Поэтому, когда некоторые из верующих, именно Анания с женой своей Сапфирой, продав свое поле, принесли и положили к ногам апостолов, только часть вырученных от продажи денег, а другую утаили у себя, то Петр сказал явившемуся тогда Анании: «для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Владеемое не твоим ли оставалось и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего же ты положил это в сердце своем? Ты солгал не человекам, а Богу». Апостол прямо говорит, что Анания волен был распорядиться своим имуществом, как ему было угодно, и не в том состояло его преступление, что он не принес всего в церковь , а в том, что он решился обмануть Апостолов и всех верующих, и тем с одной стороны обнаружил скупость и лукавство, с другой – надругался над Духом Святым, думая обмануть в лице верующих, Самого Бога. Той же участи и за ту же вину подверглась потом и жена его, когда повторила перед Апостолом и собранием верующих ложь своего мужа. «Что это согласились вы искусить Духа Господня?» – сказал ей Апостол, и слова эти были для нее приговором смерти. Все это ясно показывает, что между, так называемым коммунизмом и общением первенствующих христиан между собой нет ничего в сущности сходного. Христианское учение о братстве верующих ведет только к тому, что каждый христианин должен быть готов на всякую возможную помощь ближнему, но никак не исключает права собственности, напротив – в законном употреблении собственности поставляет многие высокие добродетели. «То, – скажем словами одного писателя, что возбуждает ныне страсти толпы, среди крушения веры, как мрачная безнадежная мечта коммунизма, представляя неосуществимый образ идеального состояния, то в истине осуществлено было в христианской церкви идеальностью расположений, братским во Христе духом, сглаживающим все различия, – причем никто не приводил здесь рычага искусственного возбуждения умов. Трезвость духа не исчезла и на этой высоте жизни. Никого не принуждали делать то, что учила делать всех свободная любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Тогда грозно обличил его пророк: – «Зачем ты солгал? Или ты думаешь, что я не знаю, что ты солгал? Или ты мнишь, что сердце мое не ходило с тобою? – Пусть же проказа Нееманова перейдет на тебя и на потомство твое навеки!..» И изыде, сказано, Гиезий от лица его прокажен яко снег ( 4Цар. 5:22–30 ). А вот еще пример из истории апостольской. В первое время при Апостолах верующие продавали имения свои и приносили серебро, за них вырученное, в распоряжение Апостолов. Тогда один человек, именем Анания, согласившись с женою своею Сапфирою, продал поле, которое имел, и, утаив из цены проданного, только часть цены положил к ногам Апостолов. Тогда святой Апостол Петр сказал ему: Анание, почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому?... Сущее тебе не твое ли бе, и проданное не в твоей ли власти бяше? Не человеком солгал еси, но Богу! ( Деян. 5:3,4 ). Услышав сие слово, Анания пал и испустил дух... Спустя три часа пришла и его жена Сапфира, не зная о смерти мужа. Святой Петр и ее спросил: скажи мне, за столько ли продали вы поле? Она отвечала: да, за столько. Тогда и ей сказал Апостол Христов: зачем ты согласилась с мужем твоим солгать и искусить Господа? Вот, погребавшие мужа твоего у дверей: они и тебя вынесут. И пала Сапфира к ногам Апостола и испустила дух... Кто, слыша сие, не устрашится и не возненавидит ложь и не будет бежать от нее, как от лица огня?.. – Но почему же, скажет иной, Бог тогда так строго наказывал лжецов, а теперь не казнит их, хотя они лгут еще хуже прежнего? – Почему? – Потому, что есть жизнь другая, то есть, будущая, которая назначена для воздаяния по делам. Наказывал Господь и в сей жизни некоторых для того только, чтобы люди видели, как ложь ненавистна Богу и как Бог гневается на лжецов. Да и кто точно знает, что в наши дни лжецы остаются без наказания? Многие наказываются, но не сознают, за что терпят наказание. Иногда нас постигает тяжкая, неизлечимая болезнь, приключается потеря имущества, следует беда за бедой... Что это, как не наказание Божие за нашу ложь? Скажите мне: но кто может, живя в мире, удержаться от лжи? «Если не солжешь, то и не продашь, и не купишь, и в долг не выпросишь...» Стало быть, выходит по вашему, что Бог требует невозможного? Ведь Он, Который знает не только то, что бывает в мире, но и то, что у каждого в мыслях, Он узаконил: буди же слово ваше: ей, ей, ни, ни, – стало быть, эта заповедь Божия – дело невозможное? Или Бог Сам полагает препятствия к спасению людей через эту заповедь? – Но ведь это было бы богохульство так думать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Явление ему Господа Иисуса (11). Умысел иудеев убить Павла (12—22). Павла отправляют в Кесарию к прокуратору Феликсу (23—35). Распря между обвинителями Павла (Деян. 23:1—11) Деян.23:1. Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. Деян.23:2. Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Деян.23:3. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.    Как Сам Христос и как старейшие Апостолы, так теперь и святой Апостол Павел был поставлен перед верховным иерусалимским судилищем. Остановив на собрании взгляд, полный твердости и спокойствия, он с апостольским достоинством начал свою речь, не будучи еще спрошен членами синедриона, потому что не они призвали его к допросу на суд, а он поставлен был пред синедрионом от римского начальника.     «Мужи братия, — сказал он: я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня». В сознании собственной невинности и своего апостольского достоинства, он отказывает этим беззаконным судиям в почетном титуле «отцов» или «начальников народа», указывая на чистоту своей совести в деле служения своего Богу. Слова Апостола показались первосвященнику Анании лицемерием или самохвальством, и он приказал бить Апостола по устам. Этот Анания, человек гордый и грубый, был тогда фактически исправлявшим должность первосвященника (а не титулярный только, каковых тогда много было из числа смещенных), сын Неведея, преемник Иосифа, сына Камида, предшественник Измаила, сына Фаби. Он был вызываем в Рим для оправдания себя пред Кесарем в возведенных на него обвинениях, но не лишился своего сана, пока прокуратор Феликс не передал эту должность Измаилу. В праведном гневе своем святой Апостол произнес резкие слова против него: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная…». Здесь оскорблен был закон, оскорблена была правда, оскорблена была чистота совести Апостола.    Слова эти были не только укоризной за беззаконное распоряжение судьи, обязанного судить по закону, но и пророчеством: спустя несколько лет, в начале так наз.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

3. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? 4. Владеемое не твоим ли оставалось, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце своем? Ты солгал не человекам, а Богу. Петр сказал: Петр узнал об этих лжи и лицемерии, без сомнения, от Духа, исполнившего его, а не естественным путем, так как он знает и тайные внутренние движения сердца Анании; это – непосредственное ведение, а не от людей. – Для чего ты допустил сатане и пр.: собственно – для чего сатана исполнил сердце твое солгать. В деле Анании ап. Петр узнает и указывает дело сатаны – отца лжи ( Ин.8:44 ) и исконного врага Духа Св. и дела Мессии; он исполнил сердце Анании ложью перед Духом Святым. Действие сатаны на Ананию Петр выражает так же почти, как ев. Иоанн выражает действие сатаны на Иуду предателя ( Ин.12:6 ), и это уже показывает всю опасность этого действия и для Анании с Сапфирой и для всего первохристианского общества, если бы это действие не открыто было Петром и не прекращено в самом начале. Но как Господь сам отринул Иуду из лика апостолов, так и Петр отсек зараженный член от духовного тела Христова – церкви. Нет ничего невероятного в том, что своекорыстие, ложь и лицемерие проявились в Анании и Сапфире в такой степени не без предварительного тайного развития их, как и в Иуде, что жизнь их внутренняя не отличалась особенной чистотой и прежде, что семя зла еще ранее пустило в них свои корни, теперь же принесло свои гибельные плоды. «Некоторые говорят, что если сатана исполнил сердце Анании, то за что же он понес наказание? За то, что он сам был виновником того, что сатана исполнил сердце его, так как он сам подготовил себя к принятию действия сатаны и к исполнению себя его силою» (Феофил.). – Солгал Духу Святому: ложь эта состояла именно в утайке истинной цены проданного. Петр и прочие апостолы, как представители церкви, были по преимуществу носители и органы Духа Св., а потому ложь перед ними и перед церковью была ложь перед Духом Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

