Скачать epub pdf Иаков и Иоанн Помимо Петра особых упоминаний в синоптических Евангелиях удостаиваются братья Иаков и Иоанн Зеведеевы. О них говорится, что Иисус нарек им имена. Воанергес, то есть «сыны громовы» ( Мк. 3:17 ). В данном случае имя, данное обоим ученикам одновременно, должно скорее восприниматься как прозвище, которое два брата получили, предположительно, за свою эмоциональность или за избыточную религиозную ревность. В церковной традиции мы находим и иные, аллегорические толкования значения этого прозвища. Василий Великий , в частности, говорит о том, что применительно к церковной жизни громом можно назвать «передачу людям догматов, которая посредством евангельского громогласия производится в душах уже совершенных, после принятия ими крещения». Переименование Иисусом двух учеников, по мнению Василия, свидетельствует о том, что «Евангелие есть гром ( βροντ τ Εαγγλιον)». Апостол Иаков. Икона. XVI в. Как уже говорилось, Петр, Иаков и Иоанн в синоптических Евангелиях представлены в качестве трех наиболее близких учеников Иисуса. Только они присутствуют при одном из главных Его чудес – воскрешении дочери Иаира, причем евангелисты специально отмечают, что Иисус не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова ( Мк. 5:37 ), и никому из учеников, кроме этих троих, не позволил войти в дом ( Лк. 8:51 ). Тех же троих учеников Иисус берет на гору, где преображается перед ними ( Мф. 17:1 ; Мк. 9:2 ; Лк. 9:28 ). Та же группа, к которой добавляется Андрей, спрашивает Иисуса наедине о признаках Его второго пришествия ( Мк. 13:3 ). Наконец, те же трое присутствуют при одном из самых драматичных моментов евангельской истории – молитве Иисуса в Гефсиманском саду ( Мф. 26:37 ; Мк. 14:33 ). Возможно, это привилегированное положение и стало причиной того, что два брата, Иаков и Иоанн, решили (или их мать решила) обратиться к Иисусу с дерзновенной просьбой о местах по правую и левую руку от Иисуса. Этой просьбой они не только противопоставляли себя двенадцати, но и покушались на первое место Петра в апостольской общине. Иисусу пришлось остудить пыл двух братьев, и это был не единственный случай.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

О Господи Боже наш, Спаситель наш от власти бесовской, помоги нам, чтобы и мы сделали то малейшее, что оставил Ты еще нам сделать. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 9 октября 1. Св. апостол Иаков . Сын Алфеев и один из двенадцати великих Апостолов. Родной брат апостола и евангелиста Матфея. Истинный свидетель слов и чудес Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, очевидец Его страданий, воскресения и вознесения. По сошествии Святого Духа в день Святой Пятидесятницы апостолу Иакову выпал жребий проповедовать Христово Евангелие в Елевферополе и окрестных местах, а затем и в Египте, где и пострадал он за своего Спасителя. С великой силой – и на словах, и на деле – нес святой Иаков спасительное благовестие о воплощенном Боге Слове, разрушая идолопоклонство, изгоняя бесов из людей, врачуя всякий недуг и всякую болезнь именем Господа Иисуса Христа. Его труд и его ревность увенчались большим успехом. Многие язычники уверовали в Господа [Иисуса] Христа. Из их числа были основаны и устроены церкви, к которым святой апостол Иаков рукоположил епископов и священников. Пострадал он в Египте, в городе Острацин: язычники распяли его на кресте. Так преставился в Царствие Небесное сей великий и дивный Христов Апостол, дабы бессмертно владычествовать с Царем славы. От Бога посланный и Господу послушный, Всехвальный Иаков подвиг нес свой простодушно, Евангельское семя с избытком насаждал И плод сторичный в