94 По словам блаж. Феофилакта словом " Божий” поражается неверие в бессеменное рождение Иисуса Христа. «Рождение Господа, говорит он, встречало недоверие. Посему евангелист, желая показать, что и в другое время человек произошел без семени, от низших восходит до Адама и Бога. Он говорит как бы так: если ты неверуешь, как второй Адам родился без семени, то прошу – обратись умом к первому Адаму, и найдешь, что он сотворен Богом без семени, и после сего не будь неверен» (Толк. на ев. Луки). 97 Штраус однако не отрицает подлинности самых сказаний евангелистов о чудесном рождении Иисуса Христа, считая их только недостоверными. Но другие из рационалистов, как Баур с последователями, отвергают и самую их подлинность, т. е. происхождение от апостолов этих сказаний, вопреки древнейшим свидетельствам, утверждающим несомненную их подлинность. Таковы свидетельства писателей глубокой древности: св. Игнатия в посл. Ефес. 17 гл., Иустина в Разг. с Триф. 100 гл. и I апол 33 и 66 гл., Иринея в кн. Прот. ерес. I кн. XV, 3. Даже Цельсу были известны эти сказания евангелистов. См. у Оригена, Прот. Цельса, I, 37. 98 Таковы мифы о происхождении напр. Александра Македонского, Энея, Пифагора, Платона, и др., особенно миф о Юноне или Гере, которая родила Гефеста вне брака, не имея мужа (χωρς ενς). В греко-римских мифических сказаниях о происхождении людей от богов чаще других упоминается Зевс, Аполлон, Юнона. У народов востока были подобные же мифы о происхождении основателей религий, напр. Конфуция, Будды, Зороастра. 100 Иустина. Разгов. с Трифоном, 49 гл. Нет учения о сверхъестественном рождении Мессии от Девы и в талмудической письменности; чуждо такое верование и современному иудейству. См. у о. Смирнова. Мессиан. ожидания и верования иудеев. 339 стр. и след. 102 Литература – Светлакова А. свящ. Нравственный образ Иисуса Христа Н. Новг. 1880 г. Петропавловского И. Д. прот. Иисус Христос-Богочеловек. (Безгрешность И. Христа). См. 1-й вып. ст. «В защиту веры» Москва 1898 г. Шаффа Ф. Иисус Христос – чудо истории. Спб. 1874 г. 4–5 гл. Янышева И. Л. протопр. Прав.-христианское учение о нравственности. Спб. 1906 г. § § 49–51, Бронзова А. А. Иисус Христос – совершеннейший образец нравственности (Богосл. энцикл. VI т. 648–665 стр.) Светлова П. Я. прот. Опыт апологет. излож. прав. христ. вероучения. II ч. 419–451 стр. Рождественского Н. П. Христ. апологетика. II т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Амос, отец пророка Исайи, библ. – 612 Ананий, св. – 7, 562 Андрей (см. Адриан, русский патриарх) Андрей, сын старицы Маремьяны – 388 Андрей Критский , архиепископ, проповедник, писатель – 578 Андрей Первозванный, апостол, св. – 19, 140, 256, 569, 570 Андрей Юродивый, св. – 496 Андриан, митрополит Московский – 637 Андреян, паломник (см. Адриан) Анна, мать Богородицы, св. – 100, 101, 217, 218, 340–342, 437, 520, 607, 609 Анна Иоанновна, русская императрица 405, 575 Анненков, полковник – 135, 252, 410, 504 Антон Фрязин, итальянский архитектор – 620 Антоний, архимандрит – 391 Антоний, волоколамский старообрядец – 385 Антоний, священноинок – 385, 390, 392, 402 Антоний Великий , основатель монашества, св. – 460 Антоний Печерский, основатель Киево-Печерского монастыря, св. – 19–21, 122, 123, 140, 141, 241, 256–258, 371, 401, 467, 478, 492, 570 Анфимий, греческий архитектор – 580 Аполлон, античный бог – 581 Апполинария Петрова, старица – 385, 388 Арефьев Семен, тверской купец, владелец рукописи – 491, 531 Арина, дочь В.И. Сабинина (?) – 500 Аристотель, древнегреческий философ – 616 Аркадий Цареградский, сын сенатора Ксенофонта, св. – 86, 201, 350, 600 Арсений Суханов , писатель-путешественник – 396, 462, 463, 466, 467, 477, 496, 499 Артемьев Захар, крестьянин – 387 Архипов А., исследователь – 438, 439 Аса, отец иудейского царя Иосафата, библ. – 610 Астахова А.М., исследователь – 468 Афанасий, грек, основатель монастыря на Афоне – 591 Афанасий, священник – 29, 149, 267, 538 Афанасьев Тимофей, старообрядец – 408 Ахав, иудейский царь, библ. – 593 Ахаз, иудейский царь, библ. – 612 Ахмед III, турецкий султан – 616 Б артенев П.И., исследователь и издатель – 409, 482–485, 516, 517, 623, 624 Басов Евсевий (Евсей), посадский человек – 10, 12, 13, 130, 132, 133, 249, 250, 423 Басов Илья, посадский человек – 12, 132, 247, 524 Басов Нил, посадский человек – 249, 423, 427, 472, 524 Беливский Сергей, историк старообрядчества – 398, 403, 626 Белобоцкий Андрей, писатель – 414 Белоброва O.A., исследователь литературы и искусства Древней Руси – 470

