Поэтому и императорская администрация здесь не была предоставлена самой себе. Она поддерживалась и контролировалась местными крупными землевладельцами. Поэтому и административный и военный аппарат, как бы он ни был плох, не переставал функционировать. И сам Синезий в своей переписке, негодным с его точки зрения, администраторам – Кесарию, Евталию, Кереалию, Андронику, Иоанну – противопоставляет многочисленных деятелей, людей, по его мнению, достойных: Аврелиана, Анфимия, Симпликия, Пентадия, Анисия, Марцеллина, Геннадия, Пеония, Исихия. Поэтому и его скорбь о гибели Пентаполя, высказанная в «Катастасисе», была преждевременна. Все более слабеющее, все более раздираемое классовыми и этническими противоречиями рабовладельческое общество сохранялось в Пентаполе еще два с половиной века, пока арабы, более сильный внешний враг, чем берберские племена, не прекратили его существования. 3 Страбон (Geographica, XVII, 1. 14) уточняет, что эти опасные рифы находились на небольшом расстоянии от берега. Он же (ibid., XVII, 1. 9) говорит о мысе Посейдии, который получил свое название от храма в честь бога Посейдона. Тафосирис – мнимая могила Осириса по Плутарху (De Iside et Osiride, cap. 21). 6 Отождествление этого «хозяина» из Фракии с Проклом вытекает из письма 139. Это отождествление ускользнуло от О. Зеека (O. Seeck. Studien zu Synesius. «Philologus», LII, 1894, S. 470). Поэтому письмо относится к 402, а не к 404 г., как это предполагает О. Зеек. 16 E.L. Bourey. De Isidoro Pelusiota. Nime, 1884; N. Crawford. Synesius the Hellene. London, 1901, p. 415. 28 PG, t. 66, col. 1492–1493. Он был в 404 г. comes sacrarum largitionum. Антиох – куратор, которого по завещанию Аркадия Издегерд назначил опекуном ты Феодосия II. 65 Ibid., col. 1400. Андроник мог сослаться на законы Феодосия I, запрещающие клирикам укрывать должников в церкви (Cod. Theod., IX, 40. 15; XI, 36. 31 и IX, 45. 1 от 392 г.). Но позиция, занятая в этом вопросе Синезием, показывает, что, несмотря на повторение этих законов Аркадием (Cod.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

2951 Однако, все эти элементы уже встречаются и раньше VI века. По частям они были известны самым древним цивилизациям Востока, а Персия, продолжая и заимствуя эти старые способы, распространила их и сделала всеобщими. Отсюда они перешли в римское искусство на Востоке, а затем и в византийское. 2952 В какой именно области Востока совершилось слияние этих различных элементов, восточных, греческих и римских, откуда вышло собственно византийское искусство, – сказать это с уверенностью очень трудно. Церкви в Эфесе, Сардах и Филадельфии приводят к мысли, что по-видимому местом соприкосновения искусств была Малая Азия, где встречались и смешивались все произведения трех великих цивилизаций. 2953 " Отсюда, говорит Шуази, это искусство распространилось по остальным частям греческой империи и до такой степени, что когда Юстиниан задумал постройку св. Софии, одна Иония снабдила его архитекторами, способными привести к желанному концу его громадное предприятие: Траллес дал ему Анфимия, а Милет – Исидора». 2954 Хотя это и верно, но я полагаю, однако, что следует предоставить также Сирии значительную долю в тех влияниях, которые образовали византийское искусство. 2955 Мы уже видели, что в погибших городах этой области гораздо раньше начали появляться и развиваться в постоянной эволюции архитектурные сочетания, подготовившие апогей VI-ro века; мы видели также, что в тамошних церквах, например в Босре или в Езре, уже в начале VI-ro века сделаны были попытки сооружений, которые потом получили более основательное осуществление в церквах св. Сергия или св. Виталия. Быть может, нужно отвести в этом подготовительном периоде некоторое место и Египту, если правда, что константинопольские цистерны являются гениальным подражанием цистернам Александрии. 2956 Несомненно также, что в этих азиатских и сирийских школах, как глубоко они не были проникнуты общими для них восточными влияниями через посредство Персии, постоянно возникали частные и местные элементы, которые были потом подавлены великим толчком VI-ro века.