Период Первый. Русская Церковь под властью митрополитов киевских Глава I. Распространение христианской веры Св. апостол Андрей Первозванный По древнему преданию 1 начало христианства в России относится ко временам апостольским. Св. апостол Андрей Первозванный, обходя с проповедью евангелия берега Чёрного моря, прибыл в крымский Херсонес или Корсунь и отсюда водным путём, который от устьев Днепра до моря Балтийского пролегал чрез нынешнюю Россию 2 , называвшуюся в то время у греков Скифией, задумал отправиться в Рим. Остановившись на пути под горами, где ныне Киев, апостол сказал своим спутникам: «Видите ли горы сии? На сих горах воссияет благодать Божия; будет город великий, и Бог воздвигнет на них многие церкви». Взойдя на горы, апостол благословил их и на одной из них поставил крест. Продолжая свой путь, св. Андрей посетил славян северных в области Новгородской и отсюда отправился в Рим. Но первые семена христианства, посеянные апостолом в нашем отечестве, не могли удобно возрастать. Постоянное движение диких кочевых народов по обширной русской равнине препятствовало утверждению здесь христианства. Только в самых южных пределах России, в греческих колониях, в которых жило не мало славян, сохранилось христианство , проповеданное св. Андреем и его учениками. С давнего времени существовали на юге России епархии, каковы: херсонская, босфорская и сурожская в Крыму 3 , скифская на устьях Дуная, готская в нынешнем Новороссийском крае. С юга России христианство могло проникать и к славянам, жившим к северу, но до IX века мало известно об успехах среди них веры Христовой. В половине IX века в истории нашего отечества совершилось важное событие. Среди разъединённых и постоянно враждовавших между собою русских славян пробудилось желание утвердить у себя сильную власть, решения которой все бы слушались и исполняли. Не находя у себя такой власти, они решились добровольно подчиниться владычеству варягов. Отправлены были послы к варяжскому племени Русь с таким предложением: «Земля наша велика и обширна, а порядка в ней нет; придите княжить и володеть нами».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

III. Храм Первозванного Станем на горах Киевских, там, отколе, по выражению преподобного Нестора, пошла Русская земля: ибо свет истины, просвещающий всякого человека, грядущего в мир, есть и духовное начало всякого царства! – Поклонимся тому месту, на коем стояли священные стопы Апостола, просветителя Руси! воскликнем ему от полноты сердца вместе с Пророком: «коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая!» ибо, действительно, «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенные глаголы их»! – О как драгоценно для сердца каждого Русского сие отечественное предание! – Первозванный из Апостолов идет во мрак Скифии, в край ему неведомый, но ведомый Богу, предъизбравшему Себе и в нем верных служителей, как между прочих языков. Вверх пустынной реки Ворисфена идет он не по дикому ее берегу, а по самым волнам, которые стелются влажною стезею пред учеником Того, Кому дана всякая власть на небеси и на земли. На вершине одного из холмов Киевских водружает Андрей победную хоругвь, крест искупления, с пророческим словом: «что на сих горах воссияет благодать Божия, и град великий возникнет, и церкви многие воздвигнет в нем Бог.» – И вот тысяча лет, которые пред Богом, как день вчерашний, уже протекший, или как одна стража ночная, – миновались, и предки наши увидели событие слов Апостольских, которому доселе дивимся мы, их позднейшие потомки. – Так не упадает тощим на землю ни один глагол Божий, и крест, насажденный Апостолом, разросся спасительным древом, осенившим собою целую Русь! На старом Киеве ударяли ко всенощной, у св. Софии и в обители Архангела, по случаю праздника Всемилостивого Спаса: но, минуя древние святилища, предпочел я идти в храм Первозванного, чтобы там присутствовать при торжественном изнесении честного креста, которое совершается на сей всенощной; я хотел поклониться кресту на том месте, где впервые водрузил его Апостол в отечестве нашем. Хотя великолепна самая церковь по чрезвычайной красоте и смелости своего зодчества: но убогое священнослужение, по бедности причта, не могло бы, казалось, произвести того впечатления, какое невольно проникает душу при внешнем благолепии; ибо и оно необходимо для возвышенных обрядов православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Поучение сказанное 30 ноября 1912 г. в церкви св. ап. Андрея Первозванного, в Казанском Учительском Институте Свет Христов просвещает всех. Вседушевно приветствую вас, братие, с сегодняшним вашим праздником св. ап. Андрея первозванного, одного из тех 12-ти, которые оставили все ради познания истинной мудрости и последовали за Христом как Его ученики, верные Ему даже до смерти. Вы знаете – святой апостол Андрей проповедовал Евангелие и учил в приморье Понта и Скифии, доходя даже и до пределов древней нашей Руси. К этой своей службе народу он долго готовился. Сначала он был учеником Иоанна Крестителя, а потом Христовым. И только тогда выступил он в жизнь как учитель, когда был уже окончательно подготовлен к общественному служению. Вы, возлюбленные, тоже приготовляетесь быть людьми полезными обществу, быть учителями народа. Припомните житие небесного покровителя вашего святого храма и осветите в памяти святые события из жизни Самого Господа и Учителя нашего Иисуса Христа. В них вы найдете себе путеводные указания. Ап. Андрей прошел школу Иоанна Крестителя и затем, безусловно чисто уверовав в Господа, последовал за Ним в Его учении, а затем уже учил сам. До 30 лет и Господь наш Иисус Христос не выходил на путь учительства: 30-ти лет Он грядет ко Иоанну на Иордан и здесь смиренно принимает от него крещение. С этого времени Иисус Христос идет на служение общественное, проповедует и творит чудеса, являя себя пред людьми. Что же происходило в жизни Иисуса Христа до 30 лет? Господь был в Назарете. Как отрок Он жил с Пречистою своею Матерью и праведным Иосифом, повинуясь им во всем, трудился с праведным Иосифом, а по смерти его своими руками снискивал пропитание себе и Пречистой своей Матери, но не являл еще людям своей Божественной силы и мудрости. Смирение, труд, терпение и усвоение мудрости при святом послушании воле родителей и заботе о них – вот те высокие качества, которыми ознаменовалась вся жизнь Господа в Назарете и какие нам и всему миру светят и будут светить всегда из скромного Назаретского Его уединения.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

Храм Первозванного Станем на горах Киевских, там, отколе, по выражению Преподобного Нестора, пошла Русская земля, ибо Свет Истины, просвещающий всякого человека, грядущего в мир, есть и духовное начало всякого царства! Поклонимся тому месту, на коем стояли священные стопы Апостола–просветителя Руси. Воскликнем ему от полноты сердца вместе с Пророком: «Коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая!», ибо действительно «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их!» О, как драгоценно для каждого русского сердца сие отечественное предание! Первозванный из апостолов идет во мрак Севера, в край, ему неведомый, но ведомый Богу, предызбравшему себе в нем верных служителей, как между прочих языков. В верх пустынной реки Ворисфена идет он, по дикому ее берегу, и по самым волнам, которые стелются влажною стезею пред учеником Того, Кому дана всякая власть на Небеси и на земли. На вершине одного из холмов Киевских водружает Андрей победную хоругвь, крест искупления, с пророческим словом: «На сих горах воссияет благодать Божия, и град великий возникнет, и церкви многие воздвигнет в нем Бог». И вот тысяча лет, которые пред Богом как день вчерашний, уже протекший, или как одна стража ночная, – миновалась, и предки наши увидели сбытие слов апостольских, которому доселе дивимся мы, их позднейшие потомки. Так не упадает тощим на землю ни один глагол Божий, и крест, насажденный Апостолом, разросся спасительным древом, осенившим собою целую Русь! В Старом Киеве ударили ко всенощной, у Святой Софии и в обители Архангела, по случаю праздника Всемилостивого Спаса, но минуя древние святилища, предпочел я идти в храм Первозванного, чтобы там присутствовать при торжественном изнесении Честнаго Креста, которое совершается на сей всенощной. Я хотел поклониться кресту на том месте, где впервые водрузил его Апостол в отечестве нашем. Хотя великолепна самая церковь по чрезвычайной красоте и смелости своего зодчества, но убогое священнослужение, по бедности причта, не могло бы, казалось, произвести того впечатления, какое невольно проникает душу при внешнем благолепии, ибо и оно необходимо для возвышенных обрядов православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В