Сегодня за богослужением мы слышали чтение о том, что произошло в праздник Пятидесятницы, когда через 50 дней после Пасхи по обетованию Господа Спасителя Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов. Исполненные Духа, ученики Христовы заговорили на неведомых им языках. В то время в Иерусалиме находились паломники из разных городов и стран, и каждый из них в речи апостолов услышал собственное наречие. Некоторые были так удивлены этим событием, что говорили об учениках Христовых: «Они напились сладкого вина» (Деян. 2:13). Но апостол Петр сказал: «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня» (Деян. 2:15), то есть по-нашему было девять утра. Петр также напомнил, что событие, которое только что произошло, было предсказано в Писаниях, процитировав строки из книги пророка Иоиля: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2:17). Сегодняшнее чтение из Евангелия от Луки повествует о том, как Господь Иисус Христос явился двум Своим ученикам, которые шли в Эммаус, но те не узнали Воскресшего Спасителя. Они стали говорить Ему о том, что случилось с Иисусом Назарянином, как Он был предан и распят, а затем, высказав полнейшее недоумение по поводу Его воскресения, рассказали, как некоторые женщины сообщили им, что Иисус жив и что Его тела нет в гробнице. И тогда Господь Иисус Христос, еще не узнанный ими, объясняя Писания, сказал, что всему, что произошло с Ним, надлежало быть. Святой апостол Лука, который является автором одного из Евангелий и книги Деяний апостольских, особое внимание уделяет теме Священного Писания Ветхого Завета, указывая, что все произошедшее с Господом Иисусом Христом было предсказано в Ветхом Завете. Для первохристианской Церкви обретение в Ветхом Завете множества пророчеств о Господе Иисусе Христе было весьма важным откровением. Мы можем проследить эти пророчества по всем книгам Нового Завета, начиная с Евангелия от Матфея и кончая посланиями апостола Павла и Апокалипсисом святого апостола Иоанна Богослова. Уже в первой главе своего Евангелия апостол Матфей, рассказывая о Рождестве Христовом, ссылается на Писание Ветхого Завета: « А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.» (Мф. 1:22-23).

http://patriarchia.ru/db/text/4873929.ht...

Согласно Библейскому учению человек состоит из души и тела. Создав из праха земного тело Адама, Бог " вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою " (Быт.2:7). О двухсоставной природе человека говорит и евангелист Матфей (10:28), предупреждая нас: " не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне " . Апостол Павел, обращаясь к христианам (1Кор.6:20), поучает их: " прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий " . Правда, есть в Св. Писании такие места, где как будто говорится о трехсоставной природе человека (духа, души и тела). Так, например, в первом послании к солунянам или фессалоникийцам (5:23) апостол Павел говорит: " Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа " . Однако Св. Церковь, признавая не трехсоставную, а двухсоставную природу человека, поучает нас так: когда апостол Павел говорит о душе и духе, то здесь он различает две стороны или силы одной и той же духовной природы человека, гармонически сопоставляя эти две силы духовной природы с двумя силами или сторонами тела - членами и мозгами. Так он говорит в Послании к евреям (4:12): " Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные " .  НАЗНАЧЕНИЕ, ПЕРВОБЫТНОЕ СОСТОЯНИЕ И ГРЕХОПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Если все развитие неорганического и органического мира было дано как бы во мгновение ока всемогущими словами Творца (да будет!), то сотворение человека отличалось от создания всех других тварей. Пред сотворением человека, выражаясь нашим ограниченным человеческим языком, происходит как бы совет во Святой Троице: " сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему " (Быт.1:26). Самый процесс творения человека совершался так: из праха земного Бог создал тело человека; в тело человека Господь вдунул дыхание жизни; указав на высокое назначение человека - быть царем природы, то есть обладать землею и владычествовать над всеми тварями. Бог создал подобную первому человеку помощницу - жену.