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Церковное землевладение – «имущество бедных», по идее предназначенное для помощи беднякам, на деле по своей внутренней организации мало отличалось от императорского и сенатского землевладения н также держалось на основе принудительного труда, также эксплуатировало труд рабов и колонов. О том, что церковные земли, как правило, обрабатывались руками рабов и колонов, свидетельствуют как законодательные памятники, так и другие исторические источники. Так, новелла VII Юстиниана запрещает «боголюбезному архиепископу и патриарху этого счастливого города (Константинополя) продавать, дарить и другим образом отчуждать какое-либо недвижимое имущество», которое дальше и перечисляется: дом или пахотную землю ( αγρν), или колона ( γεωργν), или рабов (ανδρποδα γροικικ). Таким образом, рабы и колоны являлись необходимой принадлежностью церковного имущества. В Озроэне хроника Псевдо-Захарии Митиленского 79 сообщает о целых селениях, принадлежавших епископу. Анастасий, строя крепость Дару, выкупает у епископа и ее обитателей. Церковники обнаруживают не меньшие эксплуататорские наклонности, чем другие крупные землевладельцы. В этом отношении очень характерна новелла 156. В ней мы читаем, что управляющие апамейской церкви обратились к императору с сообщением, что колоны, принадлежащие другим, вступили в сожительство с женщинами этого же сословия, принадлежащими апамейской церкви, и произвели детей. Церковники добивались, чтобы чужие колоны с их потомством были переданы апамейской церкви (et petierunt ut sibi restituerentur et coloni et eorum liberi, ventrem maternam sequentes. – Nov. CLVI, praef.). Юстиниан, вообще очень предупредительно относившийся к просьбам церковников, на этот раз отказался передать им чужих колонов, а о родившихся от этого брака детях разъяснил, что потомство должно быть поделено пополам между апамейской церковью и господами чужих колонов. В законе Льва и Анфимия 80 константинопольскому патриарху запрещается отчуждение церковного недвижимого имущества (fundos vel praedia sive urbana sive rustica), а дальше добавляется «а также рабов и колонов, находящихся в этих имениях (colonos vel mancipia constituta)».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще по закону Льва и Анфимия 18 никакой епископ, никакой эконом в Константинополе не имел права продавать и отчуждать недвижимые имения и Церковные земли (fundos vel praedia sive urbana sive rustica) и приписанных к этим имениям колонов и рабов (colonos vel mancipia constituta). Церковное имущество, по новым законам, можно было только увеличивать, а не отчуждать. Но эта мера, по-видимому, оказалась недостаточной. Из VII новеллы Юстиниана, изданной в 535 г., видно, что аналогичное постановление было издано Анастасией, а именно, чтобы константинопольский патриарх не продавал, не дарил и другим способом не отчуждал ни домов, ни земель, ни колонов, ни сельских рабов. Юстиниан в этом вопросе пытался пойти еще дальше своих предшественников и запретил в начале своего царствования всякое отчуждение церковных земель по всей империи. Он боялся, что другое, менее сильное мероприятие откроет дорогу всяким злоупотреблениям. Эту боязнь можно видеть в тех мелочных предосторожностях и оговорках, которыми императорское законодательство окружает единственно допущенное законом отчуждение земель, не приносящих дохода и причиняющих церкви только обременение. И в этом случае, говорит новелла 120,7, «нужно заботиться, чтобы не было какого-либо злоупотребления, пристрастии или обхода.» Если эконом сдаст неимущим в эмфитевзис церковные земли, он отвечает за убыток (πιγιγνσκει τν βλβην). Хартуларии великой церкви не могли получать церковное недвижимое имущество в аренду или эмфитевзис или другим способом ни лично, ни через подставных лиц (Nov. 25, οτεδι μσου προτπou δνανται λαβεν ακνητον ατηςκατ μτυωσιν μφτευσιν τερον τροπον). Но провести в жизнь закон о полном воспрещении отчуждения церковных имуществ Юстиниану не удалось. Уже с 536 г. он был вынужден делать изъятия и ограничения в этом законе, смягчать общее правило о неотчуждаемости, а в 544 г. все законодательство о неотчуждаемости было переработано в духе старого Анастасиева закона. 19 И в самом Константинополе новелла 120 должна была уменьшить количество церковных имуществ, на которые распространялся закон о неотчуждаемости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сохранилась также рукопись IX в., вероятно из г. Мец, с первоначальной редакцией «Хроники» (Berlin. Staatsbibl. Phillipps. 