Апостол Иоанн Богослов так описал этот вечный День: 22-й стих: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» – то есть реален будет только Бог и то, что в Нем и с Ним. 23-й стих: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» – то есть только причастные свету Христову смогут войти в этот таинственный, никогда не прекращающийся 8-й День. 24-й стих: «Спасенные народы будут ходить во свете его…» – то есть представители самых разных наций наполнят Новый Иерусалим – город, сходящий с Неба, как описывает его апостол Иоанн Богослов ( Откр.21:22–24 ). И далее апостол Иоанн, так описывает сие чудное место: 25-стих: «Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет» – то есть это будет невечерняя слава вечного Дня. И далее: 26-й стих: «И принесут в него славу и честь народов» – то есть каждая поместная церковь украсит своим национальным колоритом индивидуальности и святости, этот удивительный Город ( Откр.21:25–26 ). Но вернемся к апостолам, которых Господь Иисус Христос возводит на Фаворскую гору. Во 2-й части 1-го стиха 17-й главы Евангелия от Матфея мы читаем: Мф.17:1 . «…взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних». Здесь возникает вопрос: почему Сын Божий желает преобразиться перед таким малым числом людей. Ответ очевиден: толпа именно нравственно не способна пребывать в богообщении. О явлении Бога на Синае сказано: «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» ( Исх.20:18–19 ). То есть грех и святость есть понятия, не только не соединимые, но и не могущие пребывать хотя бы в некоем общении. Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «На высокую гору возводит их, показывая, что кто не возвысится, тот не достоин таковых созерцаний. Делает это Христос особенно потому, что Он имел обыкновение величайшие Свои чудеса совершать втайне, чтобы, видимый многими, как Бог , не считался ими человеком, как привидение» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Сам Иисус Христос ясно говорит о Себе в Евангелии, что Он – Сын Божий, и Бог – Его Отец. Так Он объявляет Себя Сыном Божиим исцеленному Им слепорожденному ( Ин. 9: 35 ), в продолжительных беседах с иудеями, и на суде в дому первосвященника ( Мф. 26: 63 ), и везде именует Бога Отцем Своим. Святые апостолы, еще до воскресения Иисуса Христа, исповедывали Его Сыном Божиим. Петр говорит ко Христу: «Ты еси Христос Сын Бога живаго» ( Мф. 16: 16 ), Нафанаил: «Ты еси Сын Божий», и все ученики совокупно: «воистину Божий Сын еси» ( Мф. 14, 33 ). Так они исповедывали и учили о Христе и по вознесении Его на небо. Апостол Иоанн Богослов пишет: «сия есть заповедь Божия, да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа» ( 1Ин. 3: 23 ); «иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в Нем пребывает, и Той в Боге» ( Ин. 4: 15 ); «вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе» ( Ин. 5: 20 ). Так учила о Христе и веровала с самых времен апостольских и ныне неизменно верует вся Православная Христианская Церковь , исповедуя Его истинным Сыном Божиим. Иисус Христос есть Сын Божий Единородный. Св. евангелист Иоанн Богослов говорит: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть» ( Ин. 3: 16 ); «Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца» ( Ин. 1: 14 ). И апостол Павел пишет: «егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единородного, раждаемого от жены» ( Гал. 4: 4 ). А хотя и все верующие в Бога и Господа Иисуса Христа получают право именоваться сынами Божиими, как говорит евангелист Иоанн: «елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти верующим во имя Его» ( Ин. 1: 12 ); «возлюбленнии, ныне чада Божия есьмы» ( 1Иоан. 3, 2 ); однако они делаются таковыми не по естеству, а по благодати. «Вси вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе «( Гал. 3: 26 ), говорит апостол Павел. По естеству же единый истинный и Единородный Сын Бога Отца есть Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

