На третий день после призвания Филиппа и Нафанаила к апостольскому служению Господь Иисус Христос из области Переи отправился в Галилею, в местечко Кану Галилейскую, отстоящую от Назарета, отечественного города Богочеловека, в 8 верстах, на 2–3 часа нетрудного пути. Здесь были у него родные, у которых гостила и Матерь Божия, пришедшая сюда ещё до возвращения Господа и учеников Его с берегов Иордана. Праведного старца Иосифа, её обрученника, в живых в это время уже не было. Он скончался до выхода Спасителя на общественное Его служение. Богоматерь минуты досуга проводила в кругу родных, живущих вне Назарета, с ними она делит свое одиночество, находит у них успокоение для себя и отраду после труда и молитвы. Случилось здесь быть свадебному пиру. Женихом был, по мнению Отцов Церкви, родственник Богоматери Апостол Симон по прозванию Кананиит или Зилот. Это сын Клеопы, брата св. Иосифа и, следовательно, племянник Пресвятой Девы и двоюродный брат Христа Спасителя. В торжественном пиршестве принимали участие, как близкие родные, Иисус с Богоматерью и ученики Господа, которые следовали за ним со времени недавнего их призвания к апостольскому служению. Брачные торжества у Еврейского народа происходили в продолжение нескольких дней и при том с особенной пышностью, радушием, гостеприимством и величайшим веселием. Хозяева пира, жених и невеста, не жалели ничего для угощения приглашённых на пир. Даже бедняк показывал себя на этот раз богатым, и полный избыток пищи и питья составлял принадлежность брачной трапезы. Невесту одевали в самые дорогие шитые ткани; с головы до ног покрывали её широким шелковым пурпурного или же белого цвета плащом, края которого подбивались дорогим мехом, а на концах прикреплялись сделанные из золотых нитей и украшенные драгоценными камнями массивные кисти. Все её одежды надушались благовонными ароматами, драгоценные камни придавали им блеск и величие. На ногах виднелись шитые шёлком и золотом туфли. Длинные волосы её, составлявшие драгоценное украшение еврейской девы, намащались драгоценными мастями, заплетались в одну длинную косу, украшались цветами и обвязывались кругом широкой дорогой лентой.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Апостолы Церковь чтит память апостола и евангелиста Марка После он стал учеником апостола Петра, основал Церковь в Египте и был первым епископом в Александрии. Здесь он положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где тот находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников. Хуже блага, но лучше зла Исповедники часто стоят у креста с Евангелием, как напроказившие школьники. Косят глазом в сторону и не знают, что сказать. Им тоскливо, скучно. Им неприятна и эта беседа с Богом, и таинство. Казалось бы, благодать таинства должна переполнять человека радостью, а он должен стремиться к ней. Рука над бездной Трудно представить, как это - ходить по водам. В Евангелии написано по водам, а не над водой. Как это - ходить по ямам и холмам вод? Как по твердым камням или как по мягкому дивану с подушками, при встречном ветре? Собор 12-ти Апостолов: жития, иконы, молитвы, проповеди (+Видео) Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Ловцы человеков Своей проповедью они не заработали себе ничего. Не стали богатыми, почитали их только горстки тайных христиан, рассеянных по городкам Римской империи. Они с точки зрения мира были даже не успешными - государство их гнало, домов с прислугой и повозками за ними не числилось, и даже погибли они как преступники. Мы — не апостолы, апостолы — не мы? Ученики, в отличие от нас, не зацикливаются на своих грехах и не превращают свою жизнь в вечный психоанализ, потому что давно оставили грехи в прошлом, а живут позитивным смыслом, творческой задачей: помогать Учителю в приведении в мир Царства Божия.

