XI. К. на Деяния св. апостолов, соборные Послания и Послания ап. Павла из Христинопольского (Городисского) Апостола (ЛИМ. N 39 (основная часть кодекса); Киев. НБ НАНУ. М. VIII. 3/22. (8 листов); Bucur. Acad. Romana. Slav. 760, ок. сер. XII в.,- окончание Послания к Евреям, с конца гл. 8, и начало Послания Иакова; переписана на Волыни). Толкованиями сопровождаются в основном соборные Послания и Послания ап. Павла, на текст Деяний даются лишь краткие схолии. Катена представляет собой редкий (если не единственный) для слав. письменности случай рамочного расположения текста. Леммированные отрывки толкований помещены на 3 полях рукописи, к-рые занимают треть листа. Среди толкователей упоминаются: святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский; Аполлинарий Лаодикийский, Дидим Слепец, Севир Антиохийский, пресвитер Аммоний, преподобные Исихий Иерусалимский, Максим Исповедник, Феодор Студит и др. Иногда леммы указывают на конкретное сочинение, из к-рого заимствован фрагмент: «Севирово о покаянии на спасение», «Севирово от слова», «Исихиево от псалма», «св. Василия к Созопольскому епископу» и др. Оригиналом слав. катены была греч. катена, не похожая ни на один из известных типов. Текст Апостола по этому списку опубликован Э. Калужняцким в 1896 г. без толкований. В 2008 г. Христинопольский Апостол был отреставрирован, специалистами Львовского исторического музея были сделаны его бумажная (факсимиле) и электронная копии ( Яcihobcьka. 2010). XII. Толковый Апостол. Включает 4 разновидности текстов, связанных между собой: 1) толкования на соборные Послания и Послания ап. Павла, близкие к катене пресв. Андрея, изданной Крамером. Оригиналом слав. перевода послужили поздние греч. катены XII в. разных типов. Древнейшая рукопись (ГИМ. Син. греч. 7), неполного состава, содержащая Послания ап. Павла к Римлянам, 1-е и 2-е послания к Коринфянам, Послания к Галатам и к Ефесянам, была написана в 1220 г. в Ростове. Полные пергаменные рукописи, содержащие все Послания, как ап. Павла, так и соборные: РНБ. Погод. 30 (до 1390 г.) и РНБ. F.n.I.24 (1-я пол. XV в.). Имеется разновидность этой катены, в к-рой апостольский текст делится на богослужебные зачала, соответственно сгруппированы и толкования. Эта разновидность представлена, напр., в 2 рус. списках XV в. (РГБ. Унд. 21 и РНБ. Солов. 24/24 - Алексеев А. 1999. С. 38). Отрывок из толкования на Послание ап. Иакова, принадлежащий свт. Иоанну Златоусту, включен в Пролог краткой редакции под 10 нояб. с заглавием «Слово Иоанна Златоуста о милостыни» (один из ранних списков - БАН. 4. 9. 21, 1-я пол.- сер. XIV в.);

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Следующее важное заблуждение авторов Декларации: под личиной войны с филетизмом (церковным национализмом) они склонны вовсе истребить народное начало в Церкви, а также отрицать христианское происхождение целого ряда народных культур: «Мы осуждаем как неправославное и отвергаем любое учение, приписывающее божественное основание или авторитет, особую святость или чистоту любой отдельной местной, национальной или этнической идентичности, или характеризующее любую конкретную культуру как особую или божественно установленную, независимо от того, греческий, румынский, русский, украинский или любой другой». Если речь идет о расистском превозношении одной идентичности и культуры над другой, то можно было бы согласиться с этим тезисом. Но если в виду имеется христианское происхождение, например, русской или болгарской культуры, то подобный нигилизм является ложным и разрушительным. Интересно, почему авторы выступают против идеи обращения ко Христу целых народов? В «Прогласе к Евангелию» святого равноапостольного Константина-Кирилла говорится: «Как предрекли пророки, бывшие прежде, Христос грядет, чтобы собрать народы. Ибо Он – свет миру всему… Слушай, славянский народ! Слушай Слово, ибо оно – от Господа!» Учительное Евангелие Константина Преславского. ГИМ, Син. 262. Или, из «Азбучной молитвы» Константина Преславского: «Летит ибо ныне славянское племя, желая наречься Твоими людьми» . Представление о том, что Бог призывает целые народы, а также то, что святые того или иного народа составляют некое единство, некий собор, является глубоко укорененным во Вселенском Православии (см. выше). Что же касается констант культуры христианских народов, то разве некоторые из них не являются в известном смысле богооткровенными, например, та же Божественная литургия и в целом богослужение, вокруг которого собиралась и отчасти собирается церковно-народная жизнь? И если многие представители православных народов живут расцерковленной жизнью, то разве их привлечешь в Церковь абстрактными, беспочвенными, общечеловеческими рассуждениями, лишая их родной почвы для духовного роста? И это мнение авторов является неконструктивным. Они ссылаются на слова св. апостола Павла: «Во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни мужеского пола, ни женского» (Гал. 3:28), но разве на этом основании апостол Павел снимал абсолютно все различия и, к примеру, вручал учительство и власть в Церкви женщинам? А ещё сам апостол Павел желал быть отлученным от Христа, лишь бы спаслись его соотечественники иудеи (см. Рим. 9:3). Вряд ли людям нужна такая любовь, которая «всё и всех равняет как морское дно».

