Силой созидающей Царство Божие в человеке является благодать Святого Духа. Для подвизающегося христианина нет ничего драгоценнее ее, потому что с ее помощью душе, истинно верующей во Христа предстоит из испорченного и порочного состояния «перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, сделаться естеством новым» (св. Макарий Египетский ). Поэтому апостол Павел сказал, что Царство Божие есть « праведность и мир и радость во Святом Духе » ( Рим.14:17 ). Поэтому святые отцы назвали саму благодать Святого Духа Царствием Божьим, использовали слова Царство Божие и благодать как синонимы. « Подвизайтесь , – говорит св. Симеон Новый Богослов , – стяжать сознательно внутрь нас Царство Небесное, то есть благодать Святого Духа », « Царствие Божие есть Святой Дух », – говорит св. Максим Исповедник и св. Григорий Нисский . Для стяжания благодати Святого Духа необходим христианский подвиг , обнаруживающий решимость человека жить в Боге. Спаситель уподобляет Царство Небесное: Цитаты о Царстве Божьем «Нравственное учение Христа построено на фундаментальном утверждении о Царстве Божием как о реальности не только будущего, посмертного существования, но и земной жизни человека. По словам Спасителя, Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф.11:12 ), то есть восхищают здесь, на земле. В притчах Иисуса Царство Божие уподобляется семени, брошенному в землю (см.: Мф.13:24 ); зерну горчичному (см.: Мф.13:31 ); закваске в тесте (см.: Мф.13:33 ); сокровищу, скрытому на поле (см.: Мф.13:44 ); драгоценной жемчужине (см.: Мф.13:45 ); неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода (см.: Мф.13:47 ); царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (см.: Мф.18:23 ); хозяину дома, нанявшему работников в виноградник свой (см.: Мф.20:1 ); царю, сделавшему брачный пир для сына своего (см.: Мф.22:2 ). Все эти образы заимствованы из повседневной человеческой жизни и обращены к опыту человека, живущего в мире сем, а не уже перешедшего в мир иной.

http://azbyka.ru/carstvo-bozhie-nebesnoe

сост. Т. Никитина Скачать epub pdf Чин изобразительных Когда нет Великого поста, изобразительны начинаются с чтения 102 и 145 псалмов и «Единородный Сыне...» В Четыредесятницу после девятого часа поются блаженны ( Мф. 5:3–12 ): Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. [«В Царстве Твоём вспомни нас, Господи, когда придёшь в Царство Твоё».] Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. [«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».] В Четыредесятницу к каждому стиху припев: Помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Блажени плачущии, яко тии утешатся. [«Блаженны плачущие, ибо они утешатся».] Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. [«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».] Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. [«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».] Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. [«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».] Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. [«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят».] Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. [«Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими назовутся».] Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. [«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».] Блажени есте егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. [«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня».] Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. [«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах».] Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков, аминь. В седмичные дни Четыредесятницы: Помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Помяни нас Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем. Помяни нас Святый, егда приидеши во Царствии Твоем. [«Вспомни нас, Господи, когда придёшь в Царство Твоё. Вспомни нас, Владыка, когда придёшь в Царство Твоё. Вспомни нас, Святой, когда придёшь в Царство Твоё».]

