Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – декабрь 2018 21 мин., 30.12.2018 1-я страница обложки. На глянцевом черном фоне — прозрачный кипящий чайник, из которого вырываются пар и обжигающие оранжевые язычки пламени (фото Lori.ru). Надписи: НЕ КИПЯТИТЕСЬ.  Как  победить обиду: инструкция для чайников (и не только).  См. рубрику «Вопрос номера. Как справиться с обидой?» (С.22-29 ). Пролог : Иосиф Бродский . « Откуда к нам пришла зима …»). Стихотворение. 1962//Фома. - – декабрь 2018. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3.   Даты месяца : Даты месяца: декабрь //Фома. - – декабрь 2018. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены:   11 декабря. 100 лет назад родился Александр Солженицын . [Высказывание писателя о религии и атеистах: «Будучи православным и, шире говоря, христианином, я считаю религию высшим духовным даром, который может быть дан человеку...»]. На фото: А. И. Солженицын. - С. 4;   19 декабря. День памяти святителя Николая . [Отрывок из жития святителя Николая и иллюстрация к нему]. Ил.: Николай       Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. Илья Репин. 1888. - С.4;   5 декабря. 10 лет со дня кончины Патриарха Алексия II. [Цитата: «Один афонский старец недавно  сказал, что мир устал от слов. И я с ним согласен. Сейчас нужны не слова, а дела, свидетельствующие о вере, в том числе дела милосердия. Эти дела должны стать проповедью без слов. Проповедью более убедительной и действенной». Патриарх Алексий II]. Ил.: Патриарх Алексий II выпускает белого голубя. Фото Сергея Власова. - С.4; 2 декабря. День памяти святителя Филарета Московского. [Одним из самых выдающихся деяний святителя Филарета Московского (1783-1867) был его вклад в перевод Библии на русский язык]. Ил.: Живописный портрет свт. Филарета Московского. - С.5;   28 декабря. Собор крымских святых. [Христианская история Крымской земли начинается еще при жизни первых учеников Спасителя. По преданию именно сюда с проповедью Евангелия в I веке пришел апостол Андрей Первозванный. Среди имен крымских          святых множество христианских подвижников древней Церкви, но   есть и люди, жившие не так давно — например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий)]. Ил.: Свято-Георгиевский монастырь на мысе Фиолент в Крыму. Фото lori.ru. - С.5.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-188...

Румынская Православная Церковь Описание: Согласно преданию, в пределах современной Румынии проповедовал апостол Андрей Первозванный и ученики апостола Павла, принесшие сюда семена христианства. В V в. на территории Румынии христианство распространял святой Никита Ремезианский (+431). В 1359 году валашский воевода Николай Александр I добился от Константинопольского Патриарха возведения Церкви на территории Валахии в ранг автономной митрополии. С 1885 года Румынская Церковь — автокефальная, в 1925 году провозглашена Патриархатом. Из иноков-подвижников весьма почитаются преподобный Димитрий Басарбовский (XIII в.) и афонский монах святой Никодим Тисманский (+ 1406), канонизированные в 1955 году. Особенно чтится православными румынами великий русский подвижник старец Паисий Величковский (+ 1794), прославленный в лике святых Русской Православной Церковью в 1988 году, который после Афона подвизался в Румынии в Нямецком монастыре и оказал большое влияние на возрождение древних монашеских традиций в духе исихазма в румынских и русских монастырях. Каноническая территория — Румыния; юрисдикция Румынской Православной Церкви распространяется также на ряд епархий в Америке (США и Канада), Западной и Южной Европе. 12 сентября 2007 года коллегия выборщиков, состоящая из 180 епископов, клириков и мирян, избрала шестым Предстоятелем Румынской Православной Церкви митрополита Молдовы и Буковины Даниила . 30 сентября в кафедральном соборе Бухареста во имя святых равноапостольных Константина и Елены состоялась Патриаршая интронизация Блаженнейшего Даниила. Титул Предстоятеля: «Блаженнейший Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Наместник Кесарии Каппадокийской и Патриарх Румынский». Патриаршая резиденция находится в Бухаресте. Епархии Румынской Церкви Митрополия Мунтении и Добруджи Бухарестская архиепископия Кафедра: Бухарест. Правящий архиерей: Блаженнейший Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Наместник Кесарии Каппадокийской и Патриарх Румынский Даниил.

http://patriarchia.ru/db/text/134497.htm...