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И Владыка, и его сестра очень интересовались космическими достижениями. Дневники монахини Евфросинии пестрят записями о запусках космических кораблей. Космонавтов она знала по именам, молилась об их благополучном возвращении на Землю. «Эли продолжала энергично интересоваться физикой, астрономией, науками о Земле. В самых восторженных тонах она рассказывает о космонавтах, о том, какая была с ними пресс-конференция… Президент Академии наук акад. Келдыш заключил свое слово тем, что сказал: «Через 30–40 лет наша теперешняя совершенная наука будет казаться дикарским челноком, на котором катались первобытные люди!» В то же время она неукоснительно выполняла монашеское правило и пятисотницу». Эли пишет: «Наслаждалась игрой на пианино. Читала сегодня в послании св. апостола Иоанна: «Дабы вы знали, что, веруя в сына Божия, имеете жизнь вечную… И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас… Знаем и то, что получаем просимое от Него». Какое дерзновение и надежду дарят эти слова! Весь день я лежа читала книгу «Ядерная астрофизика» о ядерных частицах. Это помогает читать статьи о звездах… Вчера запустили «Союз-6» с двумя космонавтами. Сегодня – «Союз-7» с тремя космонавтами…» «После обеда я улеглась и стала читать интереснейшие статьи о Венере и ракетах: «Венера-5» и «-6», которые братик вырезал мне из газет. Наши ракеты прибыли на Венеру, вошли в ее атмосферу». Эли не забывала отметить, что «Аполлон-10» уже четвертый день летит к Луне: «Сегодня он должен облететь Луну и быть в 15 километрах от нее!» Через несколько дней делает запись в дневнике о благополучном возвращении «Аполлона». «22 декабря мы услышали по радио, что американцы полетели на Луну! Американцы на этот раз ограничились тем, что делали кольца вокруг Луны, но не сели на нее. 24 декабря их начальник – космонавт и в то же время методистский священник – читал в космосе несколько строчек из Книги Бытия». Интерес к освоению космоса в то время проявляли многие служители Церкви. Стремление прикоснуться к замыслу Творца соседствовало с гордостью за успехи своего народа. Митрополит Нестор (Анисимов) , не один год отсидевший в лагерях, пишет в письме родным: «…Поздравляю вас с Новым годом, принесшим великую СЛАВУ нашей дорогой Родине! Поздравляем с грандиозной победой русского, советского, гения – запуском спутника. Ура, ура и слава!» Его близкие рассказывают, что он следил за полетом первого спутника и гордился тем, что первой была НАША СТРАНА.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Разве не за нечистоту Иродову и Иродиадину пострадал святой Иоанн? А Христос за что пострадал? Вы скажете, что Он пострадал из-за невоздержания прародителей, преступивших заповедь Божию и вкусивших от запрещенного древа? Я же скажу: не от того ли яблока зародилось у прародителей семя тления и похоть плоти? Ибо тотчас же познали они наготу свою, ощутили в своих членах иной закон, закон плоти, воюющий против закона духа, и стали стыдиться друг друга и прикрывать свою наготу смоковными листьями. И за этот-то грех , более же всего за нечистоту плотскую, наказывал Бог людей первого мира то потопом, то огнем серным. Потом Он и Сам, как понесший на Себе грехи всех, принял казнь смертную. Ныне же особенно этим грехом, то есть плотской нечистотой, вторично распинается теми, которые живут блудно, которые «члены Христовы делают членами блудницы». Для обоих смертей – Христовой и Иоанновой – одна причина: нечистота человеческая. Иоанн умер однажды, а Христос еще и в нас умирает. Ибо каждый раз, когда кто-либо дерзает совершать скверное плотское беззаконие, он