мученики не жалели тела своего; иные же в пустынях и горах подвизались и ныне подвизаются в посте и девстве. Сей день имея в уме, блаженный Давид каждую ночь омочал ложе свое слезами и умолял Бога, говоря: Господи, не вниди в суд с рабом Твоим! Ибо если восхощешь сие сделать, то не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс. 142, 2). Приступим, братия, и мы, предварим лице Бога нашего исповеданием, покаянием, молитвами, постом, слезами, странноприимством. Предварим, пока не пришел Он видимо и не застал нас неготовыми. Смотри, никто не говори: «много согрешил я, нет мне прощения!» Бог есть Бог кающихся, и на землю пришел призвать не праведных, но грешных в покаяние (Лк. 5, 32). Согрешили мы? Покаемся. Тысящекратно согрешили? Тысящекратно принесем и покаяние. Бог радуется о душе кающейся: приемлет ее собственными руками и призывает, говоря: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы!» III. Владыко жизни и бессмертия! Сними с наших очей пелену, которая мешает нам замечать опасность лишиться жизни вечной, прогони от сердца нашего беспечность и нерадение о своем спасении, – пошли душе нашей спасительный страх Твоего страшного и праведного суда, и ими же веси судьбами спаси нас, прежде даже до конца не погибли мы. Вот все, что мы можем от себя прибавить к словам великого отца и учителя Церкви. (Составлено по творениям св. Ефрема Сирина). Девятый день Поучение 1-е. Св. апостол Иаков Алфеев (Об изменении себя к лучшему) I. Hыhe празднуемый Церковью, св. апостол Иаков Алфеев, из 70 апостолов, был сын Алфея, или Левия мытаря (сборщика податей), и брат евангелиста Матфея. Он проповедовал в Иудее, Едессе и в Газе. В египетском городе Остраците умер, распятый на кресте. Он обратил очень многих ко Христу, за что обращенные именовали его «семенем Божественным». По словам св. Церкви, св. Иаков «просвещал вселенную богопознанием» и «разгонял идольские требища», «языком огненным» пожигал «яко терние безбожную мирскую мудрость» и проявлял «над демонами непобедимую власть и силу».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

ИРОД. Любовь к миру сделала его врагом Спасителя? I, 55, 56. ИСААК – пример долготерпения в вере. I, 355. Пути Промысла в рождении детей его. III, 380. ИСААК СИРИН. Слова его о достоинстве безмолвия. II, 513. ИСКУШЕНИЕ – что такое? II, 140. Откуда происходит? 143. Для чего оно нужно? 140, 141. Польза искушений. I, 478, 479, II, 141. Искушений в добре можно испрашивать в молитве. 145. Нужна осторожность, чтобы самим не приблизиться к искушениям. III, 371. Искушение злое не от Бога, но от диавола. II, 142–144. Искушения со стороны светской образованности. I, 312. Правила, как должно вести себя в искушениях. II, 144–146. Искушения к злу должно отражать молитвою. 145, 146. Об отвращении каких искушений должно молиться? III, 371. Благочестивое усердие – оборона против искушений. 458, 459. ИСПОВЕДЬ. Нужда и основание установления определенных времен для исповеди. II, 22, 23. Смотр. Покаяние. I ИАКОВ (Патриарх). Лествица, им виденная, есть образ храма христианского. II, 457 и слд. Камень, поставленный Иаковом, был образом бескровного алтаря. 388. Иносказательное изъяснение Иаковлевой работы за Рахиль. III, 458. ИАКОВ (Алфеев, Апостол). Его кончина. II, 36. ИАКОВ (Зеведеев, Апостол). Для· чего описано в Евангелии желание его с Иоанном быть выше других? I, 302, 363. Кончина Uakoba. II, 36 . ИАКОВ (Персянин). Терпение его в подвиге мученичества. II, 349, 350. ИИСУС. Смотр. Христос. ИОАНН (Креститель), образец пустынной жизни. II, 105. Покаяние – главная черта его учения. II, 17. ИОАНН (Евангелист). Уверовал в воскресение Иисуса Христа, не нашедши Его во гробе. I, 206. ИОВ славил Бога среди бедствий. II, 348, 349. Он образец терпения в скорбях. 323. Пример его доступен для подражания всякому христианину. 349. Страдания его были образом Христовых страданий. 324. ИОСИЯ , царь иудейский. Кончина его ускорена нечестием народа. III, 306, 307. ИУДЕИ. Сам Бог воздвигал и руководил избавителей Иудеям. 330, 332. В счастии забывали они Бога, а в несчастии обращались к Нему. II, 352. Непостоянство и вероломство народа иудейского. I, 63. Какое иго лежало на Иудеях? III, 482, 483. Дух рабства и наемничества – удел Иудеев. I, 232. Осля и жребя означают Иудеев и язычников. 66. Причина падения царства иудейского. III, 30. Путь Промысла в том, что Иудеи преданы были под владычество Римлян. I, 32. К

