Однажды авва Сурус, сказал он, авва Исаия и Павел... Но в конце статьи об Еллине и в русском переводе видно, что предыдущее рассказано Коприем; далее автор Истории монахов говорит о пресвитере Апеллесе в Верхней пустыне, который рассказал им о чудотворце Иоанне, затем пишет о Пафнутии, скончавшемся в окрестностях Ираклеи фиваидской, которого Бог уподобил сперва флейщику, потом старшине ближнего селения и наконец купцу, о чудотворце фиваидском Питирионе, об Евлогии пресвитере, узнававшем, с какими мыслями монахи приходили к причастию, о настоятеле фиваидского монастыря Исидоре, который пускал в монастырь только тех, которые желали навсегда в нем остаться и братия коего все совершали знамения, о Серапине Арсинойском, игумене десяти тысяч монахов, о фиваидских мучениках Аполлоние и Филимоне, которых мощи путешественники лобызали, о Диоскоре Фиваидском, отце ста монахов, о Китрийских монахах, о пустыне Келлий (в греческих рукописях и русском переводе в гл. 60 Нитрия и пустыня Келлий слиты и сбиты, лучше изложена эта глава в переводе Руфина, снеси Созомена 6, гл. 36), об Аммоне, отдававшем свои келлии приходящим вновь братиям, а себе строившем другие, и братьях его Диоскоре, Евсевии и Евфимии, о Дидиме старце (не слепце писателе, а о другом), который наступал на змей и скорпионов безвредно и ногами растаптывал их, о Крониде (по иным спискам не верно: о Корнилии), стадесятилетнем чрезвычайно смиренном старце, ученике преподобного Антония, о Макарии ученике Антония, т. е. Египетском или Скитском 2 , об Аммуне Нитрийском, после брака жившем в целомудрии с женою, как с сестрою, коего кончину видел св. Антоний (русский перевод Лавсаика гл. 8), о Макарии Городском, о Павле Простом, об Аммоне пресвитере, точнее Пиаммоне, на берегу моря недалеко от Диолка, видевшем Ангела, во время службы записывавшего приходящих в церковь (русский перев. гл. 63), об Иоанне чудотворце в Диолке и наконец о восьми бедствиях, угрожавших путешествовавшим по Египту монахам, в числе коих был и писатель этой истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Роспись из мон-ря Бауит. VI-VII вв. (Коптский музей. Каир) Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Роспись из мон-ря Бауит. VI-VII вв. (Коптский музей. Каир) В «Истории монахов» говорится об «эфиопах» (Αθοπας, gentis Aethiopum viros), к-рые подвизались в Б. и своим благочестием превосходили мн. др. иноков мон-ря. Сведения о том, что «эфиопы» подвизались в Б., подтверждаются копт. надписями более позднего времени. При этом следует учитывать, что «эфиопами» еще в античности именовали всех жителей «Чёрной Африки», и прежде всего жителей Мероэ (ср. Herodotus. Historiae. II 29). Мон-рь аввы Аполлония упомянут также в «Луге Духовном» блж. Иоанна Мосха (VI в.; PG. 37. Col. 3057). Возможно, что к VI в. в Б. уже были приняты монашеские Правила прп. Пахомия. Кледа на основании анализа нек-рых мест из письменных источников предполагает, что Б. еще на ранних этапах своего развития был зависим от пахомианских мон-рей. Б. упомянут также в араб. версии панегирика Шенуте и в рассказах о прп. Данииле Скитском. От мон-ря сохранилось большое количество папирусных документов VII-VIII вв., гл. обр. хозяйственного назначения (неск. документов хранятся в Эрмитаже), свидетельствующих об активной деятельности мон-ря, в частности об аренде или даже приобретении земельных участков. Б. существовал еще в XI в. и был, вероятно, разрушен, как и мн. др. мон-ри Египта, во время вторжения Ширкуха (XII в.). В нач. ХХ в. Кледа проводил раскопки в Б. Было выяснено, что мон-рь занимал значительную территорию (700 м с севера на юг и с востока на запад), имел внешние стены. В его окрестностях были обнаружены многочисленные строения, назначение к-рых нельзя точно определить, а также некрополь. Внутри ограды Б. расположены руины 2 церквей (примерно в центре холма), вокруг к-рых находились разнообразные постройки, предположительно келлии монахов, склады и мастерские. Возможно, нек-рые помещения были предназначены для собраний монашеской общины. Внутри мон-ря располагались часовни, служившие для захоронения наиболее известных подвижников. По мнению Кледа, развалины церквей, как и большинство строений, можно датировать VI в. Архитектура церквей, представляющих в плане прямоугольные базилики, имеет прямые параллели с храмами мон-ря св. Симеона в Асуане и соседнего с Б. Дейр-эль-Мухаррака и в целом типична для церковной архитектуры Сирии и визант. Африки.

