N 3. P. 283-318; Soulen R. K.The Sign of Jonah//Theology Today. 2008. Vol. 65. P. 331-343. С. А. Моисеева Гимнография Прор. Иону бросают в море. Роспись в катакомбах Присциллы. Сер. IV в. Прор. Иону бросают в море. Роспись в катакомбах Присциллы. Сер. IV в. Память И. отмечается 10 дек. в иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 55-56); назначается прокимен Пс 68. 2 со стихом, читаются целиком Книга прор. Ионы, Апостол и аллилуиарий - общие пророку (Рим 11. 1-12 или Евр 11. 32-40; Пс 50. 7; 118. 131), Евангелие Мф 12. 38-42. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 42) И. упоминается 22 сент. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции, напр.: ГИМ. Син. 159, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 11; также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 0172, 0173, 0174-0177), 22 сент. помещено последование И., содержащее минимальный набор песнопений: канон (общий И. и прп. Ионе), цикл стихир, седален. Такое же последование назначается И. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. T. 1. C. 281); память И. отмечается 21 сент., совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В южноитал. Типиконах, напр. в Мессинском Типиконе 1131 г., память И. не отмечается. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава (Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 30) память И. отмечается 21 сент., служба подробно не описана. В первопечатном греческом Типиконе 1545 г. память И. отмечается 22 сент., служба И. поется на повечерии. Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., служба И. также совершается на повечерии; указан кондак И. 2-го гласа       такой же устав службы И. сохранился в слав. богослужебных книгах до наст. времени. В совр. греч. богослужебных книгах И. упоминается лишь в синаксаре 21 сент., служба в его честь не поется.

http://pravenc.ru/text/578248.html

Мороз А. Б. Святые Русского Севера: народная агиография. М., 2009. С. 207. Ключевский В. О. Древнерусские жития… С. 360. РГБ. Ф. 247 (Рогожское собрание), 636. Л. 51 об – 53. Тихомиров П. И . Кафедра новгородских святителей со времени покорения Новгорода Московской державой в 1478 г. до кончины последнего митрополита Новгородского Иова в 1716 г. Том 2, вып. 1. Новгород, 1895. С. 201. Гордиенко Э. А. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 304 – 305. Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб, 1992. С. 32. Печников М. В. Гликерия, праведная дева//ПЭ. М., Т. 11. С. 575–576. Об обвинении Леонида в «измене» см. также: Скрынников Р. Г. Царство террора… С. 35, 492–495. Любопытно также известие Дж. Горсея: «жил в темнице на хлебе и воде с железами на шее и ногах; занимался писанием картин и образов, изготовлением гребней и седел», – Горсей Дж. Записки о России XVI – начало XVII в. М., 1990. С. 75. О сопротивлении Леонида поставлению Симеона Бекбулатовича: Зимин А. А. В канун грозных потрясений. Предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986. С. 32–34. Евангелие Андрейчины, XVI в., НГОМЗ, КП 2192/КР1. Вложено архиеп. Леонидом в Софийский собор в 1575 г. Вкладная запись затерта. См. также другой вклад того же года: ГИМ, Син. 8. Апостол толковый, XVI в. Вклад архиеп. Леонида «в дом преподобныя Парасковгии»  «по своей души и по своих родителех вечный поминок. А родители мои писаны в литие» 1 марта 1575 г. и др. РНБ, К.-Б. 37/294, л. 343 об, л. 360–360 об. Легких В. Венгры среди русских святых: Служба на успение прп. Ефрема Новоторжского//Sowianie w monarchii Habsburgów. Literatura, jzyk, kultura, Red. Marina Cistiakova, Marzanna Kuczyska, Jan S, rok wydania 2020, wydawnictwo: Ksigarnia Akademicka, s. 9—34 Гадалова Г. С. Служба на обретение мощей святителя Арсения Тверского//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010, 3. С. 27–36. Минея служебная (июль). М., 1629. Л. 330 об. РНБ. Софийское собр, 1467. Л. 172–186. БАН, П. I. А. 29, листы с житием датируются 1640-50-ми гг.

