Гал.4:15 .  Как вы были блажен­ны! Свиде­тель­ствую о вас, что, если бы воз­можно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне. Гал.4:16 .  Итак, неужели я сделал­ся врагом вашим, говоря вам истину? В то время Галаты считали себя воистину блаженными, счастливыми ( τς ον ν ο μακαρισμς υμν) от того, что среди них был Павел. Они, в чувстве восторга, готовы были для Павла пожертвовать тем органом, который для человека всего дороже – глазами своими (ср. Пс.16:8 ; Мф.18:9 ). И вот, положение вещей настолько изменилось, что Павел стал их врагом ( στε εχθρς υμν γγονα), за то что говорил и говорит только истину. Очевидно, что враждебные чувства в Галатах к Павлу пробудились уже во время второго пребывания Апостола в Галатии, и с такими чувствами Галаты остаются и в момент написания послания (ср. Гал.1:9, 5:3, 21 ). – «Истину» – т. е. правду о той опасности, какая угрожала Галатам со стороны иудействующих, и о законе вообще. Гал.4:17 .  Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. Иудействующие стараются только о том, чтобы приобрести благорасположение Галатов, но руководствуются при этом далеко не чистыми побуждениями: им не дорого спасение Галатов, а дороги только слава удачных проповедников. Они хотят «отлучить» или отделить Галатов от других церквей из язычников и, в частности, от Павла. Гал.4:18 .  Хорошо ревно­вать в добром всегда, а не в моем только при­сутствии у вас. Теперь Апостол говорит о самих Галатах и их отношении к Павлу. «Представляет собою нечто прекрасное – так можно передать первую половину стиха – быть предметом ревностной любви» ( ζηλοσθαι имеет значение страдательного залога. В Библии не встречается случая, чтобы этот глагол был равносилен глаголу ζηλον). Апостол не отказывается от проявлений расположения со стороны Галатов, но высказывает только ту мысль, что приятно быть любимым «всегда», а не только тогда, когда находишься на глазах у того, кто любит. Гал.4:19 .  Дети мои, для которых я снова в мýках рожде­ния, доколе не изобраз­ит­ся в вас Христос!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

для немощных был как немощный, чтобы преобрести немощных» 78 . Но иудеи имели большую неприязнь к ап. Павлу. Когда подходил к концу семидневный срок обета назорейства, малоазийские иудеи, пришедшие из Ефеса на праздник Пятидесятницы, увидев ап. Павла в храме, возмутили весь находившийся тогда в Иерусалиме иудейский народ против него и наложили на него руки, крича: «Мужи израильские, помогите! Этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и еллинов ввёл в храм и осквернил святое место сие». Иудеи обвинили апостола в осквернении храма, так как видели его в городе с ефесянином, по имени Трофимом, христианином из язычников, и думали, что ап. Павел вводил его в храм 79 . Немного было нужно для возбуждения иерусалимлян. Весь город пришёл в движение. Большая толпа собралась в храме и около храма. Ап. Павла схватили, повлекли вон из храма, ворота храма немедленно были закрыты, чтобы святое место не было осквернено пролитием крови. Удары сыпались на апостола, и разъярённой толпой он мог быть разорван на части, если бы своевременно не вмешался тысяченачальник (командир) римского полка, стоявшего в соседнем замке Антония, на северо-западе от храма, по имени Клавдий Лисий. Он отнял жертву у разъярённой толпы и, полагая, что схватил важного преступника, приказал сковать его двумя цепями. На вопрос Лисия ап. Павлу: «Кто он и что сделал?» – ответом были беспорядочные выкрики толпы, полные злобы и дикой ненависти, из которых можно было только разобрать: «смерть ему». Не имея возможности среди этой сумятицы узнать ничего верного, Лисий приказал вести апостола в крепость. Однако от большого стечения народа была такая давка, что римским солдатам пришлось на руках нести апостола по лестнице. При входе в крепость ап. Павел обратился к Лисию на греческом языке с просьбой разрешить ему говорить с народом. Удивлённый знанием греческого языка узником, Лисий разрешил ему обратиться к народу. С лестницы крепости на родном еврейском (арамейском) языке апостол обратился с речью к народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Если мы будем искать только своего и хотим настойчиво держаться того, что полезно нам, то в подобных затруднениях нам необходимо говорить истину и быть виновными в смерти других. Если же то, что спасительно для других, предпочитая своей пользе, мы будем исполнять согласно апостольской заповеди, то, без сомнения, нам по необходимости придется солгать. И потому мы не сможем ни