Апостольское достоинство Петра восстановлено, и теперь Господь говорит ему, какою смертью он прославит Бога, предвещая мученическую кончину. Сын Божий изрекает: …когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Если раньше Петр всегда действовал по своему желанию, то Господь повествует сейчас о том времени, когда апостол должен будет идти туда, куда не хочет, но куда угодно врагам его. Отцы Церкви видят в этом стихе Святого Евангелия указание на распятие Петра на кресте. Когда-то Петр уверял Господа, что готов за Него положить душу. Теперь Спаситель, познав силу любви Своего ученика, предлагает ему до конца пройти земной путь и уподобиться своему возлюбленному Учителю в страданиях и смерти. Господь призывает: Иди за Мною. И в этом призыве содержится предупреждение и пророчество того, что и Петру предстоит пережить тяжкие муки, пройти через распятие и крестную смерть. Но что же апостол Петр? Такое пророчество не пугает и не удивляет его. Более того, он всей душой уже готов пострадать за Христа, а саму мученическую кончину почитает за исключительное достоинство, дарованное ему Богом. Вот Господь вместе с ним удаляется от места, где происходила трапеза. И вдруг сзади них Петр слышит шаги другого ученика, которого любил Иисус. И тогда, его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Петр любит Иоанна, ведь это был именно он. Петр знает также, как Господь относится к этому ученику Своему. Считая для себя пророчество о мученической кончине удивительной привилегией, естественно, Петр спрашивает Господа о дальнейших событиях и в жизни Иоанна, столь близкого и дорогого ему человека. Но Иисус Христос загадочно говорит: Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. Именно эти слова, как утверждает сам Иоанн Богослов, подали христианам предположение, что он не умрет до Второго пришествия Христа. Но Иоанн уже от себя пишет: Но Иисус не сказал ему, что не умрет. Сей ученик, то есть Иоанн Богослов, свидетельствует нам обо всех описанных событиях и заключает Евангелие важной мыслью о беспредельности деяний и учения Господа нашего Иисуса Христа: Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Когда Господь это все сказал фарисеям (а они были люди довольно сообразительные), они быстро все поняли. Уж не знаю, поняли ли вы, но они все поняли и говорят: ну, тогда лучше не жениться. Вот что верно, то верно. И апостол Павел говорит: жениться можно, но мне вас жаль, будете иметь скорби по плоти. Потому что когда человек не связан брачными узами, он всю свою душу может отдать Богу. У него нет никаких забот: сварил в понедельник кашу и ешь до пятницы, и не надо ни готовить, ни стирать – имеешь одну смену белья, ну и хватит. Не надо этого всего обычного семейного обустройства. Захотел спать – постелил в уголке, поспал, и все, отряхнулся, личико умыл и пошел. И не надо ни дачу строить, ни детей вывозить за город, никаких прививок, бессонных ночей, ни забот, ни хлопот. Всю свою жизнь можно Богу отдать. Но это уже, как Господь сказал, кто может вместить. Большинство людей это вместить не могут, потому что человек немощен и от Бога ушел далеко. И трудно ему приблизиться к Богу настолько, чтобы ту любовь и духовную, и душевную, и телесную, которую он получает в браке, Господь бы ему возместил в сто, в тысячу крат. Это очень трудно. Все люди не духовные, а душевные и ищут душевного: по головке погладить, в шейку поцеловать, ласковое слово сказать, обняться, поговорить по душам. Потому что с Богом по душам говорить – это очень тяжкий подвиг. Правило, утренние и вечерние молитвы почитать, так сказать, от Бога отделаться – это легко, но подвиг молитвы нести – это уже трудно. А в любви человек нуждается. Вот поэтому и ищет, куда бы ему приткнуться, в чье бы плечико. Вместе лучше, легче. Поэтому Господь, зная нашу немощь, еще когда создал Адама, поглядел на него и сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И создал... жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Это, конечно, удел большинства. Но если мы внимательно посмотрим на церковную историю, то увидим, что многие самые выдающиеся духовные люди, как правило, были девственниками: Иоанн Богослов, апостол Павел, Иоанн Кронштадтский . Потому что любовь их к Богу была такова, что они не могли ее никак поделить. Это были люди очень цельные и направленные на Царствие