Приблизить же людей к Церкви мы сможем лишь тогда, когда сами станем настоящими христианами, когда они, глядя на нас, скажут: “Да, теперь я понимаю, что может сделать христианская вера с человеком, как может его преобразить, изменить; я начинаю верить в Бога, потому что вижу, как христиане отличаются от нехристиан”. 25. «Да приидет царствие твое» Что означают эти слова? Ведь Царство Божие неизбежно придет, будет конец мира, и человечество перейдет в иное измерение. Очевидно, что молимся мы не о том, чтобы наступил конец мира, а о том, чтобы Царство Божие пришло к нам, то есть чтобы оно стало реальностью нашей жизни, чтобы наша сегодняшняя – будничная, серая, а подчас и темная, трагическая, — земная жизнь была пронизана присутствием Царствия Божия. Что же такое Царствие Божие? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к Евангелию и вспомнить, что проповедь Иисуса Христа началась со слов: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” ( Мф.4:17 ). Потом Христос многократно говорил людям о Своем Царстве, Он не возражал, когда Его называли Царем – например, когда входил в Иерусалим и Его приветствовали как Царя Иудейского. Даже стоя на суде, поруганный, оболганный, оклеветанный, на вопрос Пилата, заданный, видимо, с иронией: “Ты Царь Иудейский?”, – Господь ответил: “Царство Мое не от мира сего” ( Ин.18:33–36 ). В этих словах Спасителя и заключается ответ на вопрос о том, что такое Царство Божие. И когда мы обращаемся к Богу “Да приидет Царствие Твое”, мы просим о том, чтобы это неотмирное, духовное, Христово Царство стало реальностью нашей жизни, чтобы в нашей жизни появилось то духовное измерение, о котором много говорят, но которое так немногим известно по опыту. Когда Господь Иисус Христос говорил ученикам о том, что ждет Его в Иерусалиме – муки, страдания и крестная смерть , – мать двух из них сказала Ему: “Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царствии Твоем” ( Мф.20:21 ). Он говорил о том, что Ему надлежит пострадать и умереть, а она представляла себе Человека на царском троне и хотела, чтобы ее сыновья были рядом с Ним. Но, как мы помним, Царство Божие было сначала явлено на кресте — Христос был распят, истекал кровью, а над Ним висела табличка: “Царь иудейский”. И только потом уже Царство Божие было явлено в славном и спасительном Воскресении Христовом. Именно это Царство нам обещано — Царство, которое дается большими усилиями и скорбями. Путь к Царству Божию лежит через Гефсиманию и Голгофу – через те испытания, искушения, скорби и страдания, которые выпадают на долю каждого из нас. Об этом мы должны помнить, когда произносим в молитве: “Да приидет Царствие Твое”. 26. «Да будет воля твоя, яко на небеси, и на земли»