приобрести всецелой любви, ни искать по апостольской заповеди пользы других, если, несколько уступив из того, что принадлежит нам или относится к нашему совершенству, не захотим с усердным расположением содействовать пользе других и таким образом не сделаемся немощными для немощных, чтобы могли приобрести немощных ( 1Кор.9:22 ). Глава 20. Иногда и апостолы считали ложь извинительной, а истину вредной По руководству этих примеров и блаженный апостол Иаков, и все главные предстоятели первенствующей церкви советовали апостолу Павлу допустить притворство, очиститься по образу закона, голову остричь и принести жертву ( Деян.21:26 ), не видя вреда от этого притворства, но больше думая о пользе долговременной проповеди его. Ибо не столько было бы пользы апостолу Павлу от такой прямоты, сколько потери для всех язычников от скорой смерти его. Этот вред, без сомнения, произошел бы тогда для всей церкви, если бы полезное и спасительное притворство не сохранило его для евангельской проповеди. Тогда необходимо и извинительно допускается ущерб от лжи, когда, как мы сказали, угрожает больший урон от обнаружения истины, и польза, происходящая для нас от истины, не может вознаградить того вреда, какой может произойти. Блаженный апостол другими словами свидетельствует, что он везде всегда держался этого способа. Ибо когда говорит: «для Иудеев я был как Иудей,... чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор.9:20–22 ), тем самым показывает, что он всегда применялся к немощи и духовному возрасту наставляемых, несколько умерял строгость учения о совершенстве, не держался того, чего требовало строгое правило, но больше предпочитал то, чего требовала польза немощных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Защитная речь святого Апостола Павла перед Агриппой, Фестом и другими с изложением обстоятельств своей жизни и обращения ко Христу (1–29). Мнение Агриппы и присутствовавших о деле Павла: признание его невинным (30–32). Апостол Павел рассказывает о своем обращении ко Христу (Деян. 26:1–29) Деян.26:1 .  Агриппа сказал Павлу: позволяется тебе говорить за себя. Тогда Павел, простерши руку, стал говорить в свою защиту: Агриппа, как царь и почетный гость прокуратора, председательствует в собрании, открывая и заканчивая его, но, как воспитанный при римском дворе, он, открывая собрание разрешением Павлу вести защитительную речь, не говорит: «повелеваю», но: «позволяется тебе», из вежливости по отношению к римскому правителю области. Тогда Павел, простерши руку, не как знак к молчанию (как Деян. 12:17 111 и Деян. 13:16 112 ), но ради торжественности минуты и торжественности речи, начал говорить. Речь Апостола замечательна тем, что она направлена не столько к личной самозащите, сколько к защите своего дела – проповеди христианства, к которой он призван. Поэтому тон речи – радостный, восторженный, победный. Это было последнее торжественное свидетельство святого Апостола Павла о Христе на священной почве Палестины, произнесенное перед именитыми представителями иудейства и язычества, которым суждено было со временем составить единое стадо под главенством Единого Пастыря. Деян.26:2 .  царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи, Деян.26:3 .  тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев. Посему прошу тебя выслушать меня великодушно. Апостол начинает свою речь обращением к царю с таким же достоинством, с каким он незадолго перед тем обращался к Феликсу. Он выражает радость по поводу того, что имеет случай защищать свое дело перед царем и при том – перед таким царем, который знает все обычаи и спорные мнения иудеев и, следовательно, лучше, чем другие, в том числе и прокуратор, может судить о его невиновности в тех преступлениях, в каких обвиняют его Иудеи, считая его достойным смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И всё-таки здесь необходимо подчеркнуть, что, согласно апостолу Павлу, понимание Церкви как Царства неотделимо от понимания Её как полноты ( πλρωμα). Следовательно, отношения Церкви и Царства имеют реальный, деятельный (интерактивный), и опять же динамический, эсхатологический характер. Церковь – Христово Тело, но она ещё и Полнота Наполняющего всё во всём ( Еф. 1:23 ), а это значит, что Её исполнение ещё предстоит. Также необходимо сказать, что созидание ( οκοδομ) Тела Христова ( Еф. 4:12,16, 2:21 ; 1Кор. 14:4,5, 12, 40 ) имеет живой динамичный характер, и это созидание также всё ещё продолжается. Это то самое, по апостолу Павлу, взращение ( α ξισις – Еф. 4:15–16, 2:21 ; Кол. 2:19 ) живого