Указывая на печать или знак святой Церкви, апостол вместе с тем внушает нам и известные обязанности, возлагаемые на нас святостью Церкви. Как члены святой Церкви, мы должны именно жить свято, должны всячески заботиться о том, чтобы и мыслить свято, и делать свято и делать только святое. Некогда эту обязанность забыли Анания и Сапфира и за это были наказаны праведным судом Божиим. Поэтому никогда не будем уклоняться от нее, помня, что Господь знает только Своих и отвергает упорно чуждающихся Его. Называя Церковь святою, мы называем ее затем также соборною, или – что то же – кафолическою, или вселенскою. Почему в символе веры усвояется такое наименование Церкви, это мы рассмотрим сейчас. В Послании к колоссянам апостол Павел говорит: «благовествование пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает». Под благовествованием разумеется здесь учение христианской веры. Где это учение пребывает, приносит плод и возрастает, там есть и Церковь . Поэтому словами: благовествование пребывает у вас, как и во всем мире, апостол выражает, что Церковь находится во всем мире и что нет такого места, где бы она могла не находиться. В этом мы видим одно основание, почему Церковь называется вселенскою. Основание это состоит в том, что Церковь находится всюду и не стесняется пространством. Иудейская ветхозаветная Церковь находилась только в Палестине и самое богослужение ветхозаветное можно было совершать только в Иерусалимском храме. Но Церковь Христова не такова. На повсеместное распространение ее указал Сам Господь, когда повелел апостолам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Значит, апостолы должны были идти во весь мир, должны были распространить Церковь Христову повсеместно. И апостолы исполнили это повеление Господа, ибо, как говорит апостол Павел, «по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной – слова их». В Церкви Христовой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Что плачете, искушаете сердце моё – я не только хочу быть узником, но и готов умереть в Иерусалиме за Имя Господа Иисуса ( Деян. 21:13 ). О долготерпение Божие! Апостол был на небе, видел Славу Божию, а потом за Имя Иисус готов претерпеть всякие муки и даже умереть, а вы, противники Имени Иисус, дерзаете отрицать божественность Сего Святейшего Имени и, мало того, ещё позорно хулите Его?.. Рассказывая схватившим его иерусалимским иудеям о своём обращении, апостол Павел так говорит о внушении, с которым обратился к нему в Дамаске апостол Анания: что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав Имя Господа Иисуса ( Деян. 22:16 ). Есть и ещё множество мест, свидетельствовавших о божественности Имени Иисус, но по силе убедительности для доказательства божественности Имени Иисус вполне достаточно и выше указанных. Так исповедует вся Православная Церковь . За Имя Иисус пострадал весь сонм св. мучеников, и вера их в божественность Имени Иисус не напрасна. – Они все наследовали Царство Небесное. Во втором члене Символа Веры : «Верую, – мы читаем, – И во единаго Господа Иисуса Христа»... и этою-то верою спасаются все верующие в Господа Иисуса Христа и исповедующие Его Божественное Имя Иисус. Спрашивается: почему – же святые вселенские Соборы нигде, ни в одном правиле не упомянули, что Имя Иисус не есть Бог? Так единогласно вся Православная Церковь исповедует божественность Имени Иисус. Апостол Павел говорит: «кто не любит Господа Иисуса Христа анафема, маран-афа» ( 1Кор. 16:22 ). На каком же основании говорят противники божественности имени Иисус, что Имя Иисус не есть Бог? А вот на каком: в Ветхом Завете три человека носили это Имя, а именно: Иисус Навин, Иисус, сын Сирахов и первосвященник Иисус, сын Иоседеков. А так как эти три человека не были богами, то, следовательно, и имя нашего Спасителя Иисус не есть Бог. Но скажите нам вы, противящиеся очевидной истине божественности Имени Сына Божия «Иисус», когда и где приносил Архангел для этих трёх человек Имя с небес? Когда говорил Архангел: «Се, дева Сына Сирахова, или Навина, или Иоседекова родит сына и наречёт имя им Иисус: и что эти Иисусы «спасут» люди своя от грех их»? Кто слыхал и где написано, чтобы при рождении сынов: Навина, Сирахова или Иоседека Ангелы воспевали: «Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение»? Никто и нигде.