«Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет». Какое благоговейное внимание, христиане, мы должны иметь к сему материнскому гласу святой Церкви, особенно ныне, когда воспоминаем смерть и погребение Господа нашего, когда взираем на пречистый образ, лежащего Его во гробе и обвитого плащаницею? При виде и обыкновенного, близкого нам, человека умершего, мы не редко входим в самих себя, в умилении проливаем слезы над гробом его и задумываемся над собственною судьбой, оставляя всякое земное помышление и житейское попечение. Каких же благоговейных мыслей и живых чувств должна исполниться душа наша при виде в мертвых вменившейся вечной жизни, которая дает дыхание всей твари, а ныне сама является бездыханною, которая на Фаворе сияла яко солнце, а ныне скрывается в мрак подземный, которая своим всемогуществом содержит вселенную, и между тем ныне во гроб мал странно приемлется. О, повергнем, братия, на сей гроб Жизнодавца дань глубочайшего благоговения и умиления, дань живой веры, любви и упования!  Пусть распятый Христос для иудеев, преткнувшихся о букву закона, соблазн, а для эллинов – людей, водящихся только началами естественного ума, безумие: но для нас, верующих, Он и на кресте есть Бог истинный и достопоклоняемый. И здесь в Божественном Его истощании открылось Его безмерное величие Божеское. Некто из отцов Церкви сказал: слава Сыну крест, якоже и Отцу слава – Сын. Крест и смерть слава Сыну, как начало, как основание и мать оной. Крест не только Самому Господу, а и нам, рабам Его, рождает славу, как терние розу. Его вольными страданиями и мы славимся, по учению святой Церкви, аще и ят был еси Христе, от беззаконных мужей, воспевает она, но Ты ми еси Бог , и не постыжуся, биен был еси по плещема и не отметаюся, на кресте пригвожден был еси, и не таю, воскресением Твоим хвалюся, смерть бо Твоя – живот мой. Не людьми только, каковы были сотник и разбойник, а и самою неразумною тварью Христос, распятый на кресте, признан был Царем славы; ибо тогда солнце померкло, как бы стыдясь зреть в образе человеческом обнаженного Зиждителя своего. По разлучении в Нем души с телом, завеса церковная раздралась на двое, земля потряслась, камни расселись, гробы отверзлись и многие тела усопших святых воскресли. Кто страдал, кто умирал с таким величайшим торжеством? Мы ли, верующие, без чувства умиления воспоминать будем страдание и смерть Сына Божия, пред Которым вся тварь изменилась страхом? Мы ли останемся бесчувственными, когда и бездушные камни распались, при виде Его – бездыханного? Чье сердце не тронется, особенно при живом представлении, что смерть Сына Божия на кресте есть залог неизреченной, бесконечной любви Его к нам, что она есть и будет всегда для нас твердым уверением в том, что мы всего можем надеяться от бесконечной Его благости.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

И редкая беседа, в семейных ли то, иди в общественных собраниях, обходится без осуждения ближних, с какой бы то ни было стороны. Для иных склонность к пересудам сделалась как бы неизбежною потребностью, без которой беседа, как пища без соли; для других подметить в ближнем тот или другой недостаток, представить оный в смешном виде и тем высказать свое остроумие составляет даже удовольствие. От устной речи обратитесь к письменной, передаваемой обществу печатно; и там те же пересуды, те же насмешки над ближним. Кто и из нас положа руку на сердце, может заверить, что он во всю жизнь свою не осудил никого из ближних? Кто не приходил в стыд и замешательство, при внезапном появлении ближнего тогда, как мы беспощадно его судили? Нет нужды доказывать, что нам не дано права судить, тем более осуждать ближнего, это дело закона, дело Божие, что безгрешный в осуждении сам некогда будет помилован от осуждения на суде Божием. Не судите, сказано вечным Судиею, да не судимы будете ( Мф.7:1 ). Что против сего непреложного гласа Божия все возгласы лжемудрования человеческого? Что бы кто ни говорил, а надо сознаться, что грех осуждения показывает в нас отсутствие страха