Матфей, написавши Евангелие, чтобы увековечить свою устную проповедь, 333 оставил Иудею и пошел в Ефиопию, 334 где подготовлены были ему пути евнухом царицы страны той, окрещенным диаконом Филиппом. По древним преданиям, апостол Иуда проповедовал в Ливии, а Симон Зилот был апостолом Сарматов. Ничего неизвестно об Иакове Алфееве. Быть может, что, следуя по африканскому берегу, где проповедовал брат его Иуда, дошел он до Гибралтарского пролива и переправился в Испанию. 335 Апостол Фома проповедовал Евангелие Парфам, 336 могущественному народу, который властвовал над всеми странами центральной Азии до Евфрата; ему сопутствовал Фаддей, один из семидесяти учеников, и послан им был проповедовать в Армению. В Эдессе царствовал тогда царь Авгар. 337 Властитель этот, услышав о чудесах Иисуса Христа, писал Ему, прося придти исцелить его. Спаситель отвечал, что пришлет к нему одного из Своих учеников, чтобы исцелить его и даровать жизнь ему и его близким. 338 Божественное обетование это, исполнилось во время проповеди Фаддея. Авгарь, услышав о чудесах, которые совершал Апостол во имя Иисуса Христа, подумал, что это ученик, обещанный ему Спасителем. Он послал за ним, а как увидал, то пал к ногам его говоря: «Не ученик ли ты Иисуса, Сына Божия, обещавшего мне твое посещение?» – «Так, отечал Фаддей, и если вера твоя того заслуживает, то исполнится все, о чем ты просил». – «Я веровал в Него, отвечал Авгарь, и когда узнал, что Иудеи Его распяли, то пошел бы немедленно отомстить за смерть Его, если бы не боялся римлян. – Господь наш и Бог Иисус Христос выполнил волю Отца Своего и возвратился к Нему. – Верую в Него и в Отца Его» сказал Авгарь. Тогда Фаддей возложил на него руки и исцелил его. На другой же день Апостол благовествовал жителям Эдессы, собравшимся слушать проповедь его, сопровождавшуюся чудесами. Согласно древнему преданию, Матфей, заменивший в сонме апостолов Иуду Искариота, проповедовал в Ефиопии. В то время, когда апостолы отправились в страны, куда Дух Божий повел их, Савл, по возвращении своем из Аравии, проповедовал в Дамаске. Протекло уже три года с его обращения, но апостолов он еще не видал, 339 а потому решился идти в Иерусалим, где нашел Петра и епископа Иоакова праведного. 340 Савл оставался в Иерусалиме пятнадцать дней, 341 потом пошел в Сирию, а оттуда на свою родину, Киликию. 342 Церквам Божиим в Иудеи он не был еще известен. Они только слышали, что бывший некогда гонителем верующих, ныне благовествует, и прославили Бога. 343 Варнава и Савл в Антиохийской церкви. Верующих стали называть христианами

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Изысканный слог был у апостола Павла, потому что он был очень образованный человек, он учился при ногах Гамалиила, еврейского законоучителя. Апостол Матфей имеет очень простой слог. Ну, кем он был? Работал на таможне. Его профессия напоминала нечто среднее между обменщиком валюты и судебным исполнителем. Вы видели, какие люди сидят в обменных пунктах. Вот, и он сидел, собирал пошлину, брал взятки, вдруг Господь его призвал, он бросил эти деньги, свой обменный пункт, и пошел за Христом. И он стал другим человеком, новым человеком. Был среди апостолов и один бывший скинхед, это апостол Симон, о нем сказано: «…Симона, прозываемого Зилотом» ( Лк.6:15 ). А кто такие зилоты? Зилоты – это древние нацисты, которые любили нападать на иностранцев, они имели очень скандальную репутацию. Но Господь менял всех этих людей, делал их новыми людьми, людьми с измененным сознанием. А их прежние наименования – «мытарь», «зилот» – сохраняются для того, чтобы и другим мятежным и грешным душам дать надежду на исправление. Дух Святой формирует истинное Евангелие через людей, но Дух Святой не испепеляет их авторских возможностей. Поэтому, если вам дать Евангелие от Иоанна, вы сразу поймете просто по стилю, что это Иоанн. Возьмем Евангелие от Луки или от Марка. Марк очень кратко пишет, вы обратили внимание? Почему? Потому, что эти проповеди апостол Петр произносил для римлян, а у римлян очень лаконичные выражения, говорят четко и по существу. И мудрый апостол понимал, что с этими людьми надо говорить