людях, обращенных им, стяжал. Сирию прошел он и Египет ветхий, Питая сладостным нектаром человеки. Как мед Христово слово всех верных насыщало, Врачуя души, им спасенье возвещало. Те чаши медоточные и преблагословенные – Суть церкви Божии по всей вселенной. Творец Всевышний в них немолчно прославляется, Деянья Сына Божия в них чудно воспеваются. Христос – тот мед, что верным подается непрестанно, Животворящая и сладостная манна. Апостол сей Иаков свой путь свершил страданием, Кровь мученическую пролил в жестоком истязании; Венец неувядаемый от Бога получил – Господь его в чертог апостольский вселил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но в послании Иуды сам Иуда называет себя братом Иаковлевым (Иуд. ст. 1). Между тем третий Иуда между апостолами не известен. След. Иаков Алфеев и Иуда Иаковлев, или Фаддей, между собою братья; отсюда становится вместе ясным и то, что два первые евангелиста поставили имя Иакова Алфеева вместе с Фаддеем, именно по их родству между собою, подобно как поставлены вместе братья Иаков и Иоанн, – Петр и Андрей. Далее Мария, которую три евангелиста Мк. 15:40. 47:16, 1 . Лк. 24:10 . Мф. 27:56 . называют матерью Иакова малого и Иосии, у Иоанна в том же случае, 19, 25 называется сестрою матери Спасителя – Мариею Клеоповою. Посему Мария Клеопова и Мария матерь Иакова малого и Иосии – одно и тоже лицо: – Иаков младший и Иосия были те самые лица, которые вместе с двумя другими – Симоном и Иудою называются братьями Господними. Мф. 13:55, 56 . Мк. 6:3 . Посему Мария матерь братьев Господних и сестра Богоматери, Мария матерь Иакова и Иосии, – Мария Клеопова есть одно и тоже лицо, только с разными именованиями. Кто же Клеопа, по коему Мария матерь братьев Господних называется Мариею Клеоповою? Хлофай или Клопас Κλωπας и Αλφαιος – есть одно и тоже имя, только первое по еврейскому выговору, второе по галилейскому, третье по греческому; в этом нет никакого сомниния, так же как в том, что Хаггей по гречески называется Αγγαιος. Посему Мария Клеопова, Мария матерь братьев, или матерь Иакова Алфеева – одна и та же супруга Клеопы – Алфея. Таким образом открывается, что Мария и Клеопа – Алфей были родителями тех лиц, которые именуются братьями Господними, и из которых Иаков, Иуда Фаддей и Симон были в числе 12 апостолов. Наконец, что Иаков брат Божий был апостол и следов. тот же, что иначе называется Иаковом Алфеевым или младшим, – это показывает ап. Павел в словах к галатам I, 19. Иного от апостол не видех токмо Иакова брата Господня. Он прямо поставляет Иакова брата Господня в числе апостолов: главная мысль его была показать, что он не учился у апостолов, и он говорит, что за исключением Иакова, он не видался с апостолами, великими наставниками в вере: о других лицах еще и не нужно было и упоминать.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ефросин, старец, старообрядец – 392 Ефросин, инок, писатель-старообрядец – 414 Ефросинья, волоколамская старообрядка – 385 Ж игимонт, польский король (см. Сигизмунд III) Житковы, приказчики – 117, 236, 365 Ждан, кузнец-часовщик – 609 Журавлев А.И., историк старообрядчества – 406, 409 Жураховский Иродион, епископ – 392 З абелин И.Е., историк, собиратель и исследователь древних рукописей – 500, 501 Заведей (Зеведей), отец Иоанна Богослова – 105, 106, 223, 347, 348 Закревский Н., историк – 483, 572, 623 Зверинский В.