Так, возлюбленные, Господь внял вашему искреннему усердию к Нему. Ново созданный храм сей освящен ныне наитием Святого Духа. Царь славы, невместимый небом и землею, вселился в него своею благодатью и отселе милостиво будет принимать в нем жертвы хвалы и благодарения от вас. От души приветствуем вас с этим великим счастьем и разделяем с вами святую радость вашу. Но мы были бы крайне не искрении к вам, если бы стали при этом уверять вас, что вы уже все сделали для себя и для Господа своего. Нет, воздвигнув этот вещественный храм, вы должны потрудиться еще в созидании иного, невещественного, более приятного для Господа, храма, того храма, который так живописно изображается св. Апостолом Петром в одном из его посланий. Се – в Сионе, говорит Апостол Христов, камень краеуголен, избран, честен. К немуже приходяще, камени живу, сами, яко камение живо, зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом ( 1Пет.2:4–6 ), т.е. вы должны из себя составлять общество святое, людей Божиих, истинных учеников Христовых, о коих сказано: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша, и прославят Отца вашего, иже есть на небесех ( Мф.5:16 ). А как вы должны устроят из себя духовный храм Христов, этому научает сей же ново созданный храм Божий. Каждое значительное здание требует прочного основания. Его имеет и сей благолепный храм. Основание это полагали не просто, как пришлось, а по надлежащем приготовлении: уравнивали и расчищали место, нужное для храма, копали рвы до известной глубины. Подобным образом начинается созидание и духовного нашего храма – благочестия христианского. Наша душа, как неочищенная земля, имеет в себе много такого, что непременно нужно исторгнуть из неё, много в ней худых привычек, злых наклонностей, гордых помыслов, враждебных духу Христову. Все это нужно прежде всего уничтожить в ней и пробудить живое сознание греховности и глубокое чувство смирения пред Господом. Аще не будете, яко дети, говорит Спасатель, разумея чистоту и кротость детскую, не внидете в царство небесное ( Мф.18:3 ). В царство Божие никакая скверна войти не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Слово о кресте спасительно во всяком состоянии. Наслаждаемся ли мы благополучием, должны знать, что и оно имеет свои сети, соблазны и преткновения. Но в училище Креста исчезают все прелести и соблазны. По свидетельству крестного слова, всякая слава человеческая, как цвет травы, сохнет трава, и цвет её отпадает: все богатства исчезнут, как сон, отбегут от нас, как мечта; мы родились наги, наги и отыдем в гроб; все удовольствия мира суть тень преходящая, суть соблазны, от коих отвращает свои очи истинный последователь Христов. Самый мир есть, по слову крестному, земля чуждая, где христианин почти на каждом шагу находит для себя опасности. Только в кресте Господа находится безопасное убежище, истинное счастье и покой от всех преткновений и опасностей. Постигают ли нас беды и напасти? Как сладостен для нас, сколько проливает отрады в сердце крест Христов в мрачные, скорбные дни? Если христианин страждет со Христом и ради Его; то с Ним и спрославится. Некогда древо усладило горькие воды в пустыни древнему Израилю; и ныне новому Израилю – христианам древо креста услаждает все горести в пустыне мира сего. Предстоят ли нам искушения к греху, крест Христов есть непобедимое оружие и щит против всех козней греха. «Если Спаситель и Господь мой, рассуждает Богобоязненный христианин, висел и умер на кресте за мои грехи, то как позволю я себе отдаться в плен греха и как дерзну тем второе распинать Сына Божия?» Пал ли кто в грех , крест Христов есть падших возстание. Если Начальник спасения моего умер на кресте за все грехи всего мира, а, следовательно, и за мои, и тем загладил вину осуждения моего: то да не царствует грех надо мною. Я возстану и потеку с верою ко Христу, паду пред Ним с чувством сердечного раскаяния и исповедуюсь Ему: Спаситель мой! Ты раздрал рукописание мое на кресте и избавил меня от греха: сотвори убо, да силою креста Твоего, умерши греху, поживу я навсегда для одной добродетели и для Тебя единого Бога. Колеблются ли стопы наши на пути добродетели, чувствуем ли немощь сил наших в многотрудной, продолжающейся во всю жизнь нашу, тяжкой борьбе закона ума нашего с законом греховным, находящимся в растленном теле нашем в борьбе духа с плотию, крест Христов есть немощным утверждение. Силою креста можем и страсти победить и утвердиться в добродетели. Силою креста можем и нравы наши очистить и худые наклонности исправить и свято выполнить все обязанности на нас лежащие и умножить