Цель своего прибытия в Иерусалим Павел обозначает словами «доставить милостыню народу моему и приношения». Здесь указывается на ту организованную Павлом масштабную кампанию по сбору средств на иерусалимскую христианскую общину, которую Лука в своем повествовании обошел молчанием, но о которой мы знаем из Павловых посланий. Павел указывает срок, прошедший с момента его прибытия в Иерусалим: двенадцать дней. Если сравнить этот временной отрезок с тем, который просчитывается па основе рассказа Луки, он кажется уменьшенным. Напомним, что в день прибытия в Иерусалим Павел был радушно принят иерусалимской общиной ( Деян. 21:17 ). На другой день Иаков предложил ему пройти обряд очищения ( Деян. 21:18 25). На следующий день Павел вошел в храм и объявил окончание дней очищения ( Деян. 21:26 ). Когда семь дней очищения оканчивались, то есть прошло десять дней после прибытия Павла в Иерусалим, он был схвачен иудеями ( Деян. 21:27 ). В тот же день Павел произносит свою апологетическую речь со ступеней крепости ( Деян. 22:1–21 ). На другой день состоялось заседание синедриона по делу Павла ( Деян. 22:30–23:10 ). В следующую ночь (то есть в ночь после заседания синедриона) Павлу явился Христос ( Деян. 23:11 ). «С наступлением дня» – это уже одиннадцатый день с момента прихода Павла в Иерусалим – сорок иудеев дают заклятие не есть и не пить, пока не убьют Павла; в тот же день племянник Павла сообщает об этом Лисию, который дает распоряжение, «с третьего часа ночи» вести Павла в сопровождении вооруженного отряда в Кесарию ( Деян. 23:12–23 ). Ночью они идут пешком, утром пересаживаются на лошадей и на двенадцатый день (очевидно, ближе к вечеру) доходят до Кесарии, где предстают перед Феликсом ( Деян. 23:31–33 ). Через пять дней приходит первосвященник с Тертуллом и прочими обвинителями ( Деян. 24:1 ). Итого – 17 дней. Ученые предлагают несколько вариантов решения проблемы: 1)12 дней – это результат прибавления пяти дней из Деян. 24:1 к семи дням из Деян. 21:27; 2 ) 12 дней – время, которое Павел провел в Иерусалиме, включая день его путешествия в Кесарию; 3) 12 дней прошло с момента прибытия Павла в Иерусалим до его ареста. Последнее суждение кажется предпочтительным. 499

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

8 . Фома. Проповедовал в восточной Азии. Некоторый писатель утверждает, что он крестил и потом имел своими спутниками волхвов, поклонившихся Иисусу Христу 366 . Умер, по свидетельству некоторых, естественно, по другим – от меча, по иным – от копья 367 . 9 . Иаков Малый. Сын Алфеев, брат Господа (вероятно, двоюродный, родством сестер – матерей). Некоторые сии наименования разделяют на два лица и отличают Иакова, брата Господа, епископа Иерусалимского, но их соединяет в одно Апостол Павел 368 . Сей муж настолько был уважаем самими иудеями, что, если верить Егезипу, ему дозволен был вход во Святилище храма так, как бы он был его Священником 369 ; и что Флавий падение Иерусалима считает казнью за смерть его 370 . Литургия, известная под его именем, не теряет своего характера древности от того, что в ней есть прибавления, сделанные другой рукой в последующее время. Святый Кирилл признает ее подлинность. 10 . Симон Кананит, или Зилот 371 . И то и другое проименование означяет ревнителя, и, вероятно, члена секты зилотов, к которой Симон принадлежал, может быть до апостольства. 11 . Иуда, иначе Леввей или Фаддей 372 . Разногласные предания полагают его проповедь и смерть то в Ливии, то в разных странах Азии. 12 . Матфий. Из семидесяти Апостолов, по избранию и жребию причислен к двенадцати. Предания о его происхождении от колена Иудина, из благородной фамилии и о кончине в Эфиопии подлежат недоумению 373 . 