6 . Апостол Фома проповедовал Слово Божие в Персии, Месопотамии и Индии. Пострадал за Христа в городе Малипура (память 6 октября). 7 . Апостол Варфоломей проповедовал Христа в Армении и Индии, Персии и Ассирии. Он был, по преданию, распят на кресте в городе Албанополе около 71 года (память 11 июня). 8 . Апостол и евангелист Матфей проповедовал в Иудее, Сирии, Мизии и Эфиопии, где пострадал от князя Фульвиана, который при виде чудес, сопровождавших мученическую кончину апостола, обратился в христианство и стал первым епископом эфиопским (память 16 ноября). 9 . Апостол Иаков Алфеев, брат ап. Матфея, проповедовал в Газе, Палестине и Египте, где и принял мученический венец (память 9 октября). 10 . Апостол Симон Зилот был, по церковному преданию, тем женихом, на браке которого в Кане Галилейской Христос претворил воду в вино. Он проповедовал в Иудее, Ливии, Египте, Киринии и пострадал, по преданию, на Кавказе (память 10 мая). 11 . Апостол Иуда, сродник Господень, брат ап. Иакова, первого епископа иерусалимского, проповедовал, по преданию, в Галилее, Самарии, Аравии, Месопотамии и Армении, где и пострадал за Христа около 80 года (память 19 июня). 12 . Апостол Матвий, один из семидесяти апостолов. Был избран в число двенадцати на место Иуды Искариотского. Проповедовал Христа в Малой Азии, на Кавказе и в Македонии. Пострадал от иудеев в Иерусалиме около 63 года. Он был побит камнями, а после его смерти ему отсекли голову (память 9 августа). Апостол Павел проповедовал Христа в Малой Азии, Сирии, Греции, на Кипре и в Италии. По преданию, он был также на юге Франции и в Испании. С 60 и по 62 год он жил в Риме и там принял мученический венец в гонение от Нерона в 64 (67) году (память вместе с ап. Петром 29 июня). Апостолы Петр и Павел. С бронзовой медали конца 2 в. из Ватиканского музея. Одно из древнейших известных изображений св. апостолов. Ярко выраженные черты ликов, по всей видимости портретного характера, сохранялись во все последующие века вплоть до наших дней при их изображении

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мф.10:4 .  Симон Кананит (Chananaeus). Это тот, который у другого евангелиста [или: в другом Евангелии] записан с прозвищем «Зилот» ( Лк.6:15 ). У пер.: с именем – ред. ибо «Кана» (Ghana) значит «ревность, усердие». Церковная история сообщает предание, что апостол Фаддей был послан в Едессу к Авгарю, царю Озроены; он у евангелиста Луки называется Иудой [сыном] Иакова ( Лк.6:16 ), а в другом месте – «Леввеем» ( Мф.10:3 ) что значит: «благоразумный человек». Необходимо думать, что у него было троякое имя, подобно тому как Симон назван Петром, а сыны Зеведея названы «Воанергес» [или: «Ванергес» сыны грома] за твердость и крепость их веры ( Мк.3:16–17 ). И Иуда Искариот, который и предал Его. Приставку к имени своему он получил, может быть, от города или от селения, из которого происходил, а может быть, от колена Исахаро-ва, так что родился с некоторым предсказанием о своем осуждении, ибо «Исахар» значит «плата», что и указывает на вознаграждение предателю. Мф.10:5 . [окончание] и 6:   Не идите по направлению к язычникам и не входите в город Самарянский, а идите преимущественно к погибшим овцам дома Израилева 191 Это место не противоречит тому повелению, которое дается потом: «Идите, учите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ), потому что первое повеление дано до воскресения, а второе – после воскресения. Действительно, сначала должно было возвестить пришествие Христово иудеям, чтобы они не имели основания оправдываться (ne justam haberent excusationem), говоря, что они потому отвергли Господа, что Он послал апостолов к язычникам и Самарянам. В переносном смысле нам, носящим имя христиан, заповедуется, чтобы мы не блуждали по пути еретиков и язычников, так