(Зачало 333Б.). ( Евр.12:28–29; 13:1–8 ). Братия, царство непоколебимо приемлюще, да имамы благодать, еюже служим благоугодно Богу, с благоговением и страхом. Ибо Бог наш огнь поядаяй есть ( Евр.12:28–29 ). Слышанное ныне чтение из послания апостола Павла к Евреям, прежде всего, напоминает и внушает нам первейшую обязанность нашу–заботиться о том, чтобы нам быть истинными христианами. Это та забота, которую заповедует Иисус Христос, говоря: ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам ( Мф.6:33 ). Апостол учит: «Мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом. Ибо Бог наш есть огнь поядающии ( Втор.4:24 ). «Мы, приемля царство непоколебимое». Царство непоколебимое – это царство Христово или благодатное царство, которое основал и утвердил на земле Иисус Христос, и которое, начинаясь на земле, простирается до неба и, изменившись в царство славы, будет непоколебимо существовать в беспредельную вечность. Это благодатное царство или Церковь Христова, сущая на земле, называется царством непоколебимым по сравнению с Церковию ветхозаветною, которой все прообразовательные установления, определенные законом Моисеевым, имели только временное назначение; служили только образом будущих благ, которые дарованы чрез Иисуса Христа. Посему ветхозаветная Церковь , по внешнему устройству своему, имела только временное назначение, продолжавшееся до пришествия Иисуса Христа; потому что в Нем и чрез Него ветхозаветные образы уступили место действительности, или заменены действительностию. Благодатное же царство Иисуса Христа не подлежит изменению или разрушению до скончания мира, как сам основатель, глава и Царь сего благодатного царства Иисус Христос предсказал: созижду Церковь мою, и врата адова не одолеют ей ( Мф.16:18 ). «Приемля царство». Приемлем мы царство непоколебимое, когда питаем живую веру в Иисуса Христа. Чрез эту веру мы становимся членами благодатного царства Христова, и если, сохраняя сию веру, мы пребываем в тесном единении со Христом, то, по обетованию Царя Христа, имеем благодатное право на наследование в будущем веке нескончаемого царства славы. Господь говорит: аще кто мне служит, Мне да последствует: и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет ( Ин.12:26 ). Апостол Павел пишет: Аще же чада, и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу: понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся ( Рим.8:17 ). Выразительно говорит Апостол: приемля царство или приемлем царство: потому что мы, по вере в Иисуса Христа, хотя пребываем в Его благодатном царстве и участвуем в благах сего царства, пользуясь дарами Св. Духа, но доколе пребываем в этой жизни, можем и отпасть от сего царства, если до смерти не пребудем верными Царю Христу. Поэтому Апостол убеждает:

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

На определение глубинной сути Царства Божьего направлены притчи-характеристики Иисуса Христа. Рассмотрим главные из них. «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем» ( Мф.13:24 ). В этой притче Царство Небесное представлено в виде человека, который сумел не уничтожить пшеницу из-за плевел. А разрешил взрастить пшеницу и сорняк. И затем велел мудро отделить пшеницу от плевел. То есть Царству Небесному присуща мудрость и дальновидность, как и главному герою этой притчи. В другой притче о Царстве Небесном Спаситель говорит так. «Царство Небесное подобно зерну горчичному» ( Мф.13:31 ). Горчичное зерно «меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф.13:32 ). Поэтому Спаситель и уподобил в Своей притче Царство Небесное горчичному зерну. Потому что Царство Небесное может вырасти в душе человека и дать человеку, как и горчичное зерно, очень полезный плод. В третьей притче Спаситель сказал: «Царство Небесное подобно закваске» ( Мф.13:33 ). И как закваска для теста является необходимой и дающей вкус, так и Царство Небесное в душе человека является главным компонентом его существования, дающим закваску для мыслей, дел и образа жизни человека. В следующей притче о Царстве Небесном говорится так. «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» ( Мф.13:44 ). Иными словами, Царство Небесное сравнивается с самым ценным сокровищем, ради которого разумный человек продает все, но это сокровище обязательно приобретет. Продолжая Свое поучение о Царстве Небесном, Спаситель сказал: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» ( Мф.13:45–46 ). То есть Царство Небесное подобно умному человеку-купцу, который ради редкой жемчужины продал все, но приобрел великое сокровище. Далее Спаситель говорит: «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных» ( Мф.13:47–49 ). Таким образом, Царство Небесное, как невод в море, вылавливает праведных людей и выделяет их из среды грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