1828). Текст «Хроники» по этому списку впервые был издан в 1615 г. в Риме, однако наибольшее распространение получило издание Ж. Сирмона (1619), в к-ром была сделана попытка реконструировать утраченные фрагменты текста. Критическое издание «Хроники» осуществил Т. Моммзен (MGH. AA. T. 11. P. 3-36). Из средневек. авторов о «Хронике» И. упоминают Сигиберт из Жамблу и мон. Теодор, составитель «Annales Polidenses» (XII в.). В берлинской рукописи за текстом «Хроники» И. следуют консульские списки, к-рые, по мнению Сирмона, также были составлены хронистом. Эта гипотеза была принята Моммзеном, к-рый издал эти списки под заглавием «Константинопольская консулярия» (Consularia Constantinopolitana). В списках сохранились датировки по испан. эре, что свидетельствует об их испан. происхождении. Вначале они представляют собой простой перечень консулов от Брута и Коллатина (509 до Р. Х.), далее появляются краткие записи о важнейших событиях в истории Рима. С 330 г. больше внимания уделяется событиям в К-поле, с 395 г. начинается пространная хроника с консульской датировкой, к-рая обрывается на 468 г. (2-е консульство имп. Прокопия Анфимия). Ряд признаков указывает на то, что этот текст является результатом переработки офиц. источника. В его основе лежат различные рим. консульские списки, на основе к-рых была составлена т. н. Хронография 354 г. В кон. IV в. они подверглись ревизии в К-поле и получили офиц. статус. К-польская редакция списков была привезена на Запад, вероятно в 393-395 гг., т. к. до 395 г. консульский список И. полностью совпадает с офиц. греч. перечнем, вошедшим в «Пасхальную хронику». Соч.: Hydatius Lemicus. Continuatio Chronicorum Hieronymianorum ad a. CCCCLXVIII/Ed. T. Mommsen//MGH. AA. T. 11. P. 3-36; Consularia Constantinopolitana ad a. CCCXCV cum additamento Hydatii ad a. CCCCLXVIII/Ed. T. Mommsen//Ibid. T. 9. P. 196-249; Burgess R. W., ed.

http://pravenc.ru/text/293539.html

49 Название ливийцы происходит от слова «либу», которым египтяне обозначали племена, жившие к западу от Египта. Древнегреческие писатели распространили термин «ливийцы» на население Северной Африки, охватывающей территорию современного Алжира, Туниса и Марокко. Прокопий под ливийцами подразумевает романизированное население, в первую очередь Карфагена и других городов Северной Африки. 50 Цифра восемьдесят тысяч спорна. Возможно, в данном случае имела место контаминация более ранних данных с современными Прокопию. См.: Schmidt L. Op. cit. P. 31. Под цифрой восемьдесят тысяч, вероятно, подразумевалось число вооруженных мужчин. 51 Экспедиция против вандалов имела место в 468 г. Все источники согласно свидетельствуют о приготовлениях огромного масштаба. См.: Candidus. Fr. 2; Prisci Fr. 42; Joan Lyd. III. 43. Замечание Прокопия о щедрости императора, возможно, является критическим намеком на скупость Юстиниана. 52 Василиск – брат императрицы Верины и, следовательно, зять императора Льва. Занимал последовательно ряд важных военных постов. В 468 (- ? 472) был главнокомандующим византийской армией. 53 Анфимий, выходец из служилой константинопольской знати, был римским императором с 467 по 472 г. 55 Марцеллиан – один из видных полководцев Запада, патриций 468 г. Он был одним из тех, кто с большой армией сопровождал нового императора Анфимия в Италию. См.: PLRE II Р. 708 – 709. 56 Ираклий – магистр милитум Фракии 474 г. Во время своего участия в экспедиции против вандалов имел пост комита по военным делам. См.: PLRE. II. Р. 541 – 542: Heraclius 4. По своему происхождению Ираклий принадлежал к служилой знати, ибо отец его, Флор, был комитом Египта и префектом августалом 453 г., соединяя в своих руках гражданскую и военную власть в Египте в момент возникшего там кризиса на религиозной почве. 58 Об измене Василиска говорят и многие другие авторы, в том числе и современник событий Приск (Fr. 42). В словаре Суда сообщается о двух тысячах либр золота и других сокровищах, дарованных Василиску Гейзерихом. См.: Suida. Lexicon s.v. πικεμενα.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

