Нафанаил находился в числе 11-ти учеников накануне избрания апостола Матфия. «И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова» ( Деян.1:13 ). По преданию, Нафанаил проповедовал Евангелие сперва в Малоазийских областях вместе с ап. Филиппом, потом в Аравии, Эфиопии, Индии и Великой Армении, где и скончался мученически. По одним сведениям он был распят на кресте, а по другим – с него живого снята кожа. Память его совершается Церковью 24 июня 184 . Апостол Фома Апостол Фома иначе назван дидимом, или близнецом. О его жизни нам известно немногое. Его имя упоминается в повествовании о болезни и смерти Лазаря. Когда Спаситель собирался идти к Лазарю в Иудею, где Его ненавидели, «тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним» ( Ин.11:16 ). В Евангелии от Иоанна (20:20–29) говорится о том, как апостол Фома был особым образом удостоверен в реальности Воскресения. Спаситель явился всем ученикам, собранным в доме при запертых дверях вместе с Фомою, усомнившимся в Его Воскресении, и позволил Ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои ( Ин.20:26–29 ). По преданию, ап. Фома проповедовал Евангелие в Восточной Индии и здесь претерпел мученичество. В Индии, на Малабарском берегу, доселе еще находится значительное число христиан, именующих себя христианами апостола Фомы. Память его совершается Церковью 19 октября, и в первое воскресенье после Светлой седмицы, которое называется Фоминой Неделей 185 . Апостол и евангелист Матфей Апостол Матфей или Левий, сын Алфея, бывший мытарь. Свое занятие он оставил, будучи призван к апостольскому служению: «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» ( Мф.9:9 ). Имя апостола Матфея упоминается в числе двенадцати учеников, посланных для проповеди по городам Иудеи ( Мф.10:1–6 ). По Вознесении Спасителя на небо и сошествии Святого Духа на апостолов, ап. Матфей, оставаясь долгое время в Палестине, проповедовал Евангелие иудеям, а потом отправился на проповедь другим народам. По одним сведениям, он проповедовал в Эфиопии и у парфян, по другим у персов и у мидян. Уверовавшие иудеи перед его отбытием просили его оставить запись того, что он проповедовал им устно, и он написал для них Евангелие, известное под его собственным именем и занимающее первое место в ряду священных новозаветных книг. Свидетельства церковных историков о кончине его не согласны. Одни утверждают, что он мученически скончался от огня в Эфиопии; другие – что он окончил жизнь свою в мире. Память его совершается Церковью 29 ноября (н. ст.) 186 . Апостол Симон Кананит (Зилот)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Какое же отношение все это имеет к нам, людям XXI века? Дело в том, что Фома, пожалуй, самый современный апостол. Ведь большинству из нас знакомо состояние внутренней пустоты, когда рушатся надежды, когда, казалось бы, смысла в жизни совсем не остается. И очень непросто в такой ситуации понимать, что Господь — рядом. Но пример Фомы показывает, что Бог нас не только не оставил, но более того — Он готов прийти к каждому, кто искренне этого хочет. Апостол Фома, поверивший в Воскресение своего Учителя, всю свою жизнь настолько горел этой верой, что сумел привести ко Христу тысячи людей. Он не побоялся ни дальнего пути, ни иноземных царей, ни смерти. Ему приходилось идти на авантюрные, с точки зрения земной логики, поступки, рисковать жизнью и в итоге расстаться с ней, исповедовав Христа. Но он всегда понимал, ради чего все это совершает. После того как он лично встретился с Воскресшим Богом, для него не оставалось больше сомнений в том, ради чего он живет. Даже если ему приходилось кардинальным образом менять место жительства и круг общения. Даже если казалось, что миссия его терпит неудачу. Даже если в далекой стране не находилось людей, готовых его поддержать… Все эти препятствия были преодолимы, потому что Бог, однажды став рядом с ним, уже никогда не оставлял Своего ученика. При чем же здесь мы, современные люди? Пожалуй, при том, что Господь точно так же приходит к каждому из нас. И какими бы ни были обстоятельства нашей жизни, встреча с Ним возможна. Стоит только очень этого захотеть… Алла Митрофанова УПОМИНАНИЯ ОБ АПОСТОЛЕ ФОМЕ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ Эпизод призвания апостолов И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