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Этою чертою восполняется тот и другой рассказ о Павле. 2) Апостол говорит затем, что и он сам, и спутники его – «все мы упали на землю», чего не упоминается вовсе в Деян.22 , в Деян.9 же говорится, что спутники Павла «стояли в оцепенении» ( Деян.9:7 ). Это разногласие едва ли надо особенно стараться примирять. Достаточно объяснить его в том и другом случае различно выраженным желанием апостола изобразить силу впечатления события на его спутников (вероятно, и так, и этак, т. е. часть – падением, а другая – оцепенением, или сначала все падением, а потом все же – оцепенением), выразивших свой ужас пред совершающимся. 3) Апостол делает замечание, что Господь говорил с ним на «еврейском языке», замечание, из коего видно, что настоящую речь свою апостол говорил на языке греческом, наиболее понятном для его слушателей. Наконец, 4) важнейшая особенность настоящего рассказа в том, что речь Господа передается гораздо подробнее. То, что в тех рассказах передается, как слова Господа Анании и Анании Павлу уже в Дамаске (ср. Деян.9 и д., Деян.22 и д.), то здесь представляется, как речь Господа самому Павлу при явлении, и еще с некоторыми добавлениями. Вероятно, апостол, в видах большего удобства, совместил в одну речь и то, что говорил ему непосредственно Господь, и то, что говорил ему Анания, выразив это в свободном изложении, не держась буквы и не нарушая существенно истины, потому, что Павел действительно слышал от Анании то, что было ему поручено Господом. Что касается тех подробностей настоящего рассказа ( Деян.26 и Деян.26:18 ), коих не оказывается совершенно в двух прежних сообщениях об этом событии, то и они объясняются также очень просто – неодинаково подробною передачею одного и того же существа дела. Деян.26:16 .  Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явил­ся тебе, чтобы по­ставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, Деян.26:17 .  избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь по­сылаю тебя Деян.26:18 .  открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня по­лучили про­ще­ние грехов и жребий с освящен­ными».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

13. Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына своего Иисуса, которого вы предали, и от которого отреклись пред лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. 14. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека, убийцу; 15. А начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. Бог прославил Иисуса: вот, по апостолу, истинный взгляд на чудо, совершенное апостолами над хромым; не наше собственное дело – это чудо исцеления, но дело Божие; Бог этим чудом прославил Господа Иисуса Христа, вами преданного и пр. Этим указывается и виновник и цель чуда: виновник – Бог, цель – прославление Иисуса. Чудеса Господа служили к славе Бога-Отца и вместе ими Бог-Отец прославлял Сына своего единородного, – так учил сам Господь (ср. Ин.17:1 ; Ин.17:4–5 ; Ин.13:31–32 ), так учат теперь и апостолы. – Бог Авраама и пр.: древнее священное наименование Бога истинного, которым именует Себя сам Бог ( Исх.3:6 и др.), употреблено здесь апостолом, вероятно, нарочито, для сильнейшего указания вины иудеев в отношении к возлюбленному Сыну Его – Мессии Иисусу. – Прославил: именно этим чудотворением над хромым, так как именем Его совершено это чудо (ст. 6) и вера во имя Его укрепила расслабленного (ст. 16). – Сына своего: собственно – отрока своего (πας). Этим именем в великих пророчествах великого пророка Исаии ( Ис.40 – Ис.46 ) нередко называется Мессия, как совершитель дела великого совета Божия о спасении людей, и понималось это название именно как название Мессии (см. прим. к Мф.12:18 ). Говоря к иудеям, апостол говорит к ним, так сказать, ветхозаветным языком, как то нередко делают апостолы, делал и сам Господь. – Которого вы предали и пр.: клоня речь к убеждению покаяться и обратиться, апостол выразительно и подробно излагает слушателям вину их против прославляемого Богом отрока Иисуса. Чудом исцеления хромого Бог прославил отрока своего Иисуса; это (вводная речь) тот Иисус, которого вы предали, т.е. Пилату для суда и осуждения, от которого отреклись перед лицом Пилата, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