http://pravenc.ru/text/77688.html

150 мучч. персидских. Абис. У Люд. Леви-арагат . Абис. у Люд. 4 . Воспоминание чудесе , бывшего чрез св. Афанасия. Копт. у Порфир. 5 . Клавдиана, Плавта, Иринея мучч. в Никомидии в Вифинии. Иерон. Дидима пресвитера, Квинта, Панкрата и Сукцесса , мучч. в Александрии. Иерон. Маркианы, Никанора, Аполлония мучч. в Египте. Иерон. Гонория импер. Копт. 1425. Преп. Исаака , учен. Аполлоса скитского. Копт. 1425. 6 . Фирма, Иринея епископа, Гимнара, Солютора, Кириака, Моисея, Романа, Сукцесса, Квартиллы, Романы, Доната, Сикста, Виктора, Кириаки, Гага, Сатира мучч. в Никомидии. Иерон. Руфины, Модераты, Романы, Секунда и других 7-ми, также Флорентина, Геминиана, Сатура мучч. в Сирмии. Иерон. Тимофея и Диогена мучч. в Македонии. М. Р. Клюзия пресвитера, Тимофея, Макарии, Тигрии, Марции (или Марки ) и Максимы в Александрии. Иерон. Феодора еписк., Иринея диакона, Аммона чтеца, Суммисты, Априка, Виктора в верхней Ливии. Иерон. Иоанна , еп. газского. Копт. 1338 и 1425. Исихия пресвитера, деда Евтихия патр. конст. Никод. Феодоры щедрой. Абис. у Люд. и Копт. у Порфир. 7 . Егезиппа писателя церковного, † 180 г. М. Р. Тимофея, Диогена, Макарии или Мадиарии и Максимы в Антиохии сирской. Иерон. Коприки, Виктора, Доната в верхней Ливии. Иерон. Пелевсия или Пелузия в Александрии. М. Р. Иерон. У. Н. Кириака и дружины его в Никомидии. Иерон. М. Р. Диоклии , матери муч. Каллиопии. Феррарий – по греч. Феоклии. Антония , еп. Тамоии. Копт. 1425 и др. Михаила архангела. Копт. 1338 и 1425. 8 . Муч. монахов Иосии и Иосифа на горе Харасан, учеников св. Милия (у нас 23 апр.). Копт. 1425. Мучч. Мудия и Дионисия . Копт. 1425. (Дионисии диакониссы и Гелваса мученика. Абис. у Люд.) 9 . Акакия , еп. амидского в Месопотамии, при Феодосии младшем, продавшего церковныя сокровища для искупления пленных у персов. М. Р. 5 дев мучч. в Сирмии (в Среме) в Паннонии. М. Р. Иерон. Максима , патр. александр. † 282. Копт. 1425. Исаака и Германа . Абис. у Люд. (Исаак 5 апр.). 10 . Аполлония пресвитера, Грана, Илария, Доната, Концесса, Сатурнина , мучч. в Александрии. М. Р. У. Иерон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

46 Это выражение можно понимать двояко: как указание на то, что богослужение начиналось уже на площади, или как указание на благословение народа епископом. 51 Антиноя (Антинополь) – город, построенный императором Адрианом в 130 г., был столицей Фиваиды. На месте города сохранилось несколько колонн, которые находятся на правом берегу Нила в 10 км к югу от совр. города Бени-Хассана. 53 В греч. тексте форма именительного падежа – πολλ, поэтому было бы правильнее называть святого Аполло. В некоторых рукописях «Истории египетских монахов» он назван Великим. Отрывки из «ИЕМ» вошли в «Отечник» свт. Игнатия (Брянчанинова) , где этот святой назван Аполлосом Великим. В святцах Русской Православной Церкви святой вспоминается 31 марта/13 апреля под именем Аполлония Египетского. 54 Гермополь (Гермополис) – некогда был столицей одного из номов Верхнего Египта. В V в. до н.э. здесь поселились греки. Сейчас от города сохранились колонны базилики, несколько древнеегипетских памятников и гробниц. На месте Гермополя находится деревня Ашминиен (на левом берегу Нила в 20 км от города Бени-Хассана). 57 Юлиан Отступник (Флавий Клавдий, 332–363) – римский император в 361–363 гг. Был воспитан в христианской вере, но затем перешел в язычество и стремился возродить языческий культ. 