Знаю, что корень и начало всех грехов моих есть грех первородный; но могу ли слагать вину беззаконий моих на прародителей?? Чем более размышляю о грехах моих, чем яснее представляю их: тем глубже чувствую виновность мою пред Тобою, Господи, Боже мой! Но, при всей моей греховной немощи, при всем недостоинстве, каких безвестных, сокрытых от мудрецов земных, неисследимых советов Твоих не явил Ты мне? Се бо истину возлюбил ecu, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми ecu. И чем же я заплатил Тебе за все великие, неисповедимые дары благости Твоей? Увы! – новыми тяжкими грехами прогневал я Твою благость, обесчестил дар, досадил Тебе, Богу моему и благодетелю. Где же для грехов моих, как гнойных струпов, врачество действительнейшее? У Тебя, и только у Тебя одного, есть очищение». Жаль, очень жаль, что мало между нами, как должно, занимающихся спасением души. Когда представляю общее наше равнодушие, беспечность и какое-то жалкое спокойствие при обременении грехами, то невыразимой скорби и ужаса исполняется сердце мое, чтобы не пришла на нас пагуба – смерть внезапная. Что тогда будет с нами? Не знаю, кому уподобить нас в сем достойном слез состоянии? Детям, играющим раскаленным углем и обжигающим свои руки? – Мало. Ибо они хотя и глупы, но чувством боли поневоле вразумляются; а в нас неприметно и сего опасения. Сколько для нас уроков в прошедших и настоящих бедствиях, в различных болезнях от невоздержания, в скоропостижной и внезапной смерти, недавно опустошавшей наши города и села, в войне страшной? Кому уподобить нас? Утопающим, кои, погружаясь в воду, не хотят ни рук простереть, ни слова произнесть к могущим спасти их, – кои надеются сами себя спасти каким- нибудь случаем? Неистовым, кои с завязанными глазами стремятся неудержимо к ужасной пропасти, и думают, что не упадут туда, а хотя и упадут, так не разобьются? Очень походим мы на них. Каждый из нас привык себя утешать мыслию о долголетней жизни, мало думаем о смерти, о ее внезапности, обещаем себе смерть легкую, мирную, христианскую, думаем: «покаюсь пред смертию во всем, – и довольно».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Франция и Англия, две могущественнейшие державы христианского запада, в союзе с магометанским востоком, обнажили меч, в начале, быть может, только с тем, чтобы поразить страхом наше православное отечество, и потом предписывать ему законы по своему произволу. Известно теперь и врагам нашим, какое чувство одушевляет наших православных воинов в борьбе со врагом, дерзнувшим нагло вторгнуться в пределы нашего отечества. Меч, им подъятый на православных христиан, в защиту, будто бы, угнетенных гонителей Христовой Церкви, теперь восходит на главу его. Ибо, что сталось с блестящими, отборными войсками англо французскими в нашей Тавриде? Уже тысячи и тьмы пали и потреблены от меча и огня. Ослепленные враждою, завистью, гордостью, враги наши не вразумились этим, не подумали, что кровавое, губительное для них начало брани, быть может, есть только начало исполнения над ними страшного приговора Божия: вси приемшии нож, ножем погибнут ( Мф.26:52 ). Неразумных, или не хотящих разуметь, видимо сам Бог вразумляет, вознося на них карающую десницу Свою в буре, сокрушившей корабли их, в разнообразных язвах, поядающих полчища их. Франция и Англия высылают на брань отборных сынов своих, кои в нашей доблестной " Тавриде находят бесславную могилу. Что скажет благочестивое потомство, когда предание укажет ему на могильные холмы врагов наших, в виду славной русской, сторожевой твердыни? Оно прочтет на этих могилах, как бы надгробную надпись, исполнение пророческого слова: вси успоиии – кийждо в дому своем; ты же, яко мертвец мерзский, повержен в горах: зане землю Мою погубил ecu и люди Моя избил ecu, глаголет Господ.,. ( Ис.14:19 ). Для чести человечества мы с любовию готовы принять ту утешительную мысль, что и во враждебных нам державах и в их полках были и есть мужи, кои внутренне чисты от скверны богомерзского союза с агарянами, – что некоторые из сложивших кости свои у Севастополя стоили бы лучшей участи и увлечены на позорное побоище не собственною волею. Но не закрываются ли сии чтители истины общим мраком лжи и нечестия, как звезды небесные густыми, громовыми тучами? Пролитая и проливаемая напрасно христианская кровь вопиет на небо об отмщении на всех пределах земли, до коих досягают пределы Русского царства, вопиют угнетенные христиане во враждебном христианству царстве, где вопли и стоны их усилились с тех пор, как гонители нашли в христианских державах поощрение и помощь для усиления гонений; там вопиет кровь мученическая.