13. Мы пошли вперед на корабль, и поплыли в Асс, чтобы взять оттуда Павла: ибо он так приказал нам, намереваясь сам идти пешком. 14. Когда же он сошелся с нами в Ассе, то, взяв его, мы прибыли в Митилину. 15. И отплыв оттуда, в следующий день мы остановились против Хиоса, а на другой пристали к Самосу, и, побывав в Трогиллии, в следующий день прибыли в Милит. 16. Ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день пятидесятницы быть в Иерусалиме. Мы, спутники Павла без него самого, поплыли в Асс: Асс – приморский город в Мисии, к югу от Троады (ср. прим. к Деян.16:8 ), милях в десяти римских (около 15 верст) от нее, напротив острова Лесбоса. – Путь от Троады до Асса апостол прошел пешком, и кажется один, без спутников; причина не указана и догадки излишни; вероятно, впрочем, что причина сего лежала в каких-нибудь особенных благовестнических целях апостола (ср. Злат.). – В Митилину: главный город острова Лесбоса, на восточном его берегу. – Отплыв оттуда, они плыли к югу, между островами и западным берегом Малой Азии. – Хиос, Самос: острова в виду малоазийских берегов. – Трогиллий: прибрежный город недалеко от Эфеса, который они миновали на пути от Самоса в Трогиллий. – В Милит: тоже приморский город к югу от Трогиллия и Эфеса, милях в девяти (верст около 14) от сего последнего. – Причину, почему они миновали Эфес, дееписатель указывает ясно: чтобы не замедлить Павлу в Асии, так как он поспешал к празднику Пятидесятницы (см. прим. к Деян.2:1 ) в Иерусалим. В этом главном малоазийском христианском обществе, с которым апостол стоял в особенно тесных отношениях и где он имел много и противников ( 1Кор.16:9 ), он опасался задержки для себя (Злат.), а между тем спешил в Иерусалим, и вот, миновав Эфес, он для свидания с предстоятелями этой церкви вызывает их к себе, и даже не в близлежащий Трогиллий, а в более отдаленный Милит. Прощальная речь Павла к пресвитерам Эфесским (17–38) 17. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

16. Но это есть предреченное пророком Иоилем: 17. И будет в последние дни, говорит Бог , излию от Духа моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дщери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. Но это есть предреченное и пр.: устранив таким образом насмешливое и злобное предположение, что они пьяны, апостол вслед за тем объясняет удивлявшимся и недоумевавшим, что значит видимое и слышимое ими. Он объясняет, что это событие есть не иное что, как исполнение древнего пророчества пророка Иоиля, изреченное по вдохновению от Духа Св. лет за 800 с лишком до сего. Пророчество приведено из книги пророка Иоиля ( Иоил.3:1–5 ; по LXX и славянскому переводу 2, 28–32), с некоторыми изменениями против подлинника и LXX, как то нередко делают сам Господь и апостолы. В этом месте Бог устами пророка дает обетование о обильном сообщении даров Духа Св. всем верующим людям, с чем вместе соединяется угроза судом на нечестивых и обетование спасения праведным. – В последние дни: в подлиннике и у LXX – после сего. Ап. Петр, указывая исполнения пророчества в новозаветное время, заменяет слова после сего употребляющимся у других пророков, когда они говорят о царстве Мессии, выражением в последние дни (ср. Ис.2:2 ; Мих.4:1 и др.). Этим выражением обозначается окончание ветхозаветного царства Божия и начало новозаветного, и не только начало, но и все продолжение его, так как весь период новозаветного царства Божия на земле или царства Христова есть, по всему библейскому воззрению, последняя эпоха домостроительства спасения человечества, за которой последует всеобщий суд и царство славы. Посему под выражением в последние дни пророки говорят не только о таких будущих событиях, которые совершатся при конце ветхозаветного времени и начале новозаветного, но и о таких, которые будут совершаться и в продолжение всего новозаветного времени, или даже только в конце его. Заменяя сим выражением подлинное неопределенное выражение – после сего, апостол, таким образом, очевидно исключает отношение пророчества сего к какому-либо ветхозаветному времени, а относит исполнение его только ко времени новозаветному.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

