Здесь вступают в действие законы открытости, доверия и связанности общим делом и общей ответственностью. Не стоит забывать и о другом. Когда Господь говорит: Нехорошо быть человеку одному ( Быт. 2: 18 ), мы понимаем, о чем идет речь. Но, не стоит упускать из виду и того, что если человек не останется один на один с Богом, ничего по-настоящему важного с ним не случится, ничего существенного не произойдет. Такое одиночество сродни настоящей, глубокой молитве, сродни высокому вдохновению творца – ученого, поэта, художника или композитора. Без истинного и глубокого одиночества ничего доброго не родится. Настоящее, глубокое одиночество христианина нужно уметь хранить. Это – наш дар Господу. В тишине и одиночестве необходимо услышать голос Божий, расслышать, как стучит твое сердце. В книге Деяний святых Апостолов о членах первохристианской общины говорится так: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду ( Деян. 4: 32–35 ). В этой же новозаветной книге повествуется, как некто Анания и его жена Сапфира принесли к ногам Апостолов лишь часть из вырученных от проданного имения средств, а некоторую часть попытались утаить. Казалось бы, что ужасного они совершили? За что так сурово покарал их Дух Святой? 24 Дело вот в чем: они могли вообще ничего не приносить, никаких даров. От них, в сущности, и не требовалось ничего, кроме чистосердечия. Понятно, что если человек приходит туда, где все друг другу открыты, то воспользоваться подобной доверчивостью не составит труда, стоит только прикинуться «своим». Именно этим и занимались Анания и Сапфира. На самом деле они руководствовались единственным принципом: «Свое пусть останется при нас, а тем временем мы воспользуемся вашим!» Святой апостол Петр так охарактеризовал этот страшный грех предательства: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу ( Деян. 5: 3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце своем? Ты солгал не человекам, а Богу.» 77 Анания с Сапфирою вознамерились служить двум господам: Богу и мамоне и в результате совершили святотатство. Апостол Петр подчеркивает, что никто не принуждал их отдавать свое имущество. Они не согрешили бы, если бы оставили за собой свою собственность и вообще ничего не жертвовали. Однако, сказав, что они жертвуют все деньги от продажи земли, Анания с Сапфирою сделали их священными. Утаив затем часть вырученной суммы, они совершили кражу принадлежащего Богу. Св. Иоанн Златоуст так комментирует эти слова апостола Петра: «Для чего, говорит, ты сделал это? Ты хотел удержать у себя? Надобно было удержать сначала и не давать обещания. А теперь, взяв после посвящения Богу, ты сделал тяжкое святотатство. Кто берет принадлежащее другим, тот берет, может быть из желания чужого; но тебе можно было удержать свое. Для чего ты сделал их священными и потом взял?.. Это непростительно, неизвинительно». 78 Суровость кары, постигшей впоследствии Ананию и Сапфиру, вполне соответствует тяжести их преступления с христианской точки зрения. Отношения внутри первохристианской общины часто сравнивают с отношениями внутри семьи, среди членов которой царит любовь и согласие и где из общего имущества каждому выделяется по нуждам его. Быстрое распространение христианства и проникновение его во все сословия Римской империи сделало невозможным практически воспроизведение строя Иерусалимской общины повсеместно. Тем не менее, имущественные отношения, подобные отношениям первых христиан, выстраивались во многих христианских сообществах, прежде всего в семьях и монастырях. Жившие же в миру христиане, неизбежно должны были вступать в имущественные сделки и владеть имуществом, в том числе и землей. Христианские общины вынуждены были за счет пожертвований своих членов покупать участки для устройства на них христианских кладбищ, мест для молитвы, странноприимства и др.