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Что именно в служении Христа на земле составляет его вершину? Воскресение ! Без воскресения из мертвых это была бы просто еще одна история про убитого проповедника из числа тех, которые похоронены и истлели в земле. Воскресение Богочеловека Христа – это центр нашей веры. О чем апостол Павел вполне определенно говорит: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15: 14). И апостол Петр подчеркивает, что именно воскресением Иисуса Христа из мертвых Бог возродил нас (1 Пет. 1: 3) и что крещение нас спасает воскресением Иисуса Христа (1 Пет. 3: 21). Воскресение Иисуса Христа – это самое великое событие в человеческой истории, и оно имеет ключевое значение для нашего спасения. Что еще праздновать христианам, как не это? Переход евреев из Египта явно меркнет по сравнению с победой Господа над смертью. Адвентисты полагают, что во время Пасхи надо просто вспоминать о тайной вечере Иисуса Христа, и они настаивают, что она была в день еврейской пасхи. Но апостол Иоанн свидетельствует, что тайная вечеря Иисуса, которую Он назвал пасхой (см.: Лк. 22: 8), была за день до еврейской пасхи. Уже на следующий день иудеи от Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху (Ин. 18: 28). И позднее Пилат в этот же день предлагает отпустить Его на Пасху (Ин. 18: 39). Евангелист Матфей говорит, что Спаситель предупредил учеников: через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26: 2), поэтому они на следующий день, то есть за день до еврейской, предложили: где велишь нам приготовить Тебе пасху? (Мф. 26: 17) – и приготовили. Кто первым отмечал пасху не вместе с иудеями? Ответ прост – Иисус Христос Так что если адвентисты спросят, кто первым изменил время празднования Пасхи и отмечал ее не вместе с иудеями, то ответ прост – Иисус Христос. Конечно, в Новом Завете нет заповеди праздновать Пасху, не рассчитана Пасхалия, не содержится чинопоследование службы в этот день, как и многое другое. Но там описывается, как Христос сказал апостолам, из которых составил Свою Церковь: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18: 18). Установление праздника Пасхи и определение его содержания и порядка – это одно из проявлений той самой власти, которую получила основанная Христом Церковь. Эта Церковь существует доныне и известна сейчас под именем Православной.

http://pravoslavie.ru/78593.html

Немедленно после того Господь явился и другим женам мироносицам, которые в это время были еще на пути к дому апостолов. Они, пораженные явлением и словами ангелов, бежали от гроба в страхе и трепете, ни с кем не останавливались и никому ничего не говорили. Господь встретил их и сказал им: радуйтесь, и они ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Пришли жены к апостолам, а также и Мария Магдалина, и возвестили о явлениях им Господа, но Апостолы не поверили им. В тот же день Господь явился апостолу Петру, как повествует евангелист Лука, но при каких обстоятельствах, неизвестно. Подробно описано этим евангелистом четвертое явление Господа Клеопе и другому ученику во время путешествия их в Еммаус. Христос явился им так, что они сначала не узнали Его; когда же они взошли с Ним в дом для принятия пищи, то узнали Его в то время, когда Он, благословив хлеб и преломив, подал его им, но в то же время сделался невидим. Они возвратились в Иерусалим вечером и рассказали об этом апостолам, которые сказали им, что воистину воскрес Господь и явился Симону Петру. Когда ученики Господа, кроме апостола Фомы, собравшиеся вместе в Иерусалиме в одном доме, при запертых дверях, рассуждали поздно вечером о слышанных ими явлениях Его в тот день, Господь внезапно предстал среди них, уверил их в Своем воскресении, преподал им через дуновение Духа Святого и открыл ум их к разумению Святого Писания. Итак, Господь для уверения в Своем воскресении явился не менее пяти раз в первый день разным лицам, в разные часы дня и в разных местах и положениях. Должно заметить, что Евангелисты говорят еще не о всех явлениях Господа. Господь продолжал являться и в следующие дни. Иоанн Богослов, как очевидец, описывает еще два явления Господа, именно, спустя восемь дней по воскресении, Господь, явившись одиннадцати апостолам, уверил апостола Фому в Своем воскресении, потом явился семи ученикам на море Тивериадском во время ловли рыбы, а евангелист Матфей повествует о явлении воскресшего Господа одиннадцати апостолам на горе в Галилее. Святой апостол Павел в первом послании своем к коринфской церкви, перечислив некоторые выше сказанные явления, говорит еще о таких явлениях Господа, о которых умолчано евангелистами, именно о явлении Его более нежели 500 братиям, последователям Господа, собранным в одном месте, а также о явлении Иакову, брату Господню, с которым апостол Павел лично беседовал в Иерусалиме. Евангелист Лука, спутник апостола Павла, слушавший Апостолов, очевидцев Господа, пишет в Деяниях апостольских, что Господь явил Себя живым, то есть, воскресшим по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь Апостолам и говоря о Царстве Божьем (Деян. 1:3).