А к любви влекла и самая молодость наша, когда нам всем хотелось «служить ближним», даже преувеличивая свои силы. Короче скажу: благодать Божия, обитавшая в чистом сердце дитяти и юноши, учила его все время. «Вы, – говорит апостол Иоанн, – имеете помазание от Святого и знаете все». «И вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин.2:20 и 27). Вот это «помазание» «Духа истины», Которого послал Христос Господь всем верующим ( Ин.16:13 ) и Который живет и действует в Церкви Христовой – и есть истинное и «просвещение», и учение, и «образование» по образу Христа. Особенно это должно сказать о тех, кто сохранил благодать крещения чистою, неповрежденною; а будущий о.Иоанн был таковым, – как он сам скажет дерзновенно впоследствии. И так именно учил о.Иоанн: «Первый учитель наш молитве есть Церковь , которая научена молиться прекрасно Самим Духом Святым». «Дух Святый всех оживотворяет и питает духовно. Дух Святый есть Дух Истины и всякой святыни. Всякая истина есть дыхание Духа Божия: Слово Божие, творения св. отцов и учителей Церкви, слова и творения, дела всякого благочестивого и любящего истину человека», – все от Духа. «Что такое благодать? Благая сила Божия, даруемая человеку верующему и крестившемуся во имя Иисуса Христа или Святой Троицы, – очищающая, освящающая, просвещающая, вспомоществующая в делании добра и удалении от зла, утешающая и ободряющая в напастях, скорбях и болезнях... Кто стал горяч к Богу и богослужению, к молитве, благоговеен к таинствам – он стал таким по действию спасающей благодати Божией. Отсюда видно, что многие живут вне благодати, не сознавая ее важности и необходимости для себя и не ища ее – по слову Господа: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его» ( Мф.6:33 ). А без этого бесценного сокровища христианского христианин не может быть истинным христианином». Все эти слова о.Иоанна были найдены мною в его Дневнике уже после того как я написал выше свои размышления об источниках духовной жизни в его молодости.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Все то, что с нами происходит в различные периоды нашей жизни, со всеми апостолами произошло единовременно: они сначала смирились, познав свою немощь, а уже затем в день Пятидесятницы на них сошел Святой Дух. Не только благодаря своим добродетелям, но и благодаря смирению они стали способными принять Его в себя. А мы переживаем то же самое в разное время своей жизни, с нами происходит это в зависимости от наших внутренних обстоятельств. Человек, смирившийся по-настоящему, осознавший свою немощь в высшей степени, способен выдержать любые искушения, хотя спасается он, конечно же, не самим смирением, а благодатью Божией, которую к себе через него привлекает. «И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?» ( Ин.21:19–21 ). Некоторые по неопытности считают, что Петр как бы упрекает Иоанна Богослова в следовании за ними, проявляет что-то вроде зависти, но это немыслимо. Мы видим, что апостолы Петр и Иоанн были дружны, и поэтому Петр, наоборот, желал, чтобы и Иоанн пошел вместе с ним, рядом с Господом. Но Спаситель требует беспрекословного послушания. «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною» ( Ин.21:22 ). Иными словами: «Не думай о нем, в данном случае дружба не должна препятствовать тебе в служении Господу». Действительно, мы видим, что обстоятельства разлучили апостолов Петра и Иоанна. По преданию, Иоанн пребывал с Божией Матерью вплоть до Ее Успения в Иерусалиме и на проповедь не выходил, а Петр, наоборот, много проповедовал сначала в Иерусалиме, а после изгнания из него – уже за пределами Палестины. «И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет, но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» ( Ин.21:23 ). Поскольку евангелист Иоанн пережил всех апостолов и достиг глубокой старости, он был вынужден разубеждать своих учеников в том, что никогда не умрет. Его ученикам казалось так, может быть, потому что они считали, будто вот-вот должна наступить кончина мира и апостол будет жить вплоть до второго Христова пришествия. Иоанн, лично слышавший Господа, желал их в этом отношении успокоить, хотел устранить неправильное мнение о кончине мира (будто бы она должна наступить еще при его жизни), а потому он и останавливается на этих словах отдельно, разъясняя, что же означали они на самом деле.