В Послании есть единственное внеевангельское свидетельство о Преображении: «Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» ( 2Пет.1:16-18 ). Призывая к святости и благочестию, ап. Петр ожидает новый миропорядок: «…нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Пет.3:13 ). От нас зависит ускорить молитвой и усилием жизни «скорее быти желающим» ( 2Пет.3:12 ) наступления этого нового порядка. Из напряженности эсхатологического ожидания вытекает призыв к нравственной жизни: «Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» ( 2Пет.3:14 ). Из дальнейшего следует подтверждение учения апостола Павла, а также авторитетность и начало канонизации его Посланий. «Долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех Посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» ( 2Пет.3:15-16 ). Неудобовразумительное – не значит неправильное, но требуещее правильного толкования. Послания Иоанна Автор 3х Посланий – известный апостол и евангелист Иоанн Богослов. Этого апостола называют апостолом любви, и не только потому, что тема любви доминирует в его священных произведениях, но и потому, что этим Божественным качеством пропитана вся его жизнь. Вот один характерный пример из его жития. «О последующей деятельности апостола Иоанна предание сохранило несколько замечательных сведений, показывающих, какой любовью было преисполнено его сердце. При посещении одной из малоазийских церквей Иоанн в числе слушавших его слово заметил юношу, отличавшегося необыкновенными дарованиями, и поручил его особому попечению епископа. Впоследствии этот юноша сблизился с плохими товарищами, развратился и сделался начальником шайки разбойников. Иоанн, узнав об этом от епископа, отправился в горы, где свирепствовали разбойники, был схвачен ими и приведен к начальнику. При виде апостола юноша крайне смутился и бросился бежать от него. Иоанн устремился за ним, трогательными словами любви ободрил его, сам привел его в Церковь, делил с ним труды покаяния и не успокоился, прежде чем совершенно примирил его с Церковью. В последние годы своей жизни апостол говорил только одно наставление: «Дети, любите друг друга». Ученики спросили его: «Почему ты повторяешь одно и то же?» Апостол ответил: «Это самая необходимая заповедь. Если ее исполните, то весь Христов закон исполните».

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

В утерянных толкованиях Феодора Мопсуестийского на Великих пророков, вероятно, можно было бы видеть ту же картину. Об этом можно судить по комментариям блаженного Феодорита Кирского, который в своих экзегетических произведениях ведет полемику с Феодором, отстаивая мессианское содержание пророчеств . В качестве примера можно рассмотреть объяснение слов пророка Исаии, которые цитирует евангелист Иоанн: Столько знамений сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? И кому открылась рука Господня? Потому не могли веровать, что как еще сказал Исаия, народ сей ослепил очи свои… Это сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем. (Ин. 12, 37—41;Ис. 6, 1—10). Евангелист Иоанн утверждает, что пророк сказал эти слова, когда видел, как, несмотря на множество ясных пророчеств о Христе, иудеи в неверии предадут Его на смерть. Так же и другие евангелисты цитируют этот отрывок (Мф. 13, 14—15; Мк. 4, 12). Тот же смысл в этих словах видит апостол Павел (Деян. 28, 25—26; Рим. 10, 14). Феодор, зная об этих свидетельствах, настаивает на том, что пророчество относится к современникам Исаии. Основанием для этого как обычно служит контекст. «Действительно, когда он видел Господа Сил сидящего на престоле высоком и превознесенном и Серафимов вокруг Него хвалящих Его и возглашающих «Свят», тогда сказал ему Господь: Иди, скажи народу этому: Слухом слышать будете и не поймете, и очами смотреть будете и не увидите и т.д.» . Господь сказал это, посылая пророка на пророческое служение. Слова: Иди, скажи народу этому, — по мысли толкователя, ясно указывают на то, что речь идет о тех, к кому Исаия обращался при жизни. Также весь строй речи указывает на это. В 11—13 стихах речь идет о скором разорении Иудеи, в чем можно видеть указание на Вавилонское пленение. Следовательно, по мнению Феодора, евангелист Иоанн и апостол Павел использовали это место для усиления своей речи. «В Деяниях же Апостольских, — пишет он, — блаженный Павел сказал, что он (Исаия) видел Духа. Ибо он так говорит иудеям: Слухом услышите и т.д. (Деян. 28, 25—26). Итак, что же это значит? Исаия в духовном видении в явлении Божественной природы, которая непостижима, видит (Божественную) славу. Евангелист и апостол,называяее по-разному, не противоречат друг другу, поскольку она является общей Отцу и Сыну и Святому Духу. Так же отметим, что блаженный Павел в послании к Римлянам, желая показать, что изобличено неверие и противоречие иудеев, воспользовался этим же свидетельством. Итак, ясно, что блаженный Иоанн использовал это место в том же самом смысле… и добавил это, чтобы усилить обличение обвинения иудеев» .

