Святой Кирилл Александрийский учил: «Царство Небесное – это оправдание верою и освящение Духом» По учению Евангелия, стать подданными Небесного Царствия могут люди, еще живя на земле. Святой Кирилл Александрийский учил: «Царство Небесное – это оправдание верою и освящение Духом. Поэтому и в другом месте (сказано): Царство Небесное “внутри вас есть”». Согласно со святителем Кириллом блаженный Феофилакт так истолковал данный стих: «Под Царством Небесным он разумеет первое и второе пришествие Христа и добродетельную жизнь. Ибо если мы, странствуя по земле, жительствуем как бы на небе, чуждые страстей, то имеем Царствие Небесное». То есть, живя на земле, мы уже должны почитать себя причастными Небесного Отечества. Апостол Павел писал, обращаясь к уверовавшим: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2: 19). И далее мы читаем в Евангелии об Иоанне Крестителе: «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф. 3: 3). Апостол Матфей приводит это пророчество из пророка Исаии, чтобы подтвердить миссию святого Иоанна Крестителя текстом из Ветхого Завета, ведь свое Евангелие апостол и евангелист Матфей писал для иудеев, посему при всякой возможности подтверждал сказанное из Закона (Торы), Пророков (Набиим) и Писания (Кетубим). Так в общении с иудеями поступал и Сам Христос (см.: Мф. 22: 40), и Его апостолы (см.: Деян. 28: 23). Блаженный Феофилакт под «путем Господним» понимает проповедь Евангелия, а под «стезями», которые необходимо выпрямить, – Закон Божий. То есть Благая Весть (Евангелие) не упраздняет Закона (Пятикнижие Моисея), но, напротив, усиливает его влияние на людей и делает его исполнение более эффективным, что и означает призыв: «прямыми сделайте стези Ему». Стезею называется путь Закона, потому что он древний и многие уже прошли по нему. И далее апостол Матфей предлагает нам описание внешнего вида святого пророка Иоанна Крестителя: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф. 3: 4).

http://pravoslavie.ru/93462.html

Апостол Матфей приводит это пророчество из пророка Исаии, чтобы подтвердить миссию святого Иоанна Крестителя текстом из Ветхого Завета, ведь свое Евангелие апостол и евангелист Матфей писал для иудеев, посему при всякой возможности подтверждал сказанное из Закона, Пророков и Писания. Так в общении с иудеями поступал и сам Христос (см. Мф.22:40 ), и его апостолы (см. Деян.28:23 ). Блаженный Феофилакт под «путем Господним» понимает проповедь Евангелия, а под «стезями», которые необходимо выпрямить, – Закон Божий. То есть, Благая Весть (Евангелие) не упраздняет Закона, но, напротив, усиливает его влияние на людей и делает его исполнение более эффективным, что и означает призыв: «прямыми сделайте стези Ему» . Стезею называется путь Закона, потому что он древний и многие уже прошли по нему. И далее апостол Матфей предлагает нам описание внешнего вида святого пророка Иоанна Крестителя: Мф.3:4 . «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед». Истолковывая этот стих, блаженный Иероним пишет: «Он говорит: ″из… волоса″, а не: из шерсти. Одно служит для обозначения одежды крайне скромной ( «из верблюжьего волоса»  – О.С.) , а другое – роскоши человека изнеженного. Пояс же кожаный, которым был опоясан Илия, обозначал умерщвление. А следующее затем: ″А пищею его были акриды и дикий мед″, – [показывает что] обитателю пустыни свойственна не изысканность в яствах, а только восполнение необходимого в человеческом теле» . «Акриды»  – это разновидность кузнечиков, вкушение которых не возбранялось Пятикнижием Моисея. Подобного строго и уединенного образа жизни иудеи придерживались, чтобы очиститься от всякой нечистоты и скверны. Сказано, например: «А Иуда Маккавей… удалился в пустыню и жил со своими приверженцами в горах по подобию зверей, питаясь травами, чтобы не сделаться причастным осквернения» ( 2Мак.5:27 ). С другой стороны, внешний