60 «Знание... бывает двоякое: первое практическое, т. е. деятельное, которое относится к исправлению нравов и очищению пороков; второе теоретическое, т. е. которое состоит в созерцании божественных предметов и познании сокровеннейших истин... Итак, кто желает достигнуть созерцания Бога, тому необходимо со всем усердием и силою сначала приобресть деятельное знание» (Преп. Иоанн Кассиан . Указ. соч. С. 420). Эти слова из 14 Собеседования аввы Нестероя из Скитской пустыни помогают понять смысл двух сторон монашеского подвига. 61 Насильственная вербовка монахов в войско происходила в правление императора Валента (364–378) (см.: Гиббон Э. Указ. соч. С. 300). 67 С головой быка изображали нескольких богов египетского пантеона: Амона, бога урожая, Аписа, бога плодородия. Мневис, божество города Гелиополя, почитался в виде черного быка.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

IV. Палладий рассказывает об одном эфиопском монахе Моисее, который был прежде атаманом разбойников, что он совершал молитву 60 раз в день. V. Тот же Палладий о дьяконе Евагрии говорит, что он ежедневно молился 100 раз; а об отшельнике Аполлонии он рассказывает, что он молился и днем и ночью, совершая молитву тоже сто раз. VI. Авва Павел, живший в скитской пустыне, ежедневно совершал 300 молитв, а чтобы не ошибиться в счете, клал за пазуху 300 камней и при совершении каждой молитвы выбрасывал по камню. Однако ж тот же Павел к его смущению и стыду узнал, что в соседстве с ним проживает одна благочестивая дева, которая 5 дней в неделю постится и которая ежедневно совершает 700 молитв. VII. По собственному свидетельству Макария Александр., когда он в течение 4-х суток предавался молитвенному созерцанию, то привел этим дьявола в ужаснейшую ярость. VIII. Отшельник Феодор на востоке в продолжение 7-ми дней молился, не оставляя этого дела ни на минуту. – (Сост. по кн.: «Рассказы из истор. христ. аскетич. жизни. А. Лебедев . Москва. 1884 г. стр. 130–131, 134–136). IX. Преп. Евсевия-Ксения (память ее 24 янв.) не довольствовалась молитвами храма; она всю ночь стояла на молитве в своей келье, с поднятыми к небу руками. Это скрывала она, но подруги ее, ревнуя подражать подвигам ее, видали это своими глазами. (Из кн.: «Жития святых» архиеп. Филарета Гумилевского , янв. 26 д. стр. 240). X. Св. мученик Анастасий Персиянин, видя чудеса, совершавшиеся от Честного и Животворящего Креста Господня, всем сердцем уверовал в распятого на нем Господа и, сделавшись иноком, совершенно изменил образ своей жизни. Это был инок добродетельный, кроткий и трудолюбивый; ради дневных трудов, он никогда не оставлял молитвы. День у него проходил в постоянных трудах: то он трудился в поварне или в пекарне, то работал в саду монастырском, то исполнял иные иноческие послушания. Несмотря на все это и на утомление от постоянных трудов, святой преподобномученик Анастасий никогда не оставлял и общественной в храме молитвы, и ни разу не случалось, чтобы он оставил положенное келейное правило. Кроме того, он находил время прочитывать Божественное Писание, читал сказания о св. мучениках и при этом обливал слезами книгу, выражая ими сострадание терпению страстотерпцев и горя сердцем подражать житию и делам их. Господь услышал его молитву: удостоил преподобного Анастасия венца мученика и причислил к лику избранных (янв. 22 дня).