Пер. по кн.: Достопамятные сказания…, Лукий, с. 98. Тот же текст в другом переводе дан в Древнем Патерике, гл. 12, сс. 237–238: Некогда некоторые монахи, называемые евхиты, пришли к авве Лукию в Енат, и спросил их старец, говоря: какое ваше рукоделие? Они отвечали: мы не занимаемся рукоделием, но, как говорит Апостол, непрестанно молимся. И сказал старец: вы не едите? Едим, отвечали они. Старец говорит: кто молится за вас, когда вы едите? Еще сказал им: вы и не спите? Спим, отвечали они. Старец говорит: кто молится за вас, когда вы спите? И не нашлись на это ответить ему. Тогда старец сказал им: простите мне, вы не делаете, как говорите. Я же вам покажу, что, занимаясь своим рукодельем, непрестанно молюсь. Размочив немного прутьев, я сажусь с Богом, и, плетя из них веревку, говорю: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Псал. 50, 1). И сказал им: не молитва ли это? Те отвечали: да. Старец сказал: проводя целый день в работе, я зарабатываю более или менее шестнадцати монет. Две из них подаю в дверь (нищим), а на остальные ем; — и молится за меня принимающий две монеты, когда я ем, или когда сплю, и по благодати Божией у меня совершается непрестанная молитва. 117 Творения аввы Евагрия, «Мартис», 1994, с. 90. Употребленное здесь в значении «монах» греч. Monachos буквально означает «уединенный», «одинокий». О том, как отшельник всегда молится со всей полнотой Церкви, см. Peter Damian, The Book which is called «The Lord be with you» (Книга, именуемая «Господь с тобою») (PL 145: 231–52). 118 См..: Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Репринтное издание. Св. — Троицкая Сергиева Лавра, РФМ, 1993. Собеседования Египетских подвижников, собеседование 10, гл. 10, с. 357. 119 АР, alphabetical collection, Apollo 2 (136А); tr. Ward, Sayings, 36. Но Аполлон, похоже, слишком близко подошел к мессалинской точке зрения, ибо в этих же apophthegmata [(т. е. сказаниях)] дополнительно сообщается: «Он не занимался никаким рукоделием, но всегда молился». [Перевод обеих цитат по кн.: Достопамятные сказания… (см. сноску 6), Аполлон 2, с. 43]. 120