13 . Павел, иначе Савл. Догадываются, что из сих имен одно имел он, как еврей, а другое, как гражданин римский. Родился в фарисействе и, будучи наставлен в законе просвещенным и добродетельным Гамалиилом, сделался жарким ревнителем оного, но после обращения своего, с такой же силою противополагал ему благодать и свободу христианскую. Среди подвигов апостольства занимался изготовлением палаток 374 . Говоря Духом Божьим, не гнушался языком еллинских пророков 375 . Восхищен был до третьего неба, и, несмотря на то, не переставал быть озлобляем ангелом сатанинским 376 . В столице веры (Иерусалиме) потерял свободу, и возвратил ее в столице идолопоклонства (Риме). Но около 68 года в Риме же скончался казнью гражданина, то есть, от меча. Сомнительные памятники его истории суть: обращение Феклы, девицы иконийской, чудесно победившей потом огонь, воду и зверей, описанное в сочинении, которое Тертуллиан еще признавал подложным 377 ; и взаимная переписка его с Сенекой, которую находят недостойной ни того, ни другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1. По свидетельству священного Писания, и на основании священного предания, святой апостол Иаков Алфеев был сын Алфея, брат Левия Алфеева, или Матфея мытаря, бывшего впоследствии евангелистом. Подобно своему брату, Иаков самим Господом избран в число 12-ти Апостолов ( Мк. 3:18 ; Лк. 6:15 ; Мф. 10:3 ), и вместе с прочими был послан на проповедь ( Мф. 10 :). По вознесении Господнем и по сошествии Святого Духа на Апостолов, святой Иаков Алфеев сперва совершал апостольские труды с прочими Апостолами в Иерусалиме ( Деян. 1:13; 6:2 ) и вообще в Иудее; потом, быв призван к проповеданию Евангелия язычникам, сопутствовал святому Андрею в Эдес, странствовал для благовестия Христова в Газу, Елевферополь и сопредельные места. Отсюда святой апостол Иаков Алфеев удалился в Египет и в городе Острацыне, после немалого в нем пребывания, запечатлел апостольские свои подвиги мученической смертью на кресте. 352 Канон святому апостолу Иакову Алфееву, поемый ныне православной Церковью, составлен в IX веке славным по своей учености и благочестию, святителем Феофаном, митрополитом Никейским. В этом каноне, и во всей службе, содержатся довольно ясные указания и на личность святого Апостола и на круг его апостольской деятельности. Так, он прямо называется сыном Алфея. «Верно торжествуем пречестный день твоея памяти, Иакове славне, не яко Алфеова тя сына, но яко апостола Христова почитающе, и проповедника Того неизреченнаго воплощения“. 353 " Не яко сына Алфеова, но яко ученика Слова разумеем тя Иакове, Апостолов славо. 354 Он восхваляется, как самим Господом избранный в число учеников, и именно в число двенадцати. «Сам тя Господь един святый честному лику учеников, блаженне, сочета. 355 – «Священному лику учеников Христовых счетался еси Иакове, исполняя число двонадесятных, с нимиже Владыце предстоя, нас поминай. 356 Как один из 12-ти святой Иаков Алфеев именуется верховным Христовым Апостолом, другом, собеседником, сообитателем и самовидцем Христовым. «Неизреченнаго света сияя светлостьми достойно, верховный Христов Апостоле прилежно молися о творящих память твою, славне, пречестную. 357 «избави от грехов рабы твоя, верховный Христов Апостоле. 358 – «яко ученик Христов и друг“, 359 – «яко собеседник и сообитатель быв Владыце“, 360 – «влекий ко свету незаходимому воплощшагося Единороднаго Сына. егоже самовидец и действенный слуга был оси, блаженне. 361 – «апостолов украшение. Христов самовидче. блаженне. 362 Упоминается, что св. апостол Иаков Алфеев, как один из 12-ти, получил «непобедимую власть и силу, о имени Христове, над демонами ( Мф. 10:1 ; Мк. 6:7 ; Лк. 9:1 )“, 363 а приняв Божественного Духа благодать, в виде огненного языка, «языческое отерновленное попалил безбожие. 364

