Все это и дало повод Апостолу Павлу немедленно обратиться к Фессалоникийцам с посланием, во-первых, для того, чтобы выразить им свою радость о вере их, во-вторых, с целью предложить врачевание против замеченных у них Тимофеем нравственных недугов, и, в-третьих, — успокоить их относительно судьбы умерших и предложить им учение о втором пришествии Христовом. Время и место написания Несомненно, что Послание к Фессалоникийцам написано весьма скоро после обращения Фессалоникийцев ко Христу. Это видно из того, что в нем " Апостол стоит под живым впечатлением, произведенным на него обращением Фессалоникийцев и своим в них пребыванием " (Еп. Ф.). Как само послание, так и кн. Деяний дают нам ясные указания места, откуда оно было написано. Так в начале 3-ей главы Апостол пишет: " He терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего ... чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей " , а далее: " теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей ... то мы ... утешились вами, братие " (1 Фес. 3:1-7). Отсюда видно, что послание написано тотчас же по возвращении Тимофея. Из кн. Деяний видно, что возвратившийся Тимофей, вместе с Силой прибыл к Апостолу Павлу уже не в Афины, а в Коринф. Отсюда следует, что Послание к Фессалоникийцам написано в Коринфе . Определению времени написания послания помогают сведения, которые дает кн. Деяний о пребывании Апостола Павла в Коринфе. Она сообщает, что, придя в Коринф, Апостол Павел поселился у Акилы и Прискиллы, Иудеев, изгнанных императором Клавдием из Рима. Указ об изгнании иудеев из Рима, по сообщению римских историков Светония и Тацита, был издан в 52 году. Надо прибавить к этому, по крайней мере, год — время необходимое на переселение Акилы в Коринф и устройство там. Поэтому и полагают, что послание к Фессалоникийцам написано в 53 году или в начале 54 года . Это — самое раннее послание. Содержание Первое послание к Фессалоникийцам содержит в себе пять глав. Оно ясно распадается на две части:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«И было со мной, когда я шел и приближался к Дамаску: около полудня внезапно воссиял с неба сильный свет вокруг меня, и я упал на землю и услышал голос, говорящий мне: „Саул, Саул, что ты меня гонишь?“ И я ответил: „кто Ты, Господи?“ И Он сказал мне: „Я — Иисус Назорей, Которого ты гонишь“. Бывшие со мной свет видели, но голоса Того, Кто мне говорил, не слышали. И я сказал: „что мне делать, Господи?“ Господь же сказал мне: „встань и иди в Дамаск и там тебе будет сказано о всём, что назначено тебе делать“» ( Деян.22:6–10 ). Если мы сравним это описание с предыдущим, то увидим, что они как будто бы друг другу противоречат. Это связано, во-первых, с неточностью перевода — он не передает все многообразие оттенков греческой речи, а во-вторых, с тем, что мы, возможно, воспринимаем Священное Писание упрощенно. Апостол Лука говорит: «Люди же, сопутствующие ему, стояли в оцепенении, слыша голос, и никого не видя». Слова апостола Павла как будто противоположны: «Бывшие со мной свет видели, но голоса Того, Кто мне говорил, не слышали». На самом деле противоречия здесь нет: люди, шедшие с ним, конечно же, свет видели, но Того, Кто был в этом свете, не видели. Из этого мы можем сделать вывод о том, что апостолу Павлу было явление не просто света, а в этом свете явился Сам Господь Иисус Христос. Прочим же Господь не был видим, они даже не понимали, с кем говорил Савл. В греческом тексте сказано, что сопутствующие слышали звук голоса, но, о чем говорил этот голос, не понимали, как бы не различали слов. Известный греческий толкователь Трембелас именно так и толкует эти стихи Священного Писания: бывшие с Савлом видели свет, но не видели Господа Иисуса Христа, слышали звуки голоса, но речи явственно не различали, не понимали, с кем говорит апостол Павел. Таким было явление воскресшего Господа Иисуса Христа апостолу Павлу, которое сам он ставит в один ряд с явлениями Спасителя Кифе и другим апостолам и не видит никакой разницы между этими событиями. Отличие лишь в том, что апостол Павел считает себя наименьшим из апостолов, как бы неким извергом или, что звучит, может быть, более грубо, но зато более точно, недоноском — так апостол Павел себя поносил, так он смирялся перед своими духовными чадами.