в динамике их языка. Самое, скажем так, замысловатое Евангелие, очень подробное – это от Луки. Почему? Оно для греков писалось. То есть это проповеди апостола Павла среди греческого мира. Потом они были записаны соработником апостола Павла, евангелистом Лукой. Евангелие от Матфея – написано для евреев. Первоначально было написано на арамейском языке. И когда я встречаю евреев, которые интересуются Православием, я советую: – Вот, начните с этого Евангелия. Вам оно будет более понятно. И действительно, все построение повествования такое, что очень подходит для людей с восточным складом ума. Очень подходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

апостол Петр проповедовал в Иудее и в Антиохии Великой, а св. Павел обошел, благовествуя о Христе, всю Малую Азию, Македонию и Грецию. В Малой Азии и прилегающих островах провел последние годы своей земной жизни возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов, написавший там свое Евангелие и Откровение, там же пострадал св. апостол Филипп, до того обошедший Ефиопию и Аравию. Св. апостол Андрей Первозванный посетил страны будущей России, побывав на Северном Кавказе, проплыв по всему Днепру, водрузив Крест на горах Киевских и достигши до Великого Новгорода, а затем проповедовал на Балканах, поставил первого епископа Византии и окончил жизнь свою в Греции. Евангелисты Матфей и Марк просвещали африканские страны, некоторые из них обошел и ап. Симон Зилот, завершивший свои апостольские труды на Северном Кавказе, возле Сухума. В Месопотамии проповедовал апостол Фаддей, в Армении Варфоломей, посетивший также Северную Индию. А Великую Индию, после проповеди в Греции, обошел Фома, дошедший до отдаленных восточных пределов побывавший в пределах Китая. Так «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» ( Пс. 18:5 ) и «от восток солнца до запад» ( Пс. 112:3 ) хвалилось Имя Господне. В последовавшие затем века образовались новые народности, молодые сильные племена пришли на смену ушедшим в область истории древним народам. Находясь как бы еще в младенческом возрасте и живя жизнью первобытных народов, они не могли сразу восприять все достижения своих предшественников и питаться возращенными ими уже плодами. Уничтожены были многие сокровища древнего мира, ценность которых была непонятна почти дикарям. Но среди тех сокровищ был один бисер бесценный, который лишь на время мог быть сокрыт в землю. То была Вера Христова, та духовная пища, которой жив человек. Обильные плоды высокого богословия, возросшие от проповеди апостольской, были недоступны и неудобоваримы для той степени духовного развития, на которой стояли народы-младенцы. Для них снова нужна была апостольская проповедь, нужно было вновь сеять семена Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

При этом апостолы были посланы в мир отнюдь не для торжеств и почестей в свой адрес. Исполнившись Святым Духом, они основывали первые христианские общины и совершали чудеса. Но не почет и уважение получали они взамен от мира. Вот что о себе и своей миссии говорит апостол Павел: « Я... был в трудах... в ранах... в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе » (2Кор 11:23-27). Читайте также: Кем были 12 апостолов, и что с ними стало? 4 вопроса об избранных Христом Но как они сами относились к претерпеваемым страданиям? Мы читаем в «Деяниях», что когда синедрион запретил апостолам проповедовать Христа, то они не устрашились властей земных и продолжали свою проповедь. Когда же за это они были схвачены и биты, то « пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса Христа удостоились принять бесчестие » (Деян 5:41). Из 12 апостолов лишь один, Иоанн Богослов, умер своей смертью. Апостолы Петр, Андрей, Иаков Алфеев, Варфоломей, Филипп, Иуда, Матфий в разных частях мира претерпели мученические пытки и были распяты. Апостол Иаков Заведеев был казнен через отсечение головы. Апостола Матфея сожгли на костре в Египте. Апостол Фома в Индии во время пыток был пронзен пятью копьями. Апостол Симон Зилот на Черноморском побережье Кавказа, был заживо распилен пилой. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование.