О том, что есть Царствие Божие, ясно и многообразно учит Священное Писание. Так Господь говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17:21 ), или: «Царствие Мое не от мира сего» ( Ин. 18:36 ). А хилиасты говорят, что оно будет от мира сего. Апостол Павел пишет: «Ибо Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). И рассматриваемый нами текст (20,1–6) не даёт никаких оснований считать царство Христово не духовным, но видимым. Об этом не сказано ничего. Христос на Кресте связал сатану, изгнал его как князя века сего и основал Свое духовное царство на земле – Свою Церковь . От пришествия Христа на Крест и до явления антихриста – время духовного царства Христова. Каждый может принять это царство в свое сердце, внутрь себя, и царствовать со Христом над грехами и всей вражьей силой. Сейчас время благодати, день спасения, царство Христово в сердцах людей. Так и святой Андрей Кесарийский говорит: «Мы принимаем и считаем тысячу лет за время евангельской проповеди». С возгласом: «Христос царствует!» – умирали первохристианские мученики на аренах амфитеатров. В кончину века на краткое время сатана еще раз будет отпущен и утвердит свое царство в лице антихриста. Писание знает, таким образом, только две, а не три фазы Царствия Божия. Во-первых, невидимое, духовное царство Божие в сердцах людей, которые есть сейчас. И, во-вторых, вечное Царство славы, которое наступит со вторым пришествием Христовым и кончиной века. Об этом так сказано: «И будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1:33 ). Апостол Петр говорит, что через утверждение в вере «откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Пет. 1:11 ). Царство же, которое дано не вечно, а временно, на тысячу лет, неизвестно Писанию. Иудеи, ожидая установления видимого царства Мессии, не приняли Христа, установившего духовное царство. Придет лжемессия и создаст царство видимое – не примут ли его хилиасты? Не скажут ли: это то, что мы давно ожидали?..

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

3. И если об этих чувственных и могущих быть названными вещах [человеческое] слово с трудом может поведать, поскольку [каждое] преходящее и [земное] царство обладает обильными сокровенными сокровищами, то разве оно способно показать то неизреченное Царство 12 и несказанное богатство его? Здесь необходимо хранить [благоговейное] молчание и только изумляться незримым [сокровищам, догадываясь о них по аналогии] со зримыми; удивляться Свету Невечернему 13 , Богатству невыразимому, Славе непрестанной, фалангам спасенных, сияющему сонму тысячи тысяч и мириадам мириад Ангелов, Архангелов, Начальств, Властей, Сил, Господств, Серафимов, Херувимов и радостному гласу этих Божиих Престолов 14 , [возносящих Богу] Трисвятую песнь; [одним словом, изумляться] тому неизреченному Граду, которого художник и строитель Бог (Евр 11:10) 15 . 4. И если кто-нибудь попытается ввести нас в заблуждение относительно того, что есть это Царство, то мы скажем: о нем и Царе, [владычествующим] над ним, невозможно что-либо изречь с отчетливой ясностью. Ибо когда Богочеловек — Царь его — созерцался очами на земле и общался с людьми, Он часто в притчах упоминал об этом Царстве, но не являл природы его. Ведь говорил: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем (Мф 13:24) 16 ; также: Царство Небесное подобно зерну горчичному (Мф 13:31) и Царство Небесное подобно закваске (Мф 13:33; Лк 13:21) 17 и далее; также: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле (Мф13:44) и подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море (Мф 13:47) 18 ; еще: Царство Небесное подобно хозяину дома, который вошел рано поутру нанять работников в виноградник свой (Мф 20:1) 19 , и последующее; опять: Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (Мф 18:23) 20 ; опять же: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего (Мф 22:2) 21 ; и наконец: подобно будет Царство Небесное десяти девам (Мф 25:1) 22 . 5. Видишь, сколь часто [Господь] упоминал о Царстве [Небесном], но природы этого Царства не открывал. Видишь, что в двух последних притчах Владыка показывает радость того брачного чертога, а также то, что не имеющий там брачных одежд изгоняется и предается наказанию 23 ; недоступен [сей брачный чертог и тому, кто подобен] неразумной деве. И остальные Божественные притчи содержат в себе различные мысли и орошают души верных, словно потоки, истекающие из Божиих недр.

