На кого падут эти стоны и болезни, эта кровь безжалостно мучимых братий наших? Прежде всего на правительства Франции и Англии! Но что такое у них верховная власть? У одних она создана и поставлена целым народом мятежным и цареубийственным; у других наследственная венценосица служит немым орудием представителей народных, кои приютили под своим отечественным кровом крамольников, бунтовщиков всей Европы, усыновили отверженных родиною и отечественными законами. Таким образом, антихристианский дух этих правительств есть только выражение духа народного. Кто же теперь там не повинен в крови христианской, пролитой и проливаемой ими не для защиты отечества, не для защиты правого и святого дела, а по чувству ненависти к православной России, верной единодержавию и Самодержцу, грозе для крамолы и безначалия, а по алчности к неправым завоеваниям, к грабежу и убийству? Если верховная власть (без сомнения, верховная только по имени) в зависимости от произвола народного и потому подчиняется духу народному: то во всех действиях власти – противозаконных, по закону даже правды человеческой, виновен народ. Мы видели обнаружение этого духа народного во всех пределах нашего отечества, куда дерзали англо -французы внести войну; мы видели, чем ознаменовали свою храбрость воинскую их военачальники и воины: несправедливостью, жестокостью, насилием, грабительством, поруганием святыни, достойными времен варварства, – времен всеобщего гонения на христиан. Таковы чужеземные воины, сложившие свои головы у твердынь севастопольских – воины христианские, на место падших снова являющиеся для защиты гонителей христианства; они ведут бесчестную для христианина брань, бесчестно губят свою силу и храбрость, бесчестно и умирают. Альма, Инкерман и Севастополь, свидетели ожесточенной и отчаянной храбрости англичан и французов, не отзовутся славою в потомстве для их мертвецов; потому что не за правду мучимый не венчается, по слову Божию. Клевреты мучителей, запятнанные кровию мучеников, как убийцы и самоубийцы, вызвавшиеся на позорную смерть, будут судимы в потомстве и на суде Божием, завещая свой позор и, кто знает, может быть, собирая своими грехами богоотступничества и предательства гнев Божий, отвержение и гибель потомству, да не восстанут и наследят землю и наполнит землю ратьми ( Ис.14:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

В сей-то внутренней пустыне воспитывается и совершается всякое истинно благое дело христианское. Так, великое дело – молитва. Как тело без воздуха не может жить, так душа христианина без молитвы не может жить жизнию святою, Божественною. Посему-то слово Божие и заповедует верующим: непрестанно молитвен ( Еф. 6:18 ; 1Сол.5:18 ). Но и молитва требует уединения – пустыни. Ты же егда молитися, говорит Спаситель, вниди в клеть твою, т. е. собери все рассеянные помыслы, остановись всеми силами души на одном святом предмете, отложи всякое житейское попечение, и затвори двери сердца твоего от суетных образов мира сего, и помолися втайне, и Отец твой – небесный, – видяй в тайне, воздаст тебе яве ( Мф.6:5–6 ). Боголюбезное и необходимое дело и – пост; человек и в раю пал чрез нарушение поста, чрез вкушение запрещенной Богом снеди; пост истинный есть самый крепкий оплот против чувственности, которою невидимый враг человеков уловляет их к погибели. И потому Сам Богочеловек искушения диавола побеждал в пустыне сорокодневным постом, и своим последователям в молитве и посте открыл вернейшее средство к побеждению духов злобы: сей род, сказал Он, ничимже исходит, токмо молитвою и постом ( Мк.9:29 ). Но и для совершенства поста, по учению Христову, потребна пустыня, – сокровенность. Не