распинает в своих членах Христа. Оскверняя члены свои, он оскверняет не свои члены, а Христовы, ибо они искуплены Кровью Христовой, как говорит и апостол: «Вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою» ( 1Кор. 6:19–20 ). Христос восшел на Крест, чтобы упразднить силу дьявола. Но в чем, как не в плотском, похотном грехе утвердилась вся сила дьявола? Ибо страсть эта всех побеждает, ее же редко кто может одолеть. Все ей служат: и премудрые, и сильные, и богатые. Вспомню здесь одну древнюю еллинскую басню, подходящую нашей беседе. Собрались некогда в один сонм все еллинские боги на состязание, каждый желая показать свою силу, насколько кто может, и каждый явился со знамением своей силы. Дий, или Зевс (Юпитер) пришел с молнией, которую держал в руке в знак своей премудрости или царской светлой власти и чести, ибо он считался царем над богами. Аполлон явился с луком и стрелами, которые носил в знак своего благополучия. Геркулес пришел с копьем в знак своей силы. Арес (Марс) – с мечом в знак храбрости, Гермес (Меркурий) пришел или, лучше, прилетел на златых крылах, и это – в знак своего богатства. Прочие явились с другими знамениями и орудиями силы своей, и каждый из них похвалялся, что один может то, другой – другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Толкование Поскольку постный день, т. е. навечерие Богоявления 284 , совпал с воскресным скоромным днем, настоящее правило определило, что нам следует с мудростью и рассуждением распорядиться относительно этих двух противоположных вещей. Вкушая немного фиников (или смокв и изюма), таким разрешением поста да почтим скоромный воскресный день и избежим ересей, последователи которых не почитают воскресенье и доказывают это тем, что совершенно ничего не вкушают в этот день (см. также Гангр. 18). Ведь и долг, и древний обычай, и предание Церкви требуют, чтобы мы, православные, непременно почитали воскресный день и праздновали его, радуясь воскресению из мертвых, которое в этот день даровал нам Господь. Потому воскресенье называется в Божественных Писаниях и днем первым, как начало нашей жизни, и днем восьмым, как превзошедшее седьмой день, т. е. иудейскую субботу, потому что считается следующим после седьмого дня (см. Василия Велик. 91). Таким разрешением поста, не нарушив его и не разрешив вкушение другой более жирной и тяжелой пищи, да почтим и постный день навечерия, ожидая часа вечерни, которая по Божией воле совершится после 9-го часа. Смотри также Апост. 64. Из наставления, которое получил Аммон для города Лика Правило 2 С теми, кто был в общении с арианами и доныне удерживает церкви, нужно поступать по обычаю, т. е. поставлять других, о которых известно, что они православные, а тех оставлять в общении, применяя к ним такое же правило, какое применяли православные епископы Фиваиды и в остальных городах. Те, которых поставил еп. Аполлон и которые вступили в общение с арианами, имеющими церкви, да подвергнутся епитимии, если сделали это добровольно; если же из послушания своему епископу, да пребывают в общении, поскольку они не знали, что поступили неразумно. Впрочем, если весь народ отвергает их вместе с прочими, пусть будут рукоположены другие; если же принимает их вместе с теми, с кем они вступили в общение, пусть и к ним применяют тот обычай, которому следовали все православные епископы Фиваиды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

171 Нива. 1906. 5. Картины его: «Шествие грозы», «Громовый удар», «Огненный потоп», «Над печальной страной», «Тень Креста», «Курганы», «Гейнал», «Рапсодия», «Радуга – врата новой жизни» – писаны за 10 лет до великой войны 1914 г. Но легко заметить уже по заглавиям, что здесь намечены постепенные этапы шествия антихриста, близ грядущего, а не просто общеевропейская свалка и мир после нее. 172 См.: Иванов Вяч. Чурлянис и проблема синтеза искусств/Аполлон. 1914. III (март). С. 5–58. Рисунки представляют в высшей степени наглядно дело антихристово и носят демонический характер. Краткость места не позволяет мне подробно поговорить о всех этих замечательных художниках. Пришло время, когда Бог попускает бесам пророчествовать, раз люди не хотят слышать истинных пророков. 