http://pravmir.ru/tag/apostoly/page/4/

Нрав Владычицы нашей Пречистой Богородицы святой Амвросий описал так: «Дева была смиренна не только телом, но и духом, смиренна сердцем, в речах богомудра, молчалива, в трудах ревностна, в разговорах целомудренна, и с человеком говоря, как будто с Богом. Никогда не осуждала, всем добра желала, убогих не гнушалась, не творила насмешек, все, что видела, считала добрым. Каждое слово из уст изливало благодать. Ее вид выражал внутреннее совершенство, выражение благоутробия и незлобивости». Описание характера и внешнего вида Пресвятой Богородицы мы находим у Епифания и Никифора: «Она была во всяком деле честна и постоянна, говорила мало, только необходимое, а слушала внимательно, что есть мудро и разумно; всякому воздавала честь; была роста среднего, говорила так, чтобы понятно было каждому, без смеха и смущения, и особенно без гнева. Лицо имело оттенок пшеницы, глаза ясные, подобные маслинам, брови черные и низкие, нос небольшой, уста, как цветок розы, исполнены сладкоречия. Лицо не круглое и не худое, чуть удлиненное, руки и пальцы удлиненные. Никакого тщеславия не было в Ней, Она была проста, безыскусна, без всякой ложной скромности, но полна смирения. Платья носила совсем простые, без украшений, как и теперь показывает покров Ее пресвятой главы. Кратко сказать, все в Ней являло присутствие Божией благодати». Ныне Она пребывает на небесах, одесную престола Божия, и о Ней свидетельствуют уста Ангелов и Архангелов, души святых праведников, что стоят близ Нее и наслаждаются созерцанием лица Господа и Его Пречистой Матери, пусть Они достойно скажут о Ней. А мы здесь расскажем о житии Пресвятой Богородицы после вознесения Господа. Святой апостол Лука пишет в Деяниях Апостольских, что после вознесения Господня ученики «возвратились в Иерусалим, с горы Елеонской, которая находилась близ Иерусалима. И, придя, вошли в горницу, где пребывали Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Иаков Алфеев и Симон Зилот и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса...» ( Деян. 1:12–14 ), Которая после ухода Господа стала им единственным утешением, облегчением в скорби, утверждением в вере и наставницей. Все, что Она слагала в сердце Своем, речи, чудеса, начиная с радостного благовестия Гавриила Архангела о бессемейном зачатии и нетленного Рождества Христова из Ее девической утробы, о Его детстве и обо всем, что происходило в их жизни до Иоаннова Крещения, обо всем рассказывала Она ученикам Сына. Укрепляла их подробными рассказами обо всех делах, которые творил Он Божественной силой, пока не открыл Себя миру, и так утверждала учеников в твердой вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   По свидетельству Оригена (с. Cels. 1:25), заимствованному у того же Флавия, смерть Иакова праведнаго, случившаяся незадолго до войны Иудейской, произвела такое впечатление на умы евреев, что последовавшия за ней бедствия войны с Римлянами (66—70-й годы) и сама война считалась наказанием за эту смерть (В известных ныне рукописях и изданиях Флавия этого места нет).     Примечание. Католические писатели и большая часть протестантских считают Иакова, брата Господня, за одно лицо с Иаковом Алфеевым и опираются в этом мнении как на предание (Егезипп у Евсевия 3:11; 4:22; толкование Феофилакта на Послание к Гал. 1:19), так и на некоторые места Священного Писания.    [Главным из мест Писания служит указание святого Иоанна (19:25) на стоявшую при Кресте Иисуса Христа сестру Матери Его, Марию Клеопову, которая в па­раллельных местах Матфея (27:56) и Марка (15:40) считается или заменяется Мариею, матерью Иакова и Иосии, так как имя Клеопы считается тожественным с именем Алфея, причём предполагается, что Клеопа (Κλεπας) есть только Греческая транскрипция еврейского имени Халпай-Алфей. Другие указания на Иакова, как на Апостола (Гал. 1:19), подкрепляются теми соображениями, что Иаков, брат Господень, имеет братьями Иосию, Симона и Иуду (Мк. 6:3), и Иаков Алфеев окружается лицами, у которых подобные же имена (Лк. 6:15-16; Иуда 1:1; Мф. 27:56), и что допущение разности между Иаковом Алфеевым и Иаковом, братом Господним, должно повести к исчезновению из предания Церковного одной группы имён, так как об Иакове Алфееве и других соприкосновенных с ним лицах — Иуде, Иосии — предание почти ничего не говорит. Притом же остаётся непонятным, говорят, каким образом Иаков, брат Господень, не бывший в числе 12-ти Апостолов, мог так скоро возвыситься после Вознесения Господа и сде­латься главою Церкви Иерусалимской. Но как вовсе нельзя основываться на более, чем соблазнительном тожестве имён Клеопы и Алфея и с другой сторо­ны нельзя ничем доказать, что