Евангелист Матфей применяет к Иисусу слова из книги пророка Исаии об Отроке Божием, Который «не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12:19–20; Ис. 42:2–3). Апостол Павел говорит о Христе, используя понятия смирения, послушания, уничижения и нищеты. По его словам, Христос — Тот, Кто «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:7–8). Он Сам, «будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9). Эти слова Павла приводит в толковании на первую заповедь Блаженства Григорий Нисский (IV век), говоря о том, что подлинно блаженным является только один Бог (1 Тим. 6:15), а для людей достижение блаженства возможно через уподобление Богу. Что же в Божестве предлагается желающим для подражания? «Как мне кажется, нищетой духа Слово именует добровольное смиренномудрие (δοκε μοι πτωχεαν πνεματος, τν κοσιον ταπεινοφροσνην νομζειν Λγος)» . Вся жизнь Христа являет величайший пример смирения и обнищания: Какое большее обнищание — Богу быть в образе раба? Какое большее смирение — Царю существ прийти в общение с нашим нищим естеством? Царь царствующих, Господь господствующих добровольно облекается в рабский образ; Судия вселенной делается подданным (земных) властителей; Господь твари обитает в вертепе; Всеобъемлющий не находит места в гостинице, но кладется в яслях бессловесных животных; Чистый и Всецелый приемлет на Себя скверну естества человеческого, понесши на Себе и всю нищету нашу, доходит даже до испытания смерти. Видите ли меру добровольной нищеты? Жизнь вкушает смерть; Судия ведется на судилище; Господь жизни всего сущего подвергается приговору судьи; Царь всей премирной силы не отклоняет от Себя рук исполнителей казни. В этом образце, говорит апостол, да будет видима тобою мера смиренномудрия . Фрагмент мозаики Согласно Исааку Сирину, смирение — качество, которым в наивысшей степени обладает Бог. Смирение Бога было явлено миру в воплощении Сына Божия. В Ветхом Завете Бог оставался невидимым и неприступным для всякого приближающегося к Нему, когда же Бог облекся в смирение и скрыл Свое величие под человеческой плотью, Он стал видимым и доступным:

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Иначе, если бы канон был только «работой ума», он не производил бы на нас никакого впечатления. Преподобный Андрей ощущал Господа Иисуса Христа не только в своем сердце, в своей душе, но и во всем: он видел, что Христос наполняет все. И ощущал он это не только при чтении Евангелия, не только при служении ближним или совершении богослужения, но и всегда. Это — полнота того ощущения, о котором Спаситель говорит кратко: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Наверное, неизмеримо большее, сильнейшее ощущение близости, вездеприсутствия Спасителя имели святые апостолы, и потому они смело проповедовали Христа в самых разных варварских странах. Например, апостол Матфей проповедовал диким племенам, которые почти не знали цивилизации. Апостолы чувствовали, что Христос с ними, что Христос всюду и во всем, и потому ничего не боялись и смело исполняли заповедь Спасителя «Научите все народы». Мы, конечно, не имеем такой благодати, какая была у апостолов, но мы обязаны стремиться стяжать в себе Христа, чтобы понять, что Он как Бог, как Сын Божий пребывает с нами. Тогда и мы ощутим ту любовь, пусть в малой степени (а, безусловно, хотелось бы это испытать сполна), о которой говорит апостол Павел: «Для меня разрешиться (т. е. умереть. — Игум. А. ) — это приобретение, потому что я буду со Христом» (см. Флп.1:21 ; 23). Необыкновенная любовь к Господу призывала Его учеников к еще большей близости к Нему. Известен такой обычай святых апостолов: когда они изредка собирались вместе (изредка — потому что проповедническое служение не позволяло им делать это часто) и разделяли общую трапезу, то всегда ставили на стол и «часть Господню» — хлеб и чашу вина, которую потом разделяли между собой как некое благословение. Они и таким естественным, простым образом воспоминали свое общение с Господом Иисусом Христом. Мы, православные христиане, живущие спустя уже две тысячи лет после Вознесения Господня, не должны себя этим временем отделять от Господа Иисуса Христа и считать, что мы чем-то принципиально отличаемся от святых апостолов.