2Тим.1:16.   Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих. 2Тим.1:17.   Но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. 2Тим.1:18.   Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь. «Да даст милость Господь Онисифорову дому, яко многажды мя упокои и вериг моих не постыдеся, но пришед в Рим, тощнее взыска мя и обрете: да даст ему Господь обрести милость от Господа в день он: и елико во Ефесе послужи ми, добрее ты веси» . Досточуден, достоин соревнования и треблажен оказавший столько услуг Апостолу и получивший сие благословение из апостольских уст, ибо те, о которых Апостол упомянул выше, и быв вместе с ним, отвращались от него, а этот из Азии пришел в Рим, ни дальностию пути не утомившись, ни жесточайшего из царей не убоявшись, Апостола же удостаивал всякого рода услуг, почему Апостол не ему только, но и всему дому его воздал Божиею милостию; напомнил же о нем Тимофею, как знавшему еще в Ефесе оказанную Онисифором услугу, а что на пользу ученику писал Апостол и огорчительное, и приятное, о сем свидетельствует следующее далее. Глава 2 2Тим.2:1.   Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом. «Ты убо, чадо мое, возмогай во благодати, яже о Христе Иисусе» . Зная это, говорит Апостол, стой мужественно, ибо подкрепит тебя благодать Господня. 2Тим.2:2.   и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить. «И яже слышал еси от мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже доволни будут и иных научити» . Что слышал ты от меня, учившего многих (сие выразил Апостол словами: «многими свидетели» ), сие и продолжай проповедовать. И как мною поставлен в учителя, так и ты украшенных верою учи тому, чему сам научился, чтобы и они также передали учение другим. 2Тим.2:3.   Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. «Ты убо злопостражди, яко добр воин Иисус Христов» . Прими во внимание, чей ты воин, и мужественно переноси воинские труды. Потом, держась того же переносного образа речи, извлекает из сего пользу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2910...

7:23), — чтобы не услышать опять ужасных слов: « идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его » (Мф. 25:41), — чтобы не услышать: « между нами и вами утверждена великая пропасть » (Лк. 16:26), — чтобы с трепетом не услышать: « возьмите его и бросьте во тьму внешнюю » (Мф. 22:13), — чтобы с великим страхом не услышать: « лукавый раб и ленивый » (Мф. 25:26). Страшно, весьма страшно и ужасно это судилище, хотя Бог и благ, хотя Он и милостив. Он называется Богом щедрот и Богом утешения (2 Кор. 1:3); Он благ так, как никто другой, снисходителен, щедр и многомилостив; Он не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился и жил (Иез. 33:11). Почему же, почему этот день будет исполнен такого ужаса? Огненная река потечет пред лицом его, книги деяний наших отверзутся, самый день будет подобен горящей пещи, ангелы будут носиться вокруг, и разложено будет множество костров. Как же, скажешь, Бог человеколюбив, как милостив, как благ? Так, при всем этом Он человеколюбив, и здесь–то особенно открывается величие его человеколюбия. Для того ведь Он и внушает нам такой страх, чтобы, хотя таким образом мы пробудились и стали стремиться к царствию небесному. Но смотри, как (апостол) не просто упоминает об Онисифоре, но говорит: « многократно покоил меня ». Он, говорит, успокаивал и укреплял меня в страданиях, как бы ратоборца, изнемогающего от зноя. « А сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь », не только в Ефесе, говорит, но и здесь. Таким и должен быть христианин ревностный и бодрствующий, — должен делать добро не однажды, не дважды или трижды, но во всю жизнь. Как тело наше не однажды насыщается для поддержания себя на всю жизнь, но имеет нужду в ежедневном питании, так и здесь, в благочестии, мы ежедневно имеем нужду в помощи от добрых дел. Мы имеем нужду в великой милости, и человеколюбивый Бог за грехи наши делает все, не нуждаясь Сам ни в чем, но все совершая для нас. Для того Он все сказал и изъяснил нам, и не только изъяснил, но показал и посредством дел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Второе послание святого апостола Павла к Тимофею Побуждения к написанию второго послания к Тимофею Это послание можно рассматривать как предсмертное завещание св. апостола Павла своему любимому ученику и сотруднику Тимофею. " Я уже становлюсь жертвою, — пишет в нем св. апостол Павел, — и