что, отделяясь [от них] в вере, мы должны отличаться [от них] и своей жизнью. Мф.10:7–8 . А идя проповедуйте, говоря, что приблизилось царство небесное; немощных исцеляйте, мертвых воскрешайте, прокаженных очищайте, демонов изгоняйте 192 А чтобы люди простые, не обладающие прелестями красноречия, неученые, некнижные, встретили у всех веру, когда они будут обещать Царство Небесное, Он дает им власть исцелять больных, очищать прокаженных и изгонять демонов, чтобы величие обетовании было подтверждено величием знамений [или: чудес]. А так как духовные дары, – если награда за труд бывает средней, – всегда бывают дешевле, то Он присоединяет осуждение скупости в словах:

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Претворение воды в вино ( Ин.2:1–11 ) Это начало чудес есть истинное введение ко всем прочим чудесам, которые совершил Христос, подобно, как притча о Сеятеле есть введение к прочим Его притчам ( Мк.4:14 ). Никакое другое чудо не содержит в себе столько пророчеств, никакое другое не предызобразило бы с такою верностью всего будущего делания Сына Божия. Ветхозаветный законодатель Моисей своим первым чудом хотел наказать безбожников и устрашить иудеев, и потому претворил воду в кровь. Иисус Христос претворяет воду в вино, дабы успокоить и обрадовать бывших на браке. Не есть ли это ясное доказательство того, что главная цель пришествия Искупителя на землю не та, чтобы покрыть все предметы траурной одеждой, но та, чтобы возвеселить, обрадовать человечество? Но не станем забегать нашими замечаниями, которые найдут должное себе место по рассмотрении самого чуда. Ин.2:1–2 . «На третий день был брак в Кане Галилейской» – на третий день, без сомнения, после того, как Филипп и Нафанаил, согласно предшествовавшему повествованию ( Ин.1:43 ) последовали за Христом. Он Сам и два Его новоизбранные ученика, из которых один был родом из Каны ( Ин.21:2 ), без затруднения могли перейти в два дня от берегов Иордана в Кану и таким образом на третий день могли присутствовать на браке или на брачном пиршестве. «И матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его». Молчание евангелистов не оставляет сомнения в том, что Иосиф не дожил до времени открытого служения Христова. В последний раз упоминается о нем, когда Иисус, будучи еще отроком, приходил в Иерусалимский храм ( Лк.2:41 ), после чего, однако, Иосиф жил несколько лет (ст. Лк.2:51 ). «По мнению отцов Церкви, дом, где совершался брак, был дом родственников Богоматери. Женихом был апостол Симон, по прозванию Кананит или Зилот. Этот Симон был сын Клеопы, брата святого Иосифа, и, следовательно, племянник Пресвятой Девы и двоюродный брат Иисусу Христу». Ин.2:3 . «И когда не достало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Ни одного такого преимущества не получили пророки. Они, действительно, получили дар Святого Духа, но только отчасти, именно дар пророчества, чтобы предрекать о будущем; но на Апостолов Всесвятый Дух излил все богатство божественных даров Своих, когда сошел в виде огненных языков. Пророки видели образы будущих вещей в зерцале и гадании, тогда как Апостолы видели собственными очами. Во иных родех, – говорит Павел, – не сказася тайна Христова сыном человеческим, якоже ныне открыся святым Его Апостолом... Духом Святым ( Еф.3:5 ). Тогда Бог, как Судия, являл миру только божественное Свое правосудие, и бич, и железный жезл этого Божественного правосудия отдал в руки пророков, чтобы обличениями и устрашениями они поражали необузданный человеческий грех. Но они не имели власти простить на земле ни одного греха, ни одного человека не могли они ввести в Царство Небесное, которое заключило грехопадение Адама. Когда же пришло исполнение времени, и Бог, как Отец, явил божественное Свое благоутробие и ниспослал Сына Своего