Нестор в рукоп. житии св. Бориса и Глеба. См. выше прим. 297. Напеч. в Опис. Киево-Соф. соб. Приб. 3. С. 10–12 Собр. р. лет. 1. С. 66 Сюда же относится выражение летописца: «Боголюбивому князю Ярославу... попы многы набдящю...» (с. 67). Прав. св. апостол. 4 Комментарии Имеется в виду так называемая Устюжская Кормчая, датируемая, действительно, XIII — нач. XIV в. (РГБ. Рум. 230. Сводный каталог. 476). Однако древнейшим из известных к настоящему времени сборников такого содержания является Ефремовская Кормчая XII в. (согласно некоторым оценкам — даже XI в.) (ГИМ. Син. 277. Сводный каталог. 75). Подробнее об истории Кормчей книги на Руси см.: Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское наследие на Руси в XI–XIII вв. М., 1978; издание же древнеславянской Кормчей, появление которой в Болгарии теперь относят к нач. X в., см.: Древнеславянская Кормчая XIV титулов без толкований/Труд В. Н. Бенешевича. СПб., 1906. Т. 1.; София, 1987. Т. 2/Подгот. к печати и снабжен дополн. Ю. К. Бегуновым, И. С. Чичуровым, Я. Н. Щаповым, под руков. Я. Н. Щапова. Так называемая Новгородская синодальная, или Климентовская, Кормчая (ГИМ. Син. 132. Сводный каталог. 183). В настоящее время грамота Ростислава Мстиславича об учреждении Смоленской епископии уверенно датируется не 1150, а 1136 г., когда в летописях сообщается о поставлении Смоленску епископа Мануила (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 304; Т. 2. Стб. 300); летописная дата 6645 г.— ультрамартовская (Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 50–51) и соответствует поэтому не 1137/1138, а 1136/1137 мартовскому году; 1150-м же годом в грамоте датирована только дополнительная приписка. Современная наука признает, что в основе сохранившихся текстов устава св. Владимира действительно лежит грамота этого князя о даровании десятины церкви Пресвятой Богородицы в Киеве, хотя архетип всех существующих редакций относится уже к сер. или 2-й пол. XII в. (Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь. С. 12–135). Современная группировка списков (которых сейчас известно много больше, чем во времена митр. Макария) по редакциям существенно отличается от предложенной владыкой Макарием; см.: Щапов Я. Н. Древнерусские княжеские уставы. С. 13–84.

http://sedmitza.ru/lib/text/435798/

Ставший в 1704 г. настоятелем В. Х. м. архим. Феодосий (Яновский) являлся ближайшим помощником Новгородского митр. Иова и по поручению Петра I исполнял обязанности «духовного судии» в присоединенных к России городах: Ямбурге, Нарве, Копорье, Шлиссельбурге и строящемся С.-Петербурге (в 1721 хиротонисан во архиепископа Новгородского из архимандритов Александро-Невского мон-ря). Хутынский архим. Вениамин в 1721 г. являлся кандидатом на Киевскую и Галицкую кафедру, архим. Лаврентий (Баранович) в 1774 г. был хиротонисан во архиепископа Вятского и Великопермского. В 1655 г. В. Х. м. посетили Патриархи Антиохийский Макарий III и Сербский Гавриил . В XIII-XVI вв. монастырь владел одним из лучших книжных собраний Новгорода. К наст. времени сохранились принадлежавшие мон-рю Варлаама Хутынского Служебник (ГИМ. Син. 604), пергаменный Апостол 1391 г. (РНБ. Погод. 26), список Иерусалимского устава нач. XV в. (ГИМ. Син. 332), Толковое Евангелие 1441 г. (БАН. 34. 7. 10), переписанное иеродиак. Иовом для игум. Германа, комплект Миней 1463-1464 гг. (РНБ. Соф. 201, 205) и др. В В. Х. м. работал писец-каллиграф инок Закхей, отождествляемый нек-рыми исследователями с игум. обители Закхеем (70-80-е гг. XV в., 1505-1507). Живя в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре в 1495 г., Закхей переписал для В. Х. м. лицевое Евангелие («Закхеевское» - БАН. 24. 4. 26), в 1506/07 г. уже в Хутынском мон-ре Закхей переписал еще одно Евангелие (РГБ. Муз. 8619). В 50-х гг. XVI в. игуменом В. Х. м. являлся Маркелл (Безбородый) , составивший по поручению Московского митр. св. Макария жития прп. Саввы Сторожевского и Новгородского свт. Никиты . В сер. XVII в. Новгородский митр. (впосл. Патриарх) Никон устроил в монастыре типографию, в к-рой в 1651 г. был напечатан перевод с греч. языка кн. «Диоптра жизни человеческой». В нач. 10-х гг. XVII в. В. Х. м. был занят швед. отрядами (см. Смутное время ), в монастырских корпусах размещалась квартира швед. военачальника Я. Делагарди. Обитель подверглась незначительному разорению, были похищены серебряные и жемчужные украшения с гробницы прп.