Небесное. Человек, живущий в браке, конечно, никогда не достигнет того в духовной жизни, чего может достичь девственник, как Григорий Богослов , или Иоанн Златоуст , или Василий Великий , или множество святых угодников Божиих, которые прямо с пеленок служили Богу, – Сергий Радонежский, Серафим Саровский . Они не могли свою любовь к Богу делить с заботами о семье, потому что семья требует очень много забот и хлопот. Хотя семья – это тоже школа любви, но тем не менее девство, конечно, выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Но всуе труждаетеся, не одолеют врата адовы Церкви Христовой. «Имя Божие есть Сам Бог, Имя Иисуса Христа есть Сам Господь Иисус Христос» – так выразил святоотеческое учение о Имени Божием таинник Божией Благодати приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский , и те, которые «от истины», – послушают его, и ни на какие лжесловесия сожжённых совестью и обуявших в вере не поддадутся. Глава 19. О молитве Иисусовой («Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой») 929 Истинная, живая христианская вера, как душа с телом, всегда соединяется с пламенной молитвой к Господу, а вместе с тем и с живою верою в силу молитвенного призывания Имени Божия. Без веры во Имя Божие, без исповедания, что с Именем Божиим соприсутствует Сам Бог, что с Именем Иисусовым соприсутствует Сам Иисус, обещавший исполнять всякое прошение ради призываемого Имени Своего, без этой веры невозможно стать искусным молитвенником, невозможно привести свою душу к сыновним чувствам к Богу и познать Иисуса, живущего в себе. О сем свидетельствует Апостол и Евангелист Иоанн Богослов в самом начале благовествования своего: «Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во Имя Его» ( Ин. 1:12 ). «Не веруяй уже осужден есть, яко не верова во Имя Единородного Сына Божия» 930 . В послании же своём Апостол Иоанн Богослов свидетельствует, что вера во Имя Иисусово есть «заповедь». Самим Христом данная: «И сия есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его Иисуса Христа и любим друг друга» ( 1Ин. 3:23 ). В конце же Евангелия своего говорит: «Сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий и да верующе живот имате во Имя Его» ( Ин. 20:31 ). Когда же даны были сказанные две заповеди: веры во Имя Иисусово и любви друг к другу? – прочтите внимательно беседу Христову с учениками после Тайной Вечери и вы увидите, что обе эти заповеди были даны именно тогда, и о них многократно повторяет в беседе Христос. О взаимной любви сказано явно: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга» ( Ин. 15:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Нужно помнить, что святой Иоанн Богослов был девственником, и смотрите, какая награда за соблюдение девства! Христос Спаситель вручает ему на попечение Пречистую Матерь Свою, Приснодеву. Он и нас призывает хранить святость, чистоту тела и души своей, ибо ничто скверное или нечистое не войдет в Царство Божие. Святой Иоанн был одним из самых ревностных проповедников Евангелия. Он всю жизнь посвятил этому, всюду возвещал о Христе: и на корабле, и в заточении, и скованный, и свободный; одно дело знал — проповедь Евангельскую. Как же иначе? Это долг, это призвание его, это прямая обязанность его. Разве мог апостол не говорить о том, что видели его глаза, что осязали его руки, чем преисполнена была душа его, в истинности чего искренно и глубоко был убежден он? О Возлюбленном разве может не говорить любящий Его? Подражая святому Иоанну, будем и мы, братия и сестры, ревновать о распространении веры Христовой, о водворении всюду благочестия, будем наставниками и руководителями на пути добра для других. Наконец, святой Иоанн Богослов был великим учителем любви к ближним. Насколько глубоко апостол был проникнут любовью к людям и желанием, чтобы между ними распространялись мир и любовь, а не вражда и ненависть, это видно из предания, которое говорит, что когда он был в глубокой старости и не мог двигаться и много говорить, то тем, кто к нему приходил, он постоянно повторял: «Дети, любите друг друга». Когда его спросили, почему он так часто повторяет эти слова, он отвечал: «Кто исполнил заповедь любви, тот исполнил все заповеди». И в посланиях своих он часто повторяет: «Будем любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь»; кто любит Бога, тот пусть любит и брата (т. е. ближних), потому что кто не любит брата, тот этим показывает, что не любит и Бога; как Христос положил за нас жизнь Свою, так и мы должны полагать жизнь свою за братьев; кто любит брата своего, тот пребывает во свете… а кто ненавидит.