В., историк церкви – 398 Зеньковский CA., историк и философ – 446 Зимин A.A., историк – 469 Зосима, инок, писатель-путешественник – 503 Зотов Марк, крестьянин – 388 И аков, ветхозаветный патриарх – 598 Иаков Алфеев (Иаков Праведный), апостол, «брат Господень» – 97, 214, 337, 593, 595, 605 Иаков Заведеев (Зеведеев), апостол, брат Иоанна Богослова, св. мученик – 596, 613 Иаков, священноиерей (см. Иоаким) Иван I Калита, московский князь – 601 Иван III, великий московский князь – 620 Иван IV Грозный, русский царь – 453, 474, 564, 619 Иван Филиппович, упоминается в рукописи – 496 Игнатий, священноинок – 385 Игнатий Смольнянин, писатель-путешественник – 462–464 Игнатьев Андрей, писатель-путешественник – 485, 594 Иезавель (Езавель), жена израильского царя Ахава, библ. – 68, 184, 310, 593 Иеремия, патриарх – 590 Иеремия, пророк, библ. – 100, 103, 106, 216, 217, 221, 224, 340, 341, 345, 348, 598, 608, 614 Иконников B.C., историк – 485, 625 Илия (Илья), пророк, библ. – 82, 83, 184, 197, 257, 310, 324, 439, 465, 468, 570, 593, 598 Илия Муромец (Чеботок), былинный богатырь, св. – 19, 140, 494 Имеретинский A.A., государственный деятель петровского времени – 7, 126, 563 Имеретинский A.B., грузинский князь – 563 Иоаким, отец Богородицы, св. – 100, 101, 217, 218, 340, 341, 342, 520, 607, 609 Иоаким, русский патриарх – 404, 467 Иоаким (Иаков), священноиерей – 385 Иоанн Богослов, апостол и евангелист, св. – 98, 105, 106, 114, 214, 223, 232, 338, 347, 361, 472, 589, 593, 600, 602, 606, 610, 613, 615.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известны и «Деяния апостолов Андрея и Варфоломея в городе парфян» на коптском, арабском, эфиопском и греческом языках. По мнению исследователей, сочинение возникло в Египте; является вторичным по отношению к «Деяниям апостолов Андрея и Матфия в стране антропофагов». «Деяния апостола Варфоломея» – коптский памятник, повествующий о миссионерской деятельности апостола Варфоломея в египетском оазисе и о путешествии Вафоломея в сопровождении апостола Андрея в Парфию, где он принял мученическую кончину (его поместили в мешок с песком и бросили в море). Полный текст сохранился в арабской и эфиопской версиях. Автор, по всей вероятности, использовал более древние «Деяния апостола Фомы». «Мученичество апостола Варфоломея» – сохранились латинские и армянские памятники с этим названием. Латинское «Мученичество» приписывается Псевдо-Авдию. В нем описана миссионерская деятельность апостола Варфоломея в Индии и его казнь по приказу царя Астиага. Армянские «Мученичества» основаны на местных преданиях. Иконография Обычно апостол Варфоломей изображался в античных одеждах, со свитком в руках; черные короткие волосы, небольшая, иногда раздвоенная борода подчеркивали средний возраст. Изображения апостола Варфоломея известны в композициях, представляющих апостолов по обе стороны Христа как учеников. Изображение мученичества апостола Варфоломея получило распространение в позднесредневековом искусстве православных стран. На Западе использовали разные изводы иконографии апостола Варфоломея, как правило, отличные от принятых в православном мире, например, изображение со снятой кожей, накинутой на плечи, и ножом, орудием мученичества, в руке на картине «Апостол Варфоломей» Маттео ди Джованни. Апостол Иаков Алфеев Апостол Иаков Алфеев О жизни апосто ла Иакова Алф еева, как до призвания его Господом Иису сом, так и после, известно крайне мало. В Новом Завете он упоминается во всех списках 12 апостолов, причем, всегда на девятом месте. Согласно Преданию, он был сыном Алфея и братом апостола и евангелиста Матфея (Левия Алфеева). Они происходили из колена Манассии. Святитель Кирилл Александрийский называет родиной апостола Иакова Капернаум.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