http://pravenc.ru/text/154237.html

А. И. Мамин. СПб., 1906. С. 78-81, 86-87, 111 и др.; Восстание в Москве 1682 г.: Сб. докум. М., 1976. С. 94-95, 97, 102, 179, 186-187, 192, 194; Восстание московских стрельцов, 1698 г.: (Мат-лы следств. дела)/Публ. А. Н. Казакевич. М., 1980. Соч.: «О древнем предании святых апостол и святых отец... како подобает всякому христианину на знамение креста и на лице своем руки персты и кия слагати»//ГИМ. Син. 986/904. Л. 278об.- 287; [Проповедь А. перед благодарственным молебном в Успенском соборе по поводу подавления стрелецкого бунта]//ЧОЛДП. 1889. Кн. 1. С. 457-458; [Духовное завещание А.]//ГИМ. Син. 577/422. Л. 1-4; Икона, или Изображение великие соборные Церкве всероссийскаго и всех северных стран Патриарша Престола приключившихся дел в разные времена и лета, писанная при св. Патриархах кир Иоакиме и кир Адриане Московских//РНБ. Погод. 1115; РГИА. Ф. 834. Оп. 2. 1734, оба - нач. XVIII в.; Письма Петра Великого к брату Иоанну Алексеевичу и Патриарху Адриану. СПб., 1788; «Наказ старостам поповским и благочинным смотрителям»//ДРВ2. М., 1790. Ч. 15. С. 373-405; [Окружные послания А.]// Есипов Г. В. Раскольничьи дела XVII в. СПб., 1861. Т. 2. М., 1863. Прил. С. 64-72, 76-96; Извещение Патриарха Адриана о церковно-школьном образовании// Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1858. Т. 3. Прил. 7. 45. С. 356-357; Грамоты Патриарха Адриана и архиепископа Холмогорского Афанасия о Соловецком монастыре. СПб., 1879. С. 5-38. (ПДПИ; Вып. 3). Лит.: Н. А. А. Патриарх Адриан//ЧОИДР. 1848. 8; Правдин А. Жизнь и поучения Патриарха Адриана//ДБ. 1872. 42, 43, 44; Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимского Патриарха Досифея с русским правительством (1699-1707). М., 1891. С. 90-91. Прил. 10. С. 39-44; Николаевский П. Ф. Архидиакон Московского Патриарха Адриана//ХЧ. 1891. 5-6; Писарев Н. Домашний быт русских Патриархов. Каз., 1904; Рункевич С. Г. Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. СПб., 1906. Вып. 1; Скворцов Г. А. Патриарх Адриан: Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII в.

