В 538 г. город был разрушен персидским царем Хосровом I, но восстановлен в меньших размерах Юстинианом I. В 1516 г. Антиохия была завоевана турками. Антоний Великий (Египетский, 251356) – основатель коптского монашества, один из первых аскетов, который, согласно легенде, продал после смерти родителей имение и раздал деньги бедным, а сам удалился сначала в пещеру, затем – в развалины крепости на восточном берегу Нила, где пробыл в течение 20 лет. «Отец монахов», как называли его современники, основатель отшельнического и скитского монашества, он подвергал себя всевозможным лишениям, боролся с телесными вожделениями, укрепляя свой дух в молитве, в общении с Богом. В первые годы отшельничества его преследовали различные искушения: прекрасные женщины, великолепные яства, предметы роскоши, но он нашёл в себе силы отказаться от них. Жизнь Антония стала образцом подвижничества. В 305 г. он создал первую монашескую общину, состоявшую из его учеников, и установил следующие правила общежития: полное отречение от всех земных благ, молитва , труд. В 312 г. Антоний покинул общину и поселился в одной из горных пещер на пустынном берегу Красного моря. Ученики и последователи Антония основали первую колонию отшельников (греч. «еремит») – «лавры». Первая биография египетского аскета – «Житие преподобного отца нашего Антония» – была создана александрийским епископом Афанасием Великим . Мотив «искушения святого Антония» широко использовался в западноевропейском искусстве (И. Босх, Г. Флобер и др.). Анфимий из Тралл (VI в.) – талантливый архитектор и механик, создатель теории параболических зеркал, автор комментариев к сочинению древнегреческого математика неопифагорейского направления Никомаха из Герасы «Введение в арифметику» (ок.100 н.э.) и трактата «О зажигательных зеркалах» (сохранился один фрагмент), в котором он описал методы построения эллипса и параболы. Византийский архитектор несомненно знал труды александрийского механика первой половины I в. н.э. Герона. В 527530 гг. совместно с Исидором Милетским Анфимий построил церковь св. Ирины и церковь Сергия и Вакха в Константинополе, в плане которой был намечен крест, вписанный в базилику. Но создать просторное базиликальное здание, центральная часть которого была бы полностью перекрыта куполом, архитекторам не удалось. Эта задача была решена при сооружении собора св. Софии в Константинополе (532537) – первого центрического храма, увенчанного куполом, в котором новаторски соединены монументальность и пластичность античной архитектуры с достижениями зодчества Востока (Сирия, Иран, Малая Азия). Талантливые зодчие изобрели систему полукуполов, что позволило выделить подкупольное пространство как центр сооружения. Агафий Миринейский считал Анфимия «ученым, заслуживающим бессмертной славы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интересно, что Юстиниан пригласил в качестве главных архитекторов не профессиональных строителей, а самых знаменитых математиков и инженеров-оптиков — Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Световое кольцо создавалось под куполом 40 окнами днем и ночью, транслируя в купол свет либо солнца, либо луны и звезд. Под куполом постоянно создавалось светящееся облако, световая икона Славы Божьей. Из-за того, что купол неоднократно перестраивался, в том числе из-за землетрясений, этот эффект сейчас практически не заметен.  Своды Святой Софии. Фото: unsplash.com Мозаики усиливали звучание храма как пространственной иконы. Интересно, что до победы иконопочитания в IX веке в храме не было фигуративных мозаик, поскольку образ Божий создавался при помощи световой драматургии и какие-либо «картины» на стенах и сводах были излишни. Да, световое оформление останется, даже если музей превратится в мечеть. Но посещение храма будет ограничено мусульманскими службами, также некоторые его части останутся закрыты. Поскольку это будет действующая мечеть, каким-то образом придется закрыть (убрать со стен) византийские мозаичные иконы.  Во времена Османской империи эти мозаики были замазаны белой известью, не всегда аккуратно. Потому русские путешественники и исследователи XIX века, например, пытались их увидеть. Никодим Павлович Кондаков, великий историк византийского искусства, когда попадал в Святую Софию, которая была действующей мечетью, видел некие размытые силуэты и лишь пробовал догадаться, какие сюжеты там могли быть изображены.  Фактически эти мозаики явились миру в результате реставрационных работ, которые в 1930-х годах проводились под руководством американского византолога и мецената Томаса Уиттмора, который не только оплатил их, но и подробно опубликовал материалы исследований. Серьезное изучение Софии Константинопольской началось именно после этих открытий, в которых участвовали ведущие византологи того времени, в числе которых был выдающийся русский ученый, эмигрант Анатолий Фролов. Это было грандиозное событие в науке, которое завершилось переводом Святой Софии в статус музея. 