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Итак, апостол прибыл в Рим. Это произошло в шестидесятых годах по Р. X., в 7-ой год царствования императора Нерона и в консульство Петрония Турпилиана. Прибыв в Рим, сотник передал узников военачальнику в общую казарму, но Павлу было позволено жить особо на частной квартире, под надзором стерегущего его воина. Надо отметить, что апостол Павел находился в ведении префекта преторианской стражи Аффрания Бурра, который, получив от сотника Юлия свидетельство о безукоризненном поведении узника во время кораблекрушения, а также свидетельство проконсула Феста о невиновности апостола в Иерусалиме, представил ему свободно общаться с друзьями до суда императора. Благодаря этому, Павел имел возможность принимать у себя на дому кого хотел. Отдохнув три дня, Павел созвал знатнейших из иудеев и объяснил им причину своего заключения в Иерусалиме и прибытия в Рим. «Я принужден был потребовать суда у кесаря – сказал он, – не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ, ибо за надежду израилеву обложен я этими узами» (28:19). Иудеи на это заметили, что они не получали о Павле из Иудеи никаких писем, но что им желательно знать, как он мыслит, ибо «о сем учении везде спорят». Назначив день, очень многие иудеи пришли к Павлу в гостиницу, и он с утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием. Одни убеждались, другие не верили и много спорили между собой. Тогда Павел, заканчивая беседу, сказал: «Хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию: «Пойди к народу сему и скажи: слухом услышите и не уразумеете и очами смотреть будете и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих». Итак, да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам» (28:25–28). И жил Павел в Риме на своем иждивении в течение двух лет и принимал у себя всех приходящих к нему и свободно проповедовал Царствие Божие, уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением. В течение этого времени великий апостол продолжал свои сношения с другими Церквами, куда отправлял свои послания. Так, в это время он писал послания к Филиппинцам, Колоссянам, Ефесянам и Филимону, а также Титу и Тимофею. В этих посланиях Павел дает некоторые, правда, очень скудные, сведения и о своей жизни в Риме. Так, он сообщает, что вместе с ним был заключен его друг Аристарх, что его навещал Марк (племянник Варнавы) и т. д. В послании к Филиппинцам апостол говорит: «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории (т. е. императорской гвардии) и всем прочим» ( Флп. 1:12,13 ). Суд над Апостолом Павлом и смерть его

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Не в премудрости слова, да не испразднится крест Христов. Апостол наклоняет свои слова к раскрытью и обличению тех заблуждений, которые произвели между Коринфянами разделения. Причиною предпочтения одних учителей другим была привязанность Коринфян к светскому красноречию, искусственному образу речи, или внешней мудрости. Поэтому Павел в следующих трех главах первого послания к Коринфянам обличает мирскую мудрость, как бесполезную и иногда вредную в деле спасения. Апостол говорит: Христос послал меня благовествовать не в премудрости слова, т. е. не при помощи человеческого искусства в слове, или не посредством отличного красноречия и изысканных оборотов речи. Почему, или для чего так повелено Павлу? Да не испразднится крест Христов. «Чтобы не упразднить креста Христова», или, чтобы не казался ненужным или бездейственным крест Христов, что бывает, когда люди, слушая красноречивых и образованных или высоко ученых проповедников, думают, что они привлекаются к вере в Иисуса Христа силою особенного красноречия и убедительных искусственных доказательств, а не силою креста Христова, или не благодатью, подаваемою от распятого на кресте Христа Иисуса. Чем более в Евангельской проповеди обнаруживается человеческого искусства, тем менее бывает видна сила креста Христова, или тем более закрывается этим покровом искусственного человеческого слова могущественное действие креста Христова, потому что, слушая такого проповедника, и веруя в Евангелие, могут думать, что они веруют по силе убедительного слова проповедника, а не по действию благодати, сообщаемой слушающим Евангельскую проповедь по заслугам Христа Спасителя, распятого на кресте. После того, как апостол Павел, просветивший Коринфян Евангелием, оставил их, пришел в Коринф Аполлос, муж как выше было сказано, красноречивый и сведущий в Писаниях, и некоторые из Коринфян, любящие светскую образованность, увлечены были проповедью красноречивого Аполлоса и, предпочитая его Павлу, составили общество приверженцев Аполлосовых; другие же здраво судившие и не обольщавшиеся красотами и искусством слова, но любившие истину, предпочитали Аполлосу своего просветителя Павла. Апостол Павел, не ища своей славы или чести, и объясняя истину, для прославления Христа Спасителя, далее говорит: «когда приходил я к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости; ибо рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( 1Кор.2:1.2.4.5 ). Из этих слов Апостола ясно раскрывается, что значат его слова: не в премудрости слова, да не испразднится крест Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

«Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним» (ст. 1). Апостол говорит о видениях, то есть о таких благодатных явлениях, как, например, явление Господа Иисуса Христа, бывшее Серафиму Саровскому или Силуану Афонскому. Когда преподобный Силуан Афонский на мгновение увидел преобразившегося Господа, это видение изменило всю его жизнь, а у апостола Павла, несомненно, было много таких видений. Он употребляет слово «видение» во множественном числе. Но он имел еще и откровения, которые больше, чем видения, поскольку в откровении не только показывается нечто, но и сообщаются тайны Божии. Конечно, апостолу Павлу эти откровения были для того, чтобы он послужил другим людям, открывая им тайны Царствия Небесного. «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» (ст. 2). Все толкователи единодушно считают, что апостол Павел говорит здесь о себе, но из смирения или, если хотите, даже из приличия делает это в прикровенной форме. Тем не менее он намекает, что речь идет именно о нем, так что коринфяне, испытывая доверие к апостолу Павлу, при желании, безусловно, могли об этом догадаться. Восхищение апостола Павла к Богу было столь неописуемым, что он даже не знал, в теле он находился или вне тела. Видимо, это произошло с ним во время уединенной молитвы, и никто не мог сказать, как это было. Иначе свидетели заметили бы, что тело его либо осталось бездыханным, либо исчезло и оказалось в ином мире. Например, когда у Василиска Сибирского душа во время молитвы выходила из тела, то он видел свое тело со стороны лежащим и как бы мертвым. Подобное испытывали и некоторые другие подвижники. Но, видимо, возможно быть восхищенным на небо и вместе с телом, если апостол Павел говорит об этом, хотя нам это кажется совершенно невероятным. По своей немощи мы, как люди малодуховные, считаем сомнительным всё то, что не соответствует нашему скудному духовному опыту. А подвижники Христовы, в особенности столь преуспевшие, как святой апостол Павел, наоборот, пренебрегали опытом житейским, чувственным как сновидением, как чем-то мимолетным и пустым.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Об основании Христовой Церкви в Солуни повествуется в 17 главе книги Деяний. Церковь эта основана св. апостолом Павлом во время его второго проповеднического путешествия. Огласивши евангельской проповедью Филиппы, св. апостол Павел вместе со своими спутниками Силою и Тимофеем прошел через Амфиполь и Аполлонию и прибыл в Солунь. Впрочем, Тимофей, вероятно, некоторое время оставался еще в Филиппах для утверждения новообращенных христиан и присоединился к апостолу Павлу несколько позже, в Верии. По своему обыкновению, св. апостол Павел начал свою проповедь в синагоге. Исходя из ветхозаветных пророческих писаний, он начертал перед слушателями образ Мессии, Которому " надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых " (Деян. 17:3). Проповедь его имела большой успех, так как, по словам Дееписателя, " уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало " (17:4). Но, конечно, апостол проповедовал не только в синагоге, а и повсюду на улицах и площадях, что видно из послания к Солунянам, где он припоминает свой труд проповеди у них (1 Сол. 2:9-12). Однако были и неуверовавшие, которые возбудили возмущение в народе против Павла и Силы. Можно предполагать, что большинство уверовавших были именно прозелиты, а из природных иудеев уверовали лишь немногие. Остальные же раздражились на апостолов за успех их проповеди и возбудили против них негодных людей среди языческой толпы, которые, " приступив к дому Иасона (которого св. Павел называет своим родственником — см. Рим. 16:21), домогались вывести их (то есть Павла и Силу) к народу. Не нашедши же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса " (Деян. 17:5-7). Обычный способ борьбы иудеев с проповедниками Христова учения! Клевета эта сначала смутила и градоначальников, но потом они, взглянув на приведенных и " получив удостоверение (о личности их) от Иасона и прочих " , поняли клевету и отпустили их (Деян. 17:9). Несмотря на благоприятный исход дела, братия сочли за лучшее отправить Павла и Силу в Верию — маленький городок на юг от Солуни. Проповедь св. апостола Павла в Солуни, как видно из его собственных слов, принесла богатые плоды. Солуняне приняли его проповедь " не как слово человеческое, но как слово Божие " (1 Сол. 2:13). В краткий трехнедельный срок пребывания св. Павла в Солуни там образовалось значительное по числу, крепкое по духу и горячее по силе одушевления общество христиан, ставшее образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии, что подчеркивает сам св. апостол в 7 стихе 1 главы послания. Повод к написанию первого послания к Солунянам и цель его

