Не был Иоанн и вполне совершенным человеком, чуждым всяких недостатков и человеческих слабостей. Это недостатки вполне естественны, потому что с ними ученики Спасителя должны были выйти из домов своих. Нет человека без греха. Сам великий Ап. Иоанн, когда он достиг уже высшей мудрости, говорил: „если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас“ 574 . Так вместе с другими своими сотоварищами он не все понимает из учения Спасителя. Не раз Спаситель должен был обращаться к ним с одним вопросом: „неужели и вы еще не разумеете“? Однажды между Апостолами возник спор относительно того, кто из них должен почитаться большим? Нередко наедине между собою они старались понять, что означили те или другие изречения, притчи Спасителя. Даже не всегда осмеливались обращаться за разъяснением непонятного к своему Наставнику 575 . Многого они совершенно не могли понять. Не могли понять они предсказания Спасителя о том, что Его предадут язычникам, поругаются над Ним, оскорбят и оплюют Его, будут бить и убьют и в третий день Он воскреснет. Иоанн уверовал в воскресение только тогда, когда взошел в гроб и не нашел в нем тела своего возлюбленного Учителя. А Ап. Петр еще и теперь, возвращаясь от пустого гроба, остается в недоумении относительно происшедшего 576 . Царство Мессии представляли чувственно, постоянно думали, что оно должно скоро открыться. Вот трое избраннейших учеников, в числе их и Ап. Иоанн, в Гефсиманском саду. В то время, как душа их Спасителя наполнена такими страданиями, что для утешения Его и для поддержания, с небес нисходит светозарный посланник, они не могут преодолеть своего сна. Не всегда благоразумно поступал и высказывался Иоанн, когда он выделялся из среды Апостолов и действовал один. Не раз за эти не совсем обдуманные поступки Спаситель обращался к нему со словами нежного упрека. Однажды между Апостолами возник спор относительно того, кто из них должен быть первым 577 . Вот как разрешил Спаситель это недоумение Своих учеников: „кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Непосредственно об установлении Таинства Евхаристии нам сообщают три евангелиста – Матфей, Лука и Марк. Уже один этот факт отчетливо свидетельствует нам о том, что данное событие подтверждается исторически, а значит абсолютно достоверно. Четвертый евангелист – апостол Иоанн Богослов – в своем Евангелии не говорит конкретно об установлении данного Таинства, но при этом подробно описывает всю Тайную Вечерю в целом, на которой собственно и произошло установление Евхаристии. Апостол Иоанн в своем Евангелии просто сделал акцент на других действиях и словах Господа Иисуса Христа, а вот упоминать об установлении Таинства Евхаристии не стал, т. к. до него об этом сказали уже три евангелиста (по Преданию апостол Иоанн Богослов писал свое Евангелие последним из евангелистов). Еще одну версию такого освящения данного события апостолами сообщает протопресвитер Михаил Помазанский: «Тогда как предуказание Спасителя на будущее установление Таинства Евхаристии дано в Евангелии от Иоанна, – само установление Таинства излагается у трех евангелистов-синоптиков – Матфея, Марка и Луки…» Таким образом, о. Михаил указывает на то обстоятельство, что апостол Иоанн указывает именно на обетование Господа о будущем Таинстве, а евангелисты-синоптики уже рассказывают нам о непосредственном установлении данного Таинства. Учитывая важность данных свидетельств, приведем их все в полном объеме. Так, апостол Матфей сообщает нам следующее: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26: 26–28). Как видно из данного отрывка, слова Господа Иисуса Христа стали центральными в совершении Таинства Евхаристии. Блаженный Феофилакт Болгарский так комментирует данный отрывок из Евангелия от Матфея: «Намереваясь преломить хлеб, Господь благодарит как для того, чтобы и нас научить приносить хлеб с благодарением, так и для того, чтобы показать, что Он с благодарностью принимает преломление, то есть умерщвление Своего тела и не негодует на это, как на нечто невольное; благодарит, наконец, и для того, чтобы и мы принимали страшные Тайны Христовы с благодарностью» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Сегодня же два святых Божия угодника, призванные Христом к сему служению каждый в свое время и безукоризненно прошедшие этим страшным и славным путем до святости, вместе стоят у Престола Божия, ходатайствуя о всех тех, чьих сердец коснулся труд их апостольского слова, пример их жизни и тепло их молитв. Святой апостол–евангелист Иоанн Богослов и святитель и исповедник Патриарх Российский Тихон, I