http://pravmir.ru/my-na-poroge-kulturnoj...

В ранней Византии врачи, лекари пользовались большим уважением. Среди них даже были святые – Косьма и Дамиан, Леонтий Киликийский, Пантелеймон и другие. Наиболее прославленной была четверка известных врачей-ученых: Оривасий из Пергама, друг императора-философа Юлиана Отступника (вторая половина IV в.), врачи эпохи Юстинана – Аэций из Амиды, Диоскор и Александр из Тралл, братья знаменитого математика и инженера, гениального строителя храма Св. Софии Анфимия, а также Павел Эгинский, в VII в. попавший в плен к арабам, захватившим Александрию. В частности, Оривасий и Аэций много внимания уделили гинекологии, венерическим заболеваниям женщин, в том числе и тем, которые передавались половым путем. Будучи самоучками, они основывали свои выводы, практические рекомендации не столько на скомпилированных достижениях классической античности, сколько на опыте, наблюдении и здравом смысле. Их сочинения в свою очередь скомпилировал в Х в. Феофан Нонн. В «темные века» известностью пользовались Стефан Афинский и его ученик Иоанн Александрийский. Ромеи не создали прославленных медицинских школ, подобных тем, что существовали на средневековом Западе в Салерно, Болонье, Монпелье, Париже. Знаменитая сирийская школа медицины известна в ранневизантийское время только в Нисибисе, крупном центре образования на персидской территории, у границы Византии в Месопотамии. Но это не помешало им достичь некоторого прогресса в вопросах санитарии. Они регламентировали рецептуру и хранение лекарств, преподавали медицину, ежегодно готовили достаточное количество обученных специалистов здравоохранения, чтобы обеспечить комплектацию персонала общественных лечебниц – иатрин, устраиваемых в городах, иногда при крупных храмах, а также монастырских больниц – носокомионов или, как их стали чаще называть с VII в., ксенонов. Такие заведения получали иногда помощь от государства или Церкви, но обычно заботился о них тот, кто являлся инициатором учреждения. Он поставлял все необходимое, включая кровати и тюфяки с отверстиями для лежачих больных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   В области искусства эпоха Юстиниана носит имя Первого Золотого Века. Архитектура этого времени создала уникальный в своем роде памятник — церковь Св. Софии.    Св. София, или Большая Церковь, как она называлась на Востоке, была сооружена по приказу Юстиниана на месте небольшой базилики Св. Софии («Божественной Премудрости»), которая была сожжена во время восстания Ника (532). Для того чтобы сделать этот храм сооружением невиданного блеска, Юстиниан, согласно поздней традиции, приказал наместникам провинции прислать в столицу лучшие части древних памятников. Огромное количество мрамора разных цветов и оттенков было привезено в столицу с богатейших мест добычи мрамора. Серебро, золото, слоновая кость и драгоценные камни были привезены для того, чтобы усилить великолепие нового храма.    Император выбрал для исполнения этого грандиозного проекта двух талантливых архитекторов — Анфимия и Исидора. Оба были родом из Малой Азии, Анфимий из Тралл, Исидор — из Милета. Оба они деятельно принялись за работу, имея под своим наблюдением до 10 000 человек. Император лично посещал стройку, наблюдая за ее ходом, давая советы и возбуждая усердие строящих. На Рождество 537 года, в присутствии императора, произошло торжественное освящение Св. Софии. Позднейшая традиция сообщает, что будто бы восхищенный своим творением, Юстиниан при входе в храм произнес следующие слова: «Слава Богу, удостоившему меня совершить такое дело! Я победил тебя, Соломон! » По случаю этого торжественного события народу были дарованы великие милости и устроены празднества.    Внешний вид Св. Софии, со стенами из голого кирпича, очень прост и лишен каких-либо украшений; даже знаменитый купол кажется несколько тяжелым и вдавленным. Особенно теряется Св. София в настоящее время, когда она в значительной степени «закрыта» современной турецкой застройкой. Для того, чтобы понять и прочувствовать все величие и великолепие храма, надо увидеть его внутри.    В былые времена перед храмом находился обширный двор-атриум, окруженный портиками, посреди которого был прекрасный мраморный фонтан. Четвертая сторона атриума, прилегавшая к храму, представляла собой внешний притвор (нартекс), который пятью дверями сообщался со вторым, внутренним притвором. Девять бронзовых дверей вели оттуда в храм; средняя, более широкая и высокая, царская дверь предназначалась для императора. Сам храм, приближаясь по своему архитектурному типу к купольным базиликам, образует большой прямоугольник, с великолепным центральным нефом, над которым высился громадный купол в 31 метр окружностью, возведенный с необыкновенными трудностями на высоте более пятидесяти метров от поверхности земли.