http://bogoslov.ru/article/2452157

Чем дальше евангельские события уходили в прошлое, тем больше возникало домыслов относительно Личности Иисуса Христа. Всевозможных ересей будет очень много, и самые устойчивые из них в последующем станут предметом обсуждения на поместных и вселенских соборах. Эфесские христиане убедили апостола Иоанна изложить христианское учение так, как он его принял от Учителя, и самому рассказать всю правду о Христе. По преданию, Иоанн наложил на всех строгий пост, а сам с Прохором отправился на гору. Примерно на четвертый день внезапно загремел сильный гром, в небе заблистали молнии, и апостол Иоанн продиктовал Прохору первые строки: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его ... (Ин. 1: 1–5). Евангелие от Иоанна поистине уникально! С одной стороны, оно содержит глубочайшие тайны, над которыми вот уже два тысячелетия бьются великие богословские умы. Слово было Бог... С другой стороны, Евангелие от Иоанна, больше остальных трех — от Матвея, Марка и Луки, в чем-то можно сравнить с современным репортажем. Если вы хотите узнать, кто именно из учеников задавал Христу тот или иной вопрос или другие подробности, то прежде всего следует обратиться к Евангелию от Иоанна — его писал несомненный очевидец событий. Только из Евангелия от Иоанна, к примеру, можно узнать, что в момент насыщения Иисусом пяти тысяч людей хлебами именно апостол Филипп растерянно спрашивал: где нам купить хлеба, чтобы накормить столько народа, а апостол Андрей вспомнил, что у одного мальчика есть пять ячменных хлебов и всего лишь две рыбки. Ведь Иоанн тоже был при этом. В Евангелии от Иоанна — и только в нем одном — рассказано о чуде претворения воды в вино на пиру в Кане Галилейской, о воскрешении Лазаря и его сестрах — Марфе и Марии, приводится разговор Иисуса с фарисеем Никодимом, во время которого присутствовал как минимум еще один внимательный слушатель.