http://foma.ru/apostolyi-poslanniki-i-gl...

Под конец жизни он оказался в Риме, где и был распят головой вниз: он сам счел себя достойным такой казни». Произошло это, вероятно, в 67 году, по церковному преданию – 29 июня, ставшем днем памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Апостол и евангелист Матфей из Капернаума проповедовал в Сирии, Мидии, Персии и Парфии, закончив свой земной путь в Эфиопии, где, по церковному преданию, принял мученическую смерть на костре в 60 году. Апостол Филипп, родом из Вифсаиды, проповедовал в Сирии, Элладе, Галилее, Лидии, Мисии. Во фригийском Иераполе он был схвачен вместе со своей сестрой Мариамной и еще одним апостолом – Варфоломеем. Оба апостола были распяты на крестах, но случилось землетрясение, и устрашенные им жители города потребовали от правителя Иераполя Анфипата отменить казнь. Варфоломея сняли с креста еще живым, а Филипп предал дух свой Богу на этом кресте. Варфоломей продолжил проповедь Евангелия в Армении, где его, как и апостола Петра, распяли вниз головой. В Парфии подвизались, кроме апостола Фомы, Фаддей и Симон Зилот. Апостолы Фома и Фаддей проповедовали также в Месопотамии, создав христианскую общину в Эдессе. Христианская община в Александрии восходит к проповеди ученика апостола Петра евангелиста Марка. Брат Петра Андрей Первозванный миссионерствовал в Припонтийской области. Критически оценивая и резюмируя сведения о проповеди апостола Андрея, почерпаемые из древних источников разной степени достоверности, В.В. Болотов писал: «Центром деятельности апостола Андрея, по актам, был город Синоп. За историчность этого известия говорит то важное обстоятельство, что здесь была очень значительная иудейская колония… Около этого центра держалась и вся проповедь апостола Андрея Первозванного, а именно: по берегам Черного моря – по северному побережью. Непререкаемо известно, что апостол Андрей проповедовал в пределах Скифии, как сказано у Оригена… Деятельность апостола Андрея локализируется около Севастополя Великого (близ нынешнего Поти)… По Епифанию монаху, апостол доходил и до Крыма».