Скворцов В. М. Приложения. Часть 1 I. Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Церкви Константинопольские епископы по порядку Время вступления Андрей Первозванный апостол Стахий, из учеников Христовых (октябрь 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Диоген Елевферий Феликс (св. апреля 15) Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпион Кириак I (из Кирилльан) Кистин (Кастин или Константин) Тит (июня 4) (Трат) Тарат Домитиан (Дометий), Дмитрий Пров (святой) Митрофан I Александр I (августа 30) Павел I, Омологит Евсевий Павел I (во второй раз) Македоний (арианин) Павел I (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел I (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I, Богослов Нектарий I, патриарх Константинопольский, окт. 11 Иоанн I, Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей I Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз) Иоанн IV, постник Кириак II Сергий I Павел II Пирр I (во второй раз) Петр, еретик Фома II, Погонат Иоанн V Константин I Феодор I Георгий Кипрский Феодор I (во второй раз) Павел III Каллиник I Иоанн VI Герман I (мая 3) Анастасий, иконоборец Константин II Никита Кастрат Павел IV Тарасий Никифор I (июня 2) Феодот, иконоборец Антоний I, иконоборец Иоанн VII, Синкел Мефодий Омологита Игнатий Игнатий (во второй раз) Фотий (во второй раз) Стефан I, Порфирородный Антоний II Николай I, Мистик Евфимий I, Синкел Николай I (во второй раз) Стефан II Трифон Феофилакт Полиевкт (февр. 6) Василий I, Скамандрин Антоний III, Студит Николай II, Хрисоверг Сисинний II Сергий II (или Евлогий) Евстафий Алексий, Студит Михаил Кируларий Константин III, Лихуда Иоанн VIII, Ксифилин Косма I, монах Евстратий Гарид Николай III, Грамматик Иоанн IX, Агапит Лев Стопт или Ступп Михаил II, Куркуас