По Иоанну-же ( Ин. 19:5 ), это была Мария Клеопова, сестра Марии, Матери Господа (Алфей=Клеопа. Пр. Филарет II, 87; А. В. Горский (см. н.) 533; Lange в Real-Encyklopädie Herzog’a Bd. VI, S. 409). Итак, Апостол Иаков Алфеев ( Мф. 10:3 ) был сыном Марии Клеоповой (Алфеевой), сестры Матери Господа, т.е. троюродным, вероятно, братом Господа. По свидетельству Егезиппа наоборот, Клеопа, муж Марии, был братом Иосифа, Обручника Девы Марии, так что в данном месте у Иоанна под «сестрою Матери Его» и матерью Клеоповой должно разуметь две отдельные личности. Так понимал и Wieseler (см. Но пр. Филарет «другой Марии Магдалины и Матери Христовой Евангелист не знает ( Мф. 27:61, 28:1 )». Впрочем, в нашем вопросе следовать тому или другому мнению – вещь почти безразличная, – точнее говоря, вся разница сводится к тому, по мужской или по женской линии Иаков был братом Господа. Сверх того, если по мужской, – то уз крови между Господом и Иаковом собственно не было, ибо Иосиф был наречённым только отцом Господа, – и братом Господа Иаков так часто именовался лишь потому, что по смерти Клеопы, брат его Иосиф усыновил себе его детей, – как представляет дело Егезипп ( Lange и бл. Феофилакт в толковании на Гал. 1:19 (Казань. 1881. Стр. 16). – За тождество личности Иакова, брата Господня и – Апостола Его, автора соборного послания, говорит далее предание церковное. В то время, как, по замечанию Lange, различение Иакова, Апостола, от Иакова, брата Господня, происходит на почве апокрифов и иногда с целью доказать не каноническое достоинство послания Иакова (как, напр., у Лютера. Лютер автора послания Иакова считает, как известно, просто «добрым, благочестивым мужем»), за тождество их стоят: Егезипп (Euseb. Hist. Eccles. II, 23. – см. S. 407), Руфин также Епифаний (Haeres. 29 – contra Nasareos, vid. S. 408) и бл. Августин (Contra Cresconium –vid. В пользу того же мнения говорит, наконец, и то соображение общего характера, что, при различении Апостолов: Иакова Алфеева, Симона Кананита и Иуды Фаддея от соимённых им братьев Господа, получается странное совпадение обстоятельств: все названные Апостолы прошли бесследно в последующей истории Церкви, тогда как Иаков Иуда и Симон, братья Господа, не имея апостольского звания, заняли столь видные места в этой истории: Иаков и Симон – как первые епископы церкви Иерусалимской, Иуда – как писатель соборного послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Трость надломленная есть Иудейский народ, побеждённый и сокрушённый праведной десницей Божией; лён курящийся есть те же Иудеи, пылающие гневом против Мессии. Христос легко мог бы сокрушить эту надломленную трость и укротить воспламенившийся против Него гнев Иудеев; но по Своей кротости, по Своему долготерпению Он не сокрушает их, дондеже изведет в победу Суд ( Мф.12:20 ), то есть пока правда Его не восторжествует над ними. Тогда Он начнёт наказывать их – и вместе откроет дверь всем народам – и на имя Его языцы уповати имут (стих 21, Беседа Златоустого на Мф.40:2 ). Между последователями Иисуса Христа Евангелист Марк указывает жителей Идумеи и окрестностей Тира и Сидона. Если это были и природные Иудеи, жившие только в чужих Землях, то присутствие их вблизи Иисуса может указывать на быстрое распространение молвы о чудесах и учении Его. Но Евангелист, кажется, хочет выразить, что в числе последователей Иисуса были и язычники. Избрание Апостолов ( Мк.3:13–19 ; Лк.6:12–16 , Мф.10:1–4 ) После многих чудес и долговременного учения Иисус Христос избирает из числа Своих постоянных последователей – 12 учеников, которых называет Апостолами. Перед избранием их Он провёл всю ночь в молитве. Имена Апостолов по спискам трёх Евангелий и Книги Деяний ( Деян.1:13 ) следующие: Симон Пётр и брат его Андрей, сыновья Ионы, Иаков и Иоанн – сыновья Зеведеевы, Филипп и Варфоломей (иначе называемый, как догадываются, Нафанаилом), Матфей, или Левий Алфеев, мытарь и, кажется, брат его Иаков Алфеев (младший), а также Фома близнец, Иуда Иаковлев, называемый Леввеем и Фаддеем, Симон Зилот или Кананит, и Иуда Искариотский, сделавшийся впоследствии предателем своего Учителя. 