http://pravenc.ru/text/63584.html

(51 гравюра). Среди иллюстрированных книг НЗ (Евангелия, Апостол, Откровение ап. Иоанна, иногда дополненные Псалтирью) не встречаются рукописи с подробными евангельскими циклами. НЗ украшается изображениями евангелистов, авторов Деяний и Посланий и нек-рыми евангельскими сценами (Кодекс Эбнерианус - Bodl. Auct. T. inf. I. 10, XII в.; Vatop. 762, XII в.; Paris. Coislin. 200, XIII в.; Athen. Bibl. Nat. 2251, XIV в.; Vindob. Theol. gr. 300, XIV в.), а также ветхозаветными сюжетами и изображениями пророков (Laurent. Plut. 6. 36, XI в.; Vatop. 851, XIII в.- Апостол с Псалтирью; ГИМ. Греч. 407, XIV в.). Андрониково Евангелие. Нач. XV в. (Л. 1 об.— 2) Андрониково Евангелие. Нач. XV в. (Л. 1 об.— 2) Эта особенность в полной мере повторяется и в немногочисленных иллюстрированных слав. списках НЗ, представленных боснийскими рукописями кон. XIV - нач. XV в. (Венецианский НЗ - Marc . O r. 227/168, кон. XIV - нач. XV в.; боснийский Сборник Хвала - Болонья, б-ка ун-та. 3575В, 1405 г., с миниатюрами, изображающими апостолов и сцену побития камнями архидиак. Стефана), иллюстрированными далматинскими мастерами, работавшими в романо-готической манере с элементами раннего Ренессанса. Апостолы Петр и Павел. Миниатюра из Толкового Апостола. 1220 г. (Л. 1 об.) Апостолы Петр и Павел. Миниатюра из Толкового Апостола. 1220 г. (Л. 1 об.) Иллюстрации к слав. Апостолу не носят сюжетного характера, ограничиваясь, как правило, изображениями святых благовестников (пишущих свои сочинения, стоящими в рост, или полуфигур; нередко изображается только евангелист Лука - автор Деяний). Древнейшее изображение апостолов Петра и Павла, молящихся Спасителю, находится на выходной миниатюре Толкового Апостола, написанного в 1220 г. в Ростове (ГИМ. Син. 7. Л. 1об.). Старший образец рукописи, содержащей листовые миниатюры (6) апостолов - авторов посланий, представляет собой пергаменный кодекс московской работы 1-й четв. XV в. (ГРМ. Др. гр. 20 - см. Вздорнов. Искусство книги. Каталог. 68). Широкое распространение рукописи Апостола, украшенные портретными миниатюрами, получают на Руси с посл.

http://pravenc.ru/text/209475.html

Лувр, отдел произведений искусства, има. ОА 861. Пелена. Вынос иконы «Богоматерь Одигитрия» Конец XV века Москва Мастерская Елены Стефановны Волошанки (?) Тафта, холст (крашенина), золотосеребряные пряденые нити, цветные шелковые нити; вышивка 95 х 98 (по большим сторонам) Поступила в 1905–1911 годах Находилась в коллекции М.М. Зайцевского, затем П.И. Щукина Реставрирована в 1925 году в ЦГРМ ГИМ инв. 15495щ РБ-5 Служебник Варлаама Хутынского Первая четверть XIII века 20 л. Пергамен; чернила, киноварь, темпера, твореное золото; переплет – картон, кожа 25 х 20 х 1,8 Поступил в 1920 году в составе Синодальной патриаршей библиотеки На л. 13 запись XVII века: Служебник великого чудотворца Варлаама ево собинной прислал ему из Царяграда Никифор патриарх Происходит из Хутынского монастыря в Великом Новгороде Реставрирован в 1995 году в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря Г.З. Быковой ГИМ инв. 80370, ОР Син. 604 Апостол Толковый. Свв. апп. Петр и Павел   Апостол Толковый 1220 год Ростов Великий 241 л. Пергамен; чернила, киноварь, темпера; переплет XVIII века – картон, кожа 45 х 33 х 9,5 Поступил в 1920 году в составе Синодальной патриаршей библиотеки На л. 241 об. запись писца (с большими утратами): В лето 6728 месяца августа почати быша писати книги сия при (князи) Василка Костя…, а внуце (Всеволожи), а кончаны быша месяца октября в 22 день на память святаго Аверкия епископа… помози пише… Василку… Кюрила избави В 1661 году был вложен патриархом Никоном в Ново-Иерусалимский монастырь, а в 1675 – передан в патриаршую «ризную» казну Реставрирован в 1990–1993 годах в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря Г.З. Быковой, И.П. Мокрецовой, Н.Л. Лик неизвестного святого. Фрагмент росписи собора на Протоке в Смоленске   Лик неизвестного святого. Фрагмент росписи собора на Протоке в Смоленске Конец XII – начало XIII века Смоленск Фреска 21 х 21,5 Обнаружены в 1962–1963 годах Смоленской археологической экспедицией под руководством Н.Н. Воронина ГЭ инв. ЭРА-52/1 Юрьевское Евангелие 1119–1128 годы Писец Федор. Киев, Новгород (?)

http://pravmir.ru/svyataya-rus-pamyatnik...