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Скорбь объемлет сердце наше, братие, когда видим, что вера наша, которая с самого основания Руси возвещалась во всём мире, начинает в некоторых из нас колебаться; когда размышляем о том, что древняя священная слава населяемого нами края, по Божию попущению, омрачается; когда сравниваем светлое прошедшее сего края с померкающим настоящим. В светлом прошедшем усматриваем, что в сем крае совершились многие важнейшие и священнейшие события нашей отечественной как государственной, так и церковной истории. Усматриваем, что по протекающим здесь водам старого Днепра совершил свой благовестнический путь святой апостол Андрей первозванный, водрузив крест Христов на святых горах Киевских; что в Херсонесе Таврическом приял святое крещение святой равноапостольный Владимир, великий князь Киевский, со старейшими своими дружинниками и всеми спутниками; что в сих водах Днепровских прияли святое крещение все наши предки, потопив в них идола языческого Перуна; что на берегах сего же нашего старого Днепра, на святых горах Киевских, воссияли первые в нашем отечестве святолепные христианские храмы, которые сияют и до сего дне; что в сих же странах прославились и первые угодники Христовы, начиная от святой блаженной княгини Ольги и внука её св. равноапостольного великого князя Владимира, от первых наших мучеников святых благоверных князей Бориса и Глеба, от первого во святых святителя Михаила, митрополита Киевского, от первоначальников иноческого жития преподобных Антония и Феодосия Печерских ; и что от святынь Киевских пошли но всей Российской земле священные чины иерархии, богослужебные чинопоследования и монастырские уставы, со всем церковным строением. С умилением вспоминаем, что и народ, населявший сии страны, от первых лет основания Церкви Христовой в нашем отечестве, и до последних времен, хранил несокрушимую преданность святой вере, украшаясь и благочестием, соответственным своей крепкой вере; ратовал за крест Христов против татар, как и против латинской Литвы и Полыни, при чем нещадно проливал не только вражескую, но и свою собственную кровь за свою благочестивую веру даже до конца истекшего столетия; что мученически отстаивая свою веру, завещанную от святых отец, не щадя живота своего, предки наши, и не только дальние предки, но еще деды и отцы ныне живущего поколения были неудобопреклонны к восприятию каких бы-то ни было ересей и совершенно чуждались их еще до половины текущего века.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Случалось, князь, чтобы прекратить пьянство в тайных корчмах, уничтожит их, а заведет свою казенную корчму, но узнает про это владыка и пишет ему: «князь, не хорошо: снеси прочь корчму», – и князь корчму сносит. Так дело шло до 2-й пол. XVI в., когда в русской жизни появился кабак. Кабаком (слово татарское) у татар называлось сначала село, имение и потом постоялый двор, где, кроме съестных припасов, продавались и напитки, употребляемые татарами до 1389, когда, приняв магометанскую веру, они должны были отказаться от вина. В Казани, во время взятия ее Иваном Грозным, в 1552, упоминаются Кабацкие врата. После Казанского похода Иван Грозный заболел, потеряв царицу, и потом, отдав управление земщиной касимовскому татарину, окружил себя опричниной, для которой за Неглинной, между Арбатом и Никитской, он построил дворец, а на Балчуге завел избу, где бы опричники могли пить и гулять, сколько им угодно, и назвал эту избу кабаком. В этот кабак приходили горожане, покупали там водку, кабак оказался делом выгодным, и вот наместникам областей предписывается уничтожить везде вольную торговлю напитками и заводить царские кабаки. Но чиста и здорова еще была народная жизнь, и царев кабак на Балчуге, по выражению современных памятников, возбудил многое нарекание и погибель. Царь Федор Иванович, как рассказывают, велел сломать этот кабак, но зато, тотчас же по смерти отца, пожаловал Ивана Петровича Шуйского великим жалованьем, отдав ему город Псков с пригородами, с тамгою и с кабаками. Царь Борис Годунов запретил употребление вина и содержание корчем, и в то же время вновь открыл кабак на Балчуге, который и получил название Большого царева кабака. Место этого знаменитого «отца российских кабаков» указывают у Каменного моста. До сих пор пьянство было редким исключением, и народ, заплатя явку за пиво и мед, варил его дома и пил его у себя дома, сколько ему угодно. Но когда варить пиво и мед и курить вино было запрещено, когда все эти напитки стали продаваться от казны, когда к слову «кабак» приложился эпитет «царев» – народ поневоле потянулся к кабаку, и пьянство увеличилось. Зараза мало-помалу входила в жизнь; появление царева кабака в каком-нибудь месте сначала пугало народ, и он писал к царю: «Царь, вели снести кабак». И царь кабак сносил. В глазах народа кабак сделался чем-то проклятым. «Кабак, – говорил народ, – пропасть, – тут и пропасть». Явилось поверье, что церковь , поставленная на месте кабака, непременно провалится. В Новгородской губ. в Грузинском погосте в 1681 появился кабак, а монахи соседнего монастыря пишут к царю, что тут кабаку быть нельзя, ибо это место святое, здесь апостол Христов Андрей Первозванный посох свой водрузил, и благочестивый царь посылает грамоту, чтоб кабак снести.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Херсонес Таврический С каких святынь начать первое паломничество в Крым? «Конечно, с Херсонеса. Там крестился святой князь Владимир, там — истоки нашей веры и истории», — убежден руководитель паломнического отдела Симферопольской и Крымской епархии священник Алексей Тушев. Живописное место на окраине Севастополя, Херсонес Таврический был основан греками в первой половине VI beka дo h.э. Смотришь на эти величественные руины и невольно восхищаешься и скорбишь по утраченной красоте. Раскопанный археологами в XIX веке, он сегодня насчитывает порядка сорока останков древних памятников, тринадцать из которых — храмы. Чтобы не спеша осмотреть все открытые археологами памятники, в Херсонесе надо провести несколько часов и желательно изучить схему их расположения заранее. Именно в Херсонес по Южному берегу Крыма пришел, по преданию, с Боспора (Керчь) апостол Андрей Первозванный, проповедуя христианство. Но, в отличие от Боспора, жители Херсонеса не проявили интереса к христианской вере. Не зря монах Епифаний, составивший житие апостола Андрея и посетивший Таврику в конце VIII — начале IX века, отмечал, что «херсаки народ коварный и до нынешнего дня туги на веру, лгуны и поддаются влечению всякого ветра»1. В Херсонесе b IV beke приняли мученическую кончину шесть епископов, присланные сюда иерусалимским патриархом для проповеди Христа — Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий. Этой участи избежал только седьмой епископ — Капитон, которого император Константин направил в Херсонес с отрядом в 500 солдат. Капитон продержался десять лет и погиб от рук язычников, когда по дороге в Константинополь его корабль бурею прибило в устье Днепра. В память о семи епископах Херсонесских в 1861 году здесь построили церковь, которая сохранилась до наших дней. В селе Перевольном Симферопольского района в 2005 году был также построен храм, посвященный священномученику Евгению, епископу Херсонесскому. На крови мучеников взошли семена веры. В IV веке в Крыму были образованы две самостоятельные епархии: Херсонесская и Боспорская, подчинявшиеся сначала иерусалимскому патриарху, а с V века — Константинополю. В IX веке их было уже пять: добавились Готская, Сугдейская и Фулльская.

http://e-vestnik.ru/history/krym__pravos...