http://bogoslov.ru/article/6192625

Вмч. Димитрий. Икона. Ок. 1300 г. (мон-рь Ватопед на Афоне) Вмч. Димитрий. Икона. Ок. 1300 г. (мон-рь Ватопед на Афоне) Великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский. Створки царских врат. 2-я пол. XV в. (музей при ц. Богородицы Евангелистрии, о-в Тинос, Греция) Великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский. Створки царских врат. 2-я пол. XV в. (музей при ц. Богородицы Евангелистрии, о-в Тинос, Греция) По афонской редакции Студийского устава, сохранившейся в груз. переводе в Георгия Мтацминдели Типиконе X-XI вв. ( Кекелидзе. Литургические груз. рукописи. С. 237-238), 26 окт. также совершается память Д. С. и землетрясения, но последование - только Д. С. На утрене кафизмы заменяются особыми антифонами, утренние прокимен (из Пс 67) и Евангелие (то же, что и в Мессинском Типиконе) - Д. С. Утреня оканчивается по праздничному чину, с пением славословия в кафедральной редакции. На литургии служба та же, что и по Типикону Великой ц., кроме прокимна (здесь - из Пс 115). Согласно одной из ранних редакций Иерусалимского устава , зафиксированной в рукописи XII-XIII вв. Sinait. gr. 1094 ( Lossky. Typicon. P. 179-180), в день памяти Д. С. 26 окт. совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропаря святого. Соединяются последования святого и Октоиха. В службу включено неск. песнопений в память землетрясения, но они не составляют полноценного последования. Праздничных элементов (входа на вечерне, полиелея, утреннего Евангелия) в службе нет, утреня заканчивается по будничному чину с пением стихир на стиховне из Октоиха. На литургии прокимен и Апостол те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Евангелие приведено только землетрясения (эта же традиция отражена в ряде рукописей богослужебного Евангелия, где на 26 окт. назначается только чтение землетрясения: греч. Евангелие XI в. ГИМ. Син. греч. 225; Архангельское Евангелие 1092 г. и др.), причастен - Д. С. (Пс 111. 6b). Тот же устав службы изложен, напр., в старопечатном славянском Часослове 1491 г., изданном в Кракове.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

XV в. (ГИМ. Син. 558). Возможно, что к числу ранних относился также перевод Книги Товита, содержавшийся в пропавшем белорус. сборнике сер. XVI в. из б-ки графов Красинских в Варшаве, о к-ром известно лишь то, что он был «на замечательно чистом западнорусском наречии старого времени» ( Карский Е. Ф. Труды по белорусскому и др. слав. языкам. М., 1962. С. 218). Наконец, на рубеже XV-XVI вв. в Белоруссии в евр. среде был переведен библейский сборник, содержащий книги Иова, Руфь, Псалтирь, Песнь Песней, Екклесиаста, Притчей, Плач Иеремии, пророка Даниила и Есфири и сохранившийся в списке нач. XVI в. (Вильнюс. БАН Литвы. 262). Предполагается, что он был выполнен для нужд евр. общины, пользовавшейся местным языком ( Алексеев А. А. Текстология слав. Библии. М., 1999. С. 184-185), ранее в научной лит-ре преобладало мнение о связи этого перевода с деятельностью «жидовствующих» (памятник издан: The Five Biblical Scrolls in a 16th Cent. Jewish Transl. into Belorussian (Vilnius Codex 262)/With Introd. and Not. by M. Altbauer. Jerusalem, 1992). Новый этап, ознаменованный переводом на западнорус. лит. язык всего корпуса библейских книг (на основе чеш. гуситской Б.), представляет деятельность Франциска Скорины в 1-й четв. XVI в. (подробнее см. разд. «Церковнославянский перевод» С. 139-146). Переводы сер.- посл. четв. XVI в. охватывают исключительно новозаветные книги (Евангелие и Апостол), и их появление находится в прямой связи с распространением протестант. учений на территории Речи Посполитой и реформационной практикой перевода Свящ. Писания на национальные языки. Это подтверждает и достаточно последовательная ориентация на польск. протестант. издания. В 1556-1561 гг. на Волыни во владениях князей Жеславских был осуществлен перевод Четвероевангелия, «из языка блъкарскаго на мову роускоую ... для лепшого выразумленя люду христианского посполитого», дошедший в роскошном пергаменном иллюстрированном списке (Киев. ЦНБ НАНУ, Ин-т рукописей. 15512 - «Пересопницкое Евангелие»). Перевод и список были сделаны по заказу кнг.

