Между книгами о. Аристарха найдена писанная им рукопись: Описание Боголюбова монастыря. Оно расположено по царствованиям, доведено до половины царствования Екатерины II и составляет летопись, весьма замечательную в историческом отношении, потому что в ней рассмотрены все главнейшие и многие частные события нашего отечества. Преемником игумену Аристарху был назначен в 1775 году иеромонах Феодосий из экономов Крутицкого архиерейского дома. Около 1779 года, место Феодосия занял иеромонах Корнилий, также из экономов Крутицкого архиерейского дома; но в 1780 году, согласно его желанию, возвращен к прежней своей экономской должности. Преемник его, строитель Александр, поступил из иеромонахов Александро-Невской Лавры, и в 1782 году скончался в здешней обители. Тогда иеромонах Корнилий вторично назначен в настоятели Оптиной Пустыни, с исправлением и экономской должности. Он состоял в звании строителя всего несколько месяцев, 26 октября 1782 года определен на его место из наместников Пафнутьева Боровского монастыря, иеромонах Николай; но, не являясь в обитель, он подал прошение, что по престарелости лет и слабому здоровью, чувствует себя не способным к занятию строительской должности, почему и оставлен на покое в своем монастыре. Преемником Николая с 1783 года был Андрей, из иеромонахов Московского Чудова монастыря; но и он в 1789 году, за старостью лет, уволен в Троицко-Сергиеву Лавру в число больничных 24 . Таким образом, в течение каких-нибудь 14-ти лет (1775 – 1789), переменилось четыре настоятеля, и, конечно, не без вреда для Пустыни. Не много пользы приносят частые перемены начальников и в гражданских заведениях, тем более, в соборе иноческом, которому надлежит быть врачебницей недугов душевных, и тайноводственным училищем духовной жизни. Что сказать о положении монастыря в течение этих 14-ти лет? О нем легко догадаться уже по одному тому, что из 4-х настоятелей, двое добровольно отказывались от управления обителью, без сомнения, не видя никаких средств дать ей приличное устройство: братство Пустыни уже с 1770 года состояло из трех человек, в числе коих был (как видно из отчетов 1764 и 1773 годов), несколько лет тому назад лишившийся зрения, иеромонах Карион, который, по долгу христианской любви, должен был иметь прислужников в двух других братиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Они не только возродили строгое монашество в Армении и ввели в монастыри порядок, но и установили новый для Армении вид монашеского жития – монашество скитское. На Саркиса, по словам историка, произвел сильное впечатление вид одиноко умершего на Алагезе пустынника. Он похоронил его и затем, отрекшись окончательно от мира, отправился в Иерусалим. Здесь он встретился с Киракосом. Саркис и Киракос сошлись между собою в мыслях и стремлениях и решились трудиться вместе. Посетив греческие монастыри Палестины, они убедились, как далеко армянское монашество от истинного монашеского идеала. У них зародилась мысль осуществить в своей жизни требования строгого монашества. Отыскивая подходящее уединенное место, они пришли в Сюнию, и здесь нашли такое место на правом берегу небольшой реки Баркушата. Тогда они устроили церковь (1612) и кельи, какие нужны аскетам–пустынникам. т. е. темные и тесные, и здесь основались. Скоро к ним стали стекаться люди, алчущие духовной пищи и спасения. Приходили не только светские, но и многие из духовных, вардапеты, епископы и священники. Между пришедшими были знаменитые потом церковные деятели Армении – вардапет Моисей Сюнийский, впоследствии католикос эчмиадзинский, и вардапет Павел (Погос) Моккский. Основанный Саркисом и Киракосом скит назывался «Великий скит»; он сделался рассадником монашества в Армении: многие из пришедших сюда и подвизавшихся здесь расходились потом по Армении и основывали новые скиты. Таковы были вардапет Нерсес Моккский, основатель скита на острове Лиме (на Ванском озере), славившегося строгостью монашеской жизни 269 , еп. Карапет, из Эчмиадзина, основатель скита на Севане, Аристакес Баркушатский, основатель скита в местности, называемой Тамзафарах, еп. Давид, из фамилии князей Караманец, основатель скита Чарекагет, славившегося особенной строгостью жизни. В деле преобразования армянского монашества и вообще нравов Саркису и Киракосу весьма много содействовал вардапет Моисей. Этот Моисей 15-ти лет получил сан священства. Его выдающиеся способности обратили на него внимание вардапета Срапиона, бывшего потом армянским католикосом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Егорьевское. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью " Церковь села Георгиевскаго. Построена в 1771 году, с двумя престолами: Казанския Божия Матери и Великомученика Георгия. К ней числится приписною церковь Святителя и Чудотворца Николая. Основана в том же 1771 году тщанием помещика Епифана Стефановича Скрипицына. Приход состоит из 17-ти селений " Церковь на погосте Никольском не сохранилась, Казанская пребывает в крайне руинированном состоянии. Село Егорьевское на протяжении нескольких столетий являлось центром помещичьего имения. В XVII-XVIII веках оно принадлежало местному дворянскому роду Кашкиных, а затем потомкам по женской линии – Пушкиным и Миллер. О примечательных биографиях сообщалось в прежних публикациях. Находившаяся в Егорьевском усадьба давно утрачена, но сохраняется Казанская церковь. Старинный храм несмотря на малую известность и повреждения может быть отнесён к числу наиболее интересных памятников архитектуры Угличского края. Можно повторить, что существующая каменная церковь обычно датируется 1771 годом. В описи имущества 1806 года сообщается, что антиминс для главного престола священнодействован преосвященным Афанасием в 1768 году. Также упоминается 1760 год, вероятно, соответствующий началу строительства. Таким образом, выясняется, что здание возведено в 1760-х годах. Храмоздателями могли быть преемственно владевшие селом Пётр Гавриилович (1695-1764) и Аристарх Петрович Кашкины (1723-1795). Облик церкви непривычен для наших мест – наделён оригинальными архитектурными формами в стиле петербургского барокко. Привлекает внимание прямоугольный двухэтажный объём с пониженным верхним ярусом и выступающей с запада небольшой четырёхгранной колокольней. Данными чертами здание напоминает типичные западные храмы – костёлы и кирхи. Но при более внимательном осмотре оказывается, что структура необычна только на первый взгляд. В объёме присутствуют традиционная двухсветная храмовая часть, выделенная боковыми выступами-ризалитами, и трапезная, над которой вторым ярусом размещён придел Великомученика Георгия. Именно расположение придела делает композицию церкви необычной.

http://sobory.ru/article/?object=09588

Сумская область (монастыри) Материал из Азбука паломники Свято-Троицкий Ахтырский мужской монастырь [ править править код ] Свято-Троицкий Ахтырский мужской монастырь Первое рождение монастыря состоялось в 1654 году. По указу Екатерины II в 1787 г. монастырь был закрыт. Но жители окрестных мест не переставали питать благоговение к развалинам святой обители; дивная гора не переставала обращать на себя взоры благочестивых сердец. Наконец сожаления о запустевшей обители возрасли до решительного намерения просить правительство о восстановлении древней обители. И в 1842 году последовало Высочайшее соизволение на возобновление монастыря. Однако после октябрьского переворота 1917 г. монастырь был вновь закрыт. В 1919 г. мученической смерти был предан его настоятель архимандрит Аристарх. Храмы монастыря были разграблены и осквернены. До Второй мировой войны здесь размещался детский городок — приют для детей-сирот и беспризорных, затем военные казармы. Вскоре после войны все еще уцелевшие здания были разобраны на кирпич. В 70 годы здесь был устроен заводом «Промсвязь» полигон для испытания антенн, который в 90-е годы перестал действовать. 23 июня 2002 г., в день престольного праздника обители, здесь была совершена первая после восьмидесятилетнего запустения Божественная Литургия. Адрес: ул. Монастырская, 1а, с. Чернетчина, Охтырский р-н., Сумская обл. Отдельный почтовый адрес: а/с 33, г. Ахтырка, Ахтырский р-н., 42700 Телефон: +38(05446)3-38-87 Николаевское женское подворье [ править править код ] Подворье обители Рождества Пресвятой Богородицы Молченский женский монастырь Адрес: ул. Первомайская, 102, г. Путывль, Путивльский р-н., Сумская обл., 41500 Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь) [ править править код ] Рождества Богородицы Глинская пустынь Глинская пустынь возникла в глухом месте, среди дремучих лесов Крупецкой волости, в 160-ти верстах от Курска, 36-та верстах от Путивля. Ныне это село Сосновка Глуховского района Сумской области. Именно там, в XVI веке, крестьяне, ставившие на деревьях ульи, на высокой сосне увидели икону Рождества Пресвятой Богородицы, от которой исходил свет. Когда прошел страх, стали молиться Матери Божией, собираясь у сосны с родственниками и односельчанами. Вскоре у корней этой сосны появился источник. Приходящие получали помощь Царицы Небесной, исцеление душевных и телесных недугов.

