Причем в обвинительной речи, составленной Михаилом Пселлом, занятие алхимией объявлялось делом преступным, хотя сам «обвинитель» - М.Пселл в ранние годы своей жизни был увлечен этой наукой настолько серьезно, что оставил после себя внушительный трактат по алхимии: «О том, как делать золото» (который был посвящен не кому иному, как «обвиняемому» им Патриарху Михаилу Керуларию) С. 334]. Роль писателя и философа Михаила Пселла (воскресившего в XI веке интерес к забытому неоплатонизму) в распространении герметических текстов была весьма важной. Именно ему мы обязаны сохранившимся до наших времен наиболее полным текстам т.н. «герметического корпуса». В дальнейшем, один из последователей Пселла - Георгий Гемист Плетон перенес свое увлечение герметическими знаниями в Италию, где тексты корпуса были переведены на латынь главой неоплатонической Флорентийской академии Марсилио Фиччино в 1463 году С. 130]. Именно Флорентийская академия оказала огромное влияние на мировоззрение гуманистов (особенно в области их мистической натурфилософии и т.н. «натуральной магии»). К сожалению, повальное увлечение герметизмом не миновало и молодое Московское государство. Если внимательно осмотреть массивные золоченые ворота Успенского собора Московского Кремля (сооруженного Аристотелем Фиораванте в XV в.) то в нижней части их можно найти изображение «еллинского философа Ермия (Гермеса)». Этого самого Ермия (Гермеса) просвещенные русские книжники величали так: «...бе муж хитр и уму учен, иже изобрете руду златую првие и ковати злато» С. 5]. На вратах этого православного храма имеются и другие герметические символы: например, «еллинский философ» Платон и Аполлон стоят над гробом и мертвым телом, а Бог-Отец взирает на них сверху. В верхней стороне изображено солнце с человеческим лицом и лучами, исходящими из его рта. Надпись, оставленная неизвестным мастером, гласит: «Аполлон не бог, но жрец...». Причем, философ Платон изображен дважды - мертвым, лежащим в гробу и живым, стоящим у гроба. Мертвый и живой философ в одном лице наглядно выражают идею Воскрешения.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/11/...

Мысль о нем зрела у меня с 9 января 1905 г. Как выяснилось, почти одновременно со мной тою же мыслью был охвачен и Аполлон Аполлонович Майков. Другие присоединились уже к нам. Первые шаги по образованию Союза были сделаны из моей квартиры, где и собирались вначале. Учредители в моем доме сделали и первые взносы, кто сколько мог… Из учредителей избран был Совет и должностные лица: председатель - я, Дубровин; два товарища председателя: А.А.Майков и А.И.Тришатный; секретарь С.И.Тришатный и казначей Ив.Ив.Баранов. Начались работы; в моей квартире было собираться неудобно, и я предоставил Союзу в своем доме отдельную квартиру. Я оставил за собой общее руководство, А.А.Майков принял на себя заведование Советом и канцелярией, а А.И.Тришатный занялся формированием и открытием отделов. А.А.Майков с раннего утра приходил в Союз и оставался там до ночи… Деятельное участие в работе принимали не только члены Совета и учредители, но и простые союзники. Денежные поступления, хотя и не обильно, но притекали ежедневно и давали возможность скромно существовать начатому делу… Работали все и несли свой труд идейно, без ожидания какого-либо вознаграждения, благодаря чему Союз разрастался незаметно, но быстро; волна оскорбленного чувства за поруганную Родину быстро разливалась по всему пространству униженной России, охватывала умы и сердца во всех слоях населения и привлекала к Союзу массу новых единомышленников». В состав Главного Совета Союза Русского Народа вошли: детский врач Александр Иванович Дубровин (председатель), художник Аполлон Аполлонович Майков (товарищ председателя), инженер Александр Иосифович Тришатный (товарищ председателя), присяжный поверенный Сергей Иосифович Тришатный (секретарь), купец Иван Иванович Баранов (казначей), присяжный поверенный Павел Федорович Булацель , предприниматель Георгий Васильевич Бутми, купец Петр Петрович Сурин, приказчик Василий Андреевич Андреев, купец Василий Львович Воронков, а также Е.Д.Голубев, М.Н.Зеленский, Г.А.Слипак, С.Д.Чекалов, Н.Н.Языков и др.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/21/de...

