Апостол говорит, что о сем Бог говорил устами всех пророков от века – в том же смысле, в каком говорил выше (ст. 18), что все пророки предвозвещали о страданиях Христовых. Таким образом, в рассматриваемых стихах характеризуется все время царства Христова на земле до самого второго пришествия Его, как время духовной отрады для верующих иудеев (как и язычников) и под конец – время восстановления истинных отношений между Богом и народом избранным, когда и последует второе славное пришествие Господа Иисуса на землю для окончательного суда над всем миром. Для уразумения силы такого апостольского увещания к покаянию и обращению иудеев слушателей апостола ко Христу надобно помнить, что апостолы, побуждая верующих к добродетельной жизни, нередко внушали им иметь в мысли близкое пришествие Христово второе, так как день сего пришествия неизвестен, состоит в воле Божией и придет как тать в нощи ( 1Сол.4:15 и д. 1Сол.5:1 и д. 1Кор.7:29 и д. и парал.). Общий же «смысл этого текста тот, что многое из предсказанного пророками еще не исполнилось, но исполняется и имеет исполниться до скончания мира, потому что вознесшийся на небеса Христос пребудет там до скончания мира и придет с силою тогда, когда исполнится наконец все, что предсказали пророки» (Феофил.). 22. Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня; слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам. 23. И будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа. 24. И все пророки от Самуила и после него, сколько их ни говорило, также предвозвестили дни сии. Моисей сказал и пр.: после вводной мысли о плодах покаяния и обращения иудеев ко Христу (ст. 20, 21) снова возвращаясь к убеждению иудеев покаяться и обратиться к Христу, апостол в побуждение к сему указывает на одно особенно сильное наречение пророка Моисея, выразительно говорящее о необходимости для иудеев веры в одного великого пророка, подобного Моисею, под которым разумеется Мессия, как показывает самый контекст апостольской речи, как разумела вся древность и иудейская и христианская (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Бог и Евангелие могут назидать вас, устраивать вообще вашу христианскую жизнь более, чем я – человек, и по совершении сего назидания или устроения сделать вас наследниками (ср. прим. к Мф.5:5 ) царствия своего небесного вместе со всеми освященными благодатью Господней и предназначенными к вечной славе в царствии небесном ( Мф.13:43 ). 33. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал. 34. Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне, послужили руки мои сии. 35. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых, и памятовать слова Господа Иисуса; ибо Он сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать. 36. Сказав сие, он преклонил колена свои, и со всеми ими помолился. 37. Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, 38. Скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля. В заключение этой своей сердечной речи апостол свидетельствует, опять призывая в свидетели истинности своих слов самих слушавших эту речь пресвитеров (сами знаете), о своем полном бескорыстии, с каким он действовал в Эфесе, и убеждает к такому же образу действий пресвитеров, сообразно заповеди самого Господа. – Ни серебра, ни золота, ни одежды, т.е. ничего из того, что обыкновенно считается за блага временные, необходимо нужные для удовлетворения обычным житейским нуждам, я ни от кого не пожелал, не только не брал, но даже не пожелал, что указывает на полнейшее бескорыстие. – Нуждам моим и бывшим при мне и пр.: из этого изречения видно, что своим рукоделием ( Деян.18:3 ) апостол пропитывал и содержал необходимым для жизни не только себя, но и своих сотрудников и спутников, чтобы ничем не быть в тягость обществу и не подать повода к нареканию в своекорыстии ( 1Кор.9:4 и дал. 2Кор.11:7 и д. 2Кор.12:14 и д. 2Фес.3:8 и д.). – Во всем деннонощном труде моем показал я вам своим примером, что так трудясь, как я трудился для содержания себя и своих сотрудников, надобно поддерживать слабых (точнее – немоществующих): как связь речи, так и все воззрение апостола на дело труждающихся в проповеди евангельской побуждают под слабыми разуметь здесь не столько бедных-неимущих (которые, впрочем, не исключаются при сем, как показывает далее приведенное изречение Господа), сколько слабых или немощных в истинно-христианском образе мыслей и чувств, немощных духовно (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Вообще сам Павел отличал это первое и главное свое видение Господа от видения в исступлении, которое имел он, когда возвращался в Иерусалим по