http://pravoslavie.ru/145690.html

Гимнография В Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память Н. отмечается 15 сент., но богослужебное последование в этот день описано лишь для памяти св. отцов VI Вселенского Собора, совершающейся в неделю по Крестовоздвижении ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 34). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, в день памяти Н. (15 сент.) служба ему, состоящая из канона, цикла стихир-подобнов и седальна, соединяется со службой отдания праздника Крестовоздвижения, причем последняя имеет приоритет (см.: Пентковский. Типикон. С. 283). Такое же по составу богослужебное последование Н., но с дополнительным седальном содержится и в рукописных слав. Минеях студийской традиции: напр., ГИМ. Син. 159, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 8; также см.: Ягич. Служебные минеи. С. 0126-0136). Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., 15 сент. совершается отдание праздника Крестовоздвижения, поэтому служба Н. соединяется со службой отдания; состав богослужебного последования Н. тот же: канон 4-го гласа авторства Феофана Начертанного, цикл стихир-подобнов того же гласа и седален (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 275-276). В афонской редакции Студийского устава - Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. и в южноиталийской редакции - Мессинском Типиконе 1131 г. 15 сент. служба Н. соединяется со службой попразднства Крестовоздвижения (согласно этим Типиконам, отдание праздника Крестовоздвижения совершается 21 сент.); в Мессинском Типиконе богослужебное последование Н., уже известное по др. Типиконам, дополнено самогласной стихирой (см.: Arranz. Typicon. P. 26; также см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 234). В Иерусалимском уставе 15 сент. служба Н. также соединяется со службой попразднства Крестовоздвижения. В одной из древнейших редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.,- указываются отпустительный тропарь Н. Ο μρτυς σου Κριε (      ) и 3 самогласные стихиры; также Н. назначаются на литургии прокимен Пс 31. 11, Апостол - 2 Тим 2. 1-10, аллилуиарий Пс 91. 12, Евангелие - Мф 10. 16-22, причастен Пс 111. 6 ( Lossky. Typicon. P. 168-169). Такие же указания (но без одной самогласной стихиры Н. на стиховне утрени) даны 15 сент. в Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 42а - 42б) и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г., причем в последнем по 3-й песни Н. назначается кондак.

http://pravenc.ru/text/2565366.html

St.-Pb., 2012. T. 8: Ars Christiana. Pt. 2. P. 69-81. Д. Е. Афиногенов Гимнография Свт. Мефодий сопровождает имп. Феофила в военном походе. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 55 об.) Свт. Мефодий сопровождает имп. Феофила в военном походе. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 55 об.) Память М. отмечается 14 июня в Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв.; назначаются прокимен Пс 31. 11, Апостол - Иак 5. 7-20, аллилуиарий Пс 96. 12, Евангелие - Лк 4. 22b - 30, причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 314). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., в ГИМ. Син. 167, XII в.- 14 июня содержится служба М., состоящая из канона, цикла стихир и седальна (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 67). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава, М. не упоминается, но в Мессинском Типиконе 1131 г., являющемся южноиталийской редакцией Студийского устава, память М. отмечается 14 июня; хотя приоритет на службе в этот день отдается песнопениям прор. Елисея, М. назначаются цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах» , самогласная стихира на стиховне утрени, канон на полунощнице и седален ( Arranz. Typicon. P. 158-159). В древнейших греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава - напр., в Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв., и в Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г.,- под 14 июня излагается устав соединения богослужебного последования М., службы прор. Елисею и будничной службы Октоиха; М. назначаются отпустительный тропарь Καννα πστεως (    ), канон, цикл стихир-подобнов, самогласная стихира и седален (см.: Lossky. Typicon. P. 218-219; Миркович. Типикон. Л. 110а). Такой же состав богослужебного последования М. зафиксирован в первопечатном греч. Типиконе 1545 г. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. (и последующих изданиях, в т. ч. современных) М. назначаются также кондак 2-го гласа         и светилен.

