При этом Он взял маленькое дитя, поставил пред ними и сказал: „кто примет одного из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня“ 578 . Как лучи солнца, проникая в комнату, мгновенно освещают каждый уголок её, так и эти слова Спасителя с поразительною ясностью осветили один его поступок с новой стороны. Теперь он понял, что однажды принимал участие в таком действии, которое заслуживает порицания. „Учитель“, говорит Иоанн Спасителю: „мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами“ 579 . Иоанн вместе с другими учениками запретил ( εκωλσαμεν) ему изгонять бесов именем Христа, запретил призывание возлюбленного для него имени. Человек этот не был Апостолом, не был даже явным учеником и последователем его Наставника, думал Иоанн. Поэтому он не должен творить чудеса. Власть над нечистыми духами, власть врачевать всякую болезнь и всякую немощь их Учитель дал только им одним 580 . На слова Своего возлюбленного ученика Спаситель отвечал: „не запрещайте ему, ибо кто не против вас, тот за вас“ 581 . Господь ни от кого не требует больше, чем он сколько может сделать. Каждый должен трудиться по силе своей. Всякое, самое небольшое, доброе дело есть все-таки доброе дело, а не злое. Исполнивший самую малую заповедь в законе, находится в духовном единении с Господом и содействует устроению Царства Божия на земле. Всякий, кто примет кого-либо во имя Христово, тот принимает Самого Христа. Кто напоит проходящего чашею холодной воды, и тот получит свою награду. Если в очах Божиих имеет цену такая малая жертва, как чаша холодной воды, то не большую ли цену имеет в Его очах такой дар, как изгнание духов нечистых 582 ? Такой человек может и не ходить вместе с учениками Спасителя, может и не принадлежать по внешности к обществу последователей Христа; но по существу он отчасти уже принадлежит к этому обществу. Он на пути к свету и истине и не скоро перейдет на сторону врагов Христа. Может быть, придет время, когда он и совершенно присоединится и станет учеником Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Среди тех, кто слушал говорившего с лодки Христа, были рыбак Зеведей и два его сына — Иаков и Иоанн, которые на берегу разбирали и чинили сети. Но вот народ стал потихоньку расходиться, и тогда Христос совершил для Симона чисто «рыбацкое» чудо. Он показал, куда следует забросить невод, чтобы поймать много рыбы. И действительно, улов оказался таким большим, что сети не выдерживали. Изумленный Симон позвал на подмогу других рыбаков, и лодка Зеведея тоже доверху наполнилась рыбой. После этого Иисус позвал следовать за Собой Симона и его брата Андрея — и они стали Его первыми учениками. Затем Христос подошел к лодке, где Иоанн с братом чинили сети, и сказал таинственные слова: Я сделаю вас ловцами человеков ... (Мф. 4: 19). И оба брата Зеведеевы, оставив сети, улов и всю свою прежнюю жизнь, тоже пошли за Иисусом. С этого мгновения Иоанн Зеведвев три года будет повсюду следовать за своим любимым «равви». Он тоже оказался среди Его избранных двенадцати учеников, навсегда избрал для себя девственный образ жизни. И быть может, ему, чья душа была мало привязана к обыденному, даже легче других было понять, что Христос пришел для того, чтобы связать земное и небесное, показать людям путь в Царствие Небесное. Не случайно символическим изображением евангелиста Иоанна Богослова стал орел — символ высокого парения его чувств и мыслей. В Евангелии от Иоанна часто встречается загадочное лицо: один из учеников... которого любил Иисус (Ин. 13: 23), и другой ученик, которого любил Иисус (Ин. 20: 2). По этому поводу велось много дискуссий, но теперь уже почти никто не сомневается: апостол и евангелист Иоанн из скромности так писал о самом себе. И выходит, что тот, который написал сие (Ин. 21: 24) Евангелие, был единственным, кто остался в Гефсиманском саду, когда Христа взяли под стражу и все другие апостолы в страхе разбежались. Еще три раза не пропел петух — как апостол Петр отрекся от Христа, сказав, что не был с Ним знаком, в чем будет раскаиваться до конца жизни. Но во дворе первосвященника находился еще один молчаливый Его ученик. За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет (Ин. 18: 15–17).

