По окончании же (кончины) Трояна, возвратися от вток в Ефес, и ту жива себе погребе (сый), летом 120, волею Божиею». 5) Филипп апостол. Сей бе от Вифсаиды Петровы и Андреевы; в горней же Фригии проповеда Евангелие Христово. В Ераполе же распят стремглав при Дитиане, и ту погребен бысть славно своими ему. 6) Варфоломей, иже от Гадалы; индияном проповеда Евангелие Христово, иже от Матфея святое благовествование даде, в свой им язык написав. Во Альфенийстем же граде, в велицей Армении, распят бысть стремглав, и ту погребен бысть во Аливане великих рамен. 7) Фома апостол, яко предание пишет, бе от Палсида Рогоклейска; Парфом же и Мидом проповеда Евангелие Христово, Персом и Германом, Иерокаком и Индияном и Виктором и Мавром и от них копии прободен бысть в граде Каламидстем. 8) Матфей Евангелист бяше до Иерусалима. Написал Евангелие Христово еврейским языком, и проложи Богослов от еврейска в греческий язык. В Ераполи же партии мечем прободен скончася и погребен бысть. Старей мытарем, а во избрании апостолом бысть. Первый писец святым тайнам Господа нашего Иисуса Христа. 9) Иаков Алфеов, иже и брат Матфеев, купно бо имуще отца, той языком Христа проповедав, семя божественно именованием богатися, и не наказанные соборы крепко обличая, на кресте повешен, Богу дух предаде. 10) Иуда Иаковль, брат же Иакову Господа нашего Иисуса Христа. Той же в Месопотамий беседова; последи от неверных на древе повешен и от (них) сострелян скончася. 11) Симон Зилот, иже от Каны Галилейские, иже во благовестии Нафанаиль. Той всю Мавританию и Африканскую страну пройде. Таже в Вританию дошед и Христа проповедав, распят, скончался. 12) Матфий же один от 70-ти ученик, иже причтен бысть ко единонадесяти апостолом, Иуды место Искариотского, проповеда Евангелие Христово во внешней Ефиопии, и ту муку прием от ефиоплян, на пристанищи. Изображен побиваем палищами. Вне числа 12 апостолов, внизу иконы изображены: 1) Иаков, брат Божий, в святительском облачении, первый епископ в Иерусалиме бысть от Христа рукоположен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

7 . «Фома Апостол, яко предание пишет, бе от Панеада Дагонлейска; Парфом же и Мидом проповеда Евангелие Христово, Персом же и Германом, Иераканом и Индияном и Виктором и Мавром, и от них копием прободен бысть во граде Каламидстем». 8 . «Матфей Евангелист бяше до Иерусалима. Написа сам Евангелие Христово Еврейским языком, и преложи Богослов от еврейска в греческий язык. В Ераполи же мечем прободен скончался и погребен бысть. Старей (старейшина) мытарем, а во избрании Апостолом бысть. Первый писец Святым тайнам Господа нашего Иисуса Христа». – Греческая минея говорит, что сей Апостол мучен – огнем, но угасил оный своею молитвою; жил после того и скончался в мире. См. Библейскую историю Митрополита Филарета, с. 586). 9 . «Иаков Алфеов, иже и брат Матфеев, купно бо имуще отца. Той языком Христа проповедав семя Божественно именованием обогатися, яко к проповеданию подвижеся. И ненаказанныя соборы крепко обличая, на кресте повешен, Богу Дух предаде». 10 . «Иуда Иаковль, брат же Иакову Господа нашего Иисуса Христа. Тойже в Месопотамии беседова; последи от неверных на древе повешен, и от (них) сострелян скончался». 11 . «Симон Зилот, иже от Каны Галилейския, иже во благовестии Нафанаил. Той всю Мавританию и Африканскую страну пройде. Таже в Вританию дошед и Христа проповедав, распят скончася». 