Но, обращаясь к историческим сюжетам, он не ушел от современности, а лишь изменил форму разговора с ней, перевел его на другой уровень вечных религиозных и философских проблем. Его «Упраздненный монастырь», созданный в 1860 году, был вполне актуальным ответом на попытки «шестидесятников» упразднить саму веру. В этом отношении характерен его комментарий к образу Циника в трагедии «Два мира»: «Я, признаюсь, особую осторожность приложил к Цинику, чтоб он не смахивал на нынешнего нигилиста (хотя в сущности он то же самое), чтобы не заподозрили меня в умысле обличения последнего». Он настолько вжился в образы своих героев первых веков христианства, что в последние годы стал публиковать свои религиозные стихи под именем Аполлодора Гностика. Лишь единицы из его ближайшего окружения знали, что он не просто переводил, как указывалось в журнальных публикациях, «из гностиков» (о философии и религии гностиков в эти же годы писал Владимир Соловьев), а создал образ поэта-гностика, в стихах которого, как и у подлинных гностиков, соединил христианские и античные мотивы. В письме к Сухомлинову от 28 сентября 1889 года он признавался: «Вы знаете, что это за Аполлодор Гностик? Это моя выдумка: не люблю обнаруживать моих интимнейших мыслей и представлений, вот и прибег к такой уловке. Но секрет обнаруживаю не многим, а многих оставляю в заблуждении (даже филологов), что будто есть такой поэт II века; некоторые отвечали мне: «Знаю, знаю! " » Эта уловка зашла так далеко, что 29 декабря 1893 года, на торжественном академическом обеде, Аполлон Майков обратился к академикам со словами: «Милостивые господа! Я имею счастье в настоящую минуту находиться посреди, так сказать, последних слов науки. Я выбрал прочесть нижеследующее стихотворение и – был бы счастлив, если бы кто-нибудь из сотни мужей науки сказал бы мне с убеждением, что сказанная в стихах мысль – неверна, что чувство, ее вызвавшее, он никогда не испытывал и никакой представитель истинной науки не должен его испытывать». Вслед за этими он зачитал стихотворение Гностика:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

– Вы арестованы за проведение контрреволюционной деятельности, дайте показания следствию по этому вопросу. – Контрреволюционной деятельностью я не занимался. – Вы врете, следствию доподлинно известно, что вы, будучи враждебно настроены к существующему советскому строю, занимались антисоветской агитацией, следствие требует от вас правдивых показаний. – Антисоветской агитацией я не занимался и виновным в предъявленных обвинениях себя не признаю. – Следствию известно, что вы, как враждебно настроенный к советско­му строю, занимались антисоветской агитацией; прекратите запиратель­ство и дайте правдивые показания следствию; учтите, что ваше чистосердечное раскаяние будет учтено советской властью к 20-й годовщине октябрьской революции. – Виновным в предъявленных обвинениях себя не признаю и к своим показаниям больше добавить ничего не могу. Подписывая протокол допроса, Николай Петрович в конце листа дописал: «Читал. Виновным себя не, – подчеркнул он, – признаю и считаю себя в соответствии со своими убеждениями не способным к подобным яв­лениям». 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила псаломщика Николая Смирнова к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, по прибытии в который он вскоре скончался. Мученик Аполлон (Аполлон Ксенофонтович Бабичев) родился 30 марта 1874 года в городе Калуге. Окончил городское училище и служил в Георги­евском храме псаломщиком. 16 октября 1937 года власти арестовали его. На следствии он сразу занял твердую позицию, настаивал на точной записи ответов и ставил после каждого ответа подпись. – Вы арестованы и обвиняетесь в контрреволюционной деятельности, дайте правдивые показания по существу, – потребовал следователь. – Контрреволюционной деятельностью я не занимался. – Напрасны ваши запирательства, следствие располагает достаточными данными, уличающими вас в контрреволюционной деятельности, которую вы проводили совместно с церковными лицами, предлагаю говорить правду. – Вновь заявляю, что контрреволюционной деятельностью я не занимался и виновным в этом себя не признаю.