духовное сокровище для вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Как упрямое, своенравное детище, брошенное материю, я оставлен Тобою, о, Мати Божия, за самонадеянность и строптивость, за происки у людей; но все же я, хотя и грешный, раб Твой: аз раб Твой и сын рабыни Твоея, я дерзаю взывать к Тебе Многомилостивой: приими моление раба Твоего; скорбь бо обдержит мя! Бесчисленны скорби обдержащие пришельца в мире – человека, источающие из очей его струи часто горьких, жгучих слез и заставляющие обращаться, с небесною надеждою, к Божией Матери, Которая едина есть слез Евиных избавление. Так и нищета есть скорбь, а нередко составляет скорбь и самое богатство. Скорбь, когда нет детей; скорбь, когда много их. Скорбь – унижение, скорбь – клевета, острейшая всякой стрелы для сердца. Скорбь – разлука с дорогими сердцу, кои, быв некогда с нами вместе, как бы на одном ветвистом дереве, как листья, ветром разносимые, влекомые каждый жребием своим, удаляются от нас иногда надолго, или даже на веки. Скорбь – осиротевшее детство, скорбь – и беспомощная, бесчадная старость. Есть скорби частные, свойственные каждому; есть скорби общественные, народные; есть скорби телесные, – внешние; есть скорби душевные – внутренние. Есть даже болезни адовы, по слову Царя-пророка, кои с неописанным ужасом поражают человека. Есть сени смертные, обдержащие его... У страдальца, о котором речь у нас, видно, была внутренняя, тяжкая, невыразимая скорбь. В нем видна жалоба на какое-то демонское стреляние, которого он терпеть более был не в силах: терпети не могу демонского стреляния. Это стреляние суть разные соблазны и греховные приражения, или прилоги сатанинские. Не раз, например, злосчастный старался сохранять пути свои, чтобы не согрешить даже языком своим, и не сдерживал своего обета, празднословил и острословил на счет ближнего, злоречил, язвил брата часто и без разбора. Он полагал завет с очами своими, по примеру древнего праведника Иова, да не помыслит на девицу с нечистым намерением; и преступал этот завет, везде и всем соблазнялся, телесная доброцветвость и стройность сводила его с ума и, возжигала в сердце его адский огонь страсти. Он хотел укрощать в себе гнев; и между тем всем раздражался, выходил ив себя, неистовствовал, злобствовал и терзал сам себя. Словом, хотел он добра, а делал зло, думал в каждом сражении выйти победителем, а на самом деле всюду был побеждаем, пленяем и едва не платился жизнью. Только милость Божия удерживала его от конечной погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Сего ради к Тебе утреннюю и воспеваю Твое Божество. Вера до того расширила и прояснила духовный взор молящихся, что многие из них, находясь пред образом представляли себя взирающими как бы на самую небесную Царицу, обращались к Ней, как дети к истой матери своей, с знамениями своего неизреченного милосердия приникшей к ним из горних селений, откуда призвала Богорадованную на Вятскую землю общая живая вера и любовь. А эти, вместо рукотворных подсвечников, омытые слезами, руки богомольцев, с тысячами горящих свечей, кои самую ночь соделали светозарной? А эти сердца верующих, паче светильников, пламеневшие молитвою к Богоблаженной Матери – света присносущного? А этот дождь слез множества молитвенников, по дару благодати, обильно лившийся из очей их пред живоносным источником даров духовных и напаявший нивы их душ, чтобы процветали благими делами, чтобы, уничтожая смрад греховный, повсюду разливали благоухание Христово, подобны, благовонным цветам, разносящим аромат свой на близкие и отдаленные предметы? А этот огнь искушений, от неприязни устремленный на смиренную обитель вашу, посвятившие себя Христу Богу, огнь, в котором невидимым, но тем не менее ощутительным, всесильным заступлением Владычицы мира, явились вы торжествующими в правоте своей, в спасении чести, подобно трем отрокам, чудесно избавленным некогда от пещи Халдейской? А эти нравственные скорби души, которыми Матерь Божия удостоила вас приобщиться ей, во время земной жизни, тягчайшим скорбям, как выражено в акафисте Ей: бурю внутрь имеяй помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней и прочее? А эта светлая, благодатная ваша радость, вскоре за печалью воссиявшая, подобно животворному солнцу, во всем блеске явившемуся за едва пронесшеюся тучею, радость о Бозе Спасе, так явно обратившем сердца и очи граждан к вашей обители и еще здесь на земле оправдавшем на вас Божественное обетование свое: блажени плачущий, яко те утешатся? А этот самый плач ваш, при сознании невинности, не убивающий, а услаждающий; ибо вы и плакали, но плакали так, как плачет напрасно огорченное, невинное дитя, когда спешит укрыться в лоно нежной, материнской любви? О, сколько во всем этом утешений для взыскующих Бога, путем скорбей, идущих в живот вечный! Сколько побуждений и моему не достоинству к соутешению общею верою, вашею же и моею!