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

Общение имений существовало, но далеко не у всех первых христиан. А если бы явление было общим, то мы должны бы знать, когда же оно кончилось, и когда христиане от коммунизма перешли опять к обычному гражданскому строю: ведь, не могло же это произойти совсем незаметно, как не мог оставаться незаметным переход иерусалимских христиан от обычного строя к т. н. общению имений. С другой стороны, как мы заметили выше, буквальное понимание разбираемого текста, приводит к самопротиворечию самой книги Деяний. Разъясним эту нашу мысль. Прежде всего обратим внимание на один рассказ, помещенный писателем книги Деяний непосредственно после разбираемого текста. В рассказе говорится; «некоторый муж именем Анания, продав имение, утаил из цены, а некоторую часть принес и положил к ногам апостолов. Но (апостол) Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил солгать Духу Святому и утаить из цены земли? То, чем ты владеешь, не остается ли твоим, а то, что получил ты от продажи, не в твоей ли власти находилось? Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян.5:1–4 ). Из слов Петра, с которыми он обращается к Анании ясно открывается, что последний не все имущество свое продал, потому что первый говорит ему: «то, чем ты владеешь, не остается ли твоим», и этим дает знать, что Анания продал только часть своего имения с целью передать вырученные деньги в распоряжение апостолов; и вина Анании, как видно из рассказа, заключалась совсем не в том, что он не все имение свое продал с указанною целью, а только в том, что он покривил душей, не все те деньги, которые выручены были от продажи части имения и которые он решил отдать в распоряжение апостолов, не все эти деньги доставил по назначению. Очевидно, и в иерусалимской церкви, по свидетельству книги «Деяний», не было обязательного правила, чтобы верующий непременно отказывался от всей своей собственности и отдавал ее на общую пользу. – Приведем еще другое свидетельство книги «Деяний», которое оказалось бы в прямом противоречии с рассматриваемым текстом той же священной книги, если бы мы этот текст позволили себе понимать буквально.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Потом он встал, но стал слепым, поэтому его повели уже за руку. Так дошли они до Дамаска. И три дня он ничего не видел и не ел. В это время Господь явился ученику Анании: – Пойди на улицу, называемую Правая; и спроси в доме Иуды некоего Савла Тарсянина 184 Сейчас он молится. А в видении он видел человека, по имени Анания, возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания ответил: – Господи! А я слышал от многих о человеке этом, сколько он зла натворил святым в Иерусалиме; да и здесь он имеет власть вязать всех, призывающих имя Твое. Но Господь ответил ему: – Иди! Он – избранный Мною сосуд, чтобы пронести Мое имя пред язычниками, пред царями и пред сынами израилевыми. Я скажу ему, сколько ему придется пострадать за Мое имя! Анания послушался и пошел. Войдя в дом Иуды, возложил руки на Савла и сказал: – Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Духа Святаго. И тотчас от глаз его спала как бы чешуя; и Савл прозрел. Потом крестился. И принял пищу... (См.: Деян. 9:1–19; 22:1–13 ; гл. 26.) Здесь все необыкновенно, чудесно. Но и все несомненно! Восхищение апостола Павла в рай Об этом я скажу так же коротко, как и сам апостол. В Коринфе образовалась группа, враждебная ему. В защиту свою он и пишет Второе послание. И только в самом конце говорит о видении: а доселе он четырнадцать лет молчал, никому не говорил, по смирению. – Хвалиться мне самому не полезно, ибо я тогда вынужден буду сказать о видениях Господних. Значит, ниже сказанное им было не однократно, а несколько раз... Я знаю человека о Христе, – говорит он о себе, – четырнадцать лет тому назад (какая точность) видел видение: в теле ли – не знаю, без тела – я этого не знаю: Бог весть! Он был восхищен до третьего неба! Я знаю такого человека! Но не знаю, было ли это в теле, или без тела. Бог весть. Он был восхищен в рай, где слышал неизреченные глаголы (слова, вещи), пересказать которые человеку невозможно! Вот о таком похвалюся; о себе же не похвалюсь, разве немощами своими (ср.: 2Кор. 12:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Слух о лютости гонения иерусалимского, причем главным лицом был Савл, дошел уже в Дамаск; его принесли туда или путешествовавшие туда на праздники иудеи, или рассеявшиеся вследствие этого гонения христиане иерусалимские, во всяком случае слух был верный и распространенный (от многих слышал). – Святым Твоим: т.