http://pravmir.ru/desyat-slov-o-zapovedy...

В Послании к Евреям апостол Павел говорит: Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог ( Евр.11:8–10 ). Царство благодати и Царство славы Теперь о главном в нашей беседе. Авраам, Исаак, Иаков были странниками. Когда мы читаем повествование о них, то видим, что они беспрестанно переходили из одного населенного пункта в другой. Почему? У апостола Павла есть слова: и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле ( Евр.11:13 ). Они искали града небесного, имеющего основание, которого художник и строитель – Бог. Мы с вами представляем, каково будет царство антихриста, каков будет Страшный суд. Но царство антихриста определено во времени как непродолжительное – три с половиной года. Страшный суд тоже будет недолгим. А вот что будет в вечности для каждого из нас? Какова эта вечность, ожидающая человека, когда время прекратится? Православная церковь учит о грядущей вечной жизни, что настанет тогда конец Царства благодати, так как это Царство рождено страданиями Иисуса Христа, Своею Кровью омывающего род человеческий. И однажды двери благодати закроются. Земная история закончится Страшным судом, и наступит другое Царство. Преподобный Макарий Великий говорит, что наступит Царство славы. В Первом послании к Коринфянам Апостол Павел пишет: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть ( 1Кор.15:22–26 ). Существует в протестантском богословии ложное мнение, что Царство Христа заканчивается Царством благодати, а далее, в Царстве славы, – Бог Отец. Но в действительности, Царство Отца это и есть Царство Сына, и наоборот, Царство Сына и есть Царства Отца, ибо Отец и Сын одно есть. (Я и Отец – одно [ Ин.10:30 ]). Святитель Зенон Веронский учил, что Христос всегда царствовал с Отцом Своим. Святитель Кирилл Иерусалимский с возмущением восклицал: Дерзнул некто говорить, что по скончании мира Христос не будет царствовать… богохульствует таким образом к своему осуждению! Хилиазм. Первое и второе воскресения

