрепляла жалобы и обвинения, возводимые ими на Павла, криками об осуждении его на смерть. – Не имею ничего верного написать о нем: правитель не находил в Павле ничего достойного смерти, но, как видно, не ясно понимал сущность дела, что и понятно в нем как иностранце, недавно только прибывшем в эту область и незнакомом с ее постановлениями, характером и обычаями. Из представленных обвинений Павла он вынес одно убеждение, что по римским законам он не подлежит смертной казни, но составить верное суждение о деле не мог и потому хотел слышать мнение присутствующих, и, особенно, Агриппы, как знакомого с местными учреждениями и обычаями страны, чтобы согласно с этим мнением, и что окажется на рассмотрении, написать государю, т.е. римскому императору Нерону. Глава 26 Защитительная речь Павла перед Агриппой и Фестом и другими присутствовавшими (1–29) 1. Агриппа сказал Павлу: позволяется тебе говорить за себя. Тогда Павел, простерши руку, стал говорить в свое защищение: 2. Царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться пред тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи, 3. Тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев. Посему прошу тебя выслушать меня великодушно. 1. Агриппа, как царь и почетный гость прокуратора, первенствует в собрании, а потому и открывает и оканчивает собрание. Но, как воспитанный при дворе римском, он, открывая собрание разрешением Павлу вести защитительную речь, не говорит – позволяю, но – позволяется, имея в виду не оскорбить и главного правителя области. – Павел, простерши руку: не как знак к молчанию (как Деян.12:17 и Деян.13:16 ), но ради торжественности минуты и торжественности речи. Апостол принимает положение оратора, простирая руку, на которой к большему эффекту висела цепь! Всяким положением и случаем пользуется премудрый апостол для славы имени Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ибо оно – более знамений и всего другого, могло бы привлечь их (ко Христу); равно, как ничто столько не соблазняет, обыкновенно, людей более грубых. Итак, смотри, как и по рассеянии апостолов, Бог творит знамения. Иудеи обвиняли апостолов, ввергали их в темницу, но Бог творит знамения. И посмотри – какие. Изведение из темницы (Петра) было Его знамение; приведение Филиппа – было Его знамение; обращение Павла – было Его знамение; видение Стефана – было Его знамение. И заметь, какая оказывается честь Павлу, и какая – евнуху? Здесь (Павлу) даже является Сам Христос, может быть, по причине ожесточения (его) и потому, что иначе он не уверовал бы. Внимая этим чудесам, будем и мы являть себя достойными (их). Но ныне, многие даже не приходят в церковь , и не знают, что (в ней) читается; евнух же и на улице, и, сидя на колеснице, внимательно читал Писания. Но вы не так; из вас никто не имеет в руках Библии и, скорее, (возьмет) все другое, чем Библию . А почему он встречается с Филиппом не прежде (посещения) Иерусалима, но после того? Ему не надлежало видеть апостолов гонимыми, потому что он был еще немощен, и прежде это было бы не так удобно, чем тогда, когда пророк наставил его. Так и теперь, если кто из вас станет внимать пророкам, то не будет нуждаться в знамениях... (там же). Если с таким тщанием, а не как-нибудь, мы станем исследовать Писания, то будем в состоянии достигнуть своего спасения. Если будем постоянно упражняться в них, то узнаем и правые догматы, и жизнь добродетельную. Хотя бы кто был крайне упрям, и непреклонен, и ленив, хотя бы прежде он не приобрел никакой выгоды, при всем том, в настоящее время, соберет плод и получит какую-нибудь пользу, хотя и не такую, чтобы мог ее почувствовать, но все же получит. Если тот, кто приходит в мироварницу и сидит в подобных заведениях, невольно проникается благоуханием, то, гораздо более – тот, кто ходит в церковь . Как от бездействия рождается леность, так и от упражнения появляется усердие. Поэтому, хотя бы ты был исполнен бесчисленным множеством грехов, хотя бы ты был нечист, не убегай здешнего собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Конечно, эта проповедь пришедших из Иудеи должна была быть перенесена на церковное собрание Антиохийской общины, которое