Может быть также, слова апостола показались ему дерзким самохвальством и даже Богохульством, после того как Павел обвинялся в нарушении закона и осквернении храма. Как бы то ни было, поступок первосвященника был явным беззаконием, которое не должно было остаться без столь же сильного вразумления. Здесь был оскорблен не только закон, а и правда. Здесь была оскорблена и чистота совести апостола, и, наконец, личная честь его, как римского гражданина, и оскорблена самим судиею! Очевидно, резкое слово апостола нисколько не нуждается в оправдании: оправдание его в самих обстоятельствах дела. При том апостол «не хотел подвергнуться презрению тысяченачальника (по-видимому, здесь присутствовавшего, ср. Деян.23:10 ). Если этот не осмелился бичевать его и хотел предать его иудеям, то, когда слуги стали бить его, тогда он явил еще большее дерзновение, обратился не к слуге, но к самому повелевшему» (Златоуст). Деян.23:3 .  Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбелен­ная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. «Бог будет бить тебя». Это и укоризна, и пророческое предсказание, что Бог отмстит нанесенную обиду. И действительно, спустя несколько лет, в начале Иудейской войны, Анания погиб от руки сикариев, как изменник (Флав., О войне, II, 17, 9). «Стена подбеленная!» – образное обозначение пустоты и низости кажущегося величия (подобно выражению «гроб повапленный» Мф. 23, 27 ), извращения личности, лицемерия. « Стеной подбеленной» называет его потому, что хотя Анания принимал светлый образ человека, который как бы защищает закон и судит по закону, но мысль его полна беззакония. Поэтому Павел и изобличает в нем лицемерный вид наружного расположения к закону» (Феофил.). Некоторые сравнивают поступок Павла с подобным же случаем на суде Спасителя и находят, что Павел показал пример менее достойный для подражания, чем пример Спасителя. Так, блаж. Иероним, приводя укорительное выражение Павла, задается вопросом: «где же то терпение Спасителя, Который, будучи ведом, как агнец на заклание, не отверзает уст Своих, и так кротко спрашивает ударившего: «если Я сказал худо, покажи, что худо, а если хорошо, что ты бьешь Меня?» Но кто же осмелится произнести осуждение на действие апостола, сравнивая самообладание человеческое с самообладанием Богочеловека, Который, страдая телом, стоял превыше всякой плотской неправды и человеческой слабости!».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нельзя отрицать того, что первые христиане Иерусалима сложили свои имения в одно общее имущество. Но каков был характер этой коммуны? Была ли она добровольная или принудительная? Рассматривалась ли она как учреждение, которое необходимо вызывалось самою сущностью христианства? Не была ли она результатом временного и исключительного положения вещей? Вот, существенно важные вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы узнать истинное значение «коммуны» первых христиан Иерусалима. «Эта коммуна была чисто добровольная и рассматривалась, как учреждение временное». Остановимся на словах ап. Петра, с которыми он обратился к Анании, упрекая его в сокрытии части из проданного своего имущества. «Анания, для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твоё ли было и приобретённое продажей не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоём, ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян.5:3–4 ). Как видно из приведённых слов, ап. Пётр не обвиняет Ананию в том, что он забыл закон Бога, что он нарушил заповедь христианскую; он не упрекает Ананию в том, что тот совершил кражу в ущерб интересам коммуны. Единственная вина, которую вменяет ап. Пётр Анании, это то, что он оказался лицемером и лжецом. Из приведённых слов ап. Петра с ясностью следует, что Анания имел полное право не продавать своего имущества, а продав его, вырученные деньги удержать у себя. Итак, какое же социалисты имеют основание утверждать, что Апостолы изгнали из Иерусалимской общины христиан частную собственность и сделали обязательным коммунизм? Никакого. Для того чтобы сделаться членом Иерусалимской Церкви, не нужно было лишаться своего имущества, достаточно было принять крещение и исполнять заповеди Евангелия. Когда Иудеи, слыша проповедь ап. Петра в день Пятидесятницы, спросили его и других Апостолов: «что нам делать, мужи и братья», апостол Пётр отвечал: «покайтеся и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Но Анания ответил: “Я слышал от многих об этом человеке, сколько зла он сделал святым Твоим в Иерусалиме. И здесь он