12 . «Матфий же един от 70 ученик, иже причтен бысть ко единонадесяти Апостолом, Иуды место Искариотскаго; проповеда Евангелие Христово во внешней Ефиопии, и ту муку прием от Ефиоплян, на пристанищи». Изображен побиваемый палицами. Вне числа 12 Апостолов внизу иконы изображены: «Иаков, брат Божий (изображен в ризе святительской), первый Епископ в Иерусалиме бысть от Христа рукоположен, от крова церковнаго доле свержен, от иудей камением побиен, в конец же древом белильным ему сокрушиша, и тако скончася». «Стефан же исполнь веры и силы, творяй знамения и чудеса велики в людех. Воставше неций от сонмища стязающеся со Стефаном. Стефан виде Иисуса, стояща одесную Бога (здесь изображен Господь Саваоф на Престоле). Стефан, первомученик, от 7 диаконов, от 70 учеников, от иудей камением побиен, скончася».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Изначально апостолов было двенадцать – именно столько оказалось ближайших учеников, повсюду следовавших за Учителем. Вот их имена, кроме Иуды Искариота, как перечисляет их книга Деяний: «Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова» ( Деян 1:13 ). Число двенадцать было еще и символическим, оно означало полноту: именно столько насчитывалось «колен», то есть племен в израильском народе. Один из двенадцати, Иуда Искариот, оказался предателем. Тогда апостолы решили избрать на освободившееся место по жребию еще одного человека из числа учеников «второго ряда» (им оказался некто Матфий); постепенно к двенадцати апостолам добавились и другие, числом семьдесят. Не все из них были знакомы со Христом во время Его земного служения, но их проповедь и сама жизнь вполне следовали тому образцу, который показали первые апостолы. Особый случай – это апостол Павел, автор многих книг Нового Завета. Его, строго говоря, никто не «назначал» на эту должность, и об этом мы еще поговорим дальше. Более того, проповедники, принесшие христианство в новые земли в последующие века, обычно называются «равноапостольными» – повторив через многие века подвиг апостолов, они словно сравнялись с ними. Значит, апостольское служение – не просто подробность евангельской истории и даже не эпизод из истории Церкви, но нечто такое, что постоянно живет в ней. Единство в главном не означает, что у апостолов не возникало споров и разногласий. Они неизбежны среди людей, особенно если они занимаются делом такого масштаба. Например, Петр отмечал, что в посланиях Павла «есть нечто неудобовразумительное» ( 2Петр 3:16 ), а Павел рассказывал, как горячо спорил с Петром, доказывая, что христианам нет нужды соблюдать ветхозаветные пищевые ограничения ( Гал 2:11–14 ). Но все разногласия они старались решить в мире и любви. Одно из таких собраний, где обсуждался как раз вопрос об отношении к бывшим язычникам, описывает 15-я глава книги Деяний – мы называем его сегодня Иерусалимским Собором, по месту его проведения. Он стал, по сути, первым в длинной череде Соборов, решавших основные вопросы веры и жизни Церкви. «Угодно Святому Духу и нам…» – так начиналось принятое на соборе постановление. Все решала не борьба фракций и не единоличная воля диктатора – нет, ответ был найден в таинственном взаимодействии Духа Святого и человеческих воль, и этот принцип остался краеугольным для церковной жизни навсегда. И когда сегодня мы говорим об «апостольской церкви», мы не просто признаем тот факт, что Церковь была основана этими людьми, мы стараемся следовать их опыту веры и жизни. Две судьбы

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Христианская борьба со злом состоит в умножении добра — в том, чтобы быть светом в мире, погруженном во мрак. Церковь возвещает весть о том, что подлинное благо и предназначение человека выходит за рамки этого мира. Миссия Церкви — в возвещении Евангелия и спасении душ для вечности. Евангелие — это возвещение о Царе и Царстве. Оно — о пришествии истинного Царя, Господа нашего Иисуса Христа, Который по праву требует от нас безусловной и абсолютной преданности. Ее возвещение выходит за пределы земных конфликтов и земной жизни вообще. Каждому из нас предстоит вечность — и эта вечность может быть невыразимо