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

404 Известно, что евангелист Матфей один из всех новозаветных писателей написал свою священную книгу – Евангелие на еврейском языке, с которого оно при Апостолах же переведено на греческий, а в еврейском подлиннике до нас не дошло. 405 Такого мнения держался, напр., Гроций. У. Hug. Grotii, novum Tesmamenmum. Matth. сар. XIII. . 55, pag. 312, XXVII. 56. pag. 663, XXVIII, р. 570. – Это мнение выражено и нами в 71 примечании к § 106 Подробного сравнительного обзора Четвероевангелия, изд. 1859 г., как представлявшееся нам более прочих вероятным. Теперь, имея в виду изложенные здесь соображения, мы признаем это мнение требующим проверки и исправления. 406 Не можем пройти молчанием, что кроме преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского, в его объяснении послания к галатам, тожество Клеопы и Алфея, – предполагаемого отца братьев Господних, – единственно на разности «произношения“ основывают и некоторые другие наши духовные писатели, как напр. протоиерей М. Богословский , в своей Священной историй Нового Завета (СПб. 1861 г., изд. 2, стр. 23), и проф. И. Чельцов – в своей Истории христианской Церкви (СПб. 1861 г., ч. 1, стр. 78). Первый из них говорит: «Клеопа, о котором упоминает в Евангелии Иоанн (19:25) и который у прочих евангелистов, по другому произношению, именуется Алфеем ( Мф. 10:3 . сн. 27:56. Мр. 3:18 . сн. 15:40. Лк. 6:15 . сн. 24:10), отец Иакова, Иосии, Иуды и Симона... Другой: «Апостол Иаков малый или Алфеев, т.е. по разному произношению еврейского слова сын Алфея или Клеопы и Марии Клеоповой, сестры Матери Господа... Основание догадки у того и другого представляется бездоказательным. Но быть может кто-нибудь из записных гебраистов захочет проверить, насколько правдоподобно разное произношение имени Клеопа и Алфей. Тому трудно будет это сделать по начертанию и мы для него из другого источника выпишем сочиненное одним немцем еврейское начертание: Klopas und Alphaus sind Uebersetzung desselben Wortes: ???. См. Geschichte des Leben Jesu Christi, von Dr. I. Н. Breslau. 1855. S. 111.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Один из сыновей Зеведеевых, святой апостол Иаков, мученически погибнет в Европе, в Испании, а его брат, любимый ученик Господа, Иоанн Богослов, будет проповедовать в Малой Азии. На месте нынешней столицы Азербайджана, Баку, пострадает за Христа святой апостол Варфоломей, а в Араратской стране, в Армении, будет пронзен стрелами на кресте святой апостол Иуда Иаковлев. В Грузии, в Колхиде, будет учить святой апостол Матфий, избранный в число 12 вместо Иуды Искариота, а в Абхазии будет распят святой апостол Симон Зилот. Апостол Фома «неверующий» (вот бы нам всем быть такими «неверующими»!) будет миссионерствовать в Персии, и в Индии примет за свою проповедь смерть. Африку просветят светом Христовым святые апостолы Филипп (в Эфиопии) и уже упомянутый нами Симон Зилот (он будет учить в Египте, Мавритании, Ливии), в Эфиопии же, как считается, будет распят на земле и сожжен людоедами евангелист Матфей, а в Египте будет распят на кресте святой апостол Иаков Алфеев… Вот как замечательно описывает промыслительное расположение Святой земли знаменитый русский библеист А.П.