имеет власть от первосвященников заключить в узы всех, призывающих имя Твое”. Но Господь сказал ему: “Иди, потому что он у Меня сосуд избранный, чтобы пронести имя Мое и пред язычниками, и пред царями, и пред сынами Израилевыми. Ибо Я покажу ему все, что он должен претерпеть за имя Мое”. И пошел Анания и вошел в тот дом, и, возложив на него руки, сказал: “Саул брат, Господь послал меня, Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, чтобы ты прозрел и исполнился Духа Святого”. И тотчас как бы чешуя отпала от его глаз, и он прозрел, и встал, и был крещен. И приняв пищу, укрепился. Деян 9:10–19 1 октября, св. Апостолу Анании. Деяния святых Апостолов, зачало 22 В те дни пробыл Савл с учениками, что в Дамаске, несколько дней. И тотчас в синагогах начал проповедовать Иисуса, что Он есть Сын Божий. И изумлялись все слышавшие и говорили: “Не тот ли это, кто истребил в Иерусалиме призывающих Имя это, и сюда не для того ли пришел, чтобы отвести их в узах к первосвященникам?” Савл же все более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что это Христос. Когда же прошло немало дней, сговорились Иудеи убить его. Но заговор их стал известен Савлу. А они стерегли и ворота, как днем так и ночью, чтобы его убить. Но ученики его ночью взяли и спустили его по стене в корзине. Прибыв в Иерусалим, он пытался пристать к ученикам. Но все боялись его, не веря, что он ученик. Варнава же, взяв его, привел к Апостолам и рассказал им, как он в пути увидел Господа, и что Господь говорил ему, и как он в Дамаске дерзновенно говорил во имя Иисуса. И был он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, дерзновенно говоря во имя Господа. И с эллинистами он говорил и спорил, и они покушались убить его. Братья же, узнав, отвели его в Кесарию и отослали его в Тарс. Итак церковь по всей Иудее, Галилее и Самарии имела мир, назидаясь и ходя в страхе Господнем, и утешением Святого Духа умножалась.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Но это для лжеучителей лишь первые ступеньки лестницы ведущей вниз. Поскольку, по их понятиям, Бог единоличен, то стало быть Пресвятой Троицы нет, и «свидетели», наученные лженаставниками Расселом и его последователем – судьей Рутерфордом, кощунственно провозглашают, что учение о Троице ложно и выдумано сатаной. Можно ли измыслить слова более страшные и более отвратительные для христианского сердца?! Иеговистский бог скорее напоминает президента какого-нибудь островного государства, который не очень любит своих подданных и пользуется услугами экзекуторов и палачей. Более того, по «учению» свидетелей выходит, что Иегова сотворил сатану специально для того, чтобы доказать его бессилие и низвергнуть. Вы не находите, уважаемый читатель, что во всем этом есть нечто жестокое, не сообразующееся с тем, что ищет в Боге человеческое сердце? «Бог есть любовь» – вот какая радостная истина открыта нам чрез св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (1, 4, 16), «Бог есть любовь»; стало быть измерение любви – вечность. Но ведь никакая истинная любовь не может быть единоличной, направленной только на себя и в себя. Именно на стремлении к совершенству любви, которое вложено в нас Самим Творцом (но искажено грехом нашим), основана наша вера в Пресвятую Живоначальную Троицу: В Бога-Отца, Бога-Сына (Слово) и Бога Духа Святого. Бог один, но не единоличен. О Боге-Сыне (Слове) свидетельствуют первые же строчки Евангелия от Иоанна. Сыном Божьим исповедал Иисуса Христа апостол Петр, и Господь всецело принял это исповедание ( Мф. 16, 16 и далее). Нерасторжимое единство, единосущность Отца и Сына утверждает Сам Спаситель: «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.14:11 ) и, обращаясь к Отцу: «Все Мое Твое и Твое Мое» ( Ин.17:10 ). Он говорит и о своем рождении (а не сотворении, как «научают» иеговисты) от Отца: «… так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного…» ( Ин.3:16 ). Господь открывает нам, через учеников Своих, и тайну о Боге-Духе Святом: «…приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам, Дух истины, Который от Отца исходит» ( Ин.15:26 ). А в Книге Деяний Свв. Апостолов мы находим прямое свидетельство апостола Петра о Духе Святом как Лице (Божественной Личности). Когда некий Анания солгал Церкви о цене за проданное им имение «Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому…» и далее: «Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян.5:1-4 ). Т.е. Дух Святой есть Бог (Ипостась Триединого Божества).

http://azbyka.ru/iegovizm-kult-galantere...