http://azbyka.ru/palomnik/Сумская_област...

область в Малой Азии. это написано Асхолием, епископом солунским и Сараном, военачальником Скифии, родом каппадокиянином, около 374 г. по поводу отправления мощей святого мученика Саввы из Готфии в Каппадокию. Предстоятелем церкви каппадокийской в это время был святой Василий Великий, который, получив святые мощи и послание, благодарил за них отправителей письмами, дошедшими до нас в его творениях. Муссова находилась во Валахии. святого мученика последовала в 372 г. Валентиниан царствовал с 364 по 375 г., а брат его Валент с 364 по 378 г. проконсул, правитель более или менее обширной государственной области (провинции). Дмитрий Ростовский в послесловии к житию св. Саввы замечает, что память этого мученика приличнее было бы совершать именно 12 апреля, но так как в прологе она положена под 15-м числом, то под ним же он поместил в Минеи-Четьи и повествование о страдании св. Саввы. Память святых апостолов Аристарха, Пуда и Трофима Аристарх, Пуд и Трофим — апостолы из числа 70-ти. находилась на юго-западе Сирии и была расположена на берегу реки Оронта. в Риме — высшее правительственное учреждение, ведавшее все государственные дела. святых апостолов последовала около 65 г. император римский, царствовал с 54 по 68 г. и оставил по себе память как один из самых жестоких преследователей христианства. Память святых мучениц Василиссы и Анастасии римский Нерон, жестокий гонитель христианства, царствовал с 54 по 68 г. святых мучениц последовала во второй половине I b. Мощи их покоятся в Риме, в храме, построенном в честь Божией Матери Умиротворительницы. Страдание святых мучениц Агапии, Хионии и Ирины император римский, царствовал с 284 по 305 г. в древности большой и знаменитый город в северной Италии, основанный римлянами за два столетия до Р. Х. В истории христианской Церкви город Аквилея замечателен как место нескольких поместных соборов и как колыбель особого символа веры (так называемого «аквилейского»). Анастасии присвоено наименование «Узорешителницы» потому, что она обходила христиан, заключенных в темницах (находившихся «в узах») и подавала каждому свою посильную помощь, как, напр., лечила их раны, выкупала их из темницы или утешала их в страданиях. Впоследствии она сама скончалась мученически, быв умерщвлена за исповедание имени Христова в 304 г. Память ее празднуется святою Церковью 22 декабря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды. Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения  епископ Каширский Иов , управляющий  Патриаршими приходами в Канаде , был награжден орденом преподобного Серафима Саровского II степени. Во внимание к архипастырским трудам и в связи с 55-летием со дня рождения Патриаршая благословенная грамота была вручена  митрополиту Кемеровскому и Прокопьевскому Аристарху . «У меня есть еще целый ряд наград, в том числе нашим украинским архиереям, но по хорошо известным причинам не все они смогли сегодня быть вместе с нами. Во благовремении я вручу эти награды — с особой благодарностью нашему епископату на Украине за труды, которые сегодня осуществляет Церковь, стараясь примирить разделенный народ, сохранить его единство, укрепить духовность, чтобы никакие политические обстоятельства не разрушили ту великую традицию, которая проистекает от князя Владимира и реализуется в трудах и усилиях нашей Церкви», — заявил Святейший Патриарх. «Еще раз всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю и благодарю. Особое слово благодарности представителям общественных и молодежных организаций, которые, как мне сообщили, сегодня стояли с плакатами у стен храма, несмотря на мороз, выражая поддержку своему Патриарху. Очень ценю вашу пассионарность, вашу способность отстаивать интересы Церкви. Благодарю вас за эту поддержку и призываю на вас благословение Божие», — заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Поздравить Предстоятеля и помолиться вместе с ним сегодня к Храму Христа Спасителя пришли многие представители различных общественных организаций, в том числе православных молодежных объединений, а также члены православных диаспор столицы. Всего, по данным представителей МВД, в Храме Христа Спасителя и у его стен молилось около 4 тысяч человек. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III).