http://azbyka.ru/istina-voskreseniya

«И просветил очи сердца вашего, дабы, вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых».  Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше. Светилник телу есть око. Аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет ( Мф.6:21-22 ). «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло». Уже ветхозаветный праведник говорит о таком созерцании Бога душою в правде: Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явитимися славе Твоей ( Пс.16:15 ). «Но я в правде явлюсь пред лице Твое, насыщусь, когда явится мне слава Твоя». Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть ( Пс.15:8 ). «Всегда я видел Господа пред собою, ибо Он одесную меня ». Только чистое телесное зрение видит ясно внешние предметы, и чем чище физическое зрение, чем оно здоровее и неиспорченнее, тем яснее созерцание предметов. Так чем чище око души – сердце, тем яснее, так сказать, непосредственнее созерцание христианского Бога. Чистота духовного зрения сердца зависит от степени чистоты и высоты любви в человеке, потому что поистине только любовь очищает сердце, душу от всякой нечистоты, греха и порока. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Любовь все очищает» (Святой Иоанн Златоуст, т. XI, стр. 807). «Любовь делает непорочными, и притом воистину непорочными делает она… И нет, решительно нет ни одного греха, которого, подобно огню, не истребила сила любви. Удобнее слабому хворосту устоять против сильного огня, нежели естеству греха против силы любви» (Святой Иоанн Златоуст, т. XI, стр. 511). «Где любовь, там истребляется все злое» (Святой Иоанн Златоуст, т. XI, стр. 807), так что самая святость состоит ни в чем другом, как в высоте и чистоте любви. Бог есть не только Дух, но, Бог любы есть ( 1Ин.4:8 ) – Бог есть Любовь, по неложному слову апостола Иоанна, а потому Бог созерцается не только духовным зрением человека – чистым сердцем, но именно сердцем, возвышенным и очищенным любовью. О любви, как пути здешнего теперешнего созерцания, говорит апостол любви – святой Иоанн Богослов:

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Как я сказал, в разные периоды своей жизни, в зависимости от нашего собственного внутреннего состояния, мы переживаем то же самое. Действительно, человек, смирившийся по-настоящему, в высшей степени осознавший свою немощь, способен выдержать любые искушения, хотя спасается он, конечно же, не собственным смирением, а благодатью Божией, которую к себе через это смирение привлекает. «И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?» ( Ин.21:19-21 ). Некоторые по неопытности и невнимательности считают, что Петр как бы упрекает Иоанна Богослова в следовании за ними, проявляет что-то вроде зависти, но это немыслимо. Мы видим, что апостолы Петр и Иоанн были дружны, и поэтому Петр, наоборот, желал, чтобы и Иоанн пошел вместе с ним, рядом с Господом. Но Спаситель требует беспрекословного послушания. «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною» ( Ин.21:22 ). Иными словами: «Не думай о нем, дружба не должна препятствовать тебе в служении Господу». Действительно, мы видим, что обстоятельства разлучили апостолов Петра и Иоанна. По преданию, Иоанн пребывал с Божией Матерью вплоть до Ее Успения в Иерусалиме и на проповедь не выходил, а Петр, наоборот, много проповедовал сначала в Иерусалиме, а после изгнания из него — уже за пределами Палестины. «И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет. Но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того» ( Ин.21:23 ). Поскольку евангелист Иоанн пережил всех апостолов и достиг глубокой старости, он был вынужден разубеждать своих учеников в том, что никогда не умрет. Его ученикам так казалось, может быть, потому, что они считали, будто вот-вот должна наступить кончина мира и апостол будет жить вплоть до Второго Христова пришествия. Иоанн, лично слышавший Господа, хотел устранить это неправильное мнение, а потому он и останавливается на словах Господа, подробно разъясняя, что же означали они на самом деле.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Ну а третье искушение, это когда диавол показал Иисусу «Все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». И – опять ссылка на Второзаконие, где говорится: «Господа, Бога твоего бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись. Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас» ( Втор.6:13–14 ). Иисус Христос был искушаем, как человек, как был когда-то искушаем и весь народ Божий. Но, в отличии от народа, Он показал Свою твердость в трех вещах, которые суть одно: 1. Живи под рукой Бога, все с радостью принимая от Него. 2. Не сомневайся и не испытывай, с тобой ли Бог, не покинул ли Он тебя, но твердо пребывай под Его рукой. 