– Спрашивают: почему Бог жертву Авелеву принял, а жертву Каина отверг? Потому, отвечают толкователи Священного Писания, что Авель закалал свою жертву с сокрушением сердечным и с верой в будущего Искупителя, а Каин готовил свои плоды небрежно, без благоговения; Авель приносил в жертву первородных, самых лучших овец своего стада, а Каин – что похуже из плодов земных, – чего не так было жаль другим отдать; а что получше, то приберегал для себя. Несчастный! Он думал обмануть Господа Бога, думал, как думают и многие подобные ему грешники: «не узрит Господь, ниже уразумеет Бог» ( Пс.93:7 ), – но обманул только самого себя, и за дерзость свою отвержен был от Господа. – В Новом Завете, в первых главах книги Деяний Святых Апостолов рассказывается, что многие владельцы поместьев или домов продавали их и приносили цену проданного к ногам Апостолов, жертвуя в пользу неимущих братии. Понятно, что это делалось из одного усердия и никто не принуждал так поступать; но нашлись люди, которым не захотелось отстать от других и в этом святом деле, а в то же время жаль было отдать все, что было выручено от продажи имения. Некто Анания с женой своей Сапфирой, продавши имение, утаил часть цены его, с согласия своей жены, а остальное принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал Анании: «Для чего допустил ты сатане вложить в сердце твое мысль обмануть Духа Святого и утаить часть из цены поместья? Когда оно еще не было продано, разве оно не твое было? Ты мог спокойно владеть своим имением, никто не принуждал тебя продавать его и лукавить пред Богом: как же это пришло тебе на мысль такое дело? Ты солгал не человеком, а Богу!» ( Деян.5:3–5 ) При этих словах Анания пал бездыханным. Все ужаснулись; юноши вынесли тело его и похоронили. «Спустя часа три пришла его жена, не зная ничего, что случилось. Апостол Петр спросил ее: «Скажи мне: за столько ли продали вы поместье?» Она сказала: «Да, за столько». Тогда Петр сказал ей: «Что это вы согласились искусить Духа Господня? Вот входят в двери погребавшие мужа твоего и тебя вынесут».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» – так закончил он свою речь, и это было сочтено богохульством, за которое полагалось побиение камнями. Казнь состоялась сразу же. «Господи! не вмени им греха сего» – так молился он в момент смерти о тех, кто его убивал. Самые резкие слова, сказанные об их нежелании принять Христа, сочетались у него с самым глубоким смирением, когда речь шла о его собственной жизни. Он не хотел оскорбить этих людей – он желал привести их ко спасению. Многих смущает еще одна история из Деяний, про супругов Ананию и Сапфиру. Сначала Лука, автор Деяний, сообщает нам о жизни первой общины: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее». Это, конечно, идеальная картина, едва ли можно представить себе, чтобы на самом деле среди сотен и тысяч самых разных людей не возникало никаких конфликтов и разногласий… и вот как раз сразу же описывается контрпример. Двое супругов решили войти в общину, принести ей как будто бы все, чем владели, – а на самом деле, часть оставили для себя. Они, разумеется, имели полное право этим имуществом распоряжаться. Христианство – не тоталитарная секта, где вхождение в общину как раз и начинается с присвоения ею всего имущества входящих. Но эти супруги стремились совместить жизнь в общине, где ни у кого нет ничего своего, и частную жизнь для себя и за свой счет. И когда апостол Петр сказал Анании, что он солгал не человекам, а Богу, Анания упал замертво (нигде не говорится, что это было наказание свыше, – скорее, инфаркт от пережитого потрясения). А затем та же судьба постигла и его супругу. Анания и Сапфира не просто «уклонились от уплаты налогов». Бог ожидает от человека, чтобы тот всецело предал Ему свою жизнь, но не заставляет этого делать, ждет, пока человек сделает это добровольно. Зато если делаешь, – не оставляй отходных путей, не лги себе и другим. Это как сыграть свадьбу и сказать все положенные слова о вечной любви и верности, но на всякий случай сохранить ключ от квартиры прежней любовницы. История про Ананию и Сапфиру может шокировать нас, но этого и добивался автор, ему нужно было показать, что с Богом не играют в прятки, что обманывать Его – смертельно опасно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

«Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» – так закончил он свою речь, и это было сочтено богохульством, за которое полагалось побиение камнями. Казнь состоялась сразу же. «Господи! не вмени им греха сего» – так молился он в момент смерти о тех, кто его убивал. Самые резкие слова, сказанные об их нежелании принять Христа, сочетались у него с самым глубоким смирением, когда речь шла о его собственной жизни. Он не хотел оскорбить этих людей – он желал привести их ко спасению. Много недоумений вызывает еще одна история из Деяний, про супругов Ананию и Сапфиру. Сначала Лука, автор Деяний, сообщает нам о жизни первой общины: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее». Это, конечно, идеальная картина, едва ли можно представить себе, чтобы на самом деле среди сотен и тысяч самых разных людей не возникало никаких конфликтов и разногласий… и вот как раз сразу же дается контрпример. Двое супругов решили войти в общину, принести ей как будто бы всё, чем владели – а на самом деле, часть оставили для себя. Они, разумеется, имели полное право этим имуществом распоряжаться. Христианство – не тоталитарная секта, где вхождение в общину как раз и начинается с присвоения всего имущества. Но эти супруги стремились совместить жизнь в общине, где ни у кого нет ничего своего, и частную жизнь для себя и за свой счет. И когда апостол Петр сказал Анании, что он солгал не человекам, а Богу, Анания упал замертво (нигде не говорится, что это было наказание свыше – скорее, инфаркт от пережитого потрясения). А затем та же судьба постигла и его супругу. Анания и Сапфира не просто «уклонились от уплаты налогов». Бог ожидает от человека, чтобы тот всецело предал Ему свою жизнь, но не заставляет этого делать, ждет, пока человек сделает это добровольно. Зато если делаешь – не оставляй отходных путей, не лги себе и другим. Это как сыграть свадьбу и сказать все положенные слова о вечной любви и верности, но на всякий случай сохранить ключ от квартиры прежней любовницы. История эта может шокировать нас, но этого и добивался автор, ему нужно было показать, что с Богом не играют в прятки, что обманывать его – смертельно опасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Влияние диавола на происхождение греха в человеческом роде Спаситель ясно признает в Своей притче о семени и плевелах ( Мф. 13:24–30, 36–43 ). «Царство небесное, – говорит он, – подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг, и посеял между пшеницей плевелы, и ушел» (ст. 24–25). Поле, по объяснению Спасителя, есть мир; доброе семя – сыны царствия; а плевелы – сыны лукавого; враг посеявший их есть диавол (ст. 38–39). Таким образом зло в мире представляется, по словам Спасителя, посеянным или происшедшим от диавола. Влияние сатаны на происхождение греха ясно обнаружилось на Иуде Искариотском. По свидетельству Евангелистов, сатана внушил Иуде предать Иисуса первосвященникам и книжникам ( Лк. 22:3 ; Ин. 13:2, 27 ). Анании, утаившему из цены за проданное им имение и принесшему к ногам апостолов только некоторую часть, апостол Петр сказал: «Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мыль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» Здесь сатана прямо называется вложившим греховную мысль в сердце Анании и, следовательно, представляется виновником происхождения греха. Апостол Иоанн также ясно признает диавола виновником происхождения греха, когда говорит: «кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин. 3:8 ). Здесь греховные действия человека прямо называются делами диавола. Значит, на происхождение их оказывает влияние диавол, вследствие чего они и называются его делами. В словах апостола Петра, в которых он предостерегает христиан от козней диавола, мы можем находить также указание на участие диавола в происхождении греха. «Трезвитесь, бодрствуйте, – говорит Апостол, – потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет. 5:8 ). Здесь диавол представляется противником человека, старающимся погубить его; но он губит человека тогда, когда вводит его в грех. Апостол Павел также ясно признает искушение человека со стороны диавола, когда советует мужу и жене не уклоняться друг от друга, «чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» ( 1Кор. 7:5 ). В другом месте тот же апостол, прося коринфских христиан простить и утешить огорчившего их (т. е. кровосмесника, которого апостол Павел повелел коринфским христианам извергнуть из среды их, 1Кор. 5:1–5, 13 ), говорит: «чтобы не сделал нам ущерба сатана: ибо нам не безызвестны его умыслы» ( 2Кор. 2:11 ). Тот же апостол в послании к Фессалоникийцам пишет: «я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель, и не сделался тщетным труд наш» ( 1Сол. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