Божия, скудость веры Христовой, которая должна соединять нас неразрывными узами родства духовного, по благодати; обличает в нас недостаток святой любви во Христе, внушающей верным со всеми человеками иметь мир ( Рим.12:18 ). А без живой веры, без деятельной любви можем ли мы быть истинными христианами, верными последователями Господа? Грех осуждения, как в зеркале, отражает в себе наше самолюбие и гордость. Чувству смирения мытарева совершенно чуждо само превозношение, всеосуждающее фарисейство. Сам по себе тяжкий, грех осуждения усугубляется еще различием лиц, против которых направлен, и мест, где совершается. Чем лицо выше, священнее и благодетельнее для нас, или, с другой стороны, чем оно невиннее и беззащитнее против нас, тем осуждение имеет большую вину. Равно, чем место вещественнее и святее и чем большее в нем собрание; тем осуждение преступнее; каково, например, осуждение фарисейское в храме Божием, в доме молитвы. И в обыкновенном доме, в присутствии облеченного высокою властью, опасаются высказать даже неосторожное слово, не паче ли должно страшиться презорных мыслей и укоризненных слов против ближнего в храме Божием, в селении славы Всевышнего? Осуждение здесь ближнего не есть ли явный признак не благоговения и бесстрашие к живущему в храме Богу великому и страшному? Подумать даже ужасно, что здесь, где таинственно приносится великая, примирительная жертва за грехи, умножаются грехи для новой страшной жертвы, чрез осуждение ближних снова предается Спаситель на распятие, в лице членов тела Его, верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Позаботьтесь, чтобы Дух Святый просвещал и оживотворял детские умы и сердца, чтобы любовь Божия выражалась в жизни их. Для сего недостаточно, с вашей стороны, одних религиозных внушений и наставлений; слова подкрепляйте собственным примером вашим. Иначе все внушения ваши останутся только в памяти, а не в сердце детей. Хотите ли видеть в них святую любовь, сами предшествуйте им в пламенной любви к Богу и искренней к ближнему, беспристрастно любите своих детей, любите даже в самом наказании их, и тем вы вдохнете в них любовь к Богу, к вам самим и к ближним. Хотите ли утвердить их в любви к истине и правде, не позволяйте себе обращаться легкомысленно с великим Божиим даром – словом, не говорите детям, ни под каким видом, неправды; покажите им всю пучность человека лживого; и они ко лжи почувствуют отвращение и к вам обратятся с полным доверием и со всею искренностью. Вежливость, привет, ласка ваша в обращении с ближними непременно сообщатся и детям вашим. Неприкосновенность и тщательное сбережение вами чужой собственности заставит и детей ваших уважать эту собственность и не прикасаться к ней. Стопы родителей – это пробитая стезя для детей, по коей они идут вначале подражательно и безотчетно, а затем сознательно. Путь, по которому блуждают неразумные дети, не редко пролагается для них самими родителями и воспитателями. Равно как ум, приятность и чистосердечие детей, сияющие во взоре их, не редко бывают отблеском прекрасной, примерно-благочестивой жизни родителей.  Вое от Бога вполне зависит, а потому и обращаться постоянно мы должны к Богу, как цвет к солнцу. Своею сосредоточенною, горячею, слезною молитвою, лучше всяких наставлений, вы, родители, детям дадите благоговейное, молитвенное настроение к Богу. Один вид молящегося, с благоговением взирающего на образ Христа Спасителя, или Божией Матери, колено преклоняющегося в чувстве глубокого смирения и сознания своего не достоинства пред Создателем и в умиления душу свою, но выражению Псалмопевца, изводящего в слово, один такой вид производит сильное впечатление на сердце дитяти; и оно в своем немощствующем лепете, по примеру молящихся отца или матери, обращает речь свою к Всемогущему и Всеблагому Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