пятницу, 13 декабря, православные христиане отмечали праздник в честь особого почитаемого на Руси святого апостола Андрея Первозванного. " По евангельскому преданию, Андрей, родом из Вифсаиды, был ближайшим учеником пророка Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса Христа. Святой Иоанн сам направил будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий " , - рассказывает об апостоле агентство " РИА-Новости " . В информации кратко изложена история жизни и служения святого апостола Андрея: " Андрей первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего брата Петра. Поэтому апостола Андрея и именуют Первозванным " . После Сошествия Святого Духа на апостолов святой Андрей отправился проповедовать в восточные страны, а затем " по Днепру поднялся до места, где стоит теперь Киев. Здесь, как гласит древнерусская " Повесть временных лет " , у Киевских гор он сказал бывшим с ним ученикам: " Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей " . Апостол поднялся на горы, благословил их и поставил на вершине крест. Затем апостол Андрей поднялся по Днепру до поселений славян, где был построен Новгород. Отсюда он прошел через земли варягов в Рим и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом византийском селении - будущем могучем Константинополе - основал христианскую Церковь. Таким образом, по церковному учению, имя святого апостола Андрея связывает материнскую Церковь Константинопольскую с ее дочерью - Русской Церковью. На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников - его изгоняли из городов, избивали. Но и многие чудеса Господь явил через ученика Своего " . Апостольский путь святого Андрея завершился в греческом городе Патры, где в 62 году он был распят на кресте, имевшем форму буквы " Х " . Символическое изображение этого креста помещается на флаге Российского флота, который поэтому называется Андреевским, завершается информация " РИА-Новости " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor24.htm

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.8 из  5) Глава 14. Святой апостол Андрей Первозванный (13 декабря) Христос. Николай Гумилев Он идет путем жемчужным По садам береговым, Люди заняты ненужным, Люди заняты земным. «Здравствуй, пастырь! Рыбарь, здравствуй! Вас зову я навсегда, Чтоб блюсти иную паству И иные невода. «Лучше ль рыбы или овцы Человеческой души? Вы, небесные торговцы, Не считайте барыши! Ведь не домик в Галилее Вам награда за труды – Светлый рай, что розовее Самой розовой звезды. Объяснение праздника. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Было так. Вскоре после крещения Господа от Иоанна в Иордане Иоанн стоял на берегу с двумя учениками своими, Иоанном и Андреем, и, увидев идущего Иисуса, сказал: «Вот Агнец Божий». Услышавши от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: «Что вам надобно?» Они сказали Ему: «Равви – что значит учитель, – где живешь?» Говорит им: «Пойдите и увидите». Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа, по нашему счислению около четырех часов вечера. Один из двух слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона, т. е. Петра, и говорит ему: «Мы нашли Мессию, что значит Христос» – и привел его к Иисусу. В другой раз Иисус, проходя близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: «Идите за Мной, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» – и они, тотчас оставивши свои сети, последовали за Ним. Вот сказание Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Евангелиста Марка о призвании Апостола Андрея ( Ин. 1:35-41 ; Мк. 1:16-18 ). Пробыв со Христом один день и услышав от Него словеса Божественной премудрости и домостроительства нашего спасения, Апостол Андрей оставил все, что имел в мире: дом, родных, рыбный промысл и все небольшое состояние, – сделался ничтоже имущим, стяжав самое дорогое, незаменимое и вечно-жизненное сокровище – веру во Христа, – и безвозвратно и усердно последовал за Ним до конца жизни своей.