Мария Клеопова есть одно и то же лицо с Мариею, матерью Иакова, так трудно согласиться и с тем, чтобы находящееся в числе 12-ти Апостолов Иаков Алфеев, Симон Зилот и Иуда (очевидно сын, а не брат Иаковлев), были братья между собою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пресвятая сидит на высоком престоле; стопы Ее покоятся на подножии с тремя ступенями; пред Нею стоят цари, священники, архиереи, преподобные и многие другие молящиеся, одни на коленах, другие стоят и держат хартии, на которых написано: аллилуиа. [По обе стороны ее стоят архангелы, держа в руках шары такого вида (в Ивере на Афоне).] VII. Святые апостолы и евангелисты и внешний вид их 1 . Петр, старец с круглою бородою, держит послание со словами: Петр, апостол Иисуса Христа. 2. Павел, плешивый, с проседью в закрученной бороде держит четырнадцать свитков, которые связаны вместе. Это послания его. 3. Иоанн Богослов, старец плешивый с длинною бородою, держит евангелие. 4. Матфей евангелист, старец с длинною бородою, держит евангелие. 5. Лука евангелист, не старый, кудрявый, с длинной, малою бородою, изображает икону Богородицы. 6. Марк евангелист, с проседью в круглой бороде, держит крест и свиток. 7. Андрей, старец курчавый с раздвоенною бородою, держит евангелие. 8. Симон Зилот, старец плешивый с круглою бородою. 9. Иаков, молод, с бородою едва показавшеюся. 10. Фома, молод, без бороды. 11. Фаддей, молод, без бороды. Они держат святые хартии, так же как и семьдесят учеников Господа. ЧЕТЫРЕ ЕВАНГЕЛИСТА. сидящие на седалищах и пишущие Святой евангелист Матфей пишет: книга родства Иисуса Христа, сына Давидова. Святой евангелист Марк пишет: зачало евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, якоже есть писано. Святой евангелист Лука пишет: понеже убо мнози начаша чинити повесть. Святой евангелист Иоанн Богослов сидит в пещере и в изумлении смотрит на небо, повернув голову в сторону. Правая рука его покоится на коленах, а левая простерта к св. Прохору, который сидит против него и пишет: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу. Пред всеми евангелистами четырезрачные животные с крыльями, держат евангелия и смотрят на них: пред Матфеем человек, пред Марком лев, пред Лукою телец, пред Иоанном орел. ТОЛКОВАНИЕ Образ человека означает воплощение; образ льва выражает царственное действие; образ тельца показывает священнодейственное и священническое служение; образ орла означает приосенение Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Первый известный по имени епископ Томитанский Евгеник подвизался в конце III столетия. На Никейском Соборе представлены были христианские общины Сердики, Том, Гераклеи и Марцианополя, возникшие в этих городах, вероятно, еще в эпоху гонений. Апостол Андрей Первозванный Начало евангельской проповеди в Крыму восходит к апостолу Андрею Первозванному. Его житие отражено в нескольких древних апокрифических сказаниях, самые ранние из которых составлены были через несколько десятилетий после его распятия в Патрах. Резюмируя содержащиеся в этих сказаниях данные, относящиеся к апостольской проповеди апостола в Причерноморье, историк С.П. Петровский писал: «Первыми проповедниками христианства по северному и восточному побережью Черного моря были апостолы Андрей Первозванный, Матфей, Варфоломей, Симон Зилот и Иуда. Понтийско-Таврическое предание вело апостола Андрея сперва в Иверию… затем в Кардис… и наконец в Тавриду. Колхидо-Меотическое предание гласило, что апостол Матфей чрез область торотов также достигал Таврического полуострова, но преимущественно трудился среди кавказо-меотических племен и в Колхиде… Босфорское предание… приурочивало миссию апостола Варфоломея вообще к Боспорскому царству, в частности к одной из его окраин – Синдии… Все эти предания признают апостола Андрея Первозванного руководителем Черноморской миссии и направляют его путь с юга на север, от Сирии к Таврическому полуострову» . С упоминаемым в этих апокрифах (высокий уровень исторической достоверности которых признают многие историки) посещением апостолом Андреем Скифии связано и сложившееся на Руси предание о путешествии Андрея Первозванного вверх по течению Днепра и благословении им места, где позже вырос Киев, ставший крестильной купелью Руси. В 98 году в Херсонес был сослан епископ Рима священномученик Климент вместе со своими учениками. По преданию, ему инкриминировалось обращение членов фамилии принцепса. По словам историка Русской Церкви митрополита Макария (Булгакова), «он нашел здесь более двух тысяч христиан, занимавшихся, по определению того же враждебного христианству правительства, тесанием и обработкой камней для доставления их во внутренние города империи» .