Спасителя миру, Он предал всю сокровищницу Своего божественного благоутробия в руки Апостолов, сделав их управителями Своей божественной благодати и ключарями небесного царства. Поэтому они отверзли здесь на земле двери всемирного спасения и восход на небеса к вечному блаженству. Таким образом, пророки были вестниками древнего закона, Апостолы – вестниками Евангелия новой благодати. И насколько Евангелие превосходит древний закон, настолько звание Апостола превосходит звание пророка. Отсюда мы можем заключить, что «Апостол» по званию (в тесном смысле) значит: человек, представляющий лице Сына Божия, десница и уста Бога, человек, который в устах имеет слово Божие, и носит в деснице ключи всей духовной власти. Таких служителей и помощников воплощенного Бога Слова, было выбрано двенадцать: Симон Петр и Андрей, его брат, которые прежде были учениками Иоанна; Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея; Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей мытарь, Иаков Алфеев, Леввей, названный Фаддеем, который именуется и Иудой, написавшим соборное послание, Симон Кананит, он же и Зилот (ревнитель) и Иуда Искариот, на место которого впоследствии был избран Матфий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

христиан и отзывался о нем с особою похвалою. «Приветствует вас Марк, племянник Варнавы… и Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных; они единственные сотрудники для царствия Божия, бывшие мне отрадою» ( Koлoc. IV, 10–11 ). Малоизвестно об апостольских трудах св. Иосии (Иуста); есть мнение, что он был епископом г. Елевферополя (этот город находился между Иерусалимом и Газой). Мартиролог Уасарда и Адона говорит, что Иосия много пострадал за Евангелие умер в Иудее и кончина его была весьма почтенна. Папий Иерапольский , между прочим передает, что Иосии поднесен был яд и он выпил и остался жив по благодати Иисуса Христа. Память его в Православной Церкви совершается 30 октября вместе с Клеопой, Тертием, Куартом и Артемою, а также 4 января (в Соборе св. 70 Апостолов). По Мартирологу Уасарда память Иосии (Иуста) положена 20 июня. Некоторые предполагали, что св. Иосия Иуст был епископом Иерусалимским, но это неверно; в Иерусалимской церкви действительно был епископ Иуст, преемник св. Симеона сродника Господня (107). Евсевий (Ц. Ист. III гл. XXXV) об этом Иусте пишет: «когда Симеон скончался (сказанным образом, т. е. распятый на кресте – см. о Симеоне), тогда на престол епископом в Иерусалиме вступил некто иудей, по имени Иуст, один из бесчисленного множества обрезанных уверовавших во Христа». Блаж. Феофилакт Болгарский в толковании на Апостол. Послания ст. 23-й 1-й главы: «И постависта два: Иосифа нарицаемого Варсаву, иже наречен бысть Иуст, и Матфия», вопрошает: «Что за мужи были они? Может быть (Иосиф и Матфий) были из 70, бывших с 12 Апостолами или и из других верующих, но более других благочестивые и более пламенно веровавшие, чем прочие…» (Казань, т. V. 1905, стр. 30). Св. Иоанн Златоуст в толковании Апост. Деяний, обращая внимание на Иосифа, имевшего разные наименования, пишет: «Писатель Ап. Деяний поставил и то (Иосиф) и другое (Иуст-Варсава) название, может быть, потому, что у Иосифа были соименники, так как и между апостолами были соименники, как наприм. Иаков Зеведеев, и Иаков Алфеев, Симон Петр и Симон Зилот, Иуда Иаковлев и Иуда Искариот.