е. христианам, которые так называются по особенному освящению их во Христе и Церкви. – И здесь имеет власть и пр.: откуда Анания получил сведения о полномочиях Савла от синедриона (от первосвященников, – см. прим. к Мф.2:4 ), с какими он шел в Дамаск, не видно из повествования. Легко может быть, что иерусалимские христиане, которые могли получить сведения о предпринимаемом Савлом путешествии, его полномочиях и целях, дали знать о сем христианам дамасским письменно или через вестников о предстоящей им опасности, чтобы они были осторожнее. Так как это был уже третий день по прибытии Савла в Дамаск, то подобные известия, во всяком случае, уже могли быть получены там, и очень может быть, что под влиянием новости или свежести этих известий Анания так живо и решился выразить пред Господом свои опасения и недоумения. 15. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми. 16. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое. На выраженные Ананией опасения Господь отвечает повторением своего повеления – иди, и успокаивает его указанием на будущее великое предназначение Савла. – Мною избранный сосуд и пр.: Мной самим выбранный сосуд, как добрый, прекрасный сосуд. В этот сосуд Господь положит имя свое и в нем оно пронесено будет по вселенной, – речь очевидно не собственная, а образная, которой смысл таков: Савл будет проповедником в мире Моего имени, т.е. как Мессии, проповедником учения о Христе Иисусе или вообще Евангелия и христианства, проповедником избранным, добрым, прекрасным. – Пред народами и царями и сынами Израилевыми: под народами, по строению выражения, разумеются собственно язычники, в противоположность сынам израилевым, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Члены Церкви заботились друг о друге и не допускали, чтобы кто-нибудь из братьев бедствовал или голодал. Все имущество свое члены Церкви считали общим, т. е. принадлежащим церковной общине, и «никто ничего из имения своего не называл своим». (4:32). Богатые продавали имения свои и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого (2:45). И не было между христианами никого нуждающегося, ибо все, кто продавали имущество свое, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов, и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Апостол Петр удостоверяет, что отказ от частной собственности первых христиан, их жертвы и общность имущества, были совершенно добровольными, проявлением любви, справедливости и внимания к нуждам друг друга. Ни малейшего принуждения здесь не было. Верующие потому имели все общее, что по заповеди Христа любили друг друга, были нераздельны и имели «одно сердце и одну душу». Смерть Анании и Сапфиры Поэтому, когда некто Анания с женой своей Сапфирой нарушили это единство духа, допустив в свои сердца ложь и обман, то уже не могли остаться членами Церкви и погибли, как засохшие ветви. Продав свое имение, они солгали апостолам, утаив часть цены. Тогда Петр сказал: «Анания, для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажей не в твоей ли власти находилось? Для чего же ты положил это в сердце своем? Ты солгал не человекам, а Богу». Услышав эти слова, Анания пал бездыханен. Так же умерла и его жена. Смерть их не была апостольским наказанием, а следствием отпадения от единства любви. Любовь исчезла, и жизнь прекратилась (5:1–15). Преломление хлеба. Вечери любви (агапы) Общая жизнь христианской Церкви выражалась главным образом в молитве, в слушании слова Божия и в преломлении хлеба. Для молитвы христиане собирались в притворе Соломоновом, но главное свое значение – места жертвоприношений Богу – Иерусалимский храм для них утратил. Христиане уже не приносили ветхозаветных жертв. Теперь они приносили бескровную жертву Агнца Божия, т. е. по заповеди Господа, данной Его ученикам, совершали преломление хлеба. Это они делали, собираясь у себя по домам и, вероятно, в Сионской горнице, где Господь совершил Тайную Вечерю перед Своими страданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Блаженный Феофилакт, разбирая