и XX века. Они не случайно ныне стоят рядом в равной славе, ибо оба пронесли сквозь зло враждебного Богу мира слово истины, слово любви, слово спасения — слово жизни. Иоанн трудился на заре христианства во мраке и тьме еще не пробужденного к свету истины мира, Тихон — среди ужасов насилия, сокрушений последнего времени, мира, отступающего от Бога в бездну погибели. А это значит, что оба они шли путем жертвенной любви, ценой своей жизни и смерти свидетельствуя о Боге. Один — открывая миру тайну Спасения, другой — утверждая ее, как подвиг жизни во Христе, в лукавые дни отступления, обличая тайну беззакония, восстающую на Спасение. И общность их подвига любви и всецелой преданности Богу соделала их чадами Божьими и светильниками миру. И эта общность в утешение нам свидетельствует, что Бог и вчера, и днесь, и во веки Тот же, и всякий, творящий правду во всякое время, любезен Ему. Святой апостол Иоанн Богослов, от Самого Христа осиянный светом Божественной истины и на груди Его переродившийся в Духе Божественной благодати из юноши–рыбака в апостола любви, оставил миру учение Христово во всей возможной полноте. Любовью своей Иоанн пребыл со Христом неотступно от первых дней Его служения до последнего вздоха со Креста: « Совершишася», — когда потряслись основания вселенной в величии таинства Искупления мира. Непорочная чистота сердца Иоаннова соделала его достойным т а инственных откровений Господних, и он проповедал их миру своим Святым Евангелием, тремя посланиями и Откровением о грядущих судьбах мира и Церкви Христовой к концу времен. Святой апостол любви, подобно великому Моисею, видевшему рождение земли и человечества на ней, зрел последние дни мира и победу Победившего мир. И Иоанн засвидетельствовал слова Божии, « ибо слова сии истинны и верны» (Откр. 21:5). « Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой: Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном ». (Откр. 21:6—7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

741 Противопоставляя истинное познание Иисуса Христа мнимому, которым величались лжеучители (гностики), Апостол Иоанн, подобно Апостолу Петру, указывает тесную связь умственного познания с практическим применением его к делу, следуя в сем учению Спасителя – судить о людях по плодам и помня Его прощальное завещание: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдете. По свойственному Апостолу образу речи, он после рассмотрения предмета с одной стороны, потом рассматривает его с противоположной стороны. Сказавши, что христиане знают Христа, Апостол потом, по свойственному ему духу пламенной ревности, называет обманщиками тех, которые хвалятся знанием христианства, не показывая на деле этого знания. Воспроизводя далее прощальную речь Господню, Апостол возводит исполнение заповедей к тому основному началу, которое указано было там, т. е. к любви. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, говорит Иисус Христос ( Ин.14:21 ). Подобное сему говорит и Апостол в стихе 5 и 6, срвн. ( Ин.13:34 ). 742 Следуя той же великой речи Господа, Апостол Иоанн называет любовь «новой заповедью». Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга, говорить Иисус Христос. Любовь была основною заповедью и в Ветхом Завете ( Лев.19:18 ), о чем возвестил и Сам Иисус Христос, будучи спрошен о главной заповеди в законе ( Мф.22:34 ). Святой Иоанн Златоуст говорит, что Иисус Христос сделал любовь новою заповедью по образу Своей любви, потому и присовокупил: «как Я возлюбил вас». Апостол также говорит о той именно любви, которая была возвещена Иисусом Христом и которую они слышали от начала христианской проповеди (чтобы мы любили друг друга); почему она уже может быть названа и древней. По Апостольскому слову новость заповеди о любви заключается еще в том, что в ней заключается сущность всего вообще христианства, а в частности сущность нравственности христианской и общее содержание Евангельского благовестия, которое есть свет, все более и более распространившийся, по мере увеличения любви, так что кто живет ненавистью, тот живет во тьме, или при свете, но как слепой. Этим определением живого соотношения любви, истины и света, с одной стороны, а с другой – ненависти, лжи и тьмы, Апостол дал христианам ясное понятие как об истинном пребывании в Боге, так и об удалении от Него, а вместе с тем начертал истинный путь для их жизни и возможно полного разумения Христа и, таким образом, предостерег их от увлечения как жизнью еретиков, так и лжеучением их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Апостол Иоанн чистотой девственной