При Домициане был сослан на остров Патмос автор «Апокалипсиса» апостол Иоанн Богослов, который был освобожден из ссылки и вернулся в Ефес уже после смерти императора. Часть 1. Деяния Святых Апостолов В изложении истории апостольского века большое значение имеет книга Деяний Апостолов, написанная евангелистом Лукой, спутником апостола Павла. Евангелист Лука сопровождал апостола во втором и третьем его путешествии и был в Риме во время заключений ап. Павла. Многие события евангелист Лука описывает как очевидец, рассказывая в то же время о других со слов самих апостолов или их ближайших учеников. Его книга дает точную историю проповеди апостолов Петра, Иоанна и Павла в первые времена жизни христианской Церкви, распространившейся из Иерусалима по Азии и Европе. 1. Сошествие Святого Духа на апостолов ( Деян. 1:2 ) В сороковой день по Своем воскресении, Господь Иисус вознесся на небо, дав повеление апостолам никуда не отлучаться из Иерусалима и ждать сошествия Святого Духа. «Иоанн крестил водой – сказал им Господь, – а вы через несколько дней после сего (т. е. после Его вознесения) будете крещены Духом Святым» и «примете силу (когда сойдет на вас Дух Святой) и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (1:5 и 8). Поэтому, возвратившись с горы Елеонской, апостолы вошли в горницу, где и пребывали вместе Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот и Иуда брат Иакова (1:13). Вместе с апостолами была и Мария, Матерь Иисуса, с некоторыми женщинами и сродниками Христа по плоти. Всех около ста двадцати человек. Здесь вместо Иуды предателя был избран по жребию после молитвы двенадцатый апостол – Матфий. Прошло десять дней, и наступил день Пятидесятницы. У иудеев этот день был не только одним из великих годовых праздников, когда вспоминалось провозглашение Моисеева закона на Синае, но также и праздником жатвы. К этому дню в Иерусалим со всех окрестных стран стекалось множество паломников. Здесь были парфяне и мидяне, и эламиты, и жители Мессопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, принадлежащих к Киренее, пришедшие из Рима иудеи и прозелиты, критяне, аравитяне и другие народы. Все это были «иудеи рассеяния», т. е. евреи, которые в течение многих поколений жили в разных странах, но сохранили духовную связь с Иерусалимом и были людьми «набожными»; были и иностранцы, принявшие иудейскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. 12 . Местом вознесения нашего Господа была гора Елеонская, с которой по вознесении Господнем и возвратились апостолы в Иерусалим (1, 12). Тот же святой писатель в своем Евангелии говорит, что Господь вывел апостолов вон из города Иерусалима до Вифании, близ которой и вознесся в глазах их на небо ( Лк. 24, 50–51 ). Вифания лежала на восточном склоне горы Елеонской, на расстоянии 15 стадий от города Иерусалима 5 . Так как евангелист Лука не говорит определенно, как близко к Вифании совершилось вознесение Господне, а равно и в объясняемом нами месте субботним путем 6 он измеряет расстояние от Иерусалима, вероятно, не места вознесения Господня на горе Елеонской, а самой этой горы, причем неизвестно, с какого пункта горы он ведет свой счет, то очевидно, что разногласия между теми и другими топографическими указаниями нет. Из того и другого указания можно видеть, что вознесение Господа последовало на горе Елеонской, по дороге к Вифании и, вероятно, вблизи ее. 13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. 14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. 13–14. Последуем теперь за апостолами в Иерусалим, куда они с горы Елеонской, с которой произошло вознесение нашего Господа, чрез какие-нибудь полчаса после того прибыли. Пред нашим взором очень небольшое время – десять дней – и столь же незначительное по числу лиц общество – не свыше 120 душ. Кроме известных нам, теперь пока одиннадцати, апостолов, здесь находятся некоторые благочестивые и верующие жены, которые во время жизни Иисуса Христа всегда следовали за Ним, с открытым сердцем слушая Его слово и служа Ему имением своим (см., напр., Лк. 8, 1–3 ). А здесь (ст. 14) между ними названа по имени только Богоматерь Мария, Которая здесь в последний раз упоминается в новозаветных Священных книгах и – только упоминается. Благословенная в женах, Она едва превознесена пред прочими верующими женами прямым упоминанием Ее имени. Но несомненно, что не только Иоанн, которому она была поручена Господом со креста ( Ин. 19, 25–27 ), но и прочие апостолы и все верующие, сознавшие теперь все Божественное величие своего Учителя и Господа и, однако же, лишенные чувственно-телесного лицезрения Его, тем с большею честию, любовию и нежностию окружают теперь Его глубоко смиренную Матерь, Которая и Сама по Себе была верх добродетелей тварных существ.