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Сам Бог начинает его и Он же своею благодатию устрояет и совершает оное. Если мы, сами по себе, столько слабы, что даже не можем и помыслить от себя что-нибудь доброе: что же мы можем в столь великом деле, каково дело нашего спасения? Но, тем не менее, требуется в нем и наше свободное участие; потому надлежит нам самим пещись о своем спасении и пещись в продолжение всей жизни; нс довольно заняться им однажды, или несколько раз, надобно заниматься всегда, неослабно. Спасение не есть дело одного какого-либо дня, месяца, или года; оно требует постоянных и непрерывных трудов наших: подвизайтеся, говорит Спаситель наш, не определяя времени – значит, постоянно, всегда. Да и можно ли почитать излишними какие-либо добрые усилия там, где в награду трудящемуся определяется целая вечность блаженной жизни? Представим себе великих подвижников Христовых; вся жизнь их была одним непрерывным подвигом для Спасения: но и они, отходя в страну вечности, часто сожалели, что еще мало сделали для своего спасения. Но чем важнее и необходимее для нас дело нашего спасения, чем больших трудов и подвигов оно от нас требует, тем гибельнее для нас нерадение о сем великом деле; а потому как неблагоразумны и невнимательны к самим себе те, кои тратят время более для суетных дел и занятий, нежели для того, что составляет для них первое и главное назначение и от чего зависит участь целой их вечности! Посвятить несколько минут своему спасению, все же остальное время мирским удовольствиям, или каким, нибудь суетным занятиям, – это значит нисколько не дорожить собою. К чему послужат все наши труды и занятия в мире, когда мы не делаем того, что должны делать? Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит ( Мф.16:26 )? Пусть все дела наши не будут иметь успеха. Это не составит ничего в сравнении с потерею спасения. Все другие дела еще можно поправить: но опущение в деле спасения есть потеря, ничем невознаградимая. Каждая минута, проведенная нами в беспечности, приближает нас к погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Десятину даю всего елика притяжу. – Давать Богу десятую часть всего достояния своего – и это не малый подвиг благочестия. Мы все, что ни имеем, -приемлем от всещедрой десницы Господней; ни у кого из нас ничего нет собственного, а потому все и должны обращать во славу Божию, в истинное благо свое и пользу ближнего, как верные рабы и приставники в великом доме Отца Небесного. Нет сомнения, что Господь, яко всеблагий и вседовольный, вся обильно дарствуя нам, Сам не имеет нужды ни в каком внешнем благе или даре. Но и в естественном союзе земных отцев и матерей с детьми не отрадно ли для нежного сердца родительского, когда дети выражают любовь своим родителям какими либо дарами и приношениями? Не с особенною ли благостию и любовию и Отец Небесный взирает на тех чад Своих, кои, наслаждаясь дарами благости Его, в чувствах благодарности, не редко с слезами радости спешат пред святыми алтарями Его повергать, вместе с душами и сердцами, посильные лепты, подобно ублажаемой в Евангелии вдовице, принесшей от чистого сердца последние свои две лепты Богу? Но при всем том, и внешняя жертва не будет благоприятна Господу, и ее нельзя похвалить, если она не согрета пламенем любви к Богу, не растворена смирением, не удалена от любостяжания похвал человеческих. Мытарь же издалеча стоя. Таково истинное смирение, проистекающее из глубокой уверенности грешника в своей греховности и окаянстве; оно не дерзает пред Богом правды выставлять прав своих. Смиренный молитвенник издалеча в храме предстоит – близь сущему Сердцеведцу, почитая себя недостойным приметатися и у прага церковного – предстоит в трепете, не смея и очей, полных слез, поднять к небу, предстоит, в сокрушении о грехах своих, и от сильно горестного чувства ничего не в силах проговорить, кроме простой, краткой, оживленной упованием, покаянной молитвы, – молитвы, всем нам известной: Боже, милостив, буди мне грешному. Вот какое различие молитвы Фарисейской и мытаревой, принесшей различные плоды. Глаголю вам (ст. 14), произносит приговор вечная Правда Божия, – глаголю вам, яко скиде сей, т. е. Мытарь, оправдан в дом свой паче оного – Фарисея. Почему же паче? – Почему мытарево моление с благоволением услышано Свыше и низвело росу благодати на молитвенника, а Фарисейская правда отринута Вечною Правдою? Сам Господь представляет на это причину; яко всяк, глаголет, возносяйся смирится, – смиряяй же себе вознесется.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