Апостольская проповедь. Икона. Мастер Ф. Зубов. 1660–1662 гг. (ЯИАМЗ) Апостольская проповедь. Икона. Мастер Ф. Зубов. 1660–1662 гг. (ЯИАМЗ) 12 А. входили в состав т. н. апостольского деисуса (икона, XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), а также представлены в композициях «Собор двенадцати апостолов» (икона, XIV в. (ГМИИ)), «Отослание апостолов на проповедь» (Токалы-килисе (Каппадокия), 900-950, ц. в Тимотесубани (Грузия), XIII в., клеймо иконы «Похвала Богоматери с Акафистом», XIV в. (ГММК)). Апостольский ряд представлен в ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани (Сербия), ок. 1265 г. На Руси в XV-XVII вв. получил распространение вариант композиции «Собор двенадцати апостолов» в виде лозы, в верхней части к-рой представлен поясной деисус, а в завитках - полуфигуры А. (икона-таблетка, XV в. (НГОМЗ), икона, XVI в. (ГРМ), фреска Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., икона, XVII в., из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры). Этот иконографический извод, имеющий сходство с композициями «Древо Иессеево» и «Лоза Христова», вошел в рус. иконописные подлинники, напр. Большаковский, XVIII в. 12 А., среди к-рых главенствующее положение занимают первоверховные апостолы Петр и не входящий в круг евангельских учеников Иисуса Христа Павел, а также евангелисты Лука и Марк, относящиеся к А. из числа 70, изображаются в сценах евангельского цикла (Вознесение, Сошествие Св. Духа), в композициях «Успение Богоматери», «Страшный Суд», «Евхаристия». Число 12 в этих изображениях сохраняется неизменным, т. к. символизирует полноту Церкви. Состав А. в этих композициях может варьироваться. Помимо 12 А. традиционны и изображения апостолов Петра и Павла, образ к-рых также являет собой Св. Соборную Церковь (апсида ц. святых Космы и Дамиана, 526-530, триумфальная арка ц. Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме, IV в.), и 4 евангелистов (саркофаг, VI в. (Археологический музей. Стамбул), миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 10, 586 г.)). В миниатюрах нек-рых рукописей (см. Апостол ) помимо евангелистов имеются соответствующие изображения А. перед каждым из посланий (Апостол. МГУ. Греч. 2, 1072 г., ГИМ. Син. 275, XII в.; ГИМ. Муз. 3648, XIII в.).

http://pravenc.ru/text/Апостолы.html

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. Кон. XI - нач. XII в. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. Кон. XI - нач. XII в. В Триодях и Сборниках студийской традиции (напр., в слав. ГИМ. Воскр. 27, Син. 325) в Ж.-м. Н. уже содержится канон 2-го гласа, сохраняющийся и в совр. богослужебных книгах (2-го гласа авторства Андрея Критского (согласно греч. Триоди; в слав. Триоди атрибуция отсутствует), без акростиха, ирмос: Τν Μωσως δν (    ), нач.: Εσταυρθης σαρκ (      )). Большая часть тропарей канона посвящена Распятию и Воскресению Христовым, а жены-мироносицы и святые Иосиф с Никодимом прославляются лишь в 1-2 тропарях в конце каждой песни канона (согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, этот канон поется в понедельник после Ж.-м. Н.). В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 260-262), по происхождению из южноитал. студийской традиции, в Ж.-м. Н. увеличивается количество песнопений, посвященных женам-мироносицам. Так, на вечерне поется 5 стихир в их честь. Указания о песнопениях и чтениях утрени близки к указаниям Студийско-Алексиевского Типикона, но каноны утрени - воскресный 2-го гласа и Ж.-м. Н. На литургии указана 6-я песнь канона Ж.-м. Н. и вседневные антифоны . Служба на литургии та же, что и по Типикону Великой ц. В Мессинском Типиконе Ж.-м. Н. обозначена как 2-я (то же и в некоторых ранних слав. Триодях, напр., ГИМ. Воскр. 27). Согласно Георгия Мтацминдели Типикону сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 297), отражающему студийскую афонскую традицию (к-рая была близка к южноитал.), устав богослужения в Ж.-м. Н. тот же, что и по Мессинскому Типикону, но на вечерне и утрене указаны 2 тропаря (как в Евергетидском Типиконе), и неделя обозначена как 3-я. Различные редакции Иерусалимского устава , к-рый получил распространение в правосл. Церкви с XIII в. и используется вплоть до настоящего времени, содержат практически одинаковый устав службы в Ж.-м. Н.: совершается обычное воскресное всенощное бдение, соединяются последования Пасхи (канон и стихиры, причем стихиры назначаются только в поздних редакциях Типикона; в частности, в славянском, начиная с издания 1682 г.), воскресное (из Октоиха 2-го гласа) и Триоди. Последование Триоди включает песнопения в честь праведных Иосифа и Никодима и жен-мироносиц: 2 цикла по 3 стихиры, тропарь, канон, седальны, кондак с икосом, светилен (те же, что и в памятниках студийской эпохи). На этой службе не совпадают номера воскресного Евангелия и евангельской стихиры: на утрене читается 3-е воскресное Евангелие, но при этом предписано петь 2-ю стихиру; возможно, это связано с упоминанием в ней жен-мироносиц. На литургии прокимен из Пс 27, аллилуиарий со стихом из Пс 84, причастны Пасхи и воскресный Пс 148. 1, Апостол и Евангелие те же, что и в Типиконе Великой ц.