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Разделы портала «Азбука веры» Тест: Апостол Иаков Алфеев В Новом Завете святой апостол Иаков Алфеев упоминается во всех списках двенадцати апостолов, причем всегда на девятом месте, однако знаем мы о нем не много. Более того, Иакова Алфеева нередко отождествляют с апостолом Иаковом Зеведеевым, а также Иаковом, братом Господним (апостолом из числа 70). Иакова Алфеева нередко называют Иаковом Меньшим (Младшим) ( Мк.15:40 ). При этом следует иметь в виду, что некоторые исследователи Священного Писания под Иаковом Меньшим разумели Иакова сына Иосифа. Например, см. толкование блж. Феофилакта Болгарского , где говорится, что в данном стихе под Иаковым Меньшим подразумевается сын Иосифа, а не сын Алфея: «Мария, мать Иакова меньшего и Иосии», то есть Богородица, которая была для них матерью. Поскольку Она обручена была Иосифу, а Иаков и Иосия были дети Иосифа». Согласно преданию, Иаков Алфеев происходил из галилейского города Капернаума. Если придерживаться точки зрения о том, что Иаков Алфеев и Иаков Меньший – одно лицо, тогда известно имя его матери – Мария ( Мк.15:40 ). Согласно мнению некоторых исследователей, братом Иакова Алфеева был Матфей-мытарь, который называется в Мк.2:14 Левием Алфеевым. Об этом говорится и в житии. По мнению св. блж. Феодорита Кирского , до призвания в апостолы Иаков Алфеев был тоже мытарем, т. е. сборщиком податей. Из Книги Деяний известно об участии Иакова Алфеева вместе с другими апостолами в совместном пребывании в молитве накануне Пятидесятницы. Приняв с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в огненных языках, он отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения. Апостольское служение он совершал сначала в Иудее, потом сопутствовал ап. Андрею Первозванному в Едессу (древний город Месопотамии на р. Евфрат), проповедовал учение Христово в Газе (один из самых древнейших городов Филистимских на границе с царством Иудейским, во времена апостольские принадлежавший Сирии) и Елевферополе (город Южной Палестины на дороге между Иерусалимом и Газою) и сопредельных им местах, откуда отправился в Египет.

http://azbyka.ru/test/test-apostol-iakov...

Самое тщательное раскрытие доводов в пользу сказанного мнения, из числа книг современных нам деятелей на поприще духовной нашей литературы, находим в «Опыте объяснения на послание апостола Павла к галатам, принадлежащем перу одного из знаменитейших наших богословов. 394 Его-то мы, главным образом, и подвергнем подробному рассмотрению, так, чтобы при этом видно было, насколько убедительны соображения и других. Автор «объяснения представляет следующий ряд доводов, что Иаков Алфеев и Иаков брат Господень – одно и тоже лицо: Иаков – брат Господень, но не родной: имя брата не всегда означает родного брата. (Главное – имеется в виду дальше показать, что он не сын Иосифа Обручника, мнимого отца Господа Иисуса Христа). Иаков брат Господень, Апостол – наверное, есть одно и тоже лицо с Иаковом Алфеевым; потому что в списках 12-ти Апостолов, кроме Иакова Зеведеева, есть другой Иаков, который постоянно называется Алфеевым. 3) Имя Иакова Алфеева ставится вместе либо с именем Фаддея, или Леввея, или что тоже, Иуды Иаковлева, либо с именем Симона: по мнению автора, надобно думать, что это братья Иакова Алфеева, потому что Иуда сам называет себя братом Иакова; известно притом, что и Симон был брат Иакова и Иуды. Мать Иакова малого и Иосии, она же мать Иуды и Симона, Мария, по мнению автора, – тоже, что Мария Клеопова, сестра Матери Господа; потому-то ее дети и вместе дети ее мужа Клеопы – называются братьями Господними, конечно, двоюродными – посредством сестер матерей. Клеопа – муж Марии Клеоповой – тоже, что Алфей, и он-то, Клеопа – Алфей, значит, был отцом Иакова и братьев его, из коих Иуда и Симон тоже были в числе 12-ти. Тожество Клеопы и Алфея, по мнению автора, доказывается разным произношением одного и того же имени, по еврейскому, по галилейскому и по греческому выговору. Что Иаков брат Господень был Апостол, об этом свидетельствует святой апостол Павел; стало