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Такому-то богачу Христос и говорит: Продай все, что имеешь и раздай нищим, и тогда только будешь иметь награду на небесах! – И как такому богачу, ослепленному до безумию своею страстью любостяжания, очень трудно решиться на подвиг, предлагаемый ему Христом, то Господь и говорит: Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие! Как трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие! ( Мк. 10:17–25 ; Мф. 19:16–24 ; Лк. 18:18–25 ). Слова эти сказаны Господом после того, как богатый юноша похвалился Ему, что все заповеди исполнял в точности с самого детства. Юноша этот считал себя праведником, святым, и самонадеянно спросил Христа: «Чего же еще мне не достает?» – Чтобы обличить хвастливого юношу, чтобы доказать ему, что еще очень многого ему не достает, Христос указал ему на его страсть любостяжания, на преклонение его пред своим богатством, как пред кумиром, и на невозможность одновременно служить двум господам: Богу и мамоне. Этого испытания юноша не выдержал и ушел от Господа опечаленный. Если бы на вопрос юноши – что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную? – если бы на этот вопрос Господь прямо сказал бы ему: Продай все, что имеешь и раздай нищим! то тогда эти слова надо было бы принять за заповедь, обязательную для всех, желающих удостоится блаженства в Царстве Небесном. Но Господь не с этого начал свой разговор с богатым юношей; Он сказал, что богатый юноша может удостоиться Царства Небесного, если будет соблюдать заповеди. А из этого может быть один только вывод: и всякий другой богач может войти в Царство Небесное, если будет исполнять заповеди Господни, то есть жить так, как Бог велит, как жил Христос-Человек. Другого вывода нельзя сделать. Не мог же Христос обязывать всех нас продать все, что мы имеем и вырученные деньги раздать нищим? ведь при такой поголовной продаже, не найдется и покупателей! да если весь род людской превратится в нищих, протягивающих руки за подаянием, то ведь некому будет и подавать им милостыню! и станет тогда неисполнимою заповедь о помощи нуждающимся ближним! И к чему же сведется тогда заповедь о любви? Любить ближнего, находящегося в нужде, и не иметь возможности помочь ему?! – Нет, не мог Христос проповедовать царство нищих и тунеядцев! Он проповедовал Царство Божие, то есть Царство трудящихся людей, любящих Бога и друг друга и помогающих своим ближним, нуждающимся в помощи! И вот в такое-то Царство трудно войти богачу, который не любит ни Бога, ни ближних, не помогает никому в нужде и безумно предан лишь своему кумиру любостяжания.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

У любознательного читателя может возникнуть вопрос о том, какое смысловое значение имеют слова о приближении Царства Небесного? Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно проанализировать, кто говорит эти слова и с какой целью он это делает. В выше приведенных местах из различных Евангелий эти слова произносят Иоанн Предтеча и Иисус Христос . Эти слова обращены к древнееврейскому народу для того, чтобы оповестить его о том, что приблизилось Царство Небесное или Царство Божье. И поэтому древним евреям следует покаяться. В выше приведенных цитатах из Евангелий понятия Царства Небесного и Царства Божьего употребляются для обозначения того, что сбылись предсказания пророков, и к древним евреям пришел обетованный Мессия, Сын Человеческий – Иисус Христос. Поскольку Иисус Христос представляет собой Второе Лицо Пресвятой Троицы и является Богом-Сыном, то вокруг Него, как вокруг Бога, и находится часть Царства Божьего, или Царства Небесного. Поэтому в Евангелиях и говорится о том, что с приходом долгожданного Мессии к земным людям приблизилось Царство Небесное или Царство Божье. Это происходит потому, что Господь Бог , воплотившийся в человеческую плоть, пришел на землю к древним евреям. И с Его приходом Царство Небесное, или Царство Божье, пришедшее вместе с Ним и окружающее Его, приближается к людям. Именно такие представления и имели древние евреи о приходе обетованного Мессии. Поэтому в древнееврейском государстве о людях, веривших в приход Мессии, говорили, что они ждут прихода Царства Божьего. Об этом пишется в Евангелии. «Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия» ( Мк.15:43 ). Под ожиданием Царства Божьего подразумевается ожидание прихода Мессии. Однако земной человек не может войти в это Царство, потому что грешен. Об этом в Библии пишется так: «Потому что все согрешили» ( Рим.3:23 ). «Нет праведного ни одного» ( Рим.3:10 ). Однако Господь Бог милостив к людям. И Он дал им возможность путем искреннего покаяния снять с себя свои грехи. Бог-Отец предоставил право прощать грехи Мессии. И об этом сказано так: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» ( Мф.9:6 ). Поскольку Бог-Отец отдал власть прощать грехи Богу-Сыну, то люди и должны именно у Него, пришедшего к ним в виде Сына Человеческого, Мессии, и просить прощение своих грехов. И тогда прощенные Богом-Мессией люди сумеют войти в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Церковь – это не только училище нравственности, но и то духовное пространство, которое дает нам возможность соединиться с Богом. Господь Иисус Христос своей проповедью призывал людей к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (см. Мф. 4, 17). При чтении Евангелия вам много раз будет встречаться фраза «Царство Небесное» или «Царство Божие». Иисус Христос никогда не объяснял, что такое «Царство Божие», но Он говорил о нем как о той Небесной реалии, которая будет во всей полноте открыта людям только после Его второго пришествия. Господь говорит, что Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое «когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13:31, 32); оно подобно закваске, «которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф. 13:33). Спаситель приводит и много других сравнений, для того, чтобы показать, что такое Царство Небесное, но никогда не дает ему конкретного определения. Царство Небесное – это Церковь Христова. Это та Церковь, которая здесь на земле соединяет людей с Богом, ведет их от рождения и вплоть до порога самой смерти. Но она же соединяет людей с Богом и после смерти, потому что Царство Небесное – это реальность одновременно нашей земной жизни и жизни будущего века; это особое внутреннее духовное измерение, которое Бог дает каждому человеку, пришедшему в Церковь и соединяющемуся с Ним через церковные Таинства. Вы все в свое время присоединись к Церкви через Таинства святого Крещения и Миропомазания. Потом произошли в вашей жизни события, которые отлучили вас от Церкви, но сегодня вы снова здесь. Через возложение архиерейских рук, через печать дара Святого Духа вы присоединились к Церкви, и вновь имеете возможность причащаться Святых Христовых Таин – принимать внутрь себя Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, Самого Бога, Который стал человеком. Отныне вы будете соединяться с Господом и духовно, и телесно всякий раз, как только этого захотите. И Сам Господь будет пребывать в вас.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-tse...