3. Что бы ни случилось, – не ищи других источников жизни, не ищи других богов. Так начал Свое человеческое служение Господь Иисус Христос. Так и всякий христианин, родившийся во святом крещении, и вооруженный мечем Слова Божия, должен проходить свой жизненный путь. О духовных советах. Неделя по Богоявлении Мф.4:12–17 Еф.4:7–13 В неделю пред Богоявлением мы читали, как Иоанн Креститель «понижал горы и наполнял долы» и как он отвечал на вопросы: «что нам делать»? Несомненно, ему приходилось отвечать и на множество вопросов: «что мне делать»? Но Евангелисты не приводят таких случаев. Когда сказанное авторитетным человеком одному – становится достоянием всех, каждый старается примерить это и на свой счет, что не всегда полезно. В наше время появилось много печатных воспоминаний церковных людей о своих духовных наставниках. Это – сокровищница духовного опыта. Но все это говорилось для конкретного человека, для того, кто связал свою жизнь именно с этим наставником. И наставник влагал свои слова в уже давно открытую ему и доверяющую ему душу. А посторонние могут смутиться или чрезмерной строгостью советов, или – излишней мягкостью, или – необычностью. Но один ответ одному человеку Евангелисты все-таки приводят. Потому что этот ответ был решающим для собственной жизни Иоанна. Человек этот – царь Ирод. Он был довольно любознателен и, наверное, тоже пришел к Иоанну и спросил: «а что мне делать»? Иоанн Креститель, не многословя, сказал главное: «Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего» ( Мф.14:4–3 ). После этого Иоанн был «отдан под стражу» и мог сказать, как и Апостол Павел потом скажет: «я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало» ( 2Тим.4:6 ). Но Иоанн и в темнице не перестал обличать. Его не смутило, что из-за этого он вынужден прекратить дело, для которого послан Богом. Его не размягчило, что Ирод с охотой слушал его, и многое даже делал по его совету. Потому что один-единственный нераскаянный грех – и есть тот самый «грех к смерти», о котором писал Иоанн Богослов ( 1Ин.5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Итак, степени блаженства будут отличаться. Одни души будут стоять на высшей ступени духовного совершенства и святости, другие на низшей. Да и сами дела, сообразно с различным совершенством душ, хотя все будут прекрасны, светлы и совершенны, но иные более, другие менее, как и святой апостол Павел подтверждает этими словами: иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнимся в славе ( 1Кор.15:41 ). Блага, уготованные праведникам в новой жизни, будут вечны. Слово Божие настолько ясно уверяет нас, что истинный христианин не должен сомневаться в этом. Святой апостол Павел говорит, что жилище, в котором праведные будут обитать на Небе, вечно: знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ). Царство, которым будут обладать праведники, святой апостол Петр называет вечным ( 2Петр.1:11 ). Будущее блаженство святой апостол Павел называет вечной славой ( 2Кор.4:17 ), венцом нетленным ( 1Кор.9:25 ), а святой апостол Петр – наследством нетленным и неувядаемым ( 1Петр.1:4 ). Сам Спаситель блаженство праведников называет жизнью вечной ( Мф.25:46 ) и радостью, которой никто не отнимет у них ( Ин.16:22 ). Святой апостол Иоанн открывает, что праведники будут царствовать во веки веков ( Откр.22:5 ). «Для нас есть лучшее состояние после нашей настоящей жизни, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – и нам все надо делать так, чтобы там просиять, ликовать с Ангелами, предстоять Царю Небесному всегда, в бесконечные веки. Для этого и душа наша создана бессмертной, чтобы мы наслаждались бесконечными благами». Преподобный Ефрем Сирин , говоря о будущих благах, в таких возвышенных выражениях изображает их беспредельность и вечность: «Там великий дар, несравненная радость, неизменное веселье, непрекращающееся песнопение, немолчное славословие, непрестанное благодарение, непрерывное богословие, нескончаемое Царство, несметное богатство, беспредельные века, бездна щедрот, море милосердия и человеколюбия».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