При этом раскрывайте детям, что, как малые, так и взрослые, в высшем значении, все суть дети одного Отца Небесного, что все мы и пищу, и питие, и одежду, и жилище – словом все имеем, по Его безмерно-великой любви; потому и нужно обращаться к Нему в молитве с прошениями и благодарениями с детскою любовью и простотой. При научении детей, предлагаемым Церковью , молитвам, показывайте им свет и силу мысли в молитве, дабы она не была делом одной памяти, а за тем бесчувственного обычая. Одна внешняя речь в молитве, без понимания духа и жизни её, будет только медью звенящею, одним хладным празднословием, служащим к осквернению самой молитвы. Страшно представить, когда человек стоит на молитве, а ум его, по выражению одной из церковных молитв, 1 о лукавствии мира подвизается, чем лишнее, на себя призывает осуждение таковый молитвенник. Те, которым дана благодать молиться за нас, которых ходатайство о нас сильно у Бога, оставили нам светлые образцы молитв на все случаи и потребности жизни вашей, на все нужды духовные и телесные. В этих молитвах великих молитвенников веет животворящая сила Духа Божия, просвещающая ум, оживотворяющая сердце, освящающая волю. Сии молитвы должны составлять пищу и жизнь ума и сердца дитяти; приблизительное раскрытие их содержания и духа сообщит свет и теплоту юной душе. В светской жизни много знакомых с музыкою, но очень не много умеющих верно настраивать музыкальные инструменты. Так много есть и молитвенников, но не много умеющих настраивать свой дух к молитве, чтобы привлечь Духа благодати. Этими молитвенными настроителями и служат для нас духоносные отцы Церкви в своих светло-высоких образцах молитв. Здесь только требуется, с нашей стороны, полная и всецелая готовность и глубокое внимание к сим высоким образцам, иначе эти молитвы не окажут животворного действия на рассеянную душу. Ибо и на прекрасно настроенном музыкальном инструменте рассеянный и невнимательный не может производить стройных звуков. Настраивая себя по оставленным для нас трогательно-умилительным молитвам духоносных мужей, показывайте, родители, и детям вашим свет и жизнь благодатную в сих молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Предисловие Исполняя, по мере сил своих, при других многосложных занятиях, строго ответственный долг учительства ( Иез.34:4–10 ), возложенный Божественным Пастыреначальником на всех преемников Апостольского служения ( Мф.28:20–21 ), я, среди не негорького служения моего, имел утешение видеть благоговейное внимание паствы к моим наставлениям и слышать искреннее желание многих постоянно пользоваться ими. В удовлетворение таковому благому желанию, и по чувству пастырской любви моей, которая ищет общения со всею паствою не в одной молитве веры, а и в проповедании слова истины, я решился напечатать их; чрез что надеюсь не только глубже напечатлеть мои наставления в душах, слышавших оные из моих уст, но и передать их не слышавшим, дальним чадам обширной паствы Вятской, в предохранение их от тлетворного духа времени и в побуждение к преспеянию в святой вере, благочестии и любви к Престолу. При сем считаю нужным предварительно выяснить следующее: во всех моих «Словах и Речах», издаваемых ныне в свет, не находится прямых суждений о современных вопросах, нет отзывов о настоящих преобразованиях. Это умолчание, предваряю читателей, произошло не от невнимания моего к сказанным преобразованиям, но именно от особенного, живого моего к оным сочувствия. В настоящее время, когда современные преобразования так озабочивают Правительство и так занимают литературу, пастырям Церкви, по личному моему убеждению, настоит особенная надобность не столько раскрывать благотворность сих преобразований, выясняемую в распоряжениях Правительства и в литературе, сколько изъяснять учение Христово и предлагать с надлежащими убеждениями требования Евангельской нравственности, под руководством Православной Церкви. Такое раскрытие, составляя прямую обязанность пастырского служения ( Еф.4:13 ), может быть весьма полезно и для успеха современных преобразований в разных отношениях. Так оно, во-первых, может сообщить ясность и верность нашим суждениям о современных вопросах, дать руководящий светоч, посреди разнообразных указаний современных