http://pravoslavie.ru/70857.html

Так молодые люди познакомились со Христом, Который, вероятно, повелел им пока возвращаться домой, заниматься своими делами и ждать того момента, когда Он позовет их за Собой. И вот время пришло. Христос после сорока­дневного пребывания в пустыне возвращается на родину и начинает Свою проповедь на берегах Галилейского озера. Здесь Он встречает Своих недавних знакомых — Андрея с Петром, а потом и двух братьев — Иакова и Иоанна. И призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним (Мф 4:22). Иисус не ошибся в них. Едва ли они предполагали, что призыв будет столь радикальным, что им придется идти тотчас, оставив сети и лодки. Дома их уже ждет обед, наверняка есть какие-то планы на этот вечер, на завтра, на другие дни... Но на призыв нужно ответить тут же, и они отвечают согласием. Незадолго до ареста в Гефсимании Спаситель просит Иоанна с братом и Петра побыть с Ним. Но вот Христос схвачен. Иоанн бежит за стражей, он думает, что может как-то повлиять на происходящее и спасти Учителя. Его порыв имеет под собой некоторое основание: дом, принадлежащий его родителям, находится в Иерусалиме, по соседству с домом первосвященника. В доме первосвященника его и его семью знают, неужели не откликнутся и не помогут?.. В Евангелии, написанном десятилетия спустя, апостол Иоанн так восстановит в памяти эти события: За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра (Ин 18:15-16). Ученик, который «был знаком первосвященнику», — сам Иоанн. Это, кстати, и объясняет недоумение многих: почему Иоанн присутствовал при казни Иисуса. При казни осужденного могли присутствовать рядом только близкие родственники или очень, очень авторитетные люди. Никто из апостолов под эти определения не подпадал. Мать Иисуса — да, некоторые состоятельные женщины, которые подкупили охрану, — да. Иоанну же, видимо, помогло то, что он был с детства знаком с первосвященником.

http://foma.ru/ucheniki-apostol-ioann-bo...

У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя», так Христос поручил Иоанну заботиться о Богородице. С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. По Воскресении Своем Иисус сказал апостолу Петру об Иоанне: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» ( Ин.21:22-23 ). Блж. Феофилакт Болгарский толкует это место Евангелия так: «Некоторые же так понимают: Петр, услышав, что он умрет за Христа, сказал: что же Иоанн? не умрет ли и он? Христос не отверг этого, ибо всяк, кто родился, тот и умрет, а сказал: если Я хочу, чтобы он пребыл, то есть жил до кончины мира и тогда соделался мучеником за Меня. Отселе и говорят, что он жив, а будет умерщвлен антихристом, когда вместе с Илиею станет проповедывать Христа. Если указывают гроб его, что до того? он вошел в него живой, а потом преставлен, как Енох и Илия. Итак, евангелист опровергает ложное мнение тех, кои подумали, что ученик сей не умрет, а будет бессмертен: ибо сущая ложь, чтобы человек был бессмертен. Хотя Енох и Илия не умирали, однакож они смертны. Так и он, хотя не умер, но умрет. Посему понимание слова: не " умрет " , в том смысле, что будет бессмертен, ложно. Иные утверждают, что он умер, а слова: " если Я хочу, чтобы он пребыл " , понимают так, как мы выше изъяснили. Мы высказали все мнения, чтобы для любопытных ни одно не было безызвестно. По нашему мнению, слова: " чтобы он пребыл, пока приду " , лучше понимать не о жизни, а о разлуке с Петром, как понимал это достославный и златоустый Иоанн». Из Священного Писания мы также знаем, что по Вознесении Господнем Иоанн Богослов вместе с Петром совершил при храме чудо исцеления хромого.

http://azbyka.ru/test/apostol-ioann-bogo...