прекрасной — или невыразимо жуткой — в зависимости от того выбора, который человек совершает в жизни. Вера видит все происходящее с совершенно другой точки — из вечности. И поэтому воспринимает человеческие конфликты совершенно по другому. Симон Зилот героически боролся с режимом Кесаря — пока не последовал за Иисусом. Обращение меняет все — и то, как мы видим общественную жизнь, тоже. Обвал государства приводит вовсе не к тому, что из пены является государство новое и прекрасное — но к тому, что уровень лжи, насилия и произвола многократно возрастает. Мы видели это много раз и видим сейчас. Потому что зло, напомним, коренится в человеческом сердце — а государство это механизм его сдерживания. Неизбежно несовершенный и сам инфицированный злом. Но его лучше не ломать. Потому что любые позитивные перемены возможны только до тех пор, пока оно поддерживает базовый порядок. Примеры тех общественных улучшений, над которыми трудились христиане, как раз показательны в том отношении, что они были реформаторскими, но не революционными — и совершались только потому, что государство поддерживало порядок. Римская Империя времен ап. Павла — весьма суровое государство, совершившее величайший акт неправосудия в истории — именно оно проговорило к смерти безгрешного Сына Божия. Государство жестоких солдат и коррумпированных (см. напр. Деян.24:26) чиновников. И именно в этом государстве Апостол призывает чтить царя и платить налоги. Именно это государство спасает его от немедленного растерзания зилотами. Именно оно строит дороги и поддерживает в своих границах мир и порядок — что позволяет Апостолам проповедовать Евангелие по всему Средиземноморью.

http://radonezh.ru/analytics/o-polze-kon...

Ну, и апостолы Христовы. Все они типы разных людей и разных человеческих характеров. Андрей, Иаков и Симон Зилот – типы людей, которые не говорят, а делают. Петр – тип людей, которые быстро воодушевляются на всякое добро, но столь же быстро устрашаются всякой напасти. Юный Иоанн – молчаливый, как и брат его Иаков, но прямолинейный и последовательный до конца. Он стоит и перед Крестом своего Учителя, невзирая на угрозу смертельной опасности. Филипп – тип открытого и общительного человека. Через него хотели некие эллины войти в общение с Иисусом 230 . Он приводит Нафанаила ко Господу. Его [Филиппа] 231 Господь спрашивал: «где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» – то есть пять тысяч людей (см.: Ин. 6, 5 ). При последней беседе Иисусовой он задал вопрос: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» 232 . Фома – тип человека неустрашимого, но реалистичного. Когда Господь услышал о смерти Лазаревой, Он сразу распорядился идти из Галилеи, куда они только что пришли, в Иерусалим, где смертельная ловушка очевидно была Ему уже приготовлена; тогда сказал Фома перед лицом перепуганных учеников: «пойдем и мы умрем с ним» 233 . А когда ему сказали, что Иисус воскрес, он не хотел верить: «если не увижу», говорит, «на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его» 234 . А когда воскресший Победитель смерти явился во второй раз и Фома уверился, тогда он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» 235 Апостол Фома был и остается типом храброго реалиста. Иуда Искариотский – типичный предатель Бога, души, духа и всего идеального и возвышенного. Материалист и сребролюбец. Был он кем-то наподобие кассира в святой дружине апостольской: носил ковчежец для пожертвований, из которого крал и присваивал себе. Лицемерно притворялся он приятелем нищих, но все знали, что он вор (см.: Ин. 12, 4–6 ). За тридцать сребреников предал он Господа своего еврейским старейшинам, которые были то же, что он. Сотник римский из Капернаума и жена-хананеянка представляют тех язычников, что имели крепкую веру в силу Христову. Ради такой их веры Господь исцелил больного слугу сотника, а у хананеянки – сошедшую с ума дочь 236 . И в наше время нередко случается, что нехристиане сильнее веруют в христианские святыни, приносят своих болящих в монастыри, где по вере получают исцеление быстрее и чаще, чем многие христиане со слабой верой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