будите, заповедал Господь, постяся, яко же лицемеры, кои сетуют помрачающе лица, да видимы будут ( Мф.6:16 ). Христианская милостыня, – эта печать веры и любви ко Христу и сострадания к ближним, столь много ценна в очах Божиих, что избавляет от смерти человека ( Тов.4:10 ): но и чистая, Богоприятная милостыня любит пустыню, – уединение. Ты же егда творити милостыню, не воструби пред собою ( Мф.6:2–3 ), не самоуслаждайся, не тщеславься: но да не увесть шуйца, что творит десница, – скрывай благотворительность от собственного самолюбия, чтобы святое дело милостыни не претворить в пищу тщеславия и не потерять мзды у Бога. III. Прощальный день Последний день сырной седмицы, или сыропуст, называется у нас прощальным; это каждому из нас известно; но почему именно в этот день испрашиваем мы друг у друга прощение, как будто собираемся в путь – в страну далекую, – это знают не все, и потому не излишнее дело сказать об этом несколько слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Кроме внутренних упреков совести, согрешивший слышит еще со всех сторон язвительные упреки, явные и тайные, верные и преувеличенные, от ближних своих; ничто же есть покровено, говорит слово Божие, еже не открыется, и тайно, еже не уведено будет, – греха не скроешь от людей. Может быть, сначала думал Давид, что грехи его не известны народу; вероятно, окружающие его, из сожаления и страха, долго отклоняли от него все, напоминающее ему о грехопадении его. Когда же пробудилась обличенная его совесть; тогда он все увидел иначе, – он узнал, как многие, взирая на него, мигали своими головами; одни скрытно злорадовались, другие открыто говорили: благо-же, благо-же; – глумились над согрешившим царем своим в шумных и веселых пирах своих, где лилось вино: о мне, говорит Давид, глумляхуся, – и о мне пояху пиющие вино. И кто же? Те самые, с кем он делил царскую свою трапезу, – с кем вместе молился в доме Божием! Как все это больно было переносить ему! Аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо; и аще бы ненавидяй на мя велеречивал, укрыл бых ся от него. Ты же, человек равнодушие, владыко мой и знаемый мой, иже купно наслаждался ecu со мною брашен, в дому Божии ходихом единомышлением. ( Пс.54:13–16 ). Теперь судите сами, братия, удивительно ли, что Давид, терзаемый внутреннею тоскою о своих грехах, а извне преследуемый зложелательством и клеветою, не имел мира в костех своих? Знакомые с скорбями, злострадавшие знают, как легко печаль и уныние духа сообщаются самому бренному нашему телу, изменяют вид лица, сушат грудь, точат плоть, подобно червю древесному, портят кровь, то охлаждая, то воспламеняя ее, теснят сердце, измождают и сокрушают кости. Ибо тогда только цветет лице, когда весело на сердце. Давид – муж скорбей и напастей, ищет врачевства, отрады, утешения в едином Господе, – он в бедах, в болезни, в скорби своей обращается ко Господу Богу своему, как незлобивое дитя, наказанное за проступки, бежит с слезами и радостию к матери своей. Слуху моему, слезно вопиет он, даси радость и веселие, возрадуются кости смиренные.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Третьи, наконец, упиваются – в буквальном смысле, предаваясь вместе с тем и другим унизительным порокам. Что спасет нас от этого, всюду разливающегося зла? Кто уврачует наши личные и общественные недуги? Одни бумажные Формы, одно бумажное, даже и самое лучшее, законодательство, все самые мудрые проекты и учреждения, – не принесут пользы, если в обществе нет Духа благодати, все оживляющего, всем управляющего, всему дающего свое место, значение и цель, все созидающего, связующего и совершающего. Целое царство