– «Маркеллианское произведение под именем св. Анфимия Никомидийского». Статья эта также не опубликована (ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 95). Несомненный интерес представляет его выступление 13 марта 1928 г. на заседании Русско-византийской комиссии с докладом «Список епископий Епифания Кипрского в Обряднике Константина Порфирородного». 1154 Архивные материалы позволяют определить, что появлению этой статьи предшествовала длительная работа А. И. Бриллиантова над сочинениями Епифания Кипрского . В архиве сохранились выписки Александра Ивановича из гомилий Епифания со своими замечаниями (ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 117 – 1925–1926 гг.). Имеется также достаточно объемистый словарь терминов и понятий в произведениях Епифания (ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 118 – 1926–1927 гг.). Прежде чем переходить к рассмотрению событий последних лет жизни Александра Ивановича – а с ними связано немало сложных проблем, хотелось бы подробнее остановиться на характеристике А. И. Бриллиантова как ученого и как человека. Эти заметки носят более субъективный характер, ибо архивные документы фиксируют тот или иной факт, тогда как теперь надо будет говорить об их осмыслении или отношении к ним. Хотелось бы начать с одного общего момента. Для любого человека его работа может быть либо способом обеспечения пропитания, либо – служением той или иной идее по призванию. В полной мере это относится и к ученым, работавшим в Духовных академиях на рубеже XIX–XX вв. Их можно условно разделить на две группы. Для одних работа в Академии была местом службы (самый известный пример – В. О. Ключевский ), для других – образом жизни. А. И. Бриллиантов относился, вне всякого сомнения, к последним. Вся его жизнь была подчинена одной цели – служению идее ортодоксального православия. Можно с уверенностью также говорить о том, что занятия наукой были важны для него не сами по себе, а только как способ служения основной для него цели – торжеству православия. Приверженность вере сама по себе не препятствует научным занятиям, хотя, на мой взгляд, и не способствует им.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но для Италии отречение Ромула Августула, санкциониро­ванное в Константинополе, явилось значимым событием. Страна и раньше знала засилье германского элемента, но в 476 г. прав­ление варварского короля было легитимировано дарованием ему римского титула патриция, при том что варвары составля­ли лишь тонкий слой на верху италийского общества, ассимиля­ции которого препятствовали разные факторы, но более всего не его иноязычие – из-за своей малочисленности германцы усва­ивали местную латынь, – но особый юридический статус вар­варов (это была своего рода привилегированная военная каста), и главным образом их религиозное диссидентство – исповеда­ние большинством из них арианства. Вернув себе власть и, по причине от него мало зависевшей, символически распространив ее на Гесперию, Зенон принимал меры по ее консолидации и предотвращению повторных попы­ток узурпации. Император выполнил обещание, которое он дал Армату, – ему дарована была пожизненно должность магистра армии, а его сына Василиска провозгласили цезарем. Но вско­ре за тем, как излагает произошедшее Иоанн Малала, когда «во время конных состязаний Василиск сидел рядом с самим Зено­ном», император задумался: «“Армат... стал клятвопреступником, поклявшись именем святого крещения царю Василиску, что не предаст его, но, соблазненный мною, предал его, и тот погиб... Как же он сохранит верность моей царской власти? Ибо немно­го спустя, как только его сын кесарь повзрослеет, он точно так же изменит и мне...”. И вот (Зенон) приказал убить Армата как клятвопреступника: он был убит, когда поднимался по Декимону, чтобы посмотреть конные состязания» 892 . Сын Армата Василиск был по приказу императора пострижен и поставлен епископом Кизика, хотя он был тогда еще ребенком. Самым влиятельным сановником империи стал соплемен­ник Зенона Илл, которому было пожаловано консульство на 477 г., а в следующем году он был назначен магистром оффиций, возглавив правительственный аппарат и дворцовые служ­бы. В 479 г. в столице был поднят мятеж Маркианом – сыном низложенного императора Запада Анфимия и внуком импера­тора Маркиана от его первой жены.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