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

504 В греческой версии эта болезнь названа горячкой (πυρετς – сар. 1, 16), в латинской говорится о скоплении желчи (abundantia fellis – сар. 1,2:8). 505 В греческом тексте сказано, что авва Иоанн из Диолка излечил многих, страда­ющих параличом и подагрой (πολλος παραλυτικος κα ποδαλγος (разночтение – ποδαγρος] θεραπεσαντα – Feslugière, 1961. P. 135). В латинской версии эта подробность опущена. 506 Речь идет о бешенстве, случившемся от укуса бешеной собаки, что, вероятно, можно отнести к психосоматическим заболеваниям. 507 Речь идет о сильном испуге юноши-пастуха при виде «дракона». В латинской версии его состояние названо помешательством (exterritus mente exciderat), в греческой говорится, что в исступлении он упал замертво (ν κστσει γενμενος λιποψχησεν – разночтения: λιποθμησεν, λιγοψυχσας – сар. 9, 11: Festugière, 1961. P. 74). 508 Oppidum в латинской версии «Истории монахов» следует понимать как «город», поскольку Диолк Руфин называет тем же термином (cap. (32), 1). Греческая версия «Истории монахов» не указывает точное происхождение этой девицы. 509 В латинской версии упомянута цифра – около 10 (decem circiter gentilium vici) (cap. 7, 7:1). В греческой говорится только о ближайших селениях. 510 Νας δ ν μγιστος ν μι τν κωμν (cap. 8, 25)/templum enim erat amplissimum (cap. 7, 7:1). 511 M. И. Хитров, переводчик латинскою текста «Истории монахов», считает, что это могла быть статуя Аммона-Ра (Жизнь пустынных отцов. С. 43–44). 512 Ο ερες βακχεοντες μετ το πλθους (cap. 8, 25)/quod moris erat circumferri a sacerdotibus bacchantium ritu cum reliqua multitudine circumeuntibus (cap. , 7:1). 513 Ως δ πρ το ποταμου δατος τν τελετν ποδιδντες (cap. 8, 25)/quasi pro aquis fluvialibus profana mysteria peragentibus (cap. , 7:1). 514 Датировать этот эпизод второй половиной IV в. позволяет указание на то, что авва Аполлон вышел из дальней пустыни в «места обитаемые» и здесь основал монастырь во времена Юлиана, который правил с 361 по 363 гг. В данном эпизоде авва Аполлон показан в окружении монахов – видимо, братии своего монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Круг его дореволюционных знакомых составляли не слишком именитые поэты Леонид Андрусон, Аполлон Коринфский, Дмитрий Цензор и Яков Годин, прозаики Николай Вержбицкий, Алексей Чапыгин и молодой еще в ту пору Иван Соколов -Микитов. Последний позднее вспоминал: «Путешествия Грина обычно начинались и кончались в знакомых питерских кабачках, встречами с приятелями из петербургской бедной богемы, с людьми, ничуть не похожими на фантастических героев его фантастических рассказов… Встречались мы довольно часто и почти всегда в компании писателей. Среди них я особенно запомнил поэта Леонида Ивановича Андрусона. Это был очень кроткий, хромой, разбитый параличом человек, с младенческими голубыми глазами. Грин шутя говорил об Андрусоне, что он беден, как церковная крыса. Мне не раз доводилось у него ночевать: он жил на Невском, где-то в чердачном помещении, в крохотной полутемной комнатке. В этой же компании был поэт Яков Гордин, появлялся иногда Аполлон Коринфский – рыжеволосый, косматый человек, с рыжей, как апельсин, бородою. Случалось, из гатчинского уединения приезжал Куприн, вносивший оживление». Самые известные из тех, с кем он в ту пору водил дружбу помимо Куприна, были два Михаила – Кузмин и Арцыбашев, но отношения между ними и Грином были не творческими, как между Блоком и Белым, Розановым и Ремизовым, Горьким и Леонидом Андреевым, но чисто приятельскими – питейными, застольными, бильярдными. В литературе Грин оставался одинок, и писательская судьба его складывалась не слишком успешно. В 1913–1914 годах в издательстве «Прометей» вышел трехтомник произведений Грина, но рецензии были скорее неодобрительными. Грина стали все чаще сравнивать с иностранными писателями, обвиняя в эпигонстве, говорить об упадке его таланта. «Дикая и величественная прелесть его первых героев утратила свою тоскующую загадочность… весь его талант ушел в эту игру на эффектах дурного вкуса», – писал критик «Киевской мысли» Л. Войтоловский, который за несколько лет до этого приветствовал Грина: «Вот писатель, о котором молчат, но о котором следует, по-моему, говорить с большой похвалой… Он весь создание нашей жизни, и, быть может, он один из наиболее чутких ее поэтов».

