Сегодня, в неделю (воскресенье) перед Богоявлением мы слышим начало Евангелия Иисуса Христа. Конечно, здесь идет речь не столько о начале книги, сколько о начале возвещения Благой Вести о спасении людей Сыном Божиим. И всё же – с чего начинает свое повествование каждый из евангелистов? Если кому-то кажется, что все Евангелия похожи друг на друга, то вот здесь мы как раз увидим существенные отличия. Крещение Господне. Анреа дель Вероккья Сын Зеведеев, Апостол Иоанн Богослов, со свойственной ему высотой богомыслия говорит в начале книги о предвечном бытии Божественного Слова. Евангелие от Луки – прозелита, апостола из числа семидесяти, весьма скрупулезно относившегося к источникам, – открывается рассказом о событиях, предшествующих зачатию и рождению Предтечи. Матфей, создавший свое изложение Благой Вести для уверовавших евреев, начинает с родословия Иисуса Христа, сразу переходя к рождению Спасителя. Апостол Марк написал самое краткое Евангелие (его иногда называют историей Страстей с пространным введением): первое, о чем он говорит, – это проповедь Иоанна Предтечи о Мессии. Евангелист Марк цитирует пророков Ветхого Завета , предрекших явление миру строгого аскета, бесстрашного обличителя, проповедника покаяния. Первая цитата – из пророка Малахии (в этом году день его памяти – 3/16 января – приходится как раз на воскресенье перед Крещением Господним). Приведем первые стихи третьей главы этой пророческой книги: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние» (Мал 3:1–4). Исполнение этих слов мы видим в земной жизни Спасителя.

http://pravmir.ru/nachalo-evangeliya/

Тогда верующие, в народе, воскликнули радостно: «Слава Богу! Осанна Сыну Давидову!» Но раздраженные фарисеи и книжники стали кричать: «Праведный заблуждается, свергнем его – тогда народ перестанет ему верить», и, низринув его, стали побивать камнями. Праведный, собрав последние силы, стал на колена, поднял руки к небу и громогласно молился, говоря: «Господи Боже, прости им! Они не ведают, что творят!» Пока его били, некто, священник из племени Рихава, бросился в народ с криком: «Что вы делаете? Праведный молится за вас, а вы его побиваете!» В это время один суконщик ударил Иакова тяжелым валиком и разбил ему голову». Хотя Апостол всю жизнь свою провел в Иерусалиме, но он имел горячую заботу и о христианах, рассеянных по дальним странам: к ним он написал известное Соборное Послание, преисполненное духом любви и мира, в котором он умоляет их доказывать любовь свою и веру во Христа добрыми делами, всегда помня, что вера без дел мертва. Святой Иаков еще составил первый чин служения литургии к совершению Святой Евхаристии. Эта литургия и доныне совершается в Иерусалиме вдень его памяти. Святой апостол Матфей проповедовал сначала в Иудее и первый написал Евангелие на еврейском языке. Оно было почти тотчас же переведено на греческий язык, как полагают, святым Иоанном Богословом. Святой Лука был верным спутником апостола Павла, и в Риме не оставлял его до самой его кончины. Лет 15 спустя по Вознесении Господнем он написал на греческом языке Евангелие; он же передал нам в книге Деяний святых апостолов драгоценную повесть о распространении Церкви Христовой. Он проповедовал в разных странах и был епископом в греческом городе Солуне; сподобился мученической смерти, по мнению одних, в Ефесе, а по словам других, в Патрах. Святой Лука был врачом и живописцем. Святой Марк сопутствовал апостолу Петру при первом его путешествии в Рим и под его руководством написал там Евангелие на греческом языке. Был первым епископом Александрийской Церкви и в Александрии положил начало училищу, которое впоследствии сделалось знаменитым. В этом же городе святой Марк был замучен язычниками, которых отвращал от поклонения идолу. Перед кончиной он сподобился явления Христа и радостно перешел в лучшую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

«Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» ( 1Кор.15:34 ). Именно ссылаясь на Священное Писание, Павел проповедует смерть Христа и Воскресение. Прочитанное в свете того, что Бог содеял во Христе, Священное Писание предоставляет понятия и образы, цельный контекст, исходя из которого апостолы уясняли смысл того, что свершилось, и с помощью которого они изъясняли и проповедовали Слово Божие. Таким образом, например, Страсти Христовы описаны ими как истинная и пер- —144— вая Пасха (само это слово стали производить от слова «страдание»), Пасха-Исход была только отображением ее; именно Христос – истинный Агнец Божий. Апостол Матфей пользуется таким типологическим подходом, описывая Христа как нового Моисея, восходящего на гору, чтобы принести закон, а апостол Павел описывает Христа как нового Адама, пришедшего исправить ошибки Адама первого, вполне определенно и ясно называя того «образом будущего» ( Рим.5:14 ). Такой типологический подход, понимающий Христа в свете Священного Писания, продолжает использоваться в канонических Евангелиях. Так, у святого апостола Марка самое «начало Евангелия Иисуса Христа» поясняется цитацией места из пророка Исаии ( Мк.1:13 ; Мал.3:1 ; Ис.40:3 ). В Евангелии от Матфея то же сопряжение со Священным Писанием прослеживается повсюду, всё повествование выстроено вокруг пророчеств и их исполнения. А вот у апостола Луки этот подход представлен в качестве герменевтики, фундаментальных принципов истолкования, которым учил Сам воскресший Христос, просвещая Своих учеников: «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк.24:27 , ср. Лк.24:4449 ). У святого апостола Иоанна отношение между Священным Писанием и Спасителем утверждается чрезвычайно настойчиво Самим Христом: «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне» ( Ин.5:46 ). Описание Христа и Его трудов в канонических Евангелиях достойно увенчивается описанием Страстей Господних и само осмысляется в перспективе предстоящего, с постоянным соотнесением с образами Священного Писания. Напротив, сочинения неканонические, такие, как Евангелие от Фомы или Евангелие Истины Валентиниана, напрочь лишены истолкования в свете Священного Писания, в них также нет, по крайней мере, в Евангелии от Фомы, описания Страстей Господних.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5. Свт. Кирилл Иерусалимский. Тайноводственные поучения. IV, 5. 6. Свт. Игнатий. К ефесянам, 5. 7 . Свт. Василий Великий. О Святом Духе. Гл. XXVII. 8 . Свт. Кирилл Иерусалимский. Тайноводственные поучения. IV, 5. 9. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на евангелиста Иоанна. LXXXV п. 3. 10 . Постановления св. апостолов. VIII, 13. 11. Св. Киприан. Письмо LXIII к Цецилии. 12 . Блж. Феодорит. Толкование на первое Послание к коринфянам. X, 16; XI, 22, 27, 30. 13. Свт. Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды. Беседа I. 14. Постановления Никейского Собора.Ч. XIII.  БЕСЕДА ВТОРАЯ О том, что в Таинстве Евхаристии, под видом хлеба и вина, подаются истинное Тело и Кровь Христовы. Ныне, братия, при помощи Божией, станем беседовать о том, в чем состоит Таинство Евхаристии: что в нем естественное и что сверхъестественное. Как сказали мы в предыдущей беседе, в Таинстве Евхаристии, под видом хлеба и вина, преподаются истинное Тело и истинная Кровь Христовы. В этом понятии ясно раскрывается сила Таинства: виды хлеба и вина составляют естественное в Евхаристии, а под сими видами предлагаемое Тело и Кровь Христовы — сверхъестественное. То и другое раскроем в настоящей беседе на основании Слова Божия, предложенного нам в Священном Писании. Три евангелиста и апостол Павел, свидетельствующие о Божественном установлении Евхаристии, единогласно говорят, что Господь Иисус для таинства Евхаристии употребил хлеб и вино. Так, евангелист Матфей передает : И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите... И, взяв чаилу и возблагодарив, подал им и сказал: пейте из нее все... Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царстве Отца Моего (Мф. 26, 26—29). Подобно ему говорят о хлебе и чаше с вином евангелисты Марк и Лука и апостол Павел, как видели мы из приведенных в предыдущей беседе свидетельств об установлении Евхаристии. Святая Церковь вселенская как приняла от Самого Иисуса Христа чрез святых апостолов, так во все времена содержала и доныне содержит это установление. То есть для Таинства тии предлагается хлеб и виноградное вино, к которому, на основании древнего предания церковного, примешивается немного воды 15 .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

“Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение”. Так Бог прославил Сына Человеческого, когда Тот символически принял на себя в водах Иордана все грехи мира и тем изъявил готовность креститься крещением смерти, о котором Он впоследствии говорил Своим ученикам: “Крещением должен Я креститься, и как Я томлюсь, пока это совершится”. Томлюсь… Томление это началось сейчас же после Иордана, когда Христос был “возведен Духом в пустыню и был там искушаем сатаной, и был там со зверьми”. Томление это продолжалось до последнего дня Его жизни, достигнув своего апогея в подвиге Гефсиманского борения и завершившись в страданиях на Голгофе. Огнем страданий Своей крестной смерти Христос и крестил человечество, возродив его к новой, вечной жизни духа. “Все мы, – говорит Апостол, – во Христе крестившиеся, в смерть Его крестились”. Это налагает на нас долг жить так, чтобы всегда быть готовыми к смерти и тем исполнить завет Христа: “Пшеничное зерно не оживет, если не умрет”. Вот эту готовность умереть, чтобы по воскресении жить вечной, божественной жизнью духа, мы и свидетельствуем перед Христом, приступая к Его Святым Тайнам. Если мы в крещении соединены со Христом подобием Его смерти, то как говорит Апостол: “Мы должны быть соединены с Ним и подобием воскресения”. Этого соединения с Христом в воскресении мы и достигаем, причащаясь Святых Тайн. “Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нем. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6 ). Неделя после Богоявления. “Люди сидящие во тьме”. “Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими”. “Люди, сидящие во тьме и сени смертной” – такими словами Пророка Исаии евангелист Матфей в сегодняшнем Евангельском чтении назвал тех людей, среди которых Христос начал Свою Евангельскую проповедь о приближении Царства Божия. “Люди, сидящие во тьме и сени смертной” – эти слова во всем их объеме могут быть применены и к современному нам просвещенному, так называемому христианскому миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Narbeko...

Апостолы смогли увидеть эти пророчества в свете той истории, той реальности, к которой сами были причастны, в свете того знания, которое получили, следуя за Христом. В первой же главе Евангелия от Матфея мы читаем: А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка (Мф. 1 , 22), и потом это да сбудется реченное (т. е. отсылка к мессианскому пророчеству) повторяется десятки раз. Новозаветное событие ставится в соответствие с ветхозаветным текстом. Евангелист хочет показать, что мессианские пророчества, хорошо известные евреям I века, исполнились в лице Спасителя. Создается даже впечатление, что Матфей рассказывает не обо всем, а лишь о том, что как бы высвечено этими мессианскими пророчествами. Так формируется евангельское повествование. – Но ведь и Сам Спаситель не раз обращается к Ветхому Завету, прямо цитирует или ссылается на него. Почему? – Потому что именно такая проповедь наиболее понятна и наиболее убедительна для евреев того времени. Для них обоснованное, аргументированное высказывание – это только то высказывание, которое снабжено цитатой из Ветхого Завета. Иудаизм эпохи Второго храма «торацентричен», Тора, т. е. Пятикнижие, Закон для него – во главе угла. Всякое утверждение должно быть скреплено отсылкой на Писание. Мы видим, что часто вопросы, которые задают Спасителю, касаются смысла Закона, например: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? И Он отвечает, цитируя Закон: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Мф. 22 , 36–37). Ответ Спасителя – прямая цитата из Второзакония (см.: Втор. 6 , 5). И точно так же ведет себя апостол Павел. Он объясняет иудеям в синагоге, Кто Такой Христос, исходя из Закона и пророков. Если бы он не ссылался на них, его слово не было бы принято. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая... (Деян. 17 , 2–3). И он (т. е. апостол Павел) от утра до вечера излагал им [учение] о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков (Деян.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