http://patriarchia.ru/db/text/3552232.ht...

Несовпадениями перечислений имен 70 апостолов в древних списках обусловлены и некоторые различия в православных богослужебных книгах — Апостоле и Минее. На основании Священного Писания, предания святых отцов и трудов древних церковных авторов определился сонм благовестников, которых Церковь чествует 17 (4) янвавя как Собор 70 апостолов. Четьи-Минеи указывают следующие имена: Иаков Праведный, брат Господень; Марк евангелист; Лука евангелист; Клеопа, брат Иосифа Обручника; Симеон, сын Клеопы; Варнава; Иосиф, или Иосия, прозываемый Варсавой или Иустом; Фаддей; Анания; Стефан архидиакон; Филипп; Прохор; Никанор; Тимон; Пармен; Тимофей; Тит; Филимон; Онисим; Епафрас; Архипп; Сила; Силуан; Крискент, или Криск; Крисп; Епенет; Андроник; Стахий; Амплий; Урван; Наркисс; Апеллий, или Апелл; Аристовул; Иродион, или Родион; Агав; Руф; Асинкрит; Флегонт; Ерма; Патров; Ермий; Лин; Гаий; Филолог; Лукий; Иасон; Сосипатр; Олимпан, или Олимп; Тертий; Ераст; Куарт, или Кварт; Евод; Онисифор; Климент, или Клим; Сосфен; Аполлос; Тихик; Епафродит; Карп; Кодрат; Марк, он же Иоанн; Зина; Аристарх; Пуд; Трофим; Марк, племянник Варнавы; Артема; Акила; Фортунат; Ахаик. Св. Димитрий Ростовский внес в список еще 2 имени: Дионисий Ареопагит и Симеон, по прозванию Нигер. По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор, и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти. Соборная память семидесяти апостолов совершается в Православной церкви 4 января (по юлианскому календарю). Каждый из семидесяти апостолов имеет также и отдельные дни памяти. В древних месяцесловах это празднование встречается редко. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-sobor...

Архив Пн Представители Русской духовной миссии в Иерусалиме приняли участие в богослужении в монастыре святого Симеона Богоприимца 16 февраля 2023 г. 15:23 16 февраля 2023 года, в день памяти праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III совершил Божественную литургию в монастыре святого Симеона Богоприимца на вершине холма Катамон (Западный Иерусалим), где находится гробница этого ветхозаветного праведника. Предстоятелю Иерусалимской Православной Церкви сослужили митрополит Капитолиадский Исихий, генеральный секретарь Иерусалимской Патриархии архиепископ Константинский Аристарх, архиепископ Фаворский Мефодий, архиепископ Мадабский Аристовул, духовенство Святогробского братства и русские паломники в священном сане. От Русской духовной миссии в Иерусалиме в богослужении приняли участие ее начальник архимандрит Александр (Елисов) , секретарь игумен Никон (Головко) и клирик РДМ диакон Макарий Петухов. За богослужением молились настоятель монастыря праведного Симеона архимандрит Феодорит, настоятельница Горненского женского монастыря в Эйн-Кареме игумения Екатерина (Чернышева) с сестрами, многочисленные представители местных христианских общин и паломники. В храме присутствовали Чрезвычайный и Полномочный посол Грузии в Государстве Израиль Л. Жвания, генеральный консул Греческой Республики в Иерусалиме Е. Велиорас. Богослужение было совершено на греческом, арабском и церковнославянском языках. На великом входе из алтаря для всеобщего поклонения была изнесена серебряная шкатулка с частицей мощей святого Симеона Богоприимца. После запричастного стиха Блаженнейший Патриарх Феофил обратился к пастве со словом. Православный мужской монастырь и храм на месте дома праведного Симеона Богоприимца расположены на вершине холма в северной части Катамона, одного из районов Иерусалима. Название района происходит от греческого «κατ τι μνη», что означает «под монастырем». Обитель принадлежит Иерусалимской Православной Церкви. Современным монастырский комплекс был построен в 1859 году. Русская духовная миссия в Иерусалиме / Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6004401.ht...