Лопухин: «…несмотря на свою внешнюю не­значительность, она занимала в высшей степени выгодное и важное положение в древнем мире… Естественные преграды, отделявшие ее от ок­ружающего мира, разобщали ее с этим миром, предоставляя ее населению свободу по своему желанию входить в сношения с чужими странами или сохранять свою отчужденность и полную самостоятельность и само­бытность. Она соприкасалась как бы со всеми тремя час­тями тогдашнего света. Подле нее встречались между со­бой Азия, Африка и Европа. Это было средоточие, из ко­торого в определенное время свет мог распространяться во все окружающие страны. Безопасность ее обеспечива­лась самой природой: безводная пустыня на юге, непрохо­димые хребты гор на севере, безбрежное и негостеприим­ное у этих берегов море на западе и глубокая Иорданская долина с прилегающей к ней великой пустыней Сирий­ской на востоке — делали ее, при некотором благоразумии и бдительности, почти недоступной для завоевания. Там истинная религия, вдали от всяких чуждых влияний, мог­ла беспрепятственно процветать среди избранного народа, который, однако же, сам имел все средства входить в сно­шения с окружающим миром и таким образом делиться с ним вверенным ему сокровищем. Так как земля обетованная занимала как раз серединное положение в древнем историческом мире, и около нее именно сходились и рас­ходились те великие пути, по которым текла историческая жизнь этого мира … то на­род, которому выпало на долю владеть этой землей, не только становился наблюдателем всего хода исторической жизни окружающего мира, но в то же время делался на­следником всего исторического богатства старых народов Востока и вместе с тем держал в своих руках лучшие надежды юного нарождавшегося мира — на Западе. Выгод­нее этого положения для народа, которому Промысл су­дил быть светом для народов”, не могла представить ни одна еще страна на земном шаре» . «Дивны дела Твои…»

http://pravoslavie.ru/136499.html

Сцена прихода Петра в дом матери Иоанна Марка описана красочно и с юмором. Автор Деяний фиксирует эмоциональную реакцию служанки на внезапное появление Петра: она настолько взволнована, что вместо того чтобы отворить ему ворота, оставляет его стоять на улице. Члены общины сначала тоже не верят, что у ворот стоит живой Петр. Вера в то, что у человека есть ангел-хранитель, была широко распространена: не поверив в реальность прихода Петра, собравшиеся решили, что у ворот появился «ангел его». Петр между тем продолжает стучать, и ему наконец отворяют. Волнение присутствующих столь велико, что ему приходится сделать знак рукой, чтобы они замолчали. Пересказав историю своего чудесного освобождения, Петр просит уведомить об этом «Иакова и братьев». Имеется в виду Иаков, брат Господень 266 , вошедший в историю Церкви как первый епископ Иерусалимский. Роль Иакова в Иерусалимской общине того периода, когда Петр еще находился там, вызывала разногласия среди ученых: одни полагали, что он возглавил эту общину после отбытия из Иерусалима Петра 267 ; другие (в том числе на основании рассматриваемого отрывка) считали, что он и при Петре занимал в ней определенное лидирующее положение 268 . Высказывалось также мнение, что Иаков и Петр поделили между собой обязанности следующим образом: Петр отвечал за миссионерскую работу, а Иаков возглавлял церковную «администрацию»; при этом именно Петр был признанным главой общины, тогда как Иаков играл «в некоторой степени лидирующую роль возле него» 269 . Представление об Иакове как своего рода заместителе Петра по административным делам, по-видимому, является анахронизмом: вряд ли жизнь общины была столь четко структурирована. В то же время очевидно, что в Иерусалимской общине, которая к тому времени разрослась, уже появилось несколько центров влияния: один был связан с Петром, другой – с Иаковом. Точное соотношение между этими центрами установить вряд ли возможно, однако тот факт, что Петр просил информировать о его освобождении «Иакова и братьев», свидетельствует о тесном взаимодействии между двумя центрами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Адопционизм — термин, означающий христологическую ересь эпохи Вселенских соборов, но в данном случае, подразумевающий идею как таковую: Иисус есть Сын Божий, и плоть человеческую Он принял ( adoptio — принимать) на определенное время ради исполнения Своей божественной миссии. 938 Данн Д.Д. С. 288-9. 939 Кассиан, еп. С. 262. 940 Кассиан, еп. С. 269. 941 Аверинцев С.С. Некоторые языковые особенности... С. 31. 942 А также (в других сокращениях) в первое воскресенье Великого поста — Неделю Торжества Православия, в чем тоже легко увидеть очевидный смысл. 