http://sedmitza.ru/lib/text/430640/

Об основании Христовой Церкви в Фессалониках повествуется в 17 главе кн. Деяний. Церковь эта основана святым Апостолом Павлом во время его второго проповеднического путешествия. Огласивши евангельской проповедью Филиппы, Апостол Павел, вместе со своими спутниками Силою и Тимофеем, прошел через Амфиполь и Аполлонию и прибыл в Фессалоники. Впрочем, Тимофей, вероятно, некоторое время оставался еще в Филиппах для утверждения новообращенных христиан, и присоединился к Апостолу Павлу несколько позже в Верии. По своему обыкновению, Апостол Павел начал свою проповедь в синагоге. Исходя из ветхозаветных пророческих писаний, он начертал перед слушателями образ Мессии, Которому " надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых " (Деян. 17:3 [ 2 ]). Проповедь его имела большой успех, так как по словам Дееписателя, " уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало " (17:4). Но, конечно, Апостол проповедывал не только в синагоге, а и повсюду на улицах и площадях, что видно из послания к Фессалоникийцам, где он припоминает свой труд проповеди у них (1 Фес. 2:9-12 [ 3 ]). Однако, были и неуверовавшие, которые возбудили возмущение в народе против Павла и Силы. Можно предполагать, что большинство уверовавших были именно прозелиты, а из природных Иудеев уверовали лишь немногие. Остальные же раздражались на Апостолов за успех их проповеди и возбудили против них негодных людей среди языческой толпы, которые, " приступив к дому Иасона (которого святой Павел называет своим родственником — см. Рим. 16:21 [ 4 ]), домогались вывесть их (то-есть Павла и Силу) к народу. He нашедши же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повелений Кесаря, почитая другого царем, Иисуса " (Деян. 17:5-7). Обычный способ борьбы иудеев с про поведниками Христова учения! Клевета эта сначала смутила и градоначальников, но потом они, взглянув на приведенных и, " получив удостоверение (о личности их) от Иасона и прочих " , поняли клевету и отпустили их (Деян. 17:9). Несмотря на благоприятный исход дела, братия сочли за лучшее отправить Павла и Силу в Верию — маленький городок на юг от Фессалоник.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Оно может, наконец, последовать, по учению апостола, моментально, неожиданно. Придет же день Господень, как тать ночью ( 2Пет.3:10 ). В то время, как апостолу Петру, ввиду отрицания второго пришествия, приходилось доказывать, что оно будет, и будет, быть может, скоро, апостолу Павлу, ввиду распространения некоторыми среди Солунян слухов, что пришествия этого нужно ожидать со дня на день, приходилось указывать, что пришествие Христово не может быть еще близким. В послании к Римлянам он раскрывает, что прежде, чем совершится это событие, должно последовать обращение всех язычников и привитие отпадшей части народа Еврейского к природной маслине ( Рим.9:10 ), а в послании к Солунянам, – что ему должно предшествовать появление антихриста. Что соединял он с понятием об антихристе, о том читаем в послании к Солунянам следующее: День тот не придет, говорит апостол, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога ( 2Сол.2:3–4 ). Из всех таких, усвояемых антихристу, свойств и действий видно, что апостол понимал под ним не вообще направление антихристианское, а именно личность, человека греха, сына погибели. Понимая так антихриста, апостол Павел отнюдь не ставил себя в противоречие с апостолом Иоанном, который, говоря в своем послании, что дух антихристов уже действует в мире ( 1Ин.4:3 ), как будто устранял тем понятие о личности. Нет, иное дело направление антихристианское, и иное – сам антихрист. Апостолу Павлу тоже известно было о действии направления антихристианского, но это действие есть, по его учению, совершенно отличное от того, которое будет совершаться, когда не будет удерживающего и когда явится сам беззаконник. Тайна беззакония, говорит он, уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь ( 2Сол.2:7 ). Кого понимал апостол под удерживающим – трудно сказать.