– Благочестивый царь Иудейский. Иосия, разрушая в царстве израильском идольские капища и сожигая кости умерших нечестивых израильтян, когда увидел могилу человека Божия, который приходил из Иудеи, то дал такое повеление окружавшим его людям: оставьте его в покое, никто не трогай костей его ( 4Цар.23:18 ). Евангелист Матфей упоминает об обычае Иудеев, существовавшем во дни земной жизни Иисуса Христа, строить гробницы пророкам и украшать памятники праведников ( Мф.23:29 ). Третья ссылка штундистов на слова Апостола Павла о том, что плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия, и тление не наследует нетления, также не говорит в пользу мнения сектантов, отрицающих нетление святых мощей. Плоть и кровь означают по объяснению блаж. Феодорита смертную природу нашу, смертное естество, и эта смертная природа наша, как такая, не может наследовать небесного царствия, вечно блаженной будущей жизни. Плоть и кровь – это тело душевное (ст. 44), человеческое тело в его теперешних свойствах, всё наше теперешнее существо, когда мы не только носим в себе плоть и кровь, но и так часто эта плоть и кровь определяют нашу жизненную деятельность. С плотью и кровью нашею жизненно соединена сила греха. Поэтому плоть и кровь, как таковые, подлежат тлению, чтобы для вечной жизни преобразиться силою Божиею из тела душевного в тело духовное. Но тление не есть необходимое условие для такого изменения или преобразования. Апостол Павел говорит: не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся ( 1Кор.15:51 и 52). Следовательно, по учению Апостола изменение или преобразование тел умерших совершится только при самом воскресении мертвых, и притом не одним и тем же способом для всех вообще людей, а о ближайшей участи тела после смерти человека до всеобщего воскресения мертвых Апостол прямо не говорит. Правда, у Апостола сказано: сеется в тление, то есть сеется тело душевное. Но разве останки умерших святых людей или мощи их составляют тело душевное, то есть одушевляемое жизнью поврежденной грехом природы человеческой? Разве мощи святых суть плоть и кровь? В останках или мощах святых нет уже дыхания греховной жизни, нет крови, оживляющий организм, нет и жизненной деятельности служащей суете и тлению. Притом же православная Церковь и не учит, что эти нетленные останки святых или мощи их в таком же самом виде, в каком они почивают в раках, останутся неизменными и при всеобщем воскресении мертвых. Когда воскреснут мертвые для жизни вечной, тогда и мощи святых всемогущею силою Божиею будут совершенно преобразованы в тела духовные, сообразные телу воскресшего Господа, Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Более того, евангелисты Матфей и Марк, употребившие при описании первого насыщения слово ελγησεν, при описании второго чуда насыщения говорят εχαριστσας, а евангелист Лука, повествуя о благословении хлеба на Тайной вечере, употребил слово εχαριστσας, говоря же о благословении,хлеба в Эммаусе, говорит ελγησεν. Апостол Павел называет евхаристическую чашу чашей благословения: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой?» ( 1Кор. 10,16 ), – хотя ни у одного из евангелистов глагол ελογεν в описании Тайной вечери в отношении чаши не употреблен. И, наконец, апостол Павел употребляет два этих слова в одной и той же фразе как равнозначащие: «Если ты будешь благословлять ( ελογεν) духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет „аминь» при твоем благодарении ( ευχαριστα)?» ( 1Кор. 14,16 ). Употребление обоих глаголов как равнозначащих объясняется тем, что оба они по смыслу соответствуют одному еврейскому глаголу «барах» (barach), значение которого в русском языке может быть выражено словами «благодарить славословием». Благодарение славословием, или благословение, настолько прочно входило в благочестивый быт евреев, что оно вошло в их священные книги, – краткое молитвословие, чаще всего начинавшееся словом «благословен». Оно многократно употребляется в псалмах Давида (см., например, 27, 6; 30, 22; 33, 2; 102, 1, 2.20.21.22 и др.). Пророк Даниил, получив во сне откровение о сне Навуходоносора, начинает свою благодарственную молитву: «Да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила» ( Дан. 2, 20 ). Благословение влагается в уста Навуходоносора после чудесного спасения в раскаленной печи трех друзей Даниила: «Благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего!» ( Дан. 3,95 ). Благословением Бога начинает свою благодарственную песнь отец Иоанна Предтечи Захария, когда чудесно разрешилась его немота: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» ( Лк. 1, 68 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Во всяком случае, среди христиан первого времени верующие