израильское, – а под образом его и все царства и народы, все человечество, – без истинного духа жизни, Духа Святого, являлось пророку Иезекиилю в виде поля, усеянного сухими, безжизненными костями... Только Сын Божий и вместе «Сын человечь» мог дать им связь, плоть, дыхание и жизнь, пославши им Духа животворящего. Кто же даст, кто сохранит и распространит в нашем обществе вожделенные плоды Духа Божия? Конечно, прежде всего, молитвы и усилия пастырей Церкви Христовой. Все они вместе и каждый порознь должны теперь особенно стоять и бдеть на страже дома Божия. Теперь для них безотлагательная нужда в взаимном общении любви Христовой, чтобы общими силами благоуспешно действовать против общего врага – духа времени, духа тьмы и разрушения, распространять свет и теплоту Христовой веры, вносить его в умы и сердца детей, в среду семейств, учреждений и всего государства. Небесный Пастыреначальник наш отличительным признаком, учеников своих поставил именно – эту любовь: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, говорит Он, аще любовь имате между собою ( Ин.13:35 ). Без этого признака мир не узнает и не признает в пастырях учеников и последователей Иисуса Христа, преемников Его спасительного служения. Мало того: видя пастырей разобщенных, враждующих между собою, небрегущих о стаде, а старающихся только о своих выгодах и преимуществах, – мир уловит самих пастырей в свои сети, преобразит их в свой собственный мирской образ и увлечет их в туже бездну, в которую и сам стремится неудержимо...

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Шепякова. Губачевскаго. Клокачевых. Жерапина. Воейковых. Ододуровых. Слуги князя Петра Тутаевича. Солицыных. Сохиных. Лайковых. Кренициных. Огаревых. Култашевых. Селивачева. Хитрих. Лугменева. Хомутовских. Дюкиных. Борисова. Коромолина. Баймакова. Перхурова. Карповских. Дубровских. Крюковых. Бехтеевых. Елгазиных. Щелкаловых. Преподобовых. Большовых. Нечаевых. Калитеевских. Бабарыкиных. Башева меньшово. Квашнина. Паюсова. Хрипунова. Очкасова. Волохова. Баскакова. Черткова. Маврина. Соколовых. Пивова. Жолнинскаго. Кайсарова. Дубинина. Петрова. Бойцовых. Богданова. Кострова. Бебехова. Шеидарова. Цвилева. Пущина. Юшкова. Сорочнева. Лыкова. Глазова. Поздеева. Плановых. Перешивникова. Редрикова. Голенищева. Одинцовых. Аксакова. Калинина. Кошелева яблочника. Рыкаилова. Протопоповых. Бундува. Кульшиных. Давидова. Косицкого. Копосова. Ушаковых. Обольянинова. Чоботаевых. Пахомова. Мусорских. Караулова. Сеславиных. Кавезина. Барахнова. Чортова. Загряского. Ругодевского дьяка. Тулоповых (князя?). Баранова. Рушанина. Ротиславского. Селиных. Игнатьева уродка. Устюгина. Лодыгина. Неведриева. Иконника. Спирова. Ванды Псковитина. Овчинники Новгородцы. Лговского дияка. Шуйского княжеский человек. Полтеева. Скриплицина. Тулубьева. Короваева. Тювяшера. Щербачева. Июленова. Бартенева. Кокошкиных. Ольбяева. Кологривова. Сеславина Мятла. Валышка. Шейдякова. Шулгина. Беленкова. Срезнева. Обуткова. Козлянина. Алалыкова. Окатова, «7090 (1582) Государь Царь и Великий Князь Иван Васильевич всеарусии велел поминати сих князей и боляр 75 душ, а память им творити Мая в 30 день». 158 Затем перечислены самые имена, в числе коих показано 26 князей: Нагих. Кутузовых. Декшиных. Антиоховых. Левшиных. Зубаревых. Самсонова. Костянтинова. Горяинова. Горюшкиных. Худынина. Аминева. Нивлика. Опаринцева. Пономарева. Булгакова. Князя Шехонского. Шапочника Князева. Калинина. Хворощина. Синицына. Бороздина. Коптева. Щертовского. Тропковых. Челищева постника. Спейна. Бескуникова. Сироткинского. Феофанова. Водилова.