… тот находится во тьме, и нет в нем истины.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Отречение от мира – начало лестницы, ведущей в рай Первая ступень, с которой начинается восхождение человека к Богу, по Иоанну Синайскому, есть отречение от мирской жизни ради Бога. Под миром, который следует отвергнуть, прп. Иоанн понимает то же, что и возлюбленный ученик Христов, апостол Иоанн Богослов: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» . Похоть – это чрезвычайно сильное влечение, желание или жажда чего-то. Мир – это человеческая жизнь на земле, полностью подчиненная стремлению к чувственным телесным удовольствиям (похоть плоти), погоне за зрелищами (похоть очей) и борьбе за самоутверждение своего Я среди людей (гордость житейская). Вступающий на лестницу спасения прежде всего должен отвергнуть мир или плоть, то есть решительно искоренять из себя телесные похоти и душевные страсти, главным образом, корень всех страстей – самолюбие или гордыню. «Не любите мира, ни того, что в мире, – призывает Иоанн Богослов, – кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин. 2: 15). Без этого никакое дальнейшее продвижение «гор е » по пути к Царству Божьему будет невозможным. Не отвергнувший до конца мир верующий обрекает себя на бедственное, расколотое, противоречивое существование, «не благонадежное для Царствия Божия» . Ни туда, ни сюда. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю, – описывает его апостол Павел. – Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7: 19–24). Также необходимо подчеркнуть, что зло – не в самом мире и не в самой плоти. Сами по себе они суть благие творения Божьи. Зло заключается в их предпочтении Богу, в страстной привязанности к ним вместо Творца, в их обожествлении человеком, в том, что они занимают то святое место, которое приличествует одному только Богу, становятся идолами для человека.

http://pravoslavie.ru/159680.html

Я же докажу тебе, что ты убийца, или вернее обличает тебя Иоанн Богослов, утверждающий: " Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца " (1 Ин.3:15). Не будем же, братья мои возлюбленные, дорожить ничем, кроме любви, не будем ни о чем, кроме нее, заботиться; пусть никто не имеет вражды против другого, пусть никто не воздает за зло злом: " солнце да не зайдет во гневе вашем " (Еф. 4:26), но оставим должникам нашим все их прегрешения. В самом деле, что за польза, дети, если кто всем обладает, а любви спасающей не имеет. Если кто устроит большой пир для царя и властей с возможно большей роскошью, чтобы ни в чем не было недостатка, а соли у него не окажется, – разве не расстроится вследствие этого весь пир? Конечно, расстроится, и, таким образом, устроитель пира и издержки понесет, и труды его пропадут даром, а сверх того осрамится перед званными на пир гостями. Так-то вот и здесь: что за польза трудиться на ветер? Без любви всякое дело и всякая заслуга нечисты и несовершенны; хранит ли кто девство, постится ли, бодрствует ли неусыпно, молится ли, питает ли нищих, приносит ли, как ему кажется, дары, или начатки, или плоды, строит ли церкви или другое что-либо делает, без любви все это ни во что вменяется в очах Божьих. Не жди в таком случае благоволения Божьего. Послушай, что говорит апостол: кто питает вражду на брата своего и, между тем, делает приношение Богу, – это все равно, как если бы он приносил в жертву собаку; приношение его не лучше платы блудницы (срв. М?.5:23,24; Иса.66: 3; Второзак.23:18). Не делай никогда ничего без любви, потому что любовь покрывает множество грехов. О, каким благом мы пренебрегаем! О, каких благ и какой радости лишаемся, не утвердившись в любви! Ее не пожелав приобрести, Иуда удалился из лика апостолов, оставив свет истинный; возненавидев своего Учителя и своих братьев, он погрузился во тьму. Потому и верховный апостол Петр говорил о нем: " отпал Иуда, чтобы идти в свое место " (Деян. 1:25). С другой стороны, Иоанн Богослов говорит: " А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза " (1 Ин.2:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Здесь было множество