первом видении на пути в Дамаск ( Деян.22:17–20 ), и от видения в небесном восхищен, о котором пишет коринфянам ( 2Кор.12:1–4 ). Посему как Господь Иисус, так и сам Павел хотел, чтобы в нем другие видели, как и видели, действительно, очевидца свидетеля Господня. Анания говорит ему в Дамаске: «Бог отец наших предъизбрал тебя, чтобы ты увидел Праведника и услышал глас из уст Его: потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал» ( Деян.22:14–15 ). Сам Господь Иисус говорит ему: «на се бо явихся ты сотворити тя слугу и свидетеля, яже видел еси и яже явлю тебе» ( Деян.26:16 ). Посему сии двенадцать избранных апостолов, и особо избранный между ними сосуд Господень апостол Павел суть непосредственные свидетели Христовой истины, как самовидцы Христовы и непосредственные свидетели Его учения, как апостол Петр и говорит, что «Бог дал воскресшему Иисусу являться не всему народу, но свидетелям предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть предопределенный от Бога Судия живых и мертвых, как и все пророки свидетельствуют о Нем, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:40–43 ), Сверх того св. апостолы, в особо важных случаях, подвергали некоторые вопросы общему своему разсмотрению и решению, которое опять же приписывали в конце-концов Духу Святому ( Деян.15:23–28 ). Следовательно вот коренной признак истинных апостолов, которые суть несомненные свидетели истины Христовой, – это принадлежность к числу двенадцати избранных апостолов, которых имена записаны в евангелиях и в книге Деяний, к которым причисляется еще особо избранный сосуд Христов, апостол Павел. Кто же не согласен с сими апостолами и их учением, тот не Христов ученик. Тщательно оберегая чистоту Христова евангелия, истинные Христовы апостолы указали своими поступками и писаниями множество лиц и общих начал, несогласных с Христовым учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Вообще сам Павел отличал это первое и главное свое видение Господа от видения в исступлении, которое имел он, когда возвращался в Иерусалим по первом видении на пути в Дамаск ( Деян.22:17–20 ), «и от видения в небесном восхищении», о котором пишет коринфянам ( 2Кор.12:1–4 ). Посему как Господь Иисус, так и сам Павел хотел, чтобы в нем другие видели, как и видели, действительно, очевидца свидетеля Господня, Анания говорит ему в Дамаске: «Бог отец наших предызбрал тебя, чтобы ты увидел Праведника и услышал глас из уст Его: потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал» ( Деян.22:14–15 ). Сам Господь Иисус говорит ему: «на се бо явихся ти сотворити тя слугу и свидетеля, яже видел еси и яже явлю тебе» ( Деян.26:16 ). Посему сии двенадцать избранных апостолов, и особо избранный между ними сосуд Господень, апостол Павел, суть непосредственные свидетели Христовой истины, как самовидцы Христовы и непосредственные свидетели Его учения, как апостол Петр и говорит, что «Бог дал воскресшему Иисусу являться не всему народу, но свидетелям предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть предопределенный от Бога Судия живых и мертвых, как и все пророки свидетельствуют о Нем, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:40–43 ). Сверх того св. апостолы, в особо важных случаях, подвергали некоторые вопросы общему своему рассмотрению и решению, которое опять же приписывали в конце концов Духу Святому ( Деян.15:23–28 ). Следовательно, вот коренной признак истинных апостолов, которые суть несомненные свидетели истины Христовой, – это принадлежность к числу двенадцати избранных апостолов, которых имена записаны в евангелиях и в книге Деяний, к которым причисляется еще особо избранный сосуд Христов, апостол Павел. Кто же не согласен с сими апостолами и их учением, тот не Христов ученик. Тщательно оберегая чистоту Христова евангелия, истинные Христовы апостолы указали своими поступками и писаниями множество лиц и общих начал, несогласных с Христовым учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Его похоронили. Приходит жена его, Сапфира. Апостол Петр спросил ее: «За сколько вы продали имение?» Она сказала то же, что и Анания. Апостол Петр сказал ей: «И ты согласилась с мужем обманывать Святаго Духа», и Сапфира упала и умерла тотчас же ( Деян.5:1–10 ). Распространение Церкви в Иудее, Самарии и др. местах между евреями Синедрион, т. е. верховное судилище у евреев, видя быстрое распространение христианства, решился остановить оное мерами строгости. Открыто было гонение на верующих в Иерусалиме. Апостол архидиакон Стефан побит был камнями. Избегая преследований, христиане из Иерусалима рассеялись по всей Иудее и др. странам и