В Священном Писании нет подробных указаний, как совершать, согласно практике Апостолов, Таинства и другие священнодействия, как отправлять Богослужение, как соблюдать обряды в чистоте их первоначального установления. Так, например, о Таинстве Крещения мы знаем, что для него необходима вода ( Ин.3:5 ), что во время его совершения произносятся слова «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ), но ничего не сказано, как именно совершать это Таинство, какие читать молитвы и т. д. Равным образом и о святом Таинстве Причащения читаем, что Господь на тайной вечере взял хлеб, и, благословив, преломил его; потом, взял чашу, благодарил и повелел: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19–20 ), но как именно совершать это Таинство, какими словами благодарить, как благословлять и преломлять, в Священном Писании не объяснено. Апостол Павел пишет: «прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» ( 1Тим.2:1–2 ). Но какие это должны быть молитвы, прошения? Говорит он также, что богослужение должно совершаться «благопристойно и чинно» (в слав. тексте – «по чину») ( 1Кор.14:40 ). Но как именно и по какому чину? Все эти сведения сохранились только в Священном Предании. Ввиду такой важности Священного Предания апостолы заповедовали христианам почитать его наравне со Священным Писанием. «Братия, – пишет апостол Павел фессалоникийцам, – стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). «Что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить», – повелевает апостол Павел Тимофею ( 2Тим.2:2 ). «Хвалю вас, братия, – замечает тот же апостол коринфяням, – что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ). Фессалоникийцам апостол Павел говорит еще и следующее: «Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» ( 2Фес.3:6 ). «Не уменьшай его, – поучает святых Иоанн Златоуст о предании, – оно – не твое; тебе вверено чужое; не убавляй его» (св. Иоанн Златоуст . Творения, 1905, m.II, с. 752).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА января 2003 Празднуемое сегодня Рождество в человеческой плоти второй Ипостаси Пресвятой Троицы - Сына Божия от Пречистой Девы Марии, апостол Павел называет тайной благочестия. На совете Пресвятой Троицы еще до создания мира принято решение об искупительном снисхождении на землю Сына Божия. Зритель неизреченных откровений святой апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит об Агнце, закланном от сложения мира (13, 8). " Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан народах, принят верою в мире, вознесся во славе " (I Тим. 3, 16) Празднуемое сегодня Рождество в человеческой плоти второй Ипостаси Пресвятой Троицы - Сына Божия от Пречистой Девы Марии, апостол Павел называет тайной благочестия. На совете Пресвятой Троицы еще до создания мира принято решение об искупительном снисхождении на землю Сына Божия. Зритель неизреченных откровений святой апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит об Агнце, закланном от сложения мира (13, 8). В течении многих веков этот Совет превечный оставался для всего творения тайной и не просто тайной, а великой благочестия тайной. Ни небесные силы, ни ангелы, ни люди не знали этой тайны до тех пор, пока она не была раскрыта людям. Святой апостол Павел открыл нам завесу этой тайны в послании к Ефесянам: " Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него " (Ефес. 3, 8-12). Ангелы Божии узнали об этой тайне только тогда, когда один из них был послан в Вифлеем возвестить пастухам о рождении Спасителя. И для укрепления веры людей " внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение " (Лук. 2, 10-14). Тайна благочестия была действительно настолько великой и радостной, что благодарный христианский мир уже 2000 лет, не умолкая, ежедневно в храмах воспевает удивительный Ангельский гимн: " Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение! "

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=173...