http://azbyka.ru/o-molitve

собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12, 21). Творящий добро тем, от которых не может получить воздаяния, взаймы дает Богу, Который, конечно, не остается у человека в долгу. О необходимости усилий над собой для вступление в царство Мессии Услышав слова Иисуса о воскресении праведных, один из участников обеда, вероятно, тоже фарисей, сказал: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! (Лк. 14, 15) Говоря так, он, очевидно, под Царством Божиим подразумевал Царство Мессии и притом в том именно значении, какое придавали ему фарисеи, а так как фарисеи в царство мессии считали, что это Царство приготовлено именно для них, то и назвавший блаженным того, кто вкусит хлеба в этом Царстве, таковым блаженным считал несомненно себя и себе подобных. Но Христос, обращаясь к нему, притчею объяснил ему, что фарисеи-то и подобные им мнимые праведники не будут участниками Царства Мессии. Один человек устроил большой званый ужин, но когда послал раба своего сказать званным, что все уже готово, то все они, как бы сговорившись, стали отказываться, придумывая разные отговорки. Один отговаривался покупкою земли, другой — покупкою волов, а третий — женитьбой. Тогда хозяин дома послал раба своего привести из того же города нищих, увечных, хромых и слепых, и, когда они возлегли и остались еще свободные места, послал раба за город звать всех, кого встретит, чтобы не было за ужином пустого места. Смысл этой притчи таков: под видом большого ужина представлено Царство Мессии, как Царство Божие на земле и Царство Небесное в будущей вечной жизни. Устроитель этого ужина, Бог, приглашал, посредством ветхозаветного закона и пророков, весь народ еврейский вступить в уготованное для них Царство, а затем, когда Царство это приблизилось, вновь послал к приглашенным повторить приглашение и притом послал Самого Мессию. В притче Иисус назван рабом потому, что в некоторых пророчествах Мессия именовался рабом Господа, и еще потому, что он явился в образе человека, то есть раба Божия. Посланный Мессия объявил евреям:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Царство и Церковь Мы подошли к важнейшему вопросу — соотнесению понятий Царства и Церкви. Исходя из евангельского повествования очевидно наличие ряда сходств: 1. Как Церковь, так и Царство Божие уже присутствуют на земле и реализуются в конкретных людях (Лк. 17, 21; Деян. 2). 2. Они сходятся в личности Христа [«Созижду Церковь...» (Мф. 16, 18) и «Царство Мое...» (Ин. 18, 36)], и их приход в мир стал возможен благодаря Его воплощению и подвигу. 3. В качестве сходства можно указать и на постепенность их внешнего расширения. Например, Царство сравнивается с закваской, которая квасит все тесто (Мф. 13, 33), с горчичным зерном, которое становится деревом, «так что под тенью его могут укрываться птицы небесные» и проч. Так же и Церковь должна распространяться «во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1, 8). 4. Как Церковь, так и Царство имеют эпитет «Божия» /«Божие» (1 Фес. 2, 14; 1 Кор. 10, 32; 11, 16). 5. Через Крещение человек вступает как в Царство (Ин. 3, 5), так и в Церковь (1 Кор. 12, 13), ряд высказываний позволяет сделать вывод о том, что пребывание в Церкви в некотором смысле тождественно пребыванию в Царстве Божием. Например, в послании к Евреем говорится: « Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу... » (Евр. 12, 22-24).  Но наряду с сходствами необходимо указать на некоторые черты, которые позволяют различить Царство и Церковь: 1. Полностью отождествить Царство и Церковь не позволяют слова молитвы Господней «да придет Царствие Твое» (Мф. 6, 10). Несомненно, что к основанной два тысячелетия назад Церкви их отнести нельзя. 2. Невозможно приложить к Царству Божию и такие задачи Церкви, как миссионерское служение, необходимость которого заповедана Спасителем в «великом поручении» (Мф. 28, 19; Деян. 1, 8), просветительско-педагогическая деятельность среди верующих в общине (Мф. 18, 15-17; Еф. 4, 12; 4, 16; 4, 29; 1 Кор. 14, 4-5), совершение Евхаристии (Лк. 22, 19; 1 Кор. 24, 25).