мыслителей; во-вторых, оно может расчистить почву для всех благих реформ, возбуждая дух христианской любви, самоотвержения, кротости и других нравственных качеств, без которых самые лучшие учреждения не войдут в жизнь народа; наконец, и это наконец должно венчать все наши заботы об улучшении современной жизни, оно может привлекать на все благие начинания благословение Божие, ниспосылаемое верующим от сердца ( Гал.3:9 ) и соблюдающим уставы Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Покрова не имам, ниже где прибегну окаянный, всегда побеждаем, горько вопиет страдалец. Когда явлюсь я, как бы так говорит он, победителем одного греха; тогда же побеждаем бываю другим злом. Гаснет страсть плотская; восстает самопревозношение, готовое вострубить: несмь, яко же прочий человецы... Отступает гордость, злоба и любомщение; воюет и побеждает бесовское уныние. Поражается и исчезает уныние; выходит на брань и уязвляет безумная радость и неподобный смех. Едва низложил я страсть плотоугодия, как тотчас пал под стрелами тщеславия, лицемерия и осуждения. Иногда внутри и вне меня как будто настает тишина глубокая, побуждающая меня выразить в чувстве самоуслаждения: мир и утверждение – безопасность, как внезапно постигает меня пагуба неизбежная ( 1Сол.5:3 ), пакостник плоти – ангел сатанин деет мне несказанные, нестерпимые пакости, нещадно жжет и палит меня сластьми, сквернит и зрение, и обоняние, и слух и осязание, и вкус и язык, и уста и сердце мое ( 2Кор.12:7 ). Окаянен аз человек, кто мя избавит от тела смерти сея! ( Рим.7:21 ). Воистину всегда побеждаем и утешения не имам. И вот злосчастный страдалец, не видя в людях себе отрады и утешения, заключает молитву свою паки обращением слезящего взора с крепким упованием к единому, тихому Пристанищу обуреваемых – Божией Матери, умолил Ее, непостыдное упование и предстательство верных: не презри моление мое, полезно сотвори. И нам всем в борьбе с собой, в бедах и напастях, в болезнях и скорбях, единая надежда, покров и прибежище и утоление печалей – Божия Матерь; и каждый из нас в горести души своей должен изливаться пред Нею в горячей молитве: Надежда ненадеждных, спасение отчаянных, Царице неба и земли! Отри горькие мои слезы, от коих меркнет свет очей. Отвсюду напасти и теснота; невидимый враг попирает и озлобляет мя. Нет на земле отрады мне. Скорбит душа моя, мятется сердце мое. Подчас, не мила и самая жизнь мне. Кто призрит меня странного? Буди Ты мне материю и утешением! Тебе единой я весь вверяюсь и предаюсь, как Матери Божией, могущей всеобъемлющею любовью исхитить грешника из бездны зла; готовой блуждающему страннику на пути в вечность рассеять греховную тьму; ибо Ты свет небосиянный; Ты радость скорбящим! Всею верою и любовью емлюсь Тебя, взбранной Воеводы, и из глубины души взываю: не презри моление мое, полезно сотвори! Аминь. Слово при освящении крестовой церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Царь славы – Господь, хотя и бесконечно благ, но в то же время и беспредельно велик и свят, и праведен; а потому пред Ним, живущим во свете неприступном, не только человеки, а и ангельские чины поникают долу, как твари и слуги Его, – хотя и светлые, но безмерно пред Ним малые и несовершенные, составляющие собою только тень, славы Его. Как все мы, брение нечистое, прах и пепел непотребный, как дерзнем находиться пред вездесущим и всеведущим Богом, великим и страшным, без благоговейного чувства, при живом притом сознании своего недостоннства и окаянства? И к владыкам земным тяжко виновные являются с великим страхом, отражающимся на самых лицах. Как же мы не убоимся Бога, могущего и тело, и душу за нечистоты наши погубить в геенне огненной? Мы каемся? Но каково наше покаяние? Где плоды его? Только по невежеству душевному, по привязанности и пристрастью к земному, по чувству мелочного себялюбия, многие из христиан, даже из, так называемых, образованных, мертвые душами в духовной жизни, при одном научном, холодном понятии о вездесущии Божием, не умеют обносить в душе своей живого