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-grin-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОМСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Омской епархии Омской митрополии), находится в г. Омске. Основан решением Синода от 23 февр. 1912 г. на базе Казанской общины, располагавшейся в Новой станице Омского у. Акмолинской обл. Устроение О. м. инициировали послушницы Екатерина Александровна Волкова (дочь священника) и Анна Алексеевна Толмачёва (крестьянская вдова) - насельницы Сурского во имя апостола Иоанна Богослова и санкт-петербургского во имя преподобного Иоанна Рыльского жен. мон-рей. В 1898 г. по благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева) они прибыли в Омские степи «для восстановления здоровья» в озерах с целебными грязями. Казаки Новой станицы согласились выделить из своего Юртового надела 4 дес. земли для создания новой обители. Получив согласие войскового наказного атамана, землевладельцы 6 окт. 1902 г. подписали приговор, согласно к-рому дарованная земля «должна находиться в распоряжении организуемой общины до тех пор, пока таковая будет существовать». Сестры обратились к епископу Омскому и Семипалатинскому Сергию (Петрову) с просьбой об устроении «религиозно-просветительной общины» в честь Казанской иконы Божией Матери. 12 авг. 1903 г. послушницы вторично направили еп. Сергию прошение. 10 дек. 1903 г. община была официально утверждена, при этом Омская духовная консистория отказала сестрам в просьбе выдать на имя Толмачёвой книгу для сбора пожертвований в пределах епархии. Первыми благотворителями общины стали священник омской Крестовоздвиженской ц. Аполлон Волков (ок. 1845-1928?), передавший послушницам 240 р., шадринский купец Н. Я. Смирнов, пожертвовавший 4200 р. и 300 сосен на монастырское строительство, купец Я. Н. Колмогоров, чиновник Буторин, а также насельницы с.-петербургского Иоанновского мон-ря. Наблюдение за сестрами общины было поручено 25 нояб. 1903 г. священнику Свято-Троицкой ц. Акиндину Правдину († после 1923), а 22 февр. 1905 г.- свящ. Аполлону Волкову. 22 марта 1904 г. свящ. Акиндин представил в Омскую духовную консисторию утвержденные главным архитектором Акмолинской губ. М. И. Шухманом (1862-1941) смету на строительство сестринского корпуса на сумму 4 тыс. р. и план зданий обители. В мае 1904 г. благочинный свящ. Илия Богоявленский совершил закладку, а 8 апр. 1905 г. свящ. Аполлон Волков освятил деревянное 2-этажное здание с домовой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Рядом была поставлена деревянная колокольня на столбах, к северо-западу устроены трапезная, иконописная и др. мастерские, кладовые, дом священника и кельи послушниц. 4 сент. 1906 г. Новая казачья станица выделила еще 4 дес. земли для монастырского кладбища, к-рое впосл. стало именоваться Старо-Южным или Порт-Артурским.

http://pravenc.ru/text/2578407.html

Эру не разрешено присоединиться к другим душам и пить из Реки забвения, вместо этого он должен вернуться, чтобы поведать свою историю. Платон, без сомнения, видит в этом рассказе просто удобное средство представить свою доктрину, а если бы мы пожелали поместить пережитое Эром в какую–то категорию, мы могли бы сказать, что он испытал «переживание, близкое к смерти». Всем лишь казалось, что он умер, а на самом деле все было не так 273 . Но не в этом суть той истории, которая подобна басням Эзопа; она приводится не как буквальная истина, но ради мудрости, которую она выражает. Другая история, которую тут стоит рассмотреть, это миф об Алкестиде. Согласно легенде, Алкестида – жена Адмета, царя Фер (Фессалия), которому должен был в наказание служить бог Аполлон. В благодарность за почтение Аполлон добился у мойр для Адмета права избежать смерти при условии, что кто–то другой умрет за него. На это согласилась только Алкестида, его любимая жена. Она умирает, и ее хоронят. Она, однако, была возвращена Адмету: по одной версии Персефоной, по другой, более известной версии, – Гераклом. Геракл бился с Танатом (Смертью) и одолел его. Интересно, что в пьесе Еврипида возрожденная Алкестида сначала молчит. Геракл объясняет это так: она еще находится во власти подземных богов, и на ее очищение уйдет три дня 274 . Эта история, лучше всего известная по трагедии Еврипида, отчасти напоминает «Зимнюю сказку» Шекспира. Недавно о ней заговорили как о главном свидетельстве «традиции воскресения» в греческом мире 275 . Миф этот был известен в различных вариантах. Эсхил упоминает о нем в «Евменидах» 276 , а Платон – в «Пире», где он органично содействует с рассказом об Орфее и Эвридике 277 . Он отражен в искусстве всего римского периода, обычно это изображение сцены, когда Геракл выводит закрытую покрывалом Алкестиду из гробницы 278 . Рассказ об Алкестиде очень интересен, но едва ли свидетельствует о подлинной вере в воскресение. Да, Алкестида возвращается из царства мертвых к жизни в теле. Однако она снова умрет, как Лазарь в Евангелии от Иоанна, хотя ее возвращение значит достаточно много: ведь это единственная история подобного рода из всех античных материалов, которыми мы располагаем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