X.), идучи в Дамаск со властью и поручением от первосвященников, среди дня на дороге я увидел с неба свет, превосходящий солнечное сияние, который осиял меня и шедших со мной. Все мы пали на землю, и я услышал голос ко мне, говорящий на Еврейском языке: Савле, Савле, что Мя гониши; жестоко (трудно) ти есть противу рожна прати. Кто еси, Господи, в трепете и ужасе возопил я? Аз есм Иисус, Егоже ты гониши, отвечал таинственный голос. Господи, что мне повелишь делать? Востани и вниди во град, и речется, что ти подобает творити. Люди, шедшие с ним, стояли в оцепенении, голос слыша, а никого не видя. Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел». Спутники, не менее его поражённые дивным событием, должны были вести его за руку; блеск света ослепил его. Прибыв в Дамаск, Савл три дня ничего не видел, не принимал пищи и пития, и пребывал в посте и молитве. В сём городе жил один из 70 учеников Христовых, св. Апостол Анания; Господь в видении открыл ему жилище Савла и повелел идти к нему. «Господи! отвечал Анания, я слышал от многих об этом человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме. И здесь имеет власть от первосвященников вязать всех, призывающих Твоё имя». Иди, сказал ему Господь, яко сосуд избран Ми есть пронести имя Мое перед языки и царьми и сынми Израилевыми. Анания нашёл Савла и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, тебе явившийся, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Св. Духа. И тотчас как-бы чешуя отпала от глаз Савла, вдруг стал он видеть; немедленно крестился и сделался, по выражению Златоустого, из волка агнцем, из терния виноградом, из плевел пшеницей, из врага другом, из богохульника Богословом. Вместо гонения имени Христова он стал проповедать в синагогах и всюду, что Иисус Христос есть Сын Божий, к величайшему удивлению всех, кои знали Савла гонителем христиан. Кто не признает сверхъестественной десницы Божией в обращении Савла, столь неожиданном и открытом? Упорный гонитель христианства вдруг делается неутомимым проповедником Евангелия! Жизнь, поступки, слова, послания Павла – всё свидетельствует об нём, как избранном сосуде благодати Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   – Час смерти Господа нашего Иисуса Христа. 3. Жизнь первых христиан    Первые христиане ежедневно собирались в храм и слушали проповедь апостолов, а в дни воскресные собирались по домам для совершения евхаристии. Все они были связаны такою любовью, как бы у них были одно сердце и одна душа. Многие продавали свои имения и полученные за них деньги приносили к апостолам для раздачи нуждающимся. Так, между прочим, Иосия, левит, родом кипрянин, продав свою землю, положил деньги к ногам апостолов и, может быть, за этот подвиг любви получил от них наименование Варнавы – сына утешения.    Некто Анания и жена его Сапфира сочли себя вынужденными последовать общему примеру, продали свое имение и принесли деньги к апостолам, но часть их утаили. Апостол Петр сказал: «Анания, для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль Святому Духу и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Ты солгал не человекам, но Богу». По слову апостолов, оба они были поражены смертию.    Апостолы творили многие и великие чудеса. Больных выносили на улицу и полагали на постели, дабы хотя тень проходившего Петра осенила кого из них, и все больные и бесноватые исцелялись силою Божиею через святых апостолов. Это обилие даров благодати возбуждало в верующих благоговейный страх и вместе радость и веселие. Они старались в своих семейных и общественных отношениях исполнять требования закона Христова по возможности во всей их широте, и на все времена оставили образец жизни христианской. Высокие добродетели первенствующих христиан возбуждали к ним великое уважение со стороны народа, и число верующих ежедневно умножалось. 4. Избрание диаконов    В среде первенствующих христиан были евреи палестинские и евреи-эллинисты. Эти последние возроптали на палестинских евреев за то, что их вдовы при раздаче пособий будто бы менее получили, чем вдовы первых. По сему поводу апостолы предложили верующим избрать семь благочестивых мужей, чтобы они заведовали раздачею приношений нуждавшимся. Предложение было одобрено, избраны были семь мужей, и апостолы с молитвою возложили на них руки и низвели благодать Святого Духа. Таким образом возникла первая священная степень – диаконов («диакон» значит «служитель»).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

