Архиепископ Аполлинарий, исповедник Православия в Америке (1874–1933) (The Orthodox Word, Μ 30, 1970) Архиепископ Аполлинарий, в миру Андрей Васильевич Кошевой, родился в Полтавской губернии 16 октября 1874 г. Окончив Полтавскую Духовную семинарию, он некоторое время работал сельским учителем. Затем он поступил на миссионерские курсы при Казанской Духовной академии и в 1900 г. был пострижен в монашество ректором Академии, епископом, впоследствии митрополитом, Антонием (Храповицким) . По окончании курсов он преподает в семинарии и в 1905 г. оканчивает Киевскую Духовную академию, где ректором тогда был епископ, впоследствии митрополит, Платон (Рождественский). Несмотря на свои выдающиеся успехи в Академии, о. Аполлинарий получает скромную должность преподавателя греческого языка в школе при Житомирской семинарии. Затем его перево- дят преподавателем в Киевскую семинарию и назначают инспектором; в этой должности он трудился в течение семи лет. 22 октября 1917 г. состоялась его хиротония в епископа Рыльского, викария Киевской епархии. В ней приняли участие митрополит Платон и епископ Никодим Белгородский , позже принявший мученическую смерть от рук коммунистов. 11 июня 1919 г. Святейший Патриарх Тихон назначает владыку Аполлинария на Белгородскую кафедру. Вскоре, по распоряжению Высшего Церковного Управления, он едет по церковным делам в Новороссийск, откуда ему уже не суждено было вернуться в захваченный Красной армией Белгород. Вместе с другими епископами он эвакуировался в Сербию, где провел два года и три месяца. 12 апреля 1922 г. указом Высшего Церковного Управления владыка Аполлинарий назначается в Иерусалим, где ему предстояло привести в порядок расстроенные войной дела Русской Духовной Миссии. После выполнении этой задачи Синод назначает его в Северную Америку викарием митрополита Платона, который желал видеть подле себя своего бывшего студента и опереться на него в управлении своей новой епархией. Владыка Аполлинарий прибыл в США 2 апреля 1924 г., как раз вовремя, чтобы присутствовать (в качестве почетного гостя) на заключительном заседании печально знаменитого Детройтского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/a...

– А как в 1920-е и 1930-е годы складывались отношения Русской Зарубежной Церкви с Иерусалимским Патриархом? – Иерусалимский Патриарх Дамиан был сторонником дружбы с Русской Церковью и с Россией. Он поддерживал Патриарха Тихона, сохранилась их переписка. Дружил с Митр. Антонием (Храповицким). Во время войны он выступал как защитник и покровитель русских в Иерусалиме. Епископ Аполлинарий (Кошевой) Конфликт начался, когда в Иерусалим на постоянное жительство приехал русский епископ Аполлинарий (Кошевой). Сначала в 1921-м г. приезжал с инспекцией архиеп. Анастасий (Грибановский), греки его очень хорошо встретили, он служил на Гробе Господнем. Но в 1923-м г. Синод назначил в Иерусалим русского епископа Аполлинария на постоянное пребывание. И вот это совершенно не понравилось Патриарху Дамиану. Отношения Патриархии с Русской Духовной Миссией подпортил и игумен Серафим (Кузнецов), который в 1921-м г. привез в Иерусалим мощи Вел. кн. Елизаветы Феодоровны. Они с Патриархом Дамианом знали друг друга и раньше, так что в Иерусалиме отец Серафим видел себя гостем Патриарха Дамиана. А Русская Духовная Миссия воспринимала его как клирика Русской Церкви. По всей видимости, отец Серафим хотел сохранить свою независимость: конфликт с Миссией у него был вокруг храма Св. Марии Магдалины. В итоге епископ Аполлинарий запретил отца Серафима в служении – за независимое поведение и нежелание подчиняться начальнику Русской Миссии. А Патриарх Дамиан его восстановил и даже наградил. Правда, служил он потом уже не в русских храмах, а у греков. После этого Патриарх потребовал, чтобы русский епископ покинул Иерусалим. Это было неудивительно, потому что иерусалимские греки исторически сопротивлялись присутствию русского архиерея на своей канонической территории. Иерусалимские греки сопротивлялись присутствию русского архиерея на своей канонической территории – А как получилось у владыки Анастасия прожить здесь годы и ни разу не получить указ от Иерусалимского Патриарха о том, что он должен покинуть его территорию? Это его дипломатический дар или дружба? У Кошевого не получалось, в XIX веке не получалось – а у владыки Анастасия получилось, да так, что это создало традицию на 100 лет вперед, что в Русской Зарубежной Церкви есть архиерей, который от имени Синода смотрит за делами Русской Духовной Миссии?