быть, утверждает автор, он принадлежит к лику 12-ти Апостолов, и есть именно Иаков Алфеев. Что Иаков сын Алфея – Клеопы и Марии, сестры Матери Господа, был двоюродным братом Господним, – тому, по замечанию автора, не противоречит ни звание Апостола, ни близкое родственное отношение к нему Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Согласно предположениям исследователей, ко Христу апостола Иакова Алфеева привел его брат Матфей – бывший мытарь. Вместе с другими апостолами Иаков Алфеев еще во время земной жизни Господа Иисуса Христа вышел на проповедь – это единственное, что известно об апостоле Иакове в первый период его деятельности. Затем, уже по Вознесении Господнем, апостол Иаков Алфеев вместе со своими собратьями по апостольству находился в Иерусалиме. И во время празднования Пятидесятницы принял с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в огненных языках. Сведения о дальнейшей судьбе апостола Иакова Алфеева в церковной письменности крайне скудны. Согласно Преданию, поначалу он, как и другие апостолы, проповедовал в Иудее. Затем вместе с апостолом Андреем Первозванным проповедовал Евангелие в Эдессе на Евфрате. Оттуда он отправился в Газу, Тир и Элевтерополь – города, расположенные на побережье Средиземного моря в Палестине, где также проповедовал. Из приморских городов Палестины апостол Иаков Алфеев отправился в Египет. Там в городе Острацине он за проповедь христианства был распят на кресте. Точная дата мученической кончины апостола Иакова Алфеева неизвестна. Мощи Глава апостола Иакова Алфеева хранится в соборе апостола Марка в Венеции, частица мощей – в базилике святителя Николая Чудотворца в Бари. В России также есть частица мощей апостола Иакова Алфеева. Она находится в церкви Ризоположения на Донской улице в Москве. Лобовая кость апостола Иакова Алфеева вставлена в икону апостола Иакова. Эта икона поступила в храм в 1857 году от нежинского грека К. А. Буба по благословению святителя Филарета, митрополита Московского. Иконография Сраннехристианского времени апостол Иаков Алфеев изображается в кругу 12 апостолов. Его облачение составляют хитон и гиматий. Возрастные характеристики апостола могли меняться. Это мог быть человек средних лет с короткой темной бородой или безбородый юноша. В западной иконографии апостол Иаков Алфеев всегда изображается как апостол в античном хитоне и гиматии с Евангелием, позднее – с атрибутами мученичества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Святые апостолы Иаков Алфеев и Иаков брат Господень (Исследование) В течение месяца октября, святая Православная Церковь празднует двум соименным святым Апостолам: 9 (22) октября – Иакову Алфееву, и 23 октября (5 ноября) – Иакову брату Господню. Кто присутствовал в эти дни при богослужении, – кто читал или слушал священные песнопения и вообще всю службу церковную в честь того и другого Апостола, у того не может быть ни малейшего сомнения, что православная Церковь резкими чертами отличает Иакова Алфеева от Иакова брата Господня. Столь же резкое различие между ними представляет изображение их жития и трудов апостольских, какое находим в Четьих-Минеях и в Прологе, под означенными числами. Поэтому едва ли кто из благочестивых чад Церкви захотел бы того и другого Апостола сливать в одно лицо, не имея на то самых уважительных и неопровержимых доказательств. Таких доказательств думаем, особенно вправе были бы мы требовать от православных учителей, держащихся противного мнения. Тем, например, которые святого Иакова Алфеева признают своим ангелом и молитвенником у Бога, легко ли согласиться, что избранный ими для себя особенный покровитель – святой апостол Иаков Алфеев, как лицо отличное от Иакова брата Господня, не существует? 