должно было решить, какое учение истинно – ап. Павла или сторонников обрезания Моисеева. Автор Деяний ясно дает понять, что спор между ними произошел на церковном собрании: «Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к апостолам и пресвитерам в Иерусалим» ( Деян 15:2 ). Распря и исследование ( στσις и ζτησις) могли иметь место только на церковном собрании, которое постановило ( ταξαν) отправить посольство к апостолам в Иерусалим. Постановление церковного собрания, как мы знаем, могло состояться только лишь по откровению воли Божией и по свидетельствовании и принятии церковной общины. Церковное собрание само по себе и от своего имени ничего не могло постановить. Отсутствие прямых указаний по этому поводу у дееписателя дополняется категорическим свидетельством ап. Павла: «Ходил же я (в Иерусалим) по откровению ( κατ ποκλυψιν)» ( Гал 2:2 ). Остается неясным, дано ли было откровение самому ап. Павлу, или кому-нибудь другому из антиохийских пророков. Церковное собрание, таким образом, решило спор между ап. Павлом и сторонниками откровения, но не решило самого вероучительного вопроса об обрезании. Отсутствие решения по существу вопроса может быть и даже должно быть объяснено тем, что церковное собрание не получило откровения воли Божией относительно этого вопроса. 2 . На основании текста Деяний и Послания к галатам не является возможным точно установить, должно ли было посольство обратиться за решением недоуменного вопроса к апостолам и пресвитерам или же ко всей Иерусалимской церкви. Более вероятно, кажется, что имелось в виду первое: посольство должно было привезти решение апостолов. Намек на это дают слова ап. Павла: «Ходил же по откровению и предложил тем, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам» ( Гал 2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Но в спутниках по морскому путешествию апостола Павла, как свидетельствует апостол Лука, не было той уверенности и убежденности. Не зная Истинного Бога, не веря в Божественный Промысл, они продолжали пребывать в отчаянии и даже полностью отказались от еды — «все равно погибать». Это сказывалось, разумеется, на их физическом состоянии, и не могло не волновать Павла. Апостол обращается к страдающим людям: …прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы. Сам апостол подал им пример, возблагодарив Бога, преломил хлеб и начал есть, тогда все ободрились и также приняли пищу. Еще одна опасность возникла для узников и Павла тогда, когда воины усомнились в том, что смогут сберечь при кораблекрушении вверенных их попечению заключенных, и согласились было умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал. Но сотник Юлий, не желая смерти апостола Павла и проникшись к нему особым уважением, удержал воинов от такого злодеяния и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю, прочим же спасаться, кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля. Сам Бог, по величайшей Своей милости, хранил этих несчастных людей, и таким образом все спаслись на землю. Так со всей точностью было исполнено Божие обетование, данное апостолу Павлу через Ангела Небесного. И все, кто находился на этом корабле, убедились в правдивости апостольских изречений. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Апостольское чтение являет нам убедительный пример того, что Господь никогда не оставляет без поддержки и помощи верных чад Своих. Казалось бы, все природные стихии были против апостола Павла. Все вело к тому, чтобы погибнуть ему в морской пучине. Однако было откровение Божие о том, что апостолу еще предстоит предстать перед судом кесаря. Никакие обстоятельства не могли тому помешать, потому что в этом проявлялась Божественная воля. Что придавало уверенность апостолу Павлу даже в самых сложных жизненных обстоятельствах? Прежде всего, несомненная вера в Господа нашего Иисуса Христа, в Его помощь и заступление. И даже страшная буря на море на могла поколебать этой уверенности, истинного и искреннего исповедания. Вера одного апостола спасла всех людей на корабле, готовых уже сойти с ума от отчаяния, потерявших всякую надежду на спасение.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010