Огромные суммы, которые необходимо было немедленно выплатить грозному воителю, потребовали экстренного обложения всего населения, без всяких изъятий, действовавших прежде. Многие знатные фамилии обеднели с тех пор, многие отдавали драгоценные украшения своих жен; взыскивалась эта экстренная контрибуция с большой жестокостью, и было много случаев самоубийств. 801 Многих гуннов, не желавших воротиться к Аттиле перебили солдаты императора; среди них были люди царской крови. Аттила заявил, что не будет считать договора исполненным, пока жители город Асимунта не выдадут взятых ими в плен гуннов или бежавших к ним из плена римлян. Долго шли переговоры, но требования Аттилы не были удовлетворены, так как асимунтинцы заявили и подтверждали клятвой, что римлян они отпустили, а гуннов в плен не брали, а только убивали. Они задержали только двух гуннов, которых поймали во время преследования тех, кто захватил пастухов скота асимунтинцев. Наряжены были розыски. Анатолий и дукс Фракии Феодул сносились с асимунтинцами и настаивали на выполнении требований Аттилы, но ничего не вышло, и Аттила отошел наконец, в свои становища на Тисе. Столица стала понемногу оправляться от пережитых бед. Заключение мира Анатолием относится к 447 году. 802 Пользуясь своим положением победителя, Аттила слал в Константинополь одно посольство за другим, и в течение 447 года всего его посольств было четыре. Обилие посольств являлось тяжким бременем для имперской казны, так как послы получали щедрые подарки, и Аттила направлял к императору тех из своих близких людей, которых хотел облагодетельствовать. Еще при жизни Бледы произошло одно обстоятельство, вызвавшее неудовольствие Аттилы против западного двора. Во время взятия Сирмия (вероятно, в 443 году) епископ этого города скрыл церковные сосуды и передал их секретарю Аттилы Констанцию, происходившему из Галлии и присланному из Рима, с тем, чтобы тот воспользовался этими драгоценностями для выкупа из плена – в случае взятия города – его самого, или же, если его не будет в живых, других граждан Сирмия.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Атаульф держал в своем лагере сестру Гонория Галлу Плацидию, возлагая на нее свои надежды достигнуть соглашения с императором. В январе 414 года Атаульф отпраздновал свой брак с Плацидией, «сочетал глину с железом», по выражению Филосторгия. 743 Церемония бракосочетания была отпразднована по римским обычаям и придворному ритуалу, причем видная роль выпала на долю Аттала, который читал сочиненный им стихотворный эпиталамий в честь новобрачных. 744 Трудное положение, в котором находился Атаульф, и та исконная ненависть к вандалам, которую питали готы, побудили Атаульфа перейти Пиренеи и начать завоевание Испании. Возможно, что одной из причин движения готов на юг было появление полководца Кон- станция за Альпами. Когда у Плацидии родился сын, ему нарекли имя деда Феодосий, и Атаульф надеялся, что это событие сблизит его с императорским домом. Но младенец вскоре умер, а сам Атаульф был убит в городе Барциноне в Испании как жертва личной мести (415 г.). За короткое время у готов сменилось затем два царя. Первый из них был Сигерих, брат Сара. Он казнил детей Атаульфа от первого брака, лишил Плацидию того привилегированного положения, каким она пользовалась как вдова царя, и держал ее как простую пленницу. Скоро он был убит; той же участи подвергся и его кратковременный преемник, восстановивший права Плацидии. Третий после Атаульфа царь, Валлия, счел за лучшее отослать Плацидию в Равенну к Гонорию, куда она и была препровождена как вдова готского царя, с почетным готским эскортом, который остался при ней в Равенне на личной ее службе (416 г.). Готы находились тогда в обладании Аквитанией, с городами Толозой и Бурдигалой, и северо-восточной части Испании. Гонорий после возвращения Плацидии пошел на уступки и признал готов законными обитателями захваченных ими областей (418 г.). За пять лет до того удостоены были равеннским двором той же чести бургунды, самовольно захватившие юго-восточную часть Галлии (413 г.). Так эта римская страна разделилась на части, получившие характер национальных государств. В обладании Гонория оставалась только юго-восточная приморская область и земли по Луаре до тех областей, которые были уже заняты франками.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