http://pravenc.ru/text/182225.html

Праксапостол, Vat. gr. 1208. Fol. 3v, ок. 1280-1303), с подписью, в к-рой не упоминаются ни родство со Христом, ни святительский сан. На миниатюре из рукописи НЗ и Псалтири XIV в. (ГИМ. Син. 407. Л. 256 об.) изображен сидящий средовек с темными короткими волосами и бородой, пишущий текст. В таком же варианте в кн. Апостол из Кирилло-Белозерского монастыря (ГРМ. Др. Гр. 20. Лист б/н между с. 63 и 64, 10-е гг. XV в.) изображен сидящий апостол у пюпитра, с коричневым клавом на правом рукаве хитона. Стоящая фигура с подписью: «агиос Иаков» - в античных одеждах, с закрытым кодексом в руках помещена на нераскрашенной миниатюре из кн. Апостол 90-х гг. XV - нач. XVI в. из собрания Н. П. Лихачёва (СПбФИРИ РАН. Архив. колл. 238. Оп. 1. 274. Л. 82 об.). Встречаются варианты, когда средовек с короткими темными волосами и бородой, в хитоне и гиматии, к-рая соответствует по облику ап. Иакову Зеведееву, сопровождается греч. подписью: «Иаков, брат Господень», как на миниатюре из рукописи НЗ (Hieros. Patr. 37. Fol. 234v, XIII в.). Была возможна и обратная замена: на эмалевой пластинке Пала д " Оро (1105, ц. Сан-Марко в Венеции) среди апостолов по сторонам Христа, сидящего на престоле, справа представлен седой священник, в синих ризах и белом омофоре, с Евангелием в левой руке; изображение не имеет подписи, по иконографическому облику это И., по месту среди апостолов - Иаков Зеведеев. В рус. традиции оформления священных книг возникали сложные композиции с участием И. В лицевом Апостоле 40-х гг. XVI в., происходящем, вероятно, из владычной б-ки новгородского Софийского собора (ныне в ОР РНБ. F. I. 60), на миниатюре (Л. 204 об.), предваряющей Послание к Галатам ап. Павла, в нижнем ряду на фоне 3-ярусной одноглавой церкви представлен амвон со стоящим И. в святительских одеждах - саккосе и омофоре - с раскрытой книгой в руках. Он упоминается в длинной подписи к этому изображению. Образ И. как 1-го епископа Иерусалима в росписях средневек. восточнохрист. храмов являлся символом апостольского преемства, идущего от Иерусалимской церкви - Матери всех церквей.