http://bogoslov.ru/article/387532

Этими словами начал Свою проповедь и Господь, возвещая, что приблизилось Царствие Божие. И Евангелие, которое проповедовал Он и Его ученики, так и называется – Евангелие Царства. Царство Божие является начальной проповедью и святого Иоанна Предтечи, и Самого Господа Иисуса Христа, и Его учеников. Царство Божие является тем, что заповедует искать Господь Иисус Христос. Господь говорил: Ищите же прежде Царства Божия ( Мф.6:33 ). С одной стороны, Царство Божие приблизилось, с другой –Господь заповедует «ищите же прежде Царства Божия» ( Мф.6:33 ). Если вы обратитесь к содержанию Евангелия, то там многократно упоминается о Царствии Божием. Говорится, что Царство Божие нужно искать с усилием. «Царство Небесное силою берется» ( Мф.11:12 ). Приводится ряд притч, содержащих некоторый сокровенный смысл, о Царстве Божием. Господь Иисус Христос говорит: «Царство Небесное подобно зерну горчичному... которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом» ( Мф.13:31–32 ). Господь Иисус Христос уподобляет Царство Небесное неводу, закваске, вечери, пиру, который устроил человек и на который созвал приглашённых. Нам предстоит углубиться в понятие Царство Божие. Предстоит понять, что такое Царство Божие, которое приблизилось, которое нужно искать прежде всего, которое силою берётся, и употребляющие усилия восхищают его. Чтобы понять смысл евангельских понятий о Царстве Божием, мы должны напомнить, какое понятие о Царстве Божием бытовало в то время среди окружающего Господа иудейского народа. Иудейский народ имел определённое мировоззрение, определённое понятие о мире. В этом мировоззрении содержалось много истин, открытых Богом. Но было много и привнесённых человеческих мудрований. Эти человеческие мудрования искажали богооткровенные истины. В то время, когда жил Иисус Христос, приблизительно две тысячи лет тому назад – иудеи потеряли свою политическую самостоятельность. Иудея была подчинена римской власти. Такое подчинение римскому народу, потеря национальной независимости переживалась иудеями с большими скорбями.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

(10) А чтобы нам не удалиться далеко от прямой цели, но чтобы показать истинность видений пророка, а также точность мыслей и слов, насколько это нам возможно по данной нам благодати Господа, мы и посмотрим теперь, оправдывает ли наши слова ангел, поучающий блаженного Даниила. Он же говорит так: эти четыре больших зверя — четыре царства восстанут на земле, а когда прейдут, примут царство святые Всевышнего и будут владеть им во веки веков (7:17—18). Поистине так. Ибо, как об этом сказано выше, когда три зверя прейдут и уничтожатся, тогда восстанет еще один; когда же и этот прейдет, земное прекратится и откроется небесное. Тогда и обнаружится неразрушимое и вечное царство святых, и Царь небесный откроется тогда всем не в каком-либо чуждом образе, подобно тому как Он был вид на горе Синайской, и не в столпе облачном, подобно тому как он был открыт на вершине горы, но придет с силами и тьмою ангелов как сущий во плоти Бог и человек, как Сын Бога и человека, как небесный Судия мира. Вот Этот-то и изменит тогда все царства этого мира, истребят, рассеет и развеет их как прах на летних гумнах ( Дан.2:35 ), даст царство святым Всевышнего; Он соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым ( Лк.3:17 ). Вот Этот-то, Которого теперь презирают безбожные и нечестивые [люди], а неверующие, не знающие Писаний, злословят, еще не предал никому власти суда. Если же он и медлит до времени, то потому, что, исполняя волю Отца Своего, не хочет принести осуждения миру. Но вот придет [наконец] с язвами Своими и воздаст каждому по делам его. (11) Итак, познайте же вы, благоговейно приходящие к Богу, Того, о Котором издревле Моисей свидетельствовал народу, Который явился на горе, Которого предвозвестили пророки и Которого видел в образе человека блаженный Даниил, говоря о Нем: видел я во сне ночном: вот, на облаках небесных шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, и честь, и царство, и все люди, племена и языки служили Ему; власть Его — власть вечная, которая не прейдет, и царство Его не разрушится (7:13—17). Ветхим днями [пророк] называет здесь не кого иного, как Самого Владыку, Господа и Бога всех и Отца Самого Христа, который изветшивает дни, но Сам не стареет ни от влияния дней, ни от влияния времени, и о Котором сказано выше: поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одежда Его была бела, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол [Его] — пламень огненный, колеса его — огонь пламенеющий. Река огненная текла пред ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли Ему. Судилище село, и раскрылись книги. К Сему-то и был приведен Сын человеческий, сидящий на облаках и несомый архангелами, дабы воспринять от Него всю власть, силу, могущество и царство, чтобы все люди, племена и языки служили Ему. А чтобы кто-нибудь не подумал, что данное Ему от Отца царство только временное или земное, пророк говорит: власть Его — власть вечная, которая не прейдет, и царство Его не разрушится.

http://azbyka.ru/apokalipsis/tolkovanie-...