1. Двенадцатеричное число Апостолов, очевидно, имеет отношение к числу 12-ти колен Израилевых ( Мф.19:28 ; Лк.22:30 ; Откр.21:12,14 ). Название Апостол должно было означать их Божественное посланничество и в этом смысле прилагается и к Самому Иисусу Христу по преимуществу ( Евр.3:1 ). 2. Разница в порядке, в каком следуют имена Апостолов у различных Евангелистов и даже у одного и того же Луки ( Лк.6:13–16 ; Деян.1:13 ), доказывает, что между учениками Иисуса Христа не было строгого различия в старшинстве; а различие имён некоторых из них объясняется обычаем носить несколько имён и переменять их в важных случаях жизни (=Аврам – Авраам, Иаков – Израиль, Исав – Едом, Соломон – Иеддеди и прочее).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

u. Kirche Herzog’a Bd. VII, S. 127. Ср. Bd. VI, S. 409 (Ed. 1856). Ничто, поэтому, не препятствует в Иуде Иаковле, Апостоле, признать тоже лицо, которое в послании с именем Иуды названо Иудою, братом Иакова, и, если против такого заключения возражают ссылкою на стих 17-й послания Иуды, где читается: «но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа» (так на это место ссылается, напр., Н. Pater, признающий Иуду Иаковлева за брата Иакова Алфеева и вместе с тем за брата Господня, но отрицающий апостольское достоинство обоих их. См. Real-Encyklopädie Herzog’a Bd. VII, S. 127–128), – то возражение это нельзя признать сильным, ибо нельзя во всяком случае доказать, чтобы в этих словах автор послания Иуды выделял себя из ряда упоминаемых им Апостолов Господа и противопоставлял себя им. Весь вопрос теперь в том: братом-же какого Иакова именуется Апостол Иуда не Искариотский, автор соборного послания?.. Одни думают – Иакова Алфеева, другие – Иакова, брата Господня. (Кроме Pater а, за брата Иакова Алфеева Иуду считают – Winer, – упоминается им-же – Meyer: Handb. ub. d. Ev. S. 448; – за Иакова, брата Господня, – De-Wette, Credner и дрр. См. у Pater, Против первого мнения можно было бы сделать то возражение, что сколь много побуждений и оснований было для Ап. Иуды именоваться Иаковлевым по имени брата своего в случае, если братом этим был высокочтимый в Церкви Иаков, епископ церкви Иерусалимской и «брат Господа» (именование это составляло как-бы некоторое особое преимущество из братьев Господних именно для Иакова. Pater в Real-Encyklopädie Herzog’a Bd. VII, S. 127), – столь-же мало было их в другом случае, – если бы братом этим был Иаков Алфеев. Но нужда в этом возражении устраняется тем обстоятельством, что и Иаков Алфеев был лицом, тождественным с Иаковом, братом Господним. В числе жён, созерцавших положение Господа во гроб, у Марка названа Мария Иосиева ( Мк. 15:47 ) и Иаковлева ( Мк. 16:1 ), а Матфей эту Марию прямо называет Мариею, матерью Иакова и Иосии ( Мф. 27:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Избрание Апостолов    (Мк. 3:13-19; Лк. 6:12-16, Мф. 101-4)    После многих чудес и долговременного учения Иисус Христос избирает из числа Своих постоянных последователей — 12 учеников, которых называет Апостолами. Перед избранием их Он провёл всю ночь в молитве. Имена Апостолов по спискам трёх Евангелий и Книги Деяний (1:13) следующия: Симон Пётр и брат его Андрей, сыновья Ионы, Иаков и Иоанн — сыновья Зеведеевы, Филипп и Варфоломей (иначе называемый, как догадываются, Нафанаилом), Матфей, или Левий Алфеев, мытарь и, кажется, брат его Иаков Алфеев (младший), а также Фома близнец, Иуда Иаковлев, называемый Леввеем и Фаддеем, Симон Зилот или Кананит, и Иуда Искариотский, сделавшийся впоследствии предателем своего Учителя.     