и парал.), и в применении некоторых законных постановлений к жизни ( Мк.7:3 и дал. и пар.), но самые эти крайности вытекали из строгости учения, и притом апостол говорит не о крайностях, а об общем. Лицемерие, гордость и другие пороки жизни, за которые столь строго судил фарисеев Господь Иисус, были злоупотреблением строгостью учения и притом относились к частным членам секты фарисеев, а не ко всей секте самой в себе; лучшие представители секты были и строги, и честны (например Никодим, Гамалиил и др.); во всяком случае, апостол мог назвать учение этой секты строжайшим в добром значении этого слова. Таков как помянутые представители этой секты был, без сомнения, и Савл, когда принадлежал к ней. – Они знают это, если только, оговаривается апостол, захотят свидетельствовать: если не захотят скрыть сего или отрицать. Оговорка основывается на том, что для иудеев есть невыгода свидетельствовать обо всем этом, так как все это относится к чести его и к должной оценке всего теперешнего дела его, а для них ни то, ни другое невыгодно и они может быть не захотят свидетельствовать. 6. И ныне я стою пред судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, 7. Которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь. За сию-то надежду, царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи. 8. Что же? Ужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых? И ныне я стою и пр.: от воспоминания о своей жизни с юности апостол быстро переносится мыслью и словом к настоящему своему положению, как подсудимого узника, указывая на внешнюю их противоположность и на внутреннее единство. Прежде я известен был как ученик строжайшего православия иудейского, теперь я как подсудимый, но я не изменник прежних убеждений, не за измену им, не за неправославие меня судят, напротив – меня судят за общую у меня со всеми иудеями надежду на обетование Божие отцам, исполнения которого с нетерпением ждут все иудеи, и я с ними. « Не безумно ль всячески стараться, чтобы она (надежда) исполнилась, и – гнать того, кто в нее верует?» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

148 а) Прощение грехов и очищение от них . В крещении, а не до крещения, подается крещаемому оставление первородного и личных грехов (соделанных до крещения), очищение («омытие») от всего греховного, а не объявление лишь правым пред Богом при остающейся греховности (ср. Иез.36:25 ; Мих.7:19 ; Зах.13:1 ). Апостол Петр уверовавшим иудеям сказал: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» ( Деян.2:28 ). Очевидно, что грехи уверовавшим, но не крестившимся, еще не были прощены. Савлу Анания говорит: «встань, крестись и омой грехи твои» ( Деян.22:16 ), – которые, значит, еще не были прощены. «И такими (грешниками) были некоторые из вас (до крещения), но омылись (в крещении), но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:11 ; ср. Рим.6:2–7 ; Кол.2:11–13 149 ). В Послании к Колоссянам ( Кол.2:11–13 ) апостол противополагает иудейскому обрезанию, которое состояло в удалении известной части тела и было только внешним обрядом, христианское крещение, «обрезание Христово». Последнее есть обрезание сердца, внутренний акт, и в этом смысле оно «нерукотворенно». Выражение «совлечением (ν τ πεκδσει, от πκδυσις – снятие с себя платья, отречение) греховного тела плоти» (греховности человеческой природы – ср. Рим.6:6 ) обозначает, что, как ненужная одежда вся снимается, так и в крещении (нерукотворенном обрезании) удаляется не часть лишь тела, а вся греховная сторона человеческого существа. «Теперь, говорит (апостол)», – по объяснению святого Иоанна Златоуста , – «обрезание не от ножа, но от самого Христа; не рука, как там (в ветхом завете), совершает это обрезание, но Дух; обрезывается не часть, но весь человек. Тело и это, тело и то; но то обрезывается плотию, а это духовно, – не так, как иудеи (обрезывали), – потому что вы совлеклись не плоти, но грехов. Когда и где? В крещении. Что Павел называет обрезанием, то называет и гробом». 150 – «Поскольку колоссяне, увлекшись, возлюбили жизнь подзаконную, то апостол», – говорит блаженный Феодорит , – «объясняет также различие обрезания: оно не плотское, но духовное, не рукотворенное, но божественное, не отъятие малой части тела, но освобождение от всякого повреждения. Виновник же сего не закон, но Владыка Христос... «Совлечением же тела греховного плоти» назвал спасительное крещение, потому что в нем совлекаем с себя оскверненный хитон греха». 151 б) Воссоздание, или возрождение