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Князей Бельских. Царевича князя Андрея Кучумовича Сибирского. Пушкина – окольничева и других Пушкиных. Стрешнева – окольничева. Феофилатьева – Государева думного дьяка. Объедова – Московского дворянина. Боборинка – стольника. Шмойловых. Марковых. Безобразова. Еромиевых. Торопова Федора Патриарша дияка. Лихаревых. Сабуровых. Сумороцких. Веньяминовых. Пушечниковых. Князей Ростовских. Князей Ростовских Приимковых. Челядиных. Князей Черкасских. Кологривовых. Шереметевых. Карамышевых. Бурцовых. Шишкиных. Болтиных. Кобылиных. Горихвостовых. Ситчиных. Корецких. Шатиловых. Бухвостовых. Воронцовых. Пестовых. Ольтуфьевых. Обрютиных. Уваровых. Князей Лобанова-Ростовских. Атарских. Тырковых. Володимеровых. Маматовых. Ржевских. Темкиных. Селивановых. Грозновых. Горбатовых. Головиных. Соловцовых. Пустошкиных. Оничковых. Омосовых. Арбузовых. Пустынниковых. Корольниковых. Симанских. Бешенцовых. Кустовых. Скрипициных. Лодыгиных. Бабичевых. Чубаровых. Харламовых, Новгород. дворян. Сергеевых. Куликовых. Юреневых. Крапивиных. Опцыных. Мокеев. Бобровых. Кувшиновых. Тушиных. Широносовых. Плещеевых. Бутурлиных. Кушелевых. Засекиных. Князей Масальских. Князей 157 Крапоткиных. Лихачевых. Коровниковых. Огибаловых. Чиркиных. Гоняды Меньшика Лазарева. Трусовых. Муромцовых. Назимовых. Заболоцких. Таракановых. Мининых. Чепчюга. Климентиевых. Оксаковых. Аникиевых. Татьяниных. Чепкириных. Спищевых. Милюковых. Болтиных. Елагиных. Кориных. Губцевых. Униковых. Волынских. Безпятаго. Петелина. Муравьевых. Перетрутовых. Рудаковых. Шаблыкина. Забелина. Нащокина. Вышеславцевых. Булгакова. Мотякина. Бедринских. Сулеш Выповских. Кобелевых. Вельяшевых. Загоскиных. Колягиных. Чехачевых. Шибана. Бартенева. Уньковских. Мольяниновых. Мамаевича. Нармацких. Базаровых. Рокотовых. Хвостовых. Веригиных. Неклюдовых. Кулейских. Глотовых. Зубатых. Благих. Юрьевского дияка и подъячаго. Вешняковых. Скобельцых. Токмакова. Кулешина постника. Лазарева Станищева. Челищевых, прозвище Веней. Замыцких. Безстужевых. Гридянкина. Чеботаева.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Эти горы, с которых вы любуетесь красотою окрестностей, представляют лучшее место для благочестивых размышлений инока. В самом деле, вид этих прекрасных, несколько пустынных мест, как-то особенно отрадно и благотворно действует на душу. Здесь невольно удаляются от вас суетные помыслы и забываются обычные житейские заботы. Возвышаясь над дольним и как бы отрешаясь от земли, вы спокойно погружаетесь в благочестивые думы. От созерцания красот природы вдохновенный ум ваш в благоговении возносится к самому Виновнику этих красот: тогда и телом, и душою, вы становитесь ближе к небу. Не даром благочестивые подвижники избрали эти горы для молитвенных подвигов: здесь самая природа располагает к молитвенному собеседованию с Творцом её. Но вы утомлены полудневным зноем: сойдите сюда, в этот глубокий овраг, куда ведёт песчаная тропинка; пройдите вдоль иссохшего потока, по каменистому дну его, под навесом диких груш и берёз. Здесь так приятно навевает прохладой: вам будет легко. К северу за монастырём находится заштатный город Печеры, получивший от монастыря своё наименование и ему же обязанный своим основанием. Нынешние монастырские владения 1) Близь самого монастыря, в четырёх огородных местах, монастырской земли считается 8 десятин, по геометрическому специальному плану, снятому 1 Сент. 1832 года. 2) В 3 верстах от монастыря, на речке Пивже, сенокосной земли монастырской означено, по размежеванию 1784 года, в одном месте 23 десятины, а в другом, в Воробьёвой пустоши – 6 десятин. 