вид святого Иоанна Крестителя поразительно напоминает внешний вид другого еврейского пророка, жившего в древности, а именно пророка Илию. Написано в Книге Царств: «Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин» ( 4Цар.1,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Апостол и всех призывает «жить достойно благовествования Христова», – и чтобы это было в свободе, независимо от похвал или порицаний, «чтобы мне, приду ли я … или не приду, слышать вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую». Тогда и гонения вдруг становятся знаком высочайшего доверия нам нашего Господа:«потому что вам дано(!) ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне». О нищих, алчущих и плачущих Пятница Лк. 6:17–23 Флп. 1:17–24 Как мы помним, евангелист Матфей так начинает излагать одну из бесед Господа Иисуса Христа: «И увидев народ, Он взошёл на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста свои, учил их…» Согласно Матфею, эта беседа и получила название «нагорной». А между тем, евангелист Лука пишет, что она была произнесена«на ровном месте». Кому отдать предпочтение? Похоже, что Матфей дал лишь краткое вступление, стараясь поскорее перейти к изложению главного. Лука же, как обычно, «по тщательном исследовании всего сначала» ( Лк.1:2–3 ), точнее восстановил подробности. Всё осталось, но всё встало на свои места. Осталась и гора, на которую Господь взошёл, чтобы по своему обыкновению провести там «всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день», Он призвал «учеников Своих», «избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами». А потом уже, «сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его». Но почему-то из девяти блаженств, приводимых Матфеем, Лука приводит только первые. Начинает же он так же, ка и Матфей: «Блаженные нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие». Кто же такие «нищие»? – Нищих мы постоянно видим на улице. Они стоят и просят: подайте на пропитание!.. Не требуют, и ничего не обещают взамен, зная, что ничего у них нет и не будет, и ни на что они не имеют законного права, и нет у них сил, чтобы заработать своими руками. Они готовы терпеть всякое унижение, лишь бы их не прогнали. Точно также и ощущение своей духовной нищеты побуждает день и ночь стоять как бы с протянутой рукой пред очами Божьими и просить, бия себя в грудь и не смея поднять глаз, как просил мытарь: «Боже, милостив буди меня грешному!» ( Лк.18:13 ). Иными словами, ощущение своей духовной нищеты есть прямое побуждение к истинной молитве. И как нищему не придёт в голову гордиться тем, что он попрошайничает, так и истинному молитвеннику не придёт в голову хвалиться тем, что он постоянно молится. И нет у истинного молитвенника такого момента, когда он мог бы сказать: я всё получил от Господа, и больше просить незачем!.. И даже когда он почувствует приближение Господа, его молитва не прекратится, но – станет ещё горячее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Евангелист Матфей продолжает это типологическое соответствие. Образ Рахили олицетворяет для него матерей избитых в Вифлееме младенцев, которые также являются детьми праматери Рахили ( Мф 2:18 ). О бегстве в Египет говорит малый пророк Осия, современник пророка Исаии, также живший в VIII веке до Р.Х., только не в Южном, а в Северном Израильском царстве. «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» ( Ос 11:1 ). Формально Осия приводит эти слова в воспоминание о том, как богоизбранный народ, прежде чем получить в наследие Обетованную землю, попал в Египет, и только после избавления от рабства получил обещанное. Евангелист Матфей повествует о бегстве Святого семейства в Египет и возвращении в Назарет и типологически использует это пророчество. Потому что подобно тому как богоизбранный народ получил наследие только после исхода из Египта, так и избавление во Христе имело предысторию, связанную с этой страной ( Мф 2:15 ). О приготовлении пути Господу говорит пророк Малахия (V в. до Р.