http://pravenc.ru/text/2563128.html

В «Церковной истории» Созомена рассказано об обретении мощей З. близ Элевтерополя Палестинского при визант. имп. Феодосии II Младшем (408-450) ( Sozom. Hist. eccl. IX 17). По преданию, на склоне Елеонской горы на участке Карм-эль-Хараб, приобретенном архим. Антонином (Капустиным) , находятся гробницы пророков Аггея, З. и Малахии из числа 12 «малых» пророков, которые датируются совр. археологами I-V вв. по Р. Х. (см. подробнее в ст. Елеонская гора ). О пророчествах З. см. в ст. Захарии пророка книга . Ист.: MartRom. Comment. P. 382; Dubois J. Le Martyrologe d " Usuard. Brux., 1965. P. 297, 336; SynCP. Col. 449-451. Лит.: Рождественский Д., свящ. Книга прор. Захарии// Лопухин. Толковая Библия. Т. 7. С. 393-427; он же. Книга прор. Захарии: Исагогическое исслед. Серг. П., 1910; Mariani B. Zaccaria//BiblSS. 1970. Vol. 12. Col. 1448-1451. А. Н. Безруков Гимнография Память З. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 228) 8 февр.; последование З. включает тропарь 4-го гласа Το προφτου σου τν μνμην (      ), прокимен из Пс 109 со стихом, Апостол 1 Кор 14. 20-25, аллилуиарий из Пс 98, Евангелие Мф 29. 29-39, причастен из Пс 111. З. упоминается в Типиконе Великой ц. также 15 и 16 мая (Ibid. 1. P. 293, 294) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем самую древнюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, З. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 164, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 51) память З. отмечается 8 февр.; последование З. состоит из канона, цикла стихир и седальна. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 412-413), 8 февр. соединяются последования вмч. Феодора Стратилата, З. и Октоиха; указаны посвященные З. канон авторства Феофана плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), цикл стихир-подобнов. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 120) память З. отмечается 8 февр.; служба подробно не описана.

http://pravenc.ru/text/182663.html

И. скончался и был похоронен в старицком Успенском мон-ре; святителя отпевали Крутицкий митр. Пафнутий, Тверской архиеп. Феоктист, архим. Дионисий (Зобниновский) в сослужении духовенства. Спустя нек-рое время архим. Дионисий воздвиг над погребением И. «палатку». Согласно описи старицкого Успенского мон-ря 1607 г., И. незадолго до кончины сделал в мон-рь неск. значительных вкладов. 13 июля 1606 г. он передал обители 56 томов своей келейной б-ки. Помимо богослужебных книг среди них были Острожская Библия , Учительное («толковое») Евангелие «виленской печати», Римский патерик и Беседы на Евангелие папы Григория Великого, Шестоднев Иоанна Экзарха, Маргарит (рукописный), сочинения прп. Феодора Эдесского, Жития преподобных Евфимия Суздальского и Сергия Нуромского (Обнорского), «книга из Палеи, да в нейже правила святых апостол и святых отец», «книга в полдесть, в начале Черниговским четыре Слова» и др. 22 окт. 1606 г. И. дал вкладом в мон-рь по своему келейнику старцу Афанасию 3 иконы деисуса в драгоценном окладе. Среди иконной «казны» И., оставшейся после смерти патриарха в Успенском мон-ре, большинство составляют изображения рус. святых: икона прп. Авраамия Ростовского, 2 иконы св. кн. Александра Ярославича Невского, икона св. митр. Алексия («Алексея чудотворца»), 2 иконы прп. Антония Сийского , 4 иконы святых Бориса и Глеба «на золоте», 3 иконы прп. Димитрия Прилуцкого, образ прп. Ефрема Новоторжского «на золоте», икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, припадающих к ногам стоящего Спасителя, иконы прп. Иосифа Волоцкого и прп. Корнилия Комельского, молящихся перед образом Богоматери, 2 иконы прп. Макария Калязинского «на золоте», образ прп. Павла Обнорского, икона прп. Саввы Сторожевского «на золоте», «пять образов Ярославских чудотворцев, на золоте». Известны более ранние вклады И. в кремлевский Успенский собор: Требник, данный по новоспасскому архим. Закхею (15 дек. 1602; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 227), лицевой Служебник (1 мая 1604; ГИМ. Син. 1074). На листах Служебника написано только по 9 строк. По мнению М. В. Щепкиной, организация текста в рукописи обусловлена тем, что кодекс был создан по заказу слабовидящего И. Рукопись является памятником книжного искусства (см.: Кондрашкина Е. С. Кодикология лицевых литургических рукописей Москвы рубежа XVI-XVII вв.: АКД. М., 1996. С. 14-16). Литературные труды