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Закрыть itemscope itemtype="" > Новый статус константинопольской Софии 21.07.2020 593 Время на чтение 7 минут Источник: Православие.ру В полуторатысячелетней истории Святой Софии наступил новый рубеж эпохального масштаба. В далеком прошлом ее превращение из православного храма в мечеть совпало с началом нового времени: из разных вариантов хронологической границы между Средневековьем и Новым временем самым убедительным и почти общепринятым является 1453 г., когда пал Константинополь, завоеванный османами. Столица православной империи стала резиденцией османского султана Мехмета Завоевателя. Кафедральный храм Константинопольской Патриархии был им обращен в мечеть. В 1934-м г. по воле основателя Турецкой республики Кемаля Ататюрка Святая София стала музеем, и вот, по указу президента Турции Э. Эрдогана, ей еще раз поменяли статус – она снова обращена в мечеть. Многочисленные протесты против этого несколько лет назад задуманного и заранее публично обещанного акта не возымели желаемого эффекта, были проигнорированы Анкарой. Многочисленные протесты были проигнорированы Анкарой Это событие воспринято православным миром, христианами разных конфессий, культурным сообществом с горечью. Для православных русских людей Святая София особенно дорога – и потому, что посещение ее посланцами Великого князя Руси равноапостольного Владимира, их рассказ о том, что они видели и что пережили, пребывая в этом храме: «Мы не знаем: на небе ли мы находились или на земле, потому что на земле нет такого вида и красоты, и мы не в состоянии их описать; знаем только, что там с людьми обитает Бог», – послужили князю толчком к принятию решения о собственном Крещении и Крещении своего народа. В сложившейся ныне ситуации необходимо трезво и адекватно оценить характер и масштаб понесенной утраты. Непревзойденное творение великих архитекторов Анфимия из Тралл и Исидора из Милета не было разрушено президентским указом. Сохранились и софийские мозаики, и среди них шедевры, представляющие высшие достижения христианского искусства. А с другой стороны, и в ту пору, когда Софийский храм имел статус музея, в нем все равно не было места для общественной молитвы, для православного богослужения, молиться же сердечной и умной молитвой в этой святыне ничто не мешало христианским паломникам и в те времена, когда она была мечетью.

http://ruskline.ru/opp/2020/07/21/novyi_...

Император Лев избрал сам кандидата на римский престол, и с его выбором согласился римский сенат. То был сенатор Анфимий. Он носил имя своего деда по матери, того Анфимия, который с таким успехом управлял государством в малолетство Феодосия. Отцом его был Прокопий, сделавший при Феодосии военную карьеру до высшего поста магистра армии. Анфимий был женат на дочери императора Маркиана, и это обстоятельство, помимо его огромного богатства, делало его подходящим кандидатом на трон. Уже в 455 году он был консулом. 1036 Свою военную карьеру Анфимий начал при Маркиане и продолжал при Льве участием в военных действиях против готов и гуннов во Фракии. О предоставлении римского трона Анфимию Гензерих был оповещен посольством из Константинополя. Его исправлял тот же Филарх. Лев повторил свои требования прекратить грабежи итальянского побережья и грозил войной. Но Гензерих не внимал угрозам и обвинял императора в нарушении каких-то соглашений. 1037 Продолжая завязавшиеся еще раньше сношения с Марцеллином, Лев достиг того, что тот согласился сопровождать Анфимия в Рим. Огромные средства Анфимия позволили ему снарядить целую армию, с которой он направился в Италию. Сенат, народ и войско вышли ему навстречу за три римские мили от города. Анфимий принял здесь отличия императорского сана и в триумфальном шествии вступил в город (12 апреля 467 года). Затем начался нескончаемый ряд торжеств. По предварительному соглашению Рехимер женился на дочери Анфимия, Алипии, и бракосочетание продолжило празднества. Эти торжества видел и писал о них поэт Аполлинарий Сидоний, который затем в день 1 января следующего года держал пред императором панегирик в его честь и был вознагражден назначением на пост префекта Рима. Анфимий сумел поднять престиж императорского сана, вступил в сношения и приблизил к себе Экдиция, главу галльской знати, отстаивавшей римскую