http://ruskline.ru/opp/2020/12/15/sto_le...

В 1926 г. в Карловцах состоялся очередной Архиерейский Собор, в котором участвовал и митрополит Платон. На этот раз митрополиты Евлогий и Платон выступили заодно против притязаний зарубежного Синода во главе с митрополитом Антонием на церковное управление в диаспоре. Оказавшись в меньшинстве, они покинули Собор и порвали отношения с Синодом. Реакцией Синода был указ о смещении митрополита Платона с должности управляющего Североамериканской епархией и назначении на его место находившегося тогда в Америке епископа Белгородского Аполлинария (Кошевого). Митрополита Платона среди прочего обвинили и в самовольном провозглашении автокефалии. Однако лишь малая часть американских приходов признала власть епископа Аполлинария и вошла в юрисдикцию зарубежного Синода. Большинство православных общин Америки осталось в ведении митрополита Платона. В 1928–1929 гг. митрополит Платон вел переписку с заместителем местоблюстителя митрополитом Сергием. Митрополит Платон просил заместителя местоблюстителя подтвердить законность его пребывания во главе Североамериканской епархии в каноническом послушании Матери-Церкви, в свою очередь митрополит Сергий настаивал на том, чтобы митрополит Платон дал подписку о лояльности советскому правительству и напомнил ему об указе патриарха Тихона от 16 января 1924 г., которым патриарх уволил митрополита Платона от управления епархией, и предупреждал, что теперь этот указ может быть приведен в исполнение. Митрополит Платон уклонился от подписки, упрекал митрополита Сергия за то, что он слишком далеко пошел по пути компромиссов с большевистской властью. Не оспаривая права митрополита Сергия на возглавление Церкви в отсутствие митрополита Петра, митрополит Платон, однако, не выполнил указа заместителя местоблюстителя о возношении его имени за богослужением вслед за именем митрополита Петра. Ограждая самостоятельность своей епархии от Московской Патриархии и зарубежного Синода, митрополит Платон в 1933 г. снова объявил свою епархию автономной Церковью. В 1933 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

2) Иметь особое суждение о кандидате на Североамериканскую кафедру, коему и предписать объявить настоящее мое распоряжение митрополиту Платону и принять от него все церковное имущество, управляя Североамериканской епархией по особо данной мною ему инструкции. Предложить митрополиту Платону (Рождественскому) прибыть в Москву, в наше распоряжение».    Этот указ не был, однако, официально выслан митрополиту Платону, и это обстоятельство помогло ему в отстаивании имущества епархии, в том числе церквей и даже Свято-Никольского собора в Нью-Йорке, от посягательств со стороны назначенного в Америку обновленцами лжемитрополита Кедровского. Если бы указ Патриарха Тихона был официально отправлен, шансы Кедровского на выигрыш процесса, который он вел в американском суде, могли бы вырасти; однако он проиграл процесс 23 декабря 1924 г., когда его иск был отвергнут американским апелляционным судом.    В апреле 1924 г. под председательством митрополита Платона в Детройте состоялся 4 Собор Американской митрополии, на котором была провозглашена временная автономия Церкви на период до урегулирования взаимоотношений между Церковью и государством в СССР. На архиерейском Соборе в Сремских Карловцах в октябре 1929 г. митрополит Платон заявил, что временная автономия его архиепископии не является автокефалией и не означает разрыва с Патриархом Тихоном, в тот момент Карловацкий Собор поддержал митрополита Платона в особом обращении к американской пастве. Но митрополит Платон демонстрировал независимость от Карловацкого Синода. Один