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Во время начатков в Скит принесен был саит (σατις) вина, чтобы раздать братиям по стакану. Когда один брат хотел убежать от сего в толос (θλος — круглый домик), толос развалился. Собравшиеся на шум увидали брата поверженным и начали порицать его, говоря: хорошо случилось с тобою, тщеславный; но авва защищал его и сказал: оставьте сына моего; он сделал доброе дело, — и жив Господь, не восстановится толос сей во времена мои, дабы понял мир, что через стакан вина обрушился толос в Скиту» [ 422 ]. Отступления от этого сурового режима [ 423 ] делались для праздников, особенно на агапах [ 424 ], но неохотно [ 425 ], и для гостей [ 426 ]. Строгость жизни в Скиту начала падать еще в IV b. По отзыву Пимена (V b.), «с третьего Скитского поколения и со времени аввы Моисея († 400 г.) братия не сделали новых успехов» [ 427 ]. По словам того же Пимена, «авва Исидор, пресвитер Скитский, говорил однажды к собранию так: Братия, не для труда ли мы пришли в это место? а ныне здесь уже нет труда. Потому взяв милоть свою, пойду туда, где есть руд, и там найду покой» [ 428 ]. В начале V b. монастырь был опустошен кочевниками, о чем авва Арсений, имея в виду разрушение Аларихом Рима в 410 г., говорил: «мир потерял Рим, а монахи — Скит» [ 429 ]. Скит продолжал впрочем существовать и после этого разорения. В VI b. монофизитство увлекло большей частью скитских монахов; ныне в Скитской пустыне яковитский монастырь [ 430 ]. Другие анахоретские монастыри Египта Кроме этих трех важнейших монастырей, не имевших писанного устава, но способствовавших сформированию его, в древнем христианском Египте возник еще ряд монастырей такого же типа, имевших без сомнения тоже некоторое слияние на выработку позднейших иноческих правил. Так на горе Ферма к югу от Нитрии по пути в Скит жило до 500 подвижников [ 431 ], между которыми особенно знаменит был прп. Павел и которые, вероятно, составляли одну общину. Около Гермополя (в Фиваиде) был монастырь Аполлоса или Аполлония (по Руфину), имевший около 500 братий.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Из других материалов, которые использовались для изготовления монашеских одежд, в этом исследовании мы уже упоминали пальмовые листья, тростник, а также плетение одежды из ковриков у аскетов Египта и Малой Азии. Материал для плетения был в изобилии у египтян – кусты папируса, из стеблей которого плели лодки, его волокно, как видно из папирусов, перерабатывалось для сандалий, парусов, лежанок, одежды, ковриков, веревок и корзин 330 . Вполне можно предположить, что иные египетские монахи делали и одежду из папируса, как и из других, имевшихся в их распоряжении, материалов. Но об этом свидетельств недостаточно. § 2. Цвет монашеской одежды A. Белая одежда «У аввы Аполлония в Фиваиде вместе одновременно жило около 500 братьев… Они имели общий стол и все облачались в белые одежды» 331 . Но не только они носили льняные одежды. В так называемом Правиле Ангела у Пахомия есть предписание 332 : «для ночного времени монахи должны иметь льняной левитон и быть препоясанными. Каждый из них пусть носит белую дубленую овчину. Без этого они не могут ни есть, ни спать». Похожее сообщается и о других египетских монахах. Так, жившие в скитской пустыне должны были, согласно местному обычаю, присутствовать в белых одеждах на погребении египтянки Афанасии 333 . О «борцах Христовых», собиравшихся вокруг аввы Иоанна Ликопольского, сообщается следующее 334 : «Можно было, однако, видеть множество монахов, которые у него в общине (в церкви? ecclesia) были как хор праведных (хор святых) в сияющих одеждах и постоянно восхваляли Бога в гимнах». Под «сияющими» λαµπρς, lucidus) одеждами нужно понимать белые – оба слова lucidus и albus очень часто в то время употреблялись как синонимы. Одному синайскому монаху, всегда приходившему в церковь очень бедно одетым, Иосиф Пилусиот дал «левитон и необходимое для него, и с тех пор он одевался как и его собратья и был подобен ангелу» 335 . Шт. Шивиц 336 справедливо полагает, что монах получил в дар именно белый левитон. По сообщениям источников некоторые пустынники носили