680 Времени самостоятельного правления Пульхерии принадлежит несколько указов о язычниках и иудеях. Так, в 416 году язычникам было воспрещено поступать на государственную службу (militia) и, в частности, отмечен запрет назначать их правителями провинций. 681 В 418 году закрыта была государственная служба для иудеев. Указ повелевал дать отставку иудеям, какие окажутся состоящими на дворцовых службах или среди императорских агентов (agentes in rebus), не взыскивая с них за то, что они попали на службу, и отнюдь не принимать их на будущее время. Точно так же все иудеи, какие попали на военную службу, должны быть немедленно отпущены в отставку. Для образованных иудеев разрешалась и на будущее время карьера адвоката, а равно и участие в городских сенатах, если по происхождению они принадлежали к этому классу. 682 Точно так же в 415 году вышло два указа против монтанистов и евномиан с запрещением их собраний и угрозами разных кар. 683 В жизни двора событием чрезвычайной важности была женитьба Феодосия. Хронисты сохранили живые подробности, свидетельствующие о том интересе, с каким отнеслись к этому событию современники. Когда Феодосий выразил желание вступить в брак, он заявил, что его супруга должна быть красавицей, какой другой нет на свете, и принадлежать к царскому роду; но если бы такой не оказалось, то не нужно ни знатности, ни богатства, ни принадлежности к царскому роду, только бы была красива. Пульхерия и Павлин, друг Феодосия, усердно искали подходящую невесту. Павлин ездил по разным местам в поисках за красавицей, а Пульхерия разослала правителям провинций приказ искать царю невесту. Поиски были напрасны, но случай привел в Константинополь красавицу, какую хотел Феодосий. То была гречанка Афинаида, дочь афинского философа Гераклита (или Леонтия), который дал ей блестящее образование. 684 Риторика и философия составляли сущность тогдашнего идеала образованности, и юная Афинаида, богато одаренная от природы, усвоила всю полноту тогдашнего высшего знания. Она умела сочинить и произнести речь, владела стихом.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Своими военными подвигами Аттила поразил воображение современников и остался жить навеки в эпическом образе германских народных саг. Его двор был теперь живым центром международных сношений с далекими народами, он имел при себе верных слуг не только из германцев, но и римлян. По-прежнему он поддерживал дружеские сношения с Аэцием, сын которого, Картелион, жил у него одно время в качестве заложника. 791 Аэций прислал ему из Рима образованного человека, который служил ему секретарем в сношениях с империей, а Аттила. подарил Аэцию шута по имени Зеркона, который пользовался особенным расположением покойного Бледы. 792 В пору дружеских сношений с Аэцием Аттила принял от западного двора звание магистра армии, и те деньги, которые он получал ежегодно из Рима, считались его жалованьем по должности. Мирные отношения с гуннами, восстановленные в 443 году, продержались до 447, который ознаменовался страшным нашествием Аттилы, имевшим гораздо более грозный характер, чем предшествующее. Ближайшим поводом послужили, по-видимому, задержки в уплате ежегодной дани и не прекращавшееся бегство гуннов от своего повелителя на службу императора. Гунны наводнили всю Фракию. На берегах реки Ута (Вид) магистр армии Арнегискл дал большую битву Аттиле, но потерпел поражение и сам пал в бою. 793 Гунны прошли до Маркианополя и завладели этой сильной крепостью. 794 Среди всеобщей паники и беспомощности только незначительный придунайский город Асимунт создал себе славное имя. 795 Асимунтинцы не прятались за своими стенами, но выходили навстречу конным отрядам гуннов и победоносно сражались с ними. Когда гунны, после многих потерь, оставили надежду овладеть этим городом и отошли от него, асимунтинцы пошли за ними, выслеживали отдельные грабительские отряды, отбивали добычу и в неожиданных нападениях истребляли врага. Благодаря быстроте своих действий, смелости и ловкости, а также знанию места, они имели постоянно успех и истребили много гуннов, отбили и отпустили много пленных и принимали к себе перебежчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Всем грамматикам и риторам, или софистам, как их тогда называли на греческом Востоке, которые за плату обучали детей и юношей в общественных помещениях, воспрещено было на будущее время пользоваться ими и разрешалось заниматься обучением не иначе как на своих частных квартирах. Во вновь созданной высшей школе положено было по штату определенное число кафедр по разным предметам обучения, с разделением по двум языкам империи: государственному – латинскому и допущенному на равных правах на Востоке – греческому. Всего кафедр было 31, а именно: десять грамматиков, обучавших латинскому языку, и также десять – греческому, три латинских ритора и пять греческих; к ним были прибавлены два законоведа и один специалист по философии. 692 Таков был преподавательский штат в новой высшей школе. Латинский язык и латинское ораторское слово были поставлены наравне с греческим, который преобладал в частной жизни и господствовал в Церкви на всем Востоке и в столице. Но закон и суд держались по традиции первого государственного языка, т. е. латинского, а самые источники права изучались тогда не иначе как в латинском подлиннике. Назначение на кафедры специалистов, достигших известности в области своего знания, было предоставлено сенату, и школа находилась в ближайшем заведовании префекта города. Занимающие кафедру профессора не имели права обучать кого-либо дома и должны были все свои силы посвящать на пользу своих слушателей в школе, под угрозой потерять предоставленные им преимущества. Они состояли, во-первых, в определенном окладе из средств государства и, во-вторых, в почетном звании комита первого ранга. Назначения были сделаны, по-видимому, не сразу. В указе от 15 марта 425 года этот высокий ранг получили два греческих грамматика, Гелладий и Сириан, и один латинский – Феофил, два греческих ритора – Мартин и Максим, а также законовед – Леонтий. Для других назначенных, а также и подлежавших еще назначению профессоров, этот высокий чиновный ранг был обусловлен 20-летним сроком службы. 