архиепископ Аполлос (Беляев) (1812–27.11.1885) архиепископ Аполлос (Беляев) Духовный писатель и христианский богослов, магистр Киевской духовной академии, архиепископ Вятский (1866—1885). Биография В миру Беляев Иоанн Егорович, родился в селе Волохове Александровского уезда Владимирской губернии в семье священника. Обучался в Переславль-Залесском духовном училище. В 1835 году окончил Владимирскую духовную семинарию. 25 сентября 1838 года был пострижен в монашество. В 1839 году окончил курс Киевской духовной академии со степенью кандидата богословия. 1 августа того же года был рукоположен во иеромонаха. 29 сентября 1839 года был назначен преподавателем в Орловскую духовную семинарию, а 27 октября - преподавателем библейской истории и Свящ. Писания в Тверской духовной семинарии. 6 июля 1841 года утвержден в степени магистра богословия. 27 августа 1841 года был назначен учителем богословских наук во Владимирскую духовную семинарию. С 13 февраля 1845 по 6 марта 1846 года исполнял обязанности инспектора Владимирской духовной семинарии. 22 июня 1845 года был причислен к соборным иеромонахам Киево-Печерской Лавры. С 31 октября 1847 года - инспектор и профессор Свящ. Писания Астраханской духовной семинарии. 10 августа 1849 года был назначен настоятелем Астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря. 29 августа того же года был возведен в сан игумена. 9 ноября 1851 года - в сан архимандрита. С 21 февраля 1854 года - ректор Астраханской духовной семинарии и настоятель Астраханского Спасо-Преображенского монастыря. Составил описание астраханских монастырей. В июне 1856 года был переведен в Псков. 26 октября 1856 года был назначен на должность ректора Псковской духовной семинарии и настоятеля Псково-Печерского Успенского монастыря. В 1859 году вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедывания слова Божия. 16 февраля 1864 года был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С декабря этого же года входил в Новгородский губернский комитет по учреждению духовного училища. Составил " Соображения по вопросу об улучшении быта городского и сельского духовенства Новгородской епархии " .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Аполлос, архиепископ Вятский и Слободской (Беляев Иван Егорович) Родился около 1812 года в селе Волохове Александровского уезда Владимирской губернии в семье священника. В 1835 году поступил во Владимирскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1839 году. 25 сентября 1838 года пострижен в монашество. 1 августа 1839 года рукоположен во иеромонаха, 29 сентября 1839 года назначен преподавателем в Орловскую духовную семинарию, а 27 октября переведен в Тверскую духовную семинарию. 27 августа 1841 года назначен учителем богословских наук во Владимирскую духовную семинарию. С 26 марта 1842 года – магистр богословия. В 1845 году – соборный иеромонах Киево-Печерской лавры. С 31 октября 1847 года – инспектор и преподаватель Астраханской духовной семинарии. 20 августа 1849 года назначен настоятелем Астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря с возведением в сан игумена. 9 ноября 1851 года возведен в сан архимандрита. С 21 февраля 1854 года – ректор Астраханской духовной семинарии и настоятель Астраханского Спасо-Преображенского монастыря. 26 октября 1856 года перемещен на должность ректора Псковской духовной семинарии и настоятеля Псково-Печерского Успенского монастыря. В 1859 году вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. 16 февраля 1866 года – епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии. 13 декабря 1866 года назначен епископом Вятским и Слободским. С 15 июня 1879 года по 11 мая 1880 года присутствовал в Святейшем Синоде. 20 апреля 1880 года возведен в сан архиепископа. 7 июня 1885 года уволен по болезни на покой в Слободской Крестовоздвиженский монастырь. Скончался 27 ноября 1885 года. Погребен в Крестовоздвиженском монастыре. Преосвященный Аполлос был заботливым отцом для подведомственного духовенства. Под его руководством составлены «Соображения по вопросу об улучшении быта городского и сельского духовенства Новгородской епархии». В вятский период деятельность преосвященного Аполлоса была направлена на укрепление Православия в крае.