Чтобы показать, как велико это Божие благодеяние – искупление человеков кровию Иисуса Христа, Апостол раскрывает величие Иисуса Христа, сперва как Сына Божия, истинного Бога (ст. 15–17), потом, как Богочеловека (ст. 18–20). 15. Иже есть образ Бога невидимого, перворожден всея твари. «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари». Сын Божий есть образ Бога невидимого, т. е. Бога Отца, который невидим, как учит Иоанн Богослов: Бога никтоже виде нигдеже: единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда ( Ин.1:18 ). Сын Божий именуется образом Бога, не в том разуме, как человек называется созданным по образу Божию. Сын Божий, как пишет апостол Павел в другом послании, есть сияние славы и образ Ипостаси Божией ( Евр.1:3 ), т.-е. Он являет в Себе славу и величие Своего Отца, единосущен Отцу, равен Ему по Божеству, есть истинный Бог. Поэтому Иисус Христос говорит: видевый Мене, виде Отца ( Ин.14:9 ), и объясняет, почему говорит так: яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть (ст. 10). Перворожден всея твари. «Рожденный прежде всякой твари». Рожденный от вечности или предвечно от Бога Отца. Сын Божий был и тогда, когда не было никакой твари, не было и времени; Он был вечно как единосущный Богу Отцу, сый в лоне Отчи. Говоря о вечном рождении Иисуса Христа, Апостол обличал заблуждение еретиков, отвергавших Божеское достоинство Иисуса Христа, Сына Божия, и причислявших Его к разряду тварей. Поэтому далее Апостол раскрывает Божеское величие Иисуса Христа из дел творения и управления миром. 16. Яко тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая тем и о нем создашася. 17. И Той есть прежде всех, и всяческая в нем состоятся. Сын Божий перворожденный всея твари, говорит Апостол, не есть тварь, но есть Творец всех тварей; «ибо им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано». И мир видимый и мир невидимый, со всеми ликами бесплотных духов, получили бытие от Сына Божия, как всесильного Бога. Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Ин.1:8 ), учит св. Иоанн Богослов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

1Кор.7:7, 32–33, 38 ). Сами апостолы предоставили себе свободу, пребывать ли в брачном состоянии (апостол Петр – ср. Мф.8:14 ; 1Кор.9:5 и др. апостолы) или оставаться девственниками (апостол Павел, Иоанн Богослов, Иаков Заведеев). «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж. Говорит это (апостол)», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «не поставляя в качестве закона, будто без этого ему нельзя было сделаться епископом, а только полагая предел неумеренности, потому что у иудеев позволено было вступать во второй брак и одновременно иметь две жены». 277 – «Проповедь», – говорит блаженный Феодорит , – «была вначале. Язычники не упражнялись в девстве, иудеи не дозволяли его, потому что многочадие почитали благословением. Итак, поскольку в то время невозможно было без труда найти соблюдающих плотскую чистоту, апостол повелевает рукополагать из бывших в брачном состоянии тех, кто чтил целомудрие». 278 7) Епископ должен «иметь доброе свидетельство от внешних» ( 1Тим.3:7 ). Апостол требует от кандидатов на епископство такой внутренней чистоты, чтобы и враги христиан – «внешние» (язычники – ср. 1Кор.5:12 ; Кол.4:5 ; 1Фес.4:12 ) – давали о нем добрый отзыв. В православной Церкви о нравственных качествах кандидатов на священные степени требуется обязательно доброе свидетельство от соответствующих учреждений и лиц. 8) У православных, кроме епископов, пресвитеров и диаконов, есть патриархи, митрополиты, архиепископы, протопресвитеры и проч. Эти наименования означают особые заслуги и достоинства иерархических лиц, но не степени священства. Ср. «Иаков и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами» ( Гал.2:9 ), «знаменитые» ( Гал.2:6 ), «знаменитейшие» ( Гал.2:2 ). 1 Вселенские соборы: Никейский (в 325 г.), Константинопольский (в 381 г.), Ефесский (в 431 г.), Халкидонскиий (в 451 г.), Константинопольский (в 551 г.), Константинопольский (в 680 г.) и Никейский (в 787 г.). Поместные соборы: Анкирский (в 314 г.), Неокесарийский (между 314 и 325 г.), Гангрский (в 340 г.), Антиохийский (в 341 г), Лаодикийский (в 343 г.), Сердикский (в Сердике, ныне Софии, в 343 г.), Карфагенский (в 419 г.), Констатитинопольский (в 861г.) и Константинопольский (в 879 г.). Никодим еп. Правила правосл. Церкви с толкованиями. Том 1-й. Перев. с серб. 1911 г., стр. 8–32. 10 О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». 23 Секта баптистов. Основателем секты баптистов, которые вначале назывались анабаптистами (перекрещенцами), был ученик Мартина Лютера Николай Шторк, который с своим другом Фомою Мюнцером произвел религиозно-политическую революцию в Германии, известную под именем «Великой крестьянской войны» и стоившей человечеству более ста тысяч жертв. Мюнцер, взятый в плен, был обезглавлен в 1525 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

– Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь ( Ин.21:18 ), то есть апостол умрет за Христа насильственною, мученическою смертью и – в те годы, когда со старцем, ослабевшим под бременем лет, делают, что хотят. – Иди за Мной ( Ин.21:19 ), – заключил Господь Свое предсказание, как бы повторив то призывание (см.: Мф.4:19 ), от которого апостол своим отречением уклонился. Апостол тотчас же встал и последовал за Господом, показывая этим, что он не отступит от Него на своем пути за Ним, хотя бы встретилась мучительная смерть, ибо он уже не Симон более, а Петр. Обернувшись назад, апостол Петр заметил, что за Господом он идет не один, – за Ним следует, влекомый любовью к Учителю, ученик, которого любил Иисус ( Ин.21:20 ), то есть Иоанн Богослов. Его увидев, Петр говорит Иисусу: – Господи! А он что? ( Ин.21:21 ). Иначе: что предстоит ему в будущем, – «не пойдет ли и он одним с нами путем?» (св. Иоанн Златоуст ). Излишняя пытливость апостола, желавшего проникнуть в сокрытое Господом от взоров человеческих, была для него бесполезна и Спасителю неугодна. Поэтому Христос с оттенком укоризны сказал ему: – Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною ( Ин. 21:22 ). То есть «тебе поручено дело, заботься о нем, совершай его, терпи и подвизайся» (св. Иоанн Златоуст ); оставь Иоанна: «Если бы Я захотел, чтобы ученик тот остался жив всегда, даже до второго пришествия Моего, что тебе до того? Ты следуй за Мною по пути страданий и смерти, а у него может быть и другой путь» (из толков. на Еванг. Иоанна архимандр. Михаила). Эти слова, сказанные Господом условно, впоследствии верующими были поняты буквально, в том смысле, что ученик тот не умрет ( Ин.21:23 ), подтверждением чему могла служить действительно долгая жизнь апостола. Это убеждение настолько твердо укоренилось, что апостол на склоне лет вынужден был его опровергать, выясняя действительный смысл слов Христа Спасителя: Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ( Ин.21:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов — автор четвертого Евангелия — является автором трех посланий. Самое объемное из них — первое; второе и третье представляют собой два небольших письма. Послания святого апостола Иоанна можно назвать кратким изложением того, что он написал в своем Евангелии. Свидетельство Близость Евангелия и посланий апостола Иоанна видна прежде всего из слов, которые употребляет автор. Первое послание начинается словами: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (1 Ин. 1, 1). Первый стих четвертого Евангелия: В начале было Слово (Ин. 1, 1). Затем апостол пишет: Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам (1 Ин. 1, 2). Вновь обратимся к первой главе Евангелия: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1, 3–4). В послании апостол Иоанн желает возвестить о том, что ученики Господа видели и слышали , чтобы верующие через это имели общение с апостолами, а через это общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом (1 Ин. 1, 3). В Евангелии апостол утверждает, что Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1, 14). Можно сказать, что апостол Иоанн не просто пишет, а проповедует для своих читателей. Проповедует о том, свидетелем чего стал он сам. Свет Главное свидетельство святого апостола Иоанна, которое он сам называет благовестием (то есть Евангелием),— Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1, 5). О Боге как о свете неоднократно говорится и в Иоанновом Евангелии: Бог-Слово есть истинный Свет, который во тьме светит и просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 5, 9). Христос говорит: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12). Свет и тьма — две противоположности, означающие пребывание с Богом и без Него, истинную жизнь и жизнь греховную. Но свет и тьма не равны друг другу — это не два равносильных начала. Потому что существует только одно освящающее и просвещающее начало — Слово, и тьма не может объять Его (см.: Ин. 1, 5). Для апостола Иоанна тьма есть отсутствие света, жизнь без Бога. Во тьме таится опасность, находясь во тьме, человек не может найти правильного пути.

http://pravoslavie.ru/71518.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010