А что в дальнейшем ждет детей Божиих, в которых пребывает Его семя? Апостол и тут ничему новому не учит, а приоткрывает, какая сила кроется в этом семени: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». Рассуждения Иоанна Богослова иногда кажутся странными и непривычными. Но дело в том, что человек для него – не камень, который можно поставить туда или сюда. Апостол мыслит человека как живое, полноценное растение, непременно с корнем, с ветвями и плодами. И кто наш, тот – наш. Хотя бы еще только-только пробился росток из посеянного и принятого семени Божьего слова. «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха». И яблоня, безусловно, рождает яблоки, но не с первого же года. И наша забота в этой жизни – непрестанно расти, очищая «себя, так как Он чист». Вторник. О любви и о ненависти Мк.14:10–42 1Ин.3:11–20 «Таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга», – снова и снова повторяет Апостол Иоанн Богослов. Быть всем вместе, всей «братии вкупе» с нашим Небесным Отцом, – для этого, собственно, и был создан человеческий род. Апостол напоминает, как впервые был нарушен этот Божественный замысел. Это случилось, когда Каин «убил брата своего. А за что убил?» Книга Бытия рассказывает, что оба брата принесли Богу жертву, каждый свою. «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Книга Бытия не говорит, почему так случилось. Но Иоанн Богослов, по данной ему премудрости, свидетельствует, «что дела» Каина «были злы, а дела» Авеля «праведны». «Каин сильно огорчился, и поникло лице его» ( Быт.4:4–5 ). Сердце его смутилось. Но не о том он задумался, как исправить себя, но о том, как устранить своего брата. И никто не должен обольщать себя тем, что он не делает брату зла, а просто не любит его. Если хоть чуть оттолкнулся от берега любви, – течение уже не даст оставаться на месте. Тут – один путь: через ненависть – к человекоубийству. Сначала – безразличие: есть человек или нет его. Потом просто нежелание, чтобы он был. Потом – желание, чтобы его не было. И так – доходит до вольного или невольного содействия этому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Апостол Иоанн Богослов: «Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем и возвещаем вам сию вечную Жизнь, которая была у Отца и явилась нам... Бог есть Свет... Если ходим во свете подобно, как Он во свете, то имеем общность друг с другом, и Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха»... (I-oe посл. Иоанна). Апостол Павел: «Вы сияете, как светила, в мире» (Филиппийцам). «Бог озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (Коринфянам, II-oe посл.). «Мы же все открытым лицом, как в зеркале взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ, от славы в славу, как от Господня Духа» (II Кор.). «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (IKop.). С этим озарением душ, с этим высшим просвещением разума, – поучает нас Слово Библии, – вносится в душу некая радость, или дыхание блаженства. «Возсия свет праведнику, и правым сердцем веселие» ( Пс.111 , Пс.96 ). Предтеча Господень Иоанн говорит о себе: «Друг Жениха радостию радуется: сия то радость моя исполнилась, Ему должно расти, а мне умаляться» (в деле общественного служения). Апостол Павел, свидетельствуя о себе: «Я сораспялся Христу» (таковы были его злоключения от врагов проповеди его), – полон христианского радования и передает его своим духовным чадам: «Радуйтеся всегда о Господе, и паки реку: радуйтеся»...; «братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, возлюбленные»... (в послании к Филиппийцам, что читаем и в других его священных письмах). Наперсник Христов апостол Иоанн выражается еще сильнее: «И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна». Здесь выражена истина, что с совершенствованием нравственным растет в душе радостное состояние. Одновременно растет, как видим уже в этих кратких выдержках из посланий, и любовь, любовное, кроткое, благожелательное отношение к окружающим. Притом стремящийся к Свету тем отчетливее видит свои недостатки, тем более свои падения, не любуется своими делами, – и это создает естественное благородное смирение, а в особенности – создает страх Божий, того особого рода страх, какой выражен в псалме 85-м, а также в иерейской молитве вечерни: «Да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего»... Такова гамма христианских душевных состояний. Вот это все и значит: «Жить во Свете». Так – Светлость Божия изливается в мир. Два вида «просвещения»: Божие Просвещение («с большой буквы») и Эпоха просвещения («с малой буквы»)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Разбудивший меня был весьма черный собою, чернее угля, глаза его блистали, как горящие свечи, и я затрепетал от страха. Он сказал мне: “Открой уста твои”. Я открыл, и он вошел в меня, и чрево мое стало полное; с того