вместе с собою пронесли всюду евангельское учение. Избрание диаконов и убиение архидиакона Стефана Когда число христиан умножилось, тогда апостолы избрали в помощники себе диаконов. Поводом к сему избранию послужило то, что апостолы, занятые проповедью, не имели возможности свободно заниматься раздачею приношений нуждавшимся. Поэтому они предложили верующим избрать семь благочестивых мужей, которые заведовали бы сей раздачей. Так и было сделано. Помолившись, апостолы возложили руки на избранных семь мужей и тем низвели на них Духа Святаго. Название диакон с греческого значит служитель или помощник. Из этих диаконов Стефан был особенно исполнен веры и Духа Святаго, как о нем говорится в кн. Деяний Апостольских. Именем Иисуса Христа он совершал многие чудеса. Многие еврейские законоучители вступали с ним в споры, но никто не мог противиться его мудрости. Поэтому они оклеветали Стефана перед синедрионом (верховным судилищем), будто бы он говорил хулу на Бога и ветхозаветного законодателя пророка Моисея. Когда привели его на суд, то архиереи спросили его, справедливо ли то, что донесли на него? Тогда Стефан сказал им, что он почитает Бога и пророка Его Моисея, как равно чтит и храм Божий и закон Его; но что сами евреи не имеют истинного Богопочитания в сердцах своих. Он кончил речь свою следующими словами: „Народ упрямый и жестокосердый! Вы всегда противитесь Духу Святому. Что сделали отцы ваши, то делаете и вы сами. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Вы же сделались предателями и убийцами того Праведника, о котором они предсказывали“. Услышав эти слова, члены синедриона заскрежетали зубами своими от досады на Стефана. А Стефан взглянул на небо и сказал: „Я вижу небо отверсто, и Сына человеческаго (т. е. Иисуса Христа), стоящаго по правую сторону Бога Отца“. После чего иудеи бросились на Стефана, вывели за город и там побили его камнями. А он в это время молился, говоря: „Господи Иисусе! Приими дух мой“. Последние же слова св. Стефана были молитва за врагов: „Господи, не поставь им сего во грех!“ ( Деян. 6 и Деян.7 ). Обращение Савла (ап. Павла).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Едва Павел упомянул о проповеди среди язычников, как утихшая было толпа возмутилась вновь, люди требовали смерти апостолу, крича: Истреби от земли такого! ибо ему не должно жить (Деян. 22, 22). Желая положить конец неистовству толпы, тысячник велел вести Павла в крепость. В крепости тысячник приказал бичевать апостола Павла, желая узнать, по какой причине толпа ополчилась на него. Солдаты уже связали апостола, когда он обратился к центуриону, сказав: Разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? (Деян. 22, 25). Центурион приказал воинам остановиться, пошел к тысячнику и сказал: Смотри, что ты хочешь делать? этот человек – Римский гражданин (Деян. 22, 26). Заявление центуриона напугало тысячника, он поспешил к узнику и спросил, правда ли то, что он римский гражданин. Апостол ответил утвердительно. Недоумевая, как стоящий перед ним еврейский оборванец может быть римским гражданином, тысячник сказал: Я за большие деньги приобрел это гражданство (Деян. 22, 28). На что Павел спокойно ответил: А я и родился в нем (Деян. 22, 28). Ответ апостола напугал и тысячника, и солдат – вязать и пытать римских граждан без суда было запрещено. Обвинить апостола в каком-либо преступлении против римской власти также было нельзя. Поняв, наконец, что у Павла с иудейской толпой религиозные разногласия, тысячник Клавдий Лисий обратился к первосвященнику, приказав ему собрать синедрион для выяснения дела. Суд синедриона и отправление в Кесарию На следующий день Павел предстал перед судом синедриона, собравшегося в полном составе. Апостол обратился к собранию с такими словами: Мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня (Деян. 23, 1). Первосвященник Анания счел эти слова дерзостью и приказал бить Павла по устам. Возмущенный таким явным оскорблением, апостол Павел, несмотря на свое обычное смирение, вспыхнув сильным гневом, сказал: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня (Деян. 23, 3). Присутствующие были возмущены дерзостью подсудимого, кто-то воскликнул: Первосвященника Божия поносишь? (Деян. 23, 4). В ответ Павел сказал: Я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь (Деян. 23, 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