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В сем храме многие вещества сокрыты от нас и навсегда останутся недоступными для любопытного взора, например, вещества, составляющие основание его. Так точно многое сокрыто от нас и в устройстве Церкви Христовой нерукотворной. Для нас тайна – сотворение наше, тайна – падение наше, тайна – возрождение наше... и сколько таких тайн исповедует святая вера наша, в которые хотели бы сами Ангелы приникнуть и не могут проникнуть в них? При всем том, мы так же не можем сомневаться в них, так же не можем отвергать их, как не можем отвергать существования камней, находящихся в основании этого храма, хотя мы не видим и никогда не увидим их, пока будет существовать храм. Видимый храм созидали многие руки; но все делалось по одному плану, предварительно составленному испытанным художником и утвержденному властью высшею. Что было бы, если бы каждый участвовавший в его строении совершал дело свое без всякого отношения к этому плану? Тогда бы не было здесь храма великолепного; была бы только безобразная груда камней. Так точно не может создаться и из нас Церковь Христова – храм Духа Божия, как скоро захотим в деле спасения своего действовать каждый по своему собственному уму, по своей воле, без полного послушания уму и воле верховного Зиждителя Церкви святой. Молю вы, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа ( 1Кор.1:10 ), пишет Апостол Павел, да тожде глаголете все, и да не будут в вас распри, да будете же утверждена в том же разумении, и в той же мысли. Еда разделися Христос? Кто убо есть Павел? Кто же ли Аполлос? Но точию служителе, имиже веровасте, и комуждо якоже Господь даде. Аз насадит, Аполлос напои, Бог же возрасти. Темже ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Бог . Бог есть действуяй во всех. Еда все Апостолы? Еда все пророки? Еда все учители? ( 1Кор.3:4; 12:6:29 ). Таким-то образом, слушатели, мы должны созидать из себя нерукотворный храм Божий, созидать непременно все. В построении вещественных храмов могут не участвовать многие, не терпя за это ни стыда, ни укоризны. Но в созидании духовного храма Христова, т.е. в украшении душ своих совершенствами Христовыми, в назидании ближних примером святой жизни своей могут и должны участвовать все, потому что всем нам обильно поданы от Живодавца силы, яже к животу временному и вечному.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Сего единства верующих желают ученики Христовы, св. Апостолы; молю вы, братие, пишет Апостол, именем Господа нашею Иисуса Христа, да тожде глаголете еси, и да не будут в вас распри, да будете утверждена в том же разумении и в той же мысли; он не хочет даже и слышать никаких споров и никаких разделений в Церкви: еда разделися Христос, говорит он ( 1Кор.1:13 )? Кто убо есть Павел? Кто же ли Аполлос? Точию служителие, ими же веровасте. Аз насадих, Аполлос же напои. Насаждаяй же и напаяяй едино суть. Основания бо иного никто же может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос ( 1Кор.3:5–6,8:11 ). Апостол Петр, упоминая о лживых учителях, которые внесут пагубные ереси, всячески предостерегает верующих, да не лестью беззаконных сведена бывше, отпадут своего утверждения, т.е. постоянства в вере, которой научились от него. Апостол Иуда умоляет христиан подвизатися о преданней вере святым единою, т.е. твердо держаться того учения веры, которое однажды предано им от Апостолов и которое во веки пребывает неизменно. Наперсник Христов св. Иоанн называет того безбожным, кто преступает учение Христово и не пребывает в нем ( Ин.2:9 ). Так желают единства веры, так убедительно настоят и умоляют нас о сохранении оной святые Апостолы! Послушаем учителей первенствующей Церкви, в которых выразился весь дух Апостольский, и которые, во всей чистоте, раскрыли Евангельское учение и усвоили себе ум Христов. Св. Игнатий Богоносец , муж Апостольской Церкви, говорит: «связани суще единомыслием и согласною любовью вси един лик составляйте, и едино будите согласуя Богу Отцу и возлюбленному Сыну Его, Иисусу Христу, Господу нашему. И паки: яко чада света и истины, бегайте разделения в единстве и лукавого учения еретического, от него же скверно изыде, на всю землю». «Все те Церкви Апостольские, т.е. истинные и православные, которые сохраняют единство и когда в них есть общение мира,» пишет один учитель Церкви третьего века. Климент Александрийский свидетельствует: «когда един Бог и Господь, то и Церковь верующих хвалится тем, что есть едина, ибо она подражает началу, которое есть едино». Св. Киприан: «Един Бог , един Христос и Церковь едина, и кафедра едина, на слове Господнем основанная, другого алтаря нельзя поставить, или новому священству быть, кроме единого алтаря и единого священства. Кто в другом месте собирает, тот расточает».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