1Кор. 4:20 . «Ибо царство Божие не в слове, а в силе», т. е. не учеными доводами и не красноречием распространяется, а силой Духа Божия, коим облечены бывают его провозвестники. «Мы побеждаем, – говорит Св. Златоуст, от лица Апостола Павла, –знамениями, а не красноречием, и величайшим доказательством того, что наше ученье божественно, и что мы возвещаем царствие небесное, представляем знамения, которые совершаем силой Духа». 1Кор. 4:21 . «Чего хотите? С жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?» Чем угрожает Апостол Коринфянам под метафорическим образом жезла? Палица означает строгость власти, но она может означать и карательную силу, какой поражены Анания с Сапфирой ( Деян. 5:1 ) и Елима ( Деян. 13:11 ). Апостол употребил ее и среди Коринфян, предавши сатане кровосмесника. Не дивно, что и здесь, предвещая строгость суда, он имел в мысли употребить в дело и такую силу, если бы потребовало того благо церкви (Еп. Феофан). Обличение второе – за кровосмесительное любодейство, терпевшееся в Коринфской общине ( 1Кор. 5:1–13 ) 1Кор. 5:1, 2 . Сказав, что есть верный слух о гнусном Коринфском деле, что «некто вместо жены имеет жену отца своего (мачеху)», Свят. Ап. Павел укоризненно обращается к Коринфянам: «и вы возгордились вместо того, чтобы лучше плакать». Чем же возгордились? Конечно, не грехом и не грешником (Св. Златоуст); а вообще, по внушению Апостола, не следовало бы Коринфянам высоко о себе думать, если возможны среди них такие гнусности. «Не возражайте, что один только прелюбодействует; нет, это грех общий всем вам» (Св. Златоуст). Блаж. Феодорит полагает, что кровосмесник был одним из учащихся и, может быть, вожаком какой-либо партии. 1Кор. 5:3–5 . Во избежание дальнейшего соблазна, Апостол, «отсутствуя телом, но присутствуя у Коринфян духом», повелевает виновного «предать сатане, во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа». Что это за наказание? По объяснению Св. Златоуста «подобное было с блаженным Иовом, хотя не с одинаковой силой: там для славнейших венцов, а здесь для разрешения от грехов, дабы сатана наказал его злокачественными ранами, или другой какой-нибудь болезнью».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

22. Мужи Израильские! Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него посреди вас, как и сами знаете, Выслушайте слова сии и пр.: событие дня, приведшее в изумление и недоумение одних, возбудившее злобную и легкомысленную насмешку со стороны других, ап. Петр представил в ясном свете пророческого слова, как исполнение предреченного Богом через пророка. Для иудея благочестивого (ст. 5) и даже легкомысленного это было очень важно, настраивало на важный и серьезный тон его мысль, и апостол, достигнув этой цели, обращается к объяснению самой сущности явления по его происхождению, раскрывая тайну, сокровенную от премудрых и разумных мира сего. Сущность всей дальнейшей речи его выражена в ст. 23, что Иисус, которого недавно распяли, но который воскрес из мертвых, излил то, что вы ныне видите и слышите: эту основную мысль апостол раскрывает подробно, объясняя все великое дело страданий Христовых и Его прославления. Он разъясняет это дело с двух сторон: со стороны человеческой и со стороны божественной; с первой – доведение Его людской несправедливостью до крестной смерти, со второй – прославление Его Богом в воскресении и вознесении. Мудрая предосторожность апостола, говорящего перед неверующими, чтобы не отягчить их слуха, так как крест Христов для иудеев соблазн ( 1Кор.1:23 ), заставляет его смягчать для их слуха речь о Христе: он говорит о Нем как о человеке, которого, воскресив из мертвых, Бог соделал Господом и Христом (Мессией), не говоря еще прямо о том, что Он – Бог , воплотившийся Сын Божий. С сей же целью слова свои о воскресении и вознесении Христовом он утверждает на словах ветхозаветного пророка и царя Давида. С этой же целью называет он Господа не именами, обозначающими Его божественное достоинство (Сын Божий, Мессия и под.), но обычным человеческим Его именем – Иисуса Назорея, т.е. Иисуса из Назарета (ср. Мф.2:21 ). С этой целью вообще «он ничего не говорит высокого, а начинает свою речь крайне уничижено» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

36. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа: сей есть Господь всех. 37. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном; 38. Как Бог Духом Святым и силой помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним. 39. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на дереве. Он послал слово и пр.: после вступительного изречения Петр начинает оглашать слушателей учением о Христе, но оглашение – краткое, излагающее лишь сущность евангельской проповеди, может быть потому, что слушатели его отчасти были знакомы с событиями евангельской истории (вы знаете, ст. 37), может быть потому, что Петр не успел сказать всего, что хотел сказать (ср. Деян.11:15 ), так как речь его была прервана (ст. 44), или может быть дееписатель излагает только сущность речи апостола. Общее дело явления в мир Иисуса Христа апостол характеризует так, что Он принес от Бога-Отца слово мира сынам Израилевым. Как и в речи в день Пятидесятницы (гл. 2), Петр выставляет на вид преимущественно человеческую сторону деятельности Господа Иисуса и соответственно сему избирает выражения так, что Бог-Отец все совершает во Христе и через Христа. – Он послал слово сынам Израилевым: образное выражение, означающее, что Бог-Отец послал в мир Сына своего в лице Господа Иисуса Христа с проповедью о новом царстве Божьем на земле, устраиваемом Мессией Иисусом. Эта проповедь есть проповедь или благовествование о мире через Иисуса Христа; под именем мира разумеется здесь вообще спасение в царстве Мессии, так как речь идет вообще о содержании благовествования Христова, а это общее содержание есть именно спасение мира через Христа; мир с Богом, мир между иудеями и язычниками, мир в совести и пр. суть уже частные понятия, заключающиеся в общем понятии о мире – спасении всех через Христа. – Упомянув в первый раз перед собравшимися здесь язычниками имя Иисуса Христа, который послан был со словом к сынам Израилевым, апостол тотчас присовокупляет, что Он есть Господь всех, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

37. Слышав сие, они умилились сердцем, и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Умилились сердцем: собственно сокрушились сердцем, пришли в сердечное сокрушение, скорбь проникла сердце их от слов апостола (ср. Пс.50:19 ; Пс.108:16 ; Сир.14:1 ; Сир.12:12 ). Сокрушались они о том, что тот, которого они сейчас познали как Мессию, уничижен и распят был народом, что, следовательно, они тяжко согрешили перед Богом и Мессией и должны ожидать праведного суда и наказания Божьего; сокрушались, что доселе не веровали в Господа Иисуса как Мессию, пребывали в ослеплении и ожесточении сердца. Это сокрушение сердечное указывает, ровно как и дальнейший вопрос их Петру, что они по проповеди апостола уверовали в Иисуса как Мессию, признали Его за Христа, им обетованного. Из этого сокрушения и веры проистекает дальнейший вопрос их: что нам делать, чтобы изгладить нашу виновность, получить прощение грехов и вступить в общение с отвергнутым и распятым Мессией? – Мужи братья: полное почтения, любви и доверия обращение к Петру и прочим апостолам, которые, вероятно, также принимали участие в проповеди о Христе собравшемуся народу. 38. Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. 39. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. Петр же, от лица и прочих апостолов, к которым обращались вместе с Петром сокрушавшиеся сердцем, сказал им и пр.: апостол указывает путь примирения с Богом и отвергнутым Мессией в покаянии и крещении, и как на плоды этого примирения указывает на прощение им грехов и получение дара Св. Духа. Покаяние – исповедание грехов с решимостью переменить жизнь греховную на праведную – есть перемена всего духовного религиозно-нравственного и умственного направления жизни, совершенный переворот в жизни, или, в частности, здесь отречение от иудейства в его отречении от Христа и обращение к христианству. Апостол сим требует того же, чего требовали от иудеев Предтеча Христов и сам Христос, первой проповедью которых, по вступлении в дело общественного служения, была проповедь о покаянии ( Мф.3:2 ; Мф.4:17 и парал.; см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010