351 – Конечно, если бы представлены были очень убедительные доводы в подтверждение того, что святой Иаков Алфеев и святой Иаков брат Господень – одно и тоже лицо, – можно было бы утешаться мыслью, что честь, воздаваемая тому или другому, относится к одному. Но приводятся ли такие доводы и доказательства? Вот вопрос, который мы не считаем маловажным, и решением которого приглашаем наших читателей заняться теперь вместе с нами. Предварительно надобно, однако же, изложить несколько подробнее образ воззрения на обоих соименных Апостолов, усвоенный святой православной Церковью и выраженный в принятых ею жизнеописаниях и службах церковных; а затем уже с полным беспристрастием и уважением к лицам, держащимся другого мнения, рассмотреть: достаточны ли те причины, по которым иные из наших ученых богословов не сходятся с этим воззрением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

407 Это замечание может служить ответом на пободные вышеизложенному суждения и других наших писателей. Так в «Начертанни церковно-библейской истории» Изд. 8, М. 1844, с.586 сказано: «Иаков Малый, сын Алфеев брат Господень (вероятно, двоюродный, посредством сестер матерей). Некоторые эти наименования разделяют на два лица, и отличают Иоакова брата Господня, епископа Иерусалимского: но их соединяет в одно апостол Павел ( Гал 1:19 ). Между тем в указанном месте свидетелство апостола Павла показывает только то, что Иаков брат Господень был апостолом, а отнюдь не называется он здесь ни малым, ни Алфеевым; поэтому, очевидно, не будет ни малейшего противоречия изречению ап. Павла – не соединять, а разделять эти два лица – Иакова малого, брата Господня, и Иакова Алфеева, одного из 12-ти. В «Истории христианской Церкви проф. И. Чельцова (СПб. 1861 года, стр. 78), говорится: «что ап. Иаков праведный, брат Господень и первый епископ Иерусалимский есть тоже самое лицо, что ап. Иаков малый или Алфеев, – это видно из соображения следующих мест Свящ. Писания: Деян. гл. 15, ст. 13–24; гл. 21, ст. 18–25. Гал. 1 , ст. 19; гл. 2, ст. 9 и 12. Внимательно рассмотрев все указанные места, находим, что ни в одном из них св. ап. Иаков вовсе не именуется ни малым, ни Алфеевым, ни Клеоповым. Из всех их можно вывести только то, что в каждом речь идет об Апостоле, который был вместе и предстоятелем Иерусалимской Церкви. Но из этого, опять повторяем, вовсе не следует, чтобы кроме Апостола, бывшего епископом Иерусалимским с именем Иакова, не могло быть другого апостола Иакова, или же, что упоминаемый в указанных местах Св. Писания есть именно сын Алфеев. 409 См. сочинения Евсевия Памфила (Церковная история), переведенные с греческого языка при С. Петерб. дух. академии, Т. I. СПб. 1858, Кн. 4, гл. 22, стр. 209. Приводим здесь и греческий подлинник: μετ, τ μαρτυρσαι Ικωβον τν δκαιον ς κα Κριος επ τ ατ λγω, πλιν κ ϑεε» ατ (опять из рода его дяди) Συμεν о το Κλωπ καϑςα " επσκοπος ν προϑεντο πтеς, δντα νεψιον το Κνρα δετερον (двоюродный брат Господа). Из этого подлинного текста очевидно для всякого, что в нем нет повторения одного и того же выражения о сродничестве Симеона Клеопова, и ни в каком случае текст не подтверждает, чтобы Симеон был двоюродный брат Иакова; потому что Симеон по отношению к Господу называется двоюродным братом (’ανψιος), между тем Иаков, везде именуется просто братом (δελφς), равно как и ап. Иуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Апостол Симон назван зилотом, что значит «ревнитель». Зилоты – это течение среди фарисеев. Зилоты боролись за независимость Иудеи от Рима, и противостояли той части иудейского народа, которая была склонна к компромиссам с язычниками. Кананит означает по-еврейски то же, что и зилот по-гречески – «ревнитель». По сошествии Святого Духа на апостолов, апостол Симон просветил учением Христовым Африку, проповедуя в Египте, Киринее, Ливии, Нумидии и Мавритании. По другому преданию, он проповедовал на Британских островах и даже в Вавилонии и Персии, где и скончался мученически в персидском городе Суанире, или