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Когда же они стали тянуть сеть, то рыбы оказалось так много, что сеть прорывалась. Тогда браться призвали на помощь апостолов Иакова и Иоанна, видимо находившихся в лодке поблизости, завязующа мрежи своя 133 , как говорится в Евангелии от Матфея, то есть чинивших свои рыболовные сети. Иаков и Иоанн пришли, чтобы помочь, и стали перекладывать пойманную рыбу в лодки, которые начали погружаться в воду от обилия рыбы. Тогда Петр сказал с истинным смирением: Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный 134 . Именно после этого произошло то призвание апостолов к служению, о котором говорит евангелист Матфей: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. В Евангелии от Луки эти слова относятся к одному Петру. Так ли это было, или призыв был произнесен во множественном числе, но все апостолы восприняли его на свой счет и последовали за Господом. Действительно, все они, а не только апостол Петр, сделались ловцами человеков. Эти простые рыбаки, совершенно необразованные или малообразованные (некоторые из них даже неграмотные), по всему миру проповедали Евангелие и уловили в сеть евангельской проповеди множество людей, жаждущих спасения. Господь наш Иисус Христос старается уверить в истинности Своего учения каждого человека, используя для этого его наклонности. Что можно было сказать этим простым рыбакам? Если бы им было преподано утонченное, возвышенное учение, то они едва ли смогли бы его понять. Поэтому и произошло чудо – необыкновенная ловля рыбы, ведь рыбаки, занимавшиеся этим ремеслом с детства, понимали, что подобное невозможно. Это потрясло их до такой степени, что они оставили сети и своих родных: Петр покинул семью, Иаков и Иоанн – отца с наемниками, как говорится в Евангелии от Марка, и последовали за Господом. Впоследствии Господь неоднократно уверял апостолов в том, что Он истинный Бог , а не просто чудотворец, что Он повелевает всей тварью, даже рыбами, самыми непокорными существами, не поддающимися власти человека. Например, подобное произошло, когда апостол Петр просил, чтобы Господь наш Иисус Христос дал жертву на храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Когда Моисей говорил о совокупном веществе видимого мира в том его виде, в каком оно было в первый день, он не определял точки зрения, не делал никакого пространственного обозначения – по той простой причине, что тогда господствовало полное безразличие частей, или иначе: не было никаких частей. Когда же мировые тела обособились, и между ними раскинулось свободное пространство (rakia), когда выделилась и та масса вещества, из которой образовалась наша земля, бытописатель тотчас как бы ступил ногой на землю и её избрал точкой зрения на окружающие явления мироздания. По этому явились для него верх и низ, над и под: состав вещества, образовавшего все другие мировые тела, кроме земли, он назвал водами над твердью, потому что на эти тела с земли приходится смотреть вверх; вещество же, образовавшее землю, он назвал водой под твердью. – Мог ли еврей, для которого первоначально Моисей записал историю миротворения, понимать воды, разделенные твердью, как первоматериал для мирообразования? Есть сильное основание для положительного ответа на этот вопрос. Апостол Пётр о людях невежественных, превращающих Писания, говорит, что они «не знают, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водой» 134 . Слова эти, несомненно имеют отношение к Быт.1:7–8 и параллельны этому месту. На основании стиха 6-го в указанном месте послания Петра, где говорится о потопе, можно бы было подумать, что апостол разумеет атмосферное небо, носящее воду, т. е., облака; но такому предположению противоречит стих 10-й, где очевидно говорится о тех же небесах, что и в 5-м стихе. В 10-м ст. говорится: «приидет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут». Какие это небеса и как они прейдут – это объясняет евангелист Матфей: «и вдруг после скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба» 135 . Катастрофа, стало быть, разразится не в атмосфере, а в настоящей тверди, в которой повисли первозданные воды во второй день и превратились в светила в четвертый день.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