http://fond.ru/foto/1213/Anna/

Ягве – непременный советник и участник военных дел. Он дарует и в гневе отнимет царство из рук Саула и отдаёт его Давиду (1 Цар. 15: 28), так как тот «не послушал гласа Господня и не выполнил ярости гнева Его». Господь через пророка Самуила выносит Саулу смертный приговор: «завтра ты и сыны твои будете со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян (1 Цар. 31: 6; Сир. 46:23)». У Давида громовик Ягве не улыбается. У Гомера громовержец Зевс может разрядить конфликтную ситуацию, объяснив свою угрозу шуткой. Видя ужас девы Афины: «Ей отвечал, улыбнувшись, Зевес, собирающий тучи: " Тритогенея, не бойся, дитя мое милое! Это я говорю не всерьез, а к тебе я вполне благосклонен " ». (Ил. 8: 38-40). В 2 псалме Ягве, Сущий, «Тот, Кто сидит на небе, смеётся» над народами всего мира, теми, кто «восстали против Ягве и Его помазанника». Переход в понимании Ягве как Единого Бога правды, царящего над всеми народами, относится к VIII веке до РХ. Зевсу подчинены боги и демоны. Ягве подчинены низшие божества, ангелы смерти. У Давида: «И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и началась язва в народе и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек. И простер Ангел [Божий] руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его…» (2 Цар. 24: 15-16). Полагают, речь об эпидемии чумы. У Гомера гневный Аполлон занят устройством мора, так же полагают, чумы: «Тучами копья и стрелы летали, народ поражая» (Ил. 15: 319). Лосев остроумно замечает: «Аполлон и Артемида являются у Гомера прежде всего богами смерти и вероломного убийства. Как отличны эти гомеровские персонажи от позднейших общепризнанных красавцев!» (Продолжение следует). Слушая Гомера СНОСКИ 1. Нестор – царь Пилоса, могучий старец, многоречивый оратор, если пьёт, выпивает не обычный кубок – ведёрко. 2. Греческие острова в ПВЛ: Эвбея (Евбея), Родос, Хиос (местное население называет Хиос местом рождения Гомера), Лесбос, Китир (Кифера), Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира. 3. Гомерь – имя бывшей блудницы, жены пророка Осии. Этот тот самый ветхозаветный пророк, за которым в Пасхальные дни мы повторяем: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13:14).

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/12/...

– Я не думал вступать на престол, – говорит сам, – меня воспитывали, как будущего бригадного. Уже молодым человеком, в Твери, в саду великой княгини Екатерины Павловны, статую Аполлона взорвал порохом, в виде забавы . Он и сам хорош, как Аполлон, только все что-то не в духе: Аполлон, страдающий зубною болью. Недавно, на ученье, перед фронтом, обозвал офицеров «свиньями» и грозил всех «философов» вогнать в чахотку. … … … … … … Кто-то сказал о нем: «Il y a beaucoup de praporchique en lui et un peu de Pierre le Grand». Как-то будет он царствовать? Не знаю, впрочем, кто лучше, – Николай или Константин? У того отвращение к престолу врожденное. – Меня, – говорит, – непременно задушат, как задушили отца. Когда я смотрю на это курносое лицо с мутно-голубыми глазами навыкате, с светлыми насупленными бровями и светлыми волосиками на кончике носа, которые щетинятся в минуты гнева, – мне всегда чудится привидение императора Павла. – Не понимаю, – говаривала бабушка, – откуда вселился в Константина такой подлый санкюлотизм! Однажды сказал он о беременной матери: – В жизнь мою такого живота не видывал: тут место для четверых! Я собственными глазами читала письмо его к Лагарпу с подписью: … … …. Это, впрочем, может быть, искреннее смирение «санкюлота», потому что он искренен и добродушен по-своему. Но когда я думаю о нем, передо мною встает тень госпожи Араужо … … … … … … и тень Алеши, убитого из-за угла наемным кинжалом злодея. А все-таки – лучше Константин, чем Николай. Теперь понимаю, откуда у них у всех эта надменность: царствование императора Александра кончилось, царствование императора Николая началось. Мне иногда кажется, что государь ими предан и продан. Что-то будет с Россией? Все думаю о Тайном Обществе. У этих злодеев есть правда, – вот что всего ужаснее. И почему «злодеи»? Не мы ли показали им пример 11 марта? Не я ли когда-то проповедовала революции, как безумная? Не говорила ли: «Мы должны – через кровь»?.. Тогда – мы, теперь – они: кровь за кровь. Может быть, я ничего не понимаю в политике. Но, кажется, в России все идет не так, как следует.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