(10) А чтобы нам не удалиться далеко от прямой цели, но чтобы показать истинность видений пророка, а также точность мыслей и слов, насколько это нам возможно по данной нам благодати Господа, мы и посмотрим теперь, оправдывает ли наши слова ангел, поучающий блаженного Даниила. Он же говорит так: эти четыре больших зверя - четыре царства восстанут на земле, а когда прейдут, примут царство святые Всевышнего и будут владеть им во веки веков (7:17-18). Поистине так. Ибо, как об этом сказано выше, когда три зверя прейдут и уничтожатся, тогда восстанет ещё один; когда же и этот прейдет, земное прекратится и откроется небесное. Тогда и обнаружится неразрушимое и вечное царство святых, и Царь небесный откроется тогда всем не в каком-либо чуждом образе, подобно тому как Он был видим на горе Синайской , и не в столпе облачном, подобно тому как он был открыт на вершине горы , но придёт с силами и тьмою ангелов как сущий во плоти Бог и человек, как Сын Бога и человека, как небесный Судия мира. Вот Этот-то и изменит тогда все царства этого мира, истребит, рассеет и развеет их как прах на летних гумнах (Дан 2:35), даст царство святым Всевышнего; Он соберёт пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнём неугасимым (Лк 3:17). Вот Этот-то, Которого теперь презирают безбожные и нечестивые [люди], а неверующие, не знающие Писаний, злословят, ещё не предал никому власти суда. Если же Он и медлит до времени, то потому, что, исполняя волю Отца Своего, не хочет принести осуждения миру. Но вот Он придёт [наконец] с язвами Своими и воздаст каждому по делам его. (11) Итак, познайте же вы, благоговейно приходящие к Богу, Того, о Котором издревле Моисей свидетельствовал народу, Который явился на горе , Которого предвозвестили пророки и Которого видел в образе человека блаженный Даниил, говоря о Нём: видел я во сне ночном: вот, на облаках небесных шёл как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, и честь, и царство, и все люди, племена и языки служили Ему; власть Его - власть вечная, которая не прейдет, и царство Его не разрушится (7:13-17). Ветхим днями [пророк] называет здесь не кого иного, как Самого Владыку, Господа и Бога всех и Отца Самого Христа, который изветшевает дни, но Сам не стареет ни от влияния дней, ни от влияния времени, и о Котором сказано выше: поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одежда Его была бела, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол [Его] - пламень огненный, колеса его - огонь пламенеющий. Река огненная текла пред ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли Ему. Судилище село, и раскрылись книги. К Сему-то и был приведён Сын человеческий, сидящий на облаках и несомый архангелами, дабы воспринять от Него всю власть, силу, могущество и царство, чтобы все люди, племена и языки служили Ему. А чтобы кто-нибудь не подумал, что данное Ему от Отца царство только временное или земное, пророк говорит: власть Его - власть вечная, которая не прейдет, и царство Его не разрушится.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