По свидетельству Оригена (с. Cels. 1:25), заимствованному у того же Флавия, смерть Иакова праведного, случившаяся незадолго до войны иудейской, произвела такое впечатление на умы евреев, что последовавшие за ней бедствия войны с римлянами (66–70-й годы) и сама война считалась наказанием за эту смерть (в известных ныне рукописях и изданиях Флавия этого места нет). Примечание. Католические писатели и большая часть протестантских считают Иакова, брата Господня, за одно лицо с Иаковом Алфеевым и опираются в этом мнении как на предание (Егезипп у Евсевия 3:11; 4:22; толкование Феофилакта на Послание к Гал.1:19 ), так и на некоторые места Священного Писания . [Главным из мест Писания служит указание святого Иоанна ( Ин.19:25 ) на стоявшую при Кресте Иисуса Христа сестру Матери Его, Марию Клеопову, которая в параллельных местах Матфея ( Мф.27:56 ) и Марка ( Мк.15:40 ) считается или заменяется Марией, матерью Иакова и Иосии, так как имя Клеопы считается тождественным с именем Алфея, причём предполагается, что Клеопа ( Κλεπας) есть только греческая транскрипция еврейского имени Халпай – Алфей. Другие указания на Иакова, как на апостола ( Гал.1:19 ), подкрепляются теми соображениями, что Иаков, брат Господень, имеет братьями Иосию, Симона и Иуду ( Мк.6:3 ), и Иаков Алфеев окружается лицами, у которых подобные же имена ( Лк.6:15–16 ; Иуд.1:1 ; Мф.27:56 ), и что допущение разности между Иаковом Алфеевым и Иаковом, братом Господним, должно повести к исчезновению из предания церковного одной группы имён, так как об Иакове Алфееве и других соприкосновенных с ним лицах – Иуде, Иосии – предание почти ничего не говорит. Притом же остаётся непонятным, говорят, каким образом Иаков, брат Господень, не бывший в числе 12-ти апостолов, мог так скоро возвыситься после Вознесения Господа и сделаться главой Церкви иерусалимской. Но как вовсе нельзя основываться на более, чем соблазнительном тождестве имён Клеопы и Алфея и с другой стороны нельзя ничем доказать, что Мария Клеопова есть одно и то же лицо с Марией, матерью Иакова, так трудно согласиться и с тем, чтобы находящиеся в числе 12-ти апостолов Иаков Алфеев, Симон Зилот и Иуда (очевидно сын, а не брат иаковлев), были братья между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Брат Петра, Андрей Первозванный проповедовал по Азиатским и Европейским берегам Черного моря. Много претерпел он бедствий в Синопе. Переплывши из Мал. Азии в Европу, он проповедовал во Фракийском гор. Византии и основал здесь церковь ; направившись к северу, он перенес Евангелие за Дунай в Скифию. Потом проповедовал в Евпире и Ахаии и здесь в гор. Патрах, пострадал. Иоанн Богослов, возлюбленный ученик Христов, после успения Богоматери отправился в Мал. Азию и там управлял церквами Ефеса, Смирны, Пергама, Фиатира, Сардиса, Лаодикии. Во время Домицианова гонения ап. Иоанна в узах отправили в Рим. Здесь хотели прекратить жизнь его ядом, но яд оказался недействительным; бросили его в котел с кипящим маслом: Иоанн вышел оттуда невредимым; наконец, Домициан приказал сослать его на остров Патмос, один из Спорадских островов Эгейского моря. Там апостол имел дивные откровения о судьбах церкви Христовой до скончания мира. После погибели Домициана, с восшествием на престол Нерона, Иоанн освобожден был из заточения и снова возвратился в Ефес (в 96 году). На 94 году своей жизни (26 сентября 100 