белые (льняные) вещи, даже если не все облачение полностью, то, по меньшей мере, тот или иной его элемент. Монах Гонофрий 337 «носил белые монашеские одежды и по духу был истинным монахом». То же говорится и о других монахах 338 , в неокрашенных льняных одеждах, то есть в белых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он отец Нитрийского монашества . Вынужденный жениться, он, в день брака, убедил свою жену к девственному образу жизни. После 18-тилетнего супружества, его жена переменила дом своего мужа на союз девственниц; а Аммоний отправился в Нитрийскую горную страну, лежавшую на 40 римских миль на юг от Александрии. На западном берегу Нильской дельты лежала солончаковая степь с каменными по местам скалами; сюда собирались многочисленные ученики Аммония, жившие вместе или поодиночке в жилищах из обожженных кирпичей. По Палладию, в его время, в Нитрийских пустынях проживало до 500 эремитов. В просторной церкви собирались монахи в субботу и воскресение на общее богослужение. Каждый монах должен был приобретать себе пропитание и одежду своим трудом. Работали до 9 часов вечера, а потом пели разные гимны и псалмы. Аммоний умер раньше Антония. Между его учениками известны Серапион, Кронид, Дидим (не слепец); к позднейшему поколению принадлежат Памбо, Вениамин, Аполлоний, который раньше был купец, а среди монахов помогал, как врач. Здесь также нужно упомянуть о 4-ех «длинных братьях» — Аммонии, Диоскоре, Евсевии и Евтимии. Они были почитателями Оригена. Когда архиепископ Феофил в 399 г. объявил Оригена еретиком, то он поднял гонение на них. На 10 миль южнее от Нитрийской пустыни, в местности называемой Κελλια, образовалась знаменитая колония эремитов, называемая Скитскою пустынею . Здесь образ жизни был еще проще, жили иногда в кельях, вырубленных в скалах, или сложенных из досок. Макарий Египетский , или Макарий Великий, был по Кассиану первый, основавшийся здесь, как эремит. По Руфину (С. 28), он ученик Антония; однако, это стоит не «твердо» (Сократ. IV, 23). Он был аскетом от юности; но в пресвитеры был посвящен против своей воли. По Палладию, он 30-ти лет бежал в Скитскую пустыню. Он владел харизмом (даром) исцеления и пророчества. В скитских монашеских общинах он исполнял богослужебные обязанности. 50 гомилий, оставшихся от него, свидетельствуют об его глубоком мистическом настроении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Она означает обычай молитв при встрече паломника, часто сопровождаемый омовением ног, который, видимо, практиковался во многих египетских монастырях – по крайней мере и греческий автор «Истории монахов», и Руфин это старательно подчеркивают (см. cap. 1; cap. 2; cap. 8 ; cap. 10 ) 651 . Может она обозначать и неформальное молитвенное правило монаха: например, ночное бдение (некоторые нитрийские монахи проводили в молитве всю ночь 652 ) или молитву отшельника (cap. 1, 50/cap. 1, 6:8), или обычное занятие известного подвижника 653 . Молитвы могли также означать часть службы – в латинской версии приведено описание всенощной в скитской церкви, где, в частности, указывается, что после чтения псалмов братия поверглась ниц для молитвы 654 . Авва Ор, встретив путников и наставив их, «обратился на молитву». Как предполагает А. Фестюжьер, данная фраза означает не просто молитву, а именно службу 655 . Молитва также могла означать и молитвенное правило, читавшееся над умершими иноками: из рассказа об авве Патермуфии мы узнаем, что после кончины одного деревенского монаха авва, прочитав над ним молитвы 656 , похоронил его. Уже известное нам значение молитвы как «душевной аскезы», «основного вектора духовной жизни» встречается и в «Истории монахов». Чаще всего это значение предполагается при характеристике известных отшельников, ведущих чрезвычайно строгий образ жизни – в частности, так описаны аввы Op (cap. 2), Аполлон (cap. 8 ) и Иоанн (cap. 13 ), когда они подвизались отшельниками в пустыне 657 . Так же описаны и неизвестные подвижники, в том случае, если автор желает подчеркнуть высоту их подвига и молитвенной жизни, в частности, для того, чтобы более контрастно изобразить глубину их падения (напр., cap. 1,45/cap. 1, 6:2). Может быть, это же значение прежде всего имеет в виду автор «Истории монахов», когда изображает кончину св. Иоанна Ликопольского, в поучениях которого немало места уделено тому, как следует молиться. Авва отошел к Богу, склонив колени для молитвы 658 . Здесь предельность молитвы как пути к Богу проступает особенно четко.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

После Халкидонского Собора 451 г. и последовавшего за ним отделения Коптской Церкви от Православия начинается новый период в жизни егип. М. Имп. Маркиан отослал во все мон-ри копии постановления Собора с требованием подписаться под этим документом. Монахи-халкидониты оказались в меньшинстве. Основную их часть составляли общины Н. Египта, среди к-рых особо выделялся пахомианский мон-рь Метанойя, ставший на некоторое время форпостом халкидонизма в Н. Египте. Православия, видимо, изначально придерживалось и большинство пахомианских монахов В. Египта. После смерти в 477 г. Тимофея II Элура на Патриаршую кафедру Александрии избирались монахи-халкидониты: Тимофей III Салофакиол (из мон-ря Метанойя), Иоанн I Талайя (из скитского мон-ря прп. Макария Египетского). В VI в. еще одним пахомианином на Александрийской кафедре стал Павел Тавеннисиот . После смерти ближайших учеников прп. Пахомия его конгрегация продолжала разрастаться. В сер. VI в. она уже насчитывала 24 мон-ря ( Coquin. 1986. P. 12). При приемниках имп. Юстиниана I пахомианская община начала переживать кризис, вызванный появлением групп монахов, к-рые не принимали определение Халкидонского Собора. Некоторые монахи-антихалкидониты были изгнаны из их мон-рей либо покинули обители добровольно и основали ряд новых поселений, не столь лояльных к гос. власти. Так, Авраам, архим. Пбоу, был изгнан из главного пахомианского мон-ря военными чиновниками имп. Юстиниана и основал 2 новых мон-ря (мужской и женский) в Фаршуте, взяв за основу устав Белого мон-ря Шенуте Атрипского (Le synaxaire arabe Jacobite: (rédaction copte)/Trad., text. R. Basset. P., 1915. Vol. 3. P. 684-685. (PO; T. 11. Fasc. 5)). Его примеру последовал др. монах из Пбоу, Аполлоний (Аполло), также основавший 2 монофизитских мон-ря пахомианской традиции ( Coquin. 1986. P. 11-12). Общины мон-рей Скит и Келлии уже во 2-й пол. V в. разделились по вероисповедному признаку и молились отдельно, в разных храмах (Apophthegmata Patrum. Phokas. 1//PG. 65. Col. 432). Со временем Скит стал основным духовным центром Коптской Церкви. Начиная примерно с VII в. в скитском мон-ре прп. Макария Египетского происходила церемония 2-го посвящения патриарха Александрийского (1-я проходила в самой Александрии), и именно в этом мон-ре новопосвященный копт. патриарх совершал свою 1-ю литургию. Здесь он часто проводил Четыредесятницу, освящал св. миро и праздновал Пасху (Hist. Patr. Alex. I 14). В Нитрии после мученической кончины правосл. патриарха Александрийского Протерия († 457) монахи-халкидониты Мартирий Каппадокиец и Илия Араб были изгнаны Тимофеем Элуром ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 32).

http://pravenc.ru/text/монашество.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010