мужей и жен. Апостолов собирались слушать не только жители Иерусалима, но и жители окрестных городов. Одно очень древнее предание рассказывает, что в это время стали христианами знаменитый и известный всем не только в Иерусалиме, но и далеко за пределами его Гамалиил и собеседник Спасителя „князь жидовский“ Никодим. Св. Иоанн Златоуст говорит, что они были крещены руками Петра и Иоанна 838 . „Со всех сторон возрастало удивление к Апостолам, и со стороны уверовавших, и со стороны дерзновения их во время проповеди, и со стороны добродетельной и безукоризненной жизни“ 839 . Такой необыкновенный успех проповеди Апостольской снова наполнил души первосвященников и саддукеев мучительною тревогою. С завистью они смотрели на Апостолов, которых так прославлял народ. Быстрый рост первохристианской общины приводил их в трепет и ужас. В будущем они ничего не предусматривали отрадного для себя. И вот они снова прибегают к единственному и последнему своему средству – насилию. Они „наложили руки свои на Апостолов и заключили их в народную темницу“, как преступников. Здесь был и Апостол Иоанн. Но чем сильнее становится преследование Апостолов, тем явственнее оказывает Господь гонимым Свою помощь. „Ангел Господень отворил ночью двери темницы и, выведши их, сказал: идите и, став во храме, говорите народу все сии слова жизни“. Рано, уже с рассветом Апостолы стояли во храме и смело, среди большого собрания народа благовествовали учение Христово. А в это время члены Синедриона торжественно собирались для суда над Апостолами. К ним присоединяются старейшины народа, пользовавшиеся особенным уважением в народе и занимавшие почетные должности 840 . Начальник стражи привел Апостолов на суд Синедриона уже не из темницы, в которой их заключили, а из храма. И вот Петр и Иоанн снова находятся среди гневных судей, на том самом месте, где они были еще не так давно. „Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? И вот вы наполнили Иерусалим учением вашим, и хотите навести на нас кровь Того человека“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Как Христос в собственном смысле один, также в собственном смысле и антихрист будет один. Это тот, последний жесточайший враг Христа и церкви Его, который придет при конце мира сего, пред самым вторым пришествием Сына Божия на землю. Такое различное определение слова антихрист особенно ясно указывает св. Иоанн Дамаскин . «Требе есть знати, говорит он, яко приити имать антихрист; но и всяк не исповедуяй Сына Божия во плоти пришедшего Бога совершенно... антихрист есть». Самое ясное учение о лице последнего антихриста содержится во 2 главе 2-го послания ап. Павла к солунянам. Здесь, по словам «Книги о вере», «весь образ антихриста» описан ап. Павлом (Кн. о вере гл. 30 л. 269 обр.). Желая успокоить солунских христиан, которые смущались мыслью о близости второго пришествия Христова апостол говорит: 3 .Да не обольстит вас никто никаким образом, ибо день тот не приидет, пока не приидет прежде отступление, и не откроется человек греха, сын погибели. 4 .Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за бога. 9 .Которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными. 10 .И со всяким неправедным обольщением погибающих, за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. Если антихрист будет определенный, чувственный человек, то понятно, что и рождение его произойдет чувственным образом. По учению отцов и учителей Церкви, родится он от жены блудницы, родом иудеянки, из колена Данова, и будет даже обрезан по обычаю иудейскому (Кн. о вере л. 270. Б. Сбор. л. 126 об. и 127). В толковом апостоле поясняется, что от колена Данова по плоти придет антихрист (л. 410). По учению православной церкви, антихрист явится пред кончиною мира. Основания для такого учения она имеет в слове Божием и писаниях отцов и учителей Церкви. Апостол и евангелист Иоанн Богослов в 1 своем послании утверждает, что антихрист грядет, а ап. Павел уже ясно и точно говорит, что антихриста убьет Сам Иисус Христос духом уст Своих ( 2Сол. 2:8 ). Св. Иустин Философ (II в.) говорит: «пред вторым пришествием Сына Божия явится человек отступления, на Вышнего гордая и беззаконная глоголющий» (Разгов. с Трифоном в русск. пер. стр. 137, изд. 1797 г.).Св. Иоанн Дамаскин в своем Богословии так пишет: «антихрист при кончине века приити имать» (глав. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Любовь Божия к нам открылась в том... что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него ( 1Ин. 4:9:10 ), – говорит тот же апостол 29 . Бог любовь – и пребывающий Боге – в любви пребывает и любовь в нем пребывает Только тогда Бог пребывает в нас, когда мы любим братьев своих, и только любящий брата своего знает Бога, нелюбящий же не знает Бога, не причастен света Божия; не любящий во тьме пребывает и в смерти (там же – 2, 9; 3,14 и др.). Так учит апостол любви. Отсюда понятно, что служитель Христов, пастырь церкви Христовой в своем идеале должен быть носителем и выразителем. бесконечной любви Божией, его жизнь и деятельность должна быть посильным отражением той безмерной любви Божией, той бесконечной благости Божией, которая спасает мир во Христе. Он должен быть живым праведником и олицетворением этой спасающей любви Христовой. Таков и был приснопамятный пастырь, дорогой батюшка отец Иоанн Кронштадтский . Недаром существует богословское мнение, что из всех христианских исповеданий православная церковь наиболее воплотила в себе дух и учение апостола любви – евангелиста Иоанна Богослова. Типичный представитель русской церкви – о. Иоанн своей высокой личностью вполне оправдал это мнение. Жизнь и деятельность его можно бы выразить теми же краткими, но сильными словами, какими ветхозаветный мудрец и священный писатель охарактеризовал жизнь св. пророка Илии. «И восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник» ( Сир. 48:1 ). Восстал отец Иоанн в нашей родной стране, как святой огонь, и слово его горело, как светильник. Но он горел не тем ветхозаветным огнем гнева и наказания на грешников, которым горел ветхозаветный пророк, вестник Бога, как огня поядающего и судии, карающего грешный род человеческий. Сам Господь отличает новозаветные способы служения Богу, от ветхозаветных. «...Не знаете, какого вы духа. Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, но спасать», – говорил Христос ученикам, когда те предлагают ему низвести огонь с неба и истребить негостеприимных самарян – как «и Илия сделал» ( Лк. 9:55 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Поэтому они сразу и не решаются ее высказать, а медлят. Предварительно просят Спасителя, чтобы Он исполнил все, что они у Него попросят; а потом уже и высказывают самую просьбу 604 . По этой же причине они заставляют и свою мать Саломию просить Его о том же 605 ; и она, очевидно, усиленно и настоятельно просила Его относительно своих сыновей 606 . „Учитель! дай нам сесть у Тебя одному по правую, а другому по левую сторону в славе Твоей“, сказали они 607 . Эта просьба Иакова и Иоанна не вытекала исключительно из их себялюбия и низкого честолюбия. Они не хотели тайно, обманом и сознательно получить те места, которые принадлежали другим. Она вся вытекала преимущественно из их глубочайшей любви и преданности Спасителю. Коренное свойство любви заключает в стремлении никогда не разлучаться с предметом любви. Это чувство дает силы каждому следовать за тем, кому предан, и перенести самые ужасные пытки и страдания и даже смерть ради него. Спаситель видел истинные основания, побудившие Иоанна и его брата обратиться к Нему с такою просьбою. Вот почему Он и не обличает их строго, а кротко и нежно говорит им: „не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью и креститься крещением, которым Я крещусь?“ 608 Высказывая просьбу, Иоанн и Иаков имели в виду блеск, могущество и славу будущего Царства Христова. Они думали, что в этом заключается сущность того Царства. Теперь Спаситель дает им надлежащее понятие о Своем Царстве. Всякого, кто хочет быть членом этого Царства, ожидает чаша, полная скорбей и страданий. Только тот добрый воин, кто в состоянии выпить эту чашу до дна. Единственный путь к славному престолу Христову, о котором думали Иоанн и Иаков, лежал через страдания. Быть близ Него значит быть близ меча и близ огня 609 . Так передает древнейшее христианское предание одно из незаписанных изречений Спасителя. „Вы напоминаете мне о чести и венцах, как бы так говорит Христос, а я говорю о подвигах и трудах, вам предлежащих. Еще не наступило время наград и не теперь откроется оная Моя слава: настоящее время есть время смерти, брани и опасности 610 “.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010