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Бог исполнил желание Филиппа. Однажды во время путешествия в Иудею, возможно, совместно с Симоном-Петром, Филипп встретил Господа и был призван Им. Вот как об этом говорится в Евангелии: Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною (Ин. 1, 43). Филипп, не раздумывая, последовал за Господом Иисусом, сразу уверовав в то, что он и его сотоварищи нашли Мессию. Желая поделиться своей радостью, Филипп рассказал о Мессии своему другу Нафанаи-лу-Варфоломею. Вот как говорится об этом Евангелии от Иоанна: Филипп находит Нафа-наила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри (Ин. 1, 45–46). Действительно, встретившись с Господом Иисусом, Нафанаил уверовал, что Он и есть обетованный Мессия. Следование за Христом После возвращения Спасителя в Галилею Филипп – один из близких к Нему учеников. Как говорит Предание, Филипп поучался от Него Божественной премудрости. Тем не менее, в Евангелии не так уж много упоминаний об апостоле Филиппе – во время многих событий он упомянут только в числе других учеников, не названных по имени. Следующее личное упоминание апостола Филиппа относится к избранию двенадцати апостолов: И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот (Мф. 10, 1–4). В этом списке, как и в двух других, апостол Филипп назван пятым – сразу после ближайших учеников Спасителя. Подобно другим ученикам Господа Иисуса Филипп также был послан на проповедь: И проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду (Лк. 9, 5). Вернувшись с проповеди, Филипп, как и другие ближайшие ученики Христа, на некоторое время остановился близ своего родного города Вифсаиды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Скачать epub pdf Глава 10 Послание двенадцати Апостолов на проповедь в Иудею и наставления им. Мф.10:1 . И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. «Призвав»: не об избрании учеников речь идет, а о посольстве их на проповедь в Иудее. – «Двенадцать»: «по числу двенадцати колен израильских... Дал Он им силу чудотворений, дабы, удивляя чудесами, они приобретали внимательных своему учению слушателей» (Феофил.). Мф.10:2–4 . Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. «Апостолов»: апостол значит посланник, так как 12 избранных учеников были посланы). Господом на проповедь Его Евангелия сначала в Иудее, а потом и во всем мире. Вероятно, название учеников своих апостолами было употребляемо самим Господом ( Ин.13:16 ; Лк.6:13 ) и чрез то постепенно сделалось отличительным наименованием именно Его учеников, избранных Им для проповеди Евангелия. – «Первый Симон, называемый Петром»: не случайно, конечно, во всех перечислениях имен апостолов Симон Петр поставляется на первом месте ( Мк.3:16 и дал. Лк.6:14 и дал. Деян.1:13 ), но частью потому, что он и его брат Андрей были прежде других призваны к апостольству – первозванные ( Ин.1:41 ), частью потому, что по своим качествам он действительно был «первый между равными» (ср. Мф.16:16 и дал. Мф.17:1,24, 19:27, 26:37,40 ; Лк.8:45, 9:32, 22:31 и дал. Ин.21:15 и дал. Деян.1:15, 2:14, 5:3 и дал. Гал.1:18, 2:7 ). – «Называемый Петр»: название это значит камень), равно как и его сирохалдейское имя – Кифа ( Ин.1:42 ; 1Кор 1:12, 3:22, 15:5 ; Гал.2:9 ), каковое имя дано ему, без сомнения, в предзнаменование особенной твердости его в вере и проповеди евангельской. – «Варфоломей»: значит – сын Фоломея, а собственное его имя было Нафанаил ( Ин.1:45, 21:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Упоминание Луки о том, что уверовавшие во Христа исповедовали и открывали дела свои, отражает практику, сложившуюся еще во времена Иоанна Крестителя: приходившие к нему «крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мф. 3:6 ; Мк. 1:5 ). Практика исповедания грехов с самого начала существовала и в христианской традиции, в том числе в связи с крещением и Евхаристией. Апостол Иоанн говорит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин. 1:9 ). Апостол Иаков пишет: «Признавайтесь друг перед другом в проступках» ( Иак. 5:16 ). Буквальный перевод звучит так: «Исповедуйте (ξομολογεσθε друг другу грехи (μαρτας) ваши». Речь здесь, вероятно, идет об акте литургического характера, происходившем во время собрания общины («друг другу» значит «в церкви», в собрании 311 ). Это подтверждают слова из «Учения 12 апостолов» (Дидахи), литургического памятника конца I или середины II в.: «В церкви исповедуй согрешения твои» 312 . В другом месте того же памятника исповедание грехов прямо увязывается с Евхаристией: «В день Господень, собравшись, преломляйте хлеб и благодарите, исповедовав предварительно согрешения ваши, чтобы жертва ваша была чиста». 