этот ответ Павла, пишет: «Стеной побеленной называет его потому, что хотя Анания принимал светлый образ человека, который как бы защищает закон и судит по закону, но мысль его полна беззакония. Поэтому Павел и изобличает в нем лицемерный вид наружного расположения по закону». Павел пророчествовал первосвященнику: Бог будет бить тебя. И действительно, Сам Господь отомстил за нанесенную Его апостолу обиду: еще в начале Иудейской войны Анания позорно погиб, как изменник, предавший свой народ. Однако апостол Павел вовсе не желал словами своими настроить против себя синедрион. Поэтому, когда его упрекнули — первосвященника Божия поносишь? — апостол смиренно сказал: …я не знал, братия, что он первосвященник, ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь. Безусловно, из уважения к первосвященническому достоинству, апостол не стал бы говорить таких слов, хотя в этом случае они прозвучали как можно кстати, изобличив не служителя Божия, а сущность тщеславного и глупого человека. И правильнее, наверное, разуметь ответ Павла, как мнение его о том, что подобный лицемер просто не достоин быть первосвященником. В синедрионе заседали две партии: саддукеи и фарисеи. Они имели противоположные взгляды на воскресение из мертвых. Апостол Павел это понимал и потому возгласил в синедрионе: …мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят. Стоило апостолу Павлу произнести эти слова, как в собрании разгорелся спор, произошла распря между фарисеями и саддукеями. Саддукеи не признавали воскресения из мертвых, представители фарисейской учености считали апостола Павла в этой части правым и не видели в его действиях беззакония. Апостол говорил, что судят его за воскресение мертвых. Прежде всего, конечно же, он имел в виду Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. И фарисеи, и саддукеи не признавали Иисуса Христа Мессией, и спор их, в общем-то, носил общий характер, Спасителя он не касался. Если бы вожди иудейские осознавали, о каком Воскресении говорит Павел, они не стали бы препираться, а, объединившись, ополчились бы против него.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

От сияния этого Божественного света Савл ослеп. Сопровождающие привели его в Дамаск, где он от сильнейшего потрясения первые три дня ничего не ел и не пил. В Дамаске жил христианин именем Анания, которому Господь в видении повелел пойти к Савлу и возложить на него руки, чтобы он прозрел. «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме» ( Деян. 9:13 ), возразил Анания. Но Господь сказал ему: «иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» ( Деян. 9:15 ). Анания пошел и сделал, как повелел ему Господь. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его (Савла), и вдруг он прозрел; и, встав, крестился ( Деян. 9:18 ). Пламенный дух Савла не терпел бездействия, и он, уверовав во Христа, с той решимостью и напором, с которыми ранее преследовал христиан, стал проповедовать Евангелие в синагогах. Теперь на основании Ветхого Завета, в знании которого с ним мало кто мог сравниться, он учил, что Иисус Христос и есть ожидаемый иудеями Мессия. Сила его слова, основанная на блестящем образовании и просвященности Духом Святым, приводила иудеев в замешательство. Они возненавидели Савла как предателя и днем и ночью стерегли городские ворота, чтобы без свидетелей расправиться с ним, когда он выйдет из города. Но Савл, знавший о грозившей ему опасности, был спущен учениками в корзине с городской стены и таким образом избежал смерти. О том, что произошло на дамасской дороге, повествуют Деяния ( см.: Деян. 9:3–8 ). И сам апостол Павел не раз вспоминал это событие. О своем обращении апостол расскажет на суде перед иудейским царем Агриппой ( см.: Деян. 26:12–19 ) и в послании к Галатам ( см.: Гал. 1:13–17 ). Почему история обращения апостола Павла так важна? Потому что это откровение личного опыта общения с Богом и откровение надежды. Еще довольно долгое время после того, как святой апостол Павел сделался из гонителя христиан проповедником Христа, многие боялись его, не веря, что он ученик ( Деян. 9:26 ). Действительно, в это было сложно поверить. Ведь и сам Павел не мог сначала поверить в Господа Иисуса Христа. И только Сам Господь укрепил его славным явлением на пути в Дамаск.

http://azbyka.ru/way/apostol-pavel-naime...