года) он оставил этот временный мир и мирно скончался. Есть предание, что он взят живым на небо. Иаков Алфеев – меньший (в отличие от Иакова сына Зеведеева большего), постоянно пребывал в Иерусалиме. Образ жизни был его необыкновенной строгости. Он был убит книжниками и фарисеями в Иерусалиме. Филипп, происходивший из Вифсаиды, из одного города с Петром н Андреем, проповедовал во Фригии, доходил до Скифии, пострадал в Иераполе. Варфоломей, почитаемый многими за одно лицо с Нафанаилом, пронес Евангелие Христово до Индии. Оттуда он пришел в Армению, и здесь в городе Албанополе пострадал. Фома просветил учением Христовым Месопотамию, Парфян, Мидян, Персов и Эфиопов; в городе Мемапуре брахманами был пронзен копьями. Матфей, из мытарей ап. Христов, проповедовал сначала в Палестине, потом отправился на восток и пострадал в гор. Наддабаре (Эфиопск.), или в Бембере. Симон-зилот – в Африке – в Египте, Ливии, Нумидии и Мавритании. Некоторые говорят, что он был в Британии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

И поэтому свою миссию там, где жили русские эмигранты, он понимал как проповедание истинной веры там, где она была искажена. «Не напрасно же нас Господь выбросил из нашей страны, не только за грехи наши, а и чтобы мы были проповедниками Евангелия, чтобы, как сказано в Евангелии: “перед концем мира проповедано будет Евангелие во всём мире”» 404 ,– говорил он. Вот почему владыка Иоанн не мог оставаться равнодушным к тем европейцам, которые искали первозданной чистоты церковной жизни. Для всех, кто стучал во врата Церкви Христовой, он становился отцом. Вот как раскрывается его забота в одной из проповедей: «Христос воскресший направил апостолов проповедовать во все страны. Церковь Христова была основана не для одного народа и одной страны, но для всего мира. Все люди, все народы, все страны призваны к вере в истинного Бога. Апостолы в полной мере исполнили наказ Христа, придя ко всем народам. Симон Зилот направился в Англию; Иаков, сын Зеведеев,– в Испанию; Фома – в Индию и, согласно Преданию, дошел до Китая. Апостол Андрей проповедовал на землях, ставших впоследствии Российским государством, и в Греции. По преданию, Лазарь, воскрешенный на четвертый день, убегая от хотевших убить его евреев, прибыл во Францию. Со своими сестрами, Марфой и Марией, он стал жить в Марселе и проповедовал в Провансе. Трофим Арльский и другие ученики из числа семидесяти исходили всю Францию. Таким образом, с апостольских времен православная вера Христова была проповедана в Галлии, то есть там, где сейчас находится Франция. Именно к Православной Церкви принадлежат св. Мартин Турский, прп. Иоанн Кассиан , основатель монастыря в Марселе, где он и подвизался на протяжении долгих лет, св. Герман Парижский и святая Женевьева (Геновефа) и многие другие. Вот почему православная вера для французов не является верой иноземной. Она их вера, ее исповедовали здесь, во Франции, их предки с древних времен – это вера их отцов. Мы искренне и горячо желаем, чтобы православная вера в том виде, в каком она свойственна духу французского народа, укорененная на французской земле, вновь стала бы для ее народа материнской верой, какой она остается для русских, сербов, греков – у каждого народа в соответствии с его особым духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Едва приемлет человек смерть и за правду, за пользу и за истину. Двенадесять Апостолов, седмедесять Учеников, пятьсот уверовавшей братии, все будучи современны, все согласно и единомысленно проповедуют: мы видели Христа по воскресении Его из мертвых. Собор Иудейский со многими и великими угрозами заповедает начальникам оных, то есть Апостолам, молчать, говоря так: отнюдь не проповедуйте, заградите уста ваша, никого не учите о имени Христове: «И призвавше их, заповедаша има отнюдь не провещавати, ниже учити о имени Иисусове» ( Деян.4:18 ). Но они ответствуют пред всем собором: «не можем бо мы, яже видехом и слышахом не глаголати» ( Деян.4:20 ). Судии паки строжайше запрещают им, но они еще более проповедуют и свидетельствуют, что Христос воскрес их мертвых: «и велию силою воздаяху свидетельство Апостолами воскресению Господа Иисуса» ( Деян.4:33 ). Судии, услышав сие, заключают их в темницу: и потом как они чудесно вышли оттуда, немилосердно палицами биют их: а они тем паче вопиют, что Христос воскрес из мертвых. После сего, вышедши из Иерусалима, текут во всяк град и страну, проповедуют всюду воскресение Христово, уверяют всех и говорят: «Еже видехом очима нашима, еже узрехом, и руки наша осязаша, о словеси животнем: еже видехом и слышахом, поведаем вам» ( 1Ин.1:1:3 ). И за сию проповедь терпят глад, жажду, наготу, заушения, оскорбления, гонения, хуления, безчестие, презрение, и напоследок мучительную смерть ( 1Кор.4:11:13 ). Стефан, Анания и Архипп предали дух, будучи побиты камением: Андрей, Петр, Филипп и Симон Зилот, будучи распяты на кресте: Матфей и Варнава сожжены огнем: Иаков, брат Господень и Тимофей белильным древом умерщвлены: Павел, Иаков, брат Иоаннов, Аристарх, Пуд и Трофим обезглавлены. Весьма немногие из Апостолов и учеников Христовых не вкусили мученической смерти. Как же ложная философия неверным толкует сие преславнейшее и преестественное явление? Что говорят о сем неверные лжефилософы? Они были, ответствуют, фанатики: но откуда происходит сие речение, того сами не знают, хотя и употребляют его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

5 тень проходящего Петра. Как целительная сила Иисуса изошла от Него при прикосновении кровоточивой женщины к Его одежде ( Мк. 5,27.28 ), так Бог дарует Петру силу исцелять «соприкоснувшихся» с его тенью; это же происходило с платками и опоясаниями с тела Павла (19,11.12). 5 синедрион. Верховный иудейский религиозный суд в Иерусалиме, состоявший из семидесяти одного человека. При римском владычестве эта группа, куда входили верхушка саддукейской партии и книжники из среды фарисеев и их единомышленников, решала различные религиозные, общественные и юридические дела в Палестине. 5 навести на нас кровь Того Человека. В 2,23; 3,15.16 и 4,10.11 говорится, что Петр и бывшие с ним апостолы возложили вину за смерть Иисуса на членов синедриона. Народ слышал эти обвинения. 5 Его возвысил Бог десницею Своею. Это заявление синедрион должен был истолковать как свидетельство о воскресении. Такое возвеличение Богом делало воскресшего Иисуса равным Богу (ср. Ин. 5,18; 10,33 ). 5 Гамалиил. Один из наиболее известных раввинов своего времени. Гамалиил был учителем Павла (22,3) и, вероятно, приходился внуком великому рабби Гиллелю, главе одной из двух главных иудейских школ толкования Торы (Закона). В отличие от школы Шаммая, Гамалиил и школа Гиллеля были известны большей терпимостью своего толкования (ср. Мф. 19,3 ). 5 Февда. См. Введение: Время и обстоятельства написания. 5 во время переписи. Это не та перепись, упомянутая Лукой (2,1), которую император Август велел провести ок. 8 г. до Р.Х. (она была, однако, отложена до 5 или 6 г. до Р.Х.), а перепись, проходившая на 14 лет позже, в 6 г. по Р.Х., в правление прокуратора Копония. Иуда Галилеянин. Иосиф Флавий («Иудейская война», 20.118) говорит о некоем галилеянине, который поднял восстание, противясь выплате налогов и подчинению римлянам. Восстание не удалось, но, возможно, так зародилась партия зилотов. Апостол Симон Зилот (1,13; Мф. 10,4 ), вероятно, прежде был членом этой группы. 5 били их. Апостолы получили традиционные «сорок ударов без одного» ( 2Кор. 11,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010