времени он стал мне открывать о добре и зле и о всем, что случается в людях. Когда апостол Христов Иоанн вошел в дом наш, тогда сидящий во мне нечистый дух сказал: “Аполлонид, чтобы не умереть тебе, беги отсюда, этот человек волхв и хочет тебя умертвить”, я и убежал в другой город. Когда я подумывал возвратиться, дух нечистый говорил мне: “Если Иоанн не умрет, ты не можешь жить в своем доме”. Но когда я увидал пришедшего Прохора, нечистый дух мгновенно вышел из меня таким же образом, как и прежде вошел во чрево мое; мне стало легко и я не чувствовал у себя тягости, рассудок мой просветлел и на душе стало радостно”. Услышав это, все поклонились святому апостолу Иоанну Богослову. Святой апостол начал учить их, они уверовали во Христа, и он окрестил их. В городе Филиппах, когда святой апостол Павел со своими спутниками, апостолами Силою, Лукою и Тимофеем, шел в молитвенный дом, встретилась им одна одержимая прорицательным духом служанка, которая через прорицание доставляла большой доход своим хозяевам. Идя за Павлом и другими апостолами, она кричала: “Эти люди рабы Бога Всевышнего, они возвещают нам путь спасения”. Так делала она много дней. Павел вознегодовал, обратился и сказал (нечистому, прорицательному) духу: “Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее!” И дух вышел в тот же час; после чего она перестала прорицать, т. е. сказывать сокровенные дела человеческие ( Деян.14:16-18 ). Из этих рассказов видно, что просвещенные Духом Святым мужи, в которых изобильно обитает благодать Божия, не только сами могут избавиться от нечистого духа, но имеют власть повелевать нечистыми духами; силою благодати Божией, именем Господа Бога Иисуса Христа могут прогонять бесовское наваждение из других людей. Так преподобные отцы Печерские молитвами своими отогнали от Никиты затворника нечистого духа, являвшегося к нему в виде светлого Ангела для прельщения его и приходящих к нему людей; преподобный Паисий силою благодати Божией изгнал из старца духа-прорицателя; святой апостол Иоанн Богослов письмом, написанным с именем Пресвятой Троицы, изгнал беса из язычника Аполлонида.

http://sueverie.net/o-sueveriyah.html

1Кор. 11:33 . «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.» 1Кор. 11:34 . «А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.» Богослужение непременно должно быть совершаемо в правильном порядке, согласно установленному чину, чинно: 1Кор. 14:40 . «Только все должно быть благопристойно и чинно.» 1Кор. 14:23 . «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» Богослужение православное именно и представляет собою «чины» (см. в Служебниках и «Собрании литургий» И. Гоара), сохранившиеся от времен апостольских. Чин Божественной литургии первоначально устроен, или составлен, ап. Иаковом, затем в полном виде записан Василием Великим , епископом Кесарийским, а в кратком виде изложен архиеп. Иоанном Златоустом (чит. «Собрание древних литургий» Е. Ловягина ). Богослужение должно быть совершаемо благообразно, благопристойно ( 1Кор. 14:40 ), со славою и благолепием, с сохранением добрых обычаев: Исх. 28:2 . «И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия.» Лк. 2:42 . «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.» 1Кор. 11:16 . «Если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.» Все храмовое богослужение, все внешние обряды, бывшие в Ветхом Завете, не отменены Христом и в Новом Завете, что ясно видно из апостольского чтения ( Евр. 9:1–7 ). Здесь апостол пишет: «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное» (ст. 1). Почему апостол говорит: «И первый», а не просто «первый»? Не ясно ли, что если «и первый)), следовательно «и второй», т. е. новый, завет Христов имеет подобное постановление. А что говорят о церковном богослужении и молитве последующие за апостолами св. угодники Божии? Например, преп. Иосиф Волоколамский: «Если кто говорит, что и в дому могу помолиться, то прельщает себя тот человек. Помолиться и в дому можно, но помолиться так, как в церкви – невозможно. Там множество народа, там возносится к Богу пение единодушное; там единомыслие, согласие и союз любви. Поэтому не так бывает услышан, молясь отдельно Господу. Потому что здесь воссылаются священнические молитвы и вместе с народом восходят на небо. Так, ап. Петра молитва избавила от темницы, потому что молитва бывших в церкви была прилежна о нем ( Деян. 12:5 ). Если Петру помогла церковная молитва , то как ты умаляешь ее силу и какое можешь найти себе оправдание?» («Просветитель», слово 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010