9 . В таком положении оказался в эту зиму город[Константинополь], а жителям еще многие дни представлялось, что почва сотрясается, и это тогда, когда сотрясение уже прекратилось и установилось спокойствие.Внедрилось в души людей это бедствие и подозрение сохранилось, затемняя рассудок. А император старалсявосстановить многие дома, некоторые из которых оказались поврежденными и потерявшими устойчивость, адругие совсем разрушенными. Особенно же он заботился о величайшем храме божием. Когда он был раньшесожжен народом, он восстановил его совершенно зановоот самого основания и создал весьма замечательный иудивительный, отличающийся громадными размерами,красотою формы и разнообразием металлов. Построилего из жженого кирпича и извести, повсеместно соединивжелезными скобами и совершенно не пользуясь деревом,чтобы он не загорелся легко. Именно Анфимий, о котором я упоминал раньше, составил план для всего сооружения и его выполнил. Тогда император восстановилснова среднюю, самую высокую часть купола, обрушившуюся от землетрясения, [сделав] ее более прочной иподняв на большую высоту. Анфимия тогда уже не былов живых. Молодой же Исидор и другие техники, рассмотрев сами прежнюю форму и сличив с сохранившимся   и  поврежденным,   и   изучив,   каково   было[повреждение] и в чем причина падения, восточную изападную апсиду оставили в прежнем состоянии на месте,северную же и южную над сводами протянули внутрь инесколько расширили, чтобы они более гармонично соответствовали другим, и вместе представляли форму равностороннюю. Таким образом была сокращена чрезмерная обширность пустого пространства и прикрыта некоторая часть пространства, поскольку была создана формаиного вида. Итак, ими был создан возвышающийся вцентре или круг, или полушарие, или фигура, называемаядругим именем. И [купол] сделан был тогда действительно более прямым, легко обозреваемым, геометрически круглым, несколько, правда, более тесным исдавленным, который не так прельщал красотой зрителей, как раньше, но был гораздо более прочным. Итак,то, что следовало в истории сказать о храме и к чемупришла, развиваясь, сама последовательность рассказа,это мной достаточно подробно изложено. Восхвалять жев отдельности все то, что в нем достойно удивления, ипоказывать в своем изложении представляется излишними не приличествует этой работе. Если же кто, быть может, проживающий вдали от столицы, пожелает отчетливо узнать все, как бы присутствуя и смотря, пусть прочитает то, что Павел, сын Кира Флора, описал в гекзаметрах. Он, состоя примикирием императорских силенциариев 66 украшенный славой своего рода и унаследовав отпредков большое богатство, много уделял времени науке икрасноречию и этим еще более прославлялся и украшался.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/o-...

В 477 г. к императору прибыло почти одновременно два посольства. Одно из них принадлежало последнему императору Запада Августу (475–476), «августёнку», и его фактическому повелителю германцу Одоакру (476–493). Послы привезли в столицу Востока знаки императорской власти и заявили, что для Империи достаточно одного царя, который правит в Константинополе. Обязуясь быть верным федератом, Одоакр просил себе чин римского патриция, который и был пожалован ему Зеноном. Другое посольство было от Юлия Непота, проживавшего в Далмации. Бывший император, желая вернуть себе Римский трон, просил восточного царя помочь ему в этом. Но его поверенным император Зенон напомнил, что Рим ранее уже получил двух царей с Востока, одного из них прогнал, а второго – Анфимия, убил. Последующие рекомендации царя, данные в традициях римской дипломатии, были витиеваты и туманны 916 . Разумеется, в тех условиях, в которых очутился Зенон, предложение Одоакра более соответствовало его желаниям. С одной стороны, он – единоличный император, с другой – не имел никаких обязательств перед Западом. Наслаждаясь полновластием на Востоке, он мог не опасаться за свою власть на Западе, обладая столь сильным союзником-федератом. Вскоре мысли Одоакра по восстановлению единовластия в Империи были реализованы ближайшими сподвижниками Непота – Виатором и Овидом, предательски убившими в 480 г. своего господина. Тут же нашёлся и мститель – Одоакр, провозгласивший себя королём (rex) германцев . Он напал на изменников, убил их, и присоединил Далмацию к Италии, делом подтвердив, что это – римская земля, и она находится во власти одного императора. И, конечно, римского патриция и короля германцев Одоакра. Следует понимать, что такие понятия, как фактическое владение и звание носителя верховной власти совсем не обязательно должны были отождествляться для римлян. То обстоятельство, что Италия состояла фактически под властью германца, ничего не меняло в сознании римлян, по-прежнему считавших свою Империю единым политическим телом. Как доказательство этому, через некоторое время в Риме вновь появилось два консула (один – от Италии, второй – от Константинополя), и в глазах Востока и императора западные римляне были их согражданами, его подданными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010