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

40. Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков: 41. Смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам. В заключение своей речи апостол изрекает грозное предостережение своим слушателям, в случае их неверия в Христа и в проповедь о Нем, как презрителям Божьих судов и определений. Предостережение изложено словами пророка Аввакума ( Авв.1:5 ) по переводу LXX, с некоторым изменением; может быть апостол имел ввиду слова не одного этого пророка, но и других изрекавших подобные предостережения (напр. Ис.28:14 и др.), и потому и говорит – сказанное у пророков, а не – у пророка (см. прим. к Мф.2:23 ). – Презрители: неверующие божественным предостережениям и угрозам и пренебрегающие ими и таким образом делающиеся презрителями откровений Божьих и самого Бога. – Подивитесь и исчезните: такое великое дело будет сделано Богом перед вашими глазами (во дни ваши), что вы не поверили бы, если бы не видели своими глазами, если бы кто-нибудь другой рассказывал вам (ср. Феофил.); но вы должны поверить, потому что сами будете очевидцами этого необычайного дела. За неверие же ваше и презрение к указаниям Божьим это великое дело подействует на вас так, что вы диву дадитесь и исчезнете, – это будет суд и наказание Божие за ваше неверие и презрение. Пророк Аввакум говорит это от лица Божия о предстоящем нашествии на землю еврейскую халдеев, как наказании Божьем за неверие и разврат народа своего, что и исполнилось после со всеми ужасами страшного разорения Палестины халдеями. Подобный суд Божий и наказание может совершиться и над слушателями апостола в случае их неверия в его проповедь о Христе, в чем явились бы они как презрители, и от сего суда апостол предостерегает их (берегитесь). Суд Божий в том или другом виде может постигнуть и постигнет их за неверие: ибо слово Божие непреложно. Так было всегда, за неверие и презрение – наказание, беречься сего должно и теперь. Влияние речи Павла на язычников и иудеев, гонение на Варнаву и Павла и отшествие их в Иконию (42–52)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Глава 5: 1–11. Но в это время случилось печальное событие нравственного падения одной христианской четы. Некоторый муж именем Анания с женою своею Сапфирой так же, как и другие христиане, продали свое недвижимое имение, чтобы вырученные деньги вручить апостолам на пользу всего христианского общества. Однако же апостолам они доставили лишь некоторую часть цены, прочие же деньги оставили за собой, хотя пред апостолами и прочими верующими показали себя людьми, отрекшимися от всего своего имения на пользу общую. В поступке Анании и Сапфиры открылось кроме сребролюбия еще и лицемерие. Если первый порок особенно опасен был для самих несчастных рабов его, то последний мог повлиять и на все христианское общество: дух лицемерия, внешней праведности, желание показать себя пред людьми, столь свойственные фарисейской праведности, могли проникнуть и утвердиться в христианском обществе, члены которого отличались до сих пор искренностию благочестия, открытостию своих совестей пред каждым верующим, непритворною, бескорыстною любовью к ближним. Понятно теперь, почему так строго был судим и наказан поступок Анании и Сапфиры: в лице их карался и решительно изгонялся из Апостольской Церкви тот дух, который возобладал над ними. В обличительной речи своей к Анании (ст. 3–4) зарождение в сердце последнего лицемерного намерения апостол Петр приписывает сатане. Но так как человек сохраняет свободу нравственного самоопределения вопреки внешним действиям сатаны на его сердце, то апостол самого Ананию винит в том, что он дозволил сатане войти в сердце свое с его искусительными действиями. В то же время апостол учит, что в Церкви Христовой обитает Дух Святой, так что ложь пред Церковью есть ложь и пред Духом Святым; Дух же Святой есть Бог, вследствие чего ложь Анании и Сапфиры есть грех великий, непростительный. 4. Дальнейшее распространение Церкви в Иерусалиме и новое нападение синедриона на апостолов (5, 12–42) 12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. 13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. 14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, 15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. 16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