время моего отшествия настало " (2 Тим. 4:6). Со скорбью говорит здесь св. апостол о переживаемом им тяжком одиночестве, ибо прочие ученики или оставили его, " возлюбив нынешний век " (4:10), или разосланы им по разным поручениям. Апостол просит Тимофея прийти к нему скорее и привести с собою Марка (4:9, 11), а также принести ему некоторые вещи: фелонь, который оставил он в Троаде у Карпа, " и книги, особенно кожаные " (4:13). Таким образом, побуждением к написанию этого послания было желание св. апостола Павла в предчувствии своей близкой кончины повидаться со своими преданнейшими учениками и преподать им свое последнее предсмертное назидание и завещание. Время и место написания второго послания к Тимофею Время и место написания этого послания можно определить по указаниям, которые дает само послание. В нем св. апостол пишет: " не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня узника Его " (1:8), а также " за благовествование мое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз " (2:9). Итак, ясно, что это послание написано св. апостолом из уз. Видно также, что это были римские узы, ибо апостол, похваляя Онисифора, который не стыдился уз его, говорит, что он " быв в Риме, с великим тщанием искал его и не нашел " (1:16-17). Это несомненно также были вторые узы, а не первые, ибо в первых узах св. Павел пользовался относительною свободою, мог проповедовать, сообщал о себе успокоительные известия малоазийским церквам (Деян. 28:30-31; Еф. 6:19-20; Кол. 4:8) и не только не ждал себе смертного приговора, но, наоборот, выражал уверенность в своем скором освобождении (Флп. 2:24) и приготовлял даже помещение в Колоссах у Филимона (Флм. гл. 22). Между тем теперешнее его заключение было совсем иного рода: он страдал в нем, как злодей (2 Тим. 2:9), проповедь его встречала сильное сопротивление (4:17), он оставлен всеми (4:16) и чувствует предстоящую ему в недалеком будущем насильственную смерть (4:6), а свое единственное утешение видит лишь в том, что " готовится ему венец правды, который даст ему Господь, праведный Судия, в день оный " (4:6-8). Имея в виду все это, как древние, так и новые толкователи считали второе послание к Тимофею последним посланием св. апостола Павла, написанным им из Рима незадолго перед его мученической кончиной, в конце 66 или в начале 67 года по Р. X. Цель написания второго послания к Тимофею

http://sedmitza.ru/lib/text/430649/

„Сущии бо о Христе нищии“, – по словам блаж. Феофилакта, – „кровы наследоваша, в няже возмогут прияти быти зде любившие их, даяния ради имения». б) В кн. св. пр. Иеремив (XIV, 6 – 9) представляются отверженными от лица Божия те, о которых после их смерти не творится поминовения и при погребении которых не дается милостыни. След. поминаемые молитвами и милостынями блаженны. Св. ап. Павел (1 Тим. II:1) увещевает совершать молитвы за всех человеков не только во плоти сущих, но вообще за всех, след. и за отшедших из сего мира. После этого совета апостол присовокупил: ибо это приятно и угодно Спасителю нашему, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (ст. 3). г) Мы имеем и пример молитвы св. апостола Павла за умерших . Апостол молится (2 Тимоф. I, 16), чтобы Онисифор, оказывавший св. апостолу свое человеколюбие, получил милость Божию по смерти – на суде Божием. Этот пример учит и всех чад апостольской церкви по духу связывающей их, как членов единого тела, молится друг за друга (Сн. 1 Кор. зач. 152). Но, хотя бы в Свящ. Писании не было ни одного места, где бы Господь Бог дал прямую заповедь о поминовении умерших, зато нет в нем и запрещения живым приносит молитвы за умерших . Итак, штундисты несправедливо думают и учат, что не следует молиться Богу за умерших ближних наших только потому, будто в Священном Писании нет об этом прямого повеления Божия такого. Если такового нет по букве, зато оно есть в духе Священного Писания. 2) Еще штундисты говорят: „делай, что угодно для умерших, это не принесет им никакой пользы, ничего им не поможет; потому что в слове Божием сказано: Бог воздаст каждому по делом его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев (Римл. II:6 – 7). Не обманывайтесь; Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Гал. VI:7). Всем нам должно явится пред судище Христово, чтобы каждому получит соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   Апостол еще не кончает, хотя определенные слова уже заканчивающие. Он еще прибавляет несколько слов: «Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров. Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите» (2Тим. 4:19, 20). Апостол никого не забывает, о всех своих спутниках говорит: «Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия и все братия» (2Тим. 4:21). Те, которые были в это время, каждый находился с апостолом. «Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь» (2Тим. 4:22). Этим и оканчивается послание апостола Павла к Тимофею — Второе из пастырских Посланий.     Послание к Титу    Тит также был один из ближайших учеников апостола Павла. Послание к нему небольшое, но также входит в состав посланий пастырских. В нем много мест параллельных, схожих с теми наставлениями, которые мы находим в Послании к Тимофею. Оно и понятно, потому что и Тимофея и Тита апостол Павел поставил епископами, своими сотрудниками, своими заместителями. Так читаем послание к Титу: «Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию» (Тит. 1:1).    А что такое «избранных Божиих» ? Значить, Господь избирает кого-то, кто должен спастись, а других не избирает? Получается, что Господь как бы не одинаково к людям относится: одних избирает, других нет. Как же так? Избрание Божие целиком покоится на Божьем всеведении: человек остается свободным, но Господь заранее, непостижимо нам это провидит, какой путь он изберет. И если он изберет путь правильный, то он будет избранник Божий. Поэтому Божья Матерь явилась преподобному Сергию и говорит ему (конечно, он был потрясен этим явлением Божьей Матери, Царицы Небесной) — «Не ужасайся, избранник Божий!» Не потому что это был какой-то отмеченный избранник, а потому что Божия Матерь знала преподобного Сергия и потому так назвала его.     «По вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию, в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог, прежде вековых времен» (Тит.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

— Князь, человек сей волхв, казни его! Особенно Фамир настаивал, чтобы Павла казнили; в своей жалобе он указывал на то, что Павел отвратил от него невесту. Когда призвали Феклу, князь спросил ее: — Почему ты гнушаешься своим женихом, столь прекрасным и благородным? Отчего ты не выходишь за него? Она же смотрела на Павла и нечего не отвечала. Тогда Феоклия, забывши естественную любовь к дочери, изменила своему материнскому чувству, и как свирепая львица или разъяренная медведица стала неистово кричать князю: — Сожги сию злую рабу, достойна она такой смерти, это не дочь моя, ибо не слушает меня, матери своей; сожги ее в пример другим, — пусть все городские девицы, видя сие, убоятся, пусть не осмеливаются они ослушаться матерей своих и противиться им, как сия всезлобная и непокорная. Нет, это не чадо мое, не порождение утробы моей, но проклятый отродок и сухая ветвь — сожги ее! Так настойчиво требовала мать, чтобы сожжена была дочь ее, а Фамир — чтобы был казнен Павел. Князь долго допрашивал святого Апостола, но не нашел в нем никакой вины, кроме проповеди Христовой, и потому не осудил его на смерть, но повелел бить его и изгнать вон из города, дабы он не мог и других девиц склонять к хранению девства. Вместе с Павлом были подвергнуты изгнанию Варнава и Онисифор с его сыновьями. Впрочем, Павел и сам стремился уйти из города, не потому только, что его преследовали князь, Фамир и Феоклия, но также и потому, что народ нападал на него и хотел его убить за проповедание слова Божия и за свидетельство об Иисусе Христе. О сем упоминает св. Лука в Деяниях Апостольских, говоря: «А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников. …Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов. Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями, они, узнав [о сем], удалились в Ликаонские города Листру и Дервию 7 ]» (Деян14:2,4-6), оттуда в Антиохию. Сначала они пробыли несколько дней недалеко от города Иконии, в одной пещере на пути в Дафну 8 ], желая узнать, что будет с Феклою; там они пребывали в посте и усердно молились о ней, чтобы Господь укрепил ее и проявил милость Свою на ней, как сие действительно и исполнилось.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ап. Павел избегнул смерти, но содержался узником в Риме. 610 Онисифор, прибывший из Ефеса в Рим, – многократно успокаивал его своим благочестивым усердием; 611 прочие же Азийцы тех чувств не разделяли, и двое из них, Фигелл и Ермоген, даже ему противоборствовали. 