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Даже ему самому после, когда пройдет пыл гнева, становится стыдно и досадно на себя. Некогда Господь славы вознесен был на крест бесчеловечными, не разушевшими своих действий, врагами. Как совершенно безвинный, Он не имел нужды извинять их, как в этом нуждаемся мы, обложенные немощами; но Он – вечная Любовь и со креста молился Отцу небесному за врагов Своих: Отче! Отпусти им; не верят бо, что творят. Это незлобие Агнца Божия, вземшего на Себя грехи мира, не сильно ли заставить нас устыдиться своей вражды на ближнего, за которого также, как и за нас, пострадал и умер на кресте Сын Божий? Иные из обижающих нас, может быть, вступили бы с нами в искреннее общение и дружество, если бы не было поводов к обиде; быть может, мы сами возбудили в них чувство негодования и вражды. Пусть же каждый, пред судом своей совести, разберет свои отношения к ближним; между ними, вероятию, найдутся и такие, кои дали повод к оскорблениям. Часто от одного неосторожного слова, сказанного на счет ближнего, как от семени, произрастают горькие для нас плоды – неприязни. Пожнем же без огорчения то, что сами посеяли в сердце недруга. При том, наше семя, может быть, воспитала в нём сила посторонняя под влиянием духа злобы, который всю адскую хитрость употребляет к попранию в людях закона любви и правды. Да не научит нас лукавый говорить: не обидой оскорбляемся, но тем, что обидели нас в присутствии других. Это смущает тебя, брат? Где же ты, воин Христов, оставил оружие свое – крест, самоотвержение, способное усладить, как древо горькие воды Мерры, волнующееся гневом сердце и дать ему иное поправление излиться в потоке благих чувств и святых помыслов? Итак, в умилении сердца обратимся ко Господу, в молитве призовем имя Его, страшное для исконного человекоубийцы; и мы свыше получим силу к побеждению лукавого миром и любовью. Великодушное перенесение нами обид составит страшный удар душегубцу. Некогда иудеянин Семей злословил, проклинал и бросал камни в царя Давида. Когда один из близких друзей сказал царю: почто проклинает пес умерший сей господина моего царя? Пойду и отыму главу его.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Истинные и младенцы о Христе выше и славнее у Бога великих и славных по суду мира. Тако возлюби Бог мир, т.е. весь род человеческий, яко и Сына Своего единородного дал есть. Для чего? Да всяк, веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный. Бог жертвует для спасения человека тем, что для Него Самого есть наидрогоценнейшего и вожделеннейшего, жертвует единственным, равным Ему, превечным Сыном Своим, и этого всесовершеннейшего Сына – соприсносущного, сияния славы Своей, предает на смерть и смерть крестную, ужаснейшую из всех родов смертей, чтобы спасти нас крестом Его от вечной клятвы, смерти и вины их – греха. О, это такая любовь, которую всею нашею преданностью Богу, всею пламеннейшею любовью к Нему оправдать вполне мы не в силах не только в этой жизни, но и во всю вечность! Аще же Бог Сына Своего не пощаде, но за ны всех предал есть Его: како убо не с Ним вся нам дарствует! Когда Он отдал нам все сокровище Божеского так сказать сердца Своего, пожертвовал Сыном Своим; в чем после сего Он откажет нам? Все домостроительство спасения нашего показывает безмерную Его любовь к нам. Отец небесный нас, заблудивших и далече отступивших от Него, Сам к Себе призывает и говорит нам, как детям Своим, что Он готов и хочет паки принять нас под кров Своей благости, пощадить и помиловать нас, отпустить нам все грехи наши, спасти нас от всех гибельных последствий греха и привести нас к блаженству, только бы мы обратились к Нему всем сердцем, переменили нашу жизнь и поведение и совершение предали себя Его спасительному водительству; Он ничего нам не возбраняет, кроме вредного нам самим и ближнему нашему, кроме того, что может нас унизить и лишить высших, постоянных радостей и причинить нам скорбь и несчастие. Он ничего нам не заповедует, кроме того, что само по себе и по своим последствиям есть добро, что доставляет нам здравие и жизнь, силу и крепость духа, спокойствие и радость сердца и что споспешествует нашему частному и общему, временному и вечному благу. Он, Бог щедрот обещает и подает нам помощь в нужде, защиту в опасностях, утешение в страданиях, начало коих в грехе, спасение в смерти, вечную жизнь и бессмертие по смерти. Итак, видите, что Отец небесный есть весь любы.