Святой апостол Петр прошел многие страны, благовествуя всем народам, подкрепляя проповедь бесчисленными знамениями и чудесами и посвящая для новообращенных епископов и священников. Наконец явился апостолу Петру Ангел Господень и сказал: “Петр! Приблизилось время твоего отшествия из этой жизни. Тебе должно идти в Рим, где, претерпевши крестную смерть, ты получишь достойное воздаяние от Христа Господа”. Возблагодарив Бога, святой Петр отправился в Рим. Там он был схвачен слугами злочестивого императора Нерона и распят на кресте головой вниз Претерпев великую муку, апостол Господень святой Петр предал непорочную душу свою в руки Божий. Святой апостол Павел, прежде апостольства называемый Савл, происходил из знатной еврейской семьи. Он основательно изучил закон отцов, сделался великим приверженцем его и присоединился к фарисеям — строгим ревнителям всего отечественного, наружно благочестивым. В то время в Иерусалиме и в окрестных городах и странах святые апостолы благовествовали о Христе, но Савл, как и все почти фарисеи, ненавидел апостолов и даже слушать их не хотел, а Господа Иисуса Христа хулил. Он одобрял убийство святого апостола Стефана, своего родственника, а затем принял участие в великом гонении на Церковь в Иерусалиме, хватая верных и отсылая их в темницы. Наконец он отправился в Дамаск, чтобы и там, кого найдет верующих во Христа, связав, приводить во Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: “Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?” Он сказал: “Кто Ты, Господи?” Господь же сказал: “Я Иисус, которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна”. Он в трепете и ужасе сказал: “Господи! Что повелишь мне делать?” И Господь сказал ему: “Встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать”. Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел; и повели его за руку и привели в Дамаск; и три дня он не видел, и не ел, и не пил, а только молился. В Дамаске в то время был святой апостол Анания, которому Господь, явясь в видении, повелел крестить Савла. Анания пошел и вошел в дом, и, возложив на него руки, сказал: “Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа”. И вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и исполнился Духа Святого, посвящающего его в апостольское служение, и переименован был из Савла в Павла, и тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

– Освободил его от оков (на другой день): что Лисий не тотчас по дознании римского гражданства Павла снял с него оковы, а только на другой день, когда он должен был явиться пред синедрионом, это указывает на упорство и каприз власть имущего чиновника, который хотя и испугался, но не хотел выказать свою слабую сторону освобождением тотчас же иудейского узника от оков. – Повелел собраться первосвященникам и всему синедриону (см. прим. к Деян.4:5 и дал.): это повеление ясно показывает, как римским правительством принижена была власть синедриона иерусалимского к этому времени даже в делах, относящихся к области дел религиозных; оставалась одна лишь тень самостоятельности. Не только прокуратор-правитель области, но даже простой полковой начальник повелевает собраться синедриону иерусалимскому, этой некогда могучей силе, которая считала себя в силе распоряжаться делами не только религиозными, но и общественными, иудеев всего мира, где только они были. И в самом деле, не было уже прежнего духа в этом синедрионе! – Собраться: выражение указывает на обыкновенное официальное собрание синедриона, не у римского тысяченачальника, но в обычном месте его официальных заседаний, вероятно, ( Деян.23:10 ) в одной из храмовых построек (см. прим. к Ин.7:32 ). Выведши Павла из крепости Антониевой, поставил его пред ними в палате заседаний, и как видно из дальнейшего – сам остался тут же, вероятно, предвидя бурю (ср. Деян.23:10 ). Глава 23 Апостол Павел перед синедрионом (1–10). Явление ему Господа Иисуса (11) 1. Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестию жил пред Богом до сего дня. 2. Первосвященник же Анания стоявшим пред ним приказал бить его по устам. 3. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная; ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Устремив взор на синедрион: и этот апостол Христов, как и сам Христос в ночь перед распятием и как прежде старейшие апостолы ( Деян.4:7 и дал. Деян.5:27 и дал.), теперь поставлен был перед верховным судилищем иерусалимским.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010