http://pravenc.ru/text/578144.html

Ист.: BHG, N 1331-1334g; BHL, N 6085; ActaSS. Febr. T. 2. P. 283-288; SynCP. Col. 453; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 239-241; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Αθναι, 20092. Τ. 6. Σ. 103-105 (рус. пер.: Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 3. С. 604-606). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. 19012. Т. 2. С. 38; Т. 3. С. 64; ΘΗΕ. 1966. Τ. 9. Σ. 493; Sauget J.-M. Niceforo//BiblSS. 1966. Vol. 9. Col. 870-871; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. 19952. Σ. 354; Efthymiadis S. John of Sardis and the Metaphrasis of the Passio of St. Nikephoros the Martyr (BHG 1334)// Idem. Hagiography in Byzantium: Literature, Social History and Cult. 2001. Tl. 6. P. 23-44. А. Н. Крюкова Гимнография Мч. Никифор. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 103 об.) Мч. Никифор. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 103 об.) В Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., память Н. отмечается 9 февр. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 228). Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., представляющему древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, в день памяти Н., 9 февр., если еще не начался Великий пост , совершается служба с «Бог Господь» и тропарем; указан отпустительный тропарь Н.       канон и стихиры; на литургии назначается прокимен Пс 67. 36, Апостол - 1 Кор 12. 27 - 13. 8, аллилуиарий Пс 132. 1, Евангелие - Ин 17. 18-26, причастен Пс 32. 1 ( Пентковский. Типикон. С. 328). В рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 164, XII в., также содержатся кондак Н.        с икосом, седален (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 51). Такое же в целом богослужебное последование в честь Н. назначается в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., содержащем малоазийскую редакцию Студийского устава (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 413). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, 9 февр. совершается отдание праздника Сретения Господня , в связи с чем служба (канон) Н. переносится на полунощницу (см.: Arranz. Typicon. P. 120-121).

http://pravenc.ru/text/2565472.html

P. 21), и 2 окт. вместе с апостолами, пророками и др. святыми (Ibid. P. 41). Согласно Типикону Великой церкви , отражающему особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память М. отмечается 2 сент.; на Пс 50 назначается тропарь 3-го гласа Αθλοφρε γιε (Подвижниче святый...), указан прокимен Пс 63. 11, Апостол 1 Кор 9. 2-12, аллилуиарий Пс 91. 13, Евангелие Ин 15. 1-11, причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 10). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 159, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 3) под 2 сент. содержится служба М., состоящая из кондака 3-го гласа            с икосом, канона 8-го гласа, 2 циклов стихир-подобнов, 2 седальнов (также см.: Ягич. Служебные минеи. С. 015-022). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава , 2 сент. отмечается память М. и прп. Иоанна Постника; совершается служба с пением на утрене «Аллилуия» ; последования святых соединяются с будничной службой Октоиха; М. назначается канон, 1 цикл стихир и 1 седален ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 259). В Мессинском Типиконе 1131 г., отражающем южно-итал. редакцию Студийского устава, в день памяти М., 2 сент., на вечерне песнопения М. соединяются с песнопениями прп. Симеону Столпнику и в честь индикта (новолетия), празднование к-рых совершалось накануне (1 сент.); указан отпустительный тропарь М. 4-го гласа Ο μρτυς σου Κριε (      ); на утрене соединяются службы М. и Октоиха; по 3-й песни канона седален, по 6-й - кондак М.; утреня заканчивается великим славословием (такое торжественное окончание утрени обусловлено, судя по всему, не памятью М., а попразднством индикта); на литургии прокимен, аллилуиарий и причастен М., Апостол и Евангелие рядовые ( Arranz. Typicon. P. 14). В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в., представляющем афонскую редакцию Студийского устава, 2 сент.