души своей так возлюбил Господа, что никакие земные привязанности не отяготили его в жизни. Он отдал Богу сердце свое, полное ароматов чистой и святой любви только к Нему. Совсем юным он оставил дом отца своего, рыбаря Зеведея, и откликнулся на проповедь Предтечи Христова, призывающего людей Божьих приготовить путь Господу: « прямыми сделайте стези Ему» (Лк. 3:4). Юный Иоанн сам встал на этот путь в ожидании Грядущего за Крестителем, Который « будет крестить вас [людей] Духом Святым и огнем » (Мф. 3:11). И вот святой Иоанн Предтеча указывает ученикам своим Некоего и говорит им: « вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира » (Ин. 1:29). И, послушный слову девственника–учителя, девственник–ученик оставляет Иоанна Предтечу, чтобы идти за Величайшим Девственником и Учителем и Спасителем своим. Последовал Иоанн за Христом, все оставив ради Него: и дом родной, и отца, и мать, и тихую, спокойную жизнь рыбаря, — он пошел по бурному житейскому морю неведомым доселе путем в неведомую обетованную землю — в Царство Небесное. Так в I веке в присутствии Христа загорелось сердце Иоанна. Но не так же ли загорелось сердце юного Василия Белавина в далекой от Израиля стране, холодной России, через девятнадцать столетий, прошедших со времени подвига Спасителя и трудов Иоанна Богослова? Тринадцати лет Василий оставляет отчий дом ради учебы в духовной семинарии, ибо уже в родительском доме уязвилось юное сердце любовью ко Христу, к заповедям Его, к Его Церкви. И шутливо–уважительное прозвище — Архиерей, данное ему семинаристами, пророчески зрит жизненный путь праведника в самом его начале. И как Иоанн отдал Богу сокровище нерасхищенное — девственное сердце свое, так и Василий принес тот же дар Богу. И с любовью, как дар святой, принял Христос преданность юных сердец. От полноты Своей любви Господь излил в их сердца неиссякаемый источник живой действенной любви. А они, достигнув в любви совершенства, смогли освещать и согревать ею и дальних, и ближних. Любовь Иоанна Богослова прошла сквозь века, а любовь святителя Тихона воссияла нам от гроба. В свое время возлюбил Иоанн Христа всею душою, всецело прилепился к Нему и неотступен был от Него до конца пребывания Христа на земле. Это были три года его «академии», где преподавателем стал Сам Божественный Учитель, где живое слово Нового Завета являлось видимым образом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

если я буду распят и умру на кресте по Твоему предречению за проповедь и свидетельство о Тебе перед язычниками и иудеями, то какою смертью скончается Иоанн? И Господь отвечает ему, как праведный Судия, имеющий власть живота и смерти; если Я хочу, чтобы он оставался жив (до второго страшного Моего пришествия на землю), что тебе до того? ты по Мне гряди, т. е. ты умри ради Меня на кресте, как и Я умер за тебя и за род человеческий, а Иоанн будет жить до общего воскресения и суда. И прежде сего – до страданий Своих – Господь говорил прикровенно о том же бессмертии Иоанна во время беседы с учениками и с народом: истинно говорю вам, что есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Царствие Божие, пришедшее в силе 340 . Эти слова относились к Апостолу Иоанну Богослову, хотя сказаны прикровенно как бы о нескольких лицах, а не об одном. Итак Иоанн Богослов преставился, но не умер, а доселе жив пребывает, и от земли не отступает, и ждет второго страшного пришествия Владыки на землю 341 , – хотя и на небе предстоит престолу Божию и предстательствует всегда о Церкви Христовой. Вот сколь державно и боголепно и по достоинству прославил и прославляет Господь Своего возлюбленного ученика и наперсника и хранителя и питателя Своей Пречистой Матери, Девы Марии до конца Ее земной жизни. Ее Господь воскресил из мертвых в третий день, а возлюбленному ученику повелел жить до второго Своего пришествия, когда Иоанн по плоти будет убит слугами антихриста, как Илия и Энох, и потом словом Божиим будет воскрешен из мертвых и будет жив во веки веков. Такова слава, таково бессмертие возлюбленного ученика Христова! За что так прославлен и награжден таким чудным бессмертием св. апостол и Евангелист Иоанн Богослов? За совершенную, беззаветную преданность его Иисусу Христу с юности до старости, от призвания в апостольство на 22-м году возраста до смерти Христовой и потом на бесконечные веки, – за его совершенную чистоту душевную и телесную, за его кротость и незлобие, за полное беспристрастие к земным благам скоропреходящим и за совершенную любовь к Своему Господу, полную самоотвержения, опасностей, страданий, но и полную