из видных американских церковных деятелей, богослов протоиерей Леонид Туркевич (впоследствии митрополит Леонтий), так писал тогда о взаимоотношениях Американской Церкви с карловацким церковным центром («епископами в изгнании»): «Поскольку будет обсуждаться вопрос о защите Церкви от большевизма... наш митрополит станет всецело сотрудничать с епископами в изгнании. Однако если возникнут тенденции... распространить власть и привилегии этих епископов... до размеров всерусской центральной власти, митрополит, без сомнения, скажет свое слово».    В 1926 г. в Карловцах состоялся очередной архиерейский Собор, в котором участвовал и митрополит Платон. На этот раз митрополиты Евлогий и Платон выступили заодно против притязаний зарубежного Синода во главе с митрополитом Антонием на церковное управление в диаспоре. Оказавшись в меньшинстве, они покинули Собор и порвали отношения с Синодом. Реакцией Синода был указ о смещении митрополита Платона, с должности управляющего Североамериканской епархией и назначении на его место находившегося тогда в Америке епископа Белгородского Аполлинария (Кошевого). Митрополита Платона среди прочего обвинили и в самовольном провозглашении автокефалии. Однако лишь малая часть американских приходов признала власть епископа Аполлинария и вошла в юрисдикцию Карловацкого Синода. Большинство православных общин Америки осталось в ведении митрополита Платона.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

14 Митрополит Питирим (Окнов), б. Петроградский. Род. 28 июня 1858 г. В 1883 г. окончил Киевскую Дух. Академию. В том же году был пострижен в монашество, рукоположен и назначен преподавателем Киевской Дух. Семинарии. С 1887 г. инспектор Ставропольской Дух. Семинарии. С 1890 г. ректор той же семинарии, с возведением в сан архимандрита. С 1891 г. ректор Петроградской Дух. Семинарии. В 1894 г. хиротонисан во епископа Новгородъ-Северского. Занимал попеременно кафедры: Тульскую (1896–1904), Курскую (1904–1911). Владикавказскую (1911–1913), Самарскую (1913–1914). В 1911 г. возведен в архиепископы. С 1914 по 1915 г. был экзархом Грузии, а с 1915 г. митрополит Петроградский. Умер во время беженства в Екатеринодаре на попечении митрополита Антония, перед которым горько каялся в прежнем к нему недоброжелательстве. 16 Преосв. Сергий (Петров) род. в 1864 г. С 1899 г. епископ Бийский, с 1901 г. Омский, с 1903 г. Ковенский, с 1907 г. Новомиргородский и с 1913 г. Сухумский, впоследствии Новороссийский. Член Заграничного Синода. Умер в Югославии в сане архиепископа 11/24 янв. 1935 г. 17 Секретарь Высшого Церковного Управления в Константинополе, впоследствии секретарь в Зап. Европе при митроп. Евлогии. 23 Еп. Михаил (Космодамианский), Александровский, викарий Ставропольской епархии. Рукоположен в 1914 г. Член Заграничного Синода. Умер 9/22 сент. 1925 г. 24 Еп. Аполлинарий (Кошевой) род. 16 окт. 1874 г. в Полтавской еп. В 1905 г. окончил Киевскую Дух. Академию и назначен преподавателем Житомирского училища в сане иеромонаха. С 1906 г. преподаватель Киевской Дух. Семинарии. С 1910 г. инспектор той же Семинарии. В 1911 г. возведен в архимандриты. 22 сент. 1917 г. хиротонисан во епископа Рыльского. Был членом Всероссийского Собора 1917–1918 г.г. С 1918 г. еп. Белгородский, викарий Курской епархии. В 1921 г. был назначен епархиальным архиереем в Сев. Америку. Когда митр. Платон с прочими викариями отделился от Архиер. Синода, владыка Аполлинарий оставался верным, хотя жить приходилось в невыносимых условиях. В 1927 г. был назначен правящим Северо-Американским и Санъ-Францисским. Умер в г. Нью-Иорке, 6 июня 1933 г., в сане архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Это приводило переговоры в тупик – поскольку иерархи РПЦЗ рассматривали себя как единственную структуру, уполномоченную говорить от имени Всероссийской Церкви в эмиграции. Недовольный происходящим, митрополит Платон покинул Собор. 