http://pravoslavie.ru/43460.html

Суббота была введена ради пользы людей, а Сын Человеческий является Господином субботы. Но поскольку суббота была днем, посвященным Господу Богу, утверждение Иисуса было равносильно Его признанию Своей Божественной сущности. Во втором эпизоде не исключено, что фарисеи подстроили присутствие больного в синагоге во время субботнего богослужения, чтобы посмотреть, как поступит Иисус. Он принял их негласный вызов и поставил перед ними вопрос: если то, что Он исцелит человека в субботу, греховно, то насколько греховнее то, что они замышляют Его убить? По закону нарушение субботы каралось смертью, и у евангелиста Марка мы читаем, что с этого дня фарисеи стали искать возможность убить Иисуса. 6:12–49 Наставление Иисуса ученикам Вкратце обрисовав общий характер служения Христа и рассказав о Его конфронтации с некоторыми иудейскими религиозными начальниками, Лука переходит к рассказу о том, как Иисус выбирал Своих ближайших последователей и какие наставления Он дал всем, кто желал последовать за Ним. 6:12–16 Избрание двенадцати апостолов (см.: Мф. 10:1–4 ; Мк. 3:13–19 ). Из всех евангелистов только Лука привлекает внимание к тому, что Иисус молился всю ночь, перед тем как совершить важный выбор Двенадцати. Из большого числа тех, кто откликнулся на Его учение, Он избрал двенадцать Апостолов. Это слово напоминает нам о группе людей, которые заняли главенствующее положение в Церкви после воскресения Христа, но здесь оно отображает, что Иисус, называя их апостолами, говорил об их назначении – то есть о послании (греч. apostello) Своих сотоварищей на проповедь. Лука не упоминает, когда Симону дали новое имя – Петр, то есть «камень» (ср.: Мф. 16:18 ; Ин. 1:42 ). Варфоломей – возможно, Нафанаил (см.: Ин. 1:45–51 ). Матфей и Левий (5:27) – это один и тот же человек (для иудея было вполне обычным иметь два имени). Апостол Симон Зилот был ярым националистом. Иуда Иаковлев (ср.: Ин. 14:22 ) – апостол «Фаддей» у евангелиста Марка. Искариот означает «человек из Кериофа» либо «убийца», «лжец» (вероятнее всего, первое).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

До революции 1917 года Ново-Афонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа. В 1924 году монастырь был закрыт советскими властями за «контрреволюционную агитацию». Некоторое время обитель была заброшена, использовалась под склады. В период грузино-абхазского конфликта 1992—1993 гг. в монастыре размещался военный госпиталь. Возвращён верующим в 1994 году. 10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование. Современное состояние [ править править код ] Всего в обители шесть храмов: надвратный — Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона (небесного покровителя настоятеля архимандрита Иерона (Васильева)) и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница». В центре четырёхугольника, образованного корпусами монастыря, высится построенный в 1888—1900 годах Пантелеимоновский собор. Его венчают пять куполов; высота центрального — 40 метров. Длина собора — 53,3 м, ширина — 33,7 м. Собор построен в неовизантийском стиле, распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX — начала XX века. Изнутри стены расписаны в 1911—1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством М. В. Молова и А. В. Серебрякова. Пантелеймоновский собор является крупнейшим культовым сооружением Абхазии. Под колокольной башней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами — братьями Оловянниковыми. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Симон Зилот, Кананит, апостол — 23 мая, 13 июля (Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов) Пантелеимон, целитель, великомученик - 9 августа Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи Андрей Первозванный, апостол - 13 декабря Преподобные отцы, во Святой Горе Афонской просиявшие - переходящая дата

http://azbyka.ru/palomnik/Ново-Афонский_...