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В этом мы убедимся, если точнее рассмотрим выражаемое нами здесь исповедание о Царстве, силе и славе нашего Небесного Отца. Прежде всего мы говорим в славословии: яко Твое есть Царство. Спрашивается теперь, какое Царство приписывается здесь Богу? В 102-м псалме говорится: «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает». Значит, Царство Божие простирается на все, на небо и землю, одним словом, на всю вселенную. Бог владычествует ею, поскольку Он сотворил ее. Земные цари получают свои царства от Бога, почему и называют себя царями «Божиею милостью». Но Бог Сам создал Себе Царство и есть неограниченный Владыка вселенной. Земные цари смертны, и царство их после их смерти Бог передает другим царям. Но не таков Бог, Небесный Царь наш. «Он есть Бог живой и присносущий, и Царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно». Но кроме царства природы Бог есть также Царь царства благодати и царства славы. Об этих царствах говорится во втором прошении молитвы Господней. Царство благодати составляют все верующие на земле. Царство это создано Сыном Божиим и управляется Духом Святым, наставляющим верных на всякую истину. На царство славы указывает апостол Павел в словах: «избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства». Об этом же Царстве свидетельствует и евангелист Иоанн в Откровении своем: «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила, и царство Бога нашего и власть Христа Его». Таким образом, если мы говорим в славословии: «яко Твое есть Царство», то при этом должны думать о том, что Небесный Отец наш есть высочайший Царь царства природы, царства благодати и царства славы, и что Ему покорно все. Кто же осмелится после этого сомневаться в том, что Бог может даровать нам просимое? Наверно никто, ибо как беспредельно владычество Его, так точно беспредельны также сила и могущество Его. Это приводит нас ко второму положению славословия: " яко Твоя есть сила». По силе и могуществу Своему Бог именуется Всемогущим, каковым именем означается, что для Бога все возможно, и нет ничего невозможного.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Мы не творим Царство Божие. Это Царство – Божие! Мы можем препятствовать его росту или создавать более благоприятные условия для его раскрытия. Но в конечном счете все принадлежит Богу, и Его есть Царство и сила и слава во веки веков. Есть тайна роста. Велико расстояние между той безмерностью, которую совершает природа, и тем очень скромным участием в этом человека, почти не понимающим ничего. Таково Царство Божие. Оно – реально, оно – безмерно, оно – самое действенное, что только есть в мире! А от человека как бы мало что зависит, и он различает эти тайны с трудом. Семя всходит и растет, хотя он не знает как. И мы не знаем, как Дух Святой словом, посеянным в нас, производит изменения в нашем сердце. Точно так же, как не знаем, откуда приходит ветер, дуновение которого мы явственно слышим, и куда уходит. Несомненно одно – Царство Божие это Царство света, даже если мы видим только тени и слабые отсветы его, Царство жизни, даже если кому-то кажется, что все на свете только сон и смерть. И Господь уподобляет Царство Божие зерну горчичному, «которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные». Царство Божие явлено в его предельной малости и предельном величии – таков образ зерна, из которого рождается огромное дерево. Идет ли речь о человеческом сердце, в котором слово всходит и растет подобно зерну, посеянному в землю. Или о мире, для которого Царство Божие является очень неприметным, когда Господь говорит о нем, но которое позднее явится более впечатляющим: и в конце концов раскроется в той мере, когда оно станет всеохватывающей реальностью. Образ этого гигантского дерева, «высота которого достигала неба, и оно видимо было до краев всей земли», мы находим у пророка Даниила ( Дан.4:7–9 ). Царство Божие – это когда воля Божия будет на земле как на небе – в полноте. Разница между горчичным зерном и выросшим из него деревом – ничто, по сравнению с разницей между только что обратившимся к вере юношей и прославленным святым на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Царство Божие является тем, что заповедует искать Господь Иисус Христос. Господь говорил: Ищите же прежде Царства Божия (Мф. 6:33). С одной стороны, Царство Божие приблизилось, с другой — Господь заповедует искать прежде всего Царство Божие. Если вы обратитесь к содержанию Евангелия, то там многократно упоминается о Царствии Божием. Говорится, что Царство Божие нужно искать с усилием. Царство Небесное силою берется (Мф. 11:12). Приводится ряд притч, содержащих некоторый сокровенный смысл, о Царстве Божием. Господь Иисус Христос говорит: Царство Небесное подобно зерну горчичному... которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом (Мф. 13:31—32). Господь Иисус Христос уподобляет Царство Небесное неводу, закваске, вечери, пиру, который устроил человек и на который созвал приглашенных. Нам предстоит углубиться в понятие Царство Божие . Предстоит понять, что такое Царство Божие, которое приблизилось, которое нужно искать прежде всего, которое силою берется и употребляющие усилия восхищают его. Чтобы понять смысл евангельских понятий о Царство Божием, мы должны напомнить, какое понятие о Царстве Божием бытовало в то время среди окружающего Господа иудейского народа. Иудейский народ имел определенное мировоззрение, определенное понятие о мире. И в этом мировоззрении содержалось много истин, открытых Богом. Но было много и привнесенных человеческих мудрований. Эти человеческие мудрования искажали богооткровенные истины. В то время, когда жил Иисус Христос, приблизительна две тысячи лет тому назад, иудеи потеряли свою политическую самостоятельность. Иудея была подчинена римской власти. Такое подчинение римскому народу, потеря национальной независимости переживалась иудеями с большими скорбями. И самой пламенной мечтой было — вернуть национальную самостоятельность, освободиться от римского ига и вновь стать свободным, независимым народом. Иудеи мечтали, что придет Мессия, могущественный завоеватель, способный освободить их от власти римлян, сделать иудейский народ самым могущественным, и тогда все другие народы подчинятся иудеям. А так как иудейский народ был народом богоизбранным, народом Божиим, то это царство иудейского народа будет Царством Божиим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2805...