179 Его же. Творения. Т. 8. СПб., 1902. С. 421. Беседы на Евангелие св. апостола Иоанна Богослова. Беседа 63. 181 Там же. С. 188. Толкование на послание к Ефесянам. Беседа 21. Беседы, происходившие иногда в древности между философами и монахами, чудотворцами и подвижниками (например такими, как Антоний Великий ), о существе истинной философии и о силе и значении наук, хорошо выясняют для христианина, где ложь и где истина. За краткостью места, я могу только указать на наиболее любопытные примеры в этом отношении. Св. Афанасий Великий . Творения. Ч. 3. 1903. С. 234–240. Жизнь Антония, 72–80 (где рассказывается о разговоре Антония с философами и о чудесах, совершенных им при них же); блаж. Иоанн Мосх . Луг Духовный. Свято-Троицкая Лавра, 1896. С. 187. Гл. 156; Древний Патерик. М., 1899. С. 311–312. Гл. 16, 24 (как философы пытали сперва простого монаха, а потом великого и что из этого вышло); преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. М., 1892. Собеседование 8 (о том, как два языческих философа бесов к Антонию Великому подсылали) и многие другие. 182 Верхарн Э. Монастырь. Акт 1. См. интересные с точки зрения «здравого смысла» рассуждения одного турецкого чиновника о бесполезной «возне» европейцев на месте древнего Вавилона, т. е. об их научных археологических изысканиях (именно, знаменитого Лэйярда): Рагозина 3. Древнейшая история Востока. История Халдеи. СПб., 1902. С. 50–51.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Учитывая относительную скудость источников XVI века, все это составляет серьезную проблему. Иоанна Грозного не понимают и не хотят понять, его просто принято «не любить», это считается хорошим тоном, потому что так воспитали историков их учителя. Один из откликнувшихся на нашу дискуссию публицистов на сайте АПН привел аргумент, который хорошо иллюстрирует только что сказанное: «В числе моих преподавателей на истфаке были выдающийся русский историк Аполлон Кузьмин, человек радикальных патриотических взглядов, Николай Павленко, один из крупнейших современных историков и знаток эпохи Ивана Грозного либерал Владимир Кобрин. Так вот, несмотря на различные взгляды, разные исторические школы и пр., все трое ненавидели Грозного». Но ведь именно это и должно настораживать! Многое смущает в нашей историографии и в историках-профессионалах. Тяжело признавать, но при всем уважении к Кузьмину и к другим преподавателям МПГУ, каноны их профессии в случае с Иоанном IV и особенно с опричниной не срабатывают, над сознанием профессионалов начинают тяготеть мотивы, далекие от профессионального долга и пресловутой «приверженности источникам». Трудно сохранить веру в профессионализм, когда один за другим историки цитируют одни и те же клеветнические и пропагандистские свидетельства, не удосуживаясь отделить сведения наверняка подлинные от сомнительных (согласно методике Е.Ф. Шмурло). При этом наши историки еще и крайне эмоциональны в оценках, примешивая к ним не столько даже партийные, сколько ложно понятые гуманистические и индивидуалистические критерии. Вывод из этого запутанного дела прост: эпоха опричнины еще ждет своего настоящего серьезного исследователя. Весьма ярким исключением в литературе об эпохе опричнины стал митрополит Иоанн (Снычев). Не имея возможностей построить мощную историческую картину исследования, опровергающую клевету на царя и отражающую всю иррациональную ненависть к нему, он нашел в себе духовные силы этой клевете и ненависти противостоять. Это настоящий подвиг, учитывая, что он зашел на «поляну» профессиональных историков. Историки-ремесленники с их копанием в источниках, с их жонглированием ссылками и ссылками на ссылки, с их казуистикой, превышающей нередко казуистику юристов в суде, конечно, в своем ремесле стоят выше владыки Иоанна. Но его подвиг открывает дорогу новым исследованиям, которые обязательно будут проведены. Сегодня можно назвать несколько крупных историков (Фроянов, Фурсов, Альшиц), которые свободны от антиопричного мифа.