блаженства о Боге славы, чудес бесчисленных до преставления и по преставлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Кого Я люблю, тех обличаю» В конце жизни апостол Иоанн жил в ссылке на острове Патмос. Римским императором тогда был Домициан — ревностный почитатель Юпитера и Минервы. До этого Нерон зверски уничтожал христиан в Риме. Домициан начал гонения уже по всей империи. Верующие ощутили себя на грани гибели. Видение св. Иоанна Богослова. Икона XVI века, хранящаяся в монастыре Иоанна Богослова на Патмосе В этот тяжёлый период на Патмосе произошло чудо: святой Иоанн услышал голос свыше. Он обернулся и увидел Господа. Очи Его были, как пламень, голос, как гром, лицо сияло, как солнце. Иоанн пал ниц и услышал: «Не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». Владение ключами от ада означает, что Творец мира господствует над всем, а значит, зло обречено на поражение. Бог стал диктовать апостолу послания христианским церквям Малой Азии. Это не только похвалы, но и обличения в «любодействе», в утрате духовного горения. Особенно жёсткие слова обращены к Лаодикийской церкви, внешне благополучной, богатой: «Ты тёпл, а не горяч и не холоден… извергну тебя из уст Моих». Чем же провинились верующие? По словам богослова архимандрита Ианнуария (Ивлиева), главный их грех — измена Богу, служение идолам. Они жили среди язычников, которые пировали, ели мясо жертвенных животных, возносили хвалу римским божествам. Не участвовать в этом, держаться особняком было рискованно. И некоторые христиане делали вид, что они такие же, как все. Бог уличает их и сурово предупреждает. Строгость — одно из проявлений Его любви. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю», — говорится в Откровении. Семь печатей и четыре всадника Далее Иоанн видит таинственную книгу с семью печатями. Снять их дано только Агнцу, то есть Христу. «Иди и смотри!» — слышит апостол. Возникают грозные всадники на конях — белом, рыжем, вороном и бледном. «И вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными».

http://pravoslavie.ru/121501.html

В это время убит был царь Домициан. После него занял римский престол Нерва, человек весьма добрый; он освободил всех, бывших в заточении. Освобожденный с другими из заточения, Иоанн задумал возвратиться в Ефес: ибо едва не всех живущих на Патмосе он уже обратил ко Христу. Христиане же, узнавши о таком его намерении, умоляли не оставлять их до конца. А так как апостол не захотел остаться с ними, но желал возвратиться в Ефес, они просили его оставить на память о своем учении хотя Евангелие, которое он там написал. Ибо, заповедав однажды всем пост, он взял с собой ученика своего Прохора, отойдя от города на далекое расстояние, взошел на высокую гору, где пробыл на молитве три дня. После третьего же дня загремел великий гром, засверкала молния, и гора поколебалась; Прохор от страха упал на землю. Обратившись к нему, Иоанн поднял его, посадил по правую руку себя и сказал: – Пиши то, что услышишь из уст моих. И, возведя очи к небу, снова молился, а после молитвы стал говорить: – «В начале было Слово» и прочее. Ученик же внимательно записал все то, что слышал из уст его; так и было написано Святое Евангелие, которое апостол, сойдя с горы, велел Прохору снова переписать. И согласился он оставить переписанное в Патмосе для христиан, согласно их просьбе, а писанное первоначально удержал у себя. На том же острове написал святой Иоанн и Апокалипсис 6058 . Прежде же удаления своего с того острова, обошел он окрестные города и селения, утверждая братство в вере; и случилось ему быть в одном селении, в котором жил жрец Зевса по имени Евхарис, имевший слепого сына. Жрец тот давно желал видеть Иоанна. Услышав же, что Иоанн прибыл в их селение, он пришел к святому, умоляя его прийти в дом его и исцелить сына. Иоанн же, видя, что он приобретет здесь Христу души человеческие, пошел в дом жреца и сказал слепому его сыну: «Во имя Господа моего Иисуса Христа, прозри», – и слепой тотчас прозрел. Увидев это, Евхарис уверовал во Христа и крестился с сыном своим. И во всех городах того острова святой Иоанн благоустроил церкви святые и поставил им епископов и пресвитеров; довольно научив жителей, он всех приветствовал и стал возвращаться в Ефес. И провожали его верующие с плачем и рыданием великим, не желая лишиться такого солнца, своим учением просветившего их страну; но святой, сев на корабль и преподав всем мир, отплыл в свой путь. Когда же он достиг Ефеса, верующие встретили его с радостью неизреченной, вопия и глаголя: «Благословен грядый во имя Господне!»