Х.), которого именуют «печатью пророков», потому что он последний из известных нам ветхозаветных пророков, не считая Иоанна Предтечу. «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною , и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете» ( Мал 3: 1 ). В этом стихе употребляется два раза слово «Ангел». Толкователи отмечают различный оттенок этих двух словоупотреблений. Говоря об Иоанне Предтече, Господь Иисус Христос приводит эти слова, но связывает Иоанна Предтечу с первым Ангелом. Второй же Ангел – «Ангел завета», тот, Который «внезапно придет в храм Свой», «Которого вы ищете» и «Которого вы желаете». Его, естественно, соотносят с Мессией. Апостол Матфей сообщает слова Христа, цитирующего пророка Малахию: «Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою » ( Мф 11: 9–10 ). У всех трех синоптиков первое лицо в пророчестве Михея заменено на второе: вместо «предо Мною» стоит «пред Тобою». Возможно, так сделал Сам Спаситель в Своей речи, адресовав пророчество к Себе, а Иоанна уподобив ангелу, ведшему Израиль из пустыни в Землю Обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

После ухода волхвов «другим путем» в свою страну, а не через Иерусалим царь Ирод, обманутый в ожиданиях, повелел избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев до двух лет. Свидетельств о рождении тогда не было, и воины, определяя возраст на глаз, выполнили приказ на совесть – по Преданию, было убито сорок тысяч детей. Евангелист Матфей и в этих событиях отмечает исполнение Ветхого Завета. Так, переселение Святого Семейства в Египет и возвращение оттуда связано с пророчеством Осии: «Он [Иосиф] встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего» ( Мф. 2: 14–15 ; см.: Ос. 11: 1 ) – еврейский народ, чудесно выведенный из Египта, был прообразом Христа. Это посещение Египта предзнаменовало исполнение еще одного пророчества, о котором не вспоминает евангелист Матфей, но с IV века говорят толкователи, имевшие возможность увидеть его исполнение: «Пророчество о Египте. Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем» ( Ис. 19: 1 и далее). Речь идет о будущем духовном изменении этой страны: из духовного центра язычества, какими были во времена Христа Вавилон и Египет, Египет с IV века стал колыбелью монашеского делания. Внецерковные предания, представленные в ряде новозаветных апокрифов, связывают посещение Спасителем Египта с огромным количеством всевозможных чудес, но эти домыслы противоречат самому факту бегства: если бы настало время чудес, зачем нужно было убегать от Ирода? В избиении вифлеемских младенцев апостол Матфей видит исполнение пророчества Иеремии: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» ( Мф. 2: 17–18 ; см.: Иер. 31: 15 ). Блж. Феофилакт поясняет, что Рахилью пророк назвал Вифлеем, где она была похоронена. Соотнесение приведенных слов пророка Иеремии с евангельской историей тем более уместно, что они приведены в контексте 31-й главы, которая содержит знаменитые пророчества о Новом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

    У Иудеев был обычай вести записи, кто у кого были отцы, деды и прадеды, и т.д. Записи эти переходили от отцов к детям, велись и хранились из рода в род в каждом семействе. Каждое новое семейство запасалось ими от того, от которого отделялось и начинало жить отдельным домом. Такого рода запись была и в доме Иосифа. Евангелист Матфей взял ее у Матери Божией, или у Иакова, сына Иосифа, или у кого-то другого из семьи, и поместил в своем Евангелии. В царском роде Давидовом каждого побуждала к этому надежда видеть именно в своей семье исполнение обетования Божия о рождении Христа Спасителя. ИАКОВ РОДИЛ ИОСИФА, МУЖА МАРИИ, ОТ КОТОРОЙ РОДИЛСЯ ИИСУС, НАЗЫВАЕМЫЙ ХРИСТОС. У евангелиста