http://pravoslavie.ru/70857.html

«Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» ( Откр.1:9 ). Имя «Иоанн» дословно переводится как «благодать Божия». 11 Здесь апостол подчеркивает, что он брат во Христе тех, к кому обращается. Это братство берет начало в Крещении, когда мы рождаемся от Бога Отца, поэтому все христиане – братья. Далее Иоанн Богослов говорит, что он соучастник или, можно сказать, сопричастник в скорбях и в царствии, и в стойкости Иисуса Христа. Наши страдания, которые мы как христиане переносим, – это страдания, которые мы терпим вместе со Христом. Они являются неизбежностью христианства, потому что Христос страдал и говорил ученикам Своим: «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» ( Ин.15:20 ). И в другом месте сказано, что праведники идут за Агнцем, куда бы Он ни пошел. А Агнец идет приносить Себя в жертву, идет на смерть, а только потом идет путем Воскресения. Так и христиане должны терпеть до самой смерти. Так что скорбь для христиан – вещь неизбежная, а потом – Воскресение. Более того, для нас честь – носить скорби не свои, а Христа Спасителя. Мы в скорбях Бога в этом падшем мире, поэтому Иоанн гордится тем, что он соучастник скорби Иисуса Христа. Для христиан, живущих по заповедям Божиим, усиливаются скорби, но одновременно в них возрастает сила и мощь Христа. Мы, в буквальном смысле, соучаствуем в Царстве Спасителя, причащаясь Тела и Крови Христа, и чувствуем в себе царственную власть Его. И, как говорит апостол Павел, чем больше усиливаются скорби, тем больше усиливается благодать Христова. Апостол даже искал скорбей, чтобы умножить в себе силу Христову. Мы чувствует власть Христа и в том, что Он царственно освобождает нас от всякой вины. В покаянии вина снимается с человека, и это объективный факт. При этом никакого чувства вины в нас не остается. Где появляется возможность прощения, там и есть Царство Христово – царство простого, незаслуженного прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Еще одно слово апостола Иоанна Богослова, прозвучавшее сегодня из его Послания, предупреждает, что надо учиться истинной духовной жизни, а не искать каких-то духовных переживаний, потому что всякий дух, не исповедующий Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но есть дух антихриста. Это означает, что мы можем называться учениками Христовыми только в том случае, если противостоим всякой ложной духовности, всякому сатанизму. Это означает также, что если мы в жизни своей не воплощаем тайну любви, которую принес Христос, то пребываем в ложной духовности и жизнью своей отрицаем Воплощение Христово. И все слово апостола Иоанна Богослова исполнено этой безусловности: либо Бог, либо дьявол; либо свет, либо тьма; либо истина, либо ложь; либо жизнь, либо смерть. Нельзя соединить одно с другим. Одно с другим соединено вследствие того, что мы отпали от Бога, и вследствие того, что смерть проникла в нашу жизнь, и грех царствует в нас. Но после того как Христос пришел, мы уже не имеем извинения в том, что это продолжается в нашей жизни. Такова правда. И кто не видит этой правды, тот лжет. И при этом Бога представляет лживым в безумии своем. Но того, кто видит это в свете Христовом и исповедует свой грех, Кровью Своей Господь омывает от всякого греха в таинстве Святой Евхаристии, в таинстве покаяния, когда мы приобщаемся у Господа этой Его новой жизни, о которой Иоанн Богослов так вдохновенно говорит. О том, что мы видели, о том, что мы слышали, то, чего касались руки наши, что явилась жизнь истинная, и мы хотим, чтобы радость ваша была совершенна (1 Ин. 1,1-4). Совершенна. Не столько-то и не столько-то радости, а полная радость, та радость, которая есть у Бога всегда, которой хочет поделиться с нами Иоанн Богослов, чтобы мы имели общение с тем, с Кем он имеет общение. С Кем Церковь всегда имеет общение, чтобы мы были в этой Церкви святой. До конца должен человек познать свою греховность, со всей беспощадностью к самому себе понять, что есть грех. И если какой-то грех не исповедан до конца и не осознан, нет и любви. Нет еще этого полного единения со Христом. Глубина покаяния определяется глубиной любви. Все определяется только этой любовью, но путь к ней — вся жизнь и смерть Христова, вся наша жизнь и смерть.