В храме многие вещества сокрыты от нас и навсегда останутся недоступными для любопытного взора, например, – вещества, составляющие основание его. Так точно многое сокрыто от нас и в устройстве Церкви Христовой нерукотворенной. Для нас тайна – сотворение наше, тайна – падение наше, тайна – возрождение наше... И сколько таких тайн исповедует св. вера наша, в которые хотели бы сами Ангелы проникнуть, – и не могут проникнуть в них! При всем том, мы так же не можем сомневаться в них, так же не можем отвергать их, как не можем отвергать существования камней, находящихся в основании храма, хотя мы не видим и никогда не увидим их, пока будет существовать храм. Видимый храм созидали многие руки; но все делалось по одному плану, предварительно составленному испытанным художником и утвержденному властию высшею. Что было бы, если бы каждый, участвовавший в его строении, совершал дело свое без всякого отношения к этому плану? Тогда бы не было и храма, была бы только безобразная груда камней. Так точно не может создаться и из нас Церковь Христова – храм Духа Божия, как скоро захотим в деле спасения своего действовать каждый по своему собственному уму, по своей воле, без полного послушания уму и воле верховного Зиждителя Церкви святой. Молю вы, бритие, именем Господа нашего Иисуса Христа ( 1Кор. 1:10 ), пишет Апостол Павел, да тожде глаголете ecu, и да не будут в вас распри, да будете же утверждени в том же разумении, и в той же мысли. Еда разделися Христос? Кто убо есть Павел? Кто же ли Аполлос? но точно служителие, имиже веровасте, и комуждо якоже Господь даде. Аз насадим, Аполлос напои, Бог же возрасти. Тем же ни насаждали есть что, ни накаляй, но возращаяй Бог . Бог есть действуяй во всех. Еда ecu Апостола? Еда ecu пророцы? Еда ecu учители? ( 1Кор.3:4, 12; 6:29 ). Таким-то образом, мы должны созидать из себя нерукотворенный храм Божий, – созидать ,непременно, все. В построении вещественных храмов могут не участвовать многие, не терпя за это ни стыда, ни укоризны. Но в созидании духовного храма Христова, т. е. в украшении душ своих совершенствами Христовыми, в назидании ближних примером святой жизни своей, могут и должны участвовать все, потому что всем нам обильно поданы от Живодавца силы, яже к животу временному и вечному. XXI. Истинное просвещение – во свете Православия

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

44) Никон II (Щеглов), с 19 Мая 1850 г., родом Тульской епархии воспитанник тамошней семинарии и Московской Академии; проходил должности: Инспектора в Пермской семинарии, ректора Тульской, Калужской и Псковской семинарий, а в 1850 г. и настоятеля первоклассного Псково-Печерского монастыря и члена Духовной Консистории. В 1856 г. перемещен ректором Астраханской семинарии и скончался на покое в Киевской Лавре, и погребен на кладбище Лаврского Преображенского скита. 45) Аполлос (Беляев), сын священника Владимирской губернии. Учился сперва во Владимирской семинарии, а потом в Киевской Академии; проходил должность наставника в Орловской, Тверской и Владимирской семинариях. В 1847 г. определён Инспектором, а с 1854 г. ректором Астраханской семинарии. В 1856 г. перемещен на ту же должность в Псковскую семинарию, с поручением ему в управление Псково-Печерского первоклассного монастыря. По возведении его, 1864 г. в сан Епископа: сперва Саратовского, Викария Новгородской Епархии, потом С.-Петербургской. Скончался в сане Архиепископа Вятского, в 1885 г. в Вятке же. После Архимандрита Аполлоса Настоятелями монастыря были Псковские Преосвященные. 46) Феогност (Лебедев), родом из Тверской Епархии. Воспитанник С.-Петербургской Духовной Академии, Бакалавр Московской Академии, ректор Вологодской и С.-Петербургской семинарий, Епископ Острожский, Архиепископ Тобольский, а с 1864 г. Псковский и Порховский. В 1868 г. на второй день св. Пасхи скончался и погребен под Троицким собором. 47) Павел (Доброхотов), родом Тамбовской Епархии; воспитанник С.-Петербургской Духовной Академии. Ректор семинарий: Полтавской, Рижской, Екатеринославской, Могилевской и Вятской; Епископ Вологодский, а с 1868 г. Псковский и Порховский. При нём праздновался в монастыре, 15 Августа 1873 г., 400-х летний юбилей освящения главного Пещерного Успенского собора и 8 Ноября 1881 г, – 300-х летний юбилей чудесной защиты монастыря, при осаде его в 1581 г., войсками Стефана Батория. В 1882 г. перемещен на Олонецкую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010