Луки вместо Иакова отцом Иосифа назван Илий, и родословие от Салафиила ведется не через Авиуда, а через Рисая; причина этого тот же закон сродства, о котором было сказано раньше: Илий умер бездетным, а жена его вышла за сродника его, Иакова, от которого и родила Иосифа. Так объясняют разницу в именах родословия Христова древнейшие толкователи, ссылаясь на предание, дошедшее до них от сродников Спасителя по плоти. Иосифом не закончил евангелист Матфей родословие Христово, но присоединил и имя Марии, дабы показать, что для Марии он привел и родословие самого Иосифа, что Иисус Христос родился не от Иосифа, а от Марии Приснодевы. Это видно уже из слов евангелиста; он не сказал: «Иосиф же родил Иисуса от Марии», а говорит: от Которой родился — Сам родился, от Духа Святаго, без семени мужа — Иисус, называемый Христос. Апостол Матфей называет Иосифа мужем Марии в том же смысле, в каком и мы можем назвать обрученного жениха мужем обрученной невесты, хотя их брак еще и не совершен. В конце родословия евангелист производит общий счет родам и, чтобы удобнее запомнить их, делит на три равные части: ИТАК ВСЕХ РОДОВ ОТ АВРААМА ДО ДАВИДА ЧЕТЫРНАДЦАТЬ РОДОВ; И ОТ ДАВИДА ДО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ В ВАВИЛОН ЧЕТЫРНАДЦАТЬ РОДОВ; И ОТ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ В ВАВИЛОН ДО ХРИСТА ЧЕТЫРНАДЦАТЬ РОДОВ. Так можно разделить всю историю народа Божия от Авраама до Христа: от Авраама до Давида Евреи управлялись старейшими в роде и судиями; от Давида до плена Вавилонского — царями; от плена Вавилонского до Христа — первосвященниками. Явился Христос — истинный Судия, Царь и Первосвященник, и прекратилось у Евреев всякое правление. Достойно замечания, что евангелист причисляет к родам и Самого Христа, везде совокупляя Его с нами (без имени Христова выходит в третьей части родословия только тринадцать родов). Следует также заметить, что евангелист записал родословие Господа нашего еще в то время, когда происхождение Его из рода Давидова можно было всякому Иудею доказать по подлинным документам, и тогда действительно всякий мог увидеть их сам, если хотел.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Все апостолы были отцами для каждого из христиан. И все христиане друг для друга были братьями и сестрами. И вот вопрос для протестантов: как же исполнится обетование Христа о том, что у христианина станет много отцов — если ему никого нельзя называть этим словом? Апостолы тоже, наверное, не воспринимали заповедь Христа «никого не называйте отцом, кроме Отца вашего, Который на небесах» столь однозначно, как нынешние «евангелисты». Любовь не знает закона. И уже апостол Иоанн обращается к своим ученикам — «детушки». Встречное окликание, очевидно, было соответственным. Апостол Матфей, пишущий свое Евангелие после того, как он услышал строгие слова Спасителя «никого не называйте отцом на земле», Матфей, в чьем именно Евангелии и приведены эти слова Христа, тем не менее пишет, что Христос встретил Иакова и Иоанна «в лодке с Зеведеем, отцом их» (Мф. 4, 21). Апостол Стефан проповедует Синедриону: «братия и отцы! послушайте» (Деян. 7, 2). То же обращение встречается у ап. Павла (Деян. 22, 1). И апостол Иоанн его употребляет: «Пишу вам, отцы» (1 Ин. 2, 13). Апостол Петр также знает иных отцов, кроме Небесного: «Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших» (Деян. 3, 13); «Бог отцов наших воскресил Иисуса» (Деян. 5, 30). Если вспомнить еще и увещание ап. Павла: «отцы, не раздражайте детей» (Еф. 6, 4), то станет вполне очевидным, что по восприятию апостолов благодатное Богосыновство, дарованное нам Истинным Сыном, не отменяет земного родства, как телесного, так и духовного. Авраам «стал отцом всех верующих», — пишет апостол Павел (Рим. 4, 11), напоминая, что можно по плоти происходить не из еврейского народа, но при этом быть наследником духовных