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Часть третья. Православная церковь в Таврической епархии. Начало христианства Начало христианства в Крыму положили два апостола: один из 12 – св. Андрей Первозванный, другой из 70 – св. Климент, епископ римский. Св. ап. Андрей Первозванный, окончивший апостольские труды свои крестною смертью 30 ноября 80 г. в Ахайских Патрах, несомненно, проповедовал в Крыму, прибыв сюда из Синопа. Об этом ясно говорят древние писатели: Ориген, Ипполит, еп. портуенский, ученик св. Иринея, который близко знал ученика Андреева – св. Поликарпа, св. Дорофей, епископ тирский (307–322 г.), собиравший сведения об ап. Андрее из греческих и еврейских источников, и другие. По словам Оригена , ап. Андрей проповедовал, между прочим, в Скифии 389 по словам Ипполита, он проповедовал скифам и фракийцам, по словам Дорофея, он проповедовал, между прочим, согдионам, которые, может быть, основали город Сугдею, нынешнее местечко Судак. 390 Но где именно в Крыму проповедовал ап. Андрей? Несомненно, он проповедовал в нынешних городах – Керчи и Феодосии и в древнем Херсоне Таврическом. 391 Некоторые же пытаются гадательно указать даже как бы маршрут, которому будто бы следовал св. апостол во время путешествия своего по Крыму с проповедью: это Карасубазар, Топлу или Отузы, Капсихор, гора Демерджи, Алушта, гора Прокла, Буюк-Лампад, Артек, Гурзуф, Ай-Даниль, Масандра, Ялта, гора Ай-Петри, Байдарская долина, Тепе-Кермен, Мангуп, Инкерман. 392 Это предположение не имеет для себя твердого основания: нельзя же принять за прочное основание то, что один водопад в поименованной местности называется Ай-Андре (св. Андрей), а близ него – развалины древнего храма, показывающего древний способ кладки камня. История не сохранила до нас никаких сведений и об успехах апостольской проповеди в Крыму. Если св. Климент римский , сосланный на заточение в Инкерманские каменоломни, нашел там уже более 2000 христиан, – то эти христиане, конечно, могли быть и крымские ученики св. апостола Андрея, но могли быть и сосланные в заточение из разных мест римской империи. 393

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Коркино. Троицкая Александро-Невская лавра. Скит Андрея Первозванного. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Скит Александро-Невской лавры, расположенный близ деревни Коркино (Всеволожский район) на Агафоновом лугу - на «Дороге смерти», по которой в Великую Отечественную войну шли солдаты на переправу на «Невский пятачок» и основан в память о павших. Строится с 1998 г. в урочище, у издавна почитаемого валуна, по инициативе В.М. Елгина (в иночестве - монаха Серафима), в 1990-х гг. зарегистрировавшего тут фермерское хозяйство. Летом 1999 г. заложена и 27 декабря 2003 г. освящена иерейским чином деревянная церковь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. В 2005 г. построена и освящена деревянная колокольня, отлит и установлен 5-тонный колокол. Закончилось строительство братского и архиерейского дома. Утвержден проект каменного собора в честь св.ап. Андрея Первозванного. С сайта http://lavra.spb.ru/about/skity/andreevskij-skit В 1998 г. у возрождаемого главного монастыря Санкт-Петербургской епархии - Александро-Невской Лавры - появился свой первый скит, расположенный близ д. Коркино в Колтушской волости Всеволожского района на Агафоновом лугу (земельный массив «Генетика»), месте, связанном памятью о первоученике Иисуса Христа святом Апостоле Андрее. Скит находится на старинном сухопутном пути из Скандинавии в Византийскую империю («Из варяг в греки»). По церковному преданию, Апостол Андрей, проповедуя слово Божие, двигался по этому пути и, направляясь в Рим, проехал по сухопутной дороге вдоль Невы. Дальнейшая история Российского государства тесно связана с этой дорогой, ратными и торговыми делами. Агафонов луг находится на сухопутном пути примерно на одинаковом расстоянии между двумя бывшими охраняемыми стоянками, а затем крепостями Ниеншанц и Орешек, водный путь между которыми проходил по Неве. Сухопутный путь от места впадения р. Охта в Неву шел через возникшие позднее деревни Кудрово, Новосергиевку, Колтуши, Агафонов луг вдоль Черной речки и далее по нынешней Морозовской дороге до Петрокрепости. Луг был очень удобен для остановок в середине пути для кормления лошадей и отдыха, т.к. вокруг большого поля текли чистые родниковые речушки, питавшие реку Дегтярку. Видимо, на лугу постоянно располагались сторожевые посты, он исстари выкашивался и потому среди леса никогда не зарастал кустарником и деревьями. Богатый травостой обеспечивался в любое лето, потому что близкая от поверхности земли супесь уводит в плывун лишнюю влагу в дождливую погоду и хорошо пропускает к корням травы родниковую влагу от близких грунтовых вод.