http://pravenc.ru/text/2561776.html

28. Субботин Н.И. Материалы. Т. 4. С. 287. 29. Там же. С. 290. 30. Там же. Характерно, что ревнитель старого благочестия Федор Трофимов выступает на стороне Императора, т.к., по его мнению, Папа Григорий присвоил себе принадлежащие светской власти и несвойственные ему полномочия. 31. Черниговские епархиальные известия. Чернигов, 1875. 14. С. 459–460. Эта челобитная не опубликована у Н.И. Субботина, хотя один из ее списков находится в: Рог. 667; в 1875 г. ее опубликовал специалист по расколу в Западной России М.И. Лилеев. 32. Субботин Н.И. Материалы. Т. 1. С. 44. 33. Там же. С. 66. 34. Об Александре Вятском и его письменном наследии см.: Бубнов Н.Ю. Александр Вятский – писатель и книжник XVII в.//ТОДРЛ. Л., 1988. Т. 41. 35. Субботин Н.И. Материалы. Т. 7. С. 125 – см.: сб. «Христианоопасный щит веры» инока Авраамия, куда вкючена челобитная еп. Александра об избрании вместо Никона нового Патриарха. 36. В сделанном им сличении двух «Потребников» – киевской печати времени Петра Могилы и новопечатного никоновского – еп. Александр разбирает их взаимные несоответствия, ограничиваясь, как правило, кратким резюме по типу: «…смеха и мятежа полны/новые речения/и неведомо откуда взяты, и святые апостол и святых отец разуму и мудрованию отнюдь противны, и мню, яко враг Церкви, некто сия расположивый» (ГИМ. ОР. Син. 1199. Л. 113). 37. Там же. Л. 118–118об. 38. Субботин И.И. Материалы. Т. 1. С. 175. 39. Савва Романов. История о вере и челобитная о стрельцах//Летописи русской литературы и древности. М., 1863. Т. 5. Отд. 2. С. 117. 40. Там же. С. 145. 41. Белокуров С.А. Арсений Суханов. М., 1894. Ч. 2. Вып. I. С. 181. 42. РИБ. Т. 39. Стлб. 469. 43. Субботин Н.И. Материалы. Т. I. С. 144: «Сего ради [после Флорентийской унии 1439 г.] великий князь Василей Васильевич, советовав со архиереи всеа Великия Росии, в митрополиты Резанского епископа Иону чудотворца своими русскими архиепископы и епископы и всем священным собором в лето 1448 [поставил]». 44. Там же. С. 88: «Видев же Царь болгарский себе неправдуема от них [греков.] и абие изволися ему, яко Царю сущу, и своими епископы Патриарха во граде Тернаве поставити…».

http://pravoslavie.ru/36982.html

Л. В. Луховицкий Гимнография Перенесение мощей свт. Никифора I, патр. К-польского. Пропись из кн.: С. Т. Большаков «Иконописный подлинник» Перенесение мощей свт. Никифора I, патр. К-польского. Пропись из кн.: С. Т. Большаков «Иконописный подлинник» В Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память Н. отмечается 2 июня и 13 марта (перенесение мощей Н.); богослужение 2 июня совершалось с особой торжественностью: назначалась лития - торжественное шествие от Великой церкви к Форуму, а затем в храм св. Апостолов; последование Н. включало тропарь на входе, прокимен Пс 48. 4, Апостол - Евр 7. 26 - 8. 2, аллилуиарий Пс 36. 30, Евангелие - Ин 10. 9-16, причастен Пс 111. 6b; о составе последования Н. 13 марта особые указания отсутствуют ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 248, 302). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, Н. не упоминается, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 167, XII в.,- 2 июня содержится служба Н., включающая минимальный набор песнопений: канон, цикл из 3 стихир и седален (на полях также сделана приписка (XIV-XV вв.) - кондак и икос Н.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 65-66). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава, память Н. отмечается 2 июня и 13 марта. Служба Н. 2 июня включает канон авторства Феофана Начертанного 4-го гласа, цикл стихир-подобнов и седален; 13 марта (перенесение мощей) Н. назначаются канон и стихиры, составленные Игнатием , патриархом К-польским († 877), и седален; причем, поскольку 13 марта приходится на Великий пост, служба Н. поется в субботу или воскресенье (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 428, 458). Свт. Никифор I, патриарх К-польский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 103 об.) Свт. Никифор I, патриарх К-польский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 103 об.)

http://pravenc.ru/text/2565510.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010