612 При таких обстоятельствах Павлу необходимо было иметь при себе друга, как Тимофей, почему и писал ему второе послание. В особенности же убеждает его, как истинного подвижника веры, сильно противоборствовать новым учениям, которыми некоторые хотели помрачить чистоту вероучения откровенного. 613 Между лже-учителями, жившими в Азии, Апостол называет: Именея и Филита, которые мистическими толкованиями своими о воскресении смущали верующих, стараясь поколебать их веру в это таинственное учение. 614 Павел, указывая на заблудшихся, требует, однако, чтобы их, не преследовали. «Рабу Господа, говорит он, не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобливым; с кротостью наставлять противников: не даст ли им Бог покаяния и познания истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю». 615 Рвение, которое выражается суровостью и насилиями против еретиков, никогда не могло быть свойственно истинной христианской Церкви. Павел в послании этом, равно как в первом, предрекает, что в Церкви Божией восстанут лицемеры, изображая их следующим образом: 616 «Люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, нелюбящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы нежели боголюбивы; имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся». Совершенно справедливо находили в словах этих живое изображение секты, появившейся в последних столетиях, и произшедшей в западных церквах величайшие бедствия. Предшественниками их вначале были Фарисеи, сильно преследовавшие Павла своей ненавистью. Они поставляли себя под покровительство Петра, не признававшего их своими последователями, потому что все усилия их клонились к тому, чтобы из христианства сделать формализм, в котором искренняя добродетель заменялась бы лицемерием. «Таковых удаляйся, пишет Павел Тимофею, 617 к ним принадлежат те, которые вкрадываются в дома и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди развращенные умом, невежды в вере; но они немного успеют, ибо их безумие обнаружилось перед всеми». Способ, указанный Павлом для избежания сетей этих врагов Христовых, состоит в том, чтобы твердо Придержаться данного вероучения, не взирая на гонения, которые могут быть последствием такой твердости. 618

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Апостол увещевает Тимофея не стыдиться " свидетельства Господа нашего Иисуса Христа (то-есть проповеди о Кресте Его, который для иудеев есть соблазн, а для эллинов безумие) " , но и страдать, если потребуется, вместе с благовестием Христовым, воодушевляясь высотою совершенного Христом Спасителем дела домостроительства нашего спасения и руководствуясь примером, как самого Апостола Павла, так и примером Онисифора, которого святой Павел похваляет за то, что тот не стыдился уз Павловых, " но быв в Риме, с великим тщанием искал его и нашел " , (ст. 17) в то время, как все Асийские ученики оставили Павла (ст. 7-18). Вторая глава содержит более подробные увещания к твердости духа и самоотвержению при прохождении пастырского служения. Здесь Апостол Павел сравнивает пастырское служение со служением воинским и увещевает Тимофея не бояться тех страданий, которым он может подвергнуться, как " добрый воин Иисуса Христа " . " И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить " (ст.2), то-есть то, что ты слышал от меня о Господе Иисусе Христе и о совершенном Им деле спасения человечества, что я говорил тебе, не робея и не на ухо, а открыто и при всех, не боясь обличений и гонений от неверующих, то самое передай " верным людям, которые были бы способны и других научить " . Под этими " верными людьми " толковники древние и новые понимают епископов и пресвитеров. Речь здесь идет о том, что святой Тимофей должен подготовлять среди верующих лиц, достойных рукоположения во епископы и пресвитеры, чтобы передать им все истины Богооткровенного учения, а в особенности, как некоторые толковники полагают, образ совершения таинств церковных, который передавался тайно и устно, как уверяет святой Василий Великий, хотя при свидетелях из круга старейших верных, чтобы вернее сохранился. Это относится к епископам и пресвитерам, коих имел рукополагать святой Тимофей " (Фотий у Экум., епископ Феофан). Далее святой Павел воодушевляет Тимофея к перенесению страданий за благовестие примерами, как доброго воина, так и ристалищного состязателя, трудящегося земледельца и, наконец, высочайшим примером Самого Господа Иисуса Христа, Который прежде чем войти в славу Свою чрез воскресение, много потерпел и даже умер на кресте.