3) Пустошь Емельяново (Тайлово тожь), поступившая в монастырскую собственность в 1868 году по духовному завещанию купеческой жены, Акилины Герасимовой Ковриной. В сей пустоши удобной земли, сенокоса и под дровяным лесом 57 десятин. 4) Пустошь Мустыщево, доставшаяся монастырю в 1889 году, по духовному завещанию Печерского мещанина Ивана Герасимова Герасимова (он же Коношин). В ней удобной и неудобной земли слишком 133 десят. 5) При селе Логозовичах, в 12 верстах от города Пскова, по Лифляндской дороге, 17 десятин, за исключением неудобных мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Наконец в самом возрасте вашем открывается повое побуждение соединять христианскую жизнь с православно-христианским учением. Юношеский ваш возраст есть самое дорогое время развития сил ваших, когда и сердце ваше, как и ум, требует, сродной себе пищи. Если любовь Божия, изливающимся в нас Духом Святым, не будет наполнять его; то оно, может быть, на всю жизнь привяжется к чему-нибудь земному до раболепства и превратится в мутное море губительных страстей. Не пропускайте же времени, самого удобного, для нравственно-религиозного образования вашего. Когда сила животворного Слова Божия будет жизнью сердца вашего, тогда все силы души вашей получат должное настроение, ум – светлый и прямой взгляд, воля и сердце – чистоту и святость, все поведение ваше примет священный характер. Не подумайте, что я здесь проповедую односторонность образования. Нет, от полноты пастырской любви я желаю вам преуспеяния во всех науках ваших; я только хочу, для временного и вечного блага души вашей, чтобы на деятельном изучении Слова Божия, как на краеугольном камне, утверждались все ваши знания по всем предметам, здесь преподаваемым, чтобы во всех познаниях ваших свет Христов ясно отражался, чтобы вы, озаряемые сим небесным светом, и в науке любомудрия учились находить в своем сознании Бога, слышать Его голос в глубине души вашей; и в науке развития дара слова научились посвящать этот высокий дар Виновнику слова, самому вечному, Ипостасному Слову – Богу и пречистой Его Матери, послужившей орудием вечного нашего спасения: «отверзу уста моя, говорит священный Песнопевец, и наполнятся духа и слова принесу в дар Царице Матери и воспою радуйся Тоя чудеса»; и в науке судеб человечества располагали себя к благоговению пред путями Божиими, ведущими человеческий род к своему назначению. Ищите, сказано, прежде царствия Божия, и сия вся, т.е. и земные удобства жизни, и человеческие познания, нужные для вашего счастья, приложатся вам... Итак, наперсники небесной мудрости, предайте себя всецело вечной истине, – Христу Богу; имейте Его всегда и везде первым и главным предметом ваших мыслей и желаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Хотя для нас и невидим Господь и святые Ангелы, но они всегда с нами и видят нас. И нам ли, постоянно живущим в грехах, далеким от истинного совершенства, нам ли хвалиться бестрепетностью и тою любовью, которая вон изгоняет страх? Истинного страха Божия, глубокого благоговения к Богу, никакая любовь, самая серафимская, не может изгнать, или совершенно истребить. Напротив, чем более мы любить будем Бога, тем более стараться будем деятельно познавать Его, раскрывать Его высочайшие совершенства, и благоговеть пред Ним, тем более и умом, и сердцем и всею жизнью нашею входить будем в присутствие Божие, так что постоянное, деятельное хождение наше пред Богом поставит нас в такое благоговейное положение, что мы всячески бояться будем, как бы не прогневить чем-либо Отца небесного, и, сознавая Его всегда присущим нам, будем удаляться от зла; а видя в себе множество нравственных недостатков и несовершенств, будем смиряться под крепкую руку Божия и просить милости у Бога, источника