происходили по преимуществу из " простого " , так называемого низшего класса. Именно. Апостолы набраны были Господом из рыбаков, а из образованных были немногие: Никодим, Савл-Павел и т. д. Наоборот, " образованные " (по тому времени) начальники — первосвященники, фарисеи, книжники, саддукеи, Пилат (ни во что не верующий скептик: " Что есть истина? " — и ушел, не дождавшись ответа от Господа) и др. — не только не приняли Христа, но и распяли Его. Из апостолов может быть выделен бывший сборщик податей Матфейевангелист, Лука — врач и художник и т. п. Но зато с уверенностью можно сказать, что большинство христиан происходило из рабочего класса, о чем свидетельствует ап. Павел: " Посмотрите, братия, — обращается он вообще ко всем, — кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти (внешней ученостью), не много сильных (власть имущих), не много благородных... " (1 Кор. 1, 26). И теперь верующие происходят преимущественно из рабочего класса: они наполняют и храмы наши, из них набирались монахи, оттуда же пополнялись и кадры клириков (до семинарий, т. е. до половины XVIII столетия, и теперь); а главное — на " народе " стояла Церковь Божия, это — неоспоримые факты! Но дело здесь не в учености, по нашему мнению, а в чем-то ином. В чем же именно? В несмиренности! Или проще, в гордости! По крайней мере, мое наблюдение таково. Ученость выделяет людей из массы простых рабочих, дает им преимущества пред последними, растет самомнение, прибавляется и богатство: а со всем этим приходит и гордость. " Вера же есть смирение " , — говорит св. Варсануфий Великий. Но главное — не в этом; ученый человек начинает верить в себя: в свой ум, в свои знания, а не в Бога, не в благодать Божию. Это же самоверие, ни в чем ненуждаемость мало-помалу затемняют все иное, кроме себя, и прежде всего — Бога. Так и говорит тот же апостол: — Потому " Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом " (1 Кор. 1, 27 — 29). И о самом себе апостол говорит: " И слово мое и проповедь моя " заключалась " не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией " (2 гл. 4 — 5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Воздадим же всеми силами сердец наших хвалу, и честь, и безмерное благодарение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Святой Троице, положившей Рождеством Пресвятой Богородицы начало спасения нашего Сыном Божиим. Аминь. 1957 г. В день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова О как велико, о как преславно имя возлюбленного ученика Господа нашего Иисуса Христа — Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Я думаю, что если Господь наш Иисус Христос назвал Своего Предтечу и Крестителя величайшим из всех рожденных женами, то вслед за этим величайшим надо было бы поставить возлюбленного ученика Господа Иисуса, а вслед за ним великого Первоверховного Апостола Павла. Безмерно огромное дело совершили все Апостолы Христовы: они вошли в брань, в смертную брань с тьмой века сего. Они разогнали эту тьму — тьму языческую, тьму страшную — тьму бесчисленных грехов. Они все, кроме возлюбленного Господом Иоанна Богослова, кончили жизнь свою смертью мученической. Они утвердили Крест Христов над всей вселенной. Они положили конец языческому нечестию и тьме, прежде всего и больше всего — святые Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Только благодатью их Евангелий святых воссиял над всем миром свет Христов. Не безмерно ли велико это? Не нужна ли была им особая от Бога ниспосылаемая сила благодати Его? Могли ли они своей силой, своим умом и сердцем совершить это? О, конечно, не могли. И знаем мы, что всем им была ниспослана, по обетованию Господа пред Вознесением Его на небо, ниспослана особая, величайшая благодать Всесвятого Духа Божия. Все получили огненные языки на главы свои и благодать, великую благодать для проповедания Евангелия Христова на всех языках. Знаем, что св. Апостол Павел, которого иногда называют вторым по Господе Иисусе Христе основателем христианства, получил особую, величайшую благодать, о которой читаем в его послании к Коринфянам. Послушайте, что говорит об этом сам святой Апостол: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке ([только] не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2–4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010