Богочеловеческого организма Церкви, пока всё в Церкви не исполнится всею полнотою Божиею ( Еф. 3:19 ). И это динамичное созидание и взращение Церкви продолжается и длится доколе все придём... в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:13 ). Поэтому Церковь , хотя и вошла в само Небо, и не только небесная Триумфальная Церковь , но и земная Воинствующая Церковь, «которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий», входит «во внутреннейшее за завесу» (в само Небо над небесами) 324 , всё-таки и дальше, в подвиге на протяжении истории ожидает блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:13 ). И так будет до тех пор, пока не настанет Совершенное ( τ τλειον – 1Кор. 13:10 , ср. Кол. 1:28 ), то есть пока снова не придёт Христос, во Второе Всеславное Пришествие, Который будет судить живых и мёртвых в явление Его и Царствие Его ( 2Тим. 4:1 ). Это Второе Пришествие Христа в славе апостол Павел в 1 Послании к Коринфянам ( 1Кор. 15:22–28 ) описывает так: во Христе все оживут (воскреснут), каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу. Это «предание Царства Отцу» не значит, что прекратится Царство Христа как Бога, но, по святому Златоусту: когда Христос исполнит Икономию (Домостроительство) и «Устроение Царства, т.е. спасения (окончательного) верующих, мира ( Еф. 1:10 ), вселенной, истребление зол – это и означает устроение Царства» 325 . Тогда, продолжает апостол Павел, последний же враг истребится – смерть ( 1Кор. 15:26,54 ; Евр. 2:14 ; 2Тим. 1:10 ), и Церковь Христова, воскресением всех своих членов неся образ небесного ( 1Кор. 15:49 ; Рим. 8:29 ), то есть проявляя на себе и собой полноту Прославленного с плотью и во плоти Христа, явится в полноте как вечное царство непоколебимое ( Евр. 12:28 ) Отца и Сына и Святого Духа 326 , в котором всё и во всём – Христос и Бог всё во всём ( Кол. 3:11 ; 1Кор. 15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

– «И не пошел в Иерусалим..». Где же, как не в Иерусалиме, этом старейшем городе христианства, Павел мог бы искать себе указаний, если бы в них нуждался? Однако он не пошел туда ( απλθον – по лучшему чтению, т. е. не оставил Дамаска, чтобы идти в Иерусалим). – «К предшествовавшим» ( Τ. πρ εμο), т. е. ранее меня призванным. – «А пошел в Аравию», т. е. если куда и ходил, может быть даже неоднократно, – из Дамаска, который служил три года после обращения постоянным местом его пребывания, – то только в Аравию – в область лежавшего к юго-востоку от Дамаска царства Наватеев, в котором правителем был царь Арета ( 2Кор.11:32 ). Относительно своего пребывания в Аравии Апостол более ничего здесь не говорит – это ему было не нужно (об этом см. Толк. Библию т. X). Ему хочется показать только свою независимость от влияния человеческих авторитетов, и это он делает упоминая о том, что выходил из Дамаска только в Аравию, где, конечно, не мог встретиться с Апостолами из 12-ти... Гал.1:18 .  Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и про­был у него дней пятнадцать. Гал.1:19 .  Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Го­с­по­дня. Только три года спустя после своего обращения, когда, следовательно, воззрения Апостола Павла должны были принять совершенно законченный вид, он ходил в Иерусалим для того, чтобы увидеться или познакомиться ( ιστορσαι) как следует (некоторое, поверхностное знание о Петре Павел уже имел и раньше) с Апостолом Петром. Иудаисты, по-видимому, и это посещение Павлом Иерусалима перетолковывали по своему... Имея это в виду, Павел говорит об этом посещении им Иерусалима в совершенно холодном тоне. Как любознательный путешественник отыскивает наиболее славные города и хочет посмотреть на все их достопримечательности, так и Павел путешествовал в Иерусалим, чтобы познакомиться, на свободе, с главою тесного круга учеников Христовых – Апостолом Петром. Но Павел пробыл в Иерусалиме только пятнадцать дней – время очень незначительное для того, чтобы научиться всему, так сказать, сначала и чтобы забыть все то, что в течении трех лет нажито было Апостолом вдали от Иерусалима... С другими же Апостолами из числа 12-ти Павлу в тот раз и познакомиться не пришлось – вероятно, их не было в Иерусалиме. Чтобы быть точным в своем сообщении о пребывании в Иерусалиме – ведь Апостол имел в виду, что его послание будут читать и враги его, иудействующие, которые, конечно, постараются указать все недоговоренное Апостолом, он прибавляет, что видел в тот раз и брата Господня Иакова, предстоятеля Иерусалимской церкви (см. Тол. Библию т. Х-й). При этом Ап., вероятно, не без намерения употребляет слово «видел»: он хочет этим дать понять, что он именно только видел, но не учился у Апостола Иакова, не старался у него узнать чего-либо в области христианского вероучения, что было бы ему, Павлу, неизвестно. Гал.1:20 .  