Читается в 28-ю неделю по Пятидесятнице и в неделю Праотец. В притче о званных на вечерю или ужин Господь указывает евреям, что Он сначала призывал их в Свое царство, т. е. в Свою церковь на земле и к райскому блаженству на небе ( Лк.4:43 ) – но те, вследствие своего неправильного представления о Его царстве, отказались вступить в царство Христово; и тогда Господь призвал в него язычников. Лк.14:16 . Он же речé емý: человек некий сотвори вéчерю вéлию, и звá мнóги: (Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,) Здесь под человеком некиим (одним) разумеется Бог Отец, Творец всего и Господь славы; под вечерею или ужином – царство Мессии или Церковь Христова, как на земле со времени ее основания, – с пришествием Христа Спасителя, Сына Божия для спасения погибшего рода человеческого, так и на небе, со времени второго пришествия Христова для всемирного суда ( Мф.4:17, 22:1, 14 ). Царство Христово уподобляется вечери-пиршеству, потому что на земле оно приготовляет к блаженству, на небе дарует блаженство. Зва многи (звал многих) – сначала собственно евреев, которые были избранным от Бога народом для сохранения истинной Его веры. Звал их чрез данный им закон, чрез посылаемых к ним пророков, чрез Свои Божественные откровения им и чрез различные многообразные Свои действия в истории сего народа. Здесь разумеется ветхозаветное время, – до пришествия Господа на землю. Лк.14:17 . и послá рабá своегó в гóд вéчери рещи звáнным: грядите, яко ужé готóва сýть вся. (и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.) В год вечери (когда наступило время ужина), т. е. время царства Христова с Его пришествием на землю ( Мф.4:17 ). Посла раба своего. Здесь под рабом разумеется Господь Иисус Христос, Который, как Мессия, в ветхозаветных пророчествах изображался иногда под образом раба Иеговы ( Ис.52:13, 53:2 ) и Который, будучи Богом, в Своем воплощении принял знак раба ( Флп.2:4 ), чтобы послужить искуплению рода человеческого. Господь призывал в Свое Царство из евреев прежде всего их представителей и духовных руководителей, говоря им: приблизилось царство небесное, т. е. ожидаемое вами Царство Мое, царство Мессии ( Мф.4:17 ), подобно как говорится в притче: идите, ибо уже все готово – готово чрез Иисуса Христа-Искупителя отпущение грехов, общение Духа Св., благодать усыновления, блаженство в царстве небесном (Кирилл Александр.) Идите, т. е. веруйте в Сына Божия, пришедшего спасти человеков кровию Своею, возлюбите Его всем сердцем вашим, последуйте Его учению и примеру, соблюдите Его заповеди и не уклоняйтесь от указанного и устроенного Им пути к царствию Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Этот сон, — продолжал Даниил, — означает следующее: ты царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу… и ты владеешь другими народами. Царство твое — это золотая голова истукана. После тебя настанет другое — серебряное царство, которое будет ниже твоего. Затем настанет третье царство, медное, которое будет владычествовать над всей землей. Четвертое царство будет крепкое как железо. В дни последнего царства Бог Небесный воздвигнет Вечное Царство, которое не будет передано какому-либо народу, но сокрушит все Царства земли и распространится по всему миру на вечные времена. Так Великий Бог дал знать царю, что будет после всего». Выслушав все, царь Навуходоносор встал и поклонился пророку Даниилу до земли, и сказал: « Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей …» (Дан.2:47). После этого Навуходоносор назначил Даниила начальником Вавилонской области и старшим над всеми вавилонскими мудрецами, а трех его друзей — Ананию, Азарию и Мисаила поставил правителями страны Вавилонской. Предсказания пророка Даниила исполнились в точности. После Вавилонского царства следовали одно за другим еще три всемирных царства: Мидийско-Персидское, Македонское или Греческое, и Римское, из которых каждое владело иудейским народом. Во время же Римского царства пришел на землю Христос, Спаситель мира, и основал Свое всемирное, вечное Царство – святую Церковь. Гора, от которой отвалился камень, означала Пресвятую Деву Марию, а камень – Христа и Его вечное Царство. Пророк Даниил пользовался уважением и славой не только как видный сановник, но и как вдохновенный пророк. Он с точностью предсказал еврейскому народу о времени пришествия в мир Помазанника Божия – Мессии. Три отрока в печи вавилонской Вскоре друзья пророка Даниила – Анания, Азария и Мисаил – подверглись тяжелому испытанию веры. Царь Навуходоносор поставил на поле Деире, близ города Вавилона, большого золотого истукана. К открытию его были собраны все вельможи и знатные люди Вавилонского царства. И было объявлено, чтобы все, как только услышат звук трубы и музыкальных инструментов, пали на землю и поклонились истукану; если же кто не исполнит царского повеления, будет брошен в раскаленную печь.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