Закрыть itemscope itemtype="" > Международные транспортные коридоры, как фактор интеграции пространства Евразии Доклад на конференции «Идеология Евразийского Союза» (Санкт-Петербург, 15 мая 2012 г.) 30.05.2012 1303 Время на чтение 13 минут Территория нашей страны расположена на пересечении кратчайших торговых путей между странами Европы, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, где формируются основные международные транспортные потоки. Исторически так сложилось, что через Россию во все времена проходили транспортные коммуникации между различными государствами, народами и цивилизациями. В этом году отмечается 1150-летняя годовщина со дня основания первого государственного образования России. 862 г. – дата, конечно условная, но именно к ней были приурочены торжества по поводу 1000-летия России и установлен известный памятник в Новгороде. Считается, что именно тогда, разрозненные славянские племена, обитавшие в северной части Восточно-Европейской равнины решили объединиться в одно государство и пригласили на княжение трех братьев-варягов. Первой столицей вновь образованного государства стал город Старая Ладога на р. Волхов. Спустя пять лет, приблизительно в 867 г., глава новообразованного государства, князь Рюрик перенес столицу ближе к оз. Ильмень, основав город Новгород. Примерно тогда же, был основан стратегический пункт в верховьях Днепра – Смоленск. Позже, ок. 882 г., преемник Рюрика, князь Олег перенес столицу из Новгорода в Киев. Все эти мероприятия предпринимались практически с единственной целью - более полного и надежного контроля движения людей и товаров по существовавшему тогда Великому северному пути, проходившему по рекам Нева, Волхов, Ловать, Днепр, озерам Ладожскому, Ильмень и известному в древнерусских летописях как «Великий путь из варяг в греки». Именно этим путем воспользовался на несколько столетий раньше Святой апостол Андрей Первозванный для проповеди в скифских землях. Еще почти через столетие, князь Святослав разгромил Хазарский каганат, находящийся в нижнем течении Волги и установил контроль над Великим Волжским путем. Таким образом, протекторат над двумя важнейшими транспортными артериями раннего средневековья, соединяющими государства Северной Европы со странами Ближнего и Среднего Востока, оказался в руках правителей Киевской Руси.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/31/...

Освящение на Соловках поклонного креста для Бутовского полигона. 26 июля 2007 г. ЖМП 10 октябрь 2012 /  27 августа 2012 г. Георгий Кожокарь: Поклонные кресты разделили судьбу мучеников Поклонные кресты Соловков, а их здесь было несколько тысяч, разделили в советские времена судьбу мучеников, которых ссылали сюда на лагерные работы. Кресты уничтожали тогда особенно ревностно, а те люди, которые возрождают их сейчас, чувствуют особую ответственность – не только за восстановление исторической справедливости, но и за восстановление того духовного пространства, которое станет единственным залогом мирного будущего. Знаменитый резчик по дереву Георгий Кожокарь уже 20 лет занимается кресторезным ремеслом. Возрождение старинного искусства стало для мастера не только любимым делом, но и возможностью стать " своим " на святом острове. - " Кто без крестов – тот не Христов " , - говорит народная пословица. Расскажите, что означала традиция ставить в разных местах во множестве поклонные кресты? - Считается, что обычай ставить поклонные кресты идет от времен Римской империи. Апостол Андрей Первозванный воздвиг крест на Киевских холмах как символ того, что проповедь христианства коснулась сердец живущих здесь людей. В целом, устанавливая кресты на перекрестках дорог, на возвышенностях или в местах слияния рек, у населенных пунктов или вдоль паломнических маршрутов, наши предки отмечали так место молитвы – крест был воплощенным именем Христа, которое везде и во всякий момент должно сопровождать человека на его жизненном пути. Отправляясь в дальний путь, паломник встречал придорожный крест, у которого он мог совершить свое молитвенное правило. Крест был привычным элементом пространства, которое окружает человека, он делал это пространство " своим " , то есть освещенным светом Евангелия. Более того, этот символ был центром пространства: и в доме, и на улице, и в путешествии. Иногда кресты устанавливали в память о каком-то значимом событии или по обету. При установке крест ориентировали соответствующим образом по сторонам света и освящали согласно уставу (есть несколько чинов).

http://e-vestnik.ru/interviews/poklonnie...