313 «Мятеж против пути Господня» Деятельность Павла в Эфесе ознаменовалась происшествием, в котором он напрямую не участвовал, но которое затронуло его учеников и повлияло на его собственные дальнейшие планы. Эпизод проливает свет на общую атмосферу, сложившуюся вокруг Павла под конец его пребывания в Эфесе. Лука называет этот эпизод «мятежом против пути Господня». Его инициатором стал некий Димитрий, серебряных дел мастер (ργυροκπος), «делавший серебряные храмы Артемиды (ποιν ναος ργυρος ρτμιδος)», то есть, очевидно, изготовлявший серебряные статуи Артемиды или изделия из серебра для языческих храмов. Это ремесло доставляло ему и другим членам гильдии художников немалую прибыль (сам Димитрий был, вероятно, главой гильдии). Собрав художников и «других подобных ремесленников», Димитрий обратился к ним с речью, в которой указал на то, что деятельность Павла наносит им немалый материальный ущерб, поскольку он учит, что изделия человеческих рук не суть боги. «А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная». Услышав это, они «исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!» ( Деян. 19:23–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Заповедь о блаженстве плачущих указывает на то, что христианин должен быть способен терпеливо переносить скорби, не бояться несчастий и испытаний, не искать в жизни одних радостей и удовольствий. В испытаниях нужно уметь видеть руку Божию и в ощущении присутствия Божия находить утешение. Христианин плачет не от обиды или злобы, не от уныния или отчаяния, а от сознания собственных грехов (покаянный плач) или от радости о близости Бога (плач умиления). Кротость – качество, достижение которого способствует обретению внутреннего душевного покоя. Иисус говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:28–30 ). Будучи образцом кротости, Спаситель призывал Своих учеников подражать Ему. А апостол Петр в своем послании так обращался к женщинам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» ( 1Пет.2:3–4 ). Кротость – признак внутренней красоты, равно необходимый и женщинам, и мужчинам. Христос заповедует алкать и жаждать правды, то есть всегда и во всем искать праведности, справедливости. В Ветхом Завете правда выступает как одно из качеств Самого Бога: Он – «Бог праведный» ( Пс.7:10 ). Человеческая праведность является отражением этой божественной правды. Правда Божия имеет вневременной, вечный характер, но она отражена в заповедях, которые Бог дал людям, живущим во времени. «Алчущие и жаждущие правды» – это те, кто горячо стремятся исполнять заповеди Божии, кто всем сердцем ищут Бога, Источника всякой правды, кто по мере сил и занимаемого положения пресекают беззаконие и поддерживают несправедливо обижаемых. Христианин должен быть милостивым, уподобляясь и в этом Господу, Который «щедр и милостив» ( Пс.102:8 ). Милость должна проявляться не только в сердечном расположении, но и в конкретных делах милосердия – тех самых, о которых Христос напомнит каждому на Страшном суде: накормить голодного, напоить жаждущего, приютить странника, одеть нагого, посетить больного или находящегося в темнице ( Мф.25:35–36 ). О том, что вера должна проявляться в добрых делах, говорит и апостол Иаков: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Петр, ради первенства своего апостольства, носил на себе образ Церкви, знаменуя ее всеобщность. Что касается, собственно, его, то по природе своей он был только один человек по благодати, один христианин по обильнейшей благодати, один также первый Апостол. Но когда ему сказано было: «тебе дам ключи Царства Небесного» и прочее, тогда знаменовал он вселенскую Церковь , которая в нынешнем веке различными искушениям, как бы дождями, реками, бурями потрясается и не падает, поскольку основана на камне, от которого Петр получил имя 75 . Хотя апостолов было числом двенадцать и все вопрошены, один Петр ответствует: «ты Христос, Сын Бога живого», и ему сказано: «тебе дам ключи Царствия Небесного», как будто бы один получил власть вязать и решить; но, хотя и один за всех произнес слова сии, со всеми, однако, получил власть как представляющий лицом своим единство; таким образом, один во всех, ибо единство во всех 76 . Петр во многих местах Священного Писания является носящим лице Церкви, особенно в том месте, где говорится: «тебе дам ключи Царствия Небесного». Неужели Петр получил, а Павел не получил? Петр получил, а Иаков, Иоанн и прочие апостолы не получили? Не в Церкви ли те ключи, где ежедневно отпускаются грехи? Но поскольку знаменательно носил Петр образ Церкви, а Церковь есть Тело Христово, то, что дано ему одному, дано и Церкви 77 . Между апостолами один Петр удостоился носить образ Церкви и потому в лице Церкви удостоился слышать: «тебе дам ключи Царствия», ключи же сии не один человек, но единство Церкви приняло. Сим возвещается только превосходство Петра, носившего образ вселенства и единства Церкви, когда ему одному сказано, что дано всем 78 . Идентична ли власть ключей власти «вязать и решить» или речь идет о двух разных аспектах апостольского служения? На наш взгляд, толкованием образа ключей являются слова: «и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Аналогичные слова Иисус адресует всей общине учеников: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18:18 ). Это значит, что не только Петр обладает властью вязать и решить, но и другие апостолы. В церковной традиции данное обещание понимается в том смысле, что Господь наделяет апостолов и их преемников (епископов) властью не только над земными делами: судьба членов Церкви в вечности зависит от церковной иерархии, обладающей правом открывать врата Царства Небесного для принимающих крещение, затворять для согрешающих и вновь отворять для кающихся. На этом понимании построена вся покаянная дисциплина Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Последнее прошение молитвы «Отче наш» ставит перед нами целый ряд вопросов экзегетического характера. Что такое искушение? Может ли Бог быть источником искушения, «вводить» в него человека? О каком лукавом идет речь – о диаволе или о зле в целом? Если в искушение вводит Бог , то где связь с просьбой об избавлении от лукавого? Греческий термин πειρασμς может быть переведен как «искушение» или «испытание». В Библии мы встречаемся с несколькими видами искушений. Искусителями-испытателями человека бывают и Бог, и диавол. Бог искушает Авраама для испытания его веры, требуя, чтобы он принес в жертву сына ( Быт.22:1–2 ). Бог испытывает Свой народ «в горниле страдания», чтобы узнать, что в сердце его ( Ис.48:10 ), испытывает «сердца и утробы» людей ( Пс.7:10 ; Иер.11:20 ), испытывает «все глубины сердца» каждого человека ( Притч.20:27 ). С другой стороны, диавол искушает Адама и Еву, внушая им вкусить запретный плод ( Быт.3:1–6 ); диавол трижды искушает в пустыне Иисуса ( Мф.4:1–11 ). При этом, однако, диавол не может действовать без согласия Бога: прежде чем испытать Иова, он просит у Бога разрешения ( Иов.1:6–12; 2:1–6 ). В Евангелии от Матфея, помимо Нагорной проповеди, термин πειρασμς (искушение) встречается всего три раза. Впервые мы встречаем его в рассказе об искушении Иисуса диаволом ( Мф.4:1 ). Затем оно используется в молитве «Отче наш». Наконец, в третий раз оно звучит в Гефсиманском саду, когда Иисус обращается к ученикам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» ( Мф.26:41 ). Эти слова были произнесены в критическую минуту – когда Иисус перед Своим арестом молился Отцу о том, чтобы, если возможно, чаша страдания миновала Его. Ученики же в это время спали, «ибо у них глаза отяжелели» ( Мф.26:43 ). Призывая их бодрствовать и молиться, Иисус напоминает им о немощи плоти – одной из причин, по которым человек впадает в искушение. Из других случаев использования термина «искушение» в Новом Завете следует отметить 1-е Послание Петра, где речь идет о гонениях на христиан: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» ( 1Пет.4:12–13 ). Здесь говорится о том, что искушение «посылается» (предположительно, Самим Богом) для испытания в вере. С другой стороны, тот же апостол Петр говорит: «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» ( 2Пет.2:9 ). Апостол Иаков вообще исключает возможность искушения от Бога: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» ( Иак.1:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010