http://pravoslavie.ru/34553.html

Св. апостол говорит: «аще кто не любит Господа Иисуса Христа», а в Нем и Бога Отца и Святого Духа, «да будет проклят!» Не долг и обязанность, не закон и повеление, а все, так сказать, существо наше, вся наша жизнь, все наше счастие и в настоящем и в будущем веке убеждают нас «возлюбить Господа Бога своего от всего сердца своего, и от всея души своея, и всею крепостию своею, и всем помышлением своим». а) Кто истинно любит Господа Бога своего, тот любит Его от всего сердца своего, не разделяя своего сердца между миром и Богом, не делая своего самолюбия кумиром своим; ибо не может человек «двема господинома работати, не может Богу работати и мамоне», – тот никого и ничего в мире не предпочитает Богу. «Аще кто любит отца или матерь паче Мене», говорит Господь, «несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин; и иже не отвержется себе и не возмет креста своего, не может быти Мой ученик». б) Кто истинно любит Господа Бога своего, тот любит Его от всея души своея, тот старается все силы души своей направить по воле Его, всю жизнь и всю деятельность свою располагать по святым заповедям Его, во всем и всегда подражать примеру святейшей жизни Самого Господа Иисуса Христа, уподобляясь Ему в помышлениях и желаниях, намерениях и поступках своих: «аще кто любит Мя», говорит Господь, «слово Мое соблюдет; аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей». в) Кто истинно любит Господа Бога своего, тот любит Его всем помышлением своим, – тот любит размышлять непрестанно о Боге и Его неисчетных благодеяниях, явленных нам в сотворении и промышлении о нашей жизни, в искуплении и избавлении нас от греха, проклятия и смерти, – тот любит быть всегда умом и сердцем своим с любимым Господом, всегда поставлять себя в Его святом вездеприсутствии, непрестанно иметь страх Божий в сердце своем, «предзреть Господа пред собою выну», по примеру боголюбивого Давида, – тот любит все, что напоминает ему о любимом Господе: любит поучаться в законе Господни день и нощь, ибо «словеса Господня» для него «слаще меда и сота, драгоценнее злата и камения честна многа»; услаждается более всего Евангелием Христовым, как драгоценнейшим заветом своего сладчайшего Искупителя; любит паче всего пребывать в дому Божием и посещать храм святый Его, где приносится святейшая жертва спасения нашего; жаждет общения с Господом в молитве и св. таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Первая ложь та, что будто бы апостолы учили евреев ненавидеть и презирать своих бывших собратий. Можно ли думать так о тех, которые всецело были проникнуты любовью ко всем, даже к врагам? Если бы апостолы так учили, то, конечно, тогда же заметны были бы враждебность отношения крещенных евреев к некрещенным. Исторически же известно, что евреи, принявши христианство , жили с некрещенными собратами своими в мире, ходили вместе в храм иерусалимский, праздновали иудейские праздники, так что римляне долго не отличали крещеных евреев от некрещенных и только впоследствии начали отличать первых от последних. Затем, явная ложь и то, будто бы апостол, избранный Сангедрином для противодействия распространению Евангельского учения, изменил своему намерению. Ни Талмуд, ни евреи не представляют причины, побудившей Петра поступить так. Из вышеприведенного талмудического сказания видно одно, что Петр действовал не из земных расчётов, при распространении Евангелия; он решается питаться хлебом и водою, наконец умереть, чтобы только сохранить и распространить веру Христову. Что же, спрашиваем мы, побуждало Петра на такой подвиг? Что заставило ревнителя синагоги изменить ей? Талмуд умалчивает об этом, а заводит речь о гибели какого- то апостола Илии, который был будто бы убит в самую минуту Евангельского проповедования. Это сказание уже тем несправедливо, что между всеми 12-ю учениками, из­бранными Господом и посланными на проповедь Евангелия, нет такого имени. Для большего убеждения не лишним считаем здесь нарочно выписать еврейские имена всех 12 учеников, на которых главным образом указывает Талмуд: Петр – Шимон, Андрей – Андре, Иаков – Якойв, Иоанн – Иойхинан, Филипп – Пилапойс, Варфоломей – Бартелумо, Матфей – Матфеу, Фома – Тоймо, Иаков Алфеев – Якойв – Бен – Алпи, Симон Зилот – Шимойн – Акани, Иуда Иаковлев – Иегуда – ахи – Якойв, Иуда Искариотский – Иегуда – иш – Кирьейси. Далее, нельзя не сказать, в опровержение талмудического сказания, относительно небесного поражения Илии, вот что: уж если Илию небо поразило камнем за распространение Евангелия, то почему же Апостол Петр, как первый виновник в деле распространения Евангелия, не был наказан Богом? Как хотите, братия, думайте об этом талмудическом рассказе, а мы вполне убеждены, что он несправедлив.