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Заден. Когда ученики пр. Иоанна были отправлены на проповедь, пр. Шио иссек себе пещеру в Саркипетских горах (на западе от Мдхета) и заключился в ней, питаясь только одной травой и предаваясь самым строгим подвигам иночества. За свою св. жизнь он был во время своей молитвы удостоен явления Божьей Матери, вместе со св. Предтечею, Которая вручила ему малый белый хлебец, и с того времени ежедневно голубь приносил ему хлеб для подкрепления его телесных сил. Плененный дивными подвигами пр. Шио, вельможа Евагрий упросил его сделать его своим учеником. При помощи своего ученика пр. Шио устроил обитель, которая некогда заключала в себе множество иноков и называлась, по имени основателя, Мгвимской (см. Грузин. еп.). Прославленный от Господа чудесами, великий подвижник на исходе своей жизни ископал глубиной ок. 5 сажен яму, и навсегда спустился в нее, предварительно преподав последнее наставление множеству учеников своих. Чрез 3 года пр. Шио отошел в вечность, узнав, по откровению, час своей кончины. Кроме 9 мая, в Грузии совершается в четвертое на Сырной седмице празднование памяти чудес пр. Шио, содеянных год при жизни. 10 . Г. Св. апостола Сімна Зилота. Он происходил из Каны галилейской и был из числа 12 апостолов (см. 30 июня). Полагают, что сей апостол есть тот жених, на браке которого Иисус Христос претворил воду в вино. По сошествии Святого Духа, св. Симон, «языки из глубины неведения к Божьему познанию» приводя и «всю попаляя прелесть многобожия», проповедовал в Иудее, Египта, Ливии, Киринфе, Британии и других странах. За свою ревность, ею же «поревновал по Господе Бозе Вседержителе», он скончался мученически в Британии, будучи распят на кресте. По другому преданию, св. апостол скончался и был погребен на Кавказе (сн. мон. Сухум. еп.). У св. ев. ( Мк.3:18 ) св. ап. Симон называется Канонитом, а у св. ев. ( Лк.6:15 ) – Зилотом. Канонитом он назван от г. Каны; но по переводу с еврейского, Кана значит – ревность, а Зилот, по переводу того же слова на греческий язык, значит – ревнитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вторая версия жизненного пути Симона Зилота как апостола заканчивается в древнем Вавилоне (современный Ирак). Например, данная версия приводится в немецкой Википедии, да и в целом широко распространена на Ближнем и Среднем Востоке. Причём из Иерусалима апостол пошёл на проповедь Евангелия через старинный город Эдессу. В Вавилоне апостол был казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем. Наконец, третья версия, употребляемая исключительно в пределах Российской империи, да и сейчас также, сводится к тому, что после Эдессы апостол Фаддей отошёл в пределы кавказские и поселился в уединении и для проповеди в пещере над небольшой речкой Псырцха. Как написано в статье " Что мы знаем о Симоне Кананите? " , благодаря его проповеди " в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство " . В настоящее время на месте духовного подвига апостола вновь функционирует Ново-Афонский монастырь и восстановлена пещера, в которой жил святой апостол. Также отмечено место над рекой, где святой апостол был казнен. Предание гласит, что язычники отрубили ему голову и что на месте казни до сих пор выступают красные пятна крови апостола. Но, опять же, это только одна из нескольких версий смерти ученика Христова. В западной христианской традиции Симона Зилота принято изображать держащим пилу, поскольку, как говорится в предании, он был распилен пилой. Мощи святого апостола Кавказская версия смерти Симола Зилота повествует о том, что его мощи покоятся под спудом в разрушенном Симоно-Кананитском храме в Абхазии. Тем не менее часть его мощей прослеживается в разных странах и городах Западной Европы: Риме и германских Кёльне и Херсфельде. В Кёльне паломники могут помолиться и приклонить голову у частицы мощей, хранящейся и доступной для посетителей в базилике Андрея (Первозванного). Сообщение о том, что часть мощей святого апостола находится в Херсфельде, можно подвергнуть сомнению, поскольку в 1040 году они были подарены Гослару (Goslar), а сам монастырь Херсфельда был со временем разрушен и сейчас руины охраняются как памятник истории.