между суд и суд, пропустил. Что же касается слов в еврейском: «и на закон его будут надеяться острова», то Матфей, обращая внимание на смысл, чем на слова, вместо слов – закон и острова, поставил – имя и языки. И это необходимо иметь в виду не только по отношению к настоящему месту, но и во всех тех случаях, когда евангелисты и апостол приводят свидетельства из ветхого завета: они следовали не букве, а смыслу, и там, где Семьдесят расходятся с еврейским, удерживали в своей речи смысл еврейский. Итак Спаситель назван отроком Бога всемогущего по домостроительству воплощения, с которым соединялось ниспослание Его к нам. К Нему говорит Отец и в другом месте: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых ( Ис. 49:6 ). Он есть виноградная лоза Sorec, что переводится – «избранная». Он есть Сын возлюбленный, в нем же благоволи душа Божия ( Мф. 3:17 ): не в том это смысле, чтобы Бог имел душу, но словом душа выражается полнота любви Божьей. И не удивительно, что Богу усвояется душа, если по правилам иносказательной речи и для раздельности представлений говорится, что он имеет все члены человеческого тела. И положил дух свой на Него, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, и страха Господня ( Ис. 11:2–3 ), сошедший на Него в виде голубя, о котором, как рассказывает о себе, слышал и Иоанн Креститель от Бога Отца: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть ( Ин. 1:33 ). И суд языком возвестит. Об этом говорится и в псалмах: Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду ( Пс. 71:1 ). И сам Он говорит в Евангелии: ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну ( Ин. 5:22 ). Не воспрекословит: как агнец ведется Он на заклание; не преречет в опровержение тех, с кем говорит. Не возопиет, соответственно тому, что пишет апостол Павел: всяк клич, и гнев, и горесть да будут удалены от вас ( Еф. 4:31 ). Не возопиет: ибо Израиль не суд производит, а только вопит. Никто не услышит на улицах голоса Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мф.17:24-27 ). Евангелист Матфей не говорит, сделал это Петр или нет, но и без того понятно, что он исполнил Божие повеление. Так же произошло и здесь. Может быть, поступок Фомы покажется нам весьма дерзновенным, но нужно понимать, что он имел сильнейшее желание увериться, вопреки всякому здравому рассуждению, в Воскресении Спасителя. Конечно, с точки зрения здравого смысла, явление некогда умершего человека воскресшим кажется совершенно невозможным, невероятным. Хотя апостол Фома и общался со своими друзьями, с которыми его сближало многое из того прошлого, когда все они на протяжении трех лет странствовали вместе с Господом Иисусом Христом, однако же думал он так: «Либо я так и останусь при своем разочаровании, либо должно произойти совершенно невозможное, и я буду осязать раны Спасителя». Фома желал удостовериться не только в том, что явился живой человек, но что это именно Тот Самый Человек Иисус, Который был распят на Кресте. Может быть, он предполагал, что апостолам явился кто-то похожий на Господа Иисуса. Кроме того, слова Спасителя: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои» были не укором, но именно повелением. Ученики привыкли исполнять самые странные, неудобопонимаемые приказы Господа Иисуса Христа, и тут Фома также не должен был возражать на Его повеление и неуместно смиряться, как это сделал во время Тайной вечери апостол Петр, не желавший, чтобы Господь омывал ему ноги. Ученики привыкли повиноваться Спасителю беспрекословно — и поэтому Фома не мог не прикоснуться к ранам в руках и в ребрах Господа Иисуса Христа, и, конечно же, он, по словам Спасителя, из неверующего стал верующим. Эту свою веру он тут же показал в своем необыкновенном восклицании — в его словах не было никакой просьбы, они содержали лишь то, что он чувствовал, что он осознал в это мгновение. «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (ст. 28). Из аскетических творений святых отцов мы знаем, что когда человек преуспевает в делании непрестанной Иисусовой молитвы, то бывают такие моменты, когда он уже не может полностью произносить молитву, не может ни о чем просить.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Мф.26:8–9 .  Ученики же, видя это, начали негодовать, говоря: К чему же [ut quid] эта трата? Ведь это [масло] могло бы быть продано за большие деньги и роздано нищим. 