14. [Даниил] показал, что во дни тех царей, правящих [четвертым] царством, Бог Небесный воздвигнет Царство, что во век не разрушится и не прейдет . Это Царство Царя Христа, которое сместит четвертое царство. Сперва [Даниил] сказал: Ты видел как камень, оторвавшийся без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и совершенно разбил их . Он не сказал, что [камень] ударил истукана в голову или в грудь или в руки, или в живот или же в бедра, но [сказал, что он ударил его] в ноги, потому что из всего истукана камень этот, придя, найдет только ноги. А в следующем стихе он сказал: Тогда все вместе раздробилось: железо, медь, серебро и золото . Ведь когда воцарится Царь Христос, то Он покорит четвертое царство и разобьет всего истукана. А истуканом назван весь мир: голова его — Навуходоносор, грудь и руки его — царь Мидии и Персии, живот и бедра его — царь греков, голени и ноги его — царство сыновей Исава. Камень, который поразил истукана и разбил его, и которым наполнилась вся земля — это Царство Царя Христа, Который упразднит царство мира сего и будет царствовать во веки веков. Послушай еще о видении четырех зверей Даниилу, что поднимались из моря и не походили друг на друга. Вот это видение: Первый  — как лев, но у него крылья орлиные; я видел, что вырваны были у него крылья, и стал он на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему . Второй зверь похож на медведя, он стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его . Третий зверь как барс, у него четыре крыла и четыре головы . Четвертый зверь, страшный и мощный и весьма сильный; у него большие зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами 3 . Великое море, которое видел Даниил — это мир сей, а четыре зверя — четыре царства, о которых написано выше. 16.  [Даниил] сказал, что первый зверь подобен льву с орлиными крыльями, так как первый зверь есть царство Вавилонское, что подобно льву, ибо так написал Иеремия: Израиль — рассеянное стадо; львы разогнали его; прежде объедал его царь Ассирийский, а сей последний, сильнейший его–Навуходоносор, царь Вавилонский , — и Иеремия назвал его львом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

14 . [Даниил] показал, что во дни тех царей, правящих [четвертым] царством, Бог Небесный воздвигнет Царство, что во век не разрушится и не (212) прейдет 105 . Это Царство Царя Христа, которое сместит четвертое царство. Сперва [Даниил] сказал: Ты видел как камень, оторвавшийся без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и совершенно разбил их 106 . Он не сказал, что [камень] ударил истукана в голову или в грудь или в руки, или в живот или же в бедра, но [сказал, что он ударил его] в ноги, потому что из всего истукана камень этот, придя, найдет только ноги. А в следующем стихе он 107 сказал: Тогда все вместе раздробилось: железо, медь, серебро и золото 108 . Ведь когда воцарится Царь Христос, то Он покорит четвертое царство и разобьет всего истукана. А истуканом назван весь мир: голова его – Навуходоносор, грудь и руки его – царь Мидии и Персии, живот и бедра его – царь греков, голени и ноги его – царство сыновей Исава. Камень, который поразил истукана и разбил его, и которым наполнилась вся земля – это Царство Царя Христа, Который упразднит царство мира сего и будет царствовать во веки веков. Послушай еще о видении четырех зверей Даниилу, что поднимались из моря и не походили друг на друга. Вот это видение: Первый 109 – как лев, но у него крылья орлиные; (213) я видел, что вырваны были у него крылья, и стал он на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему 110 . Второй зверь похож на медведя, он стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его 111 . Третий зверь как барс, у него четыре крыла и четыре головы 112 . Четвертый зверь, страшный и мощный и весьма сильный; у него большие зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами 113 . Великое море, которое видел Даниил – это мир сей, а четыре зверя – четыре царства, о которых написано выше. 16. [Даниил] сказал, что первый зверь подобен льву с орлиными крыльями, так как первый зверь есть царство Вавилонское, что подобно льву, ибо так написал Иеремия: Израиль – рассеянное стадо; львы разогнали его; прежде объедал его царь Ассирийский, а сей последний, сильнейший его-Навуходоносор, царь Вавилонский 114