943 В отпусте Таинства Елеосвящения Иаков поминается как «апостол первый архиерей Иерусалимский, брат Божий». 944 В переводе ЕК, изданном Библейским обществом в 1997 году, в Иак. 1, 1 содержится досаднейшая опечатка, на которую обратил внимание проф. А.А. Алексеев и к которой епископ Кассиан не имеет ни малейшего отношения: «Иаков, брат Бога и Господа Иисуса Христа». В недавно изданном «Новом Завете на греческом и русском языках» (РБО. М. 2002) дается исправленный вариант перевода ЕК: «Иаков, раб [dou=loj] Бога и Господа Иисуса Христа». 945 Впрочем, архиеп. Аверкий, ссылаясь на Предание, утверждает, что ап. Иаков Алфеев проповедовал среди язычников. — См.  Аверкий (Таушев), архиеп. С. 511. Ср.  Brown R. P. 725, N. 1. 946 См.  Brown R. P. 725. 947 «Как видим, братья Иисуса упоминаются в связи с Марией (Мк. 3, 31-32; Ин. 2, 12). Если отталкиваться только от текста Нового Завета, то получается, что речь идет о детях Марии от Иосифа, рожденных после Иисуса. Такого мнения в древности придерживался Тертуллиан, а сейчас его разделяют многие протестанты. Однако еще с начала II века под братьями Иисуса понимались дети Иосифа от предыдущего брака (ср. Протоевангелие Иакова 9, 2). Такое толкование разделяется многими Восточными (Православными) церквами... Предположение, что он (Иаков) был двоюродным братом Иисуса, было выдвинуто в IV веке бл. Иеронимом и получило распространение в Западной Церкви». — Brown R. P. 725-6, N. 2. 948 См.  Brown R. P. 741, N. 43. 949

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

И. с раннехрист. времени изображается в кругу 12 апостолов. Его облачение составляют хитон и гиматий. Возрастные характеристики И. А. могли меняться. Это мог быть средовек с короткой темной бородой (в мозаичном медальоне на своде Оратория архиепископской капеллы в Равенне, между 494 и 519 гг.) или безбородый юноша (в мозаиках разрушенных церквей Сант-Агата ин Субурра в Риме, 2-я пол. V в., и Сан-Приско в Капуе, V-VI вв.). В разные периоды варьировались и атрибуты святого: с венцом мученика в руках И. А. представлен в ряду апостолов в мозаике купола в ц. Сан-Джованни ин Фонте в Равенне (сер. V в.). Изображение И. А. входит в состав апостольского чина, украшающего алтарную преграду (темплон) на мраморной панели, происходящей из Фессалоники (2-я пол. X в., Византийский музей, Афины), апостол представлен в рост (с подписью: «ΙΑΚΩΒΟΣ ΤΟΥ ΑΛΘΑΙΟΥ») рядом с апостолами Филиппом и Лукой. Фигуры сделаны в технике углубленного (или плоского) рельефа, некогда были заполнены стеклянной пастой, видимо синего или голубого цвета (фрагментарно сохр. на одеждах ап. Луки). Др. пример изображения И. А. среди 12 апостолов - икона «Собор святых апостолов» 1-й четв. XIV в. (ГМИИ), где И. А. представлен среди молодых апостолов во 2-м ряду справа, в синем хитоне и темном гиматии, с короткими темными волосами и бородкой, чуть склонившим голову и устремившим на молящегося прямой взгляд. Примеры единоличного изображения И. А. в рост встречаются в минейных циклах под 9 окт., напр. на миниатюрах рукописи Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 257v. К-поль, 3-я четв. XI в.), Синаксаря Захарии Валашкертского (Кекел. А648, 1-я четв. XI в., без пагинации). Сцена мучения И. А. есть в Минологии имп. Василия II, где изображено, как его забивают камнями (Vat. gr. 1613. P. 102. К-поль, 976-1025 гг.). Вероятно, к этой схеме восходят композиции, известные по минейным циклам в росписях средневек. храмов Балкан. Во фресках ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), на зап. склоне арки сев. стены под 9 окт. располагается сцена, где поверженного И. А. избивают 2 человека. В ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), в нижнем ярусе на сев. стороне юго-вост. столпа др. сцена: лежащего полуобнаженного И. бьют 2 стоящих по краям ложа мужчины (надпись: «стии апсл иаков алфеев волоуими жилами биен бив»). В росписи кафоликона афонского мон-ря Дионисиат (1547) в сцене мучения И. А. пронзают стрелами. В росписях ц. св. Апостолов в Пече (1561) в центральной травее находится распятие И. А. на кресте: апостол с повязкой на чреслах, в его ноги палач вколачивает гвоздь.