А в том, чтó пишу вам, пред Богом, не лгу. Гал.1:21 .  После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И св. Павел неумолчно благовествует неизмеримое сокровище Евангелия Христова, какая-то сверхчеловеческая сила наполняет его душу. Явившийся ему в одно время Господь ободряет, утешает его и повелевает: «говори и не умолкай» ( Деян. 18:9 ). И св. Павел говорил и не умолкал, – говорил перед царями и владыками, пред мудрыми и невеждами, пред иудеями и эллинами. Сам он свидетельствует, что он более других Апостолов потрудился; «не я, впрочем, – прибавляет, – а благодать Божия, которая была со мною» ( 1Кор.15:10 ). А сколько бед и страданий пришлось перенести св. Павлу за дело Христово! Эти страдания, можно сказать, неисчислимы!.. «Я, – пишет Апостол, – каждый день умираю» ( 1Кор.15:31 ). «Нам Бог судил быть как-бы приговоренными к смерти… Терпим голод, и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся» ( 1Кор.4:9, 11 ). В одном месте своих посланий св. Апостол довольно подробно перечисляет свои страдания, испытанные им в его благовестнических трудах. «Я, – говорит он, – был в трудах безмерно, в ранах… в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сороку ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, – в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» ( 2Кор.11:23–27 ). Подлинно сверхчеловеческая энергия!... В одно время св. Павел был выведен в Ефесе на арену цирка для борьбы со зверями ( 1Кор.15:32 ); однажды в корзине был спущен из окна и только таким образом избежал рук своего преследователя ( 2Кор.11:32 ). Не забудем, что св. Павел был немощен по плоти, невзрачен по виду ( Гал. 4:13 ), скудельный сосуд в собственном смысле ( 2Кор.4:7 ), что не один раз служило предметом язвительности его врагов, старавшихся всячески подорвать его апостольский авторитет в глазах верующих. Сам св. Павел говорит, то ему дано «жало в плоть, ангел сатаны», удручать его, чтобы он не превозносился ( 2Кор.12:7 ). Много различных взглядов существует по вопросу, что такое «жало в плоть», данное св. Павлу, но наиболее представляется вероятным, что здесь разумеется физическая болезненность, физические страдания, переживаемые Апостолом и ставившие ему препятствия в деле проповеди . Но, однако, в том немощном теле был величайший дух; сила Божия, по слову самого Апостола, в немощах совершается ( 2Кор.12:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Ибо я наименьший из апостолов, я, который недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но благодатию Божией я есмь то, что я есмь, и благодать Его во мне не оказалась тщетной, но я больше всех их потрудился, впрочем не я, но благодать Божия со мною. Итак, я ли, они ли, — мы так проповедуем, и вы так уверовали» (ст. 1–11) . Апостол Павел напоминает коринфянам и, конечно, всем православным христианам, в том числе и нам, что наша вера основана на знании о воскресении из мертвых Господа Иисуса Христа и о явлении Его многим людям. Около шестисот человек — а это очень большое число — стали свидетелями Воскресения Спасителя. Но я хочу обратить внимание на слова апостола Павла, которые он говорит о самом себе. В один ряд с явлениями ученикам воскресшего Христа, бывшими до Вознесения, он ставит то явление Спасителя, которого удостоился он сам и которое, как мы знаем из Деяний апостольских, произошло спустя длительное время после Вознесения Христова. Значит, с точки зрения апостола Павла, это явление ничем не отличается от тех, которые были другим апостолам в другое время. И для нас, для людей, живущих спустя почти два тысячелетия с того времени, это чрезвычайно важно: это говорит о том, что нет никакой разницы между ближайшими учениками Спасителя и теми, кто обратился к вере позже. Даже познание истины через откровение, даже свидетельство о Воскресении Христовом и непосредственное опытное знание Его Воскресения в последующие времена может быть таким же, каким оно было для святых апостолов, например, на Фаворе. Если мы обратимся к описанию явления Господа апостолу Павлу евангелистом Лукой (см. Деян.9:1–9 ), а потом самим апостолом Павлом (см. Деян.22:6–10 ), то увидим, что это явление очень похоже на то, как Господь преобразился перед своими избранными учениками, апостолами Петром, Иаковом и Иоанном, на горе Фавор. Из сравнения этих событий — Преображения Господа на Фаворе и явления Его святому апостолу Павлу можно заключить, что они равнозначны, а значит, апостол Павел был равен не только прочим апостолам, но и избранным ученикам Господа.