323 Таким образом, отношения между Русской Зарубежной Церковью и митрополитом Платоном были фактически разорваны. Последний был обвинен в самовольном провозглашении автокефалии. Последовал указ о смещении митрополита Платона с должности управляющего Североамериканской епархией. В декабре 1926 года на заседании Архиерейского Синода рассматривалось письмо, в котором епископ Сан-Францисский Аполлинарий (Кошевой) заверял Архиерейский Собор и Синод в своей покорности, а также сообщал сведения об Американской епархии. Синод постановил окончательное суждение о епископах Североамериканской епархии иметь после получения от них сведений о подписании ими резолюции, присланной Архиерейскому Синоду якобы от имени Собора епископов названной епархии. 324 31 марта 1927 г. епископ Белгородский Аполлинарий был назначен на место митрополита Платона. Этот архипастырь стал центром притяжения для всех русских эмигрантов, не согласных с политикой митрополита Платона и вскоре вопрос о другом архиерее для Северной Америки отпал. Первоначально количество приходов РПЦЗ в Америке было невелико, но постепенно оно стало увеличиваться, что было во многом заслугой епископа Аполлинария. 325 Однако лишь незначительная часть американских приходов признала власть епископа Аполлинария и вошла в юрисдикцию Зарубежного Синода. Большинство православных общин Америки осталось в ведении митрополита Платона. 326 Таким образом, – пишет историк, – появилась параллельная карловацкая юрисдикция в Америке. Однако за исключением Аполлинария все остальные епископы Америки сохранили верность Платону. 327 Стремясь к самостоятельности (для чего были, конечно, и объективные причины, заключавшиеся в самой американской действительности), митрополит Платон 2 февраля 1927 г. поручил архиепископу Евфимию учредить новую Церковь – «Святую Восточную Православную Кафолическую и Апостольскую Церковь в Северной Америке».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соч.: Святой Кирилл Александрийский , его жизнь и деятельность. Киев, 1913. Лит.: Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи Тальберг Н. Архиепископ Тихон (Лященко). ПП. 1965 Евлогий, митр. Путь моей жизни Никон (Рклицкий) , архиеп. Жизнеописание блаженнейшего Антония Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Тихон ( Троицкий Александр ; 12.3.1883, Костромск. губ. – 30.3.1963, Джорданвилль, Нью-Йорк, США), архиепископ. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Костромскую Духовную семинарию и поступил в Казанскую Духовную академию (1903), на 2-м курсе пострижен в монашество (1905), иеродиакон (1905), иеромонах (1908), окончил Казанскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1908), помощник инспектора Таврической Духовной семинарии (28.8.1908), инспектор Волынской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита (25.8.1910), инспектор Харьковской Духовной семинарии (28.12.1916), эмигрировал в Сербию (1920), преподаватель в сербской гимназии в г. Княжевац (19201921), преподаватель в Сремски-Карловацкой Духовной семинарии (19211924), преподаватель в Призренской Духовной семинарии (19241925), член братии русского Св.