идею, импонировал германским царям Испании и Галлии и принимал от них посольства. Сближение двух империй было вызвано прежде всего сознанием необходимости общих и согласованных военных предприятий против вандалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Еще одной заслугой Анфимия стало восстановление Дунайской эскадры, понесшей значительные потери в результате вторже­ния варваров. Важнейшим предприятием Анфимия стало сооружение кре­постных стен вокруг разросшегося Константинополя, численность населения которого к началу V века приблизилась к полумилли­ону. В 412 г. стена, воздвигнутая при святом Константине, была основательно разрушена землетрясением, и тогда под руковод­ством Анфимия начато было сооружение новой крепостной сте­ны с 92 башнями, значительно западнее Константиновской; ее протяженность от Золотого Рога до Мраморного моря составля­ет около 7 километров. После очередного землетрясения, кото­рым построенная Анфимием стена была значительно поврежде­на, уже в 447 г. ее отремонтировали и дополнительно укрепили. Известная с именем Феодосия, она, хотя и в перестроенном виде, дошла до наших дней, представляя собой один из самых гранди­озных памятников крепостного зодчества. Крепости строились тогда и в других городах империи, особенно на Балканах, где про­ходила самая угрожаемая граница государства. Благодаря участию Анфимия, удалось преодолеть церковный раскол, возникший в результате преследования святого Иоан­на Златоуста, имя которого было внесено в диптихи, после чего восстановлено было общение между Римской и Константино­польской церквами, прерванное в связи с гонениями на него. С восстановлением канонического общения столичных церквей связано и преодоление политических разногласий между двумя правительствами одной и той же Римской империи. После падения Рима власть Гонория распространялась лишь на малую часть Гесперии, как греки называли Запад. Император утратил контроль над Британией, Галлией, Испанией, Африкой, оказавшимися в руках вторгшихся варваров или узурпаторов. Юг Италии был оккупирован вестготами во главе с их новым коро­лем Атаульфом. Он уже не был, подобно своему великому род­ственнику Алариху, варваром, едва задетым влиянием римской культуры. Атаульф получил образование, владел латинским язы­ком, понимал мир, который, казалось, лежал у его ног; именно поэтому он мог трезво оценить реальное положение дел и поли­тическую немощь своего народа, обладавшего военным превос­ходством над римлянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Так прошло сорокадвухлетнее царствование Феодосия. – Обозревая все изложенные выше события одним общим взглядом, нельзя не признать время правления этого императора чрезвычайно важной эпохой в судьбах Восточной империи. Уже сама продолжительность этого царствования имела большое значение в смысле установления традиций. В течение сорока двух лет одно лицо стояло во главе правления и утверждало монархическую идею на основе христианских воззрений и принципов. Со времени Эд. Гиббона даже в серьезных научных трудах появляются и доселе издевательские отзывы о личности Феодосия. 927 Но в этих приговорах сказывается недостаточно внимательное отношение к фактам в отдельности и неумение понять дух и настроение тех давних времен. Глубоко и искренно благочестивый, неукоснительно твердый в своей вере, мягкий и кроткий по характеру, поддававшийся влиянию окружающих, Феодосий был преисполнен сознания высоты своего служения и своего сана и неукоснительно нес свой жребий как долг перед Богом и своим народом. Счастливая судьба послала ему Анфимия в годы его детства, и этот человек твердо держал бразды правления, не встречая ни от кого протеста и оппозиции. Анфимия сменила Пульхерия, с которой Феодосий разделил затем верховную власть и допустил соправительство. Несмотря на свой мягкий и слабый характер и не отличаясь бойкостью ума, Феодосий был всегда прекрасно окружен и имел вокруг себя верных, честных и талантливых слуг. Он менял людей на высоких постах и проявлял иногда в отношении к ним даже жестокость, не свойственную вообще его характеру; но эти перемены не отражались в направлении государственной политики, и его правительство ясно сознавало свои задачи и обязанности и было способно вести государство к силе, чести и славе. Тогда как на Западе варварский элемент и всемогущество военных людей подрывали самые основы государственной власти, Восток империи остался свободен от этого бедствия и, пережив при Аркадии восстание Гайны, воспрянул в сознании силы местного культурного элемента. Варвары верно служили императорскому престолу и проливали свою кровь во славу римской идеи единства мира под скипетром одного Богом поставленного государя. 928