Во втором послании к одной христианской жене Кирии с ее детьми апостол предостерегает от тех же лжеучителей, не признающих пришествия Христа во плоти (ст. 7), смотрит на них, как на новое явление, не просто как на противников христианства, но как на отступников от первоначального учения и заповедует таких не принимать и в домы свои и не приветствовать их, как христианских братий. Третье послание Иоанново к одному значительному члену неизвестной нам церкви по имени Каию; оно раскрывает нам некоторые особые отношения церковные. Каий был известен деятельной любовью, с какой он принимал чужестранных проповедников веры, когда они посещали его церковь . Но в той же церкви находился властолюбивый человек Диотреф вероятно – предстоятель, который не только сам не оказывал гостеприимства, но и другим препятствовал и даже отлучил за то от церкви самого апостола. Видно, что эти проповедники были из Иудеев; апостол ставит им в особую похвалу то, что они ничем не пользовались от языков (ст. 7). Потому можно судить, что и Диотреф был из противников иудейства, только неправильно действовавшим. Долговременное пребывание здесь и управление церкви апостола Иоанна способствовало образованию под его отеческим надзором многих достойных пастырей; из них известен Поликарп. Влияние Иоанна на церкви малоазийские открывается и из того, что при последующих спорах о Пасхе, о крещении еретиков, всегда ссылались здесь на его пример. Иаков (брат Иоанна Богослова) скончался в Иерусалиме ок. 44 по Р. Хр. Симон (Зилот), по мнению многих Отцев церкви, брать Иакова Алфеева, по Софронию – епископ Иерусалимский после Иакова (по Евсевию епископом Иерусалимским именовался Симеон, сын Клеопы). По Никифору (2:40) он проповедывал в Египте, Киринее, Мавритании, Ливии, на Британских островах и умер на кресте. Иуда брат Господень и брат Иаковлев, по западным преданиям, проповедывал в Персии и там скончался мученически; по Никифору (2:40) проповедывал в Палестине, Сирии и Аравии и мирно скончался в Едессе. Матфий по Никифору (2:40) проповедывал в Ефиопии, по Софронию – in altera Aethiopia т. е. в Колхиде, по другим – только в Иудее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

У. – Примечай по сему, что Петр не думал созидать столицы христианства, как вздумали сделать после, а хотел исполнять заповедь своего Учителя: Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). Сия-то заповедь довела его наконец и до Рима. И. – И он не принес с собою первенства Римской Церкви? У. – Представь себе, что какой-нибудь правитель, посещая свои области, приходит в какой-нибудь отдаленный от столицы город и там умирает: делается ли чрез сие этот город столицей? И. – Конечно, нет. У. – Петр, не столько правитель, сколько служитель Церкви, проходя весь мир с проповедью Евангелия, приходит в Рим и там умирает. И будто Римская Церковь сделалась от того столицей Вселенской Церкви?! Вообразим на минуту, что мы находимся в первенствующей Церкви. В 64 году по Рождестве Христовом Петр умирает в Риме. Сделаем епископа Римского преемником Петра, первым в мире епископом и, если угодно, даже видимой главой Церкви. Посмотри же, что мы делаем. До конца I века остаются в живых апостол и евангелист Иоанн, возлюбленный ученик Иисусов, и, в особенности в Иерусалимской Церкви, епископ ее, апостол Симон Зилот, сродник Господень. Так мы отдаем первенство Римскому епископу и над ними? Я уверен, что ты на сие не согласишься. Но если до конца I века, доколе в Восточной Церкви остаются в живых апостолы, епископы Римские не будут иметь первенства, то где возьмут они его во II веке? И. – Ты, однако же, прежде сказал и доказал, что самые Соборы отдавали Римскому епископу первенство места. Откуда же оно взялось? У. – От самих Соборов. И. – Как это? У. – Епископы первенствующей Церкви, памятуя слово Христово: Иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб ( Мф.20:27 ), без сомнения, почитали каждый себя последними рабами. Должно думать, что вопрос, кому из них принадлежит первенство, никому из них не приходил на мысль, доколе живы были апостолы и доколе не начали собираться многочисленные Соборы. Когда начали собираться Соборы, тогда Церкви знатнейших городов, где бывает большее стечение народа, следовательно, и христиан, и притом такие Церкви, в которых вернее известно было преемство епископов от апостолов, получили первенство пред окрестными, не столь знаменитыми Церквями и сделались их прибежищем. Таковы были Антиохийская, коей епископы происходили от. Павла и Петра; Александрийская, коей епископы начинались от евангелиста Марка; и Римская, коей епископы возводили свое происхождение к Петру и Павлу. Порядок требовал, чтобы и из трех епископов знатнейших Церквей которому-нибудь дать первенство; и, по словам вселенского правила, «отцы прилично дали первенство епископу града Рима, яко царствующего града». Заметь сие выражение соборного правила: «отцы дали первенство», следовательно, не апостолы и не Христос дали оное.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010