(12) И спросил [я] подробнее о звере четвертом, который был отличен от всех зверей, страшном весьма, с зубами железными и когтями медными, [который] пожирал и сокрушал, и остатки попирал ногами своими. И о десяти рогах его, и о голове его, и о ином [роге], вышедшем и исторгнувшем первые три, у которого глаза и уста, говорящие великое, и вид его был более прочих. Видел, как этот рог вел брань со святыми и укреплялся против них, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дал святым Всевышнего, и время пришло, и царство приняли святые ( Дан.7:19—22 ). Как мы говорили выше, эти слова означают, что настоящее четвертое царство и есть то, после которого уже не будет на земле иного более значительного царства. Но из него произрастут десять рогов, и само оно разделится на десять корон, и среди них возникнет еще один малый рог, каковой и есть Антихрист. И он вырвет три [рога], возникшие ранее его, то есть умертвят трех царей — Египта, Ливия и Эфиопии, из желания захватить все царство. Овладев остальными семью рогами и возгордившись от живущего в нем враждебного и злого духа, он начнет затем войну со святыми и будет по- всюду преследовать их, желая [добиться того], чтобы все прославляли и поклонялись ему как Богу. По этому поводу Иезекииль говорит о нем: вознеслось сердце твое, и ты говоришь: «я бог» (28:2), и далее: скажешь ли тогда пред убивающим тебя: «я бог»? Ты же человек, а не Бог (28:9). Точно так же и Исаия говорит: ты же говорил в уме своем: «взойду на небо, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе святой, буду подобен Всевышнему» (14:13—14). (13) Если же кто хочет точнее исследовать о нем (Антихристе), то пусть обратится к другой нашей книге, где это изложено подробнее. Во второй же раз говорить о нем мы не будем и теперь же перейдем к дальнейшему и скажем о звере, который существует в настоящее время. Даниил так говорит: и сказал мне ангел: зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, которое превзойдет все царства, и будет пожирать всю землю, попирать ее и сокрушать ее. И десять рогов его — десять царей восстанут, и после них восстанет иной, который превзойдет злодеяниями всех прежних, и словеса на Всевышнего возглаголет, и святых Всевышнего притеснит, и помыслит отменить [праздничные] времена и закон, и [они] преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. И воссядет судилище и отнимет у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет святым Всевышнего, и царство Его — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему. Здесь конец слова (7:23—28).

http://azbyka.ru/apokalipsis/tolkovanie-...