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Истинно, там с человеками Бог». Сердце наше, бьющееся чистою радостию, не говорит ли красноречивее слов, что и для нас новосозданный храм есть, по истине, рай Божий, – земное небо, в котором обитает Бог ? Не готов ли каждый из нас сказать с пророком: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Блажени живущии в дому Твоем, Господи, в веки веков восхвалят Тя ( Пс.83:5 ). Будем молить Господа, да вселяется Он, Преблагий, и в нас, – в сердцах наших, богатно ( Ефес.3:17 ), да Утешитель – Дух Святый присно с нами пребывает, благоукрашая нас всеми добродетелями и устрояя из нас самих храм духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу ( 1Пет.2:5 ), да служение наше Господу, по дару Его благодати, исключает всякое служение низким, нечистым страстям, – этим идолам людей, забывших Бога, живущих без веры, не думающих ни о смерти, ни о воздаянии в жизни загробной; – да святая радость наша, время от времени, приумножается теснейшим, неразрывным союзом любви нашей с Господом, а ради Его, и живым союзом любви нашей со всеми ближними, как живущими здесь – на земле пришельствия, так и с преставльшимися о Господе; да таким образом преизбыточествующая любовь и радость наша послужит верным ручательством вечной и полной радости нашей и бесконечно-блаженной жизни во Христе, там, – в царстве славы, где Бог отъимет всякую слезу ( Апок.21:4 ) от тех, кто взыскует Его здесь крепкою верою и, ничем – ни жизнию, ни смертию ( Рим.8:39 ) – непоколебимою любовию. XXIV. Несколько мыслей о том, что в настоящее время всего нужнее для России Настало время опасное для нашего отечества и для всех нас. Прелестник – дух запада, дух тьмы, силится проникнуть, в общественную и семейную жизнь православной России. Дай Бог, чтобы этот всесокрушающий дух был как можно дальше от нас. Только в распространении и господстве духа евангельского, духа жизни и света, заключается верное средство для победы над духом тьмы и разрушения, единственный источник истинной свободы, счастия и благосостояния общественного и частного.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Но кто уверил нас в исполнении сего льстивого обещания? Да хотя бы и действительно мы на одре болезненном, в постепенном истощании сил, конечно, уже при слабом действии рассудка, заснули сном смертным, как обыкновенным сном засыпают утомленные трудами: но кто поручится за себя, что в нем чувство болезни не преодолеет ощущения приближающейся смерти? Нет, братие, не будем отлагать покаяния до дней старости; только при сем условии можем твердо надеяться на милость Божию. Размышление 3 Окропиши мя иссопом, и очишуся, омывши мя и паче снега убелюся (Ст. 9) Тяжки, братия, муки и страдания души, согрешившей и кающейся; она только и видит себя одну, свое преступление и раздраженного Господа, у Которого ищет и неотступно со слезами просит помилования. Грех, подобно страшному, отвратительному гаду, представляется ей, как воссмердевшая и согнившая рана, потрясает и возмущает все чувства ее; она хочет скрыться от сего безобразного чудовища, – и не может; хочет измыть сии гнойные струны, чтобы заживить их, – и не находит средств. Един Господь остается ее врачом, избавителем и очищением. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омывши мя, и паче снега убелюся. Иссоп есть растение, которым, по ветхозаветному чиноположению, воскроплялась вода очищения на прокаженных и других нечистых людей. Для составления сей воды очищения, при скинии, по закону Моисееву, всегда хранился пепел юницы, которая сожигалась вся, вне стана, вместе с кедровым деревом, иссопом и червленою волною ( Числ.19:5 ). На сей-то священный, древний обряд указывает здесь пророк Давид: окропиши мя иссопом, и очищуся, омывши мя, и паче снега убе- люся; но, без сомнения, в тоже время он провидел лучшее, совершеннейшее кропление крови Иисус Христовой, очищающей совесть нашу от мертвых дел, коими Апостол именует наши грехи; – провидел и просил у Господа, ради сей крови, измовения своих нечистот греховных. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренные. То есть, дай мне услышать отрадное, живительное слово, ободри меня доброю вестию, чтобы и кости мои, от печали и слез ослабевшие, получили новую жизнь и силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Един Бог есть источник и начало света и истины для ума и сердца человеческого; и Он открывает ее тому, кто столько любит истину, что пламенно молит Его, Отца светов, о даровании просвещения. IX. Мысли и чувства русского народа в день миропомазания и венчания на царство Государя Императора По убеждению всех верноподданных сынов Отечества, какого бы происхождения и исповедания они ни были, – Царь православный венчается и помазуется на царство, как орудие власти Божией на земле. Прияв силу и власть от Бога в сем священнодействии, Он представляет собою образ Бога всеблагого и всемогущего, – под осенением всезиждительной и животворящей силы Божией, собирает во едино все разноплеменные народы, составляет из них обширнейшее, цветущее, царство, как одно благословенное семейство, – утверждает общее благоденствие на столпах предержащих властей, да все стремятся единодушно к одной цели – к общему благу, по гласу истины; – неусыпно бодрствует отеческим сердцем, над безопасностию всех и каждого, да и изобилующий дарами, счастия в великолепной храмине, и простой поселянин в скромной хижине в покое наслаждаются плодами трудов своих; соединяет души, воцаряет единомыслие мудрыми законами, ограждает добродетель от порока правосудием, объемлет любовию верность, поощряет наградами заслугу, состраждет бедности, строгость правосудия растворяет милосердием. Словом, Богом венчанный и превознесенный Царь является душою разнородных племен и языков, орудием истины, оплотом против нечестия и неправды, да не поколеблется, царство, да не торжествуют злоба и лукавство. Он есть верховный вождь и хранитель благоденствия – своего царства. Иначе и быть не должно. Еще в малом обществе, в домашнем семействе, открывается образ власти и подчинения; отец есть первый, необходимый и естественный властитель детей; и власть его, происшедшая от Бога, который сотворил его, независима от детей. Общество государственное составилось из семейств, разросшихся в народ, и есть единое обширнейшее, многосложное семейство, для управления которым Бог дает власти отеческой новый образ и новое имя, – поставляет единодержавного, независимого властителя – Царя – отца народа. И таким образом власть Царя, как и власть естественного отца, есть Божественное учреждение. Мною, говорит Господь, царие царствуют, – и наследственность сей верховной власти носит печать того же Божественного происхождения. Бог клянется помазаннику Своему – от плода чрева его посадит на престоле его ( Пс.131:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Конечно, более испытующему умом тайну явления Бога во плоти, нежели приемлющему верою и любовию, хотелось бы, чтобы премилосердый Бог , для уверения человеков в Своем Божественном явлении на земле сотворил всемирное чудо, которое бы невольно заставило на Сотворившего оное обратить внимание всех и каждого. Если бы такое чудо не было явно противно цели пришествия на землю Сына Божия, – своим глубочайшим смирением, человека, павшего городостию, возвысить до Богоподобного совершенства, – и если б чрезвычайное чудо, точно, необходимо было для уверения людей в Божественном посольстве Спасителя: то, без сомнения, Бог – сый богатый в милости, явивший роду человеческому крайнее снисхождение в тайне воплощения, – совершил бы и желаемое всемирое чудо. Но к чему мудрованием плоти, требованием чудес и знамений, искушать Господа, всегда действующего по предначертанию бесконечные Своей премудрости? Не являл ли Он – бесконечно-благий и милосердый – многократных и многообразных чудес и знамений древнему Израилю, который служил прообразом нас – Израиля нового? Поборая по нем, не поражал ли египтян десятью чудесными казнями? не предшествовал ли первенцу своему – Израилю в столпе облачне и огненне, ограждая и избавляя его мышцею Своею высокою от гонителя – мучителя Фараона? Не разделял ли, ради его, волны Чермного моря ударением жезла Моисеева, и не обратил ли сие море в водосланен гроб египетскому царю и всему его воинству? не дождил ли чудесную манну с неба? не источал ли воду из камня древле в пустыни людям своим? Но при всех сих и других бесчисленных чудесах и знамениях пребыл ли род еврейский верен Богу – Помощнику своему? прилепился ли к Нему всем сердцем, – всею душею, всею крепостию своею, как заповедал ему Господь? О, нет, Израиль, для которого столько совершено было чудес, кроме немногих избранных, оказался неблагодарным Богу – Спасителю своему. Воле позна стяжавшего и, так говорит Господь, то есть, жалуясь на неблагодарный свой народ, и осел ясли господина своего: Израиль же Мене не позна ( Ис.1:3 ), забыл Мои благодеяния, отступил от Меня, обратился к богам чуждым для поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010