http://pravenc.ru/text/200309.html

    Раньше святой Матфей написал о призвании только Петра и Иоанна с братьями их и себя самого, теперь же находит нужным назвать всех апостолов по имени, чтобы предостеречь верующих от разных лжеапостолов, как замечает блаженный Феофилакт. ДВЕНАДЦАТИ ЖЕ АПОСТОЛОВ ИМЕНА СУТЬ СИИ: ПЕРВЫЙ и по времени призвания, и по своему положению среди апостолов, СИМОН, НАЗЫВАЕМЫЙ (нареченный от Самого Господа) ПЕТРОМ, т.е. Камень, в ознаменование твердости его веры, И АНДРЕЙ, БРАТ ЕГО, ИАКОВ ЗЕВЕДЕЕВ И ИОАНН, БРАТ ЕГО, ФИЛИПП И ВАРФОЛОМЕЙ, он же и Нафанаил, ФОМА, или Дидим, что значит близнец, И МАТФЕЙ МЫТАРЬ, он же Левий Алфеев, брат Иакова Алфеева (святитель Иоанн Златоуст замечает при этом: «святой Матфей ставит выше себя Фому, который был гораздо его ниже»), ИАКОВ АЛФЕЕВ И ЛЕВВЕЙ, ПРОЗВАННЫЙ ФАДДЕЕМ (он же именовался и Иудой Иаковлевым, в отличие от Иуды Искариотского), СИМОН КАНАНИТ, может быть, так названный от города Каны или же потому, что был ревнителем закона, из-за чего по-гречески и назван у других евангелистов Зилотом, ибо слово кананит по-еврейски значит то же, что по-гречески зилот, ревнитель, И ИУДА ИСКАРИОТ. «Евангелист Матфей, — говорит святитель Златоуст, — перечисляет апостолов не по достоинству их, а просто, как пришлось; причем, когда доходит до предателя, то говорит о нем не как враг и противник, но как историк; не сказал, — скверный и пребеззаконный Иуда, этот злодей, этот враг Божий, но от города назвал его Искариотским. Апостол Матфей не постыдился сказать о нем: КОТОРЫЙ И ПРЕДАЛ ЕГО. Так евангелисты никогда ничего не скрывают, даже и того, что кажется предосудительным».  Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное... Болящих и...     Перечислив по имени двенадцать избранных апостолов, святой евангелист продолжает: СИХ ДВЕНАДЦАТЬ (из которых четверо были рыбари, двое, Матфей и Иаков, — мытари и один предатель) ПОСЛАЛ ИИСУС на проповедь Своего Евангелия. Он избрал не богатых и знатных, не ученых, а самых простых людей, с чистой душой и непорочным сердцем, способным воспринимать благодатное семя Его учения. Господь знал, что ученые книжники и законники, священники и фарисеи извратили все понятия о духовном и неспособны сделаться провозвестниками Его Божественного откровения. Впоследствии Господь призвал и из ученых одного — великого апостола Павла.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Итак, апостол – «посланник», ангел – «вестник», Евангелие – «Благая Весть». «Проповедь» – ке’ригма – от слова ке’рикс , что тоже значит «вестник». Эпистолэ’ – «послание», ангели’а – тоже «послание», «письмо». Всё связанное с проповедью, с передачей Слова Христова людям, можно выразить одним русским словом «весть». Христианство есть Весть, а если употребить современное слово – Новость, Благая Новость. Особое место среди апостолов занимают Пётр, его брат Андрей, Иаков и Иоанн. Пётр, Иаков и Иоанн вместе с Христом на горе Преображения, они вместе с Ним в Гефсиманском саду – они как бы всегда рядом с Господом. Филипп, вероятно, связан с греческой культурой, о чём говорит его греческое имя. Да, он иудей, но, возможно, из Александрии; возможно, его родной язык греческий. Не случайно в 12й главе Евангелия от Иоанна именно Филипп говорит Господу, что пришли греки и хотят видеть Иисуса. Варфоломей – это, конечно, Бар-Толмаи по-арамейски, «сын Птолемея». Ясно, что этот апостол – иудей родом из Египта, поскольку Птолемей – имя египетское. Иаков Алфеев и Фома с Матфеем тоже, возможно, связаны с грекоязычными