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   И в другом месте: Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое (Ин. 17:6).    А о последнем способе повествуют нам евангелисты. Так евангелисты Матфей и Марк свое описание Тайной вечери и предсмертной беседы Христовой с учениками Своими заключают следующими словами: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26:30; Мк. 14:26). Евангелист Лука о последователях Христовых вообще замечает, что они: пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк. 24:53); а евангелист Марк об апостолах повествует: А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями (Мк. 16:20). Апостол же Павел в одном месте между прочими наставлениями преподает Ефесянам и следующее: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу (Еф. 5:18—19), и тем указывает на обычное и ежедневное занятие верующих того времени.    Святитель Иоанн Златоуст восклицает: “Вот как опять он соединяет их со Христом, воздавая им честь, утешая и называя их братьями Христовыми потому, что — от Единаго вси; но вместе с тем определяет слова свои и показывает, что он говорит о Христе по плоти, выражаясь так: святяй и освящаемии. Видишь ли, какое различие между Им и нами? Он освящает, а мы освящаемся. И выше Он назван Начальником спасения их. Но у нас один Бог Отец, из Которого все (1 Кор. 8:6). Еяже ради вины не стыдится братию нарицати их. Видишь ли, как опять показывает Его превосходство? Выражением не стыдится он показывает, что все это зависит не от сущности предмета, но от милосердия и великого смиренномудрия Того, Кто не стыдится. Хотя и от Единаго, но Он освящает, а мы освящаемся. Великое различие! Он от Отца, как Сын истинный, то есть из сущности Его, а мы, как твари, то есть из ничего, следовательно, между Им и нами великое различие. Потому апостол и говорит: не стыдится братию нарицати их, глаголя: возвещу имя Твое братии Моей. Приняв плоть, Он принял и братство; вместе с плотию привзошло и братство”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

б) Неудобоприемлемость или невместимость проповеди Евангельской в мире: Господи, кто поверил слышанному от нас, и кому отрылась мышца Господня? ( Ис 53:1 ) Евангелист Иоанн указывает исполнение сего следующим образом: Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи, кто поверил слышанному от нас , и кому открылась мышца Господня? ( Ин 12:37–38 ). Апостол Павел также заметил: не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? ( Рим 10:16 )? в) Понесение Мессией на Себе греха и последствий его, как то: болезней и немощей человеческого рода: Сей немощи наши взял и понес наши болезни ( Ис 53:4 ). Евангелист Матфей указывает исполнение сего следующим образом: привели к Нему бесноватых многих, и Он изгнал духов словом и всех больных исцелил, да сбудется реченное Исаием пророком сказавшим: Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни ( Мф 8:16–17 ). г) Страдание невинного Мессии за грехи и беззакония людей: но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши… Господь возложил на Него грехи всех нас… за преступления народа Моего претерпел казнь… не сделал греха, и не было лжи в устах Его. ( Ис 53:5–9 ). Исполнение этого пророчества указано Апостолом: я первоначально преподал вам, что и сам принял, что Христос умер за грехи наши, по Писанию ( 1Кор 15:3 ). Подобным образом Апостол Петр говорит: Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо ( 1Пет 2:24 ), также святой Иоанн Богослов: и вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха ( 1Ин 3:5 ). д) Необыкновенное смирение и кротость Мессии среди страданий. И хотя истязуем был, не отверзал уст Своих; как овца на заклание веден он, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих ( Ис 53:7 ). Исполнение этого можно видеть у Евангелистов в описании страданий Христовых, когда они указывают, что Господь не отвечал на выдвигаемые против Него обвинения к удивлению обвинителей и судей, как на допросе у первосвященника, так и на суде перед Пилатом ( Мф 26:63 ; 349 27:12–14; 350 Мк 14:61 ; 351 15:3–5 352 ); – также в словах Апостола Петра: ( 1Пет 2:23 353 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