Скачать epub pdf Глава 13 Беседа о разрушении Иерусалима, втором пришествии Христовом и кончине мира. Мк.13:1–4 . Повод к этой возвышенной пророческой беседе Господа у ев. Марка рассказывается несколько частнее, чем у ев. Матфея (ср. Мф.24:1–3 и прим.). У ев. Матфея повествуется вообще, что ученики указали Ему на красоту зданий храма, и когда Господь предсказал разрушение их, то на горе Елеонской спросили Его о времени исполнения пророчества Его. Марк же повествует, что в сем участвовали не все ученики Господа, а сначала один указал ему на здания, а потом четыре из них, самые доверенные, спросили Господа о времени исполнения Его пророчества и тем вызвали Его на эту возвышенную и величественную беседу. В этом, без сомнения, нет противоречия между евангелистами, когда один из них определительнее рассказывает о том, о чем другой упоминает только в общих чертах. – Судя по тому, что Ап. Андрей Первозванный в этом случае является вместе с тремя довереннейшими учениками Господа, может быть не неосновательна догадка, что ученик, указавший Господу на красоту храмовых зданий, был именно этот Апостол. – «Какие камни»: особенное внимание обращается на камни, из которых построены здания храма, потому что эти камня действительно способны были обращать на себя особенное внимание: по свидетельству Флавия, камни, из которых построен был храм, были громадные, около 25 локтей в длину, 12 в ширину и 8 в толщину. Казалось, что такой постройке и веку не будет, и мысль о разрушении чрезвычайно трудно мирилась с этой крепкой, казалось, вековечной постройкой. – «И какие здания»: см. прим. к Мф.24:1 . – «Когда это будет – когда все сие должно совершиться»: у ев. Матфея вопросы поставлены определительнее и раздельнее, так что, имея их в виду, можно понимать раздельнее и указание их ев. Марком. Именно: «когда это будет» – относится собственно к разрушению Иерусалима, а – «когда все сие должно совершиться» – ко второму пришествию Христову и кончине мира, и именно спрашивается о признаке, по которому можно было бы угадывать, когда все сие должно случиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Статья первая Первыми городами на Руси, сколько нам известно, были Новгород, Киев, Смоленск, Чернигов, Ростов и некоторые другие, встречающиеся на первых страницах наших летописей, и частью знакомые императору Константину Порфирородному, писателю Х века, и отчасти упоминаемые в исландских сагах. Начала этих городов мы не знаем; оно погребено во мраке отдалённой древности, и ежели верить нашим древним преданиям, едва ли не восходит к первым векам христианства, ибо, по свидетельству Нестора, апостол Андрей Первозванный нашел уже славянские поселения на Ильмене, где ныне Новгород 1 . Вслед за старшими городами выступают их пригороды и выселки: Псков, Ладога 2 , Суздаль, Изборск, Полоцк и другие, которых начало также неизвестно, ибо летописи только намекают, что они были выселками старших городов, но вовсе не упоминают, когда и кем построены. Наконец, являются города, построенные князьями, для утверждения их власти и для охранения границ от неприятельских набегов; таковы Белгород, Вышгород и города по Суле, Семи и Днепру, потом Владимир на Клязьме, Переяславль – Залесский, Ярославль, Тверь, Дмитров, Москва, Коломна и многие другие, время основания которых, а равно и самые основатели большей частью известны истории. Города сии как старые, так и новые, разделялись на группы, из коих каждая состояла из одного или нескольких старых городов с пригородами, и имела свои характер, более или менее отличный от других. Характеры групп зависели не столько от древности построения городов, сколько от их исторической местности и характера племен, которыми они построены. Группы сии, конечно, носили на себе общий тип русских городов, что указывало на их сродство между собою и на происхождение от одною народа, но тем не менее они резко отличались друг от друга и имели свои особенности, условленные местностью и другими обстоятельствами, имевшими сильное влияние на характер того племени, из которого образовалась каждая группа. Старый город, родоначальник группы, налагал свою печать на все свои пригороды, так что ни соседство городов из других групп, ни даже покорение, ни другие обстоятельства не могли истребить первоначального основного характера городов одной группы, и они надолго оставались братьями друг другу, несмотря на многие частные отличия, в продолжение времени полученные извне. А посему наши летописцы, заставшие родовые отличия групп еще не изглаженными, везде ясно отличают города одной группы от других и каждой группе дают свое название. Так города новогородского происхождения они называют Новогородской землей, киевские или приднепровские – Русью, червленские – Волынью и Червонной Русью, черниговские – Стверской страной, рязанские – Рязанью, суздальские и ростовские – Суздальщиной, Ростовской великой землей и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/g...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010