http://moral.ru/апостол-иоанн-богослов/

Нередко язычники обожествляли змеев-драконов, почитали их как живых кумиров, приносили им поклонение. В библейской книге пророка Даниила повествуется, что крупный змей-дракон был почитаем в Вавилоне. Книга пророка Даниила, гл. 14 23. И бяше змий великий на месте том, и почитаху его вавилоняне. 24. И рече царь Даниилу: еда и сему речеши, яко медь есть? сей жив есть, и яст и пиет: не можеши рещи, яко несть сей бог жив; убо поклонися ему. 25. И рече Даниил: Господу Богу моему поклонюся, яко той есть Бог жив. 26. Ты же, царю, даждь ми власть, и убию змия без меча и без жезла. И рече царь: даю ти. 27. И взя Даниил смолу и тук и волну, и возвари вкупе, и сотвори гомолу, и верже во уста змию, и изъяд разседеся змий. И рече Даниил: зрите чистилища ваша. 23. Был на том месте большой дракон , и Вавилоняне чтили его. 24. И сказал царь Даниилу: не скажешь ли и об этом, что он медь? вот, он живой, и ест и пьёт; ты не можешь сказать, что этот бог неживой; итак поклонись ему. 25. Даниил сказал: Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой. 26. Но ты, царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла. Царь сказал: даю тебе. 27. Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал Даниил: вот ваши святыни. Распространенный в древности культ змей и драконов подтверждает сатанинскую сущность язычества. Апостолы Иоанн Богослов, Варфоломей, Филипп и сестра его Мариамия (6 сентября) «Когда вся вселенная была помрачена тьмою многобожия и люди поклонялись твари, а не Творцу, – в то время в Иераполе язычники почитали громадную и страшную ехидну, и вся страна, ослепленная бесовским прельщением, поклонялась ей. Нечестивые построили в честь этой ехидны храм, где и содержали ее и, принося ей многие и различные жертвы, кормили эту ядовитую и вредившую многим ехидну... Святой Иоанн Богослов пошел из Ефеса в Иераполь на помощь сотруднику своему, святому апостолу Филиппу; там же находились в то время святой апостол Варфоломей и сестра Филиппа Мариамия. Вместе с ними святой Иоанн Богослов и послужил делу спасения людей. Сначала они вооружились против ехидны, коей безумные люди приносили жертву, почитая сию тварь за Бога. Своими молитвами они убили эту ехидну, а поклоняющихся ей обратили к Единому Истинному Богу, сотворившему небо и землю» с. 128, 129].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В послании к Галатам мы читаем следующие слова св. апостола Павла: «Узнав о благодати, данной мне, Иаков, Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» ( Гал.2:9 ), ибо говорит выше апостол, они увидели, «что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» ( Гал.2:7 ). Иначе говоря, апостолу Петру было вверено от Бога проповедовать не язычникам, а «обрезанным», т. е. Иудеям. Каким же образом, спросим мы у католических богословов, апостол Петр мог занимать в Римской Церкви епископскую кафедру и жить в языческом Риме, если ему от Самого Господа было указано быть проповедником Евангелия среди Иудеев? И не выходит ли, если согласиться с католиками, что апостол Петр не остался верным своему назначению и вместо благовестия среди Иудеев проживал безвыходно в Риме? Что апостол Петр по основании Римской Церкви не жил в Риме и, следовательно, не занимал в нем епископской кафедры, открывается также из того, что апостол Павел находил нужным писать послание к христианам Римской Церкви. В самом деле, неужели счел бы нужным апостол наставлять в вере паству, которая имела в это время своим наставником и епископом самого Апостола Петра? И не походило бы последнее на так несвойственный апостолам обычай вмешиваться в область друг друга? Между тем апостол пишет Римским христианам: «Я весьма желаю видеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему» ( Рим.1:11 ). Можно ли поэтому допустить, чтобы римские христиане нуждались в «утверждении» апостола Павла, имея своим епископом того, кого сам Павел в послании к Галатам называет апостолом-столпом? Очевидно, в таком случае, что апостол Петр, хотя и положил основание Римской Церкви, однако епископом в ней быть не мог, так как призван был к проповеди среди «обрезанных». Вот почему Павел и счел своею обязанностью «утверждать» римских христиан, как он сам о том шипеть, «поданной (ему) от Бога благодати – быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия» ( Рим.15:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

– Посмотрим, правда ли это? В послании к Галатам мы читаем следующие слова апостола Павла: «Узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» ( Гал.2:9 ), ибо, говорит выше апостол, они увидели, «что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» ( Гал.2:7 ). Иначе говоря, апостолу Петру было вверено от Бога проповедовать преимущественно «обрезанным», т. е. Иудеям. Каким же образом, спросим мы у католических богословов, апостол Петр мог занимать в Римской Церкви епископскую кафедру и жить в языч. Риме, если ему от Самого Господа было указано быть проповедником Евангелия среди Иудеев? И не выходит ли, если согласиться с католиками, что апостол Петр не остался верным своему назначению и вместо благовестия среди Иудеев проживал безвыходно в Риме? Что апостол Петр по основании Римской Церкви не жил безвыходно в Риме, открывается также из того, что апостол Павел находил нужным писать послание к христианам Римской Церкви. В самом деле, неужели счел бы нужным апостол наставлять в вере паству, которая имела в это время своим наставником и епископом самого апостола Петра? И не походило бы последнее на так несвойственный апостолам обычай вмешиваться в область друг друга? ( Рим.15:20 ). Между тем апостол пишет Римским христианам: «Я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему» ( Рим.1:11 ). Можно ли поэтому допустить, чтобы Римские христиане нуждались в «утверждении» апостола Павла, имея своим епископом того, кого сам Павел в послании к Галатам называет апостолом-столпом (см.: Гал.2:9 )? Очевидно, в таком случае, что апостол Петр, хотя и положил основание Римской Церкви 1 , однако епископом в собственном смысле, т. е. управителем в ней быть не мог, так как призван был к проповеди среди «обрезанных». Вот почему Павел и счел своею обязанностью «утверждать» римских христиан, как он сам о том пишет, " по данной (ему) от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия» ( Рим.15:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010