И Господь повелел ему идти в город, где ему будет сказано, что делать. В Дамаске его встретил апостол Анания и крестил. Через несколько дней в Иерусалиме узнали, что Савл стал последователем и ревностным учеником Христа и проповедником христианства. Так пленил его Господь и соделал Своим избранным апостолом, который многократно обходил вселенную и проповедовал христианскую веру. Апостол Павел своим просвещенным умом изучил Священное Писание и убедился сам и убеждал других, что Христос есть действительно обетованный Мессия, пришедший от Отца Небесного спасти весь род человеческий. Он понял, что, кто во Христе, тот – новое творение Божие. Он понял, что во Христе все люди спасены от греха, проклятия и смерти. В своем Послании апостол Павел говорит: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп. 1:21 ). Эти апостольские слова есть святая истина для нас, верующих. Люди неверующие не могут понять того, что смерть есть приобретение! Для них смерть – это потеря всего. Они думают, что за гробом ничего нет. Но мы, верующие, знаем, что смерти нет, что смерть – это переход из земной жизни в другую, Вечную Жизнь. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ) – так пишет апостол Павел в Послании к Коринфянам. Для него смерть – приобретение, для него смерть – это врата в Вечную Жизнь. Но не забудем, что через эти врата смерти идут две дороги: одна – к вечной радости жить с Богом, а другая – к вечной скорби жить с диаволом. Таково учение апостольское. На Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Однажды Христос удалился на гору Фавор для уединенной молитвы. Он взял с Собой трех учеников: Петра, Иоанна и Иакова. Отойдя немного от них, Спаситель углубился в молитву. По-видимому, была ночь, и ученики, расположившись на склоне горы, заснули. Когда они очнулись от сна, их взорам предстала необычайная картина: лицо Христа излучало сияние небесного Света, одежды блистали, как снег на вершинах гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как бы то ни было, но они составили заговор и условились бежать с корабля, предоставив его на произвол судьбы. Они решились достигнуть земли на лодке или боте (ст. 16), привязанном к кораблю, и начали спускать его на воду под предлогом, что хотят бросить еще якорь с носа корабля, кроме спущенных с кормы. Апостол уразумел этот умысел матросов и предупредил сотника, именно сотника, а не начальника корабля (ст. 11), потому что солдаты, по команде сотника, могли силой остановить этот побег, тогда как у начальника корабля не было средств остановить его, когда матросы были в заговоре. – Вы не можете спастись: потому что, если матросы убегут, неопытные в морском деле солдаты и пассажиры не справятся с кораблем и он может погибнуть. Апостол был уверен в собственном спасении, а потому говорит – вы не можете. Он уверен был и в том, что никто не погибнет, как открыл ему ангел Божий (ст. 24), но человеческие средства к спасению не должны пренебрегаться в надежде на помощь Божию, а потому матросы должны были оставаться на своих местах, иначе могла грозить опасность. Чтобы уничтожить единственное средство к побегу, воины отсекли веревки, коими привязана была лодка к кораблю, и она упала, а затем, конечно, унесена была волной от корабля. 33. Пред наступлением дня, Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего. 34. Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет и волос с головы. 35. Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога пред всеми и, разломив, начал есть. 36. Тогда все ободрились и также приняли пищу. 37. Было же всех нас на корабле двести семьдесят душ. 38. Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море. Теперь, когда и эта опасность бегства корабельщиков была устранена и земля предполагалась близко, апостол так могуче ободрявший дух своих спутников, снова ободряет их уверением, что они останутся живы и целы и советует подкрепить силы пищей, чтобы с наступлением дня снова приняться за работу для спасения корабля от опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– Не в рукотворенных храмах живет: по высшей идее вседовольного и всеблаженного Бога, не имеющего нужды ни в чем человеческом; см. прим. к Деян.7:48–50 и Пс.49 . Примечательно это решительное противопоставление: перед лицом апостола и слушателей возвышается