http://pravenc.ru/text/209473.html

Среди использованных К. источников были, по-видимому, и апокрифические. Так, в ст. 74 К. сослался на некую «заповедь» о том, что ребенок, зачатый в воскресенье, субботу или пятницу, станет вором, блудником, разбойником или трусом. Нифонт ответил, что книгу, содержащую подобные суеверия, следовало бы сжечь. Точного соответствия этой «заповеди» не найдено, но схожие мотивы обнаруживаются в апокрифических епитимийниках, а также в фольклоре. В числе источников вопросов К. есть и западные по происхождению канонические тексты. Так, в ст. 1 К. ссылается на «некоторую заповедь», противоречащую тому, что сказал архиеп. Нифонт. Текст, отождествляемый исследователями с «некоторой заповедью» ( Смирнов. 1912. 2. С. 28-31, 282-298), сохранившийся в списке нач. XV в. (ГИМ. Син. 3. Л. 295-297), восходит, по всей видимости (по крайней мере, частично), к пенитенциалу чеш. происхождения XI в. ( Vašica J. Církevnslovanský penitenciál eského pvodu//Slavia. Praha, 1960. Ro. 29. N 1. S. 31-48; Mare š F. W. An Anthology of Church Slavonic Texts of Western (Czech) Origin. Münch., 1979. P. 81-84. (Slavische Propylaen; Bd. 127)). В ст. 76 К. спрашивает архиерея о заказных литургиях (к-рые, как «написано», могут заменить епитимию). Эта норма, которую архиепископ тоже осуждает, восходит (опосредованно?) к правилу св. Бонифация , архиеп. Майнцского. Говоря о послаблении супружеского воздержания в Великий пост и о практике служения сорокоуста по живым (ст. 57, 101), К. ссылается на авторитет Киевского митр. Георгия (в ст. 57 еще и на прп. Феодосия Печерского). И хотя Нифонт в обоих случаях заявляет, что названные лица подобного писать не могли, 2-й пример находит полное соответствие в открытом недавно «вопрошании» митр. Георгия игуменом киевского мон-ря Спаса на Берестове Германом, отсутствие там 1-го примера может объясняться дефектностью единственного сохранившегося списка памятника. Большое число списков «Вопрошания...» К. (несопоставимое по количеству с др. памятниками этого жанра) и его включение в Кормчие книги свидетельствует о важном практическом значении этого памятника для древнерус. духовенства, по крайней мере в Новгороде. Об этом же говорит содержащаяся в Поучении 1166 г., атрибутируемом Новгородскому свт. Иоанну (Илии), рекомендация священникам держать у себя «устав блаженаго Нифонта», т. е., вероятно, «Вопрошание...» (ПДРКП. Доп. 2. Стб. 358). Использование «Вопрошания...» прослеживается и в ряде более поздних памятников (правило «Аще двоженец», «Правило святых апостол о церковном устроении», оба XIV в., происходят из Новгорода). В то же время «Вопрошание...» оказалось исключено из нек-рых редакций Кормчей. По мнению Я. Н. Щапова , причиной этого могло стать «то упрощение, граничащее с искажением, византийских христианских ритуалов и морали, которые Нифонт предлагает в своих ответах на вопросы, стремясь облегчить усвоение местным населением основ проповедуемого им учения» ( Щапов. 1978. С. 180).

http://pravenc.ru/text/1840245.html

последование И. имеет особый порядок: почти все его части заменяются пасхальными песнопениями. Известны 2 чина пасхальных И. 1-й излагается в рукописях рус. «Ока церковного» XV-XVI вв., 2-й впервые фиксируется в первопечатном «Оке церковном» 1610 г. 1-й чин говорит, что в случае, если на Пасху почему-либо нет литургии, после 6-го часа при пении троекратного «Господи, помилуй» братия входит из притвора в церковь, затем читаются Апостол и Евангелие, поются тропарь Пасхи «и прочее единою»; по-видимому, предполагается исполнение пасхального часа. 2-й чин входит в рус. печатные издания XVII в. и позже, вплоть до современных; согласно этому чину, в начале И. поется тропарь Пасхи трижды, затем       ипакои, «Слава» - кондак Пасхи, «И ныне» - «Единородный Сыне», после «Отче наш» поются тропари пасхальных часов     молитва     не читается, только возглашается     (ср. со студийскими Часословами), вместо       поется тропарь Пасхи, Пс 33 исполняется до середины (как на всенощном бдении). Соотношение И. и литургии Т. о., совершение И. в Иерусалимском уставе приходится на те дни, когда литургии нет (как в нек-рые будние дни Великого поста и др.) или когда она служится после вечерни, т. е. в дни особого поста. В дни, когда пост не положен и когда литургия совершается после 6-го часа, И. в практике XV-XVII вв. не совершались. На это указывают уставные рубрики Часословов и Псалтирей с восследованием этого времени, напр., согласно рукописям РГБ. Троиц. 17 и 342, псалмы И. поются на литургии, а полное последование И. может совершаться или вместо литургии, или после 9-го часа в постные дни, или же на келейной молитве. 9-й час в непостные дни в этот период в практике Русской Церкви совершался или перед вечерней, или сразу же после литургии (см. Обиходник Сийского монастыря - ГИМ. Син. 814. Л. 334 об., 360, в будние дни Рождественского поста - л. 31 об.; Обиходник Кириллова Белозерского мон-ря: Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. СПб., 2006. Т. 2. С. 340). Аналогичная практика сохраняется в правосл. Церкви до наст. времени - как у греков (см.: Ργας. Τυπικν. Σ. 113), так и у славян.