606 Я знаю, что некоторые злословят относительно этого места в недоумении: почему другой евангелист сказал, что опечален был только Иуда, потому что он имел в своем распоряжении ящик для хранения денег и с самого начала утаивал деньги; а евангелист Матфей пишет, что вознегодовали все апостолы: таковые люди не знают оборота речи, который называется σλληφις, или «синекдоха»; в нем вместо одного обыкновенно называют всех и вместо многих – одного. Ведь и апостол Павел в своем Послании к Евреям (хотя относительно него многие латиняне сомневаются), когда описывает страдания и заслуги святых, – говорит: «Они были побиты камнями, подвергались пыткам, были рассечены» [разрезаны пилою] «и умерли через усекновение мечом» ( Евр. 11, 37 ), 607 хотя иудеи заявляют, что рассечен был только один пророк Исайя. Мы можем истолковать и иначе, – именно: апостолы действительно вознегодовали ради бедных, а Иуда – из-за своего прибытка, а потому тайный ропот его является преступлением потому именно, что он имел заботу не о бедных, а хотел обеспечить себе кражу. Мф.26:10–11 .  Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете. Возникает новый вопрос: почему Господь после Воскресения сказал ученикам: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28, 20 ), – а в настоящем случае говорит: «Меня не всегда имеете с собою». По моему мнению, в этом месте говорит Он о пребывании телесном, которое после Воскресения никоим образом не будет таковым, каковым оно было теперь, т. е. вполне одинаковым по образу жизни и подобным семейному. Вспоминая об этом, апостол говорит: «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» ( 2Кор. 5, 16 ). Мф.26:12 .  Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению. То, что вы называете пустой издержкой благовонной мази, есть обязанность, исполняемая относительно погребения. И не удивительно, если она Мне подала приятное благоухание веры своей, когда Я пролью 608 за нее Свою кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

На улице присоединились к Нему два спутника, два разбойника, тоже приговоренные к распятию.     И , ПРИДЯ НА МЕСТО , НАЗЫВАЕМОЕ ГОЛГОФА ... Чье сердце не содрогнется при одном имени Голгофы? Есть ли на всей земле еще такое святейшее место, как гора Голгофа, на которой Единородный Сын Божий, нас ради воплотившийся, пролил Кровь Свою и умер, как человек, за всех нас, грешных сынов Адамовых? Святая Голгофа — это открытая дверь в Царство Небесное, в дом Отца Небесного, дверь, через которую первый вошел туда разбойник благоразумный, а за ним входят и все истинно кающиеся грешники. Вот почему святые евангелисты с особенной точностью указывают это место; так, святой Матфей говорит: ЧТО ЗНАЧИТ: ЛОБНОЕ МЕСТО , святой Марк: «что значит: Лобное место»  (Мк. 15:22); святой Иоанн: «Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа»  (Ин. 19:17). Это был небольшой холм за Судными воротами к северо-западу от Иерусалима, где в то время обычно совершались страшные смертные казни преступников, черепа которых, может быть, и валялись тут же. Древнее предание, записанное святыми отцами и учителями Церкви, говорит, что здесь, на Голгофе, было погребено тело праотца нашего, Адама. Вот почему под крестом Господним изображается глава Адамова: «Как в Адаме все умирают» , — говорит апостол Павел (1 Кор. 15:22) — «так во Христе все оживут» . Само слово Голгофа значит голова, череп. Итак, Божественный Врач, второй Адам, «вознесен был на древо там, где лежал больной», первый Адам. Смерть побеждена на том месте, на котором низвела она в прах первого человека. Как тела животных, кровь которых для очищения греха вносилась первосвященником во святилище, сжигались вне стана, так и Иисус, как говорит святой апостол Павел, чтобы освятить людей Своей Кровью, «пострадал вне врат»  (Евр. 13: И). Теперь это святейшее место не вне врат святого града: оно заключено в великом храме Воскресения, вместе с пещерой Гроба Господня. Склоняясь под этот престол, благочестивые поклонники со страхом и любовью припадают, чтобы облобызать край священной скалы, обагренной Кровью Спасителя, и сколько сладких, спасительных слез покаяния пролилось здесь, у подножия креста Господня, в течение многих веков!