http://pravicon.com/info-3393

Если обойти храм кругом и посчитать статуи между окнами восьмигранной башни, то их окажется не двенадцать, а восемь. Возможно, дореволюционные описатели храма округлили реальное число апостолов до символической цифры двенадцать. По второй версии, недостающие четыре фигуры когда-то стояли на других местах. В выпуске «Подмосковные музеи. Путеводители» 1925 года есть указание на это: «Разделяя грани, стоят на постаментах фигуры апостолов – восемь по углам и четыре вне стенной декорации, перед окнами». Каждый апостол Знаменской церкви в Дубровицах имеет индивидуальные черты, характерный жест и выражение лица. Однако определение имен апостолов не будет простой задачей. В отличие от «подмокловских» статуй, в Дубровицах не видно подписанных имен. Более того, у большинства апостолов со временем отломались предметы, которые они когда-то держали в руках. Можно было бы идентифицировать апостола по этим предметам и без подписи. Каждый апостол в христианской иконографии имеет свои внешние признаки и атрибуты. Можно распознать апостола «физиогномическим» методом. Например, внешне Петр и Павел изображаются лысыми или с редкими волосами и небольшой бородой, Андрей рисуется с густыми и взъерошенными волосами, Иоанн – длинноволосым и безбородым. Художники и иконописцы нередко вольно относились к изображению внешности апостолов, поэтому канон не всегда соблюдался. Надежнее определять апостола по атрибуту, который святой держит в руках. Чаще всего это орудия мученической казни каждого из них. Например, Павел был обезглавлен, поэтому держит в руках меч, Андрей распят на кресте в форме буквы «X», Варфоломей изображается с ножом, Симон Зилот с пилой, а Матфей с копьем. Иоанн – единственный из двенадцати, кто умер своей смертью. Его изображают с чашей змеиного яда, которым апостола безуспешно пытались отравить. Есть и не связанные с мучениями атрибуты. Например, апостол Петр держит ключи от Царства Небесного, а Матфей – мешочек с деньгами, потому что был сборщиком налогов. Среди статуй Знаменской церкви в Дубровицах можно с уверенностью определить трех апостолов из восьми. С западной стороны над входом стоят фигуры Петра и Павла. Нет сомнений, что правая фигура изображает апостола Павла. Святой держит в руках меч – орудие, которым его казнили. У Петра нет атрибутов, но совпадает внешность. Из восьми скульптур это единственный апостол с редкими волосами. На Петра указывает и то, что он обычно изображаются в паре с Павлом. Если обойти храм слева от входа, покажутся другие два апостола. Фигура справа сохранилась хуже всего: не имеет ни правой руки, ни головы. Зато узнаваем стоящий слева апостол Матфей. У него на поясе привязан мешочек с деньгами.