великолепный храм Тезея, изукрашенный всеми чудесами человеческого искусства, – гордость и украшение Афин, – а апостол говорит, что Бог, проповедуемый им, Творец неба и земли, не в рукотворных храмах обитает; среди многочисленных жертвенных алтарей, на которых приносились бесчисленные жертвы, апостол говорит, что Бог, им проповедуемый, не требует служения рук человеческих, как например принесения жертв и т. п. «Как? Разве Бог не обитал в храме иерусалимском? Нет, но только действовал. Разве Он не принимал служения от рук человеческих у иудеев? Не от рук, но от души и этого требовал не потому, чтобы имел в том нужду» (Злат.). Напротив, Он сам дает всему (собственно – всем людям, по связи речи) жизнь и дыхание: первое слово означает жизнь саму в себе как жизненную силу, жизненность; второе – продолжение жизни через дыхание, поскольку жизненная сила действует через дыхание. – И все: что необходимо для жизни. – Как далеко возвышается это учение апостола о Боге не только над язычеством вообще, но и над всякой философией языческой, которая никогда не могла возвыситься до идеи свободного Творца мира! 26. От одной крови Он произвел весь род человеческий, для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, 27. Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли; хотя Он и недалеко от каждого из нас: 28. Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем, как и некоторые из наших стихотворцев говорили: мы Его и род. Изложив учение о Боге, апостол излагает далее учение о человеке и человеческом роде. Он представляет все человечество единым целым, которое сотворено также Единым Творцом всего мира, происходит от одной крови и расселено Богом для обитания по всему лицу земли, и, следовательно, Бог управляет судьбами всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– Пришедши взял и послал и пр.: краткое изложение дела ( Деян.21:31 – Деян.23:33 ). Ритор указывает, хотя и осторожно, на действие Лисия, что он взял от них Павла, как на незаконное вмешательство его в дело, касающееся будто бы только синедриона. «Ему, говорит, не следовало делать это, но он сделал… Этим выражает, что им прискорбно было идти в чужое судилище и что они не беспокоили бы его (правителя), если бы тысяченачальник не принудил их к тому и не отнял у них этого мужа, что не следовало ему делать; обида была нанесена, говорят, нам, – посему и суд над ним должен был производиться у нас» (Злат.). – Ты можешь узнать от него: не от трибуна Лисия, а от самого обвиняемого Павла, т.е. что Павел сам не может будто бы отрицать справедливости возводимых на него обвинений. – Иудеи подтвердили: т.е. что вина Павла действительно такова, как изложил ее Тертулл. Защитительная речь Павла (10–21) 10. Павел же, когда правитель дал ему знак говорить, отвечал: зная, что ты многие годы справедливо судишь народ сей, я тем свободнее буду защищать свое дело. 11. Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения. 12. И ни в святилище, ни в синагогах, ни по городу, о ни не находили меня с кем-либо спорящим или производящим народное возмущение; 13. И не могут доказать того, в чем теперь обвиняют меня. Отвечал и пр.: с каким достоинством, спокойствием и умеренностью начинает речь свою мудрый апостол, сравнительно с началом речи Тертулла с ее льстивыми похвалами и комплиментами правителю! Павел указывает на один только факт, что Феликс уже многие годы состоит судьей народа сего, и потому тем свободнее он, апостол, может защищать перед ним дело свое. – Многие годы судишь (слово справедливо прибавлено в переводе, в подлиннике его совсем нет, да и не нужно оно): и, следовательно, знаешь учреждения и обычаи этого народа и характер его, а равно и представителей его – членов синедриона. С 53-го по 58-й год (в который Павел говорил эту речь) прошло лет около шести прокураторства Феликса и при частой перемене тогда прокураторов управление Феликса (сравнительно) продолжительно, и апостол мог выразиться – многие годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Протестанты утверждают, что Крещение само по себе не дает возрождения, но только покаяние и вера. Апостол Петр сказал обращенным им иудеям: «Покайтесь и да крестится каждый из Вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ). Из этих слов Апостола следует, что сначала человек должен уверовать в Христа, покаяться, а получить прощение грехов и вместе с этим дар