сознания о величии, присносущной и вседержавной силе Божией, и иметь глубокое убеждение в том, что они всегда находятся пред всевидящим взором Владыки неба и земли, что, где бы они ни были, Господь Вседержитель всюду с ними, что Он читает самые сокровеннейшие мысли и изгибы сердца их, видит даже и не соделанное их, хотя и сами они не знают будущих своих дел, слов, мыслей и намерений. А сколько, в состоянии греха, за нами более, или менее тяжких вин пред Богом? А сколько преклоняемся мы на сторону врагов спасения видимых и невидимых, препинающих нам, сбивающих нас с прямой дороги в родину небесную на путь душепагубный? Что если бы мы открыли завесу духовного мира? Какое страшное, поразительное зрелище представилось бы нам в постоянной за нас брани неба с адом, св. Ангелов с духами злобы, со всеми ужасами ада, со всеми кознями и обольщениями, восстающими против нас, поползновенных на грех ? Что, если бы мы в настоящем виде узрели всех живых мертвецов, утративших в себе духом мира духа жизни во Христе? Аще беззакония наши, Господи, Ты назриши, кто постоит? Кто чист пред Тобою, аще и один день жития его? Судие и Всеведче! Не вниди в суд с рабами Твоими, яко не оправдится пред Тобою всяк живый.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Особенно вы должны располагать друг друга чаще сообщаться с Господом в пречистых тайнах тела и крови Его. Постоянное жилище Ангелов суть небеса. Живите и вы на земле для неба, во времени для вечности, сокровище ваше – небесный Жених Христос на небе, а где сокровище ваше, там да будет и сердце ваше. Ежели вы будете земными Ангелами и небесными человеками; то все скорби и злострадания житейские благодатью Божиею, живущею в нас, облегчатся. Многие из зол мы сами себе устрояем нестроением жизни нашей. Трудность земного странствования облегчается надеждою на получение великих милостей Царя небесного; недостойны все страдания настоящей жизни той великой славы, которая имеет открыться для избранных в вечности. Да и самый венец составит ли для нас величайшую радость без подвигов, без борьбы, без побед? Переносите же всякую земную скорбь с благодушием, терпите до последнего часа жизни вашей; ибо претерпевый до конца, той спасен будет. Чего не выстрадали на земле те, коих, по суду вечной правды, не был достоин весь мир, светлые образцы наши по вере? Иные претрены были, иные камением были побиваемы, другие мечем посекаемы, иные огнем сожигаемы, иные водою потопляемы, иные разными муками озлобляемы, иные, удаляясь мира и неплодных дел его, скитались в пустынях, в горах, вертепах и пропастях земных, чтобы уединением сосредоточить дух свой на предметах Божественных и тем удобнее победить живущий в себе грех и наследовать царство небесное, куда ни что скверное не может войти. Имея, скажем словами Апостола, толикий облак свидетелей, теките с радостью на предлежащий вам подвиг и, для воодушевления себя мужеством подвижничества, чаще взирайте на Начальника веры – Господа Иисуса. Да выражается постоянно в вашей жизни дух и жизнь Его. Видимый пред вами образ благочестия в вашей настоятельнице, которой Господь да поможет своею благодатью управить свой и ваш путь ко спасению, дабы на страшном суде Его имела она святое дерзновение сказать за себя и за вас: се аз и дети, иже ми дал еси, Господи, а дабы имела небесную радость слышать, вместе с вами, сладчайший глас праведного Судии: приидите, благословеннии Отца Моею, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Аминь. Слово, сказанное в соборе города Глазова 16 июля 1867 года

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