В сих мыслях (около 34 года по P. X.), идучи в Дамаск, со властию и поручением от первосвященников, среди дня на дороге я увидел с неба свет, превосходящий солнечное сияние, который осиял меня и шедших со мною. Все мы пали на землю, и я услышал голос ко мне, говорящий на еврейском языке: Ссвле, Савле, что Мя гониши? Жестоко (трудно) ти есть протнву рожну прати. Кто ecu, Господи? – в трепете и ужасе возопил я. Аз есмь Иисус, егоже ты гониши, – отвечал таинственеый голос. Господи, что мне повелишь делать? Востани и вниди во град, и речется ти, что ти подобает творити. Люди, шедшие с ним, стояли в оцепенении, голос слыша и никого не видя. Савл, вставши с земли и с открытыми глазами никого не видел. Спутники, не менее его пораженные дивным событием, должны были вести его за руку: блеск света ослепил его. Прибыв в Дамаск, Савл три дня ничего не видел, не принимал пищи и пития и пребывал в посте и молитве. В сем городе жил один из 70 учеников Христовых, св. апостол Анания; Господь в видении открыл ему жилище Савла и повелел идти к нему. «Господи! – отвнчал Анания, – я слышал от многих об этом человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме. И здесь имеет власть от первосвященников вязать всех призывающих Твое имя». Иди, сказал ему Господь, яко сосуд избран Ми есть сей, пронести имя Мое пред языки и царьми и сынми Израилевыми. Анания нашел Савла и, возложив на него руки, сказал: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Св. Духа». И тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и вдруг стал он видеть; немедленно крестился и сделался, по выражению Златоустого, из волка агнцем, из терния виноградом, из плевел пшеницею, из врага другом, из богохульника богословом 872 . Вместо гонения имени Христова он стал проповедать в синагогах и всюду, что Иисус Христос есть Сын Божий, к величайшему удивлению всех, кои знали Савла гонителем христиан. Кто не признает сверхъестественной десницы Божией в обращении Савла, столь неожиданном и открытом? Упорный гонитель христианства вдруг делается неутомимым проповедником Евангелия! Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем как избранном сосуде благодати Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В это время, является с отрядом воинов тысяченачальник полка. Он взял Павла из рук Иудеев, которые били его; велел оковать ого двумя цепями; и расспрашивал, кто он, и что сделал? Но, так как не мог узнать ничего верного, потому что в народе одни кричали одно, другие – другое; то и велел вести его в крепость. При входе в нее, Павел попросил у тысяченачальника позволения говорить к народу; и получил. Ставши на лестнице, он дал рукою знак народу, и заговорил по-Еврейски. Произошло глубокое молчание. Он объявил о себе, что он – Иудей, воспитанник Гамалиила, некогда жаркий ревнитель отеческого закона, так, что последователей учения Христова гнал до смерти; потом рассказал, как, на пути в Дамаск, он поражен был явлением Иисуса Назарея, и от славы небесного света лишился зрения, по прибытии же в Дамаск, через одного из учеников Христовых, именем Анания, получил зрение, узнал о своем назначении быть проповедником имени Иисусова, и принял крещение; наконец, упомянул о своем первом посещении Иерусалима после обращения, и о видении им во храме Господа, Который повелевал ему выйти из Иерусалима, по той причине, что тут не примут его свидетельства. Но, лишь только он произнес слова Господа, Который сказал ему: – «поди, Я пошлю тебя далеко к язычникам», – поднялся крик: «истреби его с земли! не жить ему!» Кричали, бросали одежды, и пыль на воздух. Тысяченачальник, не понимая, почему кричат против Павла, приказал, было, пытать его, чтобы узнать причину мятежа. Но когда растянули Павла ремнями, чтобы бичевать его, он сказал: «разве можно бичевать Римского гражданина, да и без суда?» Тысяченачальник, узнавши, что он Римский гражданин, испугался, что связал его. На другой день, желая достоверно узнать, в чем обвиняют его Иудеи, снял с него оковы, назначил собраться всему Синедриону, и вывел к ним Павла. Апостол начал говорить Синедриону: «братия! даже до сих пор совершенно по чистой совести я жил пред Богом». В это время, первосвященник Анания велел, стоявшим перед