Сумире. Православная Церковь празднует его память 23 мая (н. ст.) 187 . Апостол Иуда (Фаддей, Иуда Иаковлев), брат Господень Апостол Иуда, иначе называемый Фаддеем, был сыном св. Иосифа Обручника. У евангелиста Матфея апостол Иуда назван Леввеем ( Мф.10:3 ). Евангелист Лука, чтобы избежать путаницы с предателем Иудой Искариотом (см. Ин.14:22 ), называет апостола Иуду Иудой Иаковлевым (братом Иакова Праведного, впоследствии первого епископа Иерусалимского). По преданию, имя Фаддей Иуда получил при крещении от Иоанна, а имя Леввей – когда вступил в лик двенадцати апостолов. Апостол Иуда является автором Послания, вошедшего в новозаветный канон. По преданию, апостол Иуда проповедовал Евангелие в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, потом в Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии и Армении, где и окончил свою жизнь мученически: был повешен на дереве, а затем пронзен стрелами. Память его празднуется Церковью 2 июля и 13 июля (с Собором Двенадцати Апостолов). Апостол Иаков Алфеев (Иаков младший) Апостола Иакова Алфеева (младшего, см. Мк.15:40 ) следует отличать от Иакова Зеведеева (Иакова старшего) и Иакова Праведного, одного из 70-ти апостолов, первого епископа Иерусалима. Иаков Алфеев был братом святого евангелиста Матфея. После Сошествия Святого Духа апостол Иаков Алфеев совершал миссионерские путешествия вместе с апостолом Андреем Первозванным, проповедуя в Иудее, Эдессе, Газе, Елевферополе. В египетском городе Острацыне святой Иаков мученически завершил свои апостольские подвига крестной смертью . Память ап. Иакова Алфеева 22 октября (н. ст.). Апостол Матфий

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Упомянув о принадлежности братьев Господних к числу 12-ти, автор «объяснения переходит к следующему доводу. 6) «Наконец, – говорит он, – что Иаков брат Божий был Апостол и следовательно тот же, что иначе называется Иаковом Алфеевым или младшим, – это показывает апостол Павел в словах к галатам ( Гал. 1:19 ). Иного от Апостол не видех, токмо Иакова брата Господня. Он прямо поставляет Иакова брата Господня в числе Апостолов: главная мысль его была показать, что он не учился у Апостолов, и он говорит, что за исключением Иакова, он не видался с Апостолами, великими наставниками в вере; о других лицах еще не нужно было и упоминать. Тоже показывают о Иакове свидетельства: Деян. 12:17 ; 1Кор. 15:17 . Притом в числе знаменитых Апостолов поставляется Иаков и ниже: Гал. 2:8,9 . Он же решил спор о законе Моисеевом. Деян. 15:13–21 . Он же пользовался особенным уважением у обратившихся иудеев. Гал. 1:19 ; Деян. 21 :18. Насчет этого довода мы должны сказать, что из того, что апостол Павел называет Иакова брата Господня Апостолом, никаким образом не вытекает, будто Иаков брат Божий был именно сын Алфеев, один из 12-ти. Апостолами назывались, кроме 12-ти, и другие ученики Христовы, составлявшие лик 70-ти. 407 Так например в книге Деяний апостольских, где именем Апостолов обыкновенно называются 12-ть – тоже имя усвояется и Варнаве – одному из 70-ти, и Павлу: слышавши же, сказано, Апостоли Варнава и Павел ( Деян. 14:14 )... Почему же не мог называться Апостолом Иаков брат Божий, принадлежа не к лику 12-ти, а к лику 70-ти, меньших Апостолов? Будучи меньшим именно по этой причине, также, как и в отличие от соименных Апостолов из числа 12-ти, Иаков Праведный мог почитаться, и действительно почитался наравне с самыми знаменитыми Апостолами, как предстоятель матери Церквей, Церкви Иерусалимской, и как брат Господень. Этим и объясняется его авторитет в решении спора о законе Моисеевом, и особенное уважение к нему не только со стороны обратившихся иудеев, но и со стороны самих Апостолов; принадлежность же его к лику 12-ти все-таки остается недоказанной, а вместе и то, что он и Иаков Алфеев – одно и тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010