http://ruskline.ru/analitika/2010/05/04/...

Впрочем я не говорю, чтобы и тела живых людей были по самой природе нечисты, но что везде за преступления всех ответственна злая и развращенная воля. Нет, Аполлон, не мертвое тело есть скверна, но гнаться за девицею целомудренною, чтобы лишить ее девственной чести, и плакать, не получив удачи в бесстыдном деле, — это вот достойно и осуждения и наказания! Много было и у нас пророков дивных и великих, много предсказывавших о будущем и никогда не повелевали они вопрошавшим выкапывать кости умерших; а Иезекииль, стоя близ самых костей, не только не встретил в них себе никакого препятствия, но и возвратил их опять к жизни, облекши их плотью, жилами и кожей. Великий же Моисей не только стоял подле мертвых костей, но даже целого мертвеца нес с собой — Иосифа — и при этом предсказывал будущее. И это вполне естественно, потому что их слова были благодатью Духа Святого, а слова тех — обман и ложь, которая ничем не может быть прикрыта. Что те слова были отговоркой и предлогом, и что боялся он блаженного Вавилы, ясно из того, что сделал царь: оставив всех остальных мертвецов, он перенес одного только этого мученика. И притом, если бы он делал это, гнушаясь им, а не боясь, то надо было приказать, чтобы гробницу разломали, потопили в море, удалили в пустое место, или уничтожили другим каким–нибудь образом: это свойственно было гнушающемуся. Так сделал Бог, когда говорил евреям о мерзостях язычников: Он повелел сокрушить столбы их, а не нести эти мерзости из предместий в города. 3. Итак, мученик был перенесен, но демон и после того не наслаждался безопасностью, а тотчас узнал, что кости–то мученика возможно перенести, но рук мученика избежать невозможно. Вместе с тем как гробницу эту с телом повезли в город, и молния свыше ударила в голову идола, и все попалила. По крайней мере тогда, если уже не прежде, надлежало нечестивому царю разгневаться и излить гнев свой на храм мученика; но и тогда не дерзнул он: такой овладел им страх; и хотя видел он, что пожар нестерпим, и точно знал причину его, однако был тих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но после Ницше вновь будет возобновлена попытка Гете, попытка создать Христова двойника, не аскетического, не церковного Христа – у Мережковского, Христа-Диониса – у Вячеслава Иванова. Два последних писателя – через Ницше – идут назад к Гете. Но Христос Гете, будучи далек от Христа евангельского, далек и от Христа-Диониса. Это скорее – Христос-Аполлон – воплощение —507— мудрости, силы и красоты, спокойный и величавый образ. Это – Primo Motore, первый двигатель Леонардо да Винчи, «сын Божий» Спинозы – «движение к материи и разум в мыслящей природе». Гете относится ко Христу с глубоким уважением, но сам признается, что Он для него «существо загадочное». Подход Гете ко Христу – подход александрийского неоплатоника, который органически не может понять ни искупительного подвига Голгофы, ни воскресения во плоти. И, конечно, английский епископ был прав, деликатно заметив: «кажется, г. Гете – немного еретик». Но это ее совсем точно. Если бы Гете начал проповедовать свое понимание христианства, то он оказался бы не «немножко еретик», а просто язычник. Но, поскольку Гете был поэт и ученый, далекий от всякой церковной жизни, можно сказать, что его христианские взгляды были делом его личной совести. Иная картина получается, когда взгляды Гете рассматриваются, как «новое