http://pravenc.ru/text/293900.html

К. отсутствует, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 166, XI-XII вв.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 61-62) память Е. К. отмечается 12 мая; последование Е. К. состоит из канона, цикла стихир и седальна. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 454), 12 мая соединяются последования Е. К., свт. Германа К-польского и Октоиха; утреня совершается с пением «Бог Господь»; святым указаны общий отпустительный тропарь 4-го гласа Ο Θες τν πατρων μν (      ) и кондак; Е. К. посвящены канон авторства мон. Иоанна, цикл стихир, седален; на литургии поются тропарь святым, прокимен из Пс 115 со стихом, аллилуиарий из Пс 131, Апостол и Евангелие - дня. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 151) 12 мая отмечается память Е. К., свт. Германа К-польского и прп. Филиппа Аргирия; святым указан тот же, что и в Евергетидском Типиконе, отпустительный тропарь. В различных редакциях Иерусалимского устава с древнейших рукописных памятников (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.; см.: Lossky. Typicon. P. 214) и вплоть до совр. изданий богослужебных книг память Е. К. отмечается 12 мая вместе с памятью свт. Германа К-польского. Богослужение в этот день совершается по типу службы 2 святых без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Во всех редакциях указывается общий отпустительный тропарь святителям 4-го гласа Ο Θες τν πατρων μν (      ); в греч. Кондакарях начиная с XII-XIII вв. (напр., см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 117) встречается кондак 4-го гласа Ιεραρχν τν θαυμαστν ξυνωρδα (      ), к-рый в печатных богослужебных книгах уже обязательно указывается 12 мая. Последование Е. К., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 1-го гласа Ξυνωρδα τς θεας Εκκλησας (Двоицу божественной Церкви) - в греч. Минее, 4-го гласа      - в славянской; кондак 4-го гласа Ιεραρχν τν θαυμαστν ξυνωρδα (      ); канон авторства мон. Иоанна (указан уже в Евергетидском Типиконе) 1-го гласа, с акростихом (без богородичнов) Επιφανου τ κδος πλησε χθνα (Епимаха слава наполнила землю) (в слав.

http://pravenc.ru/text/Епифаний ...

редакций. Начиная с XVI в. в рус. рукописных и печатных Типиконах 16 сент. ставится знак «3 точки в полукруге», что означает шестеричную службу (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); в зависимости от системы знак мог быть красным или черным. Память Е. В. 11 июля отмечается уже в Типиконе Великой ц. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 336) вместе с памятью св. отцов IV Вселенского Собора. Совершается та же служба Е. В., что и 16 сент. В Студийско-Алексиевском Типиконе ( Пентковский. Типикон. С. 353) 11 июля соединяются последования Е. В. и Октоиха. Признаки торжественности службы, тропарь Е. В., служба на литургии совпадают с теми, что характерны и для памяти 16 сент. На службе на память св. отцов IV Вселенского Собора, отмечаемой в воскресенье после памяти Е. В., на вечерней стиховне поется самогласная стихира Е. В., содержащая одновременно прославление Вселенского Собора. В последующих редакциях Студийского устава становится менее явной связь памятей Е. В. и св. отцов IV Вселенского Собора, т. к. празднование памяти последних привязывается к 16 июля (это указание есть уже на полях в списке Студийско-Алексиевского Типикона, ГИМ. Син. 330, 70-е гг. XII в.). В Иерусалимском уставе память святых отцов шести Вселенских Соборов предписывается совершать в Неделю до или после 16 июля, т. е. вне прямой связи с памятью Е. В. В Евергетидском Типиконе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 470) последование Е. В. 11 июля в целом имеет тот же устав, что и 16 сент., но на литургии после входа поются тропарь и кондак Е. В. (в системе Евергетидского Типикона это является свидетельством повышенного статуса памяти по сравнению с 16 сент.), указаны др. Апостол и Евангелие - Гал 3. 23-29, Мк 5. 24b - 34. Мессинский ( Arranz. Typicon. P. 166) и Георгия Мтацминдели ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 267) Типиконы 11 июля содержат ссылку на 16 сент.; последование Е. В. соединяется с последованием Октоиха. В Иерусалимских Типиконах разных редакций 11 июля соединяются последования Е. В. и Октоиха, служба Е.