693 Так возникло высшее образовательное учреждение в Восточной империи, которое в самом своем составе поддерживало идею равенства двух государственных языков и тем самым свидетельствовало о единстве империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Представители изящного слова сочиняли похвальные речи и поэмы для публичного прочтения, и сама императрица Евдокия, владевшая греческим стихом, сложила в прославление этой победы большую поэму в гексаметре. 771 В связи с событиями этой войны широко огласился подвиг христианской любви епископа Амиды Акакия. Римские солдаты привели из Арзанены семь тысяч пленных, которые томились в неволе и страдали от голода. Акакий собрал членов клира своей церкви и предложил сплавить на металл церковные сосуды из золота и серебра, как ненужные Богу, а на эти деньги накормить и выкупить пленных. План епископа встретил одобрение, и пленные были отосланы на родину. Персидский царь был поражен этим поступком Акакия и пригласил его к себе, чтобы лично с ним познакомиться. С разрешения Феодосия, Акакий отправился в Персию и побывал у Бахрама. 772 По смерти Бахрама V воцарился его сын Йездигерд II (438 или 439 г.). Отношения между обеими державами ухудшились, и дело едва не дошло до войны. Арабы начали свои грабительские набеги, через кавказские проходы прорвались с севера гунны, начали свои разбои исавры, и персидский царь выступил на границы империи. В 440 году на Восток были отправлены войска под начальством магистров армии Анатолия и Аспара. В наших источниках не сохранилось никаких сведений о ходе военных действий, а в хронике Марцеллина под 441 годом помещено краткое известие о заключении мира на один год. 773 В эту пору сделал свое страшное нашествие Аттила, и войска были нужны на Западе. По всему вероятию, дело не ограничилось перемирием, так как после 442 года мир длился до времен Анастасия. Времени правления Феодосия принадлежат некоторые важные перемены в судьбах страны, давно связавшей свою судьбу с империей на ее северо-восточных границах – Армении. Западные ее области находились издавна в вассальной зависимости от империи, и римский император властно вмешивался в вопрос о престолонаследии армянских царей. В конце IV века при Феодосии I окончилась самостоятельная династия Арсакидов в Армении.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Стены многих византийских храмов богато облицовывались или украшались священными изображениями. Типичным для византийского храма было сочетание мраморной облицовки с мозаикой. Мозаичными изображениями покрывались преимущественно верхние части интерьера, причем в основном изогнутые поверхности — купола, подкупольное пространство, своды, арки. Прямые поверхности стен облицовывались мрамором. Для более поздней эпохи было характерно сочетание мозаики с фресками (росписями по сырой штукатурке). Классическим и наиболее ярким примером византийской купольной базилики является храм Святой Софии в Константинополе, построенный императором Юстинианом в 537 году по проекту архитекторов Анфимия Траллийского и Исидора Милетского. Высота храма — 55,6 м. Основное пространство храма представляет собой гигантский прямоугольник размерами 77 х 71,7 м, разделенный на три продольных нефа. Центральный неф увенчан полусферическим куполом диаметром 31,5 м. Продольные нефы отделены один от другого стенами, которые наверху завершаются арочными конструкциями. Своды храма поддерживаются многочисленными колоннадами. Боковые нефы значительно ниже центрального, однако разделены на два этажа (верхний этаж предназначался для женщин). Галереи боковых нефов и нартекса представляют собой анфиладу арочных проемов. Купольная система храма является подлинным шедевром архитектурного мастерства. Построить здание такого размера и увенчать его гигантским куполом без видимой опоры — сложнейшая задача. Вместо того, чтобы наращивать толщину стен для поддержки массивного главного купола, архитекторы изобрели систему полукуполов. Два полукупола примыкают к главному куполу с востока и запада; к каждому из полукуполов примыкает по два меньших полукупола. Задачу поддержания главного купола выполняют многочисленные арки и своды. В результате огромная сила давления («распор») купола дробится и сдерживается. Создается впечатление, что купол как бы висит в воздухе. Это впечатление усиливается благодаря множеству тесно посаженных арочных окон, расположенных в основании купола, из которых во внутреннее пространство храма льются лучи света.