1. Двенадцатеричное число Апостолов, очевидно, имеет отношение к числу 12-ти колен Израилевых (Мф. 19:28; Лк. 22:30)­Апок. 21:12,14). Название Апостол должно было означать их Божественное посланничество и в этом смысле прилагается и к Самому Иисусу Христу по преимуществу (Евр. 3:1).     2. Разница в порядке, в каком следуют имена Апостолов у различных Евангелистов и даже у одного и того же Луки (Лк. 6:13-16; Деян. 1:13), доказывает, что между учениками Иисуса Христа не было строгого различия в старшинстве; а различие имён некоторых из них объясняется обычаем носить несколько имён и переменять их в важных случаях жизни (­Аврам — Авраам, Иаков — Израиль, Исав — Едом, Соломон — Иеддеди и прочее).     3. При этом можно заметить, что во всех стихах Апостолов прежде вписываются те семь учеников, призвание которых описано в Евангелиях. Только Матфей почему-то ставит Фому прежде себя, хотя о призвании Фомы нигде не говорится.     4. При ближайшем разсмотрении списков Апостолов можем отметить следующее:     а) Симон, сын Ионы, из Вифсаиды Галилейской, прозван от Иисуса Петром, или Кифой (по-Сирски), что значит камень. В списке Апостолов он стоит всегда первым: но это не давало ему первенства чести и власти над другими Апостолами. Он был в таком же отношении ко всем Апостолам, в каком каждый из них к своим последующим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

Арефа мог воспользоваться этим временем и завладеть Дамаском. Но не вероятно, чтобы такой важный город долго оставался в его руках: по крайней мере, через два года царствования Калигулы он должен был возвратится под власть римлян. Таким образом, если положить, что бегство апостола Павла из Дамаска было в 40-м году, следовательно, обращение к христианству – в 37-м, все происшествия до того времени после вознесения Христова совершились в течении трех лет. 41 По мнению блаженного Иеронима, de Vir illstr. c. 5, Савл апостол около этого времени начал называться Павлом, по тому, что обратил к вере кипрского проконсула Сергия Павла. 42 Что ап. Иаков Праведный, брат Господень и первый епископ иерусалимский, есть тоже самое лица, что ап. Иаков Малый или Алфеев, т. е. По разному произношению еврейского слова Hlphi, сын Алфея или Клеопы и Марии Клеоповой, сестры Матери Господа, это видно из соображения следующих мест свящ. Писания: Деян. гл. 15. ст. 13 – 21, гл. 21, ст. 18 – 25; Гал. гл. 1, ст. 19; гл. 2, ст. 9 и 12. Кубеждению в этом приводит свидетельства Егезиппа и Климента Александрийского (см. Евсев Церк. Ист. Кн. 2, гл. 1 и 23). С своей стороны Евсевий говорит «Иаковов было два: один-Праведный, а другой – обезглавленный» – Возражения против этого, заимствуемые из неправильного толкования мест Ин.7:5 ; Деян.1:14 ; 1Кор.9:5 ., по нашему мнению, весьма слабы. Имеет смысл и то, что если ап. Иаков Алфеев не был епископом Иерусалимским, то о нем не сохранилось от древности решительно никакого предания. 45 Например о Симоне Зилоте: Мефодий Тирский, или кто другой (Corp. Seript. Hist byzant. Tom. 5, p. 349. edit. Venel an. 1729), Никифор Каллист (в Церк. Кн. 2, гл. 40, стр. 202, изд. В Париж. 1630г.), точно так же, как и в греческой минеи, изд. Венеп. 1328 г. под 10-м января, говорят, что он проповедовал в Африке начиная от Ливии до пределов западного океана, и потом в Британии – те есть в тех местах, где во времена апостолов не было христианства, а Фортуат (точно так и все минеи церкви западной), еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010