-Пантелеймонова монастыря на Афоне (19251926), вернулся в Сербию, член братии русского Введенского монастыря в Милькове (19261930), состоял в юрисдикции РЗЦ, епископ Сан-Францисский, викарий архиеп. Аполлинария (Кошевого) (15.6.1930), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Антоний (Храповицкий) в Белграде, после смерти архиеп. Аполлинария временно управляющий Северо-Американской епархией РЗЦ (19331934), возведен в сан архиепископа на правах епархиального архиерея с титулом Сан-Францисским и Западно-Американским (1934), после примирения РЗЦ и Северо-Американской Русской Митрополии управлял объединенной Западно-Американской епархией (19351946), на Кливлендском всеамериканском церковном соборе остался в юрисдикции РЗЦ (1946), постоянный член Архиерейского Синода РЗЦ (15.12.195014.3.1963), уволен на покой по старости (14.3.1963).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нижнем храме преп. Иова Почаевского хранится рака с 88 частицами мощей Киево-Печерских святых, иконы с частицами мощей великомучеников Пантелеимона, Георгия Победоносца, мч. Христофора, святителей Нектария Пентапольского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феодосия Черниговского, Белгородского Иоасафа, сщмч. Иоанна (Помера) и др. Перед иконой «Новомучеников и исповедников Российских» работы о. Киприана в особом ковчеге – частицы мощей сщмч. Игнатия Богоносца, св. равноап. Марии Магдалины, свт. Николая Чудотворца, свщмч. Макария, митр. Киевского, святителей Арсения Сербского, Иркутского Иннокентия, преподобных Евфимия Великого, Харитона, Кириака, Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского и др. Другой почитаемый образ – список Почаевской иконы Божией Матери. За алтарной частью Троицкого собора находится небольшое монастырское «братское кладбище». Здесь покоятся братия и архиереи Русской Православной Церкви за границей, в том числе архиепископы Североамериканский Аполлинарий (Кошевой), Детройтский Иероним (Чернов), Чикагский Григорий (Боришкевич), Каракасский Серафим (Свежевский), Лос-Анджелесский Антоний (Синкевич), Буэнос-Айресский Афанасий (Мартос), епископ Сиэтлский Нектарий (Концевич), основатель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Пантелеимон (Нижник). Под алтарем Троицкого собора сооружены два склепа, в которых покоятся останки Первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского), архиепископов Сан-Францисского Тихона (Троицкого), Сиракузского Аверкия (Таушева) и постриженика Валаамского монастыря, многолетнего духовника Свято-Троицкой обители игумена Филимона (Никитина). В 2000 с северной и южной сторон были пристроены еще две усы-пальницы, в южной покоятся останки иконописца архимандрита Киприана (Пыжова), в северной погребены Первоиерарх РПЦЗ митрополит Филарет (Вознесенский) и архиепископ Западноамериканский Антоний (Медведев). Позднее здесь похоронили еще одного Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра (Шкурлу). Братский корпус монастыря был заложен 28 сентября 1952 архиепископом Виталием (Максименко) и построен к 1958. В полуподвальном помещении находятся пекарня, книжные склады и кладовые, на 1-м этаже – типография, трапезная, книжный магазин, на 2-м этаже - канцелярия, фальцовочная и переплетная мастерские, покои настоятеля, на 3-м и 4-м этажах – кельи. В 1987–1988 корпус был значительно расширен, с западной и восточной сторон пристроены два новых крыла. В типографии находится большой чтимый образ преп. Иова Почаевского, вывезенный из Почаевской Лавры. На 3-м этаже братского корпуса 17 ноября 1991 была освящена часовня во имя преп. старцев Оптинских, иконостас и иконы которой выполнены иеромонахом Андреем (Эрастовым). В Оптинской часовне хранятся частицы мощей многих святых, частица Креста Господня, камень от Гроба Господня, камень из храма Воскресения Христова в Иерусалиме, камень со Св. Голгофы, камень с судного места, скуфьи святителей Митрофана Воронежского и Феофана Затворника.