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

2,1 Итак, души, подвизающиеся с таким сознанием, пребывшие в такой надежде, всякие скорби по надежде на Господа 5860 крепко держащиеся, не постыдятся, 5861 : они обретены испытанными в искушениях, по реченному: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» и следующее 5862 ; и еще: «От скорби происходит терпение, от терпения – опытность, от опытности – надежда, 5863 » 5864 ; и Господь [говорит]: «Терпением вашим спасайте души ваши» 5865 . И еще: «Претерпевший до конца спасется» 5866 . Таким образом, скорби, наносимые людям лукавым 5867 , если они их доблестно переносят с надеждой [на Бога] и великодушием 5868 , служат им в опору и утверждение и делают их еще более испытанными. 2,2 Ты только подумай: если бы тебя поставили единственным царем всей земли, и тебе единому принесли сокровища всей вселенной, и если ты единый воцарился и возобладал над вселенной с тех пор как был создан человеческий род и до скончания века, но, вот, за это тебе пришлось бы обменять Царство Небесное, то есть царство не имеющее ни конца, ни преемства, на жизнь не истинную, не вечную и не нескончаемую? 2,3 Несомненно, что если ты правильно обсудишь [дело], ты скажешь: «Да не будет, чтобы я обменял нетленное и нескончаемое Царство на тленное царство». Как и Господь сказал: «Какая польза человеку, если он приобретет весь а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» 5869 . И, таким образом, единая душа драгоценнее и славнее всего и царства его, и денег, и славы, не только по той причине, что Царство Небесное ценнее [всего этого], но и вследствие того, что Бог ни с одним из Своих творений не соблаговолил, чрез 5870 Духа, соединить Свое естество и истощить 5871 [его]: ни с небом, ни с солнцем, ни с луной, ни со звездами, ни с морем, ни с землей, ни с какой иной из видимых тварей, – как только с человеком, любящим Его сверх всего. 2,4 Итак, если великие вещи сего как богатство и самое все земное царство, здраво рассудив, мы не выбираем в обмен на вечное и небесное Царство, то почему же многие из нас обменивают его на жалкие и ничтожные вещи, как например – на стремление к чему-то в или на пустую славу, или на бесчестную наживу?! Потому что любимое человеком в веке сем и то и тленное, к чему он как-то привязывается, это и есть то, на что обменивается Царство Небесное: ибо то, что человек любит, то и становится его богом, как сказано: «Кто кем побежден, тот тому и раб» 5872 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

2 без содействия рук. Т.е. под действием сверхъестественной силы. ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его. Частью железные, частью глиняные ноги истукана являются образом разнородного четвертого царства, отличного от предшествующего («железного»). 2:37–40 Ты царь... другое царство... третье царство... четвертое царство. Исследователи полагают, что эти четыре царства суть царства Вавилонское, Персидское, Греческое и Римское. Кульминация сна относится к последнему из них (см. Введение: Трудности истолкования). 2 они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим. Четвертое царство будет смешанным, и усилия объединить разнородные его части окажутся безуспешными. Смешанная природа четвертого царства может быть истолкована по-разному. Исследователи предполагают, что железу уподоблен имперский дух римской государственности, в то время как глина символ римских провинций с их разнородными национальными, политическими и культурными традициями. 2 во дни тех царств. Некоторые комментаторы видят в этих словах указание на преемственность четырех царств, т.е. не следует думать, что все они были разрушены одновременно. царство, которое вовеки не разрушится. Полагают, что здесь подразумевается Царство Божие, установленное Христом. Другое мнение, что в данном случае имеется в виду тысячелетнее царство Христово, которое последует за Его Вторым пришествием (ср. Откр. 19,11 20,6). См. статью «Царство Божие». 2 Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу. Примечательно, что Навуходоносор и Даниил как бы меняются местами. В жесте царя предчувствие грядущего Царства Божиего, пророк же, с помощью Господа, оказался вознесенным на вершину земной славы и почета. 2 Бог ваш есть Бог богов. Эти слова не означают, что Навуходоносор принял Бога иудеев как единственного истинного Бога, но очевидно, что царь считает Его могущественнее вавилонских богов. Владыка царей. Сквозной темой 1–6 является положение, высказанное в данном случае Навуходоносором, что Богу Израиля подвластны все земные цари и царств (см. Введение: Характерные особенности и темы).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010