общинами. Третья группа апостолов – Фаддей, или Иуда Иаковлев – в Евангелии от Луки, Симон Кананит и Иуда Искариот. Симон Кананит (в Евангелии от Луки – Симон Зилот). Его имя происходит от греческого зи’лос – «ревность», «ревнитель». Что означает Кананит? По-арамейски – тоже «ревнитель». Так называли людей, которые в оккупированной римлянами Палестине вели борьбу против захватчиков, оккупантов, устраивая террористические акты с целью запугать римлян и таким способом изгнать их из Палестины. Политические экстремисты, зилоты, пытались постоянными «укусами», нападениями вытеснить римлян из страны. Эти люди яростно отстаивали национальную идею, на которой и была замешена их религиозность. Мессия придёт, считали они, чтобы освободить Палестину от римских захватчиков, вернуть народу независимость и славу, которой он обладал со времён Давида и Соломона. Из этой среды и вышел Симон Кананит. Вероятно, пойдя за Христом, он отказался от своих политических идей. Об этом свидетельствуют его традиционные жизнеописания, повествующие о том, что он в дальнейшем проповедовал Евангелие и умер за Христа.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

В начальных главах Деяний Петр – безусловный лидер апостольской общины. Судя по всему, это лидерство Петр сохраняет в первые несколько месяцев или лет после распятия и воскресения Иисуса. Петр инициирует избрание двенадцатого апостола; говорит от лица всех апостолов на Пятидесятницу; он же занимает центральное место в ряде других эпизодов, где повествуется о жизни первохристианской общины. Однако по мере разрастания Церкви ситуация постепенно меняется: усиливается роль других лиц. В частности, определенное первенство в Иерусалимской общине оказывается у Иакова – во всяком случае, после того как Петр перестает жить в Иерусалиме на постоянной основе. Это тем более интересно, что Иаков не был одним из двенадцати апостолов. Зато он был родственником Иисуса по плоти, о чем свидетельствует его прозвище «брат Господень». В Первом послании к Коринфянам упоминаются, наряду с самим Павлом, «прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа» ( 1Кор. 9:5 ). Здесь Петр (Кифа) поставлен на последнее место; ему предшествуют две группы: апостолы и братья Господни. Можно предположить, что родственники Иисуса по плоти 313 , неоднократно упоминаемые на страницах Евангелий ( Мф. 12:46; 13:55 ; Мк. 3:31 ; Лк. 8:19 ; Ин. 2:12; 7:3, 5 ), после Его смерти и воскресения заняли существенное место в Иерусалимской христианской общине 314 . Предание об Иакове как первом епископе Иерусалимском отражено у Евсевия Кесарийского , который ссылается на утраченное сочинение Климента «Очерки». В этом сочинении, согласно Евсевию, говорилось о том, как Петр, Иаков и Иоанн поделили между собой церковную власть: Тогда же Иаков, называемый братом Господним... которому в древности дано было прозвище «Праведный» за его исключительную добродетель, первый, как рассказывают, получил епископский престол в Иерусалимской Церкви. Климент в 6-й книге своих «Очерков» утверждает это и пишет так: «Петр, Иаков и Иоанн, хотя и были особо Спасителем почтены, однако после Вознесения Спасителя не оспаривали друг у друга эту честь, но избрали епископом Иерусалима Иакова Праведного». В 7-й книге того же произведения он говорит о нем следующее: «Иакову Праведному, Иоанну и Петру Господь после Воскресения передал знание, они же передали его остальным апостолам, остальные же апостолы семидесяти, одним из которых был Варнава» 315 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010