В конце июля он неоднократно повторял эти настояния устно при свиданиях с навещавшими его приверженцами, убеждая их объединиться с другими и увезти его силой. «…Если я вам дорог, то придите и возьмите меня, тюрьмы не бойтесь, – только нужно знать, за что сидеть, чтобы сделать мне пользу». При этом о.Илиодор показывал гостям какой-то изобретенный им план, стоящий, по его подсчетам, только 3 тыс. р., а раз спросил, нет ли в здешнем бору поляны . Наконец, в те же дни узник написал своим приверженцам гневное послание, громя тех, кто не одобрил его затею. «Господь не потерпит с вашей стороны такой обиды мне и воздаст вам; некоторые из вас говорят, что если батюшка приедет каким-либо незаконным путем, то он тогда нам не нужен. О, Боже! да мне так рассуждающие пятьсот раз не нужны... Я мог бы вам написать целую книгу о том, что я действую непогрешительно, но сейчас не время рассуждать, а нужно действовать… Если бы любили Бога, любили меня, если бы ничего не боялись претерпеть за правду, то давно бы уже взяли меня отсюда, но вы до сих пор ноете там, я сижу без дела здесь, почему! потому, что вы не любите сильно Бога, меня и правду Христову» . Исполнение замыслов о.Илиодора легло на плечи совета царицынского отдела «Православного братского союза русского народа». По распоряжению своего брата Аполлон и Максимилиан Труфановы реформировали это учреждение, переизбрав членов совета, председателя и казначея. Теперь сюда входили только самые преданные флорищевскому узнику лица. Организацией нового побега руководил Аполлон. План был прост. Илиодоровцы, переодетые крестьянами, отвлекают стражников, подняв в лесу шум. Тем временем о.Илиодор покидает монастырь и едет на приготовленном извозчике до ближайшей деревни, а оттуда на автомобиле в Нижний Новгород. Готовясь к исполнению этого плана, заговорщики устроили в окрестностях монастыря несколько баз – лесной шалаш в трех верстах от пустыни и две квартиры в селе Мячково Гороховецкого уезда, за 25-30 верст. Один, особенно отчаянный, даже попытался внедриться во вражеский лагерь, попросившись в число братии, но не был принят.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/15/...