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Не бывает, «чтобы слово Божие не сбылось»; оно не может противоречить самому себе. Для желающего с чистым сердцем вникнуть и понять, истина всегда откроется, и любой воздвигнутый меч все-таки снова обернется Христовым миром. О вере и делах Суббота Мф. 7:24–8:4 Рим. 3:28–4:3 Апостол часто противопоставляет веру закону. Он пишет, например, что «человек оправдывает верою, независимо от дел закона», и что Бог «оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру». Но когда отсюда возникает вопрос: «Итак, мы уничтожаем закон верою?» – то Апостол решительно отвечает: «Никак, но закон утверждаем». Противоречия между верой и законом нет. Верим мы в Бога, Который и дал закон. И дела закона только тогда спасительны, когда человек совершает их не случайно, не по личному пристрастию, не по народной традиции, но – движимый живой верой в Живого Бога, Который и заповедал их совершать. Иными словами, когда человек верит в Бога и хочет заслужить похвалу от Него. А просто хороший, просто порядочный, но не верующий человек, конечно, тоже «имеет похвалу», … «но не перед Богом», а перед тем, кому он старается угодить. Мы, например, ничего не знаем о прежних делах Авраама. И лишь с тех пор, как Бог призвал его, и он поверил Богу, «это вменилось ему в праведность». Дела без веры бессмысленны. Но гораздо страшнее – вера без дел. Верить в Бога, слышать Его слова и… не выполнять – что может быть безумнее? Вот и Евангелист Матфей, пересказав Нагорную проповедь Господа Иисуса Христа, заканчивает Его же словами: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что был основан на камне. И всякий, кто слушает слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». И когда после этого Господь исцелил прокаженного, то сказал ему: «смотри, никому не сказывай; но пойди, покажи себя священнику, и принеси дар, какой повелел Моисей во свидетельство им». Вот, человеку, в котором через чудесное исцеление умножилась вера, Господь повелевает пойти и во свидетельство этой веры исполнить обряд Моисеева закона. Но Он же и запретил ему разглашать о случившемся. Почему? А чтобы не хлынули люди, движимые или праздным любопытством, или желанием обрести только телесное здоровье; чтобы эти любители строить на песке своей грубой толпой не оттеснили от Господа тех, кто – больной или здоровый, – желал смиренно слушать, веровать и выполнять, кто имел твердую решимость строить на камне дом своего спасения. О темном и светлом оке

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Но мне кажется, что Павел указывает здесь не только на жребий своего служения, но и на то, что он издревле и свыше был назначен для него. Так и Иеремия говорит, что Бог сказал о нем: « прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя » (Иерем. 1:5). Так как Павел писал городу тщеславному и напыщенному, то он во всем и показывает Божье рукоположение и говорит, что сам Бог призвал, сам Бог избрал его. Он делает это для того, чтобы послание его признали достоверным и приняли. « К благовестию Божьему ». Итак, не один Матфей или Марк есть евангелист, равно как не один Павел есть апостол, но также и первые, хотя Павел по преимуществу называется апостолом, а те евангелистами. Самое же благовестие он называет в зависимости не от настоящих только благ, но и от будущих. Как же Павел говорит, что он благовествует о Боге? « Избранный », говорит, « к благовестию Божьему ». Правда, Отец был известен и прежде евангелий, но, если и был известен, то одним только иудеям, и притом не всем, как надлежало. Тогда не знали Бога, как Отца, и многое представляли недостойно Его. Потому Христос и сказал, что придут « истинные поклонники », и что « таких поклонников Отец ищет Себе » (Ин. 4:23). Впоследствии же и сам Отец вместе с Сыном открылся всей вселенной; предвозвещая об этом Христос сказал: « да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа » (Ин. 17:3). Благовестием же Божьим апостол называет (свою проповедь) для того, чтобы в самом начале возбудить внимание слушателя. Он пришел не с печальной какой–либо вестью, как приходили пророки — с обличениями, укоризнами, угрозами, но с добрыми вестями, с благовестием Божьим о бесчисленных сокровищах постоянных и непреложных благ, которые « прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях ». Сказано ведь: « Господь даст слово: провозвестниц великое множество » (Пс. 67:12); и еще: « как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир » (Ис. 52:7)! 2. Видишь ли, как определенно выражены в ветхом завете название и способ евангелия? Оно, говорит, возвещается не только словами, но и делами; затем благовестие не есть что–либо человеческое, но божественное, неизреченное, превышающее всякое естество.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010