http://sobory.ru/article/?object=19057

Архипастырем были написаны книги и брошюры «О значении обновления святых икон», «О живой Церкви», «О церковных нестроениях», «По поводу признания московской церковной властью советской власти». После его смерти Харбинскую кафедру занял архиепископ Мелетий (Заборовский). Еще одним ревностным архипастырем в Маньчжурии был архиепископ Нестор (Анисимов) , до революции прославившийся своей миссионерской деятельностью на Камчатке. Благодаря трудам архиепископа Нестора в Харбине действовал дом милосердия. В г. Маньчжурия служил еще один замечательный иерарх – святитель Иона (Покровский), духовный сын Оптинских старцев и преподобного Гавриила Седмиозерского. Святитель был рукоположен во епископа в эмиграции в 1922 г. В Маньчжурии епископ Иона основал детский приют на 30 человек, народные училища, где обучалось около 500 человек без различия вероисповедания, среднюю школу с ремесленным уклоном, мастерские, бесплатную столовую, амбулаторию и аптеку, где неимущим бесплатно раздавались лекарства. Иерарх умер в 37 лет, в последний путь его провожали и русские, и китайцы. Первое чудо по молитвам святителя произошло уже в ночь его похорон. Впоследствии могила святителя Ионы стала местом паломничества. Большую роль в жизни православного Китая играл Казанский монастырь, настоятелем которого был архимандрит Ювеналий (Килин). Монастырь приобрел большой участок земли, при монастыре действовала типография, а также аптека и амбулатория. После уничтожения большевиками Иверской часовни в Москве русские эмигранты решили создать точную копию часовни в Харбине. Часовня была воздвигнута в ограде Николаевского кафедрального собора и освящена в 1933 г. После ухода из Зарубежной Церкви митрополита Североамериканского Платона местную епархию РПЦЗ возглавил епископ (затем архиепископ) Аполлинарий (Кошевой) († 1933). Зарубежный Синод направил в Северную Америку еще несколько иерархов, в том числе и двух замечательных подвижников – архиепископов Тихона (Троицкого) и Виталия (Максименко) . Как правило, американские приходы не могли содержать штатных пономарей и певчих, а потому таковые работали на предприятиях и участвовали в богослужениях только по воскресеньям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда же в июле 1919 г. стало ясно, что Алапаевск будет взят красными, иг. Серафим взял на себя как исполнение последнего долга перед Великой княгиней спасение останков убиенных. Восемь гробов перевозились в товарном вагоне, их сопровождающими были трое человек – иг. Серафим и послушники Серафим Гневашев и Максим Канунников. В Чите, в Покровском женском монастыре, иг. Серафим нашел временный приют. Помощь в перевозке при соблюдении строгой секретности оказал тогда Главнокомандующий вооруженными силами Восточной Окраины генерал-лейтенант атаман Г.М. Семенов (†1946). В 1920 г. в Пекине шесть тел нашли пристанище в новом склепе на кладбище Русской Духовной Миссии. Игумен Серафим продолжал следование в Иерусалим с останками Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. «Великая княгиня лежала как живая, только на одной стороне лица был большой кровоподтек от удара при падении в шахту» – свидетельствовал бывший посланник России в Китае князь Н.А. Кудашев, специально прибывший в Харбин для опознания. В 1921 г. иг. Серафим выполнил завещание Великой княгини. Он перенёс останки Алапаевских мучениц в Иерусалим, где и захоронил их «по-христиански». На Святой Земле скитоначальник Белогорского монастыря столкнулся с новыми испытаниями. «Среди эмигрантского духовенства возникло движение за воссоединение с Московской Патриархией, которое возглавил игумен Серафим» В конце 1922 г. между епископом Аполлинарием Рыльским (Кошевой Андрей Васильевич, из Высшего церковного управления заграницей который управлял делами Миссии в Иерусалиме, и иг. Серафимом произошёл конфликт В 1923 г. в результате конфликта игумен Серафим был запрещён в священнослужении «за неподчинение епископской власти» Иерусалимский Патриарх Дамиан (†1931) серьёзно отреагировал на подобные действия: снял запрещение с иг. Серафима и потребовал от ВЦУЗ отзыва епископа Аполлинария. «В это дело вмешался Иерусалимский Патриарх: прочитал над ним (иг. Серафимом. – Авт.) молитву и разрешил ему служение (конечно, в греческих храмах)» По благословению Патриарха Дамиана иг. Серафим построил небольшую келью невдалеке от церкви на Елеонской горе в Малой Галилее. По свидетельству инокини Серафимы (кн. Путятиной) «доступ в Гефсиманию был закрыт о. Серафиму в последние годы его жизни, и он был лишен возможности поклониться гробу той, которой он с таким самоотвержением и великим трудом отдал последний долг»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010