обетований, некогда данных Аврааму. Для «всех верующих» Авраам — «отец»: не только для евреев, происшедших от него по плоти, но и для тех, кто пришел к библейской религии по зову духа. Если сказано, что надо более бояться тех, кто может убить душу, чем тех, кто может убить тело (Мф. 10, 28), то не верно ли и обратное: почитать надо больше тех, кто стоит у истока моей духовной жизни, нежели того, кому я обязан своей телесной жизнью? И если того, кто принес мне меньший дар, надлежит чтить и почитать признательным обращением отец , то почему же нельзя это слово прилагать и к духовному рождению, к рождению в духе, которое также происходит не без участия человека (ибо «как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего» — Рим. 10, 14)? Поэтому и пишет ап. Павел: «Я родил вас во Христе Иисусе» (1 Кор. 4, 15). И прямо поясняет, что именно поэтому и стал он отцом для уверовавших: «У вас тысячи наставников но не много отцов» (1 Кор. 4, 15). И о вполне конкретном человеке Павел говорит: Онисим, «которого родил я в узах» (Флм. 10). Естественно, что ученики апостола Павла воспринимали его именно как отца: Тимофей «как сын отцу, служил мне» (Флп. 2, 22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Непосредственно об установлении Таинства Евхаристии нам сообщают три евангелистаМатфей, Лука и Марк. Уже один этот факт отчетливо свидетельствует нам о том, что данное событие подтверждается исторически, а значит абсолютно достоверно. Четвертый евангелистапостол Иоанн Богослов – в своем Евангелии не говорит конкретно об установлении данного Таинства, но при этом подробно описывает всю Тайную Вечерю в целом, на которой собственно и произошло установление Евхаристии. Апостол Иоанн в своем Евангелии просто сделал акцент на других действиях и словах Господа Иисуса Христа, а вот упоминать об установлении Таинства Евхаристии не стал, т. к. до него об этом сказали уже три евангелиста (по Преданию апостол Иоанн Богослов писал свое Евангелие последним из евангелистов). Еще одну версию такого освящения данного события апостолами сообщает протопресвитер Михаил Помазанский: «Тогда как предуказание Спасителя на будущее установление Таинства Евхаристии дано в Евангелии от Иоанна, – само установление Таинства излагается у трех евангелистов-синоптиковМатфея, Марка и Луки…» Таким образом, о. Михаил указывает на то обстоятельство, что апостол Иоанн указывает именно на обетование Господа о будущем Таинстве, а евангелисты-синоптики уже рассказывают нам о непосредственном установлении данного Таинства. Учитывая важность данных свидетельств, приведем их все в полном объеме. Так, апостол Матфей сообщает нам следующее: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26: 26–28). Как видно из данного отрывка, слова Господа Иисуса Христа стали центральными в совершении Таинства Евхаристии. Блаженный Феофилакт Болгарский так комментирует данный отрывок из Евангелия от Матфея: «Намереваясь преломить хлеб, Господь благодарит как для того, чтобы и нас научить приносить хлеб с благодарением, так и для того, чтобы показать, что Он с благодарностью принимает преломление, то есть умерщвление Своего тела и не негодует на это, как на нечто невольное; благодарит, наконец, и для того, чтобы и мы принимали страшные Тайны Христовы с благодарностью» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Всех книг Нового Завета двадцать семь. Главными книгами Нового Завета являются Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, то есть Четвероевангелие. Эти книги, как и вообще все книги Нового Завета, написаны по вдохновению Святого Духа святыми апостолами, учениками Иисуса Христа, очевидцами Его земной жизни . В прощальной беседе на Тайной вечере Господь сказал Своим ученикам: «…Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ); и еще: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» ( Ин.15:26–27 ). По Преданию Святой Церкви, Евангелия были написаны в I веке по Рождестве Христовом, причем первые три Евангелия написаны не позднее шестидесятых годов, а Евангелие Иоанна не позднее конца I века. То же самое говорит и историческая наука. Ученые ссылаются на древних писателей первых веков христианской веры, упоминающих в своих сочинениях о книгах Нового Завета, им тогда уже известных. Кроме того, в знаменитых римских катакомбах сохранились настенные изображения «Доброго Пастыря», «Тайной вечери», «Насыщения пятью хлебами» и многие другие росписи на евангельские сюжеты. Древнейшие катакомбы относятся к концу I и началу II века (катакомбы Присциллы). Первые три Евангелия сходны между собою и отличаются от четвертого порядком и характером изложения. Они излагают в определенной последовательности сведения о жизни Господа Иисуса Христа, почему и называются синоптическими . Евангелист Иоанн не придерживается такого порядка. Он ничего не говорит об истории земного рождения Спасителя, а прямо начинает с благовестия о Божестве Его. Первые Евангелия рассказывают о деяниях Христа, главным образом в Галилее, а святой Иоанн – о деяниях в Иудее и, частью, в Самарии. Но и синоптические Евангелия имеют свои отличительные черты. Святой евангелист Матфей, называемый также Левием, был одним из двенадцати апостолов. До своего апостольства он был мытарем, то есть сборщиком податей, при озере Тивериадском, где находилась таможня для сбора пошлин с товаров, отправляемых из Палестины и Египта в Сирию и обратно. Апостол Матфей, первый из евангелистов, написал свое Евангелие в Иудее через восемь лет после Вознесения Иисуса Христа. Язык Евангелия – арамейский. Но, по преданию, сам же апостол перевел его на греческий язык. Главная цель евангелиста Матфея – показать, что Иисус Христос есть обетованный Богом Мессия – Христос. Об этом свидетельствуют многочисленные ссылки на пророчества Ветхого Завета. Евангелие писалось для христиан из иудеев. Оно содержит в себе двадцать восемь глав.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Помещая этот диалог на тему: « что вы думаете о Христе? чей Он сын? » в своем Евангелии, Матфей как бы бросает вызов себе самому. Разве его Евангелие не начинается словами: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова…» ( Мф.1:1 ). Но не будем спешить. Блестящий ответ на данное «противоречие» дает блаженный Августин , он пишет: «Итак, Христос – сын Давидов. Но как же Он и Господь ему? Скажи нам, апостол! “Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу” ( Флп.2:6 ). Узнай в Нем Господа Давида. А если узнаешь в Нем Господа Давида, нашего Господа, Господа Неба и земли, Господа Ангелов, равного Богу, и образ Божий, то как же Он – сын Давидов? Внимай тому, что следует. Апостол показывает тебе Господа Давида, говоря, что Он, “будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу”. Так как же Он – Давидов сын? “Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его” ( Флп.2:7–9 ). И воскрес Христос из семени Давида, сын Давидов, ибо Он уничижил Себя. Как Себя уничижил? Взяв на Себя то, чем Он не был, не теряя того, чем Он был. Уничижил Себя, смирил Себя. Хотя был Богом, казался человеком. Он отвергнут был, когда ходил по земле, хотя Он – Творец Неба. Отвергнут был и как человек, словно в Нем не было никакой силы. Он был не просто отвергнут, но убит! Он был тем камнем, о который преткнулись иудеи и разбились: “и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит” ( Мф.21:44 ). Теперь вы поняли, что Он и сын Давидов, и Господь Давида: Господь Давида всегда, сын Давида на время. Господь Давида рожден из субстанции Отца, сын Давидов рожден от Девы Марии, зачат Духом Святым. Будем твердо помнить то и другое!» 331 «Говорят Ему: Давидов »… а в чем неточность, если и Матфей так записал? Мф.22:43–45 . «Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010