http://sobory.ru/article/?object=06371

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – декабрь 2020 34 мин., 06.01.2021 1-я страница обложки: на белом фоне — фото: светлошерстный щенок серьезно и заботливо обнимает прижавшегося к нему маленького пушистого котенка. Сверху крупными буквами написано: ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ТЕПЛА, ГРЕЙ. Внизу страницы уточнение: ОДИН УДИВИТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ ИЗМЕНИТЬ МИР И ЛЮДЕЙ ВОКРУГ СЕБЯ. Пролог : Валентин Берестов. Декабрьский снег («Нарастают снега. Сокращается день ... »).Стихотворение//Фома. - – декабрь 2020. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: декабрь //Фома. - – декабрь 2020. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 4 декабря . Введение во храм Пресвятой Богородицы. [Когда Деве Марии исполнилось три года, ее родители Иоаким и Анна привели дочь в храм. Так они выражали свою благодарность Творцу. Трехлетняя Мария без посторонней помощи поднялась по 12 ступеням, которые символизировали 12 колен (то есть родов) Израилевых. Ее встретил первосвященник Захария, будущий отец Иоанна Предтечи]. Ил.: Введение Девы Марии во храм. Джотто ди Бондоне, XIV в. - С.4; 2 декабря. День памяти святителя Филарета Московского. [Его называли «московским Златоустом» - так прекрасны и глубоки были проповеди этого святого. Он прожил долгую жизнь и был свидетелем       пяти царствований — Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I и Александра II. Делом всей его жизни стал перевод Библии на русский язык — он руководил работой над текстом, который сегодня каждому из нас известен как синодальный перевод Нового Завета]. Ил.: Святитель Филарет Московский. Портрет работы Владимира Гау, 1854. - С.4; 13 декабря. День памяти апостола Андрея Первозванного. [После Вознесения Христа и сошествия на учеников Святого Духа в день Пятидесятницы апостолы бросили жребий, кому куда идти с проповедью. Андрею выпало Причерноморье. Проповедь апостола о воскресшем Спасителе мира обращала ко Христу города и целые языческие племена. Апостол Андрей не раз подвергался преследованиям от язычников и городских властей. Последним местом, где звучала его проповедь, стал греческий город Патры. Проповедь апостола Андрея затронула народы, жившие на территории нынешней России. Поэтому первый русский орден, учрежденный  императором Петром Великим  в 1698 году, получил имя святого апостола Андрея Первозванного и стал высшей наградой Российской империи]. Ил.: Орден святого апостола Андрея Первозванного. - С. 4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-212...

История епархии История Санкт-Петербургской епархии как самостоятельного образования ведет свое начало с 1 сентября 1742 года. Однако, по мнению историков, Православная Церковь в этих местах «современна образованию Русского государства» (Минувшие судьбы Петербургского края. (По поводу 200¬-летия Санкт¬-Петербурга.) Церковно­исторический очерк Ф. В. Четыркина. СПб., 1903. С. 3.). Более того, существует предание, согласно которому еще апостол Андрей Первозванный посетил эти края и даже побывал на месте будущей столицы Российской империи. В момент основания Санкт-Петербурга и в последующее время сказание о посещении святым Андреем края признавалось за истину как Петром Великим, так и его современниками, и было записано следующим образом: «от Друзина (т. е. Грузина), св. апостол Христов Андрей Первозванный имел шествие рекою Волховом и озером Нево (т. е. Ладожским) и рекою Невою сквозь места царствующего града Санкт-Петербурга в Варяжское море (т. е. Балтийское); и в это шествие оные места, где царствующий град Санкт-Петербург, не без благословения его апостольского были» (цитировано по: там же. С. 4.).  Предание представляет интерес прежде всего потому, что связывает судьбы северо-¬западных русских земель с первым учеником Христа, благословившим не только Киев (куда апостол Андрей пришел из Крыма), но и те места, где спустя почти восемнадцать веков был основан Петербург – новая столица Российского государства, заместившая православную Москву – легендарный «Третий Рим».  Но и в то время, когда центр государственности находился в Киеве – «Матери городов Русских», северо-западные земли не были оставлены христианским просвещением. Сохранилось сказание о том, как княгиня Ольга после крещения в Царьграде посетила свой «вдовский» удел (впоследствии – Гдовский уезд) и на берегу реки Наровы водрузила крест.  Впоследствии православная жизнь на территории будущей Санкт-Петербургской епархии была связана с Новгородом Великим и Псковом.  Так вплоть до 1721 года эти земли находились в ведении новгородских архиереев, в XVIII веке претерпев значительные церковные изменения. Традиционно именно это время считается началом Синодального периода церковной истории, но его история началась задолго до того, как Петр Великий учредил Святейший Синод. Прежнее, патриаршее, управление Церковью прекратилось со смертью (16 октября 1700 года) одиннадцатого Патриарха Московского Адриана (1637/1639¬? – 1700). Но тогда Петр, целиком поглощенный войной, не имел ни времени, ни желания заниматься церковными вопросами. Видимо, по этой причине он не стал называть своего кандидата на Патриарший Престол, хотя традиция избрания Первосвятителя в соответствии с монаршей волей издавна существовала в Московском государстве. 16 января 1700 года Петр назначил Экзархом (Местоблюстителем) Патриаршего Престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского; 1658–1722). Экзарху была предоставлена возможность вести дела «о расколе, противностях Церкви и ересях». 

http://mitropolia.spb.ru/about/history/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010