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Аще инии власти вашея причащаются, не паче ли мы?» В сих словах Апостол подразумевает тех, которые худо управляли коринфянами. «Но не сотворихом по области сей: но вся» покрываем; то есть переносим, выдерживаем, терпим. А для чего? «Да не прекращение кое дамы благовествованию Христову». Весьма выразительно Апостол назвал вред прекращением, потому что не дает, говорит он, распространяться благовествованию; задерживает его течение, препятствует спасению посредством проповеди. Потом, поскольку упомянул о волах и протолковал закон, вероятно же, иные возражали, что толкование сделано не как должно, то указывает на закон, еще яснее подтверждающий слово его. 1Кор.9:13 .  Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? «Не весте ли, яко делающии священная от святилища ядят? И служащии олтарю со олтарем делятся?» Посмотрите на священнодействующих по закону: часть приносят они на жертвенник, а другою частию пользуются сами. Ибо сие выразил Апостол словами: «со олтарем делятся»; потому что на жертвенник приносили «почки», и «препонку печенки,… и тук иже на них» ( Исх. 29, 13 ), себе же брали «рамо десное» и «груди» ( Лев. 7, 31–32 ), – показывает же Апостол, что согласно с законом повелел и Владыка. 1Кор.9:14 .  Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. «Тако и Господь повеле проповедающым благовестие от благовестия жити». Ибо Его это слово: «Достоин бо есть делатель мзды своея» ( Мф. 10, 10 ). И не сказал Апостол: «От благовестия богатеть», но: «жити», потому что Господь повелел получать только необходимое пропитание. 1Кор.9:15 .  Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою. «Аз же ни едино сотворих от сих», то есть проповедуя у вас. О сем извещает и во Втором послании: «Что бо есть, егоже лишистеся паче прочих церквей, разве точию, яко аз сам не стужих вам» ( 2Кор. 12, 13 )? Ибо что брал у других, о которых думал, что, взяв у них, окажет им пользу, извещает в следующих словах: «От иных церквей уях, приим оброк к вашему служению» ( 2Кор.11, 8 ). Так хвалит и филиппийцев, что много раз услуживали ему тщательно ( Флп. 4, 15–16 ). За сие желает благ и Онисифору ( 2Тим. 1, 16–18 ). Но, зная немощь коринфян, делал своими руками, ничего у них не заимствуя. А чтобы не подумал кто из них, будто бы сказал это, желая получать, то не без основания присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Быт.19:22 . поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор. Снисходя к просьбе, хотя и слабого волей, но чистого душой, Лота, Господь не только щадит ради него маленький город Сигор, но и отсрочивает наказание остальных городов до прихода Лота в Сигор. Имя этого города с еврейского, более точное – «Цоар», значит в дословном переводе: «малый, небольшой»; этим самым указывается и причина его переименования: именно настойчивое указание Лота на его незначительность ( Быт. 19:20 ). Раньше же этот городок носил название «Белы» ( Быт. 14:2 ). Большинство ученых географов Палестины полагает, что этот городок лежал в самом южном пункте Иорданской долины ( Быт. 13:10 ; Втор. 34:3 ), на час пути к юго-востоку от Мертвого моря, в той местности, которая теперь называется Ширбет es-Safia. Следы его существования имеются и от эпохи римского владычества Ζαρα у Стеф. Визан., и от времени крестовых походов («Согар» или «Цогар», по имени которого и само Мертвое море называется еще «морем Цогар»). Гибель Содома и Гоморры Быт.19:24–25 . И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли. Здесь, прежде всего, останавливает на себе внимание некоторая неестественность выражения: «и пролил Господь... от Господа». По объяснению отцов и учителей Церкви ( Игнатий Богоносец , Иоанн Златоуст , Иустин Философ , Афанасий Александрийский , Киприан, Тертуллиан и др.), здесь дано раздельное указание на два лица Пресвятой Троицы: на Бога-Отца и Бога-Сына. Сын Божий или Ангел Господень (Ангел Иеговы), Он же и Логос, являлся на землю и действовал именем Бога-Отца, Который, по слову Священного Писания, сам не судит мир, но весь этот суд отдал Сыну ( Ин. 5:22–23 ; 2Фес. 2:8 ; Откр. 1:16, 2:16, 19:15 ). Аналогичный этому случай имеем мы во втором послании Ап. Павла к Тимофею, где Апостол молится о рабе Онисифора, чтобы «Господь сподобил его обрести милость от Господа в день он» ( 2Тим. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010