В стихе изображает будущее спасение как исцеление и воскресение в третий день. «Оживит нас через два дня, и в третий день восставит нас, и мы будем жить перед лицем Его» (6:2). В историческом смысле, в приложении к древним израильтянам, слова «два дня, третий день» обозначают кратность времени, после которого пленникам будет даровано избавление. В мессианском смысле, это пророчество, по святоотеческому толкованию, содержит предсказание о всеобщем, духовном воскресении людей, освобождение их от рабства греху через Иисуса Христа и наследии вечной жизни по воскресении из мертвых, начало которому положено воскресением Иисуса Христа. Поэтому многие экзегеты думают, что в словах апостола Павла «Христос... восста в третий день по писанием» ( 1Кор.15:14 ) подразумевается данное пророчество, т.к. в Ветхом Завете, кроме этого пророчества и прообраза трехдневного пребывания Ионы во чреве кита, нигде не говорится о воскресении Спасителя в третий день. Стихи 11,1. «Из Египта воззвах сына Моего», буквально относящиеся к изведению евреев из египетского плена, евангелист Матфей приводит как пророчество об удалении в Египет и возвращении из него Богомладенца Христа ( Мф.2:15 ). На первое из этих событий (пребывание и исход евреев из Египта) евангелист смотрит как на прообраз второго. Как пребывание Израиля в Египте в то время, когда он был, как народ, еще младенцем, было нужно для его спасения от голода и пагубного влияния в Ханаане, так и пребывание Богомладенца Христа в Египте было необходимо для сохранения Его от меча Ирода. Основанием для такого понимания является тот факт, неоднократно засвидетельствованный в священных книгах, что ветхозаветный Израиль был прообразом Мессии и в важнейших событиях своей жизни он прообразовал отдельные события земной жизни Христа. В стихе изображает спасение от плена, как избавление от смерти. «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! Где твое жало? Ад ! Где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» ( Ос.13:14 ). Апостол Павел приводит это место в Первом Послании к Коринфянам», как пророчество о сошествии Христа во ад и победе Его над смертью ( 1Кор.15:55 ). Апостол смотрит на ассиро-вавилонский плен как на образ духовного плена, а на освобождение от него и возвращение в землю обетованную, как на прообраз освобождения людей от греха и смерти через Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Доказательство девятое Когда Господь Бог благословлял что-либо кому-либо, то происходили великие изменения, и Слово Господне никогда не было сказано всуе. Благословил Господь Бог Авраама и Сару, и посмотри, какие изменения произошли от этого – из престарелых они превратились в молодых, способных к рождению. Благословил Господь Бог Адама и Еву: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт. 9, 1 ), и посмотри, какие произошли изменения – от одного Слова наполнился весь мир. Благословил Господь Бог землю сухую и неукрашенную, и посмотри, какие изменения, какая красота полей. Но никому не перечесть в Священном Писании удивительные изменения, последовавшие за Божиим благословением. Поэтому блаженный Амвросий сказал: «Благословение Божие сильнее естества. Благословением Божием изменяется и само естество». Смотри выше, в главе 6. Благословил Христос Бог хлеб, или хлебы, и из пяти хлебов стала тысяча, или пять тысяч хлебов, и великое множество народа насытилось. Благословил две рыбы, и великое множество насытилось. Также благословение Господне было и на Тайной Вечери над Евхаристическим хлебом. Ибо Евангелист Матфей пишет: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: Примите, ядите: сие есть Тело Мое ( Мф. 26, 26 ). Это же слово в слово говорит и Евангелист Марк. Разве могло быть всуе благословение Христово над этим хлебом и разве могло не произвести в нем никакого изменения, как говорят те, кто не знает Христа, истинного Бога, и пустословят о бессилии Его благословения. Доказательство десятое Наш истинный Православный Догмат опирается на слова самого Апостола Павла, выявляющие ваши, противники, ложь и бесчестие. Послушайте, что говорит Апостол: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо, кто есть и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает ( 1Кор. 11, 27–29 ). Как вы, супостаты, дерзаете противиться этим Апостольским словам? Апостол здесь ясно говорит, что злые, то есть недостойные, недостойно и нерассудно, без душевного исправления, приемлющие Тело Господне, сильно виновны и получают наказание, не только временное, телом, что знаменуют эти слова: Оттого многие из вас немощны и