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Фома  проповедывал в Индии, Парфии, Мидии, Персии. В I в. мученически скончался в Индии, пронзенный 5-ю копьями. Св. мощи в Индии, в Эдессе, в Константинополе, рука – в Венгрии. Память 6 октября. Матфей  (бывш. мытарь Левий), перв. евангелист (41). Проповедывал в Македонии, Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии. В 60 г. в Африке распят на земле и сожжен людоедами. Память 16 ноября. Иаков Алфеев , брат ап. Матфея, проповедывал в Эдессе, Иудее, Газе, Южн. Палестине, Египте. В I в. распят на кресте в Египте. Память 9 октября. Иуда Иаковлев , или Фаддей, – брат Господень по плоти. Был в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии. В Армении ок. 86 г. распят на кресте, пронзен стрелами. Память 19 июня. Симон Зилот  проповедывал в Египте, Мавритании, Ливии, Нумидии, Киринии, Абхазии. В I в. в Абхазии распят на кресте. Память 10 мая. Матфий  избран в число 12-ти вместо Иуды Искариота. Проповедывал в Иудее, Колхиде, Македонии. Ок. 63 г. побит камнями в Иудее. Глава в Риме, часть мощей в Трире, Павии. Память 9 августа. Выше шла речь о первых 12 апостолах, которым посвящен сегодняшний Собор 12 Апостолов. Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти» (Лк. 10:1). Причина появления этого круга избранных учеников приводится в следующем стихе: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою» (Лк. 10:2). Церковь чествует их 4/17 января как Собор 70 апостолов. Читайте также — Святые апостолы Петр и Павел Еще позже, через несколько лет после Вознесения Господа, Им был призван на служение Савл, ставший апостолом Павлом. Но несмотря на столь позднее призвание и на исключительность обстоятельств, при которых он стал благовестником, апостол Павел вместе с Петром именуется Церковью как первоверховный. Не так уж много было в первое время учеников Христовых (два «взвода» в армейском понимании), но, при помощи Божией, они своим учением победили весь мір и утвердили основанную Господом Церковь. «Во всю землю изыде вещание, и в концы вселенныя глаголы их». Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовествовали святые апостолы (а позже их преемники). Палестина, Сирия, Месопотамия, Италия, Греция, Армения, Индия, Персия, Британия, Египет, Эфиопия и многие другие страны были оглашены их учением, подкрепляемым чудесами. В этом ряду стоит и Русская земля, которую посетил и благословил апостол Андрей Первозванный, особо чтимый за это Русской Церковью. В этом можно видеть и особый Божественный знак будущего особого призвания России.

http://pravmir.ru/sobor-12-ti-apostolov-...

Напрасно повторяют иногда ошибочную мысль, основанную на перетолковании слов Климента и Оригена , будто апостолы, идя на всемирную проповедь, бросили жребий, кому куда отправиться. Они проповедовали там, куда приводил их Дух Святой, и большей частью случалось, что двое, трое, даже четверо из них проповедовали в одной и той же стране, хотя, тем не менее, можно сказать с древними писателями, что, например, апостолу Фоме досталось в удел проповедовать в Парфии, а Андрею в Скифии. Главным образом апостолы избирали для своей деятельности большие, многолюдные и торговые города, откуда христианство могло бы в последствии распространиться с большим удобством, – также вообще все места, где было много иудеев, и, следовательно, – людей более способных принять христианскую веру. Таким образом, после Антиохии, Александрия, Ефес, Солунь, Коринф, Рим, вообще Египет, страны около Вавилона, Малая Азия и Греция были преимущественно местом их проповеди. Отправляясь на проповедь, апостолы брали с собой