религиозное сознание», как это будет у Мережковского, Вяч. Иванова, Рудольфа Штейнера. Тогда мы вправе определить это навязываемое нам гетеанское искажение христианства словом «ересь». Но Гете здесь не оригинален: его религиозное сознание воспроизводит старые неоплатонические и гностические заблуждения. XIX. Недавно вышла книга Эмилия Метнера «Размышления о Гете». Автор между прочим касается вопроса об отношении Гете к христианству. «За одиннадцать дней до кончины, Гете, в разговоре с Эккерманом, высказал ряд воззрений, обличающих в нем несомненного христианина, правда отчасти с протестантскою, отчасти даже антицерковною окрасксою». «Я считаю все четыре евангелия вполне подлинными, ибо в них действенный облик величия, исходившего от личности Христа, величия столь божественного рода, в каком только когда-либо Божественное являлось на земле. Спросят меня, свойственно ли моей природе проявлять к нему молитвенное благоговение, то я скажу: конечно, я преклоняюсь перед Ним, как перед Божественным Открове-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

68 Бытие, XVHI. 69 Пифонский демон — чудовищный змей, рожденный богиней земли Геей и убитый Аполлоном, или же, что более вероятно, сам Аполлон. 70 Тир — крупный портовый город в Финикии. 71 Начало распространения христианства у индийцев относится к концу 20-х-началу 30-х гг. IV в. 72 Эвксинский Понт — древнегреческое название Черного моря 73 Св. Антоний Великий 251 — 17 января 356 г . — знаменитый монах, проживший почти всю свою жизнь в египетской пустыне. Считается первым анахоретом «тот, кто удаляется» , т. е. монахом-отшельником. 74 в «Житии Св. Антония». 75 Мани ок. 215—277 — основатель манихейства, зверски замученный по приказу персидского шаха Бахрама I. Происходил из знатной персидской семьи. Манихейство, синтезировавшее многие элементы христианства, зороастризма и буддизма, было дуалистической религиозной системой. Согласно Мани, мир является ареной борьбы светлого и темного начал, а цель истории — освобождение частиц света от тьмы и зла. Человек должен этому всячески способствовать, ведя нравственный образ жизни, воздерживаясь от брака, мясной пищи, убийства себе подобных и т. д. аскетическая этика . Манихейство широко распространилось от Рима до Китая и просуществовало до XII в. 76 Сарацин — араб, житель Аравийского полуострова. 77 Монтан — ересиарх II в. он был перешедшим в христианство жрецом Кибелы , проповедовавший близость Второго Пришествия и конца света. 78 Будучи осужденным на Никейском соборе, арианство сосредоточило свои атаки против исходного в Никейском символе термина «единосущный», спровоцировав тем самым раскол христиан на «единосущников» и «неединосущников». «Неединосущники» умеренные ариане утверждали, что Бог-Слово имеет не равную, но подобную Богу-Отцу субстанцию. Различия между этими двумя партиями сводились к одной букве — йоте: homousios единосущный и homoiousios подобосущный . «Единосущники» стремились подчеркнуть единство двух первых лиц Троицы и абсолютную божественность Слова. «Неединосущники» сохранили от первоначального арианства отрицание идеи равенства сущностей Отца и Сына, но приняли никейскую концепцию Христа несотворенного и совечного Богу-Отцу. Лидерами «единосущников» были Евстафий Антиохийский и Афанасий Александрийский, лидерами «неединосущников» — Евсевий Кесарийский и Евсевий Никомидийский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010