И вот, ныне я иду и пр.: от прошедшего апостол обращает взор свой к будущему. – По влечению Духа: по необоримому как бы понуждению Духа, хотя как бы безотчетному для его собственного духа, ибо не знает он, что там случится с ним. Но несмотря на это неведение, Дух необоримо влечет его туда. Это неведение, впрочем, есть только неведение частностей того, что именно встретится там с ним. В общем же, по откровению Духа, он знает, что узы и скорби ждут его там, и что он уже не возвратится более к своим возлюбленным малоазийским чадам, с которыми прощается в лице их предстоятелей навсегда. «Я знаю, что меня ждут искушения, но какие – не знаю» (Злат., ср. Феофил.). – По всем городам свидетельствует: это не внутреннее откровение от Духа Святого самому Павлу, а откровение через других, о чем он слышит по всем городам, через которые он теперь путешествовал на обратном пути в Иерусалим. Дух Святой, вероятно, свидетельствовал по городам через пророков в роде Агава, который уже в последнем пред Иерусалимом городе Кесарии предрек апостолу узы ( Деян.21:10–11 ). Дееписатель не говорит о подобных пророчествах по другим городам, через которые проходил теперь Павел, но он вообще слишком кратко говорит об этом путешествии (ст. 2–6, 13–16). Дух Святой через пророков свидетельствовал вообще об узах и скорбях, но в частности Павел не знал, что там будет с ним. И как точно исполнились эти пророчества! Чего-чего не претепрел Павел на сей раз в Иерусалиме! – Но (перефразируем слова апостола) пусть будет что Богу угодно, я готов на все; если Богу угодно даже прекратить там жизнь мою, я не дорожу ею для себя самого; только бы сподобил Бог с радостью, а не с огорчением, дойти до конца поприще мое, не останавливаясь по каким-либо препятствиям на полпути, не достигнув вполне до конца, т.е. сподобил бы Господь с радостью до конца совершить мое апостольское служение, на которое призван я Господом и которое состоит в проповедовании Евангелия о благодатном царстве Божьем, или Евангелия о спасении мира, содержание коего составляет открывшаяся в Христе благодать Божия (ср. Деян.14:3 ). – И ныне, вот, я знаю и пр.: не зная, что будет с ним в Иерусалиме, Павел выражает однако же полную свою уверенность, что уже не увидится со всеми своими чадами эфесскими и малоазийскими. Эта уверенность его основывается, без сомнения, на свидетельстве Духа по городам, что узы и скорби ждут его в Иерусалиме. Ждал ли он смерти там, или нет, но уверен был, что он в последний раз здесь. – Все вы и пр.: в глубоком предчувствии Павел расширяет взор свой, объемлет не только присутствующих тут, и не только эфесян, но вообще всех христиан, между которыми он проповедовал; присутствующие были только как бы представителями всех христианских общин, основанных Павлом. – Проповедуя царствие Божие: апостол представляет себя предвозвестником Царя и Его царства (ср. Мф.3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

И сказал Фест и пр.: правитель, представляя собранию узника, изложил и побудительную к сему причину. – Все множество Иудеев: несколько преувеличено, по сравнению со сказанным в ст. 2 и 15. Но нет ничего невероятного, что указанных там лиц сопровождала большая толпа народа и подкрепляла жалобы и обвинения, возводимые ими на Павла, криками об осуждении его на смерть. – Не имею ничего верного написать о нем: правитель не находил в Павле ничего достойного смерти, но, как видно, не ясно понимал сущность дела, что и понятно в нем как иностранце, недавно только прибывшем в эту область и незнакомом с ее постановлениями, характером и обычаями. Из представленных обвинений Павла он вынес одно убеждение, что по римским законам он не подлежит смертной казни, но составить верное суждение о деле не мог и потому хотел слышать мнение присутствующих, и, особенно, Агриппы, как знакомого с местными учреждениями и обычаями страны, чтобы согласно с этим мнением, и что окажется на рассмотрении, написать государю, т.е. римскому императору Нерону. Глава 26 Защитительная речь Павла перед Агриппой и Фестом и другими присутствовавшими (1–29) 1. Агриппа сказал Павлу: позволяется тебе говорить за себя. Тогда Павел, простерши руку, стал говорить в свое защищение: 2. Царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться пред тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи, 3. Тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев. Посему прошу тебя выслушать меня великодушно. 