сотрудников во благовестии, или иногда двое из них трудились вместе: так апостолы Андрей Первозванный и Симон Зилот, по преданию грузинской церкви, долгое время неразлучно проповедовали слово Божие; сотрудниками апостола Павла были: Тимофей, Силуан, Аристарх, Лука, Епафрас, Крескент и многие другие; апостол Петр благовествовал вместе с евангелистом Марком. После более или менее долговременных трудов проповеднического служения, апостолы нередко возвращались в Иерусалим, но не утверждали нигде своего постоянного местопребывания; тем не менее, было бы не справедливо представлять, что каждый из них находился в постоянных путешествиях. Даже апостол Павел проводил в некоторых местах, например – в Ефесе, Коринфе, довольно много времени, а о других из апостолов известно, что они посвящали почти всю свою жизнь проповеди в одной стране, имея, вероятно, в виду, чтобы вера Христова, прочно утвердившись в одном месте, могла потом распространиться более и более с несомненным успехом. Так мало заботились апостолы о славе своих подвигов, что уже в четвертом веке христиане большей частью не знали определенно, кто, где из апостолов проповедовал слово Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

И. Правда, что сии преимущества весьма важны. Но почему Петр, как первенствующий из апостолов, не остался навсегда в Иерусалиме? У. Примечай по сему, что Петр не думал созидать столицы христианства, как вздумали сделать после; а хотел исполнять заповедь своего Учителя: шедше в мир весь проповедите Евангелие всей твари ( Мк. 16:15 ). Сия-то заповедь довела его, наконец, и до Рима. И. И он не принес с собой первенства Римской церкви? У. Представь себе, что какой-нибудь правитель, посещая свои области, приходит в какой-нибудь отдаленный от столицы город и там умирает: делается ли чрез сие этот город столицей? И. Конечно, нет. У. Петр, не столько правитель, сколько служитель Церкви, проходя весь мир с проповедью Евангелия, приходит в Рим и там умирает. И будто Римская церковь сделалась от того столицей Вселенской Церкви! Вообразим на минуту, что мы находимся в первенствующей Церкви. В 64 году по Рождестве Христовом Петр умирает в Риме. Сделаем епископа Римского преемником Петра, первым в мире епископом, и, если угодно, даже видимой главой Церкви. – Посмотри же, что мы делаем. До конца первого века остаются в живых апостол и евангелист Иоанн, возлюбленный ученик Иисусов, и, в особенности в Иерусалимской Церкви, епископ ее, апостол Симон Зилот, сродник Господень. Так мы отдаем первенство Римскому епископу и над ними? – Я уверен, что ты на сие не согласишься. Но если до конца первого века, доколе в Восточной Церкви остаются в живых апостолы, епископы Римские не будут иметь первенства, то где возьмут они его во втором веке? И. Ты, однако же, прежде сказал и доказал, что самые Соборы отдавали Римскому епископу первенство места. Откуда же оно взялось? У. От самих Соборов. И. Как это? У. Епископы первенствующей Церкви, памятуя слово Христово: иже хощет в вас быти первый, буди вам раб ( Мф. 20:27 ), без сомнения, почитали каждый себя последними рабами. Должно думать, что вопрос, кому из них принадлежит первенство, никому из них не приходил на мысль, доколе живы были апостолы и доколе не начали собираться многочисленные Соборы. Когда начали собираться Соборы, тогда церкви знатнейших городов, где бывает большее стечение народа, следовательно, и христиан, и притом такие церкви, в которых вернее известно было преемство епископов от апостолов, получили первенство пред окрестными, не столь знаменитыми церквями и сделались их прибежищем. Таковы были Антиохийская, коей епископы происходили от Павла и Петра; Александрийская, коей епископы начинались от евангелиста Марка, и Римская, коей епископы возводили свое происхождение к Петру и Павлу. Порядок требовал, чтобы и из трех епископов знатнейших церквей которому-нибудь дать первенство; и, по словам вселенского правила, «отцы прилично дали первенство епископу града Рима, яко царствующего града». Заметь сие выражение Соборного правила: «отцы дали первенство», следовательно, не апостолы и не Христос дали оное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010