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Любовь желает обладать, но еще более готова отдать себя. Апостол Павел хочет Христа, но Христа любит больше себя. И народ свой тоже любит более себя. За Христа, за славу и честь Его, за родных по плоти, готов быть отлучен от Христа. Павел, ты страшен в любви своей. Ты – второй Моисей. Святой Богобо­рец церкви Христовой. И что? Каков результат этой самоотверженности Павловой? Ради Павла, или не ради Павла, – об этом ничего не говорится в Писании, – но результат известен. Завершая свои размышления о судьбах израильского народа, которые апостол начал с дерзновенной готовности быть отлученным от Христа 1162 , он пишет так: Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – ...что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так ВЕСЬ ИЗРАИЛЬ СПАСЕТСЯ! 1163 Израиль спасется! Пусть не через его, Павлову, проповедь, не через пропо­ведь Петра, но настанет день и Израиль спасется! Устами последнего изра­ильского пророка Малахии Бог отвечает Павлу: – Нет, ты не будешь отлучен от Христа! А родные твои по плоти? И они тоже. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Ягве, вели­кого и страшного. И он обратит сердца отцов (израильтян) к детям (хрис­тианам) и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли про­клятием 1164 . Вот достойный итог Павловой борьбы, его великой печали и непрестан­ного мучения сердца его. Он, Павел, не будет отлучен от Христа, как и неког­да Моисей не был вычеркнут из книги жизни. Ему, Павлу, готовится венец правды 1165 в День оный, а вознесенный на огненной колеснице про­рок будет послан к народу Павла, к родным его по плоти, и тогда остаток Из­раиля весь спасется! Бог начал – Бог и завершит, но чтобы это случилось, ну­жен пламень Илии и нужно нежное, страждущее сердце не менее огненного Павла, его страшная готовность быть за родных отлученным от Христа; быть отлученным от Христа ради славы бесконечно любимого им Христа. Если не погрешительно будет сказать, то перед таким Павлом Христос устоять не мог. И те, кому Христос оставил дом пустой 1166 , будут спасены! ПРАВЕДНАЯ МОНИКА 1167

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Мое, Павлово, приветствие собственноручно» (ст. 20–21). Видимо, в те времена распространялись поддельные послания, приписываемые апостолу Павлу, и он должен был удостоверить коринфян в подлинности этого послания. Между прочим, такое, казалось бы, ненужное замечание и для нас является свидетельством того, что послание принадлежит апостолу Павлу. В другом послании, к Фессалоникийцам, он говорит: «Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании» ( 2 Фес.3:17 ). Для того чтобы не поверили чему-то ложному, как он выражается, «посланию, как бы нами посланному» (см. 2 Фес.2:2), он всегда ставил подпись своей рукой. Видимо, духовные чада знали его почерк, и таким простым способом подлинность послания была для них удостоверена. Таким образом, если бы Священное Писание Нового Завета формировалось на протяжении нескольких веков, как утверждают современные рационалистические критики Священного Писания, то это замечание апостола Павла было бы совершенно неуместным и бессмысленным. Хотя, возвращаясь к главной теме, мы можем понимать собственноручное приветствие апостола Павла так, будто он говорит: «Я хочу выразить свою любовь к вам через приветствие, написанное, хотя и кратко, но моей рукою. Я не начальник, передающий вам письменные распоряжения, и этим простым, кратким человеческим действием — моей небольшой подписью я хочу показать мое к вам расположение, мою личную любовь». В следующих словах апостол Павел вдруг меняет тон с любвеобильного, приветливого на гневливый и устрашающий: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа» (ст. 22).«Анафема» в переводе с греческого значит «да будет отлучен», «маран-афа» — «Господь грядет». Но, если мы имеем такую любовь, о которой апостол говорит: «Все ваше пусть будет в любви», то мы не устрашимся, а наоборот, поймем, что эти страшные слова к нам не относятся, и объединимся в духе со всеми любящими Господа Иисуса Христа. Мы должны любить друг друга, любить в Господе, должны иметь любовь к Господу Иисусу Христу, потому что тот, кто не любит Господа, сам себя отлучает от Него.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010