милости. Последнее дело в воспитании, когда потеряется чувство страха Божия. Тогда воспитываемые походить будут на гробы, украшенные со вне, а внутри исполненные нечистоты и смрада. Тогда прости правда, искренность, доверие и любовь истинная; тогда откроется широкая дверь лицемерию, лести, обману и веяной скрытной нечистоте греховной; а за тем разольется за порогом школы, в жизни религиозной, общественной и семейной, дух свободы, не той, о коей сказано: идеже дух Господень, ту и свобода, но свободы греховной, себялюбивой, само мечтательной, само превозносящейся, без зазрения совести, всюду и все судящей, порицающей, ниспровергающей, никому и ничему не покоряющейся; тогда не будет конца вольности мысли, слова, дела, печати. Когда иго Христово сброшено, посты и уставы Церкви попраны; тогда полный разгул душе, вне страха Божия. Страсти для такой души суть тоже, что огнь для сухого терния. Говорят же о самозабывшемся: он ни Бога не боится, ли людей не стыдится... Что пользы в дереве, сгнившем внутри, и образовавшем в себе пустоту, дупло? Что и в человеке, утратившем в себе внутреннюю, жизненную силу, страх Божий? Так, пока имеем мы страх Господень, дотоле с нами и Ангел хранитель и благодать Божия не отступив.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Какое же требуется условие к усвоению нами всех благ небесных и земных, дарованных в величайшей тайне явления Бога во плоти? Живая вера, глубочайшее смирение, чистота и непорочность жизни, строгое воздержание и терпение, благоговейная преданность и детская покорность водительству Божию и вообще все добродетели, коими, как небо в ясную ночь сияет звездами, украшалась первая Виновница вечного нашего спасения, Благодатная Матерь Господа нашего – это умное небо небес, этот рай тайн Божиих. Приникайте, братия, к селу светлому зерцалу Богоподобных совершенств, и поучайтесь. Высок пример? Воззрите на жизнь подобострастного нам, обложенного теми же, как и мы, немощами, но, путем добродетелей, подвигами самоотвержения, достигшего равно ангельской чистоты, преподобного и Богоносного отца нашего Трифона, которого и нетленные останки, прославившиеся даром чудотворений, почивают в сей Богоспасаемой обители Богоматери. 2 Трудно условие на получение благ вечных? Но все злострадания временного на земле нашего бытия, которое менее, чем сон, чем мгновение в сравнении с вечностью, далеко недостойны той славы, которая откроется на небе избранным Божиим. Жалуясь на трудность, многие из нас не уподобляются ли древним соглядатаям обетованной земли, кои со страхом отзывались о живущих там исполинах и представляли невозможным обладание ей? Зная, что вера и добродетель – не докой, а та и другая необходимо предполагают крест – самоотвержение, иные боятся решительной борьбы с собою – с греховными в себе наклонностями, борьбы с миром и с миродержителями тьмы – духами злобы, представляя врагов спасения какими-то исполинами. Но, как семицветный луч радуги на темной туче служит символом мира, так дары Духа Святого в седьми таинствах на туче бедствий, облегающей христианина, суть верные знамения того, что все напасти скоро прекратятся и настанет благодатный мир и рай в душе подвижника веры. Трудно? От чего же, при всей немощи естества, угодник Божий победил в себе царство греха? От чего он пребыл постоянным в вере, даже до смерти, преуспел в добродетели и чрез то улучил вечное спасение, тогда как мы часто бываем нетверды в вере и любви к Богу? Божественная, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, благодать Всесвятого Духа одна и та же, как для него, так и для нас всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010