Царство Христа не было деспотическим, рабовладельческим, внешним (Господь отверг подобное предложение искусителя – Мф.4:8–10 ); оно было внутренним благодатным. Пилату Господь сказал: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» ( Ин.18:36–37 ). Царство Христа открылось миру, как царство благодати. В языческом мире, символом которого был истукан в видении Навуходоносора, была власть сатаны ( Деян.26:18 ); Господь пришел, освободил от этой власти верующих в Него, тех, кто от истины; внутри верующих открылось царствие Божие ( Лк.17:20–21 ; Мк.4:26–32 ). Апостол Павел пишет: «итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу с благоговением и страхом ( Евр.12:28 )». Нельзя принимать то, чего нет. Царство же Христа, царство благодати, открылось, оно наступило с первым пришествием Христа в мир и подданные этого непоколебимого во веки царства служат Богу с благоговением и страхом. Так говорит само святое Писание. Правда, слово Божие неоднократно говорит о Царствии Божием в будущем («да приидет Царствие Твое»). Следует помнить, что благовестие Нового Завета не есть – то «да, да», то «нет, нет»; все обетования Божии во Христе «да» и «аминь»·(2Кор.1:17–20). Истинно то, что откроется царство славы, когда будут еще поколеблены небо и земля. Истинно то, что явилось царство благодати при первом пришествии Христа. Как воплотившийся Сын Божий Христос есть Богочеловек, так и совершенное им дело спасения мира есть дело богочеловеческое. Соединяясь с человеком по любви своей, Бог не стесняет свободы человека. Бог вечен, a человек подчинен закону времени. Поэтому, грубая ошибка думать, что богообщение, богоуподобление, спасение и царствие Божие совершается «вдруг», «приметным образом».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

2. Так как еретики возражают, что и самое царство, которое имеет Спаситель, Он получил от Отца, и ничего не имеет по природе, но по благодати, то необходимо показать, каково данное Ему по плоти домостроительство и каково по природе присущее Ему в силу Его предвечного достоинства царство? Спаситель был поставлен от Отца царем не неба и земли: то царство он получил не в силу назначения; был же Он возведен Богом в цари по Своему плот­скому домостроительству. " Я же, – говорит, – поставлен Им царем... над Сионом, горою святою Его» ( Пс.2:6 ). Когда Он пришел в Иудею, когда предпринял плотское домостроительство, когда, будучи вечным Богом, явился на земле, тогда началось Его царство по преемству от Давида, – потому что Он приобрел Себе не другое какое-нибудь царство, но то, которое утратил дом Давидов. Поэтому архангел Гавриил говорит Деве Марии: «и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» ( Лк.1:31 ): «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф.1:21 ). Обрати особенное внимание (на выра­жения евангелиста), (Иисус) еще не проповедал, еще не научил, а (евангелист уже) говорит: «людей Своих» – чтобы ты знал, что не после Его страданий народ стал Его народом, что не в силу страданий Своих Он унаследовал народ, но имел Свой народ, как Владыка Его, еще до Своих страданий, а страданьями Своими приобрел Себе вселенскую Церковь . «Он спасет людей Своих от грехов их.... И даст Ему Господь Бог...». Кому? Рожденному Тобою по домо­строительству воплощения. «И даст Ему Господь Бог престол». Какой? «Давида, отца Его». Значит, Он получает не небесное царство, которое Он имел, но приобретает это именно, похищенное демонами от дома Давидова, царство. «И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк.1:32–33 ). Если царство Его вечно и не имеет конца, то, что означают превратно толкуемые слова: «когда Он предаст Царство Богу и Отцу»? Но я уже раньше сказал, что царством Писание называет не только царское достоинство, но и сами народы, царем управляемые. Как мог бы быть царь, если бы не было тех, над кем ему царствовать?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010