http://sobory.ru/article/?object=00451

После воскресения Иисус скажет апостолам: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас ( Ин. 20:21 ). О том, что Он является Посланником Отца, Он многократно говорил и ученикам, и более широкому кругу слушателей: согласно Евангелию от Иоанна, это было одним из рефренов Его проповеди ( Ин. 5:36–38; 6:57:7:29; 8:42; 11:42; 17:8, 18–25 ). Избирая Себе учеников, Иисус делает их не только Своими апостолами, но и апостолами Бога Отца. Связь, которой Он соединен со Своим Отцом, должна скрепить и апостолов с Ним, а через Него – с Отцом. Обратим внимание на слова Луки: которых и наименовал апостолами. Это означает, что Иисус не только избрал конкретных людей на служение, но и Сам изобрел уникальное наименование для этого служения. Собор двенадцати апостолов. Икона. XVI в. Термин «апостол» ( απστολος), употребленный в данном эпизоде только у Луки, буквально означает «посланник» (от глагола αποστλλω – «посылать»). В греческом переводе Библии термин встречается лишь однажды ( 3Цар. 14:6 ), тогда как в Новом Завете многократно. Лишь в редких случаях он указывает на некоего абстрактного посланника, например в словах Иисуса: Раб не больше господина своего, и посланник ( απστολος) не больше пославшего его ( Ин. 13:16 ). В большинстве же случаев этим термином обозначается один из двенадцати учеников, избранных Иисусом с конкретной целью на определенном этапе Его служения. По предположению блаженного Иеронима , греческий термин απστολος (апостол) является переводом еврейского (вестник, посланник). И греческий термин, и его предполагаемый семитский эквивалент обозначают человека, действующего не от своего лица, а от имени другого – того, кто послал его. Список двенадцати апостолов у всех трех синоптиков начинается с Симона Петра, а замыкается Иудой Искариотом ( Мф. 10:2–4 ; Мк. 3:16–19 ; Лк. 6:14–16 ). После Петра у Матфея и Луки следует Андрей, брат Петра, затем Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его; у Марка Андрей следует за Иаковом и Иоанном. Пятая и шестая позиции во всех трех списках заняты соответственно Филиппом и Варфоломеем, седьмая и восьмая Матфеем и Фомой (в таком порядке у Марка и Луки, у Матфея – в обратном). На девятой позиции во всех трех списках стоит Иаков Алфеев, а вот имя десятого ученика – разное в трех списках: у Матфея он назван Леввей, прозванный Фаддеем, у Марка – Фаддей, у Луки – Симон Зилот. Одиннадцатое место у Матфея и Марка занимает Симон Кананит, у Луки – Иуда Иаковлев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Деньги соблазняют его и в этом смысле он – «вор», сребролюбец. Но прежде всего, он иудейский мессианист, как многие вокруг него, революционер, мессианский марксист, «большевик». Город лишил его поэзии души, но он пробудил в нем острую протестующую мысль. Однако, он страдает именно от своего ума, которым не может утешиться его сердце, ждущее и жаждущее любви, и он изнемогает в этом противоречии. Ему нет друга в апостольстве, хотя все двенадцать апостолов разделены на двоицы, так, что свою пару получает и он. 10 Но, кроме этой апостольской двоицы, есть для него в апостольстве и личная двоица, хотя и отрицательная, как полярная антитеза духовного облика: это Иоанн, возлюбленный ученик. В четвертом Евангелии мы все время ощущаем и эту полярность, и это молчаливое противопоставление. Оно выражается даже и в том особом оттенке непримиримости, который присущ изображению Иуды в Иоанновом Евангелии. Иуда Искариот принадлежит к пяти апостолам (Фома Близнец, Иаков Алфеев, вероятно, брат его Иуда Леввей-Фаддей и Иуда Симон Кананит и Зилот), о коих до перечисления их в списке двенадцати, ничего не сообщается в Евангелиях. 11 Самое последнее место в этом списке занимает Иуда Искариот, очевидно в виду его предательства и устранения из апостольской среды, как и указывают выразительно евангелисты: καπαρδοαςατον ( Мф. 10:4 ); ςκαι, παρεδωκενατν ( Мк. 3: 19 ), ςκαγενετοπροδτης ( Лк. 6:16 ). У Иоанна вообще нет апостольского списка. В перечне апостолов замечается явное намерение называть их попарно, вероятно, как посылались они Христом на проповедь , причем пары определяются: а) родством, родные братья: Петр и Андрей, Иаков и Иоанн Заведеевы, Иаков и Иуда Леввей-Фаддей Алфеевы; б) какими-либо особыми отношениями до следования за Христом и после: Филипп и Нафанаил-Варфоломей (не совсем ясны отношения Фомы и Матфея). У Мф. и Мк. в паре с Иудой Искариотом стоит Симон Кананей или Хананей, но у Луки и в Деян. пару Иуды Искариота составляет Иуда Иаковлев (такая же двойственность и во внеканонических списках апостолов) «По всему надо думать, что действительная пара Иуды указана именно у Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010