больны, но и вечное, душой, что знаменуют эти слова: ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Мне иногда приходится общаться со «свидетелями Иеговы». Они приходят, чтобы со мной поговорить, у них есть интерес. Я задаю им вопрос: – Почему вы называете себя «свидетелями Иеговы», кто для вас Иегова? Они говорят: – Это Отец Небесный. Я им говорю: – Разве вы не знаете, что есть только один Свидетель Иеговы – это Его возлюбленный Сын Иисус Христос? Потому что сказано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). То есть, об Отце может свидетельствовать Кто? Только Его Сын! Потому что Бога никто не видел. Даже Ангелы не видели Бога, они закрывали свои лица и только восклицали: «Свят, свят, свят Господь Саваоф…». Поэтому у Бога Отца есть только Один Свидетель – это Его Сын. Помните, когда апостол Филипп просил Иисуса Христа показать Отца Небесного? Иисус Христос сказал ему: «…столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» ( Ин.14:9 ). Видите, как заблуждаются эти мужчины и женщины, которые ходят по домам и говорят, что они «свидетели Иеговы»! Мы можем свидетельствовать только о том, что Господь сделал с нами. Иоанн Богослов имел свидетельство Иисуса Христа. Апостолы не называли себя свидетелями Иеговы, они называли себя свидетелями Иисуса Христа. И Сам Христос говорил им: «…и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:8 ). Почему они были свидетелями Иисуса Христа? Потому что они видели Его своими глазами, они осязали Его своими руками, они слышали Его своими ушами. Они были свидетелями – в смысле самоочевидцами – Слова, то есть они непосредственно с Ним общались. Поэтому здесь одной строкой сказано об Иоанне Богослове: «который свидетельствовал слово Божие (то есть проповедовал Слово Божие, – О.С.) и свидетельство Иисуса Христа и что он видел (то есть проповедовал о Христе)» ( Откр.1:2 ). Евангелие от Матфея написал апостол Матфей – он был один из числа двенадцати. Евангелие от Марка написал Марк – он не был апостолом из числа двенадцати, он был личным секретарем апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

При Домициане был сослан на остров Патмос автор «Апокалипсиса» апостол Иоанн Богослов, который был освобожден из ссылки и вернулся в Ефес уже после смерти императора. Часть 1. Деяния Святых Апостолов В изложении истории апостольского века большое значение имеет книга Деяний Апостолов, написанная евангелистом Лукой, спутником апостола Павла. Евангелист Лука сопровождал апостола во втором и третьем его путешествии и был в Риме во время заключений ап. Павла. Многие события евангелист Лука описывает как очевидец, рассказывая в то же время о других со слов самих апостолов или их ближайших учеников. Его книга дает точную историю проповеди апостолов Петра, Иоанна и Павла в первые времена жизни христианской Церкви, распространившейся из Иерусалима по Азии и Европе. 1. Сошествие Святого Духа на апостолов ( Деян. 1:2 ) В сороковой день по Своем воскресении, Господь Иисус вознесся на небо, дав повеление апостолам никуда не отлучаться из Иерусалима и ждать сошествия Святого Духа. «Иоанн крестил водой – сказал им Господь, – а вы через несколько дней после сего (т. е. после Его вознесения) будете крещены Духом Святым» и «примете силу (когда сойдет на вас Дух Святой) и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (1:5 и 8). Поэтому, возвратившись с горы Елеонской, апостолы вошли в горницу, где и пребывали вместе Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот и Иуда брат Иакова (1:13). Вместе с апостолами была и Мария, Матерь Иисуса, с некоторыми женщинами и сродниками Христа по плоти. Всех около ста двадцати человек. Здесь вместо Иуды предателя был избран по жребию после молитвы двенадцатый апостолМатфий. Прошло десять дней, и наступил день Пятидесятницы. У иудеев этот день был не только одним из великих годовых праздников, когда вспоминалось провозглашение Моисеева закона на Синае, но также и праздником жатвы. К этому дню в Иерусалим со всех окрестных стран стекалось множество паломников. Здесь были парфяне и мидяне, и эламиты, и жители Мессопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, принадлежащих к Киренее, пришедшие из Рима иудеи и прозелиты, критяне, аравитяне и другие народы. Все это были «иудеи рассеяния», т. е. евреи, которые в течение многих поколений жили в разных странах, но сохранили духовную связь с Иерусалимом и были людьми «набожными»; были и иностранцы, принявшие иудейскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010