ним, бить его по устам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Деян 4:13–22 Среда 2 седмицы после Пасхи. Деяния святых Апостолов, зачало 12 В то время Апостолы, будучи отпущены, пришли к своим и сообщили им все, что им сказали первосвященники и старейшины. Они же, выслушав, возвысили голос к Богу и сказали: “Владыка, Ты, сотворивший небо и землю, и море, и всё, что в них, сказавший чрез Духа Святого устами отца нашего Давида, отрока Твоего: “Почему разъярились язычники, и народы замыслили праздное? Предстали цари земные, и начальники собрались вместе против Господа и против Помазанника Его”. Собрались ведь воистину в городе этом на Святого Отрока Твоего Иисуса, Которого Ты помазал, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израиля, чтобы сделать то, чему предопределила быть Твоя рука и совет. И теперь, Господи, взгляни на угрозы их и дай рабам Твоим со всяким дерзновением говорить слово Твое, простирая руку Твою так, чтобы были исцеления, знамения и чудеса именем Святого Отрока Твоего Иисуса”. И когда они помолились, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Святого Духа и говорили слово Божие с дерзновением. Деян 4:23–31 Четверг 2 седмицы после Пасхи. Деяния святых Апостолов, зачало 13 В те дни некий муж, по имени Анания, с Сапфирой, женой своей, продал имение и часть цены утаил, с ведома и жены; и принеся некую долю, положил у ног Апостолов. Но Петр сказал: “Анания, почему это наполнил сатана сердце твое, что ты солгал Духу Святому и утаил от цены земли? Оставаясь непроданной, не твоей ли она оставалась? И вырученное продажей не в твоей ли власти было? Как это положил ты в сердце своём такое дело? Не людям ты солгал, но Богу”. При этих словах Анания упал и испустил дух. И нашел страх великий на всех слышавших. И юноши, встав, приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. И было, часа через три: вошла и жена его, не знавшая о происшедшем. И обратился к ней Петр: “Скажи мне: за столько ли вы продали землю?”. И она сказала: “Да, за столько”. И Петр к ней: “Что это вы согласились искусить Духа Господня? Вот ноги похоронивших мужа твоего в дверях, и они вынесут тебя”. И упала она тотчас к ногам его и испустила дух. Войдя же, юноши нашли ее мертвой и, вынеся, похоронили около мужа ее. И нашел страх великий на всю церковь и на всех, слышавших об этом.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Древние христиане не рассуждали, «кому» подавали, – они твердо помнили слова Спасителя: просящему у тебя дай (Мф. 5: 42), и прямо говорили: «мы делимся со всеми и подаем каждому нуждающемуся». Девизом их благотворительности было: «способному к работе – работа, а неспособному к работе – сострадание». Пособие состояло прежде всего в доставлении необходимых для жизни припасов, потому что, если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? (Иак. 2: 15–16). Помогали каждому настолько, насколько это вызывалось его обстоятельствами, но при этом особенно заботились о том, чтобы бедных опять сделать способными к труду и дать им возможность самим зарабатывать кусок хлеба. С другой стороны, обращаясь к первым дням христианства, мы видим происхождение общественной благотворительности из недр частной собственности как неотъемлемого достояния известного человека по Божественному праву. В доказательство того, что у первых христиан не было частной собственности обыкновенно ссылаются на книгу Деяний апостольских, где святой Лука повествует: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их (4: 32–33). Но эти слова далеки от того понимания, что у первых христиан не было собственности. Они с полным уважением относились к праву собственности. Никто из них не принуждался отдавать свое имение в общее пользование, что ясно видно из слов святого апостола Павла: Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9: 7). Анания и Сапфира не за то были наказаны святым апостолом Петром, что хотели владеть частной собственностью, а за то, что своей ложью вносили разложение в юное христианское общество. Напротив, из слов апостола Петра ясно видно, что Анания и Сапфира, будучи уже христианами, имели право на частную собственность: Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? (Деян. 5: 4) – говорил апостол Петр Анании.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/820-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010