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Из-за старости эти две церкви рушились. Патриарх же восстановил их, выделив на это значительную сумму. Строительство, противоборство с униатами и выплаты правителям, которые делались, чтобы дать отпор еретикам, стали причиной появления долгов у престола. Когда Священный Синод, находившийся в столице, узнал об этом, его члены потребовали приезда патриарха, и тот отправился в Константинополь в 1792 году 571 . Священный Синод собрался, и патриарх пожаловался ему на свое положение и усталость. Он был уже в преклонных годах, и ему посоветовали отказаться от Антиохийской кафедры (199 БПАП), чтобы вместо него был направлен молодой, деятельный патриарх. Еретики не давали Даниилу покоя, и у него не было сил хлопотать и усердствовать, чтобы выплатить долги патриаршего престола. Члены Синода убеждали его, что, отказавшись от кафедры, он сможет отдохнуть от тяжелых трудов, а Антиохийский престол обретет спокойствие с уплатой накопившихся долгов. Даниил предлагает Анфимия в патриархи Антиохии Даниил нашел это правильным и дал согласие на отказ от патриаршества. Затем Священный Синод посвятил одного из присутствовавших там епископов, чтобы назначить его вместо Даниила патриархом Антиохийской кафедры. Однако патриарх Даниил (120 ВББ) не одобрил его кандидатуру и вместо него облек полномочиями другого епископа. Им был кир Анфимий родом с острова Кипр, человек способный и высокообразованный, ученый муж, доблестный и ревностный в вере православной. Патриарх Даниил взял его за руку и сказал, обращаясь к Синоду: «Вот мой преемник, для которого я добровольно хотел отказаться от Антиохийской кафедры». Синод согласился с этим и сделал Анфимия патриархом в 1792 году, обязав его выплачивать патриарху Даниилу ежегодный пансион в тысячу пиастров из доходов Антиохийского престола. Даниил, согласно обычаю, получал право подписываться (200 БПАП) ‘бывший Патриарх Антиохийский’. Он уехал на остров Хиос, который был его родиной, и остался там после двадцати пяти лет своего патриаршества 572 . Патриарх Анфимий отправляется в Дамаск в 1792 году Для патриарха Анфимия, как принято, были изданы указы Порты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый вопрос не потребовал больших усилий – бывший римский командующий оказался покладистым человеком и не отказался признать захваченную им Далмацию имперской территорией. Но с вандалами дела обстояли гораздо хуже – посла св. Льва, Филарха, даже не допустили до Гейнзериха: вандалы действовали всё увереннее и наглее. Рехимер, хотя и являлся фактическим правителем Италии, уже не решался вступать с ними в единоборство. Он тайно инициировал посольство римского сената в Константинополь с просьбой дать Италии нового царя. Надо сказать, и Восток совсем не собирался замыкаться в границах своих провинций. Как только Константинополь почувствовал силу, св. Лев Великий удовлетворил просьбу итальянцев и назначил им в 467 г. императором Анфимия (467–472), мужа дочери св. Маркиана. 12 апреля 467 г. новый царь торжественно вступил в Рим, где был радостно встречен местным населением. Правда, Гейнзерих не признал Анфимия в данном качестве и сетовал на нарушение святым императором каких-то неведомых соглашений, но это, скорее, свидетельствовало о слабости варвара, чем о силе 861 . Анфимий, отличавшийся громадным богатством и твёрдостью характера истинного воина, сумел быстро поднять авторитет царской власти в Италии. Он сошёлся с галльской знатью, тоскующей по старым римским временам, и сумел добиться симпатий со стороны германских вождей Испании и Галлии. Он же выступил инициатором грандиозной военной экспедиции против вандалов, аналога которой в истории Рима, по-видимому, ещё не было. Объединение усилий двух частей единой Империи, как в прежние времена, позволило римлянам создать серьёзную угрозу владычеству варваров. За счёт личных средств Анфимия и невероятных усилий государственной казны был снаряжён огромный флот в размере 1113 судов и собрана многочисленная армия. Достаточно сказать, что общая сумма расходов на эту экспедицию исчислялась в размере 65 тыс. фунтов золота и 700 тыс. фунтов серебра. Главнокомандующим объединёнными армиями был назначен Василиск, брат царицы Верины, имевший огромный боевой опыт военных действий в битвах с готами и гуннами, командующий имперскими войсками во Фракии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010