Посему оно предполагало определить сумму доходов патриарха (в 1 миллион пиастров, т. е. 50 000 р. сер.), которые он мог бы получать с разных ставропигиальных монастырей. Относительно же епархиальных архиереев полагали, что с уничтожением эфорий, требовавших значительных издержек, доходы с епархий будут достаточны для их содержания. Вместе с сим предполагалось назначить духовенству, что ему брать за требы, а нуждающимся епископам выдавать пособия из центральной кассы, из которой равным образом содержались бы училища и богоугодные заведения. Эту центральную кассу полагали возможным образовать из взносов богатых монастырей афонских, Синайского и Гроба Господня, а для того чтобы осуществить это предположение, пригласили патриарха Иерусалимского и также патриарха Антиохийского участвовать в Церковно-Народном Собрании под тем предлогом, что их присутствие необходимо, так как постановления Церковно-Народного Собрания будут обязательны для всех патриархатов. Собрание не объясняло, однако, согласно ли оно по вступлении патриархов вновь пересмотреть все решения, принятые до их приглашения и без их согласия. Патриархи Иерусалимский и Антиохийский решительно уклонились от участия в Церковно-Народном Собрании, хотя Вселенский Патриарх и само Собрание весьма настоятельно приглашали их и возлагали на них всю ответственность за последствия, могущие произойти от их отказа. Другой предмет заботы составлял для Церковно-Народного Собрания долг, лежащий на патриархии и простирающийся до 7 или 8-ми миллионов пиастров (около 4 000 000 р. сер.). Предполагали возможным покрыть этот долг налогом по 10-ти пиастров на каждое православное семейство в Турции (Православных считается 7 миллионов, составляющих около 1-го миллиона семейств). Но когда приближалось время рассуждать о сем в Церковно-Народном Собрании, логофет Аристархи неожиданно объявил в оном, что султан, узнав, что долг лежащий на Константинопольской Церкви, составляет главное препятствие к исполнению его намерения, решил, чтобы долг сей был уплачен оттоманским правительством.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Закрыть День памяти Великого Князя Всеволода III Юрьевича Сегодня мы также вспоминаем генерала А.М.Дондукова-Корсакова, естествоиспытателя К.А.Тимирязева, летчицу В.С.Гризодубову и генерала А.И.Лебедя 28.04.2024 6 Время на чтение 6 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских - Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале, Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (100-130) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372). Сщмч. Александра пресвитера (1930). Сегодня день памяти Великого Князя Владимиро-Суздальского Всеволода (во святом крещении Димитрия) Юрьевича (Георгиевича) «Большое Гнездо», скончавшегося 15 апреля 1212 г. Он родился в 1154 г., был сыном Великого Князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого и «грекыни» (скорее всего, византийской принцессы), был сводным братом святого благоверного князя Андрея Боголюбского. С юных лет Всеволод участвовал в междоусобной борьбе, в походах на половцев. Став Великим Князем (1176), он начал диктовать свою волю Новгороду Великому, Смоленску, Рязани, Галичу, Киеву. Он был самым могущественным князем из современных ему Русских князей. Обращаясь к нему, автор «Слова о полку Игореве» писал: «Великий князь Всеволод! Неужели и мысли у тебя нет прилететь издалека отцовский золотой стол поберечь? Ты ведь можешь Волгу веслами раскропить и Дон шлемами вычерпать. Был бы ты здесь – была бы рабыня по ногате, а раб по резане, ибо ты можешь посуху живыми шереширами стрелять – удалыми сынами Глебовыми!» Свое прозвище – Большое Гнездо – князь получил за то, что имел восьмерых сыновей и четырех дочерей. Во Владимире-Залесском и в Переяславле-Залесском Великий Князь Всеволод построил новые детинцы, основал Городец на р. Волге. По его приказу в Северо-Восточной Руси был создан ряд каменных церквей и среди них жемчужина русской архитектуры – Дмитриевский собор во Владимире.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/28/de...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010