http://pravenc.ru/text/200153.html

В древнем иерусалимском богослужении В иерусалимском Лекционарии 1-й пол.- сер. V в., сохранившемся в арм. переводе, на 8-й день по Богоявлении назначаются прокимен Пс 97. 2, Апостол - Кол 2. 8-15 (по тематике соответствует О. Г.), аллилуиарий Пс 84. 2, Евангелие - Лк 2. 21 - рассказ об обрезании Господа и - наречении Ему имени Иисус (см.: Renoux. Lectionnaire arméniene. P. 223). В более поздней версии этого же Лекционария (V-VIII вв.), сохранившейся в груз. переводе, 1 янв., на праздник О. Г., назначаются иные литургийные чтения: Апостол - Гал 3. 24 - 4. 7 (в отрывке не говорится об обрезании, но в нек-рой степени текст все же соотносится с Кол 2. 8-15: «Нет уже ни иудея, ни язычника», «Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены и подчинился закону») и Евангелие - Лк 2. 22-25, чтения Кол 2. 8-18 и Лк 2. 21 назначаются в навечерие (предпразднство) Сретения Господня ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 17, 34-35). Также 1 янв. подробно описано последование в честь свт. Василия Великого, причем по объему и подробным указаниям празднование в честь свт. Василия имеет приоритет перед О. Г. (Ibid. P. 17-18). В византийском богослужении Указания об особенностях празднования О. Г. в доиконоборческом визант. богослужении не сохранились. В кафедральном послеиконоборческом богослужении К-поля IX-XI вв., о к-ром можно судить по Типикону Великой церкви , О. Г. празднуется 1 янв. вместе с памятью свт. Василия Великого ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 170): чтения литургии - Апостол - Кол 2. 8-12 и Евангелие - Лк 2. 20-21, 40-52 - посвящены О. Г., а тропарь на утрене назначается только свт. Василию. Тропарь О. Г. появляется в более поздних рукописях этого Типикона (напр., в списке 1329 г.) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ο φσει ρατος νν καθορται σαρκ (              ) (Ibidem). В монастырском послеиконоборческом богослужении О. Г. празднуется 1 янв. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, О. Г. еще недостаточно прочно закрепилось за 1 янв. и не является центральным празднованием этого дня. За богослужением в этот день уже звучат песнопения предпразднства Крещения Господня (напр., стихиры на стиховне вечерни), а на утрене поются канон Рождеству Христову авторства прп. Космы Маюмского 1-го гласа и общий канон О. Г. и свт. Василию 2-го гласа; кроме общего канона О. Г. посвящена только стихира 5-го гласа; по объему гимнографии песнопения в честь О. Г. существенно уступают тем, что поются на память свт. Василия (см.: Пентковский. Типикон. С. 313-314; см. также: Минея на январь ГИМ. Син. 163, XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 42-43).

http://pravenc.ru/text/2578083.html

Особенность переписанного и сохранившегося московского по происхождению рукописного фонда состоит в том, что он крайне малочислен и совершенно не репрезентативен до посл. четв. XIV в., когда во время нашествия на Москву в 1382 г. хана Тохтамыша в кремлевских соборах сгорело огромное количество сложенных там книг, что специально отмечено в летописи. Совр. богатейшее собрание Троице-Сергиевой лавры (РГБ. Ф. 173.I, 304.I, 304.III) складывалось, по всей видимости, уже после нашествия хана Едигея в 1408 г., когда практически целиком погиб книжный фонд, который складывался со времени основания обители. Книжные собрания собственно московских и ближних пригородных мон-рей (за исключением Чудова) на протяжении XV - нач. XVII в., вплоть до окончания Смуты, постоянно страдали от вражеских набегов и пожаров, поэтому в них сохранились лишь нек-рые рукописи. Изучение московских и подмосковных рукописей при отсутствии записей писцов затруднено еще и тем обстоятельством, что они в отличие от новгородских и псковских лишены ярких диалектных признаков и лишь с большим трудом могут быть выделены из массы книг, написанных в др. регионах Сев.-Вост. Руси. В условиях же «второго южнославянского влияния» (см. в ст. Южнославянские влияния на русскую культуру ), начавшегося в последней четв. XIV в., диалектные признаки не отражались повсеместно в орфографии и тем самым усложнили определение происхождения писцов и локализации их продукции. Дополнительную сложность составляет отсутствие описей б-к собственно московских мон-рей и Троице-Сергиева мон-ря до 2-й четв. XVII в. и слабая изученность рукописей (за исключением иллюминированных - Вздорнов. 1980. С. 63-112; Кат. 29-42, 44-52, 54-61, 63-68, 70-83; Попов. 1975; Он же. 2009. С. 9-199) большинства московских и подмосковных скрипториев (кроме Иосифова Волоцкого мон-ря). Апостол-Евангелие-апракос . Ок. 1344 г. (РГБ. Ф. 304.III. 1. Л. 1 об.— 2) Апостол-Евангелие-апракос . Ок. 1344 г. (РГБ. Ф. 304.III. 1. Л. 1 об.— 2) Рукописи, созданные в Московском регионе до 1382 г., случайно уцелели за пределами Москвы. Это Сийское Евангелие 1340 г. (БАН. Арх. ком. 189), Апостол-Евангелие-апракос ок. 1344 г. (т. н. Евангелие вел. кн. Симеона Гордого - РГБ Ф. 304. III. 1), т. н. Московское Евангелие 1358 г. (ГИМ. Син. 69). Недавно установлено, что один из писцов Сийского Евангелия участвовал в переписке Паренесиса прп. Ефрема Сирина сер. XIV в. (РГБ. Ф. 304.I. 7), писец Московского Евангелия Феодор участвовал в написании, по всей вероятности, основной (старшей) части Обихода (РНБ. F.n.71), ошибочно называемого Рязанским Служебником.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010