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кто не любит брата своего, кто не соблюдает заповедей Христа, тот и не знает Христа, тот не любит Его, тот не Христов, тот сын дьявола. «Дети мои, любите друг друга, потому что все будет исполнено, когда это одно исполните», говорил постоянно Иоанн в собраниях верующих. «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога и всякий любящей рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не знает Бога, потому что Бог есть любовь», писал верующим тот же апостол ( 1Ин. 4:7–8 ). Только этого учения держаться просит верующих ап. Иоанн, потому что только это учение истинно, потому что только это учение есть то, что он, возлежавший на персях Господа, сам слышал от Него, сам видел своими глазами и осязал своими руками, и просил своих «возлюбленных» избегать «лжи и обольщений» антихристов. А кто колебался в истине или отпадал от нее, он, Иоанн, стоя быть может на коленях, со слезами на глазах умолял такого возвратиться на лоно матери – истинной Церкви подобно тому, как поступил он по случаю падения юноши разбойника. С такою заботливостью, с таким отеческим попечением Иоанн – старец апостол – при всяком удобном случай и в церковных собраниях, и при посещении тех или других церковных обществ наставлял христиан в делах веры и жизни, противопоставляя лжи и соблазнам истинное, задушевное и глубоко прочувствованное учение. Не имея возможности «говорит устами к устам», беседовать с ними лично и поучать устным словом, ап. Иоанн спешит к ним на помощь с словом письменным, утешает, наставляет и учит «на бумаге чернилами», – и пишет не только целый христианским обществам, но и отдельным членам церкви 78 . Но как в устной, так и в письменной беседе с верующими ап. Иоанн проповедует одни и те же простые, но глубокие истины: вера в Иисуса Христа, как Сына Божия и пребывание в нем, или исполнение Его заповедей и любовь к ближним – вот две главные и основные христианские истины, раскрытые во всей полноте ап. Иоанном как учителем и священным писателем. Памятником и плодом этой деятельности ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vopros-...

По Божией милости ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа, я записывал слова его не на бумаге, а в сердце, и благодать Божия помогает мне всегда сохранять их в свежей памяти“ 697 . И действительно, достаточно только бегло прочитать Евангелие Иоанна, чтобы глубоко убедиться в том, с какою поразительною подробностью и обстоятельностью описывает он жизнь и деятельность Спасителя. Иоанн точно всегда определяет время, когда Им была произнесена та или другая беседа, совершенно то или другое чудо, сказано какое нибудь замечание. Вот примеры: „при сем ученики Его вспомнили, что написано; когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил им это; Никодим пришел ночью; было утро; тогда была пятница пред Пасхою; было около шестого часа; а была ночь; было около десятого часа; у него пробыли день тот; на другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников Его; на другой день Иисус восхотел идти в Галилею; на третий день брак был в Кане Галилейской; за шесть дней до Пасхи Иисус пришел в Вифанию, по прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею; вчера в седьмом часу вечера горячка оставила его; в половине праздника вошел Иисус в храм; в последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил; когда же услышал, что Лазарь болен, то пробыл два дня на том месте, на котором находился; Лазарь уже четыре дня в гробе; когда же настал вечер, ученики Его сошли к морю; в первый же день недели Мария приходит ко гробу рано, когда еще было темно“ 698 . С поразительной точностью и обстоятельностью Иоанн сообщает и о тех местах, на которых совершались евангельские события. Он говорит не только о различных городах и селениях всей Палестины, но даже иногда о самых незначительных её местечках. Точно знает он расстояние одного города от другого. „Иисус пошел на ту сторону Галилейского моря, в окрестности Тивериады“, читаем мы в Евангелии Иоанна: „Иисус взошел на гору ( τ ρος), по ту сторону моря стоял народ; пришли другие суда из Тивериады близко к тому месту, где ели хлеб; сели на суда и приплыли в Капернаум; проплыв около двадцати пяти стадий или тридцати, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке; было на месте много травы; Иоанн крестил в Еноне близ Салима.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010