(12) И спросил [я] подробнее о звере четвёртом, который был отличен от всех зверей, страшном весьма, с зубами железными и когтями медными, [который] пожирал и сокрушал, и остатки попирал ногами своими. И о десяти рогах его, и о голове его, и о ином [роге], вышедшем и исторгнувшем первые три, у которого глаза и уста, говорящие великое, и вид его был более прочих. Видел, как этот рог вел брань со святыми и укреплялся против них, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дал святым Всевышнего, и время пришло, и царство приняли святые (Дан 7:19-22). Как мы говорили выше, эти слова означают, что настоящее четвёртое царство и есть то, после которого уже не будет на земле иного более значительного царства. Но из него произрастут десять рогов, и само оно разделится на десять корон, и среди них возникнет ещё один малый рог, каковой и есть Антихрист. И он вырвет три [рога], возникшие ранее его, то есть умертвит трёх царей – Египта, Ливии и Эфиопии, из желания захватить все царство. Овладев остальными семью рогами и возгордившись от живущего в нём враждебного и злого духа, он начнёт затем войну со святыми и будет повсюду преследовать их, желая [добиться того], чтобы все прославляли и поклонялись ему как Богу. По этому поводу Иезекииль говорит о нём: вознеслось сердце твое, и ты говоришь: «я бог» (28:2), и далее: скажешь ли тогда пред убивающим тебя: «я бог»? Ты же человек, а не Бог (28:9). Точно так же и Исайя говорит: ты же говорил в уме своем: «взойду на небо, выше звёзд небесных поставлю престол мой, сяду на горе святой, буду подобен Всевышнему» (14:13-14). (13) Если же кто хочет точнее исследовать о нём (Антихристе), то пусть обратится к другой нашей книге, где это изложено подробнее. Во второй же раз говорить о нём мы не будем и теперь же перейдем к дальнейшему и скажем о звере, который существует в настоящее время. Даниил так говорит: и сказал мне ангел: зверь четвёртый – четвёртое царство будет на земле, которое превзойдет все царства, и будет пожирать всю землю, попирать её и сокрушать её. И десять рогов его - десять царей восстанут, и после них восстанет иной, который превзойдет злодеяниями всех прежних, и словеса на Всевышнего возглаголет, и святых Всевышнего притеснит , и помыслит отменить [праздничные] времена и закон, и [они] преданы будут в руку его до времени и времён и полувремени, И воссядет судилище и отнимет у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет святым Всевышнего, и царство Его - царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему. Здесь конец слова (7:23-28).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

3787 Самая мысль о царстве Божием, или теократии, находя себе в иудаистической письменности яркое выражение 3788 , вообще встречается здесь редко, как отдаленное эхо пророческой проповеди, и уступает место идее царства народа Божия, народа святых, общины праведников. Это царство Израилю устрояет Бог, Который судит все языки и порабощает их Своему народу. Пророк Даниил в видении созерцает четырех больших зверей – символы языческих всемирных царств. На престоле, как судия, восседает Ветхий днями. Затем «вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий (ς υς νθρπου), дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему. И ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему; владычество его владычество вечное, которое не прейдет, и царство его не разрушится». 3789 Нам знаком уже пророческий образ Сына человеческого, как образ страдающего праведника. В видении Даниила под этим символом разумеется народ Божий, община Его праведников, получающая от Бога внешнее оправдание, хотя ничто не препятствует вместе с тем подразумевать под этим образом и царя этой общины, как ее представителя. Даниилу было изъяснено его видение в том, смысле, что звери означают языческих царей, последовательно получающих всемирную власть. «Потом примут царство святые Всевышнего, и будут владеть царством, вовек и во веки веков… Царство, и власть, и величие —525— царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, и царство его – царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться ему». 3790 Легко понять, почему народ святых изображается у Даниила под образом Сына человеческого: этим обозначалось его угнетенное положение. Этому образу книги Даниила соответствует в книге Еноха символ овцы или овец, страдающих от несправедливых пастырей и полевых зверей. Но «овцам дается великий меч; тогда овцы выступают против полевых зверей, чтобы умертвить их, и все звери и птицы небесные разбегаются от их лица». 3791 Овцы – это страдающие праведники, которым дается власть над грешниками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010