Святаго Духа он может только омывшись в святых водах Крещения. Иначе Крещение вообще не было бы нужно, иначе не крестился бы и апостол Павел, который Самим Господом был научен вере Христовой; однако апостол Анания сказал ему: «крестись и омой грехи твои» ( Деян.22:16 ) – стало быть, даже апостол Павел получил прощение грехов лишь тогда, когда принял святое Крещение. В книге Деяний описан случай, когда люди получили Духа Святаго до Крещения – это был Корнилий и весь дом его. Но то было исключение, необходимое для того, чтобы убедить апостола Петра не пренебрегать язычниками, приводить и их ко Христу ( Деян.10 ). Протестанты, приводя слова Христа ( Ин.3:5 ) о том, что тот, кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие, утверждают, что «вода живая», «вода жизни» – это слово Божие. Следовательно, они признают только «духовное» крещение, подразумевая под водой слово Божие, учение. Но Христос, говоря: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», ясно указывает на воду как на материальное вещество, т.е. употребляет это слово не в переносном, а в прямом смысле. Из Священного Писания известно, что Господь всегда разъяснял главные моменты учения прямо; если же и говорил иносказательно, притчами («Имеющий уши слышать, да слышит»), то потом обязательно истолковывал эти притчи ученикам особо, чтобы не было сомнений и недоумений. Так и в беседе с Никодимом, если бы Христос подразумевал под водой слово Божие, Он сказал бы об этом прямо, но Он сказал: «от воды и Духа»; стало быть, вода – одно, а получение Святаго Духа – другое. Подтвержение этому находим и в Деяниях апостолов. «Тогда Петр сказал: «кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» ( Деян.10:46–48 ). Отсюда видно, что вода и дар Святого Духа – понятия совершенно разные. Еще нагляднее говорится о крещении евнуха апостолом Филиппом: «евнух сказал: вот вода: что препятствует мне креститься?.. Когда они вышли из воды. Дух Святой сошел на евнуха» ( Деян.8:36–39 ). Что получается, если понимать под водой слово Божие? «Когда они вышли из воды...», т. е. когда оставили слово Божие... Дух Святой сошел на евнуха! Явная нелепость.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

«Радуемся бо, егда мы немоществуем, вы же сильни бываете:, о сем же и молимся, о вашем совершении». Апостол различно выражает одно и то же, показывая, какую имеет к ним любовь. 2Кор.13:10 .  Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению. «Сего ради не сый у вас сия пишу, да не пришед безщадно сотворю по власти, юже Господь дал ми есть в создание, а не на разорение». Апостол дал видеть, что и наказание есть созидание, ибо, когда наказываются один или двое, целое общество приобретает пользу. Так, когда Анания и Сапфира прияли наказание, " бысть, сказано, страх велик на всех слышащих» ( Деян. 5, 5 ). Здесь Апостол, положив конец строгой своей речи, преподал коринфянам полезный совет. 2Кор.13:11 .  Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами. «Прочее же, братие, радуйтеся»; потому что преспевающим в добродетели свойственно веселие. «Совершайтеся», то есть восполняйте недостаточное. «Утешайтеся», в искушениях пользуйтесь взаимным друг от друга утешением. «Тожде мудрствуйте», теснее свяжитесь единомыслием, держитесь все одного образа мыслей. «Мир имейте» и с нами, и друг с другом, а прежде всего с спасшим вас Богом. «И Бог любве и мира будет с вами». Ибо, увидя сии преспеяния, сподобит вас всякого промышления, потому что Он законоположник сего. 2Кор.13:12 .  Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые. «Целуйте друг друга лобзанием святым», то есть нельстиво, целомудренно, как члены друг друга и тела Христова. «Целуют вы святии еси». В один с ними состав совокупил и всех уверовавших во вселенной. 2Кор.13:13 .  Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь». Не в означение раздельности выразился так Апостол и не иное уделил Христу, а иное Отцу, иное же Духу, ибо неоднократно любовь приписывал он Духу, общение Сыну, благодать Богу Отцу. Так и в Первом послании, приписав действо Отцу ( 1Кор. 12, 6 ), чрез несколько слов приписывает оное Духу ( 1Кор. 12, 11 ). В ином же порядке поставил Лица, не извращая порядок, указанный Господом ( Мф. 28, 19 ), но научая, что порядок имен не означает инаковости естества или силы или разности достоинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010