А «двое или трое собраны во имя Мое» это вообще-то сказано про молитву, ведь Господь приводит эти слова как объяснение сказанному перед этим: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18:19). Совместная молитва тех, кто уже является членом Церкви, действительно привлекает особое внимание Господа... Но не молитва и не тем более просто встреча «во имя» делает человека членом Церкви. Когда апостол Петр пришел к семье Корнилия сотника (Деян. 10:17-48), апостол Филипп познакомился с эфиопом (Деян. 8:29-39), а апостол Павел встретил учеников Иоанна Крестителя (Деян. 19:1-5), они не сказали: «ну, мы же собрались сейчас во имя Иисуса Христа, значит, вы уже в Церкви». Нет, они всегда считали необходимым присоединять таких людей к реальной Церкви посредством реального крещения. Значит, и нам нужно быть в единстве с этой реальной Церковью, сохраняющей непрерывную преемственность с апостольских времен. Один пятидесятнический пастор, желавший поспорить со мной на данную тему, говорил: «Я должен прежде встретиться с Христом, чтобы стать частью Церкви... в тот момент, когда человек обратился к Христу, он сразу же становится частью Церкви». Но это не так, ведь даже апостол Павел после чудесной встречи со Христом по дороге в Дамаск оставался чужим для Церкви, пока Анания не сделал его членом Церкви посредством таинства крещения. Сам апостол Павел посчитал это необходимым. Это было первым, что он сделал после того, как прозрел. Он не сказал: «я уже встретился со Христом, уже обратился, так что посредством этой встречи стал христианином и членом Церкви, больше ничего не нужно». Как мы знаем из Нового Завета, много у кого была встреча со Христом, в том числе у фарисеев и саддукеев, но не все встретившиеся последовали за Ним. Вместо понятия «встреча со Христом», мне кажется более уместным говорить о «соединении со Христом» (ср.: Деян. 5:14, 1Кор. 6:17). Стоит подчеркнуть, что узнать о Христе можно, конечно, и вне Церкви. Уверовать во Христа как в Бога можно и вне Церкви. Испытать возвышенные чувства при мыслях о Христе можно и вне Церкви. Читать Библию, стараться исполнять заповеди, разговаривать о Христе с другими — все это можно делать вне Церкви. Но только в Церкви можно соединиться со Христом. Только в настоящей Церкви, где есть таинство крещения, в котором «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса... соединены с Ним подобием смерти Его» (Рим. 6:5) и таинство Евхаристии, о котором Сам Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:55).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

И апостол Павел, когда он намеревался войти в Дамаск местью и яростью для христиан, вошел в него другим человеком. Вернее, его привели туда за руку, слепого и беспомощного. В словах воскресшего Христа апостолу Павлу заключено все христианство: «Иди в город, и Я скажу, что тебе надлежит делать». Быть человеком Божиим, значит делать не то, что ты хочешь, а то, что хочет Христос Бог. Когда Господь посылает к Павлу некоего благочестивого мужа Ананию возложить на него руку, чтобы он прозрел, Анания отвечает: «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме. И здесь имеет от первосвященников власть вязать всех призывающих имя Твое». Но Господь сказал ему: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое». Взять крест и следовать за Христом до смерти означает прежде всего следовать за Христом до Его смерти. Апостол Павел говорит, что наше крещение соединяет нас с Христовой смертью. Он умер из-за нашего греха. И мы должны умереть для греха. Именно это означает самоотречение и смерть святых даром Христова Креста. Те, кто Христовы, плоть свою распяли со страстьми и похотьми. Мы избавлены от рабства греху Его смертью. Потому апостол Павел может сказать: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2, 19). Оттого что Христос умер за наши грехи, мы можем быть мертвыми, по Его благодати, к искушениям греха. Быть свободными от его обладания нами. Оттого что воскресший Христос вовеки живой, мы тоже будем жить. Смерть не имеет власти над нами. И, хотя грех и смерть угрожают нам, Христос Своим Крестом и Воскресением сокрушил их. Он спасает нас в Своей Церкви — святой, соборной и апостольской. Но принадлежность этой Церкви дается дорогою ценой. Апостол Петр был распят на кресте как Христос, а апостол Павел принял смерть через усекновение главы как Предтеча. Если мы будем следовать за Господом до смерти, мы обретем жизнь в Его Кресте — жизнь, даруемую нам в Его теле, ломимом за нас, и в Его крови, изливаемой за нас, во оставление грехов. И, обретя ее, мы узнаем, что можем жизнь свою отдать ради Него. Аминь. Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

http://moral.ru/stt_apostles/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010