Василий Левашев – оренбургской. Клавдиан Добротворский – той же. Аполлон Люминарский – тамбовской. С правом на получение степени кандидата, если явится к устному испытанию и с успехом выдержит оное. Пятнадцатого курса (1842–1846) Магистры: 1 Иван Побединский-Платонов – из вифанской Семинарии. Василий Владиславлев – тверской. Иеромонах Феодор Бухарев – той же. Алексей Кедрский–московской. 5 Иеромонах Фотий Романовский – той же. Михаил Тихонравов – владимирской. Егор Хитров – тамбовской. Феодор Козелецкий – могилевской. Иеромонах Амвросий Успенский – тульской. 10 Иван Остроумов – московской. Павел Суворов – костромской. Димитрий Правдин – владимирской Афанасий Державин – калужской. Иеромонах Стефан Матвеев – пермской. 15 Алексей Воронцев – калужской. Андрей Доброхотов – костромской. Феодор Кушин – полоцкой. Алексей Морев – пензенской. Семен Озеров – вифанской. Кандидаты: 20 Николай Дружинин – тульской. Андрей Золотницкий – нижегородской. Афанасий Позднеев – орловской. Алексей Боголепов – московской. Петр Богословский – вифанской. 25 Василий Румянцев – московской. Лев Ильинский – тульской. Иеромонах Игнатий Стефанов – вятской. Александр Марков – калужской. Иван Лентовский – пензенской. 30 Павел Лебедев – ярославской. Александр Воскресенский – нижегородской. Аполлон Тихомиров – московской. Григорий Хальковский – литовской. Иван Павлушков – вологодской. 35 Димитрий Ловцев – рязанской. Александр Соколов – ярославской. Павел Остров – владимирской. Иван Пулькин – вологодской. Феодор Перлов – владимирской. 40 Алексей Беляев – той же. Алексей Ансеров – московской. Андрей Соколов – костромской. Макарий Теплов – рязанской. Алексей Смирнов – вифанской. 45 Виктор Зотиков – вятской. Николай Докторов – тамбовской. Михаил Тихонравов – нижегородской. Шестнадцатого курса (1844–1848) Магистры: 1 Василий Сперанский – из московской Семинарии. Никита Гиляров-Платонов – той же. Василий Нечаев – тульской. Семен Вишняков – владимирской. 5 Михаил Боголюбский – вифанской. Григорий Первухин – тверской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Уникальной сцене с таким глубоким символическим смыслом соответствует и приданный ей репрезентативный характер. Симметричная композиция, фронтальное положение главных персонажей, как бы застывших в неподвижных позах, отсутствие каких бы то ни было малозначительных, отвлекающих деталей сообщает сцене монументальность. Бросается в глаза и явное стремление мастеров как можно богаче украсить сцену: трон декорирован разноцветными вставками, имитирующими драгоценные камни (недаром Ж. Кледа называл его «византийским»), крылья ангелов-диаконов пестрят «павлиньими глазами», фон из цветущих апельсиновых деревьев, на котором выделяются желтый нимб Марии и белые нимбы Христа и ангелов, похож на многокрасочный восточный ковер. Это узорочье контрастирует с простыми и скромными по художественному оформлению другими изображениями, разворачивающимися на стене влево и вправо от сцены с Богоматерью, Христом и ангелами 434 . Подавляющее большинство изображенных здесь в рост персонажей (сохранившихся, к сожалению, не полностью) – это монахи обители апы Аполлона; здесь же, рядом с преподобными, изображено и несколько чтимых по всему христианскому миру святых 435 . На схематическом разрезе часовни Ж.Кледа указал их расположение, привел сопровождающие их надписи и дал воспроизведения многих из них на таблицах 436 . Приведу имена некоторых персонажей, находящихся в непосредственной близости от Богоматери. Вправо от нее, на восточной стене: апа Памун, ?, ?, брат Виктор, брат Сикер; на северной стене: ?, брат Аполлон, брат Иеремия, ... Павел, ..., апа Антоний, ?, брат Исаак, апа Аполлон и т. д. Влево от Богоматери, на восточной стене: святые Косьма и Дамиан (рядом с последним – погрудное изображение ангела), ?, на южной стене: апа Иоанн, брат Лазарь, апа Андрей, апа Памун и т. д. Если развернуть все эти изображения в одну линию, получится композиция из вереницы представителей человеческого рода: святые врачеватели, преподобные обители апы Аполлона (в ряды которых «вкраплен» архангел Михаил) и в центре – интересующая нас сцена. Святые и монахи как бы фланкируют ее.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Уже прошло время, когда недоверие ко всему лежащему вне области чувственного восприятия считалось признаком образованности. На Западе учреждаются целые ученые общества для изучения явлений, близких тем, каких было так много в жизни преподобного Иоанна. Лишь для людей с крайне ограниченным кругозором, лишь для младенствующих умов существование мира духов представляется сомнительным. И что удивительного в том, что люди, доведшие в себе развитие духа до такой исключительной силы, как египетские пустынники, чувствовали их, с ними говорили и боролись, когда этих же духов и чувствовал и видел один из самых трезвых, самых прозорливых и блестящих умов нашего времени — В. С. Соловьев! Не как на какие-нибудь интересные и оригинальные басни, а как на реальную действительность, более несомненную, потому что менее преходящую, чем тот чувственный мир, который нас окружает, нужно смотреть на эти заботливо собранные добросовестными христианскими писателями древности сказания. Собирали же они их на пользу будущих поколений, на помощь в той страшной и неизбежной борьбе, которая известна всякому сознательному христианину. XI. Преподобный Аполлон, отшельник в Нижней Фиваиде Он родился около 321 года неизвестно где. В возрасте пятнадцати лет он удалился в пустыню в обществе своего старшего брата, который вел там столь совершенную жизнь, что Бог после его смерчи показал его Аполлону в небе среди св. апостолов. Он явился наследником его добродетели и сделал громадные успехи в духовной жизни. Бог готовил его к великим делам на благо многих. Проведя сорок лет пустыннической жизни, он услыхал голос с неба, приказывавший ему идти в обитаемые места, где Бог хотел через него образовать совершенно стойкий в добродетели и ревностный ко всякому благу народ. Преподобный имел случай заметить, что те, кто поставлен над другими в качестве настоятеля или силой чрезвычайных своих дарований, особенно подвержены искушению тщеславия. Поэтому он просил Создателя укрепить его против этого опасного искушения и не дать погубить ему достигнутого таким трудом иноческого делания. Его молитва имела такие же последствия, как молитва Соломона, когда он просил Господа даровать ему мудрость. Тот же голос, который объявил ему, что он призывается к делу спасения своих братьев, велел, чтобы он занес руку за голову, взял то, что там найдет, и зарыл это в песок. Аполлон тотчас послушался и нашел там маленького эфиопа, который закричал: «Я без гордости!» Тогда Небесный голос произнес: «Иди же теперь; Бог будет давать тебе все, что ты просишь».

http://azbyka.ru/fiction/pustynya-ocherk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010