http://pravenc.ru/text/187812.html

Гимнография Память М. И. отмечается в Типиконе Великой церкви IX-XI вв. 13 авг., 19 авг. (а также 21 янв. и 26 авг.- в отдельных рукописях) без богослужебного последования (см.: Mateos. Typicon. T. 1. P. 205, 368, 378, 385). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., включающем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М. И. не упоминается, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции содержатся службы М. И. 21 янв. и 13 авг., состоящие из канона, цикла стихир и седальна (напр., см.: ГИМ. Син. 163, XII в., 168, XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 47, 73-74; также см.: РГАДА. Ф. 381. 99 Л. 81 об.- 84 об., 125 Л. 26 об.- 29, кон. XI - нач. XII в.- см.: Мурьянов М. Ф. Гимнография Киевской Руси. М., 2003. С. 222-252). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава , 21 янв. совершается память М. И. и мч. Неофита: назначается обычная рядовая служба с пением «Аллилуия» на утрене; богослужебное последование М. И. содержит минимальный набор песнопений: канон авторства Иоанна Монаха, цикл стихир-подобнов, седален (см.: Дмитриевский. Описание. T. 1. C. 396). Память М. И. отмечается также 13 авг., но в связи с отданием в этот день праздника Преображения Господня служба М. И. переносится на 12 авг. и поется вместе со службой попразднства Преображения; М. И. назначается отпустительный тропарь Ορθοδοξας δηγ (    ), канон авторства Андрея плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир-подобнов, 1 самогласен, 1 подобен, седален, светилен; на литургии в честь М. И. поется прокимен Пс 149. 5 и аллилуиарий Пс 111. 1, Апостол и Евангелие - рядовые (Там же. С. 485). В Мессинском Типиконе 1131 г., отражающем южноиталийскую редакцию Студийского устава, память М. И. отмечается в те же дни - 21 янв. и 13 авг; 21 янв. М. И. назначается тот же отпустительный тропарь, что и в Евергетидском Типиконе, совершается вседневная служба без праздничных особенностей; на литургии прокимен, аллилуиарий, причастен - М. И., чтения - дня ( Arranz. Typicon. P. 111); 13 авг. в связи с отданием Преображения Господня на вечерне, утрене и литургии исполняются только песнопения праздника, но на полунощнице поется канон М. И. (Ibid. P. 179).

http://pravenc.ru/text/2561638.html

Согласно самой ранней сохранившейся редакции студийского Синаксаря - Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 322-323), 20 янв. поется праздничное последование Е. В., соединяемое с последованием Октоиха. Устав службы имеет много праздничных особенностей: на вечерне стихиры исполняются на 6, на утрене поются «Бог Господь» и тропарь Е. В. 4-го гласа         после канона - светилен     Последование Е. В. включает ряд самогласнов и 2 цикла подобнов, 1-й из к-рых поется на «Господи, воззвах», 2-й - на хвалитех (в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 163, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 47) последование Е. В. включает 2 самогласна и 3 цикла подобнов). Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 395-396), 20 янв. совершается праздничная служба без стихословия Псалтири на вечерне; на утрене поется «Бог Господь», после 9-й песни канона - светилен Ο ορανν τος στροις (    ); соединяются последования Е. В. и Октоиха. На литургии на блаженнах поется 3-я песнь канона Е. В., после входа - тропарь Е. В. и богородичен, прокимен из Пс 149, аллилуиарий со стихом из Пс 111, чтения и причастен те же, что и в Типиконе Великой ц. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 110-111) устав вечерни в день памяти Е. В. в целом такой же, как и в Евергетидском. Утреня совершается по праздничному чину; вместо 2-й из кафизм поется 3 антифона; каноны - Октоиха и Е. В.; на хвалитех исполняются стихиры Октоиха, «Слава» - святого; окончание утрени праздничное, без стихир на стиховне. На литургии на блаженнах 6-я песнь канона Е. В., прокимен и причастен совпадают с приведенными в Типиконе Великой ц., др. чтения не совпадают: Апостол - Евр 13. 17-21, аллилуиарий со стихом из Пс 131, Евангелие - Лк 6. 17-23 (Мессинский Типикон ссылается на 17 янв., где в свою очередь стоит ссылка на 6 дек.). Георгия Мтацминдели Типикон XI в. дает в целом тот же устав, но на утрене указывает 2 канона Е. В. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 252).

http://pravenc.ru/text/187761.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010