1. Агриппа, как царь и почетный гость прокуратора, первенствует в собрании, а потому и открывает и оканчивает собрание. Но, как воспитанный при дворе римском, он, открывая собрание разрешением Павлу вести защитительную речь, не говорит – позволяю, но – позволяется, имея в виду не оскорбить и главного правителя области. – Павел, простерши руку: не как знак к молчанию (как Деян.12:17 и Деян.13:16 ), но ради торжественности минуты и торжественности речи. Апостол принимает положение оратора, простирая руку, на которой к большему эффекту висела цепь! Всяким положением и случаем пользуется премудрый апостол для славы имени Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Им принадлежало право и крестить; так некто Анания крестил ап. Павла ( Деян. 22: 16 ); Фипипп, научив вере во Христа евнуха, «приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его“ ( Деян. 8: 38 ). Крестил Филипп и самарян ( Деян. 8: 1–16 ). Преемникам Апостолов дано право совершать преломление до скончания мира; «всякий раз, говорит ап. Павел, не бывший на тайной вечери, но совершавший преломление ( Деян. 20: 11 ), когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он прийдет“ ( 1Кор. 11: 26 ). Св. ап. Павел не был среди одиннадцати Апостолов, в то время, когда они получили непосредственно от Христа право прощать грехи, однако и к нему «многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои“ ( Деян. 19: 18 ); не был там и епископ Тимофей, судивший однако грехи грешников не только мирян, но и пресвитеров Церкви ( 1Тим. 5: 19–20 ). Но сектанты, отвергая власть законных епископов и пресвитеров Церкви Христовой отпускать грешникам их грехи, сами позволяют своим незаконным лжепресвитерам совершать крещение, преломление, браки, позволяют им учить себя, хотя на все это никто никогда не давал им права. 8) Сектант: Нужно каяться не пред священниками, а пред каждым христианином, особенно пред которым мы согрешили, как и учит ап. Иаков: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная молитва праведника“ ( Иак. 5: 16 ). Объяснения православного: Приведенное место св. Писания говорит против самих же сектантов, ибо слова ап. Иакова: «признавайтесь друг пред другом в проступках», как это видно из предшествующих слов св. Апостола, говорят о необходимости признания в грехах именно пред пресвитерами. Раньше Апостол говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго, и возставигь его Господь, и, если он соделал грехи, простятся ему“ ( Иак. 5: 14–15 ). Сказав, что по молитвам пресвитеров болящий исцелится и получит прощение грехов, Апостол далее говорит, чтобы христиане не скрывали пред пресвитерами грехов, а признавались в них друг другу, (ст. 16), то есть пресвитерам. Если больной не исповедует грехи пред пресвитерами, то и не получит прощения, ибо, не зная грехов больного, как пресвитер простит их ему? Вот почему Апостол и велит признаваться в грехах друг другу, разумея здесь больного и молящихся о нем пресвитеров. Св. Иоанн Златоуст так объясняет разсматриваемые слова ап. Павла: «вы, болящие, исповедуйте пред пресвитерами согрешения ваши, а вы, пресвитеры, молитесь за болящих“ (слово о священстве 1: 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Иудейской войны, Анания был убит сикариями, как изменник.     «Стена подбеленная» — образное обозначение лицемера, как и «гроб подбеленный» (подбеленный известью). Предстоящие сочли эти слова Павла за оскорбление первосвященника, каковое считалось тяжким преступлением, как оскорбление Самого Бога. Деян.23:5. Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.     «Я не знал, братия, что он первосвященник», — сказал Павел. На эти слова имеется много толкований, но нет нужды отступать от буквального объяснения, которое дает святой Иоанн Златоуст: Апостол Павел действительно не знал, что это первосвященник, ибо первосвященники в то время часто менялись и по обычной одежде нельзя было отличить первосвященника от других членов синедриона. В собраниях синедриона председательство не было необходимой принадлежностью первосвященника: у синедриона было право выбирать себе председателя. И Апостол тем более мог не предполагать в председателе этого собрания первосвященника, так как собрание назначено было по унизительному приказанию римского полкового начальника. Деян.23:6. Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят. Деян.23:7. Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.    Увидев, что в таком беззаконном и явно настроенном против него собрании прямая защита не к месту и речи его слушать не будут, святой Апостол с необыкновенным присутствием духа, проницательностью и мудростью решился на одно средство, всегда бывающее весьма действенным при раздражении и возбуждении умов: он воспользовался тем, что синедрион состоял из двух противоположных и непримиримо враждебных между собой партий — фарисейской и саддукейской.    Имея в виду, что саддукеи отвергали воскресение мертвых, равно как и бытие ангелов и душ умерших людей, а фарисеи признавали то и другое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010