в) сердце: христианин не имеет собственного сердца: исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, Боже часть моя в век. Богу посвящено его сердце, с Богом соединено, с Ним и Им оно живет и радуется небесною радостью. Предают тело. Христианин умерщвляет тело греховное и все члены его суть оружия правды Богу во святыни. Иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотьми. г) все собственное существо: христианин совершенно отдал себя Богу, он заклался и сердцем и волею, совлекся всего собственного и, падая пред Господом, взывает: Боже мой! Ты мне даровал сердце, душу и тело, жизнь и вся. Располагай мною, как Твоей воле угодно. И если бы мы телесными очами могли видеть сего христианина, всем существом своим живущего для Бога, то мы увидели бы в нем ту совершенную жертву, в которой вся жизнь его сокровена со Христом в Боге. Он равнялся миру и мир ему. На вся благая взирает беспристрастно. Везде и всегда ищет единого Бога и из глубины души вопиет: что ми есть на небеси и от Тебе что восхотех на земли? Ты мой Бог , Ты мое радование, Ты моя надежда и прибежище и спасение, прочая же вся уметы – сор – вменяю быти... Вот прямое поклонение Богу духом и истиною, вот разумное служение наше и воня благоухания духовного, которую приемлет Господь в пренебесный Свой жертвенник! Сей-то всецелой жертвы и требует Бог и от нас, возлюбленные слушатели. Божие чрез мое пастырское смирение благословение всем, содействовавшим к устроению сего жилища святыни и к подобающему ей благоукрашению. Даждь, говорит Премудрый, Вышнему по даянию Его и оком благим приобретение руки: яко воздаяй есть и седмерицею воздаст ти. ( Сир.35:9–10 ) Господь снабдил вас, христиане, дарами благости Своей, и благословил приобретение руки вашей – труды ваши; и вы по даянию Его, по мере благословения Божия в успехе делания и трудов ваших, воздали Вышнему, благим оком – с чистым усердием и великою радостью от приобретения руки вашей принесши дары на созидание сего храма Божия. Смотрите же, кто Воздаятель вам за ваши пожертвования в дом Божий: яко Господь воздаяй есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Не изнемогайте только в благочестивых подвигах во спасение душ наших, крепко помните и храните данные обеты Богу. Никто, по слову Господню, возложив руку свою на рало и озираясь назад, не может войти в царствие Божие. С пострижением власов вы отсекли в себе всякую нечистую мысль, всякое греховное желание воли, и предали себя всецело воле настоятельницы. Её волю вы должны признавать за выражение воли Отца небесного, Который поставил ее стражницей душ ваших и Который потребует от неё за каждую из вас отчета в вечности. В пострижении вы приняли чин ангельский. Взирайте умными очами души вашей на Ангелов Божиих и берите пример с них. Ангелы на небе всегда видят лице Отца небесного; старайтесь и вы отрывать ум ваш от всего земного, греховного и занимать его, как можно более, молитвенным созерцанием Божественного, вперяйте его в Бога – источника света, святости и блаженства. Ангелы всегда творят волю Божию, и служат Господу своему со страхом и любовью; и вы отречением своей воли неослабно служите единому Создателю и Искупителю, исполняйтеся страха и любви к Богу, представляя Его безмерное величие и крайнее к нам милосердие и любовь. Ангелы непрестанно славословят Творца и Зиждителя – Бога; и ваша жизнь вся должна быть жертвою хвалы и славословия Всевышнему, ибо вы не свои, вы куплены ценою великою; – Христос за всех умер, чтобы живущие жили не для себя; но для умершего за них и воскресшего Господа. Вы совершенно должны предаться Христу Богу, заклаться ему сердцем и волею, совлечься всего собственного и, повергаясь пред Ним, взывать: Боже мой, Ты мне даровал сердце, душу и тело, располагай мною, как угодно Твоей святой воле, все существо мое предаю в руце Твои. Ангелы обладают совершенною чистотой и бесстрастием; и вы храните сердце свое во всей чистоте и непорочности, огребаясь мирских похотей, яже воюют на душу. Помните слово Апостола; иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми. Ангелы, по чистоте своей и любви, пребывают в живейшем общении с Богом – источником света и любви. И вы входите любовью вашею в теснейший союз с Богом. Ничто так не соединяет нас с Ним, как святая любовь. Любяй Мя, уверяет нас Сам Бог любви, возлюблен будет Отцом Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам, и к нему приидем и обитель у него сотворим.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010