http://patriarchia.ru/db/text/5419154.ht...

Окончательно решив избавиться от Аспара, Лев пригласил его вместе с сыновьями Ардавуром и Патрикием в свой дворец, и там они были убиты телохранителями Льва. Третий сын Аспа­ра Арменрих, друживший с Зиноном, был им спасен от гибели и бежал в Исаврию, где находился в укрытии до кончины Льва, после которой он вернулся в столицу и породнился с Зеноном, женившись на дочери его побочного сына. Расправа над Аспаром учинена была в 471 г. По одной из версий прозвищем Макелл (Мясник) Лев обязан не своей прежней профессии, но совершен­ной по его приказу резней. После убийства Аспара и его сыно­вей в Константинополе вспыхнул мятеж, «ибо на их стороне, – пишет Иоанн Малала, – было множество готов, комиты, другие их слуги и многочисленные приверженцы... Один гот, из числа сторонников Аспара, комит по имени Острис, ворвался с другими готами во дворец, стреляя из лука; и когда разгорелся бой между экскувитами (дворцовой стражей. – В.Ц.) и Острисом, многие были убиты. И будучи окружен, он увидел, что потерпел пораже­ние, и бежал, взяв наложницу Аспара, готскую красавицу, кото­рая на коне отправилась вместе с ним во Фракию; и он опусто­шал эти области» 878 . Устранив Аспара и тем самым окончательно избавив столицу империи от засилья готской военщины, импе­ратор Лев обрушился с гонениями на ариан, которым запреще­но было иметь церкви и совершать богослужение. Поражение Римской империи в войне с вандалами подорва­ло позиции императора Гесперии Анфимия – ставленника Льва. Надежды на то, что тесные взаимоотношения с Константинопо­лем помогут западной части империи восстановить свою целост­ность, начав с возвращения Африки в лоно империи, разбились в прах. В меру разочарования Анфимием росло влияние Рицимера, умалившееся в годы правления императора, который поставлен был не по его воле. А с другой стороны, расправа Льва над подоб­ным по своей роли Рицимеру Аспаром могла послужить приме­ром для Анфимия. В этой ситуации в 472 г. Рицимер решился на откровенный разрыв с императором. Он уехал в Милан и отту­да вел переговоры с вождями германских племен, обитавших за Альпами, о совместных действиях против Анфимия. Набрав наемников, Рицимер двинул их на Рим, и вскоре началась оса­да Вечного города. В лагерь к Рицимеру у Анненского моста из Константинополя прибыл сенатор Аниций Олибрий, женатый на Плацидии, дочери Валентиниана III и Евдоксии, побывавшей вме­сте с матерью в африканском плену, затем отпущенной Гензерихом и вернувшейся в Константинополь, куда при захвате Рима вандалами бежал Олибрий. Через брак он принадлежал дина­стии Феодосия Великого, так что он казался вполне приемлемым кандидатом в императоры Запада, на место Анфимия, который мужественно защищал город, но он располагал недостаточными боевыми силами, а в Риме было много сторонников Рицимера и ариан. К тому же в городе разразилась чума и наступил голод.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Аналогичные меры безопасности были предприняты Анфимием и в Константинополе: по его приказу возвели новые стены на суше. Анфимий расширил территорию города и уже к 413 г. его план был почти полностью реализован. Теперь город имел стены, протяженностью более 5 км, на которых возвышалось 92 башни. Были восстановлены мосты, а в стенах устроены боковые выходы, позволяющие обстреливать врагов во время осады 581 . В завершение своих реформ Анфимий провёл указ императора (датированный 415 г.) о сложении с населения всех недоимок за последние 40 лет. Таким путём правительство Римской империи быстро восстановило экономику страны и облегчило жизнь провинций. Наконец, к