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Чем ближе к Богу человек, тем больше людей поручается, даруется ему. Апостолу дарован был весь корабль, то есть все верующие Церкви... Не удивительно, что ему дарованы были и все плывшие с ним тогда на александрийском корабле двести семьдесят шесть душ. Все они получили, по мере своей, «солинки» правды Божией; и многие из них, может быть, оказались не только физически спасенными своею близостью к апостолу. Человеколюбие сотника Юлия к Павлу (3) уже открывает смягченность его сердца в отношении апостола. Конечно, «кормчему и начальнику» малого корабля он еще доверял более, «нежели словам Павла» (11), знавшего тайны Небесного Кормчего жизни. Этого Кормчего Юлий не знал и оттого много трудного пережил на своем пути. Через сотника Юлия Рука Божия удержала взволнованных во время крушения корабля воинов от пролития крови и апостола, и других узников. Час Божий еще не настал для них. Снова Юлий, «желавший спасти Павла», является его ангелом, помощником того Ангела Бога, который ночью явился Павлу (25) и сказал ему: «Не бойся, Павел! Тебе должно предстать пред кесаря» (24). 50. Жители острова (гл. 28) Мало интересного изыскивать, к какому племени принадлежали жители острова Мелита (Мальта), когда кораблекрушение выбросило на этот остров апостола Павла и его спутников. Достойна примечания религиозность жителей этого острова. Она проявляется двояко. Во-первых, эти «иноплеменники оказали ...не малое человеколюбие» (2). «Они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас» (2) – то есть всех путников, выброшенных на их берег. У костра, во время происшествия с ядовитой змеей (5–6), выявилась другая сторона религиозности этих язычников. Увидав «висящую на руке» апостола Павла змею, они говорили друг другу: «Верно этот человек – убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить» (4). Какое ясное понятие о законе Божиего Правосудия! В своей детской вере в близость и реальность суда Божиего над человеком во всех обстоятельствах его земной жизни эти примитивные люди ближе к Богу, чем многие последователи современного отвлеченного христианства, отдаляющего силу Божию от земли на небо, оставляющего земле только «законы природы» или одинокую самость человека. 51. Публий (гл. 28)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Этою чертою восполняется тот и другой рассказ о Павле. 2) Апостол говорит затем, что и он сам, и спутники его – «все мы упали на землю», чего не упоминается вовсе в Деян.22 , в Деян.9 же говорится, что спутники Павла «стояли в оцепенении» ( Деян.9:7 ). Это разногласие едва ли надо особенно стараться примирять. Достаточно объяснить его в том и другом случае различно выраженным желанием апостола изобразить силу впечатления события на его спутников (вероятно, и так, и этак, т. е. часть – падением, а другая – оцепенением, или сначала все падением, а потом все же – оцепенением), выразивших свой ужас пред совершающимся. 3) Апостол делает замечание, что Господь говорил с ним на «еврейском языке», замечание, из коего видно, что настоящую речь свою апостол говорил на языке греческом, наиболее понятном для его слушателей. Наконец, 4) важнейшая особенность настоящего рассказа в том, что речь Господа передается гораздо подробнее. То, что в тех рассказах передается, как слова Господа Анании и Анании Павлу уже в Дамаске (ср. Деян.9 и д., Деян.22 и д.), то здесь представляется, как речь Господа самому Павлу при явлении, и еще с некоторыми добавлениями. Вероятно, апостол, в видах большего удобства, совместил в одну речь и то, что говорил ему непосредственно Господь, и то, что говорил ему Анания, выразив это в свободном изложении, не держась буквы и не нарушая существенно истины, потому, что Павел действительно слышал от Анании то, что было ему поручено Господом. Что касается тех подробностей настоящего рассказа ( Деян.26 и Деян.26:18 ), коих не оказывается совершенно в двух прежних сообщениях об этом событии, то и они объясняются также очень просто – неодинаково подробною передачею одного и того же существа дела. Деян.26:16 .  Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явил­ся тебе, чтобы по­ставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, Деян.26:17 .  избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь по­сылаю тебя Деян.26:18 .  открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня по­лучили про­ще­ние грехов и жребий с освящен­ными».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010