В 325 г. Константин Великий решился основать новую столицу Римской Империи. Сначала он думал восстановить из развалин древнюю Трою, но, оставив эту мысль, избрал Византию, которую и переименовал по своему имени, назвавши Константинополем. С необыкновенной быстротой (в 330 г.) возникла эта новая столица, расширилась и украсилась великолепными палатами, водопроводами, рынками, фонтанами, цирками, театрами. По повелению Императора, все, что только лучшего оставалось от античного искусства в городах Греции и Азии, было свезено в новую столицу, между прочим, лучшие статуи, изображающие богов и героев классической древности, каковы: Зевс Додонский, Афина Скиллиса и Дипена, Аполлон Пифийский, Музы, группа Персея и Андромеды из Фригийского города Икониума, колоссальный бронзовый Аполлон, приписываемый Фидиасу. Эта статуя, голову которой окружили сиянием, а в руки дали скипетр и державу, получила имя Императора Константина. Между шестидесятью статуями, доставленными в новую столицу из Рима, были изображения Августа, Траяна, Адриана. Термы или бани Зевксиппа были украшены множеством бронзовых статуй, а также и платформа гипподрома. Не довольствуясь остатками классической древности, Константин должен был, для украшения своей столицы и для возникшего между ее богатыми жителями великолепия, вызвать в большом количестве разных художников и мастеров. Быстро развившаяся роскошь особенно способствовала процветанию золотых дел мастерства. Из всех храмов, воздвигнутых Императором, особенным великолепием ювелирной работы отличался храм Св. Апостолов. Образец изящного стиля мозаических работ времен Константина читатели нашего сборника могут видеть на снимке с мозаик Георгия Солунского, приложенном к статье г. Филимонова о сочинении Тексье. Так как с именем равноапостольного Императора содиняется мысль о безраздельном господстве самого высшего стиля христианского искусства, и на востоке, и на западе, то надобно упомянуть, что он заботился столько же об украшении храмов в Иерусалиме, Вифлееме, Антиохии, но особенно храмов Римских. Между этими последними преимущественно украсил он из драгоценных металлов рельефами, статуями, лампадами и другой церковной утварью базилику, наименованную по его имени Константиновою, которая теперь называется базиликой Св. Иоанна Латеранского.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

— Достойный жестокой смерти, ты думаешь, что сии суть идолы; разве ты не разумеешь находящейся в них силы? Святой Павел отвечал: — Зевс, которого ты называешь богом, был волшебник, исполненный страсти и самый невоздержанный блудник. Он, видя красивых женщин и девиц, прельщал их волшебством различным способом, иногда обращаясь в быка, иногда в птицу, в орла или лебедя, иногда в золото, и прельстив таким образом и осквернив множество лиц, он называется ими богом и почитается. Но не буду по порядку перечислять всех его блудных, бесстыдных и беззаконных дел, ибо вижу, что ты гневаешься, слушая мои слова, — тем не менее я не боюсь твоего гнева, но, чтобы не соблазнить слышащих сие, умолчу о прочем. Другой ваш бог — Аполлон. Он не от прелюбодеяния ли рожден одной женщиной, по имени Латоной, которая родила его между двух деревьев? Сей Аполлон также сотворил много непотребства, подражая своему отцу Зевсу. Подобным образом и знаменитой ваш бог Дионис разве не рожден от прелюбодеяния Семелою, дочерью Кадма? [ 4 ] — Лжешь, дерзкий! — вскричал Аврелиан, — Дионис рожден от Юноны, матери богов. Святой Павел рассмеялся и сказал: — Может быть богом рожденный женою? может ли стать кто-нибудь богом, не будучи им прежде? имеет ли бог жену и может ли рождать от жены детей? Аврелиан, разгневавшись на такой ответ, сказал святому: — Нечестивый и дерзкий человек! Доколе ты будешь лукавыми словами порицать и хулить наших богов? Разве ваш Христос, Коего вы называете Небесным Богом, не рожден от жены? Святой Павел ответил хулителю: — Хотя ты и недостоин знать тайну Божественного Откровения, но дабы не прельстились твоими словами стоящие вокруг тебя, необходимо хотя кратко рассказать о том, о чем ты спрашиваешь. Бог в начале сотворил небеса и землю и всё, что на них находится, моря и всё, что в них; создал также и человека, по образу Своему и по подобию, чистым, не имеющим никакого греха, праведным, благочестивым и поселил его в раю, полном всякого блага, создав из ребра его и помощницу ему. Но отец ваш диавол, завидуя такому блаженству людей, соблазнил Еву и чрез нее довел и Адама до преступления против заповеди Божией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Мертвых, живых, умирающих вдруг две стены взгромоздились – И на коне он въезжает – и – радостный взор устремивши под купол, – Меч обнаженный в руке, а в другой Магометово знамя – «Слава Аллаху!» гласит, пораженный величием храма... Старец-иерей между тем, продолжая служенье, подъемлет С пеньем Святые Дары – и идет – и пред ним вдруг разверзлась Арка в алтарной стене, и вошел он – и арка замкнулась... Вот что мне виделось в Айя-Софии... И правдой казалось Дней тех преданье: в тот миг, как уже разрушенье свершилось, В храме последних святынь, и икон, и крестов, и покрылись Известью лики святые на стенной златой мусикии 115 , – В оную ночь в окна купола, вдруг, осветивши весь город, Свет необычный исшел, и раскрылося небо – и тихо Свет сей приявши, закрылось опять – и сей свет был – Господня Храму сему благодать, отошедшая паки на небо... И по ся дни стоят голые стены – чертог опустелый, Где, за отбытьем владыки, вселилися пришлые люди. Где же владыко?.. Искал я глазами – где арка, в которой Скрылся с Дарами иерей, – и когда же разверзнется, ждал я, И – как предсказано было – он выйдет опять с той же Чашей, Прерванный чин литургии окончить, при возгласах славы, Светлый воскресный канон воспевая... и известь исчезнет, И – уже тонко сквозящийся ныне – Спасителя облик Купно со всеми Святыми опять просияет на злате Вкруг загоревшейся вновь мусикии... Впервые: «Русский Паломник» (1888, 21), с примечанием: «Читано самим поэтом в торжественном собрании Славянского Благотворительного Общества, 11 мая 1888 г.». В русской поэзии к этой византийской легенде обращались Андрей Муравьев, Михаил Розенгейм и Аполлон Майков. 112 Городец на Волге; там умер на возвратном пути из Орды великий князь Александр Ярославич Невский в 1263 г. 114 В 1724 г. Петр I перенес мощи Александра Невского из древнего Владимира в новую столицу, где они стали самой чтимой святыней Александро-Невской лавры. Стихотворение заканчивается словами митрополита Кирилла, возвестившего о смерти Александра Невского. (Примеч. сост.)

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

В овраге состоялся заключительный акт трагикомедии. Аполлон Труфанов произнес речь, подробно объяснив народу символическое значение гидры и перечислив категории сидящих в ее утробе лиц: «проклятые жиды, газетчики вроде Булгакова и его сотрудников, толстовцы, октябристы, все безбожники, вся революционная дрянь и все враги православного русского народа». Затем он передал слово «палачу», якобы выписанному из другого города . Роль палача играл Савва. Он тоже был облачен в черную хламиду, закрывавшую лицо, поэтому один репортер его даже не признал и спутал с Аполлоном. Савва прочел приговор, написанный на большом красном картоне. «Да послужит сожжение сей мерзопакостной гидры символом позорной гибели проклятой революции со всеми жидами», - говорилось в этом длинном витиеватом тексте, ссылавшимся на пресловутый «конгресс», якобы постановивший ежегодно совершать 15 августа «сей народно-патриотический обряд» . Затем гидра была облита керосином, и Савва торжественно поджег ее спичкой. Пока чучело горело, собравшиеся насмехались над ним. Аполлон и Савва били его ногами, причем первый плевал и кричал: «Смотрите, как я плюю на него». Толпа кидала в гидру камнями, вопила, свистала и т.д. Не обошлось и без излюбленной илиодоровцами «анафемы» . Газеты изложили эти события без приукрас, поскольку разыгранный илиодоровцами сценарий в таковых не нуждался. Не менее точно процедуру сожжения гидры описал Стремоухов в письме обер-прокурору , что не помешало ему впоследствии дать волю фантазии в своих мемуарах: «На дворе монастыря иеромонах соорудил картонного пятисаженного дракона - " гидру революции " . По окончании проповеди он пронзал ее копьем, наподобие Георгия Победоносца, и отрубал одну голову, которая за ночь вырастала» . Для чего же была изготовлена и, в особенности, для чего сожжена гидра? Одни видели в этом действе «патриотическую потеху» , другие - «нечто дикое, прямо языческое» , «камлание», «шаманское бдение» . С другой стороны, о.Илиодор и его сторонники подчеркивали назидательный смысл спектакля. «Сжигая гидру, - говорил иеромонах, - русские люди как бы сожгли революцию» .

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/09/...

В монастыре о.Илиодора встретили револьверным салютом, очевидно, в тех же целях устрашения злоумышленников. «Употребление огнестрельного оружия в жизни монастыря становится обычным явлением», - отмечал корреспондент «Русских ведомостей» . Как и при московской поездке, о.Илиодор счел нужным подразнить своих недругов сказками. Повторилась прежняя история: объявление о конгрессе перед поездкой и фантастический рассказ о нем спутника о.Илиодора после возвращения. В роли сказочника выступил на сей раз Аполлон. На вечерней беседе с прихожанами (23 августа) он рассказал, что в большом южном городе прошел съезд 50 вождей правых, постановивший покончить с «жидами» и дураками и назначивший даже дату. В связи с этим предстоит будто бы подсчет врагов по городам. В Царицыне, например, 78 русских безбожников и 6354 еврея. Рассказ Аполлона, как и недавний рассказ Саввы, был щедро приправлен авантюрными подробностями вроде 25 городов, посещенных за 8 дней, и двух ростовских аэропланов, предложенных к услугам о.Илиодора . Жадно проглотившие рассказ о первом конгрессе, газеты охотно напечатали и о втором. Должно быть, о.Илиодор ликовал: дураки снова всему поверили. Аполлон продолжал дурачиться и далее. После всенощного бдения 27 августа он объявил богомольцам, что саратовские духовные книгоноши, проездом через Царицын в Астрахань, доставили сюда знаменитый квач, которым кто-то вымазал в Саратове репортера В.А. Мирославова. Обнаруженный на архиерейском дворе, квач оказался сделан не из паломнического национального флага, а из обычной старой тряпки, что неопровержимо доказывает непричастность илиодоровских паломников к этому делу. Чтобы все могли в этом убедиться, квач завтра будет выставлен на площади перед монастырем . На время этой речи о.Илиодор демонстративно ушел в келью, для чего ему пришлось сначала демонстративно показаться народу. Как видно, братья Труфановы продолжали упражняться в мифотворчестве. Жандармское донесение упоминает, что лицо, вымазавшее Мирославова, после этого сбежало, «бросив тут же жестянку с нефтью и мазилку» . Хранить эти предметы в течение целого месяца могла разве что саратовская полиция, в качестве вещественного доказательства. Больше они никого не могли интересовать, и трудно поверить, что по архиерейскому двору за месяц не прошлась метла дворника. Наконец, братья Труфановы, только что сами прибывшие из Саратова, не нуждались бы в курьерских услугах для доставления посылки.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/09/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010