чести Анфимия, ему удалось прекратить раскол «иоаннитов». Поставленный после Арзакия на патриаршую кафедру Аттик (406–425) слыл мягким человеком, близко стоящим ко двору и пользовавшимся большим авторитетом. Когда умер Александрийский патриарх Феофил (412 г.), а затем и Порфирий, епископ Антиохийский, Аттик прекратил преследование «иоаннитов», включив имя св. Иоанна Златоуста в диптихи Константинопольской церкви. Преемник Порфирия по Антиохийскому престолу, епископ Александр (408–418), направил письмо Римскому понтифику, в котором предложил восстановить общение церквей. Новый епископ Александрии св. Кирилл (412–444) также получил приказ Анфимия включить имя св. Иоанна Златоуста в диптихи. Правда, приказ был выполнен далеко не сразу, но всё же и в Александрии через некоторое время память св. Иоанна Златоуста была восстановлена. Удивительно, но раскол закончился в считанные месяцы 582 . Естественно, такая мера ещё более упрочила отношения между кафедрами, до этого весьма и весьма натянутые. Так, год за годом Восточная империя восстанавливала свои силы, в то время как Запад находился на краю гибели. Царевич и царевна повзрослели, и в 414 г. произошла перемена носителей власти: сестра св. Феодосия св. Пульхерия, достигшая 16-летнего возраста, 4 июля приняла по совету предшественника Анфимия Аврелиана титул августы и отставку опекуна. А 30 октября 414 г. в помещение сената были водворены бюсты Гонория, св. Феодосия и св. Пульхерии, что наглядно демонстрировало единство Римской империи 583 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

859 Ib. 5, 413 – 414. Извлечение из этого указа от 3 авг. 435 года, см.: Cod. Theod. 16.5, 66 (Cod. Just. 1, 5, 5). 861 «Не могу отрешиться от представления, что родоначальником монофизитства был Кирилл, а Несторий – живи он во время Халкидонского собора – был бы именно православный в нашем смысле слова» – писал Ю. А. Кулаковский в июне 1913 года в письме Т. И. Лященко (Институт рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского. Ф. 216. Д. 642. Л. 2). – Примеч. ред. 866 Свидетельство об этом сохранил Факунд Гермианский, Predefensionc trium capitulorum, 8, 5 и 12, 5 (P. L. 67, 726; 852). 867 В письмах к Эфесскому собору Феодосий упоминает о своих стараниях примирить патриарха с Евтихием. – Mansi. 497. 868 Mansi.6, 733: πεεδ δ οδαμεν τν μεγαλοπρεπστατον πατρκιον Φλωρντιον ντα πιοτν κα μεμαρτυρομνον π τ ρθτητι, θλομεν σνειναι αντν τ κροσει τς συνδου, πειδ λγος περ πστεως στν. Ср.: Evagr. 1,9. Это обращение императора, прочтенное председателем, встречено было криками собрания в честь императора, причем один из возгласов был таков: τ ρχιερε βασιλε – наряду с обычными многолетиями. Флорентий был допущен в собрание, и в качестве руководителя принимал деятельное участие в прениях. 870 Mansi.6, 744. μολογ κ δο φσεων γεγενσθαι τν Κριον μων πρ τς νσεως, μετ δ τν νωσιν μαν φσν μολογ. 876 Mansi.6,600. – Феодорит завел по этому делу обширную переписку с многими видными сановниками. Он писал Анатолию, Ному, Евтрехию, сенатору Тавру, Протогену и др. Обращался также и к Диоскору (P. G. 83, 1256 и сл.). 878 Апелляции Флавиана и Евсевия к папе Льву были открыты в недавнее время и опубликованы Grisar ’ом в журнале «Zeitschrift fur katholische Theologie» (VIII, 1883, стр. 191 сл). Русский перевод первой из них см.: